в чем трагедия катерины в пьесе гроза
Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение
Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.
Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.
Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.
Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.
Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.
Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.
Вариант 2
Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.
Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.
Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.
В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Также читают:
Картинка к сочинению Трагедия Катерины в драме Гроза
Популярные сегодня темы
Чехов Антон Павлович – знаменитый писатель России. Каждый знает его биографию, его творчество изучают и взрослые и дети. Но знают ли его как человека? Как человека необычного, интересного. Познакомимся с некоторыми фактами из жизни.
«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье
Пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» представляет собой характерный образец народной мудрости
Психологический Роман М.Ю.Лермонтова повествует о судьбе офицера русской армии Григории Александровиче Печорине. Молодой человек предстает перед нами через слова Максим Максимыча
В повести Чехова «Палата №6» читатель встречает второстепенного персонажа по имени Никита.
Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение
С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.
В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.
Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.
Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.
Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.
Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.
Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.
Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.
Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.
Вариант 2
Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.
Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.
Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.
В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.
Влюбленность главной героини
Душевное состояние Катерины в пьесе «Гроза» усугубляется с появлением Бориса — молодого человека, приехавшего из Москвы ради получения богатства в наследство. У девушки сразу возникли чувства к нему. Героиня всегда чувствовала, что она хочет любить и отдавать кому-то свою любовь. Их чувства быстро вспыхнули и стремительно развивалась.
С самого начала зарождения любви Катя внимательно прислушивается к себе: она чувствует, словно начинает заново жить, с ней происходит нечто неведанное ранее. Но все же изначально она старалась гнать прочь мысли о Борисе и приводила себе аргументы против молодого человека:
Но после грубого обращения Тихона терпение Кати обрывается. Она оскорблена его поведением. Прощаясь с мужем перед его отъездом, девушка боится оставаться наедине с искушением встретиться с Борисом, но понимает, что этого не миновать.
Возможно, именно горечь неволи и несчастной жизни с мужем толкнула Катю на столь опрометчивый шаг. Она решается пойти в сад, где ее ждал любимый. С одной стороны, ей было все равно, что об этом подумают люди, но с другой, даже подойдя к калитке, она сомневалась, стоит ли оно того. Однако Катерина пренебрегает христианскими законами и решается на измену. Ее встречи с возлюбленным закончились с приездом мужа.
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Несколько интересных сочинений
Знакомство с героями
Изучая произведение, можно проследить все особенности жизненного уклада того времени. Здесь явно улавливается конфликт патриархата и желания свободы (в мыслях, в действии).
В такой непростой для России период живет Катерина Кабанова. Символично и место, где находится главная героиня при первой встрече. Берег Волги также прекрасен и невинен, как и образ девушки. Она религиозна, нежна, чувственна… Никакие богатства мира не заменят ей моральной чистоты души. Описание может быть бесконечно. Но рядом с ее непорочностью идет свободолюбие, которое и «сыграло злую шутку» в пьесе.
Супруг Катерины Тихон Кабанов — безвольный и бесхарактерный человек. Его главное удовольствие — возможность выпить, поэтому на понимание и сочувствие переживаний жены у него совершенно нет времени.
Борис — приезжий в город Калинов. К нему и вспыхнули любовные чувства у героини.
Душевная драма Катерины (по пьесе Островского «Гроза»)
Катерина не умеет притворяться. И это качество делает ее особенно уязвимой. Никто не протягивает ей руку помощи. «Темное царство» гнетет и мучает девушку, приносит ее в жертву. Кто мог бы встать на сторону Катерины? Слабый и безвольный муж? Варвара? Или кто-то другой? Увы, все озабочены только тем, как бы защитить самого себя, спрятаться от окружающих, стать невидимым и неслышимым, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие. А у Катерины нет даже намека на душевное спокойствие. Девушка буквально задыхается от тесных оков, в которых оказалась. Конфликт с «темным царством» накаляется, и в результате происходит настоящая трагедия. Катерина страдает еще и потому, что ее настоящая жизнь сильно отличается от жизни в родительском доме. В детстве она была окружена заботой и любовью, чув-ствовала себя свободной и абсолютно счастливой. Экзальтированная и романтичная девушка оказалась в буквальном смысле «не приспособлена» к реальной жизни. Она хотела бы видеть мир ярким и красочным, но «темное царство» не соответствует ее желаниям. Катерина от природы отличается легким, покладистым характером. Она жизнерадостна, нуждается в новых впечатлениях и положительных эмоциях. Но серая, унылая, однообразная жизнь заставляет Катерину страдать, чахнуть. После замужества Катерина из жизнерадостной, пылкой девушки превращается в бессловесное и бесправное существо. Она лишена возможности открыто проявлять свои чувства. Мрачная, безрадостная жизнь заставляет девушку искать для себя хоть что-то хорошее, пытаться заполнить пустоту в душе. Катерина старается найти в себе хоть какие-то теплые чувства по отношению к мужу. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но, увы, Кабаниха сама пресекает в девушке робкие попытки заполнить пустоту в душе чувством к мужу. Фраза свекрови «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься» ясно свидетельствует о том, что любые проявления искренних человеческих чувств в «темном царстве» запрещены. Однако разве можно запретить человеку мечтать, чувствовать, надеяться? Пока мы живы, такие стремления будут радовать и согревать нас. Именно поэтому несчастная и одинокая Катерина продолжает искать для себя хоть немного тепла, которого она была лишена так долго. Любовь к Борису — это не только протест против порядков в патриархальной среде, это попытка хоть чем-то украсить свою пустую и однообразную жизнь. Эмоциональная и открытая девушка обладает богатым воображением. Она видит Бориса совсем не таким, каков он есть на самом деле. Она сознательно приукрашивает образ возлюбленного, наделяет его теми чертами, которые совсем не были свойственны тому. Любовь позволяет Катерине хоть на некоторое время ощутить себя счастливой. Но по меркам «темного царства» любовь — это преступление. Катерина это прекрасно понимает, очевидно, поэтому заранее чувствует свою неминуемую гибель. Во многом это можно объяснить тем, что, ощутив себя свободной и счастливой, Катерина уже не может вернуться к прежней жизни. Глоток свободы как нельзя лучше показал ей убогость и бесправность ее обычного положения. Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил». Но эту фразу нельзя считать простым упреком, Катерина вкладывает в нее гораздо более глубокий смысл. Борис невольно перевернул всю жизнь несчастной девушки, после чего она не видит своего будущего. Катерина религиозна, считает, что за любой грех обязательно последует расплата. Именно поэтому она так боится грозы. Явление природы воспринимается ею как Божья кара. Почему Катерина признается свекрови и мужу в своем грехе? Да потому что она мысленно примирилась с самым худшим. Дальнейшее существование представляется ей бессмысленным. Она подавлена, растоптана. И поэтому не считает нужным скрываться далее. Можно сказать, что у Катерины начисто отсутствует инстинкт самосохранения. Она не видит смысла жить дальше. «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Самоубийство Катерины — это ее вызов обществу и одновременно попытка спасти себя от позора, вырваться из пут отчаяния. Она оказалась совсем одна, никто не проявил ни капли сочувствия к ней. Ее душевная драма оказалось слишком тяжелой, чтобы смириться с дальнейшими тяготами пустой и никчемной жизни.
В чем трагедия катерины гроза кратко. В чем трагедия Катерины в пьесе А.Н
Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.
Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.
Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.
Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.
Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.
Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».
В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Посмотрите эти сочинения
Трагедия совести в драме Гроза
Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.
Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.
Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.
Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.
Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.
Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.
Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.
Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.