в чем трагизм любви гамлета и офелии

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1. Эту встречу посоветовал организовать Полоний, для того чтобы выяснить причину безумия Гамлета: любовь к Офелии или то, что Гамлет знает про убийство отца Клавдием и притворяется. Все исключительно в корыстных целях, дабы уберечь собственную шкуру и быть наготове.

2. Монолог от начала до конца пронизан тяжким сознанием горестей бытия. Можно смело сказать, что уже начиная с первого монолога героя ясно: жизнь не даёт радостей, она полна горя, несправедливости, разных форм поругания человечности.

Жить в таком мире тяжело и не хочется. Но Гамлет не может, не должен расстаться с жизнью, ибо на нём лежит задача мести. Расчёт кинжалом он должен произвести, но не над собой.

4. И как был ни старался Полоний уверить, что причина Гамлетова исступления в любви к его дочери, король, подслушавший их последний разговор (на котором мы с вами и остановились) и как никто другой знающий истинные обстоятельства страданий принца, сделает тот же самый вывод:

Любовь? Не к ней его мечты стремятся.
И речь его, хоть в ней и мало строя,
Была не бредом. У него в душе
Уныние высиживает что-то;

Король прекрасно слышал слова Гамлета о том, что отныне в браке будут жить «все, кроме одного». И он прекрасно понял, кто этот «один». И этих слов оказалось вполне достаточно, чтобы он обеспокоился всерьез:

И я боюсь, что вылупиться может
Опасность; чтоб ее предотвратить,
Я, быстро рассудив, решаю так:
Он в Англию отправится немедля,
Сбирать недополученную дань;

5. Гамлет называет Горация самым верным человеком, констатирует, что не ждёт от него «прибыли» и восхищается его достоинствами. Он достаточно реально оценивает личность Горация и его не подконтрольность складывающимся обстоятельствам. Из всех персонажей трагедии только Гораций ведёт себя самостоятельно и независимо от других действующих лиц.

6. Гамлет убеждается в правоте своих подозрений, получает подтверждение слов призрака.

Источник

Речь, собственно, пойдет почти исключительно о любви. О смерти и связанной с ней мести принца Гамлета сказано очень немало, так что наш разговор заведомо рисковал бы оказаться вторичным. А вот о любви в «Гамлете», по крайней мере, в сравнении со смертью сказано мало, и то преимущественно во фрейдистском ее толковании. Об эдиповом комплексе в связи с Гамлетом двадцатый век оставил горы книг, впрочем, той же самой теоретической обработке подверглись почти все вершинные творения литературы: универсальному комплексу Фрейда все равно, к какому произведения служить ключом, вернее отмычкой. Просто «Гамлет» как наиболее выдающееся (во всех смыслах этого слова) произведение и пострадал больше. Но фрейдистский комплекс — еще не любовь, а трагическая история принца датского — драма о любви, и, может быть не в меньшей степени, чем «Ромео и Джульетта». Там, ведь практически изображена одна пара влюбленных, а в «Гамлете» — две, а если учитывать еще и старшего Гамлета (а его нельзя не учитывать), то три: Гамлет-младший — Офелия, Гамлет-старший — Гертруда и Клавдий — Гертруда.

Кстати говоря, три ключевые любовные пары в трагедии выстроены по риторической модели соотношений времен Аристотеля (об этой модели по поводу «Гамлета» см. §11). Пара отравленный король Гамлет — Гертруда олицетворяет собой прошлое любви, Клавдий — Гертруда — ее настоящее, а принц Гамлет — Офелия — будущее. И вся история потому-то и трагична, что в результате выявляется: у любви нет будущего, создать его Гамлет с Офелией так и не сумели.

Обратим внимание для начала, что и в двух первых случаях речь идет о настоящей любви. Принц достаточно подробно рассказывает о любви своих родителей друг к другу, призрак отца Гамлета тоже начинает свои речи при каждом приходе именно с воспоминания о любви между ним и Гертрудой, а последнее его появление вообще говорит о том, что он и в своей призрачной ипостаси продолжает любить действующую королеву даже после того, как она ему изменила. Складывается впечатление, что Гертруда волнует Гамлета-старшего гораздо сильнее, чем месть своему брату, более того и сам мотив мести он больше связывает с адюльтером жены, колдовством совращенной, по версии Призрака, Клавдием, чем с собственным убийством.

В целом любовь между Гертрудой и Гамлетом-старшим носит эпико-героический характер, особенно со стороны короля. Впрочем, и фраза «так к нему рвалась, как будто страсть росла от утоленья» тоже свидетельствует о богатырских страстях, о которых можно только вспоминать с восхищением. Похоже, Гертруда в конце концов не удовлетворилась воспоминаниями о любовных подвигах при живом муже и предпочла, может быть, менее героически возвышенные, но реальные отношения с Клавдием.

Как бы то ни было (а тут возможности трактовок достаточны велики), вряд ли у кого-либо возникали сомнения, что любовь между родителями принца была. Но вот относительно любви между Клавдием и Гертрудой сомнения возникают у многих. Эти сомнения, собственно, вызваны трактовкой событий Гамлетами (старшим и младшим), но нет никаких абсолютно объективных свидетельств, отрицающих большую любовь между королевой и дядей младшего Гамлета. А ведь и бывший муж, и сын все-таки лица заинтересованные, чтобы объективно свидетельствовать. Конечно, трудно предположить, что эта любовь вспыхнула после смерти короля Гамлета, хотя и в этом нет ничего невероятного — история знает немало примеров, когда утешители безутешных вдов быстро становились их следующими мужьями. Однако такое предположение и не обязательно делать. Наоборот, несколько мест в трагедии достаточно однозначно свидетельствуют, что «инцест и адюльтер» имел место еще при живом муже. В частности без такой предпосылки становится бессмысленным и совершенное братоубийство, даже если предположить, что Клавдием владела только жажда власти, без любви Гертруды политический мотив для убийства брата исчезает, ибо власть переходит к жене или сыну умершего.

Итак, вероятнее всего, Гертруда и Клавдий полюбили друг друга еще при жизни предыдущего короля. Эта мощная любовь продолжается почти до самого конца пьесы, и прекращается только с их смертью. Действующие король и королева ни сказали друг о друге ни в глаза, ни за глаза ни одного дурного слова, только нежные. Конечно, само по себе это еще не показатель любви, но дело в том, что для любви королевской четы, действующей в пьесе, собственно, и не нужно доказательств: они повенчаны и живут вместе. Я бы сказал, у них полная презумпция пылкой любви, и как Гамлет ни старается опровергнуть это, — не получается. Гертруда даже после безжалостного обнажения ее ситуации аналитическим скальпелем сына, соглашается с обвинением в адюльтере, не более того (и то не впрямую), но ни слова в осуждение Клавдия или даже своей связи с ним Гамлет от нее не услышал, а это уже показатель. Да, она не говорит Гамлету о своих чувствах к новому мужу, потому что щадит чувства сына, ведь она и сына нежно любит, материнской любви у Гертруды тоже так просто не отнимешь. Вспомним, что она с первого своего появления на сцене пытается примирить между собой эти два объекта своей любви. Она не выдает не только Гамлета Клавдию (в чем Гамлет ее заранее подозревает), но и Клавдия Гамлету, то есть действует по принципу не предай — одна из ключевых заповедей настоящей любви. В обвинение Клавдия в убийстве она сразу и решительно не верит, принимает это обвинение за больную инсинуацию сына.

Таким образом, Гертруда искренно любит Клавдия, да и выходить за него замуж без любви не было бы никакой необходимости. Разве что предположить, что она боялась самостоятельно справится с бременем власти, но у нее и без этого замужества было, как минимум, два варианта государственного устройства.

Первый: передать власть Гамлету-младшему. То обстоятельство, что он учился и возможно преподавал в Виттенберге, еще не говорит о том, что он не смог бы управлять страной. К тому же он популярен в народных массах, а ведь чем-то он завоевал любовь народа. Значит он обладал какие-то необходимыми чертами. Так что это серьезный вариант: не надо из Гамлета лепить политически недееспособного меланхолика, по крайней мере, не обязательно.

И второй вариант Гертруды: оставить все как есть. А есть в активе Полоний, и есть Клавдий, который, судя по некоторым репликам, постоянно участвовал в управлении королевством, не отставая от брата, а может быть, превосходя его в качестве политика: «все помнит шрам от датского меча» — и этот меч, который заставил англичан платить дань датчанам, принадлежал Клавдию, а не королю Гамлету; результат же единственного политического действия первого Гамлета — убийство на поединке старшего Фортинбраса — достаточно спорной пользы для датского королевства. Чем в государственном смысле закончились разборки с представителями Польши, которых вываляли в снегу, нам неизвестно.

То есть альтернативные варианты политического устройства страны после смерти первого мужа у Гертруды существовали. Наоборот, как показали события, сделать королем Клавдия было политическим риском. Народ этого не понял. Вообще же народ, как и положено народу, верил в доброго старого Гамлета и злого Клавдия. Так что же могло заставить Гертруду сделать королем нелюбимого населением Клавдия? Только один мотив остается — искренняя, страстная, в чем-то даже слепая любовь — лично я другого мотива в пьесе не нахожу.

Итак, любовь Гертруды и Клавдия это любовь в политическом поле настоящей, текущей жизни. Это любовь состоявшаяся. Данная. И поэтому в определенном смысле уже неинтересная зрителям, поэтому ее или не замечают вовсе или отмахиваются, приклеивая к ней всякие ярлыки, типа «это политика» или «это чисто сексуальные отношения».

Любовь Гамлета и Офелии не замечают по другой причине. По причине ее нездешности, неприкаянности, чистой заданности и полной несовершённости. И тем не менее это, несомненно, тоже любовь. Любовь перспективная, малоактуализованная. Но от этого еще более сильная. Собственно говоря, в любви Офелии к Гамлету никто не сомневается. Участие ее в интригах Полония против Гамлета — вовсе не предательство любви. Во-первых, это участие преимущественно вынужденное. Как она может не подчиниться отцу? Вряд ли она многим старше, например, чем Джульетта, и залезь к ней Гамлет через балкон, скорее всего и повела бы себя так же, как та. Но Гамлет — не пылкий юноша, едва вышедший из подросткового возраста. Впрочем, и Офелия гораздо образованнее, развитее, а значит, все-таки взрослее Джульетты. И она понимает, что прямое противодействие отцовской власти бесперспективно. Она пытается добиться своих интересов, подчиняясь Полонию. А ведь и Полоний, в сущности, хочет, чтобы Офелия и Гамлет соединились в своей любви, значит, кое-что из арсенала Полония Офелия могла бы повернуть в свою пользу, в пользу своей любви. Она и стремится это сделать во время диалога с Гамлетом сразу после его солилоквиума «Быть или не быть». Кстати, диалог совершенно не случайно расположен в пьесе композиционно именно так. Он в определенном смысле является разрешением поставленного в солилоквиуме вопроса.

Из текста диалога можно сделать вывод, что Офелия подает Гамлету тайные знаки, может быть, она пытается передать вместе с подарками записку (3.1.100—104):

As made these (the) things more rich, their (then) perfume lost (left),(:)
Take these again, for to the noble mind
Rich gifts wax poor when givers prove unkind.
There my lord.

Слова в сопровожденье нежных вздохов
Как аура вокруг подарков этих.
Роскошный дар, лишенный добрых чувств,
Для благородных душ по сути пуст.
Там, господин мой.

Безумие для Офелии — это шаг к гибели, неосознанный вариант самоубийства, так что церковные власти были не так уж неправы в своей трактовке смерти девушки. Любить и жить для Офелии одно и тоже.

Что делает Гамлет два или три месяца 3 после встречи с Призраком? Формально ответ простой: сходит с ума в разных значениях этого выражения. Но содержательно это время наполнено не чем иным, как прощанием со своей любовью, стереть со скрижалей памяти ее оказалось труднее всего. Не случайно первое упоминание о Гамлете во втором действии (то есть уже о постпризрачном Гамлете) делается устами Офелии и оно именно о прощании с ней. Далее в трагедии следует разностороннее исследование любви Гамлета, включая перлюстрацию его письма и подготовку любовного свидания с Офелией. Письмо Гамлета однозначно свидетельствует о давней глубокой любовной связи Гамлета с Офелией, не важно, чисто платонической или нет. Потому что Гамлет вовсе не объясняется в любви Офелии (это он давно сделал), он просит девушку ни при каких обстоятельствах не усомниться в его любви, которую он практически делает символом веры. При относительности всего в мире, только любовь принца остается неизменной. Должна остаться неизменной для Офелии. Есть в этом императиве что-то донкихотское. Ведь и в Дон Кихоте эта стабильно недостижимая любовь — возможно главное.

Веру зрителей/читателей в любовь Гамлета обычно подрывает Полоний своей собственной верой в эту любовь. Недоверие к советнику связано с трактовкой Полония как поверхностного интригана, небогатого умом и совестью. Такая трактовка, однако, несправедлива, она идет от довольно пренебрежительного отношении к нему Гамлета. А Полоний очень недалек от истины в конечном счете. Он просто не знает о призраке и убийстве прежнего короля, то есть не знает истинных мотивов расставания Гамлета с Офелией. Но в том, что причина расстройства Гамлета — несчастная любовь, Полоний совершенно прав. Гамлет расстроен именно от этого.

Примечания

Do you think I meant country matters?

I think nothing my lord. 3.2.115

That’s a fair thought to lie between maids’ legs

Источник

Кого любил Гамлет?

«Священник, освящающий похороны Офелии, отказывается провести полный обряд, поскольку он также не сомневается в самоубийстве покойной; он даже утверждает, что, не вмешайся в этот случай королевская власть, Офелия была бы похоронена в неосвящённой земле. Лаэрт больно оскорблён словами священника.
На похоронах Офелии королева Гертруда кладёт цветы на могилу и высказывает сожаление о том, что Офелия не стала женой Гамлета. Лаэрт спрыгивает в могилу и, говоря о любви к сестре, просит похоронить его вместе с ней; обезумевший от горя Гамлет бросает вызов Лаэрту утверждая, что он любил Офелию «больше, чем сорок тысяч братьев».
После этой сцены Офелия больше не упоминается.»

А вот Гамлет… Нет, он вовсе не любит нежную нимфу. Нет, он любит совсем другого человека, и любит страстно, нежно, самозабвенно. На протяжении всего действия пьесы этот предмет любви как бы скрывается в тени кулис, но как только он выходит на свет, разрешаются многие загадки и противоречия шекспировского шедевра. Попробуем вытащить эту таинственную особу на авансцену.

Но по порядку. Офелия. Ее очень трудно понять, может даже труднее, чем Гамлета со всеми его сумасбродствами. В трагедии ей уделено мало внимания, ее роль в развитии действия пассивна. Офелия кажется слепым орудием в руках Полония, короля, судьбы, сама при этом не проявляет никакой воли, не прилагает никаких усилий. Белинский, восхищаясь Офелией: «…существо, которое, совершенно чуждо всякой сильной потрясающей страсти, но которое создано для чувства тихого, спокойного, но глубокого». Так ли это?

Казалось бы, чувства Офелии так тихи и спокойны, что их нелегко рассмотреть. В беседе с отцом она старается убедить Полония в том, что Гамлет искренне любит ее, да и сама, кажется, в это верит:

«Он мне принес не мало уверений
В своих сердечных чувствах».

«Он о своей любви твердил всегда
С отменным вежеством».

«И речь свою скреплял он, господин мой,
Едва ль не всеми клятвами небес».

(Цитаты из «Гамлета» в переводе М. Л. Лозинского)

Офелия, может быть, единственный раз за все действие пьесы, проявляет настойчивость. Она пытается убедить отца в любви Гамлета. Но когда Полоний запрещает ей встречаться с принцем, сразу покорно соглашается. И так же покорно становится орудием слежки за Гамлетом. Конечно, происходит это не потому, что Офелия испорчена. Скорее всего, она лишь живет по закону своего времени, когда родители имели полную власть над своими детьми. Потому, Офелия не видит ничего предосудительного в том, чтобы родители Гамлета шпионили за ним. В конце концов, они хотят добра сыну. Да сам Полоний, ее отец, направляет Рейнольдо, своего слугу, шпионить за Лаэртом.

Офелия, дитя средневековья. Согласно обычаям этого времени, она подчиняется отцу, как своему хозяину: «Я буду вам послушна, господин мой». Можно понять, почему Офелия, избегает встреч с Гамлетом: папа приказал. Можно понять, почему она возвращает его подарки, хотя отец этого не требовал: элементарная порядочность. Но загадка таится в словах, которыми Офелия сопровождает свои действия:

«Возьмите же; подарок нам не мил,
Когда разлюбит тот, кто полюбил…»

Разлюбит? По приказу отца, Офелия «не брала писем и его к себе не допускала», а теперь перекладывает вину на самого Гамлета. Жестоко со стороны добродетельной Офелии так обращаться с человеком, который, как она думает, сошел с ума от любви к ней. Или она так не думает? Или «разлюбит» это правда, и у Офелии действительно есть причины обвинять Гамлета? Он не любит ее? Об этом потом, сейчас о чувствах самой Офелии.

Мы не видим ни в словах, ни в поведении Офелии признаков живого ума. Она больше похожа на послушную куклу. Либо она действительно холодна как рыба, либо воспитание загнало глубоко внутрь все душевные порывы. Этот вопрос разрешится чуть позже. Шекспир даст шанс раскрыться своей героине, хотя и сделает это очень, очень жестоко.

Между Гамлетом и Офелией лежит пропасть. Если из разговора перед представлением «Мышеловки» выбрать реплики Офелии, мы получим: «Нет, мой принц». «Да, мой принц». «Я ничего не думаю, мой принц». «Вам весело, мой принц?» «Да, мой принц». «Нет, тому уже дважды два месяца, мой принц». «Что, мой принц?» Довольно скучная беседа. Неужели они всегда общались в таком духе? Но есть у Офелии один маленький, но страстный и содержательный монолог, который выделяется на фоне скудных и серых реплик дочери Полония:

«О, что за гордый ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого – взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных – пал, пал до конца!
А я, всех женщин жальче и злосчастней,
Вкусившая от меда этих клятв,
Смотрю, как этот мощный ум скрежещет
Подобно треснувшим колоколам,
Как этот облик юности цветущей
Растерзан бредом; о, как сердцу снесть:
Видав былое, видеть то, что есть!»

Смотрите, как ее прорвало! И это говорит маленькая тихая нимфа? Вот приоткрылось ее второе дно. Может не такая уж большая пропасть разделяет Гамлета и Офелию? Если так, откуда ледяная отчужденность? Гамлет злится на весь женский род за грехи матери? Гамлет мстит Офелии за то, что она слушается отца, за то, что верит в его сумасшествие? Ну не дурак же он. Здесь совсем другая причина. Здесь копать надо глубже. Но я опять забегаю вперед.

Почему Офелия сошла с ума?

Офелия сходит с ума после смерти отца. Сам факт сумасшествия принято считать странным. А песни Офелии загадочными. Ничего странного и загадочного тут нет. Дело не в том, что умер Полоний. Дети, как правило, переживают своих родителей. Если б Офелия была настолько чувствительна, то при любом повороте событий она была бы обречена на безумие и гибель. Но Полоний не просто умирает, он умирает от руки Гамлета – это и сводит Офелию с ума.

Безумие, и есть доказательство любви к принцу, и это не «тихое, спокойное, глубокое» чувство, так сломать может только страсть. Офелии приходится в сердце своем сделать выбор между любимым отцом и любимым мужчиной, это неразрешимое противоречие и сводит ее с ума. В сумасшедшем бреду, она поет уличные песни о покойнике – отце и о предавшем возлюбленном – Гамлете. И именно в сценах безумия раскрывается душа Офелии. Потеряв разум, она освобождается от оков благопристойности и дает волю своим чувствам в грубых крестьянских песнях (оказывается, она их знает). А если верить тому, что свои цветы она раздает сообразно их символическому значению, как бы указывая, кто есть кто, то Офелия уже не выглядит наивной глупышкой, какой казалась прежде.

Так кого же любил Гамлет?

Теперь о Гамлете. Есть ли у него хоть одна любовная сцена с Офелией? Этой любви не видно. Мы слышим, как о ней рассуждают Лаэрт, Офелия, Полоний, Гертруда. Сам Гамлет заявляет: «Я вас любил когда-то», и тут же «Я не любил вас» – хоть один раз да соврал честный Гамлет.

Когда Шекспир говорит о любви, вряд ли у кого-нибудь может возникнуть непонимание, о чем собственно идет речь. Будь то юношеская страсть Ромео и Джульетты, или основанная на духовной близости, зрелая любовь Отелло и Дездемоны, или гротескные переживания героев «Сна в летнюю ночь». Кто-кто, а персонажи Шекспира умеют объясняться в любви. На пример, Ромео, вот его речь, подслушанная Джульеттой:

«… Любая муха
Достойнее, счастливей, чем Ромео:
Она касаться может без помехи
Руки Джульетты – чуда белизны,
Иль красть блаженства рая с милых уст,
Что девственной невинностью как будто
Краснеют от взаимного касанья,
Грехом считая целовать друг друга.
Любая муха, а Ромео – нет».

(«Ромео и Джельетта» в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник)

Как просто, как искренне, как поэтично. Можно ли не поверить Ромео? А что пишет Гамлет своей возлюбленной Офелии? Как изъясняется эталон образованности своего времени, законодатель вкусов, заядлый театрал, человек страстный и красноречивый. Да-да, красноречивый – какие монологи выдает! И что же он пишет: «Небесной, идолу души моей, преукрашенной Офелии…» Даже Полоний понимает, что это плохо.

«Не верь, что солнце ясно,
Что звезды – рой огней,
Что, правда лгать не властна,
Но верь любви моей».

Вот такие вирши. Кстати, в переводе Пастернака – ничуть не лучше. На большее Гамлет не способен. Куда пропали таланты принца? Или Офелия его просто не вдохновляет?

«О дорогая, Офелия, не даются мне эти размеры. Я не умею высчитывать мои вздохи; но что люблю тебя вполне, о вполне чудесная, этому верь. Прощай. Твой навсегда, дражайшая дева, пока этот механизм ему принадлежит, Гамлет». И в прозе так же топорно, как и в стихах. Можно ли заметить тут хоть искру любви? Неуклюже, холодно, мертво. Загляните в любой монолог Гамлета: сколько выразительности и жизни в его словах. А в дружеских беседах с Горацио куда больше чувств, чем в этих любовных признаниях.

Кажется странным, что первой, на ком испытал свое мнимое сумасшествие Гамлет, стала Офелия. Он явился к ней сразу после встречи с призраком и напугал своим видом хрупкую нимфу. Может быть, принц еще был не в себе, еще не успел оправиться от потрясения? Но если мы заглянем в последнюю сцену первого акта, то увидим, что несмотря на волнение, в которое приводит Гамлета ужасное откровение духа, принц держит себя в руках, а его внешний вид не вызывает особого опасения у Горацио и Марцела. Происходит беседа, в которой друзья проявляют заурядное любопытство. Гамлет взволнован, но не более того. Он даже позволяет себе отпускать грубые шутки в адрес призрака:

«Так, старый крот! Как ты проворно роешь!
Отличный землекоп! – Что ж отойдем».

Принц настолько владеет собой, что уже составил план действия, решив разыгрывать из себя безумного:

«Как странно бы себя я ни повел, –
Затем, что я сочту, быть может, нужным
В причуды облекаться иногда…»

Облаченный в причуду, Гамлет является Офелии и пугает ее до полусмерти. Холодный аналитический ум все рассчитал правильно. Офелия становится первой вестницей о безумии принца, Полоний подхватывает новость из уст дочери и предает ее Клавдию и Гертруде. План Гамлета пущен вход. Но разве так поступают влюбленные? «Честный» Гамлет просто использует в своей игре бедняжку Офелию.

В трагедии нет ни одной сцены, подтверждающей любовь Гамлета к Офелии. Может быть, сцена похорон? Сцена, в которой была произнесена знаменитая фраза о сорока тысячах братьев и показана отчаянная готовность пить уксус и есть крокодилов.

Казалось бы, случилось несчастье, Гамлет потерял свою возлюбленную, самое время сбросить холодную маску и предаться горю, не скрывая чувств… Если, конечно, они есть у принца. Что же на самом деле происходит на могиле Офелии?

Как Гамлет рыдал над трупом Офелии

Сначала мы видим вполне резонное удивление Гамлета: «Как Офелия?» Кому же посвящены следующие слова принца?

«Кто тот чье горе
Так выразительно; чья скорбь взывает
К блуждающим светилам, и они,
Остановясь, внимают с изумленьем?
Я, Гамлет Датчанин».

Это говорит человек, только что узнавший о смерти своей возлюбленной. Конечно, Гамлет считает своим долгом ответить на вызов, брошенный ему Лаэртом. И стремление ответить на вызов столь сильно, что Гамлет, забыв о своем горе и элементарном приличии, соскакивает в могилу Офелии и дерется там с ее братом. Почему горячится Лаэрт понятно: Гамлет разрушил его жизнь. Но отчего принц ведет себя как пьяный буян?

Сцена на кладбище не похожа на оплакивание погибшей, это скорее соперничество с Лаэртом, странная ревность к брату возлюбленной. На похоронах центром внимания Гамлета является не Офелия, а Лаэрт. К нему обращены все слова принца:

«Нет, скажи мне, что готов ты сделать:
Рыдать? терзаться? биться? голодать?
Напиться уксуса? съесть крокодила?
Я тоже. Ты пришел сюда, чтоб хныкать?
Чтоб мне назло в могилу соскочить?
Заройся с нею заживо, – я – тоже».

Клавдий утверждал, что Гамлет завидует некоторым превосходствам Лаэрта над собой, и видит в нем соперника. Честолюбие принца взяло верх над любовью к Офелии? Больше ни звука о ней! Вот последние слова принца над могилой – опять же, обращенные к Лаэрту:

«Скажите, сударь,
Зачем вы так обходитесь со мной?
Я вас всегда любил. – Но все равно;
Хотя бы Геркулес весь мир разнес,
А кот мяучит, и гуляет пес».

Нет, Лаэрт интересует Гамлета, куда больше, чем Офелия. Может быть, этим объясняются все странности его любви?

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *