в чем тургенев видит опасность учения нигилистов
Проблема нигилизма и принцип «таинственного нравоучения» в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)
Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Отцы и дети» действительно смог задеть живой нерв эпохи. В то время, когда материалистические европейские течения начали проникать в Россию, появляется нигилизм – отрицание всего предшествующего опыта человеческой мысли и социальных норм. Он воспринимался в правящих кругах как социальная и культурная опасность. Именно поэтому роман «Отцы и дети» посчитали причиной волнений в народе.
Главный герой произведения не признаёт авторитетов. Однако, несмотря на возмущения современников, нельзя сказать, что Иван Сергеевич даёт объективную оценку явлению нигилизма и конфликту «отцов» и «детей». Тургенев не высказывает своё мнение прямо, но суть и идея романа проступает в диалогах и действиях его героев. В этом и отражается принцип «таинственного нравоучения», о котором говорил Николай Николаевич Страхов в своей статье, посвящённой роману.
Ещё одним примером принципа «тайного нравоучения» служит мнимый и одновременно серьёзный конфликт Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович – интеллигентный, образованный аристократ, имеющий консервативные взгляды. Он является главным оппонентом Базарова в романе. Евгений отвергает то, что защищает и уважает Кирсанов – вековые культурные ценности. Однако и этот конфликт вовсе не является однозначным. На самом деле Павел Петрович – истинный нигилист, но только с консервативными порядками. В отличие от Базарова, он по-настоящему разочарован в любви. Кирсанов и Базаров являются соперниками и собратьями по судьбе. Несмотря на внешнее противостояние, мы видим, что герои не столь различны между собой. Они оба умны, талантливы, тщеславны, оба одиноки и оба чужды обществу. И снова на тезис даётся противотезис. Мы видим, что между энергичностью «детей» и покорностью «отцов» противоречия мнимы. Взгляды молодёжи со временем переплетаются и сближаются со взглядами старшего поколения.
Как итог, мы можем судить, что сквозь любое резкое отрицание в романе проступает то, что является объектом отрицания. В этом и состоит жизнь с её неправильностью, сумбурностью и естественностью.
В чём сила и слабость нигилизма Базарова по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)
Ведущий конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — идеологический и заключается в противостоянии поколений, имеющих разный взгляд на судьбу России. Аристократы-либералы и разночинцы-революционеры, нигилисты, борются за свободу, но для каждых разную. Первые отстаивают свободу слова и мнений, начинающую появляться в общественной жизни после николаевской реакции, но не предпринимают решительных действий, а вторые считают необходимым избавление от крепостного права и стремятся осуществить перемены как можно скорее.
Автор, показывая различные мнения, стремится показать достоинства и недостатки убеждений представителей каждой стороны, останавливаясь внимательнее на молодом поколении, так как за ними судьба России.
Нигилизм молодого поколения и Базарова как его представителя заключается в отрицании «авторитетов», прежних устоев и желании познать все практическим путем, что идёт вразрез с прежними устоями, которые в основном отображены во взглядах Павла Петровича Кирсанова. Конфликт обозначается еще при первой встрече: дядя Аркадия не подает руку другу племянника, называя его «тот волосатый». Он, одевающийся по принципам английской моды, следящий за туалетом так, что даже руки и ногти его выглядят чересчур аккуратно, не может понять, как Базаров может опуститься до того, чтобы носить «одежонку», какой-то черный балахон и рубашку, похожую на крестьянскую. Из эпизода разговора за столом мы узнаем, что для первого персонажа внешний вид — это достоинство, самоуважение, которые являются главными «принсипами» Павла Петровича, уверенного, что улучшая себя он делает лучше Россию. Для нигилиста же такая забота о себе — это паразитизм, он считает, что нужно заботится о благе не себя, а для общества. Так, он считает, что искусство — это пустая трата времени и «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа — не храм, а мастерская и человек в ней — хозяин», любовь и чувства – «гниль, чепуха», высмеивает утверждение о горящем восхищением взгляде, говоря, что в анатомии глаза нет органов, отвечающих за него. Он отрицает все, что не может принести практического результата, стремясь к деятельности наиболее полезной. Молодой человек признает высшей ценностью науку, выбирает профессиональный путь в медицине, не только изучая теорию, но и самостоятельно проводя эксперименты, например, на лягушках, за которыми отправляется с раннего утра. Кроме того, важное различие между поколениями заключается в отношении к народу. Павел Петрович, понимая необходимость преобразований, помогает брату в управлении имением, но не может в должной мере улучшить положение крестьян, потому что он далек от них, презирает за темноту взглядов, в то время, как Базаров тоже осознает его неидеальность, но готов идти на контакт и искоренять недостатки. И крестьяне сами тянутся к нигилисту: мальчишки бегают за ним хвостом, дворовые Кирсановых расстраиваются, когда он уезжает.
То есть мы видим, что в некоторых пунктах позиция Евгения Базарова сильна: в отличие от «аристократишки», ничего не предпринимающем и паразитирующем, он решителен и деятелен, близок к народу, что помогает ему понять его нужды и быть более продуктивным в преобразованиях.
Однако автор развенчивает позицию героя, заставляя пройти его испытание любовью. Базаров, был уверен, что, если «нравится тебе женщина – возьми её», если не получается — «плюнь, свет клином не сошелся», но встреча с Одинцовой, вызвала в нем внутренние перемены. Он не только ощутил силу чувств, но и начал видеть красоту природы, что мы замечаем, когда его глазами видим ночной пейзаж из открытого окна в доме возлюбленной. Пропасть между ним и Павлом Петровичем уменьшается за счет того, что оба героя узнали, что такое невзаимность чувств, и что одно из главных убеждений Базарова разрушилось, подставив под сомнение и остальную систему ценностей. Поэтому в сцене дуэли мы уже не видим врагов: молодой человек, ранив противника в ляжку, спешит ему помочь.
И. С. Тургенев показывает опасность и несостоятельность пафоса отрицания нигилистов, так как, мало того, что нигилисты отрицают вечные ценности, так еще и не предлагают ничего взамен, возлагая эту ответственность на будущие поколения и считая, что их дело — «расчистить территорию».
Таким образом, Иван Сергеевич, осмысливая общественное положения перед отменой крепостного права, дает понять, что и позиция «отцов», и позиция «детей» несовершенна. Позиция вторых, хоть и имеет преимущество над первыми в виде решительности и близости народу, но тоже несостоятельна, так как её представители, разрушая, не предлагают ничего взамен.
Почему нигилисты нужны России? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)
Одним из самых противоречивых образов в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», несомненно, является образ Евгения Васильевича Базарова. Через Базарова автор отражает идеи и принципы нового течения того времени — нигилизма. Что же такое нигилизм и нужны ли нигилисты России?
Для начала поговорим о самом течении. Владимир Даль в своём толковом словаре выражается так: «Нигилизм — безобразное и безнравственное ученье, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».
В какой-то мере он прав, нигилисты действительно отвергали чувства, принципы и тому подобное, называя любовь белибердой. Но тем не менее нигилизм отнюдь не безнравственен. Нигилисты действовали из соображений полезности. Сам Базаров в споре с Павлом Кирсановым говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Базаров считает, что, не признавая авторитеты, принципы аристократии, можно помочь России. В этом он прав. В то время в России росло недовольство правительством, политикой крепостничества. Нигилисты же возгревали революционные идеи, способствовали переменам в России. Однако если взглянуть на ситуацию со стороны Павла Кирсанова, можно заметить, что он считает нигилистов бесполезными и даже опасными для общества. Почему же? В том же самом споре старший Кирсанов говорит такую фразу: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить. » С точки зрения Кирсанова нигилисты лишь разрушают, не совершая никакой полезной работы. На что Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
Итак, мы рассмотрели точки зрения двух противоборствующих сторон по поводу нигилистов, их полезности для России. Теперь сопоставим их в один общий вывод. Нигилисты — разрушители, не признающие принципов времени, в которое живут. Отрицая всё и вся, они «расчищают место» для будущих преобразований. Кто будет делать эти преобразования? Будущие нигилисты, также действующие из соображения полезности. У них также не будет каких-то принципов, они будут уже преобразовывать, а не ломать, создавая справедливое устройство государства.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».
Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.
Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.
Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.
В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», — впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», — задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.
Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.
И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Анны Одинцовой↑ ТургеневКонфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева →
Сочинение 2
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на которые разбит социум: либерально дворянской и демократической. Впрочем, в случае с Базаровым, двойственность проявляется в том, что он, будучи скорее приверженцем второго течения не верит в народ как таковой и свято убежден в том, что отмена крепостного права ни даст никаких результатов.
Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.
Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.
К слову, иногда возникают мысли, что главному герою не чуждо поведение, называемое в современном мире «позерством»: мало что из себя представляя, он всячески стремится выделиться из толпы и показать свою «уникальность», и весьма «оригинальную» позицию «против всех», нося балахон с кистями и большие бакенбарды.
Кстати, в этом главный герой немного схож с определенной категорией подростков. Такое впечатление, что и «отрицание» в данном случае не является устоявшейся системов взглядов взрослого человека, а является своеобразным способом бахвальства и попыткой обрести уверенность в себе посредством вычурности и невежества.
Кирсанов же является типичным «прилипалой», который старается соответствовать своему «более харизматичному» другу, безоговорочно принимая его систему ценностей, точнее систему отсутствия оных. Однако, дядя Аркадия оказывается человеком старой закалки, не боящимся выражать свое мнение, потому он довольно часто конфликтует с Базаровым, пытаясь вразумить заблуждающегося героя.
Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.
Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…
В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.
Другие темы: ← Что делает Базарова героем своего времени?↑ ТургеневЕвгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов →
«Нигилизм Базарова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и деты»)»
Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов — люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров — один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.
Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров — сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то», — с пренебрежением говорит он об отце своей матери. По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства — это «вздор» и «романтизм». Базаров — ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?» — спрашиваем мы словами Павла Петровича.
Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, „длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом“, „большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета“, лицо „оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум“. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и „плебействе“, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
У Базарова особые взгляды на жизнь: он — нигилист, то есть „человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип“. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: „В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем“.
Базаров показан Тургеневым как сторонник самого „полного и беспощадного отрицания“. „Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным“, — говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».
Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь. Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой — одним словом, всё то, во что верили либералы — «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».
Популярные сочинения
Первоначальная авторская характеристика Базарова
Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает «художественного элемента». Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей – «бесплоднейший субъект». Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и «художественного элемента». Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.
Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов
Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, — типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.
Революционность мировоззрения Базарова
Тем не менее в произведении «Отцы и дети» Базаров-нигилист, критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда «только болтать» о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в нигилизме Базарова видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.
Отношение к окружающему миру
Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.
Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.
Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.
Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.
Отрицание Базарова
Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с «хвастливым» и «грубым» материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему «приятно отрицать». Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.
Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров — нигилист. Он придерживается веры только в науку – физиологию, физику, химию – и не приемлет все другое.
Положительное в нигилизме Базарова
Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.
Долой авторитеты
Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.
Нет — суждениям, да — опыту
Профессиональная работоспособность
Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.
Критическое самоуважение
Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.
Сила духа и цельность личности
Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.