в чем своеобразие учения ницше

Философия Фридриха Ницше: наследие эпохи

в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше

в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше

в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше

Философия Ф. Ницше

Введение

Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы.

Философия Фридриха Ницше: наследие эпохи

Философия Ницше возникла в конце ХIХ века, когда в западной философии происходит поворот от рационалистических философских систем, утверждавших веру в силу и торжество человеческого разума, в возможность познания мира, в прогресс человечества, к философским системам, отрицавшим«рационализм и возможность познания мира, отрицавшим прогресс общества и человека. Выражением такого поворота в философии стала философия Ницше.

В первый период на философию Ницше большое влияние оказала философия немецкого философа первой половины ХIХ века Шопенгауэра и музыка и эстетика современного Ницше немецкого композитора Р. Вагнера. Шопенгауэр представил мир явлений как объективировавшуюся волю, создающую мир для эстетического и этического самопознания. Ницше берёт этот принцип. Философия Шопенгауэра для Ницше соединила слово и музыку в качестве двух сторон мировой воли. Изучая греческую культуру, Ницше стремиться проследить многие закономерности культуры: этапы, гармонию и дисгармонию, отражение в искусстве как художественную целостность.

В культуре, по Ницше, мировая воля должна увидеть саму себя, произвести человека, породить гения. Античная культура, считает Ницше, была разрушена попытками её познания рациональными и логическими средствами. Сократ положил начало этому разрушению, перейдя к попыткам осмыслить мир логическим способом. Так же Еврипид разрушил древнегреческую трагедию, отойдя от мифа и целостного отражения в нём мира к рационально-психологическим приемам. То есть, по Ницше, переход к рационализму в культуре и искусстве привёл к разрушению искусства, его художественной целостности.

в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше

Основополагающим понятием выступает «становление» как не имеющая в себе цели и конца, конкретной определенности, длительность мирового процесса, поток вечного круговорота и возвращения. Её нельзя познать или конкретно представить, так как это остановило бы весь процесс становления. Движущей силой этого становления является всё та же воля.

Центральным понятием философии Ницше выступает понятие «жизнь». Ницше причисляют к основоположникам философии жизни. То Ницше понимает жизнь, как чисто биологическое явление, то, как психологическое переживание. Ницше как бы стремится «преодолеть» противоположность материализма и идеализма, встав над ними. Жизнь, по Ницше, есть воля к власти, инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, подчинившая себе чувства и мысли человека. Отсюда и понимание человека как биологического, подчиняющегося инстинктам бессознательного и иррационального существа.

Философские труды Ницше написаны не в форме сухих трактатов, а высоко художественно, афористично, парадоксально, отличным языком, что сразу же привело к его популярности и известности.

Ницше и сегодня один из наиболее цитируемых авторов. Многие философские направления в XX веке развивались под влиянием его идей и предсказаний. Отношение к философии Ницше не было и не будет однозначным уже в силу противоречивости эпохи и самой философии Ницше. Его философию считали предвестницей потрясений самого мира и культуры. Особенно это относилось к третьему периоду развития его философии, когда он выступил со своим учением о кризисе современной культуры, о воле и власти, которая приведёт к появлению сверхчеловека.

Ницше прав в своей критике лицемерия и ханжества существующих форм морали, особенно христианской морали. Но Ницше не прав в отбрасывании общечеловеческих норм морали и ценностей, особенно величайших заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не лги».

Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения».

Ницше выступает не просто с позиций имморализма, но и антигуманизма, когда говорит: «…именно человек есть самый лучший хищный зверь. Лучше всего он чувствует себя, глядя на трагедии, на бои быков, на распятия; и когда он изобрёл ад, последний сделался небом на земле». «О, братья, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно ещё подтолкнуть!». «…В ком же, однако, величайшая опасность для будущих людей! …вред добрых людей есть самый вредоносный вред». «Добрые всегда были началом конца. …Разбейте добрых и справедливых… во лжи добрых были вы рождены и запрятаны. Всё было в основе своей наврано и искривлено добрыми.». «Именно созидающие тверды». «Эту новую скрижаль, братья мои, ставлю я над вами; сделайтесь твёрдыми!».

В дискуссиях по философии Ницше часто выдвигают такие аргументы: нельзя вырывать отдельные положения из работ Ницше и по ним судить обо всей его философии. Это не отдельное положение, а сама суть и главное содержание философии Ницше, имеющие небезобидный характер. Она приводила и может привести к самым чудовищным теориям и движениям. На философию Ницше уже пытались опереться и соединяли со своей расовой теорией национал-социалисты Германии и современные неофашисты. Сам Ницше не выдержал картины избиения лошади перед окнами своего дома, что обострило его болезнь и положило конец всему его творчеству. Что испытал бы он, если бы дожил до более страшных ужасов гитлеровских концлагерей и ГУЛАГов.

Ницше мог только предвидеть, что XX век станет наиболее трагическим веком, когда писал: «Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без сострадания, будет иметь позади себя сознание о самых жестоких… войнах…».

Ницше критиковал немцев за войны, которые они вели и которые задержали процесс объединения Европы. С симпатией смотрел на Россию, как на последнюю из существовавших империй. Видел кризис общества и культуры, проявлявшийся в росте алкоголизма, кризисе семьи. Но выход из него представлял со своих антигуманистических позиций. Мечтал о времени, в котором один народ хотел быть господином над другими народами. Выход из кризиса семьи видел в полном подчинении женщины мужу. Он рассматривал демократию как проявление упадка. Демократия, действительно, в двадцатом веке пережила глубокий кризис, явилась ступенькой прихода к власти тоталитарных режимов в Италии, в Германии. Демократия как форма политической власти содержит массу изъянов, но именно западные демократии обеспечили эволюционный путь развития общества и становление гражданского общества.

Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «богочеловечество», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью.

На философию Ницше могут опереться милитаристы и экстремисты: «Отказ от войны есть отказ от великой жизни…». Ницше хотел видеть мужчину, способным к войне, а женщину, способной к деторождению. «Я лишь прелюдия для лучшего игрока, братья мои».

Источник

29. Философия Ницше. Ницше как моралист

ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. НИЦШЕ КАК МОРАЛИСТ.

Цитаты из Ницше – Ф. Ницше, «Сочинения», в 2х т., М., «Мысль», 1990.
Также: «Утренняя заря», Свердловск, Изд-во Воля, 1991.

(1). Я имею в вимду культ суровости «свободного ума» у Ницше. Удовольствие духовно одарённых – «это самопринуждение, аскетизм», способность «играть тяжестями» («Антихрист», т.2, №52, с. :85). Воля к независимости от вещей как раз зиждется на способности «властвовать собой». А преимущество «Сильных» именно независимость. («По ту сторону добра и зла», т.2й, №29, с. 265). // «Сочинения».

(4). Ницше. «Антихрист», т.2й, №23, с. 648 – «Любовь есть такое состояние, когда человек … видит вещи не такими, каковы они есть, здесь господствует сила иллюзии, одновременно преображающая и услаждающая». Мотив любви как возвышения над рутиной обыденности также встречается у Ницше. // «Сочинения».

(7). «Утренняя заря», кН. 1, №12, с.13.
(8). Там же.

(10). Ницше. «по ту сторону добрав и зла», т. 2й, №446, с.914. // «Сочинения».
(11) Там же. «Ессе Гоммо», раздел «Так говорил Заратустра», №7, с.760.

(13). Мораль как маска, т.е. нечто фальшивое, лицемерное, аморальное в сущности – Ницше, «Генеалогия морали», т.2й, «Предисловие», №6, с.412. // «Сочинения».

(14). «Большая книга афоризмов», см.выше, с.374.

(15). Мораль самомнения нравится тому, кто ею обладает, но это не аргумент в её пользу – Ницше, «По ту сторону добра и зла», т.2й, Отд.2, №33, 218. // «Сочинения».

(16). «Большая книга афоризма», см.выше – с.374.

(35). «В. Бугера. «Социальная сущность и роль философии Ницше», «Гилем», Уфа, 2004. – Гл.2,1. С.74-75.

(36). «Литературная учёба», см выше. – С.188.

(37). Зубков С.В. «Оккультная магия Третьего Рейха», М., «Вече», 2002.
(38). Там же, с.17.
(39). Там же, с.19.

(44). Ницше, «Сочинения». «К генеалогии морали», 1, №12, с.32.
(45). Там же, с.34.
(46). Там же, 1, №9, с.24-26.
(47). Там же. 1, №12, с.33.
(48). Там же, 1, №15, с.38.
(49). Там же, 1, №12, с.32.
(50). Там же. 1, №9, с.26.
(51). Там же, 1, №18, с.21.
(52). Там же. 1, №11, с.31.
(53). Там же. 2, №11, с.31.
(54). Там же. Т.1, «Злая наука», кН.1, с.384.
(55). Там же. №4, с.496.
(56). Там же, №3, с.510.
(57). Там же, №4, с.318.
(58). Там же. Предисловие. 3, с.495.
(59). Там же. №4, с.496.
(60). «К генеалогии морали», 3, №1,с.83.
(61). Например, место в «Человеческом, слишком человеческом», отд.5, №263, с.381, «Сочинения», т.1й :
Каждый человек имеет прирождённый талант» и в то же время немногие могут «через упорство и энергию» стать тем, что они есть. (+ Моральность). Есть развитие личности, а значит и его градации. Должны быть переходные состояния, в которых качество прежней ступени развития и последующей поначалу перемешаны. О борьбе психологии двух поколений в отдельной личности – там же, №263,с.383.
(62). Это очевидно, поскольку вся деятельность «сильных» мыслится как творчество нового, даже в смысле разрушительной, негативной деятельности.

(63). Вилин В. «Особенности антропологии Ф. Ницше». Цитата из Ницше без указания конкретного источника. // Ж-л «Мир», М.,2001, №12, с.34.
Действительно, в связи с типом «сильного» человека Ницше часто говорит об «отчуждении», «одиночестве», «страдании», о необходимости «жить риском». («Человеческое…». Предисловие, №4, с.235 и т.д.

(64). Ницше. «сочинения»,т.1, «Человеческое, слишком человеческое», №11, с.244-245.
(65). Там же.
(66). Там же, с.244.
(67). Там же.

Источник

Учение Фридриха Ницше как актуальная философская идея

в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше

Дата публикации: 16.11.2018 2018-11-16

Статья просмотрена: 3916 раз

Библиографическое описание:

Щелушкина, Д. В. Учение Фридриха Ницше как актуальная философская идея / Д. В. Щелушкина, Е. В. Шмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53608/ (дата обращения: 08.12.2021).

Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

В творчестве Ф. Ницше выделяется три периода:

По мнению Ф. Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать истинного, нового человека — «сверхчеловека», который смог бы дать цель, ориентир, был бы победителем «бытия и ничто» и умел быть откровенно честным как перед всеми, так и перед самим собой.

Основная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа.

Согласно Ф. Ницше, дух:

‒ утверждение своей воли

Актуальность данной работы можно рассмотреть с разных точек зрения.

С одной стороны, философия Фридриха Ницше будет актуальна не только сейчас, но и в будущем, т. к. агрессия людей всегда была на первом плане. Её нужно направлять в определённое русло. Философия Ф. Ницше как нельзя лучше предоставляет такую возможность. Агрессию человека может находить своё продолжение в идеях Ф. Ницше. Также можно сказать о его пророчествах и прогнозах, которые сейчас оказываются точны — вплоть до глобализации и сепаратизме.

Если мыслить с другой стороны, то актуальность Ф. Ницше катастрофически падает. Впрочем, как и многих других философов. Люди разучились мыслить, перестали думать о чём-то большем, чем насущные проблемы каждого человека. Можно предположить, что актуальность идей Ф. Ницше падает с развитием цивилизации, и вот несколько причин:

Сверхчеловек — образ, который ввёл Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу соответственно превзойдёт современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, согласно теории Ф. Ницше становится логичным этапом истории человеческого вида, должен очеловечивать средоточие прижизненных волнений жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоист, благословляющий жизнь в наиболее пиковых её проявлениях, а также творец, всемогущая воля которого направляет вектор исторического развития [3].

В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше даёт нам понять о том:

‒ что человек есть нечто, что должно преодолеть;

‒ все существа создавали нечто, что выше их;

‒ люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека [3].

Истинное же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ф. Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».

Мораль Ф. Ницше — это вечное борьба двух классов. С давних пор рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы.

Основное понятие философии Ф. Ницше состоит в том, что сверхчеловек является субъектом морали и соответствует определяющим понятиям «морали господ»:

‒ Ценность жизни является безусловной ценностью и совпадает с уровнем «воли к власти»;

‒ Природное неравенство людей имеет место быть, и обусловлено различием их «жизненных сил» и «воли к власти»;

‒ Сильный человек абсолютно свободен, является прирожденным аристократом и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами [2].

Он характеризует его следующим образом: это люди, «которые. проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, — по отношению к внешнему миру. они немногим лучше необузданных хищных зверей. Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств, поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием. уверенные, что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчества и прославления».

Интересная особенность этих «белокурых бестий» — это их врождённые благородство, аристократичность, которых так не хватает нынешним «господам», «фабрикантам» и «торговым деятелям», чтобы автоматически обеспечить себе господство. Ведь только благодаря внешности у него появляется возможность господства над массами.

Сверхчеловек — это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ф. Ницше нет каких-либо особенных рецептов: он выступает всего как пророк, предвещающий приход нового «вождя», «фюрера», полубога, а может и самого Бога. Заратустра — это не сверхчеловек, это «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди — это исходный материал, из которого должен вырасти сверхчеловек. Сверхчеловек — это новый «культ личности», далеко выходящий за рамки «культа личности» обычных людей и легший в основу мифологии Ф. Ницше, изложенной более подробно в «Заратустре». Нет ничего удивительного в том, что германо-фашистский «миф XX века» основывался на философии Ф. Ницше. Прообразы сверхчеловека виделись философу в представителях арабского, римского и германского дворянства, примеры сверхчеловека — скандинавские викинги и гомеровские герои. Таких личностей, как Ю. Цезарь, Н. Макиавелли и Наполеон можно так же считать идеалом, близким к сверхчеловеку [3]. Однако ни одна из существующих рас не связывалась с появлением сверхчеловека того времени, сверхчеловек не являлся представителем какого-либо класса по факту рождения.

Получается, что антибуржуазная философия Ф. Ницше была полным противоречием идеологии фашизма. Ницше был против любых форм проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, его сверхчеловек сочетает в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Фридрих Ницше осуждал веру христиан, так как зрел грядущее людей в рамках раба. Его замысел — сверхчеловек, находящийся в пределах своего разума. Данный замысел дал разнообразные отражения в разных сферах жизни: искусстве, философии, науке, психологии и т. д. [1].

Точка зрения Ф. Ницше — ориентированный физиологический путь, заключающийся в том, чтобы разобщить ценность той или иной идеологии на предмет прогресса и сохранения жизни. В границах этой точки зрения — те или иные идеалы могут быть рассмотрены, как возможность для поддержки, а также прогресса и развития форм физиологической жизнедеятельности и экспансии индивида или социума. Причина маргинальности ницшеанства в общественном сознании связана с тем, что в случае экстраполяции этого подхода на историю человечества однозначно констатируется контрвитальность системообразующих постулатов большинства господствующих форм религиозных, политических и моральных систем. Согласно взглядам Ф. Ницше парадигма модерна, демократические и социалистические тенденции европейского общества, усиливающиеся в период с XVIII—XIX вв. ознаменовывают собой начало ужасной катастрофы, чем упадок средневековья. Позитивную программу действий мыслители ницшеанского дискурса, начиная с самого Фридриха Ницше и заканчивая Юлиусом Эволой, Хосе Ортегой-и-Гассетом, Аленом де Бенуа и Гийомом Фаем видят в формировании класса новой знати, который мог бы самостоятельно выступить против декадентских тенденций современного общества [6].

В учении Ф. Ницше, как в любом серьезном нравственно философском исследовании, есть много полезной и актуальной информации для нашего времени. В первую очередь надо выделить яркую критику мещанства. Никто лучше, чем Ф. Ницше не смог с такой прозорливостью предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное — личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея, которая возвышает человека, которая помогает преодолеть всё мелочное, обыденное, незначительное для жизни [4].

Нельзя точно сказать, что идеи Ф. Ницше изжили себя и потеряли своё значение. Но с другой стороны Ф. Ницше определённо является частью истории, но он не исчезает там, его идеи живут, а вместе с ними живёт и он.

Источник

Примеряем философию Ницше на современного несверхчеловека

в чем своеобразие учения ницше. Смотреть фото в чем своеобразие учения ницше. Смотреть картинку в чем своеобразие учения ницше. Картинка про в чем своеобразие учения ницше. Фото в чем своеобразие учения ницше

В чем смысл жизни?

Да, именно этим вопросом мы огорошим тебя в этот обычный четверг обычной трудовой недели. С незапамятных времен философы и великие умы пытались найти ответ на этот вопрос, надеясь обнаружить одну единственную истину, необходимую модель поведения или набор принципов, следуя которым мы проживем долгую и преимущественно счастливую жизнь. Но что делать, если ответа нет? Истина так и не была найдена и вряд ли будет. Единство мнений отсутствует. Фридрих Вильгельм Ницше не видел проблему в подобных неразрешимых вопросах. Как ты знаешь, это известный философ с усами, о котором мы уже писали. Смешивая метафоры и аллегории с огромной порцией сарказма и насмешками в адрес коллег-мыслителей, он писал труды, которые определенно не являются легким чтивом для нищих духом.

Ницше родился в 1844 году в восточной Германии, и в свои 24, еще будучи студентом, он получил должность профессора классической филологии в Базельском университете. Но обучение не приносило ему покой и удовлетворения, поэтому всю свою жизнь он посвятил созданию радикально нового мировоззрения. Несмотря на то, что он умер намного раньше, чем обрел мировую славу, Ницше, несомненно, стал одним из величайших философов в истории, расширяя свое влияние, начиная сферой современной психологии, заканчивая фильмами-нуар.

Где зарыта собака?

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!» – Ницше, «Веселая Наука».

Несмотря на то, что Фридрих воспитывался в семье Лютеранского священника, он добавил изрядную ложку атеизма в свое воспитание. «Бог мертв!» – одно из самых известных и непонятных его высказываний. Само собой, эти два слова не следует воспринимать буквально. Жил бог – умер бог. Эта фраза имеет множество трактовок, имеющих общий стержень: наука и технологический прогресс не оставили места для божественной сущности. Больше нет грозного Судьи, который карает грешников. Теперь каждый сам за себя. Нравственный кризис поспособствовал утрате веры и моральных законов, которые организуют космический порядок. Ницше не видел ничего плохого в том, чтобы человеческая мысль, вооруженная опытом и научными знаниями, поспособствовала разрушению всех основных постулатов, которые доминировали над Западной мыслью в течение многих веков.

Он считал, что необходимо сделать переоценку системы ценностей, поменять приоритеты и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основано христианство. Универсальный стандарт нравственности и морали никогда не позволит человеку самому ковать свои судьбу и счастье. И что самое приятное, он не объявил монополию на истинность своего заявления, предоставив человеку выбор, называя это «перспективизмом»: горькая правда, заключающаяся в том, что человек ничего не может сказать с абсолютной уверенностью. И что нам остается? Самим искать значение. Смысл это не то, что ты обнаружил, это то, что ты сделал.

2. За пределами добра и зла

«Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит из слабости…»

«Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом.»

«Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым», – Ницше, «Антихрист».

На первый взгляд, эти цитаты могут показаться гимном антигуманности. И ты, конечно, не останешься в одиночестве, обвиняя Ницше в подобном агрессивном варварстве. Однако нельзя зацикливаться на фразах, которые режут по уху. Необходимо видеть всю картину целиком, не вычленяя предложение из контекста. Вся его работа не эпатаж ради эпатажа, возможно, он не видел другого способа, чтобы надавать по щам стереотипам и показать всю относительность объективности морали.

Если ты когда-нибудь болел за Майкла Корлеоне в «Крестном отец» или за Дэнни Оушена в «11 друзьях Оушена», ты понимаешь, о чем идет речь. Майкл – Дон мафии, а Дэнни – отпетый аферист и прощелыга, но нам определенно есть, за что их уважать. Жить по законам джунглей, где выживает сильнейший, неплохая перспектива… для сильнейших. Так почему бы не постараться стать им?

3. Amor fati как фатальная предопределённость всего сущего

«Что не убивает меня, делает меня сильнее», – Ницше «Сумерки идолов».

Известная латинская фраза в заголовке в буквальном переводе звучит как «любовь к судьбе». И если стоики учили нас умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы, то Ницше призывал нас увидеть радость перспективы в каждой оплеухе и душевном страдании. Эй, мы не говорим про мазохизм, про то, что тебе нужно наслаждаться самим процессом, пока вселенная раздирает твое существо на куски. Каждая борьба, каждое сомнение, каждое мгновение боли – это просто способ сделать тебя сильнее. Морские пехотинцы часто говорят о том, что боль – это когда слабость покидает твое тело. В итоге философ обещает тебе удовлетворение, когда все закончится, и ты восстанешь из пепла умнее, жестче и закаленнее, чем был в начале этого трудного пути. Конечно, если не сломаешься. Не сдохнешь и выдержишь уготованные для тебя испытания.

4. Übermensch

«Стать тем, кем вы являетесь», – Ницше, «Веселая Наука».

Тот, кто способен учиться на своих ошибках и страданиях, тот, кто способен развиваться, тот, кто способен обуздать свои страсти, эмоции и инстинкты, понимая при этом, что рассудок и интеллект – это две разные категории, – тот способен подняться над своим собратом, человеком. Именно такую личность Ницше называет сверхчеловеком. «Übermensch».

Философия «реакционного антигуманистического теоретика», исковерканная до неузнаваемости, стала духовной матерью немецкого социал-национализма. Переиначенная идеологами фашизма, она стала прикрытием для бесчинств, которые утопили мир в крови. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, в сущности, полностью реализованного человека.

Хаотические, разрушительные и инстинктивные силы, которые живут в каждом из нас (окрещенные Ницше как «Дионисийские»), так же важны для целостности человека, как и творческая, рациональная составляющая («Аполлоническая»). «Übermensch» не борется с ними, не подавляет. Он нашел идеальный баланс сосуществования двух сторон одной медали. Наличие темной стороны не делает человека выродком. Лев без когтей или зубов не становиться неопасным, он становится изуродованным. Тебе также необходимо найти оптимальный вариант, как в один флакон поместить хорошего, плохого и злого себя.

Что это означает для нас?

Жизнь за пределами зоны нашего комфорта хаотична, лишена порядка, сумбурна и довольно жестока. Мы привыкли к своду правил, лимитам, ярлыкам и стандартизации. Мы учились в школе, чтобы получить хорошие оценки, мы получали хорошие оценки, чтобы попасть в хороший университет, мы учились в университете, чтобы получить хорошую работу, и так далее, и тому подобное. До самой гробовой доски. Нет никакой инструкции по эксплуатации жизни. Как нам разобраться со всем этим? Как согласовать то, что мы видим, что знаем и что чувствуем?

Ницше бы наверняка сказал бы: «И не пытайся!»

В мире, где каждый борется за то, чтобы занять свое место под солнцем, философ дает тебе звонкую пощечину и говорит о том, что любые беды относительны и субъективны. Все зависит от того, как ты смотришь на все происходящее с тобой. Жить по собственным правилам и учиться на собственных ошибках. Ты не сможешь стать другим человеком, тем, кем ты, по сути, не являешься. Так почему бы не начать работать с этим, вырасти, эволюционировать, установить собственные цели и создать свой собственный смысл? Ибо, как сказал усатый Фридрих: «Никто не может построить тебе мост, по которому именно ты можешь перейти через жизненный поток, – никто, кроме тебя самого.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *