в чем танцуют танец живота
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО ТАНЦА
(ТАНЦА ЖИВОТА, BELLYDANCE)
Танец живота – один из самых древних и загадочных видов танцевального искусства. Его история окутана загадками и тайнами. Восточная культура всегда привлекала своей красотой и особенным шармом.
Сейчас существует множество легенд, связанных с историей возникновения танца живота и его исполнительницами. Каждый может представить гибкую красавицу, гармонично двигающуюся под ритмичную музыку. Однако мало кто может с уверенность ответить на вопрос «откуда взялся танец живота?» и верно ли мы его понимаем.
ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ.
Существует интересная легенда, описывающая появление танца живота как случайность. Якобы, однажды пчела залетела под развивающиеся одежды уличной танцовщицы. Насекомое сбил с толку прекрасный аромат масел, исходящей от девушки. Плясунья, не прерывая свое выступление, пыталась избавиться от докучливой пчелы, извиваясь во время танца. Делала это девушка весьма грациозно и пластично, поэтому случайные зрители приняли это за особый вид танца и пришли в настоящий восторг. Смышленая девушка, заметив успех и внимание, продолжала двигаться новым невиданным образом, демонстрируя красивые линии тела и рук. Такой танец многим пришелся по душе и стал распространяться.
Конечно же, это всего лишь легенда. История возникновения танца живота длилась намного дольше, чем выступление одной прекрасной девушки. Корни восточного танца уходят глубоко в историю, и даже сейчас невозможно точно определить точное место рождение танца живота.
Принято считать, что основой танца живота были древние ритуальные танцы, которые несли сакральный смысл. Они восхваляли женское начало, богинь плодородия и женщин в целом. Танец живота символизировал то, что в обществе того времени считалось божественным предназначением каждой женщины: процесс зачатия ребенка, вынашивание плода и сами роды. Однако постепенно танец стал терять свое сакральное значение и приобрел более светское направление.
Если говорить о месте, где зародился танец живота, то многие исследователи склоняются к Древнему Египту. Однако стоит отметить, что свою лепту в создание этого вида танца привнесли многие народы. Так, изначально разнообразный и насыщенный египетский танец дополнили танцовщицы из Индии. Это были гибкие и утонченные баядерки, с прекрасной хореографической подготовкой. Их движения руками были уникальными и несли особенное значение. Также повлияли и близкие соседи египтян: персы, сирийцы, палестинцы и некоторые страны Африки. Свой вклад внесли и кочевники-цыгане. Долгие столетия их собственные фольклорные танцы сочетались с индийскими, арабскими, еврейскими и испанскими традициями. В Греции танец выражал эмоции более энергично, ярко и резко. В Турции параллельно с ростом территории появлялось все больше народных танцев, которые постепенно смешивались между собой. Благодаря этому возникло широкое разнообразие движений, новые необычные ритмы и формы.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТАНЦА ЖИВОТА. НЕВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ.
Египет для Европы открыл Наполеон. Искушенные европейцы заинтересовались новой неизведанной культурой. Интерес подогревали писатели и художники, успевшие первыми побывать в загадочной стране, которые спешили во всех красках описать красоты востока, в том числе и туземных красоток-танцовщиц. Не отставали и первые путешественники, рассказывавшие о восточной культуре, как о чем-то волшебном, экзотическом и эротическом. Поэтому интерес был высок, и этим смогли удачно воспользоваться.
Позже это название пытались толковать по-разному, вновь придавая танцу глубокое значение. Например, некоторые придерживаются версии, что танец живота подразумевает «танец жизни» (животом называли жизнь несколько столетий назад). А жизнь ассоциируется именно с женщиной, матерью-землей и плодородием.
Также «bellydance» мог быть просто неверным истолкованием термина «беледи» (baladi). Это означало «родина» в самом широком понятии слова. Это был египетский фольклорный стиль танца, который танцевали в деревнях по различным поводам, чаще всего в доме, в кругу родных.
На данный момент существует более 50 стилей восточного танца. Каждый из них в разной степени насыщен элементами, присущими тому или иному народному танцу, который много веков назад сформировал основу «танца живота».
Танец живота: история появления, основные особенности
Мы расскажем вам об этом направлении танцевального искусства. А также про особенности бэлидэнса.
Особенности танца живота
Танец живота на протяжении всей истории своего развития совершенствовался. В него постоянно добавлялись элементы из других видов танцев. Некоторые направления тоже позаимствовали ряд движений из бэлидэнса. Например, часть элементов у танца живота позаимствовал фламенко. О нем мы писали в этой статье. Благодаря бэлидэнсу, спортсменка сможет научиться демонстрировать зрителям свою красоту. Она научится быть чувственной, эластичной и грациозной. В танце живота спортсменки не только показывают различные телодвижения. С помощью него девушки проявляют эмоции. И поднимают настроение окружающим. Танец живота очень популярен на востоке. Его исполняют практически на любом арабском празднике.
История появления бэлидэнса и его развития
Бэлидэнс был создан в Египте. В древние времена. Изначально танец живота исполняли для развлечения. Никакого религиозного подтекста в нем не было. Позднее, в Египте стало развиваться мусульманство. Большинство жителей страны приняли эту религию. И примкнули к ней. Из-за прихода мусульманства, танец живота египтяне стали исполнять реже. Потому, что открытый живот противоречил правилам мусульманства. Поскольку, по канонам религии, девушки должны прикрывать свои части тела. Из-за этого бэлидэнс перестали танцевать в Египте. Через несколько веков, в 19 столетии, Африку завоевали французы. Они вернули традиции исполнения бэлидэнса в культуру ряда стран. Танец живота снова начали исполнять в Египте. Он начал обретать популярность.
На развитие танца живота повлияло несколько стран
Через несколько веков после прихода в Африку французов, бэлидэнс начал активно развиваться. Ряд государств привнесли в него элементы своих национальных танцев. В развитии бэлидэнса приняли участие следующие страны:
И ряд других государств. Также, на танец живота сильно повлияли цыгане и испанцы.
Бэлидэнс танцуют как сольно, так и в группах
Большинство видов танцев живота исполняются сольно. Однако, существуют направления бэлидэнса, в которых девушки выступают в группах.
Танец живота можно исполнять во всех странах, кроме Среднего Востока
В наше время бэлидэнс развит практически во всех государствах. Кроме Среднего Востока. Там это делать запрещено.
На Северном Востоке очень сильно развит Ислам. А его правила запрещают девушкам исполнять танцы для публики. И уж тем более выступать с открытыми животом и плечами.
Чем танец живота полезен для девушек?
Танец живота полезен для спортсменок. Бэлидэнс улучшает состояние здоровья девушек. И позволяет им поддерживать тело в тонусе. Давайте рассмотрим пользу занятий бэлидэнсом.
Бэлидэнс ускоряет кровоток
Танец живота ускоряет кровоток. Потому, что во время него спортсменки выполняют множество энергичных телодвижений. Благодаря ускорению кровотока, сосуды девочки укрепятся. У нее исчезнут проблемы со здоровьем. Бэлидэнс укрепит сердце спортсменки. Оно будет хорошо работать. И никогда не будет болеть. Риск возникновения проблем с сердцем снизится.
Занятия бэлидэнсом помогают похудеть
Во время исполнения танца живота, девушки сжигают огромное количество килокалорий.
Бэлидэнс поможет спортсменке похудеть. Занятия по танцу живота будут полезны тем детям и подросткам, у которых наблюдаются проблемы с лишним весом.
Бэлидэнс поможет создать красивый рельеф тела
Танец живота поможет девочке сформировать красивый рельеф тела. Ее бедра станут очень стройными. Талия девушки станет более жественной, подтянутой. Благодаря занятиям бэлидэнсом, девушка сможет подкачать свой пресс. У нее улучшится пищеварительная система. Интенсивные тренировки по танцу живота позволят девушке избавиться от вредных веществ в организме.
Сколько нужно заниматься бэлидэнсом?
Чтобы укрепить свое тело, спортсменке достаточно заниматься танцем живота не менее 30 минут в сутки. Но лучше записаться на специальную секцию по бэлидэнсу. Там спортсменке дадут интенсивную нагрузку. Благодаря ей, она сможет улучшить состояние своего тела. И обрести спортивную фигуру. Заниматься этим видом спорта можно в любом возрасте. Чтобы научиться базовым навыкам танца живота, девушке нужно освоить исполнение нескольких элементов. Научиться делать различные «восьмерки». А также движения бедрами. Во время исполнения бэлидэнса спортсменка должна делать красивые, резвые телодвижения.
Во время исполнения танца живота нужно держать осанку
Во время исполнения бэлидэнса спортсменка должна держать осанку. Спина девочки должна быть прямой. Ее плечи тоже должны быть прямыми.
Как нужно исполнять бэлидэнс?
Во время исполнения бэлидэнса спортсменка должна быть максимально раскрепощенной. В танце живота можно импровизировать. Если девочка забудет определенное движение во время танцев, то она сможет заменить его на любое другое. В том случае, если научится импровизировать и подстраиваться под сложившуюся ситуацию.
Какие движения есть в танце живота?
В танце живота есть огромное количество разнообразных движений. Давайте рассмотрим основные из них.
«Турецкая статуя»
В рамках выполнения «турецкой статуи», спортсмены делают следующее. Спортсменка размещает ноги на ширине плеч. При этом, немного сгибает их. После этого, спортсменка разводит руки. Правую руку поднимает к плечу. Ладонь размещает так, чтобы она находилась наверху. После этого, девушка опускает руки вниз. Ладони загибает во внутреннюю часть. В сторону своего тела.
«Магический круг»
Вынести торс вправо.
Перенести его вперед.
Перенести торс влево.
Перенести торс обратно, назад.
Каждое движение должно быть плавным. И ни в коем случае не резким.
«Восьмерка»
Разновидности танцев живота
Специалисты сообщают, что в мире создано 50 ответвлений танца живота. Давайте рассмотрим основные из них.
Египетский танец живота
В Египте бэлидэнс, в отличие от классической версии, танцуют в закрытых костюмах. Девушки совершают движения очень плавно. Не резко. В Египте бэлидэнс является народным танцем.
Арабский танец живота
В арабских странах бэлидэнс называют танцем волос. Он именуется так потому, что, во время его исполнения, девушки интенсивно двигают головой. Их прическа развевается на ветру. И девушки как бы «танцуют волосами». Совершают энергичные телодвижения.
Турецкий танец живота
В Турции танец живота именуют чифтетелли. Бэлидэнс получается очень чувственным. Поскольку спортсменки демонстрируют больше эмоций, чем при исполнении стандартного танца живота.
В турецком бэлидэнсе более открытые костюмы. Его могут танцевать как на полу, так и на столе.
Особенностью турецкого бэлидэнса является то, что спортсменка может разговаривать со зрителями во время его исполнения. По словам историков, большое влияние на бэлиденс оказал народный арабский танец под названием дабка. Он похож на ирландскую джигу.
Какие аксессуары могут применяться во время исполнения танца живота?
В некоторых видах бэлидэнса спортсменки могут применять следующие аксессуары:
1.Трость. Используется при исполнении танца саиди. По внешнему виду он похож на военный танец под названием тахтиб. Последний исполняют только мужчины.
3.Различные сабли, небольшие по массе мечи.
4.Сагаты. Это небольшие диски. Девушки надевают их на руки, просовывая в них пальцы.
5. Шаль. Это крупный по габаритам платок
7.Вееры
Помимо этих аксессуаров, спортсмены могут использовать змей. И другие атрибуты.
В каких костюмах танцуют бэлидэнс?
Бэлидэнс танцуют в костюмах, которые называются бедла. В них присутствуют следующие элементы:
Пояс. Вместо него также могут использоваться юбки с разрезами.
Обувь. Обычно используются шаровары. Но могут применяться и другие виды обуви.
Костюмы для бэлидэнса дополняют различными элементами декора. Среди них: бисер и жемчуг.
Самые популярные аксессуары для восточного танца
Танец живота является одним из самых эффектных, артистичных и зажигательных танцев. Эффектность танцу придает не только завораживающие восьмерки бедрами, тряски, и различные волны телом и руками, но и целый калейдоскоп всевозможных реквизитов и аксессуаров для танца. Самыми распространенными из них являются:
1. Платок или шаль. Пожалуй это самый распространенный аксессуар для танца. С его помощью можно передать всю палитру завораживающих движений восточного танца. У многих платок или шаль ассоциируется с танцем семи вуалей в исполнении Саломеи. Однако, изначально функция платка была достаточно прозаична. С его помощью женщины укрывали лицо и тело от взгляда посторонних. Лишь к XX столетию платки стали активно использовать в танце, во многом, кстати, благодаря Самии Гамаль. Правда многие считают, что появлением шарфов в танце мы обязаны русской балерине, которая учила танцевать дочерей египетского короля.
Сам платок олицетворяет женственность, стремительный полет, дает ощущение воздушности и невесомости. Танцовщица, выступающая с шалью, напоминает бабочку, случайно залетевшую в райский сад. Но шаль может и окружить ореолом тайны и загадки, закрывая тело или лицо исполнительницы.
2. Сагаты – это важный атрибут танца, однако «укротить» их не так то просто. Для искусной работы с сагатами могут понадобится многие месяцы, или, даже годы упорных тренировок. Сами сагаты – это небольшие (не больше 2 – 5 см в диаметре) металлические тарелочки, которые являются своего рода музыкальными инструментами. В комплекте их должно быть четыре штуки: по две на каждую руку. Надеваются они на большой и средний палец. Очень часто сагаты используют в АТС
4. Канделябр. Канделябр кажется достаточно оригинальным и экстравагантным атрибутом в танце живота, но, как ни странно, это исконно арабский предмет: в Египте этот танец исполнялся на свадебных торжествах под быструю, зажигательную музыку. Огонь был символом новой, зарождающейся жизни, тепла домашнего очага, мира и спокойствия в будущей семье.
С помощью металлических ободков канделябр надежно крепится к голове танцовщицы. Танец с канделябром требует особого мастерства и тренировок. Голова должна оставаться по возможности неподвижной, а походка мягкой и изящной.
Для большинства российских зрителей танец с канделябром лучше воспринимается под плавную, неспешную музыку. В сочетании с такой музыкой танец с огнем смотрится величественно, завораживающе, держит зрителя в напряжении, приковывает к исполнительнице внимание всех присутствующих.
Но нельзя забывать, что живой огонь представляет определенную опасность и часто запрещен к использованию в закрытых помещениях. В таких случаях танцовщицы используют искусственные свечи. Они неплохо имитируют настоящие, но, все же, не могут передать ту атмосферу мистики и волшебства, которую создает живой огонь.
6. Крылья. У крыльев гораздо менее богатая история чем, скажем, у трости или канделябра, и они являются, достаточно, современным аксессуаром, но при этом наиболее ярким и эффектным. Если платок больше символизировал свободный полет красочной бабочки, то крылья создают образ величавой и гордой птицы или даже образ египетской богини справедливости и истины Маат, которая, как известно, носила за плечами крылья. Сейчас можно встретить крылья всех цветов радуги. Наибольшую популярность на данный момент набирают светодиодные крылья и крылья бабочки.
7. Веера (вейлы) В древности путешествия были не только способом мир повидать и себя показать, но и путем обмена культурными ценностями. Египтяне и арабы часто и много путешествовали, в общем, как и народы Дальнего Востока. Поэтому трудно сказать, откуда именно в танец живота пришел веер: из далекой Японии или загадочного Китая. Тем не менее, веер прижился не только в арабских странах, но и в Испании, где с ним часто исполняют фламенко. Веер всегда был символом величия, власти и, соответственно, дозволялось носить его только особам королевской крови. Но, согласитесь, что в танце веер смотрится превосходно! Его часто используют в танцах, стилизованных под азиатские или в стиле Flamenco Oriental.
Мы рассмотрели основные реквизиты для восточного танца, однако он не ограничивается только этим списком. На сегодняшний день существует великое множество самых разнообразных аксессуаров для восточных танцев вейлы-пои, флаги, веера с перьями и многие другие.
Источник:Александра Гуленкова АТРИБУТЫ ТАНЦА ЖИВОТА
Зачем танец живота в гаремах, и стыдно ли плясать босиком: Мифы и стереотипы вокруг восточных танцев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Танцовщица извивается, извивается… кончила извиваться
Танец живота — очень расплывчатое определение, фактически, к нему порой принято относить все танцы, где есть много ударов и покачиваний таза. На таких движениях строится танец у многих тихоокеанских племён, африканских народов, у некоторых коренных американок и, конечно, многие из танцев в странах, где доминирует мусульманская вера. Много движений тазом в трайбле — современном танце; славились волнующими движениями бёдер невольницы с иберийских берегов и египетские плясуньи ещё в античном мире.
В то же время, многие эстетически и исторически связанными с танцами живота плясок почти не применяют движений тазом. Чтобы не было путаницы, в конечном итоге часто используют определение «восточные танцы» (оставив дальневосточным определение «азиатские»). К восточным танцам обычно относят арабские, турецкие, цыганские, иранские и индийские танцы, и в каждой из этих категорий далеко не один вид пляски.
Понятно, что если восточных танцев так много, то они могут серьёзно отличаться друг от друга в плане стилистики. В одном будет больше прыжков или потряхиваний, в другом — извивающихся движений руками и корпусом. Порой у этих танцев есть конкретное название, вроде бандари, порой — довольно обтекаемые: например, «беледи» просто означает «народный», а «ракс (аль) шарки» — просто «восточный» (и, кстати, имеет скорее европейское происхождение).
Танец, которым жёны соблазняли мужей
Реклама, зазывающая домохозяек, у которых в отношениях наступило некоторое охлаждение, рассказывает, что танцем живота исполняли в гаремах для своих мужей восточный красавицы, чтобы соблазнить их и получить наутро подарок. Этот миф крепко сидит в сознании среднего обывателя. Узнав, что женщина исполняет беллидэнс (название танца на английском), многие восклицают: «Твой муж счастливчик!»
Оставим в стороне возможность танцевать после рабочего дня для такого же вымотанного мужа в гостиной хрущёвки между мамкающими детьми и желающей разговора о политике свекровью; правда в том, что в восточных странах танец живота не был способом соблазнить мужа. Многие жёны были бы оскорблены, предложи им выплясывать перед их, казалось бы, господином: этот танец перед мужчиной исполняли наложницы, рабыни, куртизанки, евнухи, проституированные юноши или попросту цыганки, чьи женщины ходили с открытыми лицами (а это само по себе развратно). В крайнем случае выплясывали на мужских собраниях юноши, переодетые в женщину только для выступления — чтобы можно было насладиться танцев в условиях запрета на женские танцы.
В гаремах, то есть на женской половине дома, действительно нередко исполняли танцы. Жён и наложниц развлекали рабыни, служанки, приглашённые танцовщицы. На праздник, как-либо связанный с плодородием — то есть готовясь к свадьбе или по случае рождения ребёнка — женщины любого положения часто сами танцевали друг перед другом. У этого обычая доисламское происхождение, хотя в наше время его значение полностью исчезло: он явно связан с женскими священными обрядами.
Использовался танец живота и очень практичным способом. Во-первых, он укреплял тело молодой девушки, чтобы беременность и роды были не так для неё опасны: восточные мужчины веками брали замуж девочек с первыми признаками полового созревания, не заботясь о том, насколько они способны переносить тяготы деторождения. Во-вторых, на некоторых движениях танцующие концентрировались во время родов, и роженица должна была пытаться их повторять. Да, до одного не в меру любопытного французского короля манера рожать лёжа была не очень распространена: это делали в приседе. До потуг приседать глубоко было необязательно.
Надо сказать, обычай использовать танцевальные движения, чтобы уменьшать боль и регулировать родовую деятельность, взял на заметку бразильский акушер-гинеколог доктор да Кунья и танцует со своими пациентками в начальных стадиях родов. Женщинам нравится.
В танце, предназначенном для развлечения, профессиональные танцовщицы былых веков часто использовали гимнастические элементы или жонглировали предметами. Такие танцы вряд ли призваны соблазнять, скорее удивлять. И даже распаляющие мужчин уличные пляски и танцы в кофейнях далеко не всегда конечной целью имели соблазнение; нарастающее эротическое напряжение делало мужчин-зрителей щедрее, а солёные остроты, показанные жестами или выкрикнутые в нужный момент, разряжали обстановку — зритель хохотал и успокаивался.
Надо сказать, несмотря на древнюю историю, большинство восточных танцев сейчас выглядит совсем не так же, как века назад. В каждом из видов восточных плясок были свои этапы моды, свои находки и свои забытые приёмы; когда же танец вышел в Египте в середине двадцатого века на большую сцену, танцовщицы активно консультировались с европейскими хореографами, и это повлияло и на манеру исполнения, и на рисунок танца.
Нужен ли для танца живота — живот?
Вокруг внешнего вида танцовщицы тоже сложилось немало мифов, притом они могут быть разными у танцовщиц и у зрителей. В среде исполнительниц танец живота последнее время крепко убеждение, что только женщина с идеальной талией и стройными ногами годится для беллидэнса. Зрители до сих пор уверены, что танец живота — только для полных. Кроме того, есть зрительский стереотип, что для беллидэнса нужен максимально открытый костюм, и миф среди танцовщиц, что босиком традиционно танцевали только нищие, а прочие танцовщицы показывали свой достаток, надев туфли. Есть предубеждение и против того, чтобы беллидэнс исполняли белокожие женщины и особенно — со светлыми волосами: мол, неисторично, а значит, противоречит стилю танца.
Большинство восточных танцев появилось не с прицелом на определённый тип фигуры. Конечно, традиционно считалось, что женщины слегка в теле (а в Северной Африке — и очень полные) исполняют его соблазнительней, но вне ситуаций соблазнения танец исполнялся девушками и женщинами абсолютно любой комплекции, от худых цыганских девчонок до почтенных иранских матрон с фигурами древних богинь плодородия. В восточных танцах хватает движений, чтобы выбрать те, которые будет легко исполнять каждой (и даже каждому).
Если уж упоминать иранок, то многие из них от природы были белокожи, как и жительницы Османской Империи (большинство турков, как известно, имеет нетюркское происхождение). А среди рабынь и наложниц очень ценились украдённые и привезённые крымскими татарами или североафриканскими пиратами светловолосые девушки. Их тоже обучали танцам, так что светловолосая исполнительница беллидэнс, будь она полная или худенькая — это исторично.
Конечно же, прилюдные танцы в большинстве мусульманских стран не могли исполняться в открытой одежде даже рабами и рабынями, так что вне гаремов традиционный костюм для танца мог быть очень облегающим в талии и подчёркивающим бёдра, но кожу он всё равно закрывал. Для народных стилей вообще характерны народные костюмы, которые в сексуальной зазывности не упрекнёшь.
Открытые костюмы вошли в беллидэнс массово в начале двадцатого века, когда ливанка Бадиа Мансабни открыла в Египте ночной клуб.Танцовщицы на сцене подражали американским актрисам бурлеска, это повлияло и на костюм, и на манеру исполнения. Сейчас на сцене вообще можно увидеть исполнительниц, у которых непрозрачны только стринги и чашечки бра — таков запрос зрителя, а эстрадный стиль не предполагает обязательного сохранения традиций, так что танцовщицы ничем не поступаются.
Наконец, спор, не стыдно ли танцевать босиком, решается сам собой, если мы вспомним, что в мусульманских странах традиционно разуваются перед входом в помещение, и женщины, плясавшие в доме — будь то перед другими женщинами или перед мужчинами — не имели права делать это обутыми. Обувь — признак той, что выступает прилюдно. По большому счёту, одинаково исторично выступать и на каблуке (привет, бурлеск тридцатых!), и в восточных туфельках, и босиком.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: