в чем талант бузовой
Блеск и нищета МХАТ: скандал с Бузовой раскрыл стыдные тайны русского театра
МХАТ имени Горького оказался в бедственном положении после, казалось бы, успешного спектакля «Чудесный грузин» с Ольгой Бузовой. Попечители отказались от сотрудничества с оскандалившимся театром. На его счетах якобы не осталось средств к существованию.
О том, почему ведущий театр страны обнищал и какую роль в его судьбе сыграла Ольга Бузова, — в материале ForPost.
Опять власть меняется…
МХАТ имени Горького в центр внимания попал в конце октября: Минкульт РФ назначил на должность гендиректора Владимира Кехмана, ранее спасавшего от упадка Новосибирский оперный театр, где показали скандальный «Тангейзер». В этой опере, по мнению РПЦ, использовалась христианская символика — якобы в оскорбительной для верующих форме. На борьбу с ересью и был брошен Кехман.
Прибыв в Москву, кризис-менеджер вновь стал рубить с плеча. Он снял с показа спектакль с участием Ольги Бузовой и начал переговоры по возвращению во МХАТ Татьяны Дорониной, которая, как пишут СМИ, обматерила «Чудесного грузина» с экс-ведущей «Дома-2».
Напомним, сразу после премьеры скандального спектакля народная артистка СССР написала письмо президенту Владимиру Путину. Она попросила главу государства уволить худрука Эдуарда Боякова, который пригласил во МХАТ Бузову. Доронина отметила: если оперативно не решить кадровый вопрос, от горьковского МХАТа «не останется даже воспоминаний».
Театральный критик Марина Тимашева не исключает, что пожелание было услышано.
«Назначая Кехмана, в Минкульте РФ не могли не понимать, что Эдуард (Бояков) вынужден будет уйти. Получается, таким образом они (чиновники Минкульта) вынудили его написать заявление на увольнение. Решения о назначениях, которые провоцируют скандал, у меня вызывают беспокойство. Я считаю, что профессиональные чиновники не должны допускать бесконечного скандала», — сказала ForPost Тимашева.
Бузова и все-все-все
Таким поворотом событий была удивлена и Ольга Бузова — она лишилась работы в театре. При этом к спектаклю экс-ведущая «Дома-2» «готовилась круглосуточно» и ради мхатовской сцены отказалась от коммерчески успешных проектов.
« 225 билетов продано — ну как это показывать? При пустом зале, что ли? А денег на продвижение спектакля у нас просто нет. Я ей (Бузовой) написал сразу, чтобы она не обижалась, потому что ничего личного — только бизнес. Есть отчёт кассы, есть факт, только об этом речь», — объяснил отмену «Чудесного грузина» Кехман.
Бузова попросила «не вводить зрителя в заблуждения». Она напомнила Кехману о премьере «Грузина». По словам певицы, спектакль прошёл при аншлаге, которого «в театре не было давно».
«Во МХАТ я не вернусь! Я как человек, который соблюдает закон во всех отношениях, буду решать это обстоятельство уже со своим адвокатом», — заявила певица в эфире НТВ.
По сообщениям СМИ, Ольге Бузовой не заплатили обещанный гонорар в 450 тыс. рублей. Честно заработанные деньги экс-ведущая «Дома 2» планирует отсудить.
Новый гендиректор уже заявил: театр поющей актрисе не должен «ни копейки» в связи с тем, что спектакли отменены и акт выполненных работ не подписан.
Где деньги, Зин?
Некоторые эксперты уверены: в театре не хотят платить гонорар Бузовой, так как на его счетах не осталось денег. Этого не скрывает и Кехман.
«Когда я пришёл в театр 27 (октября), зарплату актёрам платить было нечем. На счету театра было 2 млн рублей. Деньги в начале недели (речь шла о 1 ноября) будут поставлены. У меня нет даже технически подписей, планово-экономического отдела. Комментировать это не хочу. У меня 17 числа (ноября) будет доклад Ольги Борисовне (Ольга Любимова, глава Минкульта РФ). Я не хочу сначала публично всё рассказать, а потом ей, когда все газеты будут всё знать», — заявил он РИА Новости.
И это странно. В прошлом году в театре был создан Совет попечителей, в который вошёл коммерческий директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Игорь Кудряшкин.
По данным URA.RU, попечители выделили театру 150 млн рублей. Почему на счетах не осталось денег, осталось загадкой.
«Прежде чем задавать такие вопросы, нужно посчитать количество спектаклей, которые были показаны на мхатовской сцене. Нужно понимать, что масштабный спектакль с участием заслуженных артистов в Москве стоит очень дорого», — уточнила театральный критик Марина Тимашева.
По информации директора фонда «Институт культурной политики» Екатерины Сиркен, во МХАТе состоялось 15 премьер. Были задействованы три сцены, на них ежедневно проходили спектакли и творческие лаборатории.
Получается, что средства расходовались по назначению?
Актриса Яна Поплавская уверена: на этот вопрос должны ответить в Минкульте.
«(Пусть чиновники также ответят на вопрос) почему МХАТ имени Горького находится в тяжёлом финансовом положении. Учреждение культуры получает дотации из бюджета. Если бюджетные средства куда-то утекли, нужно провести расследование. Для этого и существует закон», — сказала ForPost Поплавская.
ForPost обратился за комментарием в пресс-службу Минкульта РФ. На момент публикации ответы на вопросы в редакцию не поступили. В случае получения комментария он обязательно будет опубликован.
Живите богато…
Сами попечители пока не торопятся задавать неудобные вопросы руководству театра. На этой неделе стало известно, что они прекратили работу со МХАТом.
Председатель Совета попечителей Кудряшкин заявил, что «отношения с театром строились на творческой политике, которую формулировал и проводил художественный руководитель театра Эдуард Бояков».
Стоит пояснить, что, работая в Новосибирске, Кехман оказался в центре финансовых скандалов. По сообщениям ряда СМИ, он проводил ни с кем не согласованные дорогостоящие ремонты. Его компании задолжали 20 млн рублей, а сам он не вернул долг в 9 млрд Сберу, пройдя процедуру банкротства.
Экс-глава Минкульта РФ Владимир Мединский называл Кехмана клещом, «которому всё время нужны деньги». Некоторые предположили: попечители не захотели иметь дела с «театральным финансовым паразитом» и поэтому отказались от сотрудничества.
В соцсетях активно обсуждается и другая версия: отказ Кудряшкина работать с Кехманом — это месть театру за отмену спектакля с участием Ольги Бузовой.
Дело в том, что дочь топ-менеджера УГМК — известная в молодёжных кругах певица Настя Кудри очень дружна с Ольгой, они записали совместный трэк. Люди уверены: дочь надавила на отца, и было принято решение оставить обидевший Бузову театр без средств к существованию.
Театральный критик Марина Тимашева просит не искать чёрных кошек в тёмной комнате:
«Совет попечителей был создан благодаря личным связям бывшего худрука МХАТа Эдуарда Боякова. В Совет всегда входят люди, близкие к руководству театра. Если они работали с Бояковым, то с какого перепуга им оставаться при Кехмане? Зачем? Пусть Кехман собирает свой Совет попечителей».
Фактор «Бузова»
Подводя под скандалом жирную черту, многие уверены: только благодаря Бузовой зритель увидел оборотную сторону театрального искусства. Если бы не появление экс-ведущей «Дома-2» на мхатовской сцене, многие проблемы были бы скрыты от постороннего взгляда.
С этой точкой зрения категорически не согласна Марина Тимашева. По её данным, проблемы в ведущем театре страны начались задолго до появления певицы.
Оттенок скандальности театр стал приобретать, когда в кресле худрука находилась Татьяна Доронина. Либеральная общественность, отметила Тимашева, была недовольна её мировоззрением. Поэтому либералы долгое время обвиняли театр в консерватизме, коммунизме, излишнем православии.
С приходом Боякова ситуация в театре изменилась. Теперь Доронина «устами своей свиты стала говорить, что её обманули», что не принимают в театре.
Бояков, напротив, утверждал, что «постоянно умоляет народную артистку СССР вернуться в театр».
«Сама Доронина нигде не выступала. Поэтому мы не знаем, о чём она говорила с Владимиром Путиным, какие письма ему писала. Информация подавалась с чужих слов. Всё это время театр атаковали извне по самым разным основаниям», — рассказала Тимашева.
Несмотря на сложную обстановку, отметила она, Бояков «сделал многое для МХАТа». В театре было немало хороших премьер, в числе успешных — музыкальный проект «Песни советских композиторов».
Профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной напомнил, что о склочном театре писал ещё Михаил Булгаков, который творил задолго до рождения Ольги Бузовой.
«То, что сейчас происходит во МХАТе, ничем не отличается от того, что происходило в театре ранее. Безусловно, появление Бузовой, ещё одной медийной персоны, усугубило ситуацию. Однако разговоры о том, что она разорила или погубила МХАТ, в корне неверны. Театр нормально живёт, развивается, меняет свою аудиторию, форму. Поэтому спасать русский театр не стоит. Там много чего интересного происходит», — сказал ForPost Куренной.
Он также против экстренного вмешательства Минкульта в дела театральные. Чиновники при проведении кадровой политики «должны быть осмотрительными, внимательными и учитывать мнение творческих коллективов».
Чем закончится конфликт во МХАТе, пока неизвестно.
Скорее всего, народная артистка СССР Татьяна Доронина вернётся в театр. Владимир Кехман уже переговорил с ней по этому поводу. Он надеется представить яркую постановку, которая понравится Дорониной.
На этот раз старая школа оказалась сильней театральных новаций с Бузовой.
Кто финансирует творческую деятельность Ольги Бузовой
Кто продвигает Бузову, ведь она бездарность, такие высказывания пользователей сети все чаще можно встретить на различных форумах. Зрители видят красивую и успешную Ольгу Бузову, которая делает сама себя. Именно так позиционирует свой образ известная телеведущая. Но даже фолловеры певицы не верят, что девушка из простой питерской семьи смогла подняться на первые ступени рейтингов без посторонней помощи.
Карьера Бузовой началась на проекте «Дом 2»
В далеком 2004 году на телевизионный проект «Дом 2» пришла в качестве участницы блондинка Ольга Бузова. Девушка не отличалась большим умом и яркой внешностью. Но несмотря на это смогла быстро завоевать сердце Романа Третьякова, который также искал свою любовь в рамках телевизионного шоу. Разница в росте(Бузова была значительно выше Третьякова), разница в интеллекте и взглядах на жизнь не остались незамеченными.
Через довольно продолжительное время пара рассталась, а рейтинги Бузовой начали стремительно падать. Зрителю уже было неинтересно наблюдать за одинокой Ольгой. Именно по этой причине организаторы проекта отправляют девушку в свободное плавание.
Но по неподтвержденным данным за время участия в шоу, один из руководителей Дома 2 положил глаз на блондинку. В результате чего Оля не вернулась в Питер, а стала ведущей проекта.
Как Бузова стала писательницей
Талант писательницы проснулся в Ольге еще во время пребывания на шоу. Именно там она начала писать свою первую книгу. Но огромной популярностью литературное творчество Бузовой не пользовалось.
Однако, после того, как её удалось сочетаться брачными узами с известным футболистом Дмитрием Тарасовым талант дал о себе знать с новой силой. Молодая жена в рекордно короткие сроки издает творение под названием «Цена счастья».
В связи с тем, что тираж произведения был очень большим, Бузовой поступает предложение выпустить еще один тираж данной книги только сделать её ароматизированной. Ольга согласилась. Стоимость книги составляла 2000 рублей. К огорчению инвестора большая часть произведения с ароматом осталась на полках магазинов. А к этому времени Ольга уже громко разводилась со своим супругом.
Ольга Бузова еще и петь умеет
Несмотря на откровенный провал в литературной деятельности спонсоры Бузовой не опускают руки. Теперь они решили, что Ольга должна петь. Девушка запела. С экранов телевизоров постоянно твердят о миллионах поклонников творчества Ольги Бузовой. На самом же деле систематически приходится отменять концерты в связи с тем, что совершенно не продаются билеты.
Сама Бузова уверяет, что нашла себя именно на вокальном поприще. Хотя, при этом музыкальные критики утверждают, что ни голоса, ни слуха певица не имеет. Кроме вокальной деятельности, Ольга сообщает, что она еще и модельер, актриса, ресторатор, модель, редактор журнала. Мир еще не видел настолько разностороннюю личность.
Кто стоит за проектом «Ольга Бузова»
Всем предельно ясно и понятно, что за творческими начинаниями Бузовой кто-то стоит. Кто именно спонсирует девушку точно неизвестно. Имеются факты того, что некоторое время Оля находилась в отношениях со скандально-известным депутатом Алексеем Митрофановым, который и оказывал всяческую материальную поддержку.
Еще одним инвестором в Бузову по праву считается Арам Арчер, который является её продюсером.
Кроме того существует версия, что раскруткой певицы занимается один из учредителей канала ТНТ. Именно поэтому, девушка не соблюдает все правила и требования, распространяющиеся на других подопечных канала.
Ну и последняя версия имеет криминальную направленность. Существует вероятность того, что через концертную деятельность происходит отмывка нелегальных материальных средств. Сама Ольга ни одно предположение никак не комментирует и отказывается говорить на данную тему.
Стоит сказать, что за время своей раскрутки Ольга Бузова координально изменила внешность. А на сегодняшний день услуги пластических хирургов стоят совсем недешево. Кто оплачивал неземную красоту так и остается загадкой.
«Не думаю, что у Бузовой меньше сценических талантов, чем у Собчак»
Эдуард Бояков хочет создать театр, где главной звездой будет труппа; уверен, что Владимир Жириновский может сыграть в «Гамлете»; жалеет о молчании Татьяны Дорониной и считает, что актерские вузы сегодня выпускают несовременных людей. Об этом худрук МХАТ имени Горького рассказал «Известиям» накануне первой премьеры сезона.
«Наши артисты — приглашенные, но это родные для нас люди»
— Вы начинаете сезон — и открываете череду премьер «Розовым платьем» по пьесе Наталии Мошиной. Представление — ночное. Заканчивается спектакль «Три сестры», и тут же в этих же декорациях стартует его продолжение. Речь — о судьбе Наташи Прозоровой. Вы решили оправдать героиню, которую собственный муж называет шаршавым животным?
— Не совсем так. Но мы предполагаем, что нужно дать слово и другой стороне. И мне, и прекрасной актрисе Ирине Линдт, исполняющей роль Наташи, и всей нашей команде, работавшей над спектаклем, этот персонаж очень близок и симпатичен не только своей искренностью и чувственностью, но и жизненной энергией, терпением и силой.
Понятно, что Чехов был ближе по духу к кругу условных Прозоровых. Однако я почему-то уверен, что он мог бы это произведение принять: ведь он старался видеть людей с разных сторон.
Героев «Трех сестер» мы покинули на пороге страшных событий — перед началом революции. Собственно, и сам Чехов умер в 1904 году, не застав исторических перемен. И, конечно, у многих возникало желание представить: а что случилось бы с действующими лицами за рамками пьесы, в дальнейшем.
Сцена из спектакля «Розовое платье»
— Ирина Линдт пришла к вам из Театра на Таганке. Евдокия Германова, покинув Театр Олега Табакова, тоже стала штатной актрисой МХАТ имени Горького. У вас играли Дмитрий Певцов, Григорий Сиятвинда, Анна Большова, другие известные актеры. Каков сейчас их статус?
— Они приглашенные. Но это родные для нас люди. Певцов играл шесть спектаклей подряд в июне — вы понимаете, что это такое. Ты неизбежно начинаешь думать, где сменную обувь оставишь или что у тебя в буфете любимое. Так же происходит с Аней Большовой, Андреем Мерзликиным. Я это вижу, чувствую. Вот и Леонид Аркадьевич Якубович пришел к нам — и сразу оказался близким, своим. Они не принесли сюда трудовые книжки, но это люди, которые уже вошли в жизнь театра. Мерзликин у нас приступает к работе в новой постановке режиссера Виктора Крамера. Якубович уже репетирует «Скупого» по Мольеру.
— «Скупой» будет ставиться на Леонида Аркадьевича? Второго состава не будет?
— У нас и в нашем знаменитом «Лавре» нет второго состава — ни у Певцова, ни у Якубовича, ни у Алисы Гребенщиковой.
— Хорошо ли, что это так? А если кто-нибудь заболеет?
— Когда я пришел в театр, в «Синей птице» было пять составов, а спектакль находился в чудовищном состоянии. Помните это? «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Самое простое, что нужно было делать, — идти, держась за руки. А артисты не могли в ногу попасть. Настроения не было никакого. Они как наказание это воспринимали — сами мне об этом писали. Мы с актрисой театра Натальей Юрьевной Пироговой начали работу над реконструкцией спектакля, и пошли невероятные процессы. Список, где было пять артистов на одну роль, быстро сжался: где-то остался один, где-то — два человека.
Мы в той фазе, когда составы очень опасны. Может быть, через два-три года, если Бог даст, можно будет говорить о труппе — и тогда попробовать.
Когда в сложившийся спектакль с нуля вводится большой артист, это действительно интересно. Например, Сергей Десницкий мог за один день войти в спектакль, он в этом плане гений. Когда кто-то заболевал или запой начинался (а в театре у Олега Николаевича Ефремова это было нередко), выходил Десницкий. Все его партнеры говорили, что спектакль от этого выигрывал. Но у нас пока отсутствуют такие возможности, запасных составов нет, и для нас это, конечно, порой тяжело, особенно сейчас, в пандемию, когда люди болеют. С другой стороны, мы только один спектакль отменили за весь прошлый сезон.
Подготовка спектакля «Скупой» по комедии Жана-Батиста Мольера
— Что вы считаете своей генеральной целью?
— Я хочу построить театр, где главной звездой будет труппа. Мечтаю об этом. Это сильно не стыкуется с сегодняшней общетеатральной ситуацией. Не могу назвать какой-то московский театр, где есть труппа, — пусть меня простят коллеги. У Льва Додина в Петербурге есть труппа, я это чувствую, вижу, знаю. Была труппа у Петра Фоменко, была у Сергея Женовача в «Студии театрального искусства» (или есть, я не знаю). То, что в МХТ имени Чехова невероятно крутые актеры, просто бомбические, — это правда. Я сейчас закончил съемки фильма с Мишей Пореченковым и лишний раз в этом убедился. Но есть ли там труппа? Не уверен.
В Театр Наций выдающиеся артисты приходят работать, а не формировать труппу. В Театре Моссовета есть очень крутые артисты, но и там тоже нет труппы. Я ее не чувствую. Это связано не с артистами, а с режиссерами, лидерами, которые задают какой-то принцип.
«Бузова — это концептуальный ход»
— В вашей ноябрьской афише будет «Чудесный грузин», где вновь сыграет сенсация и скандал прошлого сезона Ольга Бузова. Это был художественно-финансовый ход — вывести на сцену персонажа в его первозданном качестве?
— Финансовый? Не сказал бы. На «Лавра» билеты стоят намного дороже, чем на «Чудесного грузина». Я пришел в театр, где премьерный спектакль стоил 1 млн рублей — и это был самый крутой спектакль. Сегодня при 50-процентной рассадке «Лавр» стоит 2,5 млн. Те, кто думают, что мы позвали Бузову ради денег, либо ничего в театре не понимают, либо откровенные недоброжелатели, мягко выражаясь. Бывает, конечно, что какой-то артист приводит спонсора, я к этому нормально отношусь, но в данном случае мы пригласили Бузову как Бузову, и она справилась с задачей.
У нас было много времени, мы очень серьезно работали, и в этом отношении Бузова — просто безупречная артистка, надо заметить. Она пашет, она с утра в вокальном классе, через полтора часа — на примерке, потом — на репетиции.
Бузова — это концептуальный ход. Мы же помним, что в один из первых сезонов МХТ Константин Станиславский, ставя «Власть тьмы» Льва Толстого, осознал, что ему необходим некий совершенно новый антропологический материал, и позвал бабку из деревни. Тогда не было слова «стендап», но она была именно крутейшим стендапером. Мы знаем, что у Отара Иоселиани и Киры Муратовой сплошь и рядом играли непрофессиональные артисты. Ксения Собчак играла в спектакле «Женитьба» в Театре Наций, я ее видел. Не думаю, что у Бузовой меньше сценических талантов, чем у Собчак.
Ольга Бузова в роли певицы Беллы Шанталь в спектакле «Чудесный грузин» в МХАТ им. Горького
— Владимир Жириновский тоже выходил на сцену в спектакле у Иосифа Райхельгауза. Но не задержался в театре.
— Да. И это может быть как хорошо, так и плохо. Жириновский способен быть участником и чудовищного спектакля, и прекрасного. Даже может Гамлета сыграть, если будет такая режиссерская задумка. Он публичный, яркий, артистичный, харизматичный, может зажечь. Когда в театр приходят непрофессионалы, они всплескивают очень интересную энергию.
— А с профессионалами что-то не так?
— Сегодняшние актерские вузы выпускают несовременных людей. В советские времена те, кто поступал в театральные училища, антропологически были самыми-самыми интересными — что парни, что девчонки. Они были яркими, современными. Я сейчас смотрю на студентов театральных вузов и вижу сплошь и рядом либо лузеров, либо каких-то аутистов закрытых, не понимающих, что происходит за пределами какого-нибудь одного сериала или репертуарного театра.
Конечно, исключения существуют. Почему случился феномен с брусникинцами? Я брал спектакль «Общий вагон» в репертуар своего театра «Практика», видел их. Ребята на первом курсе начали заниматься вербатимом — это сложнейшая техника документального театра. Покойный Дмитрий Брусникин их послал на вокзал, и они там жили и просто наблюдали. И привнесли на сцену живых людей.
«Директору должно нравиться то, что происходит»
— Обновленный устав вашего театра предполагает наличие президента. Каким, по-вашему, должен быть идеальный президент, каким — набор его функций?
— Это патриарх, покровитель, старший товарищ, советчик. Мне легко говорить на эту тему: я родился на Кавказе, и там всегда существовал такой институт — это были старейшины, которых попробуй не послушайся. Но энергия — не у них: воевать и строить должны другие.
Когда безмерно уважаемый тобой человек что-то советует, неужели я махну рукой? Конечно, я брошусь выполнять этот совет, но — помня, что ответственность лежит на мне, худруке, я отвечаю за репертуарную политику. Художественное руководство невозможно ни с кем делить.
Татьяна Васильевна Доронина
— Татьяна Васильевна Доронина по-прежнему не бывает в театре?
— Нет. Ничего не изменилось. Мы, как и раньше, передаем ее помощнику всю документацию, отражающую жизнь театра, но ответного отклика не получаем. Замороженная ситуация, я бы сказал.
— Устав МХАТ имени Горького сейчас написан как директорский. Директор — главное лицо. А если у вас, допустим, возникают с ним разногласия?
— Меня на работу в качестве худрука берет директор. Какие разногласия? Я много лет работаю в театре, и мне лет 25 назад еще более опытный человек сказал: «В войне главного режиссера и директора всегда побеждает директор».
Это не связано с уставом. Директор работает с деньгами, а художник — с тонкими материями. Я должен стихотворение написать, а он — оплатить что-то. Оплатить он может, а я стихотворение, может статься, и не смогу сочинить. Если директор действительно начинает войну с худруком, это ужасная ситуация. Поэтому я должен делать всё, чтобы директору нравилось то, что происходит.
«Реконструкция нашего здания может стать одним из интереснейших суперкейсов»
— Вы начали преображать интерьеры театра. Будете ли продолжать?
— Есть большая задумка — реконструкция всего комплекса. Наше здание однозначно будет признано памятником, и думаю, что мы с большой вероятностью доживем до этого момента. Я немного побаиваюсь, потому что, если в огромные деньги начнут лезть лапки всяких людей, придется назначать новое руководство: со мной очень тяжело будет договориться.
История эта будет трудная. Мы знаем, в какой реальности живем. В стране нет ни одного примера приличной реконструкции. Ни одного примера правильного, бережного, глубокого, профессионального, умного и художественно осмысленного отношения ни к «брежневскому модерну», ни к сталинскому наследию, включая ВДНХ. Парк Горького можно сделать хорошим, а ВДНХ — сложнее, потому что парк — это среда, а ВДНХ — смыслы, архитектура, идеология.
Что касается нашего здания, то государственные вожди относились к нему как к флагманскому проекту. Люди сюда ходили, как на экскурсии. Потом возникла позиция Олега Ефремова, который это здание не любил, его спектаклям было здесь некомфортно. Когда его выбирали худруком МХАТа, те, кто был против, — мхатовские заслуженные артисты, — говорили в его адрес: «Что это? Шептальный реализм».
Я себя не сравниваю с Ефремовым. Просто отмечаю, что у меня как у постановщика другой метод и мне очень удобно в этом зале. Я с радостью, делая спектакль «Лавр», использовал возможности этой сцены, этой машинерии.
Здание Московского художественного академического театра (МХАТ) имени Максима Горького
— Какая сумма потребуется на реконструкцию?
— Думаю, не меньше 10 млрд рублей. Но это пока оценки независимого эксперта со стороны. Могу предположить, что это будет один из интереснейших суперкейсов. Когда здание строили, в ходу не было слова «постмодернизм», но это именно постмодернизм. Если вы внимательно посмотрите на эти решения, особенно в отношении орнаментов, интерьерных штучек, то станет видно, что архитектор Владимир Кубасов апеллирует к Федору Шехтелю. Он делает свой корявый, каменный, брутальный, очень современный объем, использует туф, который исторически применяется для экстерьеров, — но еще и в интерьер его засовывает. Он все время играет с Шехтелем, с модерном.
А раз это постмодернизм — значит, мозаичная структура. И задача архитектора, который будет делать реконструкцию пространства, — что-то туда внедрить. Я вижу такие возможности, и отчасти они уже использованы. Вот фойе большого зала. Там колонны — как вишневый сад какой-то. В них вмонтированы тонкие светильнички-линии. Их не было у Кубасова, но они смотрятся так, как будто были всегда. Не нарушают код.
Думаю, здесь нужно в целом оставить интерьер, потому что он гениальный, и ни при каких условиях не трогать акустику — она невероятная. Здесь нельзя перестраивать: надо достраивать. Такая философия.
— У вас впереди — пять лет художественного руководства. Начнете в этот период реконструировать здание?
— Хотелось бы. Но пока проекта нет. Есть только констатация факта, что сооружение очень старое. Если пройдет лет 10 и не будет никаких изменений, боюсь, оно уже станет разваливаться. Мы, конечно, удерживаем всё в рабочем состоянии, но в этом случае будет тяжело.
Эдуард Бояков родился в 1964 году в Дагестане. Окончил факультет журналистики Воронежского государственного университета. Создатель и продюсер многочисленных проектов в области культуры и искусства. Соучредитель ассоциации «Золотая маска», директор фестиваля «Золотая маска» (1996–2005). Художественный руководитель театра «Практика» (2005–2013). С 4 декабря 2018 года — худрук МХАТ имени М. Горького.