в чем цель литературы

Цели художественной литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Художественная литература

Под понятием «художественная литература» подразумевают вид искусства, в котором в качестве материала для произведений используют человеческую речь и литературный язык. Художественная литература объединяет в себе и авторские произведения и народные, не имеющие авторства.

Специфическими характеристиками художественной литературы являются:

Опыт, который мы получаем из художественных произведений, сложно переоценить. Благодаря ему мы не только можем выстроить свою жизненную позицию, опыт, который мы извлекаем из книг помогает в решении повседневных проблем и конфликтов, так как большинство таких проблем и конфликтов были описан ранее в произведениях художественной литературы. Наша задача перенять этот опыт и суметь внедрить его применение в нашу собственную жизнь. Таким образом когда мы читаем художественные произведения мы познаем сложность жизни.

Помимо того, что мы видим жизнь других людей на страницах произведений, мы так же узнаем личную точку зрения автора. В своем произведении он выражает свой собственный внутренний мир через героев, их характеры, их поведение в тех или иных ситуациях.

Литературные произведения являются еще и отражением эпохи. Литературные произведения разных эпох демонстрируют нам социальные, общечеловеческие и глобальные проблемы того времени. Литература является первым отголоском настроения общества. Она может показать нам все то, что происходит внутри человека, в стране и в мире. Благодаря художественной литературе мы можем окунутся практически в любую эпоху и увидеть мир глазами ее современников.

Предмет художественной литературы

Художественная литература развивается уже на протяжении многих веков. За это время она настолько прочно проникла во внутренний мир человека, его взаимодействие с другими людьми и с действительностью, что на сегодняшний день ответ на вопрос, что является предметом художественной литературы несомненно прост – это человек. Но следует отметить, что человек не сразу занял центральное место в художественной литературе, для этого потребовалось некоторое время, знания, творческие способности. Если говорить о древней поэзии, то на том этапе человек еще совершенно не занимал центрального места в ней, в большинстве своём древняя поэзия воспевала священных животных, птиц и растения. Человеку же было отведено место служителя природы.

Готовые работы на аналогичную тему

В Античной литературе на передний план уже начинает возводиться человек, но не в своем обычном обличии, а в обличии богов. Затем литература все больше начинает тяготеть к обычному человеку и описывать его жизнь, деятельность, чувства и эмоции.

Позднее писатели начинают делать все больший акцент именно на внутренних переживаниях героя, в произведениях появляется все больше психологизма и философии.

Следует отметить, что предмет художественной литературы самым прямым образом связан с ее основными целями.

Первая цель художественной литературы вытекает из одной из ее функций. Литература знакомит своего читателя с представлениями о народе, о стране, эпохе. Литература помогает читателю понять природу человека, общества, места человека в этом обществе. Таким образом литература помогает читателю осознать свои собственные потребности и интересы.

Следующая цель вытекает из трансляционной функции, то есть она передает знания и опыт других поколений. Наиболее интересны в этом плане примеры древней художественной литературы, где опыт людей представлен в преданиях и легендах.

Еще одна важная цель художественной литературы заключается в помощи человеку адаптироваться в обществе, литература способствует личностному росту человека. Она позволяет нам через ее произведения «общаться» с людьми разных эпох, стран, возраста, профессий. Литература – одно из эффективных средств общения между людьми. Особенно хорошо с этой задачей справляются произведения сатирического жанра, сатирические произведения, а также автобиографические произведения.

Цель художественной литературы дать оценку эпохе, которая описывается в произведении, указать на положительные и отрицательные аспекты. Но следует учитывать, что оценка эта чаще всего будет носить субъективный характер. Многие произведения предлагают читателю самому сделать выводы и оценить происходящие события.

Художественная литература также способна влиять на взгляды людей, активировать творческие способности, мотивировать его к самовыражению. Литература не навязчиво демонстрирует нам идеальный прекрасный образ.

По мимо всего прочего, художественная литература обладает способностью влиять на чувства человека. Она преображает духовную сторону жизни человека. Цель литературы дать читателю эстетическое наслаждение.

Литература так же помогает нам восстановить свой баланс духовных сил. Литература – это творческий процесс, автор во время написания своего произведения тратит огромное количество своей духовной энергии. Эта энергия в последствии передается через литературное произведение читателю. Некоторые считают, что литератур способно исцелять и это действительно от части так. Она демонстрирует некую профилактику душевных заболеваний общества.

Еще одна цель художественной литературы состоит в воспитании в человеке индивидуального и общественного сознания. Произведения художественной литературы учат воспринимать красоту этого мира, доброту, приводят пример правильного поведения и гармоничного развития человека, и общества. Писатели пишут о любви, чести, долге, благородстве. Литература способна воспитать людей сильных духом.

Функции художественной литературы

Из основных целей художественной литературы вытекают ее основные функции:

Источник

Еще раз о целях чтения

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

В предыдущей статье «Как читать в 10 раз быстрее» я говорил о необходимости определять цели чтения.

У многих может возникнуть вопрос: а какие могут быть цели чтения?

Об этом поговорим ниже.

Цели чтения художественной литературы

Мы читаем художественную литературу ради удовольствия.

в чем цель литературы. Смотреть фото в чем цель литературы. Смотреть картинку в чем цель литературы. Картинка про в чем цель литературы. Фото в чем цель литературы

Можно ли считать это целью?

В какой-то степени можно, если мы способны оценить результат – удовольствие получено или нет. Но в данном случае цель плохо определена, не конкретна.

Чем более конкретно поставлена цель – тем эффективнее чтение. Например, конкретная цель: из сводки погоды, узнать прогноз на завтра. Или из книги – узнать возраст главного героя.

Цель запомнить содержание может и не стоять. Задача – погрузиться в сюжет и получить удовольствие от самого процесса чтения.

Если мы точно знаем, что означает получить удовольствие от чтения, то безусловно – это может быть и целью. И после чтения мы сможем проверить – достигнута цель или нет.

Художественное переживание

А вам знакомо художественное переживание?

в чем цель литературы. Смотреть фото в чем цель литературы. Смотреть картинку в чем цель литературы. Картинка про в чем цель литературы. Фото в чем цель литературы

Логику сюжета мы можем уловить – это не сложно. Но художественно слово – это не только логика, оно несет не только словесный смысл. Это прежде всего – образный смысл. И в художественном произведении – множество этих образов.

Так вот, — чтобы получать от художественного произведения эстетическое воздействие, необходимо развивать зрительные или образные компоненты мышления. То, что называется визуальным мышлением.

Кстати, именно образное восприятие позволяет повысить скорость чтения художественных книг.

Те читатели, которые пропускают описания природы, обстановки, внешнего вида и тд. – а ищут в тексте лишь логику развития событий, теряют эту образность. Отвлечения писателя от основного сюжета для таких читателей кажется ненужным и эти места обычно пропускают.

в чем цель литературы. Смотреть фото в чем цель литературы. Смотреть картинку в чем цель литературы. Картинка про в чем цель литературы. Фото в чем цель литературы

Какое уж тут эстетическое воздействие и художественное переживание. Так, сюжет ясен и этого достаточно.

Таким образом получать удовольствие от чтения — этому тоже нужно учиться. Хотя бы развивая образность восприятия.

В то же время, художественная книга – это одна из форм искусства.

«Задача искусства — дать эстетическую и нравственную оценку всех существенных явлений жизни, в том числе и отрицательных, чтобы помочь человеку понимать себя, поднять веру в себя и развить стремление к истине, бороться с пошлостью, уметь найти в людях хорошее, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все, чтобы люди стали благородными, сильными, могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». М. Горький.

Т.е. результатом чтения, кроме удовольствия от самого процесса чтения, может быть и лучшее понимание себя и происходящего вокруг. Т.е. развитие себя как личности.

Понять психологию и логику поступков можно набивая шишки через собственный опыт, но можно и через чтение хороших книг. И разумеется, через последующие размышления, по-научному – рефлексию.

Как у вас с рефлексией?

Об этом стоит задуматься, не так ли?

Но не всегда чтение художественной литературы только для удовольствия. Например, студенты изучают литературу, чтобы правильно оценить произведение. И здесь только образного мышления недостаточно. Здесь нужен свой алгоритм чтения.

Такой глубокой проработки требуют, безусловно, не все произведения, а наиболее выдающиеся.

Вы можете чуть подробнее узнать о таких великих книгах в моей статье «Великие книги. Что это за книги? И почему важно изучать их?».

*****
Итак, целями чтения художественной литературы могут быть:

1. Получение эстетического удовольствия.

2. Расширение своего кругозора, опыта, углубление мировоззрения, мыслей, чувств.

Получение ответов на насущные вопросы, касающиеся взаимоотношений людей, происходящих событий. Всего того, что не всегда позволяет получить только собственный опыт.

И здесь уместно привести высказывание: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» — эти слова принадлежат Исааку Ньютону (Письмо Роберту Гуку, 1676 г).

3. Глубокое изучение произведения. Цели здесь могут быть как локальные, — запомнить основные идеи для экзамена, теста, так и более глобальные – понять автора и те смыслы, которые он вложил в произведение.

Разумеется, этим не ограничивается чтение художественной литературы, но надо же с чего-то начать.

В этой статье я использовал метод постановки вопросов, чтобы делать паузы для размышления. По сути, эти вопросы должны были бы возникнуть у читателя. О таком способе я писал здесь.

В следующей статье рассмотрим цели чтения нехудожественной литературы и уровни извлечения информации при этом чтении.

Будут вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Источник

Цель и задачи литературы как учебной дисциплины.

Природа и функции литературы как вида искусства и образовательно-воспитательные задачи школы определяют цели литературы как учебной дисциплины.

-чтение и изучение выдающихся произведений русской и мировой литературы;

-формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих к самостоятельной встрече с искусством слова;

-развитие эмоциональной культуры личности, социально значимого отношения к миру и искусству;

-развитие специальных художественно-творческих способностей; творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни;

-воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости;

Отзывчивости на художественное слово, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей;

-развитие навыков грамотного и свободного владения ли­тературной речью.

Общими показателями достижения цели литературного образования являются:

-начитанность учащихся в области художественной литературы: разносторонность, систематичность, направленность чтения; формирование читательских интересов;

-глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);

-уровень овладения знаниями по теорий литературы (умение применить важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

-качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение умениями, необходимыми для полноценной читательской деятельности, связного речевого высказывания).

Объектом изучения литературы как учебной дисциплины, являются художественные произведения русской и мировой литературы. У учащихся должно быть сформировано представление о единстве и многообразии мировой и своеобразии русской литературы.

Наряду с художественными текстами из разных областей словесного искусства (фольклор, классическая и современная литература ) в курс включаются систематизированные сведения по литературоведению (истории и теория), которые рассматриваются как средство формирования читательских умений, как инструмент постижения художественных произведений. Предусматривается изучение от­дельных, произведений критики и публицистики. Учащиеся получают знания по стилистике и культуре речи и овладевают речевыми умениями и навыками.

Этико-философские знания, не будучи специальным объектом освоения, входят необходимой составляющей в процесс постижения художественного произведения и становятся основой формирования нравственно-ценностных ориентиров личности.

Общими критериями отбора художественных произведений для изучения в общеобразовательных учебных заведениях служат: высокие идейно-художественные достоинства произведения;

-общественное и литературное значение произведения в контексте времени его написания и современности;

-образовательно-воспитательное значение, в частности с точки зрения формирования специальных умений;

доступность для учащихся с учетом теории умственного развития и познавательной деятельности занимательность сюжета с точки зрения мотивационных возможностей приведения, способного вызвать интерес у учащихся;

Возрастные особенности учащихся, выявленные и зафиксированные психологией, педагогикой и практикой преподавания, определяют следующие ступени (этапы) литературного образования.

V-VII классы. Литература выступает как самостоятельный предмет («литературное чтение»). Посравнению с начальными классами возрастает читательский опыт учащихся. В круг их чтения попадают произведения, более сложные по содержанию, разнооб­разные по тематике и жанрам, с динамическим сюжетом, яркие по форме. В процессе аналитической деятельности у школьников формируется культура контекстного восприятия, понимание жизненной логики событий, особенностей и роли изобразительно-выразительных средств языка и предметной изобразительности.

Учащиеся формируются понятия о некоторых общих свойствах литературы (образность), о строении художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция), умения рассматривать литературных героев в развитии, во взаимосвязи характеров и обстоятельств. Учащиеся знакомятся с важнейшими моментами творческой истории произведений, обобщают наблюдения над родо-жанровыми особенностями литературы.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Произведения, входящие во второй круг чтения (для чтения и обсуждения в классе), дополняющие представления об изучаемом писателе, о темах, проблемах и жанрах художественной литературы, осваиваются без детального углубления в текст.

Произведения для внеклассного чтения (третий круг чтения), как и детские газеты и журналы, учащиеся читают по своему выбору.

Минимумом начитанности следует считать знакомство с произведениями, рекомендованными программой для текстуального изучения, а также для чтения и обсуждения.

2. Знания о литературе.

Учащиеся овладевают на практическом уровне общими поня­тиями и понятиями, относящимися к структуре художественного произведения, родам и жанрам литературы.

Общие понятия: литература как отражение жизни; человек как главный предмет изображения в литературе; литература и фольклор; чтение как труд и творчество.

Понятия, связанные с содержанием и структурой художес­твенного произведения,, группируются вокруг характеристики черт характера героев (поступки, портрет, речь, авторская ха­рактеристика, художественная деталь), герой и обстоятельства; сюжет (события, столкновения персонажей); композиция произведения (эпизод, система действующих лиц, пейзаж, интерьер); изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора); начальные понятия о теме и идее произведения; юмор и сатира как средства выражения авторской позиции (ирония, гротеск,); роль фантастического в изображении жизненной правды и человеческих отношений; прозаическая и стихотворная речь (ритм, рифма, стихотворные размеры, строфа, аллитерация и ассонанс).

Понятие о роде литературы (эпос, драма, лирика) и жан­ре (сказка, загадка, пословица, поговорка, былина, народная песня, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, роман, стихотворение, баллада, поэма, пьеса-сказка, комедия, трагедия, очерк). Понятие о фантастике, приключенческой литературе, детективе.

В средних классах углубляются библиотечно-библиографические знания: об аппарате книги, каталогах, справочниках, словарях, энциклопедиях.

Историко-литературные знания в средних классах минимальны: элементарные знания об авторе изучаемого произведения, включающие мемуарно-критические материалы; историко-бытовые, историко-литературные сведения в связи с изучаемым произведением; знания об эпохе создания изучаемого произведения, изображенном времени, о значении произведения для наших дней в плане контекстного восприятия.

3. Знания по стилистике.

Партитура выразительного чтения (логическое ударение, короткие и длинные паузы, повышение и понижение тона, темп чтения).

Понятие о подробном пересказе (с сохранением некоторых стилистических и жанровых особенностей произведения), о кратком и выборочном пересказах. Понятие о повествовании, описании (пейзаж, интерьер, портрет), рассуждении.

Понятие о простом и сложном планах художественного про­изведения, устного и письменного высказывания.

Понятие об изложении, сочинении на основе жизненных впечатлений и сочинении по литературным произведениям (о ге­роях), по иллюстрациям к ним и произведениям живописи.

Понятие об отзыве, о прочитанном, о спектакле, фильме; формы этого отзыва (рекомендация товарищам, письмо к близкому человеку, заметка в газету, страницы из дневника). Понятия о монологе и диалоге на основе инсценировки басни, рассказа, сказки; понятие о структуре и особенностях загадки, понятие о киносценарии небольшого фрагмента текста; понятие о режиссерских ремарках.

небылицы, сказки, рассказа, басни, былины как основе для творческих работ;

4.Основные виды деятельности.

-Базовые виды чтения: быстрое, углубленное, выборочное; выразительное чтение произведений разных родов и жанров с передачей собственного отношения к героям и событиям;

-работа над текстом на основе усваиваемых литературоведческих знаний: выявление функциональной роли компонентов

художественного произведения, авторское отношение к изображенному.

— работа по стилистике: пересказ (подробный, краткий, выборочный); составление простого и сложного плана; рассказ о литературном герое с элементами его характеристики; подробное, сжатое, выборочное изложение; сочинение о литературном герое; отзыв о прочитанном произведении, о спектакле, фильме, телефильме;

-литературно-творческая деятельность: инсценировка небольшого эпического произведения (рассказ, сказка, басня), составление киносценария небольшого фрагмента текста, режиссерских ремарок;

-сочинение загадок, небылиц, сказок, рассказов, басен.

Источник

Задачи литературы в современном социуме

Каковы задачи литературы в современном мире?
Могут ли произведения литературы изменить мир и социум к лучшему?
Может ли сама по себе литература выполнять роль «учебника жизни»?
Нам интересно задать себе эти вопросы?

Несомненно, опыт литераторов помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневности, в решении многих социальных проблем и конфликтов. Практически все проблемы и конфликты так или иначе описаны, разобраны в классической литературе, и наша задача – воспринять опыт писателей, осмыслить его и уметь оперировать житейскими выводами на практике. Действительно, обращаясь к литературе, мы сбережём немало личного времени, учась на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях, постигая людские характеры и судьбы.

Изучая литературу, мы познаём жизнь.

Но литература являет собой также и феномен самовыражения. Писатель творчески выражает себя, свой внутренний мир, «отзеркаливает» в своих героях свои личностные и социальные проблемы. Всем известна крылатая фраза Флобера, автора романа «Мадам Бовари»: «Мадам Бовари – это я». Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя». Действительно, литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы.

Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире. Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Но литература – это и работа со словом, понимание сути того, как слово может влиять на жизнь человека и общества.

Многие русские писатели справедливо считали, что слово может регулировать жизнь общества, менять развитие общества, служить благим целям. Н.В. Гоголь предлагал каждому «проездиться по России», разумеется, не в качестве туриста, а с целью узнать социальную картину общества, и своей публицистикой, своими произведениями показывал пример деятельного отношения к социальным вопросам. А.П. Чехов предпринял сложную и опасную поездку на Сахалин, и затем с помощью публицистических произведений способствовал улучшению жизни людей этого края. Врач и писатель А.А. Богданов прямо указывал на возможности изменения общества посредством слова.

…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную.

Творение литературы создаёт вокруг себя «силовое поле», и в слове заключены неисчерпаемые запасы энергии.

Мы должны чётко представлять себе социальную роль литературы.

«Литература – это разговор с людьми. Иначе в ней нет никакого смысла», – сказал писатель Юрий Нагибин.

« Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем», – говорил он же.

Роль литературы в современном мире возрастает многократно.

Пусть никого не вводят в заблуждение опустевшие залы библиотек: да, еще три десятилетия назад в любую минуту, зайдя в бибиотеку, мы заставали очередь к библиотекарям, выдающим книги; в читальных залах, бывало, не находилось свободного места. Сейчас книжная индустрия развита настолько, что желающий может купить нужную для работы или важную для чтения книгу; добавьте к этому доступность книг на дисках, легкость доступа к ресурсам библиотек через Интернет, доступность чтения книг на планшетниках – электронных носителях информации, куда можно загрузить, скачать из Интернета внушительное количество книг в электронном виде…

И сами библиотеки в современной ситуации начинают играть роль не только «поставщика» информации, но и все более берут на себя роль социального института, призванного объединять и обучать людей. Появляются при библиотеках литературные кафе, литературные гостиные, литературные и театральные кружки, детские комнаты с книгами и игрушками, даже студии, где подростки под наблюдением педагогов совместно готовят уроки. Современные библиотеки выступают организаторами фестивалей, форумов, конференций, литературных чтений – все более играя роль социокультурных площадок города или поселения. Современные библиотеки вполне могли бы заниматься полноценной издательской деятельностью, и мы полагаем, что тандем «библиотека-издательство» был бы достаточно оправдан.
Литература всегда будет востребована социумом, покуда она позволяет увидеть множество людских характеров и ситуаций, понять их – это потребуется в жизни каждому, это пригодится и в деятельности социально-культурного работника.

Значимость литературы как предмета для социально-культурного работника очень высока. С помощью литературы как искусства за короткое время мы приобретаем драгоценный жизненный опыт, безболезненно для себя проигрываем множество жизненных ситуаций, учась на них тому, как вести себя в реальной жизни.

С помощью литературы социальный работник, специалист сферы культурно-досуговой деятельности может узнать массу сюжетов, характеров героев. Из литературных произведений можно вынести целый «багаж» моделей поведения в различных жизненных ситуациях, не тратя время на разбор подобных ситуаций в реальной жизни. Литература обогащает жизненный опыт человека. Не случайно литературные сюжеты ложатся в основу театральных спектаклей и кинофильмов: во многих сюжетах есть важные жизненные уроки, есть целительная мораль. Литература влияет на общество и в большой мере оказывает влияние на поступки человека, формирует его характер.

Способна ли литература влиять на общество?

Да, и это представляется нам очевидным.

Несомненно, в курсе изучения литературы как предмета следует обращать внимание на современную литературу – литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс.

Именно она отвечает на самые насущные вызовы времени. Современную литературу следует изучать, несмотря на то, что множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Остаются самые достойные – как правило, те произведения, где писатели дают ответы на сложные и запутанные житейские ситуации. Таковы, например, произведения Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козлёнок в молоке». Проблематика этих произведений волнует каждого: это вечные дилеммы любви или равнодушия, дружбы или предательства, приспособленчества или честного выбора. К этим темам обращался ещё Шекспир… Но в каждом веке, в каждом десятилетии эти темы требуют внимания вновь и вновь, только в нынешнее время они окрашены в современные тона, с актуальной атрибутикой, со своими ответами на вызовы времени и социума.

Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Нам представляется важным рассмотреть вопрос о задачах литературы не в художественном и не в литературоведческом аспектах ( такие попытки были предприняты В.Г. Белинским, А.Н. Толстым, И.А. Ильным); нам представляется необходимым рассмотреть здесь вопрос о задачах литературы с точки зрения культурологии..

Так как литература сама по себе не что иное, как часть культуры, то очевидно, что наши знания о функциях и задачах культуры в обществе вполне применимы к литературе; выводы о задачах культуры будут говорить о задачах литературы в частности.
Итак, выделим следующие основные задачи литературы в обществе:

1. Познавательная (гносеологическая) функция литературы.

2. Информативная (трансляционная) функция

3. Коммуникативная функция

4. Регулятивная (нормативная) функция

5. Ценностная ( аксиологическая) функция

6. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция

7. Деятельностная ( праксиологическая) функция

8. Рекреативная (целительная) функция

9. Компенсаторно-развлекательная функция

10. Адаптационная функция

11. Человекотворческая (гуманистическая) функция

Постараемся кратко представить некоторые функции.

Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, что литература даёт представление о народе, о регионе, о стране, а также о времени – о периоде, о годах событий, об эпохе. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы.

Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы.

Информативная (трансляционная) функция проявляется в том, что литература передаёт опыт и знания предшествующих поколений. Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л.З. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л.З. Немировской «Культурология» удачно иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации.

Примером же, где информационная задача ставилась писателем меньше всего, может послужить повесть А.П. Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе. Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции – а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет – перечитывать вновь и вновь.

Коммуникативная функция литературы состоит не только в том, что посредством литературных произведений мы можем «общаться» с людьми других стран, с людьми других профессий, с людьми другого круга жизни и даже с людьми иных эпох – читая их дневники, мемуары, рассказы, эссе… Не только в том, что мы, читая, видим и «обсуждаем» с писателем общие проблемы, обращаясь к своему собственному опыту. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме.

Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения. Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, рассказы М. Зощенко. Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Герцена.

Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А. Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге – вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений.

А поэт, переводчик С.Я. Маршак всерьёз записывал в заметках, сколь много отзывов на переводы сонетов Шекспира присылали ему читатели со словами, что чтение сонетов заметно облегчало течение хронических заболеваний…

Исследования, проведенные специалистом МГУКИ, преподавателем Ю.М. Малышевой касались литературы древнерусской, а именно «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и выявили, что художественное чтение этих произведений в ряде лечебных учреждений также заметно облегчало состояние пациентов, воодушевляло их к выздоровлению, пробуждало душевные целительные силы.

Оригинально сказал поэт В.Н. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту:

«Когда бы волею Всевышнего
Я на Руси был главный лекарь,
Стихи Евгения Мартишина
Я б разослал по всем аптекам»

Сам Е.А. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе.

На рекреативную роль литературы указывал писатель М. Веллер в книге «Перпендикуляр»: «Библиотерапия. Хорошее слово. Вполне имеющее право на существование… Литература оказывает на читателя, кроме прочего, также и терапевтическое воздействие…»

Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе.Таким примером может служить стихотворение-поэма Ильи Сельвинского «Портрет Лизы Лютце»:

Строки далеки от гуманистических идеалов. Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель – именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором совершенно не рассматривалась.

Но и это будет трудно: даже учебник математики структурирует память, стимулирует разум, усиливая энергопотенциал человека.
Так что, строго говоря, мы не можем привести пример произведения истинной литературы, совершенно не выполняющего целительных задач.

Знания о функциях (задачах) литературы в обществе понадобятся специалисту сферы культуры при выборе персоналий и произведений для проведения досуговых мероприятий.

Мы надеемся, что данный подход позволит молодым специалистам приобрести более независимый и более уверенный критический взгляд.

Мы завершим этот краткий обзор словами наших классиков – критика и писателя.

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни», – писал В.Г. Белинский.
«Литература непременно должна быть выражением – символом внутренней жизни народа», – то ли требовательно указывал, то ли смиренно мечтал великий критик.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.

И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли литературы в современном мире и задачах литературы в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *