в чем участвуют потребители в рыночной экономике

ТЕМА 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1. Дайте определения понятиям

4.Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления блага (при неизменном объёме потребления всех остальных благ) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется.

8.Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

9.Предельная норма замещения в микроэкономике – величина, определяющая количество товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу.

10.Бюджетная линия показывает различные комбинации двух благ, которые потребитель может приобрести, если его денежный доход имеет фиксированную величину.

2. Узловые вопросы темы

1. Факторы, определяющие выбор потребителя в рыночной экономике

Потребительский выбор зависит и от цен на товары, которые предполагается приобрести. На выбор влияет и качество товаров, отражающее их полезность. Потребитель, имея ограниченный бюджет, стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей путем потребления товаров с максимальной совокупной полезностью. В этом проявляется его поведение как человека рационального.

1. Интерес к цене. Под интересом к цене, или под мотивацией ценового поведения, понимается потребность покупателя получать информацию по ценам и учитывать ее при принятии решения о покупке.

2. Знание цены. Под знанием цены понимается всякая информация, получаемая потребителем и значимая для оценки выгодности покупки желаемого продукта с точки зрения цены.

3. Оценка цены. При принятии решения о покупке товара важное значение имеет не объективная цена продукта, а субъективная оценка предложенной за продукт цены.

4. Анализ цены. Этот фактор ценового поведения потребителей предполагает, что потребители классифицируют продукты по качеству, опираясь на уровень цен. При этом потребители исходят из того, что чем выше цена, тем выше качество продукта.

2.Рациональное поведение потребителя.

Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Рациональное поведение может быть продиктовано личным интересом, а также целями, стоящими непосредственно в момент выбора.

В целом рациональность предполагает получение максимальной выгоды при минимальных затратах.

3.Правило максимизации полезности

С точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

4. Оптимальный выбор потребителя (потребительское равновесие)

Это такое распределение дохода потребителя, при котором достигается структура потребления, обеспечивающая ему получение максимальной полезности.

Находясь в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, потребитель достигает наивысшего из доступного для него при данных бюджетных ограничениях уровня полезности и оказывается в положении равновесия.

5. Парадокс стоимости Адама Смита и роль теории предельной полезности в его объяснении

Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?

Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.

Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.

Конкретная полезность благ обусловливается соотношением между их реальным количеством и потребностью в этих благах. Алмаз по сравнению с наличием источников воды крайне редок, и ценность его оказывается высокой. Это не полезность вообще, а конкретная полезность блага.

Таблица для ответов

Номер теста12345
Вариант ответабвгга

1. Оптимальное правило покупки предполагает, что:

а) цена товара соответствует его общей полезности;

б) предельная полезность товара соответствует его цене;

в) наивысшая цена должна быть меньше предельной полезности товара;

г) все ответы верны.

2. Бюджетное ограничение представляет собой:

а) линию общей полезности товаров;

б) линию предельной полезности товаров;

в) ограничение, налагаемое на выбор покупателя;

г) линию максимального удовлетворения потребностей покупателя.

3. Чтобы максимизировать полезность:

а) покупатель должен покупать максимальное количество товаров, не являющихся заменителями;

б) предельная полезность каждого вида покупаемых товаров должна быть одинаковой;

в) должна быть одинаковой взвешенная предельная полезность каждого товара, полученная в расчёте на одну денежную единицу;

г) все ответы верны.

4. Равновесное состояние потребителя показывает:

а) любая точка на бюджетной линии;

б) любая точка на кривой безразличия;

в) точка касания бюджетной линии кривой безразличия;

г) обе точки пересечения бюджетной линии и кривой безразличия.

5. Равновесие потребителя предполагает, что:

а) потребитель расходует весь свой доход и при этом максимизирует полезность приобретаемых им благ.

б) потребитель максимизирует полезность приобретаемых им благ, расходуя минимум своего дохода;

в) покупая определённое количество благ на данный доход, потребитель не стремится изменить своё положение;

г) все ответы верны.

Задачи

Определить общую полезность одного, двух и трёх гамбургеров.

Общая полезность (TU)= сумме величин предельной полезности (MU)

TU одного гамбургера=5 ютилей;

У молодого человека имеется 1800 руб., предназначенных для покупки свитеров и рубашек. Цена свитера равна 400 руб., а рубашки – 200 руб. Сколько единиц каждого товара он должен купить, чтобы максимизировать полезность? Предельные полезности свитеров и рубашек представлены в таблице:

Количество покупаемых товаров, шт.123456
Предельные полезности свитеров, ютилей1086432
Предельные полезности рубашек, ютилей876543
MUсвит/Рсвит0,0250,020,0150,010,0080,005
MUруб/Рруб0,040,0350,030,0250,020,015

правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

в чем участвуют потребители в рыночной экономике. Смотреть фото в чем участвуют потребители в рыночной экономике. Смотреть картинку в чем участвуют потребители в рыночной экономике. Картинка про в чем участвуют потребители в рыночной экономике. Фото в чем участвуют потребители в рыночной экономике

Где MU – предельная полезность товаров А и В, Р – их цена.

MUсвит/Рсвит = MU руб/Рруб

1.комбинация 1 свитер +4 Рубашек. Затраты 1*400+4*200 = 1200

2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2*400+5х*200 = 1800

3.комбинация 3 свитера + 6 рубашек. Затраты 3*400+6*200 = 2400

Подходит 2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2*400+5*200 = 1800 руб.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 13. Экономика потребителя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Доходы – денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Общество – группа людей, объединившихся для совместной деятельности (общество книголюбов, общество журналистов).

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Расходы – это сумма, израсходованная для оплаты товаров или услуг.

максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

Товар – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.

Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства.

Рынок товаров и услуг; потребление; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя; семейный бюджет

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Потребитель – это гражданин, купивший либо собирающийся купить продукт (услугу) с целью удовлетворения индивидуальных (бытовых) потребностей.
Каждый человек в современном обществе пользуется теми или иными предметами, которые он приобрёл за деньги.
Потребителями являются все без исключения, вне зависимости от пола, возраста и профессии. В том числе и продавец, стоящий за прилавком – потребитель.
И богатый бизнесмен тоже потребитель, так как он ездит на автомобиле, который купил. В том числе и глава государства считается потребителем, так как костюм, который на нём надет, он тоже сшил не сам.

Потребителем может быть не только человек, что ранее приобрел продукт и применяет его, но даже и тот, кто только собирается это сделать. Данное означает, то что в случае, если вы направились к продавцу с просьбой продемонстрировать продукт и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.
Возможна и подобная ситуация, когда один человек приобретает продукт в подарок другому.
Помните то, что потребителем является не только гражданин, что приобретает продукт (услугу), однако и тот, кто непосредственно этим продуктом (услугой) пользуется.
Даже тот, кому будет вручён данный продукт в качестве подарка, будет его потребителем.
Возможна и такого рода ситуация: своим работникам компания приобретает туристические путёвки.

Это связано с необходимостью физического поддержания жизни людей путем использования ими пищи, одежды, жилищных удобств, а также с потребностями интеллектуального характера, удовлетворяемыми, например, путем образования или проведения досуга.

В государствах с командной экономикой действия потребителей контролируются. Рыночная экономика наделяет граждан законом беспрепятственного финансового действия, в таком случае имеется суверенитет потребителя.

Суверенитет потребителя – это возможность собственника любых видов ресурсов распоряжаться данными ресурсами.

Этапы рационального поведения потребителя:

— осознание необходимости покупки;

— поиск информации о товаре или услуге;

— оценка возможных вариантов покупки.

Прежде всего, при принятии решения потребителем, работником, семьянином либо гражданином в расчет обязан приниматься его доход.

Доход способен выражаться в денежных единицах либо в объёме благ, какие возможно на него приобрести.

Семейный бюджет – это расчёт будущих затрат и прибыли в семье.

Доходная часть бюджета – это денежная прибыль, получаемая членами семьи.

Расходная часть бюджета – это общие финансовые расходы семьи на какие-то продукты, приобретения и т.д.

Приобретая что-либо за деньги, мы становимся потребителями, таким образом тема данного урока касается каждого человека и изучив ее мы вы станете чувствовать себя комфортнее на сложном рынке товаров и услуг.

Разбор типового тренировочного задания

Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в стране.

Б. Потребности людей в разнообразных товарах и услугах на протяжении веков остаются неизменными.

Правильный вариант/варианты: 1.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Потребитель, выбирая товары и ___________(А), активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

___________(Б) — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителями также выступают фирма, организация и ___________(В) в целом.

Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) __________(Г) — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема ___________(Д) выбора.

Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет __________(Е) потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) рациональный 4) потребитель 7) потребление

2) суверинитет 5) бюджет 8) товар

3) государство 6) услуга 9) дефицит

Правильный вариант: услуга, потребитель, государство, бюджет, рациональный, суверенитет

Источник

Олимпиада по экономике 9-11 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Олимпиада по экономике 9-11 класс.

I . Ответьте «да» или «нет» (1 балл за каждый правильный ответ).

1. Задачей экономической науки является совершенствование налоговой системы.

2. Ограниченность ресурсов вызвана ограниченностью человеческих потребностей.

3. Способы распределения ограниченных ресурсов зависят от типа экономической системы.

4. При натуральном производстве блага создаются исключительно для удовлетворения личных потребностей самого производителя.

5. Производство ориентируется на удовлетворение потребностей потребителей.

II .Выберите правильный ответ (2 балла за каждый ответ)

1. Что из перечисленного характерно для рыночной экономики

1) частная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых продуктов

3) государственное регулирование ценообразования

4) централированное планирование производства

2. Фраза «Слишком много денег охотится за малым количеством товаров» передает суть процесса:

1) инфляции; 2) кризиса перепроизводства; 3) дефляции; 4) конкуренции.

3. К главным вопросам экономики не относится вопрос

1) как производить? 2) что производить?

3) когда производить? 4) для кого производить?

4. В период летних отпусков резко возрастает спрос на услуги туристических фирм. Фирмы стараются делать более выгодные предложения, чтобы привлечь клиентов. В этом проявляется:

1) монополия; 2) специализация; 3) разделение труда; 4) конкуренция.

5. Интенсивный экономический рост обеспечивается

1) расширением производства

2) увеличением числа работников, занятых в производстве

3) вовлечением в производство неиспользованных ресурсов

4) совершенствованием технологий производства

6. Верны ли следующие суждения о рациональном поведении субъектов в экономике.

А. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который покупает самый дешевый товар из имеющихся на рынке.

Б. Рационально поступает тот участник экономической деятельности, который добивается наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

7. Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в экономической сфере?

1. Президент вручил государственные награды людям, проявившим высокий профессионализм, мужество и героизм.

2. Проводимая в стране реформа образования расширила возможности педагогов по выбору учебных пособий и программ.

3. В преддверии избирательной компании парламент страны принял новый закон о выборах.

4. Защищая отечественного производителя, правительство повысило ввозные пошлины на иностранные автомобили.

8. Верны ли следующие суждения о прибыли как результате хозяйственной деятельности?

Б. Прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство и сбыт.

1. верно только А 2. верно только Б

3. верны оба суждения 4.оба суждения неверны

9. Показатель объема производства определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

1. внутренний валовой продукт 2. национальный доход

3. валовый национальный продукт 4. чистый национальный продукт.

10. Верны ли следующие суждения о действии рыночного механизма?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

1. Найдите в приведенном ниже списке косвенные налоги. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Налог на прибыль 2) Налог на добавленную стоимость

3) Подоходный налог 4) Налог на наследство

5) Таможенный сбор 6)Акциз

2. Найдите в приведенном списке факторы, влияющие на величину предложения.

1) Налоги на производителей и продавцов

2) Доходы потребителей

3) Вкусы потребителей

4) Инфляционные ожидания потребителей

5) Природные условия

6) Цены на используемые в производстве ресурсы

IV . Задачи (по 10 баллов)

Норма времени на изготовление одного изделия составляет 12 минут, часовая тарифная ставка при данной сложности труда 15 руб., в месяце 24 рабочих дня; продолжительность смены 8 часов. За месяц изготовлено 1008 изделий. Оплата труда сдельно-премиальная.

норму выработки в месяц (шт.);

сдельную расценку на изделие (руб.);

Норма времени на изготовление одного изделия составляет 12 минут, часовая тарифная ставка при данной сложности труда 15 руб., в месяце 24 рабочих дня; продолжительность смены 8 часов. За месяц изготовлено 1008 изделий. Оплата труда сдельно-прогрессивная.

Определите сумму сдельной заработной платы за месяц, если при выработке продукции свыше исходной базы сдельная расценка увеличивается в 1,5 раза. Исходная база для начисления сдельных доплат 102,5%.

Источник

Потребитель в рыночной экономики

Чистый капитализм

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы с использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика. Эту систему характеризует общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования.

Свобода предпринимательства и выбора

Свобода предпринимательства означает, что при чистом капитализме частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товара или услуги по собственному выбору и продавать этот товар или услугу на рынках по выбору самой фирмы.

Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством или другими производителями, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора означает:

владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению;

работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;

потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в капиталистической экономике особое стратегическое положение; в определенном смысле потребитель обладает суверенитетом. Пределы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов обусловливаются потребительским выбором. В конечном счете потребитель решает, что должна производить экономика, и только в этих рамках поставщики ресурсов могут делать свой свободный выбор. В действительности поставщики ресурсов и предприятия вовсе не «свободны», они должны производить только те товары и услуги, которые потребители желают.

Однако реализация всех этих форм свободного выбора не означает какого-то беспредела: вся экономическая деятельность осуществляется в рамках объективных законов.

Роль личного интереса

Конкуренция

Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя больше, служит основой для свободной, или совершенной, конкуренции.

Конкуренция как коренное свойство чистого капитализма означает следующее:

наличие на рынке большого числа участников рыночных сделок или независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;

свободу вхождения в отрасль или свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

Кратко рассмотрим эти два взаимосвязанных аспекта совершенной конкуренции:

Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции, «отдан на милость рынка». Та же характеристика справедлива и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупатели там в изобилии, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, чтобы получить выгоду (прибыль).

Здесь важно следующее положение: широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею. Конкуренция, или экономическое состязание, препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличивать свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. Совершенная конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при чистом капитализме.

Свобода вхождения в отрасль. Конкуренция предполагает также, что производителю очень просто вступить в какую-то конкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения отдельных отраслей. Этот аспект конкуренции обусловливает гибкость, которая жизненно важна для того, чтобы экономика с течением времени сохраняла свою эффективность. Свобода вступления в отрасль необходима, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.

Рыночная система

Равно как конкуренция служит регулирующим механизмом, система рынков и цен играет роль основной организующей силы.

Рыночная система представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются.

Те, кто следует диктату рыночной системы, вознаграждаются, а тех, кто его игнорирует, система карает. Через эти системы связей капиталистическое общество выносит свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно производить и каким образом распределять результаты производительного труда между экономическими единицами. Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того, как распределить свои ресурсы и производимую из них продукцию, но и как с ее помощью эти решения осуществлять на деле. При чистом капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учета бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 190 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *