в чем трагедия башмачкина
Сочинение Маленький человек в повести Гоголя Шинель
Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».
А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.
Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».
Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.
Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.
Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.
Социальное положение
Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.
Башмачкин занимает низкую ступень в обществе. На службе его либо вовсе не замечают, либо насмехаются над ним. Сослуживцы постоянно шутят про Акакия Акакиевича, бросают в него бумажки. И Башмачкин не пытается исправить ситуацию, он не замечает издевок в свою сторону, он привык к ним. Эта робость и несостоятельность – признаки «маленького человека».
Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.
Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель
«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.
В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.
Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.
Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).
Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.
Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».
Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».
Другие сочинения: ← Помещики в поэме Мертвые души Гоголя↑ ГогольПовесть Гоголя Шинель →
Профессия
Башмачкин – не просто титулярный советник, а «вечный» титулярный советник. Автор повести подчеркивает, что центральный персонаж всю свою жизнь работал на этой должности и вряд ли сможет продвинуться по карьерной лестнице дальше. Когда Башмачкину предлагают не просто переписать бумаги, но и поменять лицо у глаголов, главный герой не может этого сделать. Сил у него хватает лишь на то, чтобы вечно переписывать что-то. Стоит отметить, что для Башмачкина это не в тягость, а, наоборот, в радость. Переписывание бумаг – единственное занятие, которое приносит удовольствие в жизни Акакия Акакиевича. Герой не понимает тяготы своего жизненного положения.
Введение
В повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя (рис. 1) идет речь о «маленьком человеке». «Маленьким человеком» называют подавленного, ощущающего свое унизительное состояние человека. Важно отметить, что это служащий человек, который является винтиком в громадной бюрократической системе. Человек, занимающий одну из ступеней иерархической лестницы.
Рис. 1. Н.В. Гоголь (Источник)
Петербург в повести «Шинель»
Повесть вышла в 1842 году и, как пишут исследователи, завершает цикл петербургских повестей. Сам Гоголь никогда не заключал в один цикл повести, которые рассказывают о событиях, происходящих в Петербурге. Все повести цикла объединены образом города, и в данной повести образ города мрачный и гнетущий. Петербургское серое небо, пустынные улицы, пронизывающий холод и беспощадный ветер.
В «Шинели» при описании города очень часто используются слова «пустынный» и «пустыня» несмотря на то, что Петербург был многолюдным городом. В данной повести поднята очень важная литературная тема – тема одиночества человека в большом городе.
Акакий Акакиевич живет один, сослуживцы для него чужие люди, и сам город для него чужой. Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев. Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете.
«Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника, улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».
В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца.
«Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».
Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия. У него отнимают шинель.
Еще один важный мотив описания Петербурга – вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события.
Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется к своей приятельнице Каролине Ивановне, и описано это так: «Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник».
Клочки снега – это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.
Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей.
«Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу».
А теперь про значительное лицо.
«Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того, чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке».
И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент – это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица – получение нового чина.
Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина.
Шинель
Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель», рассмотрит причины, по которым Акакия Акакиевича Башмачкина можно отнести к литературному типу маленького человека.
Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель
В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.
Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», — является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.
День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.
Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.
Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.
Вариант №2
Повесть «Шинель» — одно из лучших произведений великого писателя Н.В.Гоголя. В ней автор один из первых затрагивает тему «маленького человека». Таким термином обычно обозначают такого героя, который остается «невидимкой» в обществе. Эти люди либо незаметны окружающим, либо становятся жертвой насмешек и издевательств в силу своего низкого социального положения. Таким человеком является и главный герой повести.
В начале произведения Гоголь дает нам описание внешности героя и его происхождение. Слова автора уже как бы намекают читателю на своеобразную нелепость его существования. Героя зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Это маленький, рыжий и лысоватый мужчина. Он – бедный титулярный советник. Подниматься по карьерной лестнице он не в силах, так как обладает слабовольным характером. Акакий целыми днями переписывает бумаги в канцелярии и брать более сложную работу он боится. Коллеги часто издеваются над ним, обижают его, а герой не может им дать отпор. Бедный, слабый, беззащитный – вот таким представлен «маленький человек» в русской литературе.
Вскоре в жизни Башмачкина случается горе: выходит из строя старая шинель, однако на новую не хватает денег. Тогда и без того узкий духовный мир героя сужается до микроскопических размеров, до одной маленькой мечты о новой шинели. В целях экономии денег Акакий перестает зажигать свечи в доме, реже стирает белье и т.д. Через некоторое время ему удается накопить нужную сумму, и герой наконец покупает себе новую, красивую шинель. И даже здесь он вызывает жалость: сложно представить, что такое огромное счастье человека может заключаться в обычной покупке новой вещи. Но позже Акакий становится жертвой ограбления и, конечно же, пропадает новая шинель. Он отправляется просить о помощи к «значительному лицу», но так герою никто и не помог, и вскоре он умирает от необъяснимой болезни. Башмачкин вызывает у нас сочувствие, жалость и сострадание. Он настолько жалок в огромном жестоком мире, что никто не ручается ему помочь, оставляя его наедине со своим горем.
В повести «Шинель» Гоголь мастерски раскрывает тему «маленького человека». На примере Акакия Акакиевича, автор показывает, что эти люди абсолютно беззащитны, что не может не вызывать у читателей жалость. Писатель изображает их маленький внутренний мир, любое вмешательство в который грозит страшной бедой.
Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”
Социальное положение
Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.
Башмачкин занимает низкую ступень в обществе. На службе его либо вовсе не замечают, либо насмехаются над ним. Сослуживцы постоянно шутят про Акакия Акакиевича, бросают в него бумажки. И Башмачкин не пытается исправить ситуацию, он не замечает издевок в свою сторону, он привык к ним. Эта робость и несостоятельность – признаки «маленького человека».
Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.
Сочинение на тему: «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» приглашает нас заглянуть в петербургский чиновничий мир, рисуя быт, образ мыслей, отношение к службе и характер развлечений «должностного сословия».
Писатель ведет доверительное повествование от первого лица, называя себя «рассказчиком этой истории». Шаг за шагом он знакомит нас со своими персонажами: служащими департамента, портным Петровичем и его женой, будочником, «одним значительным лицом» и его приятелем детства. Все эти люди так или иначе связаны с главным героем повести — Акакием Акакиевичем Башмачкиным.
Башмачкин, немолодой уже человек, — мелкий чиновник одного из департаментов. Таких, как он, посмеиваясь, называют «вечными титулярными советниками» или «чиновниками для письма». И обязанности Акакия Акакиевича заключаются в механическом переписывании разного рода казенных бумаг.
Природа не одарила его замечательной внешностью. Башмачкин «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»
Не дала ему природа и сколько-нибудь значительных талантов. Однажды нашему герою поручили работу поважнее простого переписывания, впрочем, совсем не сложную, где «дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». Эта задача оказалась непосильной для него настолько, что «он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”».
Кроме того, Башмачкин с трудом выражает свои мысли, используя в основном предлоги, наречия и междометия, которые не имеют никакого значения. Он часто не заканчивает фразу, и у него получается: «Это, право, совершенно того…» или «Этаково-то дело этакое…»
Неказистая внешность, отсутствие дарований, а также нерешительность, сомнения, колебания Акакия Акакиевича, подчеркивавшиеся его мимикой и жестами, не принесли ему любви и уважения сослуживцев.
Сторожа департамента «даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Начальство обращалось с Башмачкиным «холодно-деспотически», а молодые чиновники издевались над ним в меру своего «канцелярского остроумия» и воображения, которое, кстати, было совсем не богатым.
Насколько близко к сердцу принимает эти насмешки Акакий Акакиевич? Несчастен ли он?
Совсем нет. Наш герой отгораживается от плоских острот и грубых выходок неугомонных чиновников жалобно звенящей фразой: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И погружается в единственно доступный ему волшебный, приятный, разнообразный мир букв. При переписывании на лице Акакия Акакиевича застывает выражение несказанного наслаждения. Он относится к буквам как к своим друзьям, как к живым существам, отдавая предпочтение одним перед другими и выводя их «и подсмеиваясь, и подмигивая, и помогая губами». Даже дома маленький чиновник не предается ни отдыху, ни развлечениям. С неослабевающим усердием он переписывает принесенные со службы бумаги, иногда «снимает нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя». И лишь вдоволь написавшись, Акакий Акакиевич ложился спать, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» А разве можно назвать несчастным человека, улыбающегося на сон грядущий? Нет, маленький чиновник доволен своим жребием. Но только спокойной его жизни вот- вот наступит конец.
Существование главного героя повести можно разделить на три части, условно назвав их мирное, одержимое мечтой и фантастическое.
Мечта о новой, теплой и добротной шинели совершенно изменяет и натуру Акакия Акакиевича, и образ его жизни. Бытие Башмачкина становится полнее и содержательнее. Именно необходимость приобрести шинель заставляет его, «всегда отличавшегося тихостью голоса», может быть, первый раз отроду вскрикнуть («Полтораста рублей за шинель!»), делает его «живее и тверже характером», так что «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали дерзкие и отважные мысли». А первый выход в свет в новой шинели приводит маленького чиновника в не свойственное ему «праздничное расположение всех чувств», пробуждает желание «усмехаться от внутреннего удовольствия». И едва ли не впервые в жизни Акакий Акакиевич обращает на себя пристальное внимание сослуживцев, принимая от них приветствия, улыбки и поздравления.
Но шинель, сделавшая Башмачкина счастливым, его и погубила. Робкое сердце маленького чиновника до тех пор не знало взлетов, а следовательно, не знало и падений, поэтому и не смогло принять и пережить потерю столь дорогой ему обновки. Предприняв несколько неудачных попыток отыскать пропажу, Акакий Акакиевич слег в горячке и умер.
И тут начался третий, ни на что не похожий, мистический этап существования Башмачкина. Несколько дней после свой смерти он «прожил шумно, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». Маленький чиновник стал привидением. Да каким! Дерзким, буйным, бесстрашным! Он набрасывался на прохожих, не разбирая чина и звания, и срывал с них шинели. Прежде тишайший, Акакий Акакиевич теперь держал в страхе всю округу. Наш герой никак не желал успокоиться. Он искал своего обидчика — «одно значительное лицо», жестоко распекшее Башмачкина и послужившее причиной его болезни и смерти. Сорвав с плеч генерала роскошную, теплую шинель, бывший маленький чиновник не появляется больше на земле ни в какой ипостаси: «видно генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам». Акакий Акакиевич прекратил свое существование. В департаменте на его месте давно служит новый чиновник, и о Башмачкине больше не вспоминают. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Но только не хочет ли Гоголь спросить у нас: «А любил ли сам Башмачкин других людей? Разве был он для кого-нибудь защитой и опорой? Считал кого-то интересным и дорогим для себя человеком? »
Впрочем, кто знает. «Ведь нельзя же залезть в душу человека и узнать все, что он ни думает».
Сочинение на тему: «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Профессия
Башмачкин – не просто титулярный советник, а «вечный» титулярный советник. Автор повести подчеркивает, что центральный персонаж всю свою жизнь работал на этой должности и вряд ли сможет продвинуться по карьерной лестнице дальше. Когда Башмачкину предлагают не просто переписать бумаги, но и поменять лицо у глаголов, главный герой не может этого сделать. Сил у него хватает лишь на то, чтобы вечно переписывать что-то. Стоит отметить, что для Башмачкина это не в тягость, а, наоборот, в радость. Переписывание бумаг – единственное занятие, которое приносит удовольствие в жизни Акакия Акакиевича. Герой не понимает тяготы своего жизненного положения.
Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель»
Тема «маленького человека» в «Шинели» поднимается Гоголем неслучайно. Типизация героев – один из основных признаков реалистического метода творчества, а образ «маленького человека» стал традиционным для русского реализма. Его создателем по праву считается Александр Пушкин (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Оба автора даже в самом прозаическом персонаже видят скрытые сокровища души. Любовь, самоотречение или преданность идеалу «маленькие люди» не выпячивают на всеобщее обозрение, а хранят глубоко в сердце. Этого близорукое общество не видит, явно пренебрегая ими, считая ничтожествами тех, кто на самом деле на голову выше остальных.
Конфликт в повести Гоголя «Шинель» — большая трагедия маленького человека, у которого отняли единственную ценность. Но главная проблема состоит в том, что никто не сочувствует герою, он не находит поддержки у окружения. Его беду лишь усугубляют равнодушие или насмешки. С одной стороны, автор протестует против мира, который превращает человека в Акакия Акакиевича, нашедшего смысл жизни в вещи. Он резко критикует тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками». Таких забитых и сломленных людей вообще не должно быть. С другой стороны, Гоголь – реалист, он понимает, что они есть и будут, поэтому призывает хотя бы обратить внимание на несчастных Башмачкиных, не допустить трагической развязки их судьбы.
Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия Акакиечива убоги. Его идеал и предел мечтаний – шинель. Символ шинели, конечно же, понятен: защита от холодного, враждебного мира, единственная отрада и подруга жизни. Зато к цели герой идет по мукам, ограничивая себя во всем. Он отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки, лишь бы накопить на вожделенную покупку. Многие усматривают в нем черты святого Акакия Синайского, этим и объясняется необычное имя чиновника. Смирение, безропотность, самопожертвование – вот, что роднит героев жития и гоголевской повести.
Проходя через испытания, человеческий дух закаляется. Так и Башмачкин становится сильнее, в голове появляются смелые мысли и далеко идущие планы: «не положить ли куницу на воротник?». День обретения шинели стал для героя настоящим праздником раскрепощения. Привычный рутинный ход его жизни, наконец, нарушился: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Потом он направился на своеобразную вечеринку по случаю обновки и выпил целых два бокала шампанского. Но вся ирония автора уступает место негодованию, когда у героя отнимают его достояние. Страдания, испытанные Башмачкиным после утраты шинели, сравнимы со скорбью о смерти любимого человека. Акакий Акакиевич ищет защиты у государства, однако его просьба лишь разгневала «значительное лицо». Большая трагедия заключена в том, что мир равнодушен к горю маленького человека. Шинель грела и берегла героя, а люди только издевались над ним или не обращали своего драгоценного внимания на его судьбу. Холодный Петербургский климат ассоциируется с атмосферой в коллективе, где даже горячее сердце спустя время либо покрывается инеем, либо перестает биться.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Шинель
Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель», рассмотрит причины, по которым Акакия Акакиевича Башмачкина можно отнести к литературному типу маленького человека.
«Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»»
Кто-то крикнул швейцару: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Нев ским проспектом». Петербург Гоголя — это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие по хвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич — робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.
Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни — новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», — доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.
Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.
Сочинение на тему: Маленький человек в повести Гоголя «Шинель»
В своем произведении Гоголь затронул проблему «маленького человека». Эту проблему автор раскрывает на примере главного героя повести – Акакия Акакиевича.
Проблема Акакия заключается не в том, что он маленького роста, а в том, что он маленький душой. Давайте разберемся, откуда же у главного героя такая проблема.
Башмачкин с самого рождения был обижен судьбой. Назвали его в честь его отца. Хоть автор и скрывает судьбу его отца, но не сложно предположить, что он тоже был замкнут в себе, и его судьба передалась и нашему бедному герою.
Акакий был серым, незаметным человеком маленького роста, морщинистый, бледный. Автор не может даже точно указать его возраст, до того он был обыкновенный и невзрачный.
Профессия Акакия – титулярный советник. Жил он полностью в своей работе. Даже перед сном она занимала все его мысли: что он будет переписывать завтра, чем он вообще будет заниматься. Автор указывает на скудность интересов героя, ограниченность его ума. Гоголь показывает, что Акакий совсем потерял интерес к жизни. Он зря нагружал себя абсолютно бессмысленной работой, а ни на что кроме этого времени у него не оставалось.
Все люди, окружающие его на работе, не проявляли к нему никакого интереса и уважения. Коллектив вообще не считал Акакия Акакиевича за человека. Автор не единожды сравнивал его с мухой. Если его и замечали, то только с целью обидеть или оскорбить. Но герой не обращал на это никакого внимания. Он так погрузился в себя и свои бумажки, что почти разучился разговаривать с людьми. Он просто не мог постоять за себя.
Одно из ключевых событий в его жизни – покупка шинели. После ее покупки, герой сразу решил, что теперь все начнут уважать его, ценить. Он лишь обманывал себя, ведь смог измениться только внешне, а никак не внутренне, оставшись таким же зажатым и замкнутым в себе.
Встречи со значительными лицами лишь сильнее унижали его. В наше время часто бывает именно так. Бедные люди боятся потерять работу, и вынуждены подчиняться «хозяевам их жизни».
Конечно, Акакий во многом сам виноват в своих бедах и несчастьях, но все же все люди должны быть милосерднее, снисходительнее к таким маленьким людям.
Раз Гоголь затронул данную проблему, значит, в ней есть нечто очень опасное для всего человеческого общества. Наша задача – понять, разгадать эту загадку и сделать так, чтобы эта проблема навсегда осталась в прошлом.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Маленький человек в повести Гоголя «Шинель» читают:
Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик», 7 класс
Сочинение на тему «Тарас Бульба», 7 класс
Популярные сочинения
Трагедия маленького человека в повести Гоголя «Шинель»
К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя — это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа — это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич — робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.
Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни — новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», — доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.
Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.