в чем трагедия анны снегиной и рассказчика
Сочинение-анализ поэмы Анна Снегина Есенина
«Анна Снегина» — это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях, тревоге за народ и Россию, а так же вспоминает о своей первой юношеской любви – Анне Снегиной.
Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.
Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.
События, происходящие в России, сильно повлияли на жизнь обоих героев, смешав общественное и личное, разъединив их навсегда. В конце поэмы Сергею приходит письмо из Лондона от Анны, которое вручил ему мельник. Женщина сильно тоскует по своему родному дому, и воспоминания о первой любви только усиливают ее грусть. Ведь главными ценностями жизни, были и остаются любовь, родина и природа. Именно они согревают человека в любой период его жизни. Поэма «Анна Снегина» — это лирическое и эпическое произведение, которое соединило в себе эти два жанра в одно целое. Сам герой произведения является не только рассказчиком, но и прямым участником этих событий.
Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений. В поэме «Анна Снегина» он показывает свою любовь к народу, к его проблемам и бедам, описывает сложные ситуации, происходящие в его родном селе. Он раскрывает свое истинное отношение к войне, но несмотря на все события, проносит свою любовь через всю жизнь.
Анализ поэмы Есенина Анна Снегина
История создания:
Произведение «Анна Снегина» основано на реальных событиях. Прообразом Анны Снегиной была знакомая Сергея Есенина Лидия Ивановна Кашина, которая связала себя узами брака с офицером белогвардейцем, и впоследствии стала чужой и недосягаемой для поэта. В поэме поэт показал отношение к революции, военным действиям, политическим событиям.
Жанр: поэма. Некоторые исследователи творчества С. Есенина относят произведение «Анна Снегина» к жанру повести в стихах либо стихотворной новелле.
Сюжет и тема:
В первой главе лирический герой возвращается на свою родину, чтобы отдохнуть от городской суеты. Послевоенная разруха оставила неизгладимый след: люди разобщены, армия нуждается в еще больших вложениях.
Вторая глава знакомит нас с прошлой жизнью героя. Присутствует описание жизни и быта деревенского народа, а также описание влияния изменения политической обстановки страны на жителей деревни. Сергуша встречает бывшую возлюбленную.
В третьей главе раскрываются отношения героя с Анной Снегиной, их чувства все еще живы, несмотря на возраст и обстоятельства. Из-за смерти супруга героини их отношениям приходит конец, Анна обвиняет лирического героя в трусости и дезертирстве.
Четвертая глава сообщает о приходе к власти Ленина. Прон описывает имущество Снегиных. Анна просит прощения у своего возлюбленного и покидает Россию, а главный герой едет в Петербург.
В пятой главе перед нами предстает ужасная картина разрухи и нищеты, которая принесла гражданская война. Лирический герой возвращается в родную деревню, которая также прекрасна, как и раньше, мельник все также весел и задорен. Мельник вручает письмо лирическому герою от Анны из-за границы, в котором она делится воспоминаниями о России, а также выражает нежные чувства к герою.
В поэме автор рассматривает несколько тем:
— тема родины и малой родины – села поэта Константиново, которое в поэме названо Радово. С особой любовью С. Есенин пишет о родных просторах, быте, жизни народа. Также, автор является патриотом своей родины.
— тема любви. Лирический герой с теплотой и любовью описывает свои чувства к возлюбленной, которая уже в прошлом, так как вышла замуж за офицера.
— тема революции. Автор против революции, описывает ее как демоническую силу. Послереволюционную Россию сравнивает с цирком.
Главные герои:
Рассказчик – главный герой
Анна Снегина – дворянка, любимая рассказчика
Прон Оглоблин – крестьянин, большевик
Лабутя – брат Прона
Мельник – человек, который всех заряжал оптимизмом, помогал всем людям
Композиция:
Цикличная композиция, так как действие поэмы начинается и заканчивается приездом лирического героя на малую родину – в деревню Радово.
2 вариант
«Анна Снегина» − лиро-эпическая поэма. Она о любви, о воспоминаниях, о чувствах. Но в большей степени о времени. О происходящем в селе Радово, в стране, в мире. Этим объясняется её уникальная форма сменяющих друг друга монологов, её предельно простой язык. Ведь основа поэмы − люди. Книжные выражения и слова перемешаны с просторечиями, диалектизмами, неологизмами.
«Анна Снегина» − поэма, в которой в полной мере реализуется мотив возвращения, свойственный есенинской лирике. Герой возвращается на родину. Он предельно близок автору (имя, статус, внешность, отдельные биографические моменты). Исключение составляет тот факт, что Есенин не был на войне. Одно отличает поэму от стихов на близкую тему. В поэме нет ни слова о матери. Герой приезжает не в отчий дом, а на родину в более широком смысле: в родные места, к землякам, к первой любви, несчастливой, но прекрасной.
В поэме это светлое чувство олицетворяет Анна − девушка-дворянка. Её образ выстроен как идеальный. И фамилия Снегина, вызывающая ассоциации с чистотой, и белая накидка, белое платье, и само имя Анна – всё это словно из «Вишнёвого сада» или тургеневских повестей. Это воплощение прекрасного, но безвозвратно ушедшего мира дворянских усадеб. Но не с возвращением былых чувств связана главная линия поэмы. После первого упоминания об Анне поэт пишет: «Ничто не проникло мне в душу, ничто не смутило меня».
Начинается повествование с монолога возницы. Петербургский модный поэт, недавно вырвавшийся из пучины войны, уже не похож на наивного юношу, каким он оставил дом. В первые же часы на родине становится ясно, что здесь нет прежнего покоя. Возница рассказывает о драках, убийстве, вражде между сёлами. Радость свидания с прошлым омрачена мыслями о настоящем: «Я думаю: как прекрасна Земля и на ней человек. И сколько с войной несчастных уродов теперь и калек!» Итак, отчий край по-прежнему прекрасен, но время изменилось. И люди, и сам поэт словно выпали из общемировой гармонии, которая некогда здесь царила. Это подтверждают и другие встречи с земляками.
Воплощение лучшего, что было в юности – Анна − появляется как видение во время болезни Сергея, но в нём нет ничего романтического: «Я видел лишь белое платье и чей-то привздёрнутый нос». Первый разговор они ведут словно на разных языках: «Хотелось сказать: «Довольно! Найдёмте другой язык!»». Взаимопонимания нет, но встреча оканчивается вполне предсказуемо. Это не возврат к былой любви. Поэт объяснил «наплыв шестнадцати лет» так: «Есть что-то прекрасное в лете …».
Новых встреч не ищут ни он, ни она. Это происходит случайно и очень не вовремя: после смерти мужа Анны. Взаимные обиды обрывают всякие пути к сближению.
После потери имения Анна и её мать проводят ночь в доме мельника. Анна напоминает о прошедшем: «Мы с вами сидели вместе. Нам по шестнадцать лет. ». Но прошлое не способно соединить их. Герой уезжает в Петербург, чтобы принять участие в революции. Годы спустя он получает письмо от Анны из-за границы. «Письмо как письмо. Беспричинно…». Главное в этом письме: «Вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна».
Прошлое может быть необыкновенно притягательным, волшебным. Но время идёт, и пути назад нет. Главное в поэме − не любовный сюжет (любви между героями нет), а картина времени. Это оно разлучило героев. Анна − в прошлом, в царстве дворянских гнёзд и вишнёвых садов, где поэты должны любить «девушек в белой накидке». Но время иное, и герой − живой участник своего времени. Анна дорога ему, как дорога его юность. Но возвращение в прошлое невозможно, как невозможна прошлая жизнь в Радово.
Анализ 3
Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.
Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.
Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений. В поэме «Анна Снегина» он показывает свою любовь к народу, к его проблемам и бедам, описывает сложные ситуации, происходящие в его родном селе. Он раскрывает свое истинное отношение к войне, но несмотря на все события, проносит свою любовь через всю жизнь.
11 класс
История создания
Поэма создана Сергеем Есенин в последние годы его короткой жизни, когда поэт делает одну из своих попыток быть настоящим сыном своей Родины и избавиться от прозвища «попутчик». Вырвавшись на Кавказ, он пишет несколько лояльных вещей, среди которых и поэма «Анна Снегина». Весной 1925 года он читает ее в Доме Герцена. Но, увы, все закончилось провалом. Отзывы и рецензии отдавали холодком.
Работая над материалом, поэт обратился к одному из самых распространенных поэтических жанров большой формы и назвал свое произведение лироэпической поэмой.
Сюжет и тема
Сергей Есенин не сразу понял, что и о чем он написал в поэме, которую называл «прекраснейшей». Осознание пришло через несколько месяцев. А вот его идеологические противники поняли это сразу. И принялись за критику.
Основной мыслью поэмы стала мысль о том, что с Россией произошла трагедия, именно так оценивал поэт Октябрьскую революцию 1917 года. Путь в социализм, по которому движется страна, оказался не таким простым, он практически вытеснил таинственный и древний мир крестьянской жизни, глашатаем который выступал поэт. С основной темой поэмы тесно связана тема любви. Толчком для написания самой поэмы и стали воспоминания автора о первой юношеской любви к помещице Кашиной.
Но главная тема поэмы – это тема Родины, крестьянской, лапотной, переживающей один из самых сложный периодов в своей истории. Место действия напоминает читателю о родном селе поэта – Константинове.
Два приезда в родное село. Один раз в качестве первого дезертира страны, второй раз по приглашению. А между ними события, которые всколыхнули всю Россию, поставили ее на дыбы. Основной крестьянский вопрос – это вопрос земли, именно она становится предметом крестьянских тревог. Кому она будет принадлежать, как поступить с помещичьей землей? Извечная борьба между беднейшими слоями крестьянства и богачами.
Главные герои
Анна Снегина – помещица, в ее фамилии нашли отражение воспоминания поэта о чистой юношеской любви, которая похожа на снег.
Мельник – давний знакомый автора, у которого он гостит, сочетая отдых с охотой.
Автор – лирический герой поэмы
Композиция
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ поэмы Анна Снегина
Популярные сегодня темы
Франц Шуберт — австрийский композитор. За свою недолгую жизнь им было создано множество произведений, однако, известности музыкант смог добиться только после своей смерти.
Дремов Егор обыкновенный и незаурядный военнослужащий. Он крепкий, здоровый, с вьющимися волосами. У Егора есть девушка. Покидая родной город парень уверен, что Катя будет ждать его всегда
1831 — в деревне Горохово, недалеко от города Орла на свет появился будущий литератор Николай Семенович Лесков. Его раннее детство прошло в Орле, где отец, бывший семинарист, служил следователем.
Каждый из нас обладает своей определенной комбинацией тех или иных качеств, которые характеризуют нас с одной или другой стороны. Именно этот набор черт характера может в какой-то мере предугадать наши действия
Новокузнецк находится в Кемеровской области, и считается гегемоном в области промышленности. В нем шесть районов, центральный из которых был оброазован в 1941 году. Города окружён горами и протянут реками и водотоками.
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
Анализ поэмы Есенина «Анна Снегина»
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 01.02.2021
История создания
В ХХ век Россия вступила как страна с очень низким уровнем всеобщей грамотности. Этот факт не мог долгое время оставаться незамеченным, и вскоре в стране стали формироваться политические партии, простой народ постепенно стал принимать участие в общественной жизни страны. Этот период был очень непростым для Российской империи, которая в течение нескольких лет (1914-1918гг.) принимал участие в Первой Мировой войне. Сразу после ее окончания в стране началась уже Гражданская война, ознаменовавшая крушение старой жизни и формирование нового миропорядка.
Сергей Есенин был прямым свидетелем всех глобальных перемен, царивших в стране. Он не мог остаться безучастным к судьбе своей родины, и описал собственные переживания в поэме «Анна Снегина». Переломный момент в истории России он описал сквозь призму судьбы «маленького» человека. Поэту удалось подчеркнуть драматизм эпохи при помощи особого размера стиха – трехстопного амфибрахия, который так любил использовать Некрасов в своих произведениях обличительного характера.
События поэмы охватывают временной промежуток с 1917 по 1923 годы. Есениным было описана реальная местность в России: «Село, значит, наше Радово…», и выбор этот был неслучаен: в поэме Радово стало прообразом Константиново – родины писателя. Реально существует и село Криуша, название которого автор изменил на Криуши. Оно находится в Клепиковском районе Рязанской области, неподалеку от Рыбновского района, где расположено село Константиново.
Сергей Есенин приступил к работе над поэмой в 1924 году, во время своей поездки на Кавказ. Этот период был очень плодотворным в творчестве поэта, который работал с большим увлечением и радостью. Плодом его трудов стала лироэпическая, во многом автобиографическая поэма. Она интересная своим своеобразием, поскольку соединила в себе сразу два рода литературы: эпос (исторические события) и лирику (любовные переживания героя).
О чем поэма?
Поэма «Анна Снегина» состоит из пяти глав, и каждая глава отображает определенный период в истории России. Особенность композиции произведения заключается в ее цикличности: поэма начинается и заканчивается описанием приезда главного героя в родное село.
Главные герои и их характеристика
Проблематика:
Смысл:
Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.
Критика:
Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».
Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.
По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», — отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.
Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».
Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он — вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.
В чем трагедия анны снегиной и рассказчика
Данная работа представляет собой анализ произведения С.А. Есенина «Анна Снегина». Очевидно, что вокруг Есенина, как при жизни его, так и в наши дни идут страстные споры о личности писателя, смысле и значение его произведений.
Несомненно, что «Анна Снегина» – любимое произведение С. Есенина. Кроме того, оно является и произведением автобиографичным, ведь весь литературный и жизненный опыт автора подготавливал это произведение, что отчасти рассмотрено в (первой) главе работы.
Остальные главы являются составляющими анализа лирического произведения: в них рассмотрены жанр произведения, его идейно-тематическое своеобразие, сюжет и композиция, особое внимание уделено образом лирических героев и кратко рассказано о месте и роли поэмы в творчестве С. Есенина.
В данной работе приводятся выдержки из работ современных филологов, литераторов, известных деятелей, молодых ученых и статей из интернета, научных сайтов и книг. Это ещё раз говорит о неослабевающем интересе к данному автору и произведению спустя столько времени.
Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряженно и увлечённо работает, много ездит по стране. Тициан Табидзе, цитируя слова Кнута Гамсуна, пишет, что «русские императоры возвели в обычай ссылать опальных поэтов на Кавказ, но Кавказ из места ссылки превращался для поэтов в источник вдохновения». То же было и с С. Есениным. По словам Табидзе, «пример Пушкина влёк его на Кавказ». Так в 1924– 1925 годах он посещает Грузию и Азербайджан, «где, по его же словам, ему «работается и пишется дьявольски хорошо».
Путешествуя по стране, Есенин не забывал и свою «малую родину». «Анна Снегина» была написана на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов. Есенин верил в литературный успех своей поэмы.
С. А. Есенин написал «Анну Снегину» за очень короткий срок (чуть больше месяца), поэма была написана “на одном дыхании”. Произведение было начато в Баку, а закончено в январе 1925 г. уже в Москве, незадолго до его смерти.
Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня». Полностью поэму напечатали в газете «Бакинский рабочий» в № 95 и № 96 первого и третьего мая.
В последние годы жизни лирика Есенина становится одновременно и трагичнее и сложнее. Совершенство и высота, которой достигает мастерство Есенина в последние годы жизни, наверное, более всего проявляются в «Анне Снегиной» – «произведении, которое принято считать итоговым, поэме, самим поэтом названной «лироэпической, книге о крестьянской смуте и о первой любви».
II Особенности жанра
Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму, в сюжете которой переплелись линии исторического и личного характера.
Но некоторые исследователи считают, что это определение не совсем точно выражает её жанровое своеобразие. Большинство писателей и литературоведов, такие как В.Турбин, называют «Анну Снегину» «повестью в стихах». Но, например, поэт А. Квятковский определяет поэму как стихотворную новеллу, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: «Мы все эти годы любили,/ Но, значит,/ Любили и нас». Были и критики, с иронией встретившие эту поэму, видя в ней «любовную канитель» на фоне бунтующей деревни или «маленький лирический пустячок»
Но каждое отдельное определение не может отражать всего содержания этой многоплановой поэмы. Каждый автор по-своему прав, но, скорее всего, смотрит на поэму лишь с одной стороны. В то время как авторская позиция выявляется в сложном взаимоотношении и взаимодействии сюжетных линий и героев.
III Идейно-тематическое своеобразие
Героиня, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу Росси, своё изгойство, расставание с Сергеем. В душе её нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.
Вечные ценности в «Анне Снегиной» приоритетны, что следует из развития любовного сюжета. Поэма о несостоявшейся любви разлученных революцией героев – Сергея и дворянки Анны – была написана в ту пору, когда в обществе и в литературе создавался образ классового врага. Но Есенин был верен гуманистической традиции русской литературы. Его герои изначально верят в духовные ценности.
С тремя разными ликами героини связаны основные идейно-тематический линии поэмы – прошлое, настоящее и будущее время; трёхмерное пространство – революционная деревня, цветущий сад и чужие дали лондонского порта; и разные чувства героя-рассказчика: мечты о счастье, разочарование, и наконец, принятия жизни такой, какова она есть, со всеми её радостями и горестями.
Политика определяет судьбы почти всех героев поэмы, она лишает их права выбора. Так, крестьянин подневолен в решении главного для него вопроса – о земле. Бунты, будь то убийство старшины или революционные волнения крестьян, не оправдывается Есениным. С потерей государственной стабильности мужики не стали счастливее.
В стороне от политики не остался и герой поэмы Сергей. Именно через него показаны ужас и бесчеловечность войны. «Война мне всю душу изъела» – говорит герой поэмы. Сами же военные действия в поэме не описаны.
IV Сюжет и композиция
В основе сюжета поэмы лежат реальные события: три поездки Есенина на родину в 1917, 1918 и 1924 годах.
Поэт Сергей, лирический герой поэмы, октябрь 1917 года встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», ведь «Теперь мы всех р-раз и квас!»
Неоднозначность отношение автора к происходящим событиям и отражает сюжет и композиция «Анны Снегиной».
Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село. Первая часть является прологом. В ней дана предыстория событий, которые разыгрались в деревне 1917 г. Во второй части картина цветущего весеннего сада вызывает неожиданный всплеск чувств, который также резко контрастирует с мыслями о суровой действительности: «Я думаю:/ Как прекрасна/ Земля/ И на ней человек». Главным эпизодам второй части является «горластый мужицкий галдеж» на крыльце у Прона о земле, о войне, и о Ленине.
В третьей части поэмы описывается болезнь, «проклятые припадок», поэта Сергея, посещение его Анной Снегиной, где облик главной героини проглядываются в смутных видениях болезни («белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль»). Облик героини также неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе:
Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.
Диалог героев происходит в двух планах: очевидном и неявном. Идёт обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы: Она: « Я даже вздохнула украдкой,/ Коснувшись до вас рукой». Он: «Я слушал её невольно/ Не знаю, зачем я трогал/Перчатки её и шаль». Лейтмотив («мы все эти годы любили…») звучит здесь оптимистично:
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.
Затем наступает разлад в отношениях герои героини в. Причин для этого было две. 1) Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял важного, как он считал, человека, столичного жителя. 2) Приехали они совсем не вовремя: оказалось, только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/ А вот вы здесь…» Всё лето после этого герои не виделись.
В четвёртой части действие происходит уже после победы революции в России.
Ключом к пониманию авторского отношение к происходящему в стране является образ Анны Снегиной, именем которой Есенин назвал свою любимую поэму. Воспоминания первый несостоявшейся любви 16 лет назад является своеобразным романтическим лейтмотивом, который «определяет нравственную эволюцию человека и неразрывную связь природного и нравственного развития». Кульминационным моментом в развитии исторических событий является конфискация усадьбы Снегинных. После разговора героев, их дороги расходятся, казалось бы, навсегда.
Пятая, заключительная часть, строится на двух письмах — мельника и Анны. В письме мельника говорится о событиях в Криуше за прошедшие шесть лет после отъезда поэта из родных мест, а главное о том, что « Теперь стал с покой в народе,/ И буря пришла в угомон».
Окончательно проясняет авторскую идею письмо, написанное Анной:
Вы живы. Я очень рада…
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко.
В России теперь апрель.
Покрыта береза и ель.
Письмо переполнено чувством любви к своей Родине – России, которая незабываема как первая любовь.
V Особенности образов лирических героев
Как упоминалось ранее, образ героя-рассказчика имеет некоторые автобиографические черты. Он «знаменитый поэт», которому автор дает свое имя – Сергей (в речи Анны), Сергунь, Сергуша, Сергуха (в речи мельника). Также герою приписывается авторство «Москвы кабацкой» и упоминании «стихов про кабацкую Русь». В то же время герой-рассказчик во многом не совпадает с автором поэмы. Он приезжает в родные места как давний знакомый и гость, живёт не дома, а у мельника, и «смотрит на самого себя холодно, как бы со стороны».
Стоит отметить портретное сходство Есенина с лирическим героем: блондин, с кудрявыми волосами, а также его скандальное городское житьё, в котором упрекала его Анна.
Все же сходство автора с героем не в автобиографических подробностях, не в деталях портрета, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.
Также ключевым образом в поэме является образ главной героини. Но облик девушки в белой накидке, надменной помещицы Снегиной и той Анной Снегиной, которая пишет из эмиграции такое нежное письмо, не совпадают и живут как бы отдельной жизнью, что и вызывает особый интерес к ее образу.
Главная героиня поэмы является своего рода «трерядницей». Анна Снегина многолика и загадочна. Но при этом образ не является собирательным в привычном смысле этого слово. Он состоит как бы из трёх разных лиц. Три возраста героини – это три разных облика. У каждой из них есть свой прототип.
Один из прообразов Анны – Лидия Ивановна Кашина – дочь богатого помещика И. П. Кулакова, в числе прочих «богатств» которого было и имение на родине Есенина — в селе Константинове. Л. И. Кашина была красивой и образованной женщиной. Есенин часто бывал в её доме, где устраивались литературные вечера.
Однако образ Анны Снегиной и Лидии Ивановны расходится в главном – в отношении к революции. Л. И. Кашина в 1917-м году сама передала свой дом крестьянам и стала жить в усадьбе на Оке, в Белом Яру. А в 1918-м году переехала в Москву, где много работала (машинисткой, переводчицей, стенографисткой).
Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию, а поэме — сюжет, и «привела» за собой других героев. Эта женщина — писательница, автор нескольких книг Ольга Павловна Сно (1881-1929), которая подписывала свои произведения «О.П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка», «О.С.» и другие.
Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне.
Кроме того, в журнале «Голос жизни» были опубликованы подборка стихов С.Есенина (особенно дорогой и памятный ему как первая крупная подборка, к тому же с сопроводительные статьей Зинаиды Гиппиус) и рассказ О. Снегиной «Тени теней». Первая любовь, первое выступление в петербургской печати, первая оценка критики. Все соединилась в одном образе.
Также известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911):
«Весеннему Есенину за его “Русь”. Полюбите Лизу из Морошкино и меня.
Речь идет о маленькой̆ поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещённой̆ в подаренной̆ Есенину книге.
Кроме того, фамилия мужа О. Снегиной, литератора, англичанина по происхождению, Е.Э. Сно (Snow в пер. с англ. — снег). Именно поэтому Анна Снегина не случайно эмигрировала в Англию.
Есенин в своей поэме вспоминает и персонажей очерка Снегиной «На хуторе», типичных для деревни 20-х годов. Особенностью деревенских персонажей «Анны Снегиной» является их «разность» – это целая галерея национальных характеров молодой советской России.
Одним из любимых образов Есенина является образ мельника, который занимает в поэме особое место. Автор не только наделяет героя «необыкновенным обаянием и нежностью, но и выделяет среди других персонажей. Вместо имени указывается его профессия, пожалуй, самая важная в деревне. Герой рассказчик называет его с особой теплотой «мой мельник» или – явно от переизбытка чувств – «бездельник». В мельники и его жене сохранились традиционные национальные черты.
Интересны образы Прона и Лабути Оглоблиных. В Проне проявился родившийся в ту пору революции национальный тип, он мятежник нового времени. Принцип же Лабути «жить не мозоля рук, он «хвальбишка и дьявольский трус». Автор одновременно сблизил и противопоставил разные стороны характера русского мужика на примере двух братьев. В отличие от Прона, которого рассказчик называет уважительное по имени и фамилии, его брата кличут только по имени.
VI Художественно-выразительные средства
«Безоговорочно на рубеже веков среди лучших поэтических произведений 20-го века – творение «Анна Снегина» и «Чёрный человек». Однако, чтобы прийти к совершенству подобных форм, завораживающих своей простотой и искренностью, поэту необходимо было переплавить не только воспринятое им в устной народной словесности, но и в слоге, языке, манере его предшественников и поэтов, и прозаиков».
На протяжении всего произведения поэт настойчиво употребляет эпитет «белый» и выставляет его в разные картины. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость в крестьянской среде. В историческом – белое движение («Белое дело», «Белая идея») и т.д. В бытовом и природном смысле: белый цвет одежды и цветущие вишни, дневной свет, белый чистый снег, ассоциации с которым вызывает фамилия героини поэмы. Эпитет «белый» как бы заменяет собой фамилию и появляется там, где автор говорит об Анне, не упоминая её имени.
Поэт использует тонкие смысловые нюансы, лексические контрасты, иронию. Особенно важные слова, которыми герой поэмы характеризует мужиков: «Фефела! Кормилец! Касатик!/ Владелец землей и скотом,/ За пару измызганных «катек»/ Он даст себя выдрать кнутом.»
Ещё одним символом в поэме является сад. Сад для Есенина, как и для других крестьянских поэтов, – символ покоя, любви и добра. Но Есенин воспринимает религиозную символику сада в свете обобщённого народного опыта. Поэтому к прекрасным картина природы («разросшийся сад», «состарившийся плетень») возникают трагические социальные события.
Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В произведении органично соединены и различные речевые стихии: разговор, монолог-воспоминание, монолог-исповедь, эпистолярная, диалогическая речь, лексика старинного русского романса. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.
VII Место и роль поэмы в контексте творчества поэта
Первое публичное чтение «Анны Снегиной» состоялась весной 1925-го года в Москве, в доме Герцена/тогдашний Дом литераторов). Есенин расчитывал на триумф своей поэмы своего произведения, но аудитория, очень профессиональная, отнеслась к прочитанному тексту с холодком. «Кто-то из нечиновных предложил «обсудить». Есенин от обсуждения отказался, а чтобы скрыть растерянность стал декламировать « Персидские мотивы», которые писал одновременно с «Анной Снегиной» в перерывах между серьезной работой. Они произвели впечатление, аудитория потеплела».
Как видим, критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. Но, как справедливо заметил Блок, гений всегда народен. И именно у рядового читателя поэма имела большой успех. Ведь только поэт, которого до глубины души волновала и красота родных «рязанских раздолий», и судьба «Руси крестьянской в революции и будущее всего «шара земного», мог создать такое произведение, как «Анна Снегина».
VIII Отражение поэмы в культуре
Поэма «Анна Снегина» широко отразилась в культуре. В 1968 поэма была записана на пластинку во Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». Записали радиоспектакль «Анна Снегина» (режиссёр — Евгений Агафонов).
Поэма неоднократно инсценировалась. В 1966 г. композитор А. Н. Холминов написал по поэме С. А. Есенина одноимённую оперу. Эта опера (с либретто А. Машистова) ставилась в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (1967), в оперных театрах г. Горького, Улан-Удэ, народном театре Астрахани, Югочешском театре из Чешских Будейовиц (1976). Другой советский композитор В. Г. Агафонников в 1968 г. также написал по поэме одноимённую оперу. По его опере (либретто Г. Шапиро) в 1969 г. был снят телефильм — телеопера «Анна Снегина». Это было первое воплощение образа Есенина в кино в истории российского кинематографа. В 1979—1982 гг. поэма ставилась в театрах Рязани, Риги и в Италии.
В рамках ежегодного фестиваля «Музыкальное лето в Константиново», проходящего на территории Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, в родном селе поэта, неоднократно ставился спектакль «Анна Снегина». Премьера состоялась в 2002. В 2003 спектакль был снят на камеру, и по его материалам выпущен фильм-спектакль.
В 1995 году, к 100-летию со дня рождения Сергея Есенина в доме Л. И. Кашиной был открыт Музей есенинской поэмы «Анна Снегина».
Подводя итог проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что идея «Анной Снегиной» – идея национальная. В ней не только широко и многосторонне отражается недавнее прошлое России революционных лет, но и дается великий нравственный урок уважения к каждому человеку, всему народу и истории своей страны.
Главной темой поэмы, которая объединяет реальные события (сюжет), воспоминания о первой любви (лейтмотив) и придает ей универсальный характер, становится тема возвращение, тема верности родине, которая сближает «Анну Снегину» с лирикой последних лет.
«В тончайших переливах чувств, движении переживаний» в поэме утверждается великая мысль: даже вдали от родной земли человека спасает родина и любовь. Пока жива душа человека – жить России. Вот почему образ женщины и «буйства» жизни разросшегося сада определяют настрой этой поэмы, многообразной и текучей, как сама жизнь.
Список использованной литературы.
Интернет портал «esenin.ru»
Интернет портал «Lib.ru» (Текст произведения с комментариями на сайте Lib.ru)
Бондаренко М. «А душу можно ль рассказать?»: поэзия Сергея Есенина в школе: XI класс / М. Бондаренко // Литература в школе. – 2004. – N 6.
Шубникова-Гусева Н. И. О поэме Есенина «Анна Снегина» // Литература в школе №9 2004 г.
Галицкий В. [Галицкий Я.] Сергей Есенин без имажинизма (Есенин раньше и теперь) //Лит. обозрение газ. «Нижегородская коммуна». 1925. 15 дек. N 287. С. 6.
Интернет портал «iknigi.net»
Ани Лагина «Кровью, сердцем и умом…». Сергей Есенин: поэт и женщины.
Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина // Литература в школе. — 2003. — № 10. С.4; Литература в школе. — 2004. — № 1.