в чем танцуют балерины мужчины
Что артисты балета надевают под трико для идеального рельефа?
Балет – это прекрасный вид искусства, который восхищает зрителя и переносит его в прекрасный «воздушный мир». Нас восхищает плавность, грациозность и легкость парящих по сцене артистов. Они передают танцем эмоции и сюжет спектакля. Нас завораживают образы, которые примеряют на себя герои-танцоры.
Балет с каждым годом совершенствуется и развивается. Конечно, для нас балет – это что-то прекрасное, что «радует наш глаз». Но вот для артистов балета – это тяжелый труд и изнуряющие тренировки. Они проводят большую часть своей жизни в хореографических залах, выполняя сложные «па».
Но не только тренировки приносят «неудобства» актерам балета.
Хотелось бы немного уточнить о специальных атрибутах, которые надевает каждый танцор (мужчина) балета под лосины. Это нужно, чтобы сравнять «определенную» часть мужского тела. Еще она защищает и позволяет не смущать зрителей.
Большинство думают, что танцоры просто надевают очень узкие плавки. Но это не так. Они используют «специфические штучки», к которым привыкают много лет.
Этот специальный предмет балетного одеяния называется «данс-белт». Спереди у него мягкая коробочка, которая ровняет выступающую часть тела. А сзади тонкая веревочка. Эта «вещица» больше похожа на разновидность женского нижнего белья.
Данс-белт защищает танцора от случайных ударов балерины во время танца и «выравнивает» выступающую часть тела. Поправлять данную экипировку на людях и сцене нельзя.
Будущим балетным танцорам не говорят об этом приспособлении. И знакомят их с ним, когда мальчик уже «втянулся» в балет.
Но, как известно «красота требует жертв», как и искусство. И даже такие неудобства, как данс-белт и пуанты не могут сломить стремление к «прекрасному».
Стекло в пуантах и «балеруны». Главные мифы о балете
Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.
Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.
«Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун»
Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – «балерин». Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.
«Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом»
Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.
«Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты»
Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.
«Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру»
Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.
Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.
«Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде»
Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.
Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день»
Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.
Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам. В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.
«Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла»
Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы. Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.
Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.
Фото: ТАСС/Александра Мудрац
«Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь»
Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.
«В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал»
Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво». Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.
Что такое мужская красота в балете?
Людовик XIV в роли Солнца в «Балете ночи». Именно потому его и называли «Король-солнце»
То, о чём все думают, но стесняются спросить:
2. Такой атрибут мужской красоты как плечистость и мощные руки, в балете не очень актуален. Хотя сила танцовщикам очень нужна. Им приходится делать сложные поддержки с улыбкой на лице, и балерина не всегда весит 40 кг, иногда попадается и Волочкова.
Не стоит искать в балете красоту Шварценеггера. Любуемся пластичностью торса, гибкостью, выразительностью движения рук, а не бицепсами и накаченными грудными мышцами.
3. Лицо танцовщика в балете всегда было делом если не десятым, то пятым. Ни Нуреев, ни Барышников не были красавцами. В конце концов, есть грим. Но в 21 веке приятность черт стала иметь большое значение. Многие балетные танцовщики делают себе параллельную карьеру на модельном подиуме или в рекламе. Это, конечно, замечательно, если бы не характерный стандарт этой мужской красоты. Например, такая балетная Лолита мужского рода:
Хотя есть и традиционные красавцы со всеми элементами мачизма на радость женщинам. Хотя не только лицом они хороши, здесь полный комплект красоты и сексуальности:
Бразильский танцовщик Марсело Гомес
Американец Джеймс Уайтсайд
Бенджамин Мильпье (кстати, муж Натали Портман)
4. Грань между мужской и женской красотой в балете всегда был довольно тонка. Эта грань совсем истончилась в последнее время. В мировом балете часто мужчины танцуют традиционные женские партии (в 19 и начале 20 века всё было ровно наоборот).
Посмотрите, танец отличный, заодно и потренируете свою сексуальную толерантность)
Балерина в большом городе. Она — балерина, он — «балерун»?
Очень часто мужчин — артистов балета — называют балерунами! Но нет такого слова для определения мужчины, танцующего в балете. Артист балета — танцовщик. Слово «балерун» носит пренебрежительную окраску, и уважающий себя артист может даже оскорбиться, услышав его в свой адрес.
Еще часто ошибаются, предполагая, что почти все артисты балета нетрадиционной ориентации. Почему-то полагают, что танцевать в колготках и высоко задирать ноги могут только женщины и гомосексуалисты. А вот то, что артисты балета физически довольно сильные и выносливые мужчины, как-то из внимания выпадает. Субъективное мнение некоторых не принимает во внимание то, что у многих танцовщиков по 2-е, 3-е детей и крепкие семьи. Или семьи нет, но любовниц — целый гарем из кордебалета «Лебединого озера» с Одеттой во главе. Есть, конечно, среди танцовщиков и те, кто восхищается красотой не балерины, а соседа по мужской гримерке, но это не правило, а, как и в любом другом обществе, скорее «эпизод».
Мужчины не танцуют в колготках. Нижняя часть мужского костюма называется трико. Трико плотно облегает ноги танцовщика и демонстрирует публике все рельефы: почему бы и не показать красоту тренированных и сильных ног во всей красе?! Бодибилдеры, например, вообще демонстрируют судьям достижения своего тела, измазанные от макушки до пяток маслом, в одних стрингах, но их мужественность ставят под сомнение почему-то реже.
В современных постановках мужчины все реже выходят на сцену в трико. Трико — дань традиции классического балета. Раньше мужчины выходили на сцену в панталончиках до колен, скрывающих то, что благородным дамам разглядывать в лорнет не полагалось. Первым нарушил этот запрет Вацлав Нижинский. На представлении «Жизели» в 1911 году в роли Альберта он вышел на сцену Мариинского театра в одних трико и короткой рубашке, забыв надеть панталоны (есть версия, что он сделал это намеренно). На спектакле присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, и подобная выходка стоила Нижинскому места в театре. С тех пор Нижинский гастролировал с «Русскими сезонами» С. Дягилева. Забытые панталоны были ничто по сравнению со скандалом на премьере его балета «Послеполуденный отдых фавна» (1912), где Вацлав недвусмысленно и с легкой дрожью в теле совершал на глазах у изумленной публики имитацию совокупления.
О связи Нижинского с влиятельными мужчинами доподлинно известно, но это не значит, что все, кто с тех пор танцует в трико, автоматически становятся частью его «команды». Нижинский, кстати, после однополой связи женился на женщине, Ромоле Пульски, и имел от нее двух дочерей. А вот сестра Вацлава, Бронислава Нижинская, наоборот, после разрыва с мужем стала предпочитать женщин и во многих балетах, поставленных ею, прослеживается это пристрастие. Так, в балете «Лани» (1924) есть дуэт двух женщин с прямым намеком на однополую любовь. В те времена однополые любовники не заявляли со сцены о себе так открыто, как нынче. 20-30 гг. XX века в балете были поистине новаторскими.
Сейчас мужчины танцуют не только в трико, но и на пуантах и «при полном параде» в соответствии со стандартным образом балерины: пачка, накладные ресницы, диадемы. Есть «Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского», состоящий исключительно из мужчин, танцующих и женские партии тоже. Основан он в 1992 году. Технике танца на пуантах в исполнении этих танцовщиков может позавидовать даже очень виртуозная балерина. При всем внешнем подражании танцовщики Михайловского не стараются стать женщинами. Они не сбривают волосы с торса, не подкладывают грудь. Они остаются мужчинами в женском образе и не стремятся сделать пародию на женский танец. Перевоплощаясь в женский образ, танцовщики хотят продемонстрировать ценителям мужского танца свою виртуозность и многогранность на высоком профессиональном уровне. Предшественником балета Михайловского был мужской балет «Трокадеро из Монте Карло», возникший в 1974 году. «Трокадеро», в отличие от санкт-петербургского балета, в своих выступлениях пародирует женский танец и балет с его вековыми традициями, причем тоже очень профессионально, технично и в пуантах.
В стандартных труппах в некоторых балетах классического репертуара мужчины тоже выходят в женских образах. Например, Мачеха в «Золушке» или Фея Карабос в «Спящей красавице». Эти партии характерные и требуют от исполнителя искрометного актерского мастерства. Чаще всего они достаются самым рослым и мужественным танцовщикам. Так что долой стереотипы и выкинем из лексикона слово «балерун». Танцовщик — это звучит гордо!
Балет и травести: почему нас до сих пор смешит мужчина в пачке?
К ак и любое искусство, балет оперативно реагирует на социальную и политическую повестку. Джастин Пек в Нью-Йорке создает одноактный спектакль об уличных протестах, темнокожая Мисти Коупленд становится чуть ли не самой влиятельной балериной планеты, а вопрос гомосексуальности поднимается в постановках еще с прошлого столетия. Гендерные стереотипы – пожалуй, последняя остросоциальная тема, которая с трудом поддается балету. Да, современные хореографы давно создают «мужские» версии спектаклей на классические сюжеты – вспомнить хотя бы «Лебединое озеро» Метью Борна, где роли лебедей исполняют танцовщики. Однако, в классической редакции перестановка амплуа и гендерных ролей пока невозможна. Пускай идея о том, что роль принцессы Одетты в традиционном балете царских времен может исполнять темнокожая балерина, уже приемлема. Но представить на месте артистки мужчину пока кажется малореальным, если только это не умышленная пародия.
Тем не менее, в инстаграме все чаще можно встретить мужчин-танцовщиков, которые пробуют танцевать на пуантах и репетируют женские вариации. Иногда хореографы намеренно ставят артистов на пальцы: например, Фредерик Аштон обувал в женские туфли парнокопытных персонажей (осла Bottom в балете «The Dream» по Шекспиру или чету Свинок в детской постановке «Tales of Beatrix Potter»). А комедийная труппа «Трокадеро де Монте Карло», где все партии исполняют мужчины, хоть и специализируется на пародии, но требует от артистов чистой женской техники.
И все же танцовщик на пуантах и в пачке – это всегда несерьезно и подчеркнуто комично. Как бы ни стирались гендерные границы в реальном мире, в классическом балете все остается на своих местах. Автор Balletristic Анастасия Филенкова рассуждает, почему такие перемены в обществе не скоро затронут традиционный репертуар.
Классический балет в принципе очень ригористичен и прост – школа и дисциплина, каноны и правила, роли и соответствия. Его персонажей можно описать одной-двумя простыми характеристиками, которые будут подчеркнуты манерой движения, костюмами и т. д. Истории часто наивны и похожи на детские сказки — жизнь сложнее, но она вне сцены. Так же просто и категорично в классике XIX века прописаны и гендерные роли – все-таки большинство балетных сюжетов посвящены любви. До известного времени – только гетеросексуальной. А значит, мужское и женское разделены и даже несколько противопоставлены, подчеркнуты условными характеристиками (девушки нежны и наивны, парни смелы и героичны), костюмами и, что самое важное, разницей техник. Балетный класс одинаков для всех, но когда дело доходит до сценических образов, танцовщик использует прыжки и вращения, а танцовщица делает акцент на адажио и пальцевой (пуантовой) технике. В то же время, девушка с высоким прыжком и виртуозным вращением всегда вызывает у публики восторг, но мужчина, который становится на пуанты, удивляет. Чаще всего для артиста такие попытки – проверка своих умений, особенно сейчас, когда компании требуют от танцовщиков универсальности. Другое дело, что эти попытки – скорее разовый эксперимент, а поделиться успехами можно только вне классического репертуара или сцены.
Как в первых театрах Греции, так и во времена зарождения балета, исполнителями всех ролей были мужчины. Только в 1681 году показать на королевской сцене девушек решился Жан-Батист Люлли, в постановке Le Triomphe de l’Amour. В ней участвовали сразу 4 танцовщицы, хотя история сохранила только имя Ла Фонтен, которая считается первой балериной. В то время балет только начинал формировать внутренний корпус правил – был подвижным, открытым для новшеств, несерьезным и развлекательным.
Чтобы понять, почему сейчас мужчина в пуантах не оставляет никого равнодушным, стоит принять важный тезис о культуре в целом: пародия возможна только на то, что имеет четкий канон. Очевидно, что пародия на модерн – другой модерн. Но пародию на классический балет всегда можно считать, ведь известны правила. У персонажа классического спектакля пол и гендер всегда сходятся, поэтому мужчина, исполняющий что-то из женского танца, кажется забавным даже, если он виртуозно справляется с техникой. И место такому экспериментаторству только в балетах-аутсайдерах – среди общих попыток найти новые формы и смыслы в рамках классического танца.
Травестия – одна из таких форм и главных комедийных тем на все времена. Классический танец всегда стремится к субтильности, элегантности, мягкости. Эти качества легко превратить в грубость костюмом и жестом, но невозможно одним лишь костюмом и жестом их добиться. Именно поэтому, когда в классике доходит до травестии, девушки чаще всего исполняют бесполых, неоформившихся персонажей – подростков или кукол. Девочек из училищ берут на роли солдатиков в «Щелкунчике», их же можно переодеть в кавалеров для вальсов. Эта практика не убивает «гендерный канон» – на сцене это мальчик и точка. Девушке легче всего придать мужественные черты за счет костюма. В то время как мужчина в женском обличье всегда будет выглядеть грубовато, «не по размеру».
Этот контраст удобно рассматривать на примере комического балета «Светлый ручей» в постановке Алексея Ратманского. Во втором акте герои – артисты балета, приехавшие в колхоз на праздник урожая – решают поменяться ролями, чтобы разыграть пожилую пару дачников. Танцовщик появляется в образе сильфиды перед стариком и танцует уморительную женскую вариацию, подражая повадкам и па классических балерин. В то время как артистка, переодетая в мужской костюм, приходит на свидание к дачнице. Но юмор здесь сосредоточен не на ее маскулинном образе – мужская одежда только подчеркивает изящность танцовщицы. Комический персонаж здесь – неуклюжая дачница, решившая ради свидания нарядиться в «благородные» пуанты.
Даже в старинной классике есть роли, которые не как в ситуации с девочками-солдатиками, специально предусмотрены для травестии. Но за ними должен угадываться другой пол: под костюмом Симоны в «Тщетной предосторожности» должен быть виден, к примеру, Цискаридзе, чтобы подчеркнуть несуразность, глупость, безалаберность обманутой старухи.
А грузность, зажатость и мужиковатость Феи Карабос в «Спящей красавице» показывают, насколько ошибочно неисполнение балетных гендерных правил и их ролей. Вся фигура, пластика Феи – что-то из мира зла, она вся как будто не должна существовать.
Нынешние шутки балета Трокадеро также ориентированы на этот прием. Пускай танцовщики и исполняют классические партии за балерин, но на сцене они нарочно подчеркивают искусственность действа: выходят из образа, комично ошибаются. Словом, создают спектакль в спектакле. При этом, Трокадеро или шутки Иржи и Отто Бубеничек – пародия для очень влюбленных в балет. Для тех, кого смешит не мужик в пачке, и не просто плохой балетоподобный танец. А ошибки, несуразности внутри вариаций, которые зрители знают наизусть, видели в лучших исполнениях и понимают, где проходят границы классического танца.
Еще Аристотель в V части «Поэтики» писал:
Смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания.
Потому что страдания – это уже трагедия, что-то серьезное. Этим, например, живет театр Кабуки, где женские роли до сих пор остаются за мужчинами. Аналогичное правило, но уже в контексте современного танца, работает у Владимира Варнавы в «Петрушке». Когда в главной партии выходит Диана Вишнева, зритель воспринимает ее в этом образе серьезно. Петрушка не становится женщиной от этого. При этом, если вернуться к классике, Вишнева могла бы посмешить коллег и зрителей, надев на себя образ Барышникова. Но и это не было бы так комично, как Владимир Малахов, который пародирует Сильви Гиллем, или Иван Васильев в вариации Китри.
Интерес артистов к женским ролям может быть обусловлен тем, что при всей разнице техник, канон тела для танцоров и танцовщиц очень схож – худоба, красота линий, мягкость, сила, выносливость и т. д. И потому в просторах инстаграма в разы реже можно увидеть балерин, которые пробуют мужские вариации. В то время почти каждый танцовщик пытается показать как можно большую аккуратность, почти женственную плавность и высоту ног в адажио, высокий свод стопы или мягкость рук. Или даже пробует себя в танце на пальцах. И это не смешно – это красиво, ведь есть только правила школы, работы над телом и техники. Но только пока не выносится на сцену с её ролями и действующими лицами, их отношениями и развитием событий. Классические балеты глубоко «гетеросексуальноцентричны», поэтому попытки заменить роли внутри их корпуса никогда не смогут конкурировать с каноническим исполнением. Но это не запрещает экспериментов и самых проб. В любом случае, есть еще море современной хореографии и постановок на основе классической школы. И это настоящий океан с его странными разнообразными птицами, которые не мешают гармоничной экосистеме лебединого озера.