в чем трагедия юрия живаго
Определение жанра романа Пастернака «Доктор Живаго»
Краткий анализ
Год написания – 1945-1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Многожанровый роман.
Направление – Реализм.
Несколько интересных сочинений
История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Суть: о чем роман?
С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.
К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.
После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.
После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.
Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.
В романе еще очень много героев, каждый из них по-своему интересен. Если Вы хотите более подробного описание кого-то из них, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон исполнит Ваше желание.
Композиция
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Природа в произведении «Доктор Живаго»
Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.
Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.
Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?
Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.
Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».
Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.
Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.
Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.
Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.
Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.
Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.
Проблемы
Проблематика романа «Доктор Живаго» обрисовывает колорит эпохи. Если ее стоит дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:
Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
История создания
Пастернак приступил к созданию своего романа практически сразу после начала войны. Шок от Великой отечественной войны, пережитые им события заставили его начать переосмысление судеб России, русского народа и русской интеллигенции, окунувшись в годы зарождения советского государства. О написании романа «Доктор Живаго» известны весьма интересные факты:
Направление и жанр
«Доктор Живаго» явно относится к литературному направлению реализма. Места, люди и поступки, совершаемые ими, максимально приближены к реальным. Писатель стремился к детальному воссозданию атмосферы описываемого исторического периода. Но Пастернак творил в эпоху модернизма (например, причислял себя к футуристам), поэтому его роман обладает новаторской силой. Раскрытию персонажей служит не только пейзаж или диалог, но и стихи. Они же дополняют описание эпохи и создают настроение того или иного эпизода.
Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.
Основная идея
Роман изображает исторические события начала двадцатого века с точки зрения русского интеллигента. Показаны все ужасы уничтожения старого и привычного образа жизни и периода становления нового. При этом автор во многом признаёт закономерность этих катаклизмов, хоть и сожалеет о непростой судьбе России и её народа. Смысл авторской позиции в том, что глобальным процессам, происходящим в обществе, может противостоять только личность, в то время как ее социальная группа окажется жертвой перемен. Но даже личность Юрия Живаго пала под натиском революции. Он, как и Стрельников, стал заложником своего класса и не смог выйти за пределы своей социальной роли. Это и погубило многих героев.
Главная мысль романа «Доктор Живаго» заключается в необходимости оставаться человеком даже в самой ужасной ситуации, не переставать мыслить о высоком и не отчаиваться. Юрию не хватило силы духа, чтобы оставаться тем, кем он был. Он уступает свою женщину другому, отказывается от работы и привычного образа жизни, пядь за пядью уступая свою Россию новой силе.
Тематика романа «Юрий Живаго» охватывает многие проблемные аспекты октябрьской революции и последующей жизни страны. Если ее стоит дополнить, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях:
Композиция и конфликт
Основной конфликт произведения по своей сути трагичен, он раскрывает нам как противостояние одного маленького человека неудержимому колесу истории, так и судьбу целого поколения интеллигентов, заставших и эпоху монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция — это неравный бой, который стал основным конфликтом в романе «Доктор Живаго». Образованные и утонченные люди не вписались в диктатуру пролетариата и стали рудиментами эпохи.
«Доктор Живаго» Пастернака: человек умирает, поэт — никогда
О революции 1917 года написано немало книг. Но не каждая из них удостаивается Нобелевской премии, как роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», раскрывающий историческую эпоху через образы отдельных людей. Однако в произведении Доктор Живаго смысл сюжета настолько сложен, что понять его удается не всем. Читать книгу нужно медленно, размышляя над каждой фразой. Подробный разбор ключевых моментов повествования поможет осмыслить текст до конца.
Краткое содержание романа Доктор Живаго
Анализ «Доктора Живаго» следует начать с краткого пересказа сюжета романа. Книга состоит из двух частей, рассказывающих о судьбе доктора Юрия Живаго и людей, с которыми героя тесно связала жизнь.
Первая часть
Идет 1902 год. 10-летний Юра Живаго остается сиротой. Мать умерла, а отец, промотавший состояние, давно живет своей жизнью.
Дядя мальчика священник Николай Веденяпин берет на себя заботу о племяннике, определив его в семью Громеко, воспитывающую еще двух детей – родную дочь Тоню и приемного сына Мишу Гордона. Трое ребят становятся лучшими друзьями.
Параллельно автор описывает семью Гишар, переехавшую в Москву с Урала. У вдовы Амалии Гишар двое детей – Родион и Лариса. Сама вдова находится в любовной связи с адвокатом Комаровским, позднее совратившим дочь своей любовницы – Ларису.
Проходит несколько лет, друзья выросли и закончили учебу. Миша стал филологом, Тоня юристом, а Юра врачом, пишущим в свободное время стихи.
Интересно! Юрий Живаго списан с реального человека – врача Дмитрия Авдеева, знакомство с которым Пастернак свел, находясь в эвакуации в Чистополе во время ВОВ.
Юра и Тоня женятся, у них рождается сын Саша. Лариса, порвав с Комаровским, тоже выходит замуж за простого работягу Пашу Антипова и рожает дочь Катю.
Начинается первая мировая война. Юра и Миша уходят воевать. Отправляется на фронт и Павел, где пропадает без вести. Лара, оставив ребенка, едет искать мужа.
Девушка работает в госпитале медсестрой, где знакомится с раненым Юрием Живаго. Между молодыми людьми вспыхивают чувства.
В Петрограде начинается революция. Юрий возвращается в Москву к семье, но из-за беспорядков в стране жить становится тяжело. По совету сводного брата Юрия – Евграфа семья Живаго решает переехать на Урал.
По дороге на поезд нападают бандиты, в атамане которых Юрий узнает мужа Ларисы – Павла, ставшего теперь Стрельниковым. Антипов отпускает семью доктора.
Вторая часть
На Урале в селе Варыкино семье Живаго выделяют дом. Супруги живут дружно, много работают, занимаются хозяйством. Юрий ведет дневник, где записывает свои размышления о смысле жизни.
Семейная идиллия нарушается встречей доктора с Ларисой, живущей в Юрятино. Молодые люди вступают в любовную связь. Но доктора мучают угрызения совести. Он решает порвать с Ларой, повиниться перед женой, но по дороге домой попадает к партизанам.
Идет гражданская война. Юрий, вот уже два года находящийся в плену, избегает участия в боях, отдавая свои силы лишь лечению раненых.
Улучив момент, Живаго сбегает от партизан и возвращается в Юрятино. Здесь он узнает, что Тоня родила дочь и уехала вместе с детьми в Москву.
Юра остается жить с Ларой, работая врачом в госпитале. Вскоре приходит письмо от Тони с сообщением, что ее с детьми высылают в Париж.
Юрий с Ларой переезжают в Варыкино. Но через время там появляется Комаровский с известием об аресте Стрельникова. Чтобы спасти Ларису с Катей от ареста Юрий отправляет их с Комаровским на Дальний Восток, пообещав приехать вслед за ними.
После отъезда любимой доктор отправляется пешком в Москву, где поселяется у своего бывшего дворника. Через время Юрий сходится с дочерью дворника Мариной, которая рожает ему двух дочерей.
Однажды доктор исчезает, оставив Марине немалую сумму денег. Как оказалось, брат Евграф нашел ему работ и квартиру недалеко от себя. В свободное время Юрий пишет стихи.
Однажды по дороге на работу Живаго становится плохо и он умирает. На похороны приезжает Лариса и Евграф узнает, что у нее есть дочь Татьяна от Юрия.
Разыскать дочь брата Евграфу удалось только в 1943 году. Он взял на себя заботу о девушке и стихах брата, собрав их и отдав в печать.
Доктор Живаго — смысл произведения Пастернака
Если после прочтения книги складывается впечатление, что это любовный роман, значит в произведении Доктор Живаго смысл сюжета понят неправильно. На самом деле это роман о борьбе, о том, как сберечь свою личность во время войн и революций, разрушающих судьбы.
Писатель размышляет на довольно серьезные темы:
Но центральная тема романа, выражающая смысл произведения «Доктор Живаго – противостояние человека и истории.
Интересно! Впервые роман вышел в печать в Италии, так как советская цензура наложила запрет на публикацию «Доктора Живаго».
Пастернак показывает, как революция безжалостно ломает судьбы людей, уничтожая привычный образ жизни. Но писатель уверен, что нельзя поддаться внешним обстоятельствам, теряя свою истинную сущность.
В чем суть концовки
К концу романа Доктор Живаго смысл произведения раскрывается в полной мере. Читая о последних годах жизни героя, может показаться, что Живаго опустился. Он больше не лечит людей, а зарабатывает на жизнь физическим трудом, ходит чуть ли не в лохмотьях.
Но это лишь поверхностный взгляд. На самом деле Юрий совсем не изменился. Он по-прежнему пишет стихи и его творчество не зависит от идеологии и цензуры. Живаго не волнует роскошь и ему чужды амбиции. Герой просто живет, преодолевая трудности, возникающие по жизни.
Несмотря на внешние обстоятельства, доктор остается верным жизненным принципам, сформировавшимся в юности. И если в финале доктор Живаго погибает физически, то воскресает в своей поэзии, завершающей книгу. Эта идея вынесена и в название романа «Доктор Живаго», смысл которого сводится к противопоставлению жизни и смерти. Доктор – это человек, который служит больным, а фамилия Живаго отсылает к библейскому «Бога живаго».
Интересно! Писатель не сразу определился с заглавием книги. Одна из версий названия звучала «Смерти нет».
Юрий Живаго прожил две жизни – обычного человека и поэта. И если человеческая жизнь рано или поздно приходит к концу, то поэзия – бессмертна. Таким образом, в финале выражена ключевая мысль романа – духовное бессмертие, придающее смысл личной жизни доктора Живаго.
Необходимость оставаться самим собой даже при самых сложных жизненных условиях – вот основной смысл, который Пастернак пытался донести через образ доктора Живаго. Именно поэтому роман остается актуальным во все времена.
Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака
Поначалу Юрий Живаго видел в потенциале революции как акта даже надежду на преображение, видел в этом нужду общества как организма. Однако Юрий же после происшествия Октября познаёт карикатурность предлагаемых альтернатив теми, кто (её) строил, говоря о невозможности творцов революции «переделать» общественную жизнь» по той простой причине, что само слово «жизнь» (священное понятие, по мнению главного героя) извращено представляется этим творцам и этими творцами, ибо они её по-настоящему не знают и их дерзновенное «покушение» на эту самую жизнь не может в своей сути принести ничего благополучного для народа.
Однако учился Юрий успешно и женился по любви, родился сын. Герой получает профессию, которую любит до глубины души — он врач. Всё складывается идиллично. Впрочем начинается первая мировая война и Юрию Живаго предстоит ехать на фронт.
Автор вкладывает ведущую мысль в уста героини Ларисы о той войне: что она предвосхитила в своём катастрофическом ужасе грядущие испытания для России, несущие в себе некоторый даже апофеоз людской жесткости.
Юрий Андреевич прожил всего-ничего после гражданской войны, ибо всё его существо воспротивилось новому устрою жизни и не смог он под него подстроиться, в отличие от его дворника, например.
Осмысление революции в романе подтверждают философский тезис, выдвинутый Пастернаком, что это кровавая, трагичная полоса ужаса в истории нашего народа, а не «воскресение проклятьем заклеймённых».
Трагедия интеллигенции в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Популярные сегодня темы
Осенью, как правило, наступает время собирать последний долгожданный урожай. То, что сажали весной и летом, наконец-то начинает приносить свои дары
Известное произведение под названием «Сотников» написано белорусским писателем Василем Быковым. Оно относится по своему жанру к повести. Данное творение стало популярно не только на Родине автора
Я живу в Нижнем Тагиле. Город расположился в Уральских горах, на восточной стороне. От города до границы Европы и Азии всего 25 км. Второй по величине он в Свердловской области. Город разделен на три больших района
Кутейкин — дьяк какой церкви, семинарист, который бросил обучение из-за того, что встретился с трудностями в изощрённых и непонятных ему науках уже на первом курсе.
Уже и не вспомню, когда появилась во мне страсть к чтению. С раннего детства книги окружали меня. Самые первые были ярко раскрашенные, с крупными буквами. Сказки мне читали мама и бабушка
Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго»
Роман «Доктор Живаго» написан от лица того, кто не выбирал чью-то сторону, кто был воспитан высокообразованными людьми, кто интеллигентен по своей сути и не может выносить жестокости и убийств. Юрий Андреевич Живаго квалифицированный врач, пишет превосходные стихи и, кроме того, воспитывался укладом жизни прошлого века – отсюда и обилие цитат из русской классической литературы. Он не трус, не отщепенец, не предатель, он гуманист и лирик. Революция становится его трагедией, так как он теряется и не понимает, как можно жить в мире, где людей убивают просто так или за то, что они иного сословия. Символом революции в «Докторе Живаго» стала метель – непредсказуемое движение снежинок, завывания ветра и пронизывающий холод. Живаго говорит о революции так: «свобода по нечаянности, по недоразумению». Выходит, что к власти пришли люди, которые не готовы были править. Им не хватало образования, ума, опыта, рассудительности и в какой-то мере терпения, чтобы реализовать ту роль, которую они самостоятельно выбрали. А люди образованные просто морально не смогли собраться, они «отшатнулись от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи». Рабочие просто громили все, особо не раздумывая, а образованная интеллигенция слишком долго думала, когда нужно было просто делать.
Роман «Доктор Живаго» написан от лица того, кто не выбирал чью-то сторону, кто был воспитан высокообразованными людьми, кто интеллигентен по своей сути и не может выносить жестокости и убийств. Юрий Андреевич Живаго квалифицированный врач, пишет превосходные стихи и, кроме того, воспитывался укладом жизни прошлого века – отсюда и обилие цитат из русской классической литературы. Он не трус, не отщепенец, не предатель, он гуманист и лирик. Революция становится его трагедией, так как он теряется и не понимает, как можно жить в мире, где людей убивают просто так или за то, что они иного сословия. Символом революции в «Докторе Живаго» стала метель – непредсказуемое движение снежинок, завывания ветра и пронизывающий холод. Живаго говорит о революции так: «свобода по нечаянности, по недоразумению». Выходит, что к власти пришли люди, которые не готовы были править. Им не хватало образования, ума, опыта, рассудительности и в какой-то мере терпения, чтобы реализовать ту роль, которую они самостоятельно выбрали. А люди образованные просто морально не смогли собраться, они «отшатнулись от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи». Рабочие просто громили все, особо не раздумывая, а образованная интеллигенция слишком долго думала, когда нужно было просто делать.
Две жены Юрия Живаго – символы с одной стороны его взглядом, меняющихся со временем, а с другой стороны они представляют образ России. Антонина была ему и женой и другом, она поддерживала его во всем и главной для нее была семья – Юрий и Тоня были идеальной парой. Антонина – Россия до войны и революций, Россия мирная, где семейные ценности превыше всего. Затем встреча с Ларой, которая была его пылкой первой любовью. Лара пробуждает в нем страсть, желание – она Россия в пылу революции. И на могиле Живаго Лара говорит с ним, как с живым – символическое торжество любви над смертью, к которому Пастернак не раз возвращается на страницах романа.
С середины романа читатель вместе с доктором приходят к выводу, что не вся интеллигенция оказалась не готова к революции. Высшая культурная каста раскололась на тех, кто ждал революцию и не плохо устроился при новой власти, и тех, кто не нашел себе места. Интеллигенция, представителем которой являлся Живаго, умирала от «отсутствия воздуха», а интеллигенция доморощенная, заурядная осталась довольна тем, что появилась возможность пройти «в верха» без труда. В итоге вместе с потомственными, истинными интеллигентами умирала культура огромной империи.