в чем своеобразие русской литературы 17 века
Русская литература 17 века — жанры, темы, особенности
Характеристика эпохи
Начало XVII века осталось в памяти русского народа как «смутное время»:
привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.
Жанры, темы и особенности русской литературы 17 века
1.Публицистическая
В это время актуальной стала публицистическая литература, содержащая:
Эти идеи были главными в таких произведениях, как «Повесть 1606 года», «Повесть о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского», «Летописная книга», «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском».
И как знать, сохранилась бы государственность в России, если бы не пламенные речи патриарха Гермогена и таких же патриотов, как он, разосланные в виде грамот по всему царству. Ведь именно после получения такой грамоты новгородцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от поляков.
2. Историческая повесть в 17 веке
Такой жанр, как историческая повесть, в это время трансформируется.
Теперь в повестях описываются не только конкретные события общегосударственного значения, но и факты из жизни отдельно взятых людей, используется художественный вымысел, развивается сюжетная линия и система образов. Донские казаки, по своей инициативе захватившие крепость Азов и открывшие выход к морю, становятся главными героями «Повести об Азовском сидении донских казаков». В центре повести – простые по происхождению, но смелые и отважные герои, рискнувшие своей жизнью ради блага Отечества.
Такая, казалось бы, важная для государства тема, как основание Москвы, в «Повести о начале Москвы» подается в форме любовно-приключенческой новеллы.
В центре внимания писателя – не только значимое событие, но и личная жизнь персонажей, их психологический портрет, любовная интрига. Другими примерами зарождения беллетристики на основе исторической повести в русской литературе этого периода являются:
3. Жанр жития
Традиционное житие как жанр в это время тоже впитывает в себя мирские мотивы.
В житие упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором. Все это превращает его в автобиографическую исповедь. Это можно сказать о житиях Иоанна Новгородского и Михаила Клопского. Они уже больше напоминают бытовые повести, чем строго канонизированные церковные произведения. А «Повесть о Юлиании Лазаревской» впервые описывает факты биографии русской женщины-дворянки, ее характер и нравственные черты.
4. Бытовые повести
Во второй половине XVII в. появляются бытовые повести («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.).
Общечеловеческие мотивы, борьба нового со старым, задушевность самого автора проявляются в обобщенном рассказе о судьбе молодого поколения – «Повести о Горе и Злосчастии». Ее герой, выходец из купеческой семьи, пытается найти свою дорогу в жизни. И хоть Молодец и является плодом фантазии автора, он олицетворяет трагическое положение всего молодого поколения, которое пытается вырваться за установленные рамки. У одних ничего не выходит, другие, как вот Фрол Скобеев, наоборот добиваются успеха. Судьба конкретного человека, его поиски и жизненный путь становятся темой и для других бытовых повестей.
Особенности литературы 17 века в России
Таким образом, в XVII веке в русской литературе:
Драматическая сатира в литературе XVII века представлена такими повестями: «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Азбука о голом и небогатом человеке». Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события и, высмеивая, обличать зло. Объектами сатиры стали и все феодально-крепостническое общество, и социальное неравенство, господствующее в нем, и несправедливый суд, и лицемерие духовного сословия.
Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.
Презентация по теме:
XVII век стал переходным от историзма в литературе к авторскому художественному вымыслу. История постепенно выделяется в отдельную науку, а литература продолжает свое триумфальное шествие по векам.
Сочинение: В чем своеобразие русской литературы 17 века?
(601 слово) Не секрет, что семнадцатый век ознаменовал начало Нового времени. Это столетие известно научными прорывами и громкими изобретениями. Именно в семнадцатом столетии произошло утверждение буржуазного строя в Америке и Европе. В это же время происходило становление национальных государств. Именно в этом веке перестраивается сознание человека периода Средневековья. Данные события не могли не отразиться на произведениях отечественной литературы. Рассмотрим, какие особенности были присущи русской литературе в семнадцатом веке.
Важно отметить, что русская литература того периода находилась еще в зачаточном состоянии. В связи с тем, что грамотой владели немногие, а ее уровень даже среди знати был очень низким, писателей было крайне мало. Оазисами просвещения по-прежнему оставались монастыри, где собирались богатейшие библиотеки. Ученые люди становились монахами и посвящали жизнь летописным трудам. Но плоды их усилий не выходили за пределы религиозных учреждений и были известны в тесном кругу. Светская литература фактически отсутствовала. Однако постепенно формировался спрос публики на таковую. Во многом благодаря переводам иностранной литературы наши предки пристрастились к чтению, выходящему за рамки религиозных произведений.
В данный период большое значение имели произведения, написанные на историческую тему. Историческим произведениям семнадцатого столетия была характерна ярко выраженная публицистичность. Одним из самых известных и масштабных произведений данного периода является «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры» Авраама Палицына. В нем автор излагает свои собственные взгляды по поводу Смутного времени, он пытается понять истинные причины непростого для страны периода.
В семнадцатом веке начинают появляться сочинения с обобщающим характером. Семидесятые годы запомнились появлением первой исторической книги под названием «Синопсис». Автором данной книги является монах Киевско–Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Благодаря этому знаменитому труду читатель мог ознакомиться с периодом образования Киевской Руси. В данной книге рассказывалась не только история России, но и история Украины. Кроме того, труд Иннокентия Гизеля использовался в качестве учебника по отечественной истории.
Семнадцатое столетие подарило отечественной литературе и другие важные рукописные труды. Одним из знаменитых произведений семнадцатого века является книга по названием «Скифские истории». Её автор — русский историк и переводчик Андрей Иванович Лызлов. Автор наглядно описал противостояние русских людей и европейцев со «скифами». Под скифами писатель понимал турок, а также монголо-татар. Данная книга представляет собой большую ценность, ведь автор в ней мастерски объединил знания из отечественных и европейских источников. У Лызлова на высшем уровне получилось составить наглядную и правдивую картину происходящих событий.
Произведения, созданные в семнадцатом веке, представляли собой не только исторические повествования о далеком прошлом. Семнадцатое столетие было наполнено значимыми событиями, которые отражались в литературных произведениях того периода. Одним из известных трудов является «Повесть об Азовском осадном сидении». Данная повесть выступала в качестве донесения русскому царю Михаилу Федоровичу. В ней правдоподобно рассказывалось об Азовских походах. В основе произведения лежит история о захвате турецкой крепости донскими казаками. Автора данного труда определиться не удалось. Однако существует предположение, что им является начальник воинской канцелярии Фёдор Прошин. Такую тайну оставил читателю семнадцатый век.
В литературе семнадцатого столетия присутствовали также книги нравственного содержания. Большую популярность приобрёл труд «Жития Святых». Не менее известной стала биография Аввакума «Житие протопопа Аввакума». В отличие от других произведений этого времени, данному труду присущи нарочитая простота и грубый язык.
Не секрет, что в отечественной литературе семнадцатого столетия появляются совершенно новые жанры. Так, в этот период возникает книжная поэзия, а также сатирические повести. Со временем данные жанры нашли свою нишу в литературе.
Главным литературным направлением в семнадцатом веке считался классицизм. Основными принципами этого направления являются высокая гражданская тематика, высокий слог, интерес к исторической тематике, а также строгая нормативность. Под нормативностью в классицизме понимаются четкие жанровые каноны, исключительная требовательность к стилистике, опора на теорию литературы. Классицизм не допускал авторского произвола и значительно стеснял свободу самовыражения творца.
Таким образом, литературе семнадцатого столетия были присущи свои индивидуальные черты, что отличало её от совокупности произведений других эпох. Благодаря уцелевшим книгам мы можем дать исчерпывающую характеристику тому времени.
Русская литература XVII века
17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.
Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.
В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых годах 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.
Было в литературе 17 века ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.
Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.
Свою нишу в литературе заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».
В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.
Презентация по истории России на тему «Литература России в XVII веке» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
На тему: > Проект по истории
Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.
Выполнили: Кляйвин Владислав и немножко Кононович Диана Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
17 век, был последним веком летописания на Руси. Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность.
Номер материала: ДБ-1627025
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Общая характеристика литературы 17 века
Литература испытывает процесс десекуляризации. Церковь до этого периода играла роль цензуры. В 17 веке литература окончательно разделилась на церковную и светскую. Начинает формироваться светская литература. Процесс демократизации литературы. Меняется сам тип литературы. Герои становятся простыми, их судьба сложна и двояка. Герои в основном из купеческого сословия
Русская литература на грани XVI—XVII вв. стояла перед необходимостью подчинения литературы личностному началу, выработке личностного творчества и стабильного авторского текста произведений. Она стояла перед необходимостью освобождения всей системы литературных жанров от их подчинения «деловым» задачам и создания общих форм литературы с западноевропейскими.
Герои начинают нарушать старозаветные нормы, выработанные в русском быту предшествующих столетий. Новые герои литературы не являются носителями каких-либо новых идей. Дело в новом к ним отношении авторов и читателей. Сама литература как целое начинает создаваться под действием личностного начала. В литературу входит авторское начало, личная точка зрения автора, представления об авторской собственности и неприкосновенности текста произведения автора, происходит индивидуализация стиля и многое другое.
События «Смуты» начала XVII в. перемешали общественное положение людей. И родовитые, и неродовитые люди стали играть значительную роль, если только они обладали способностями политических деятелей. Поэтому и официальное положение автора не стало иметь того значения, что раньше. Вместе с тем каждый автор стал стремиться к самовыявлению, иногда самооправданию, начал писать со своей сугубо личной точки зрения.
В XVII в. появился тип писателя, осознающего значительность того, что он пишет и делает, необыкновенность своего положения и свой гражданский долг. Самосознание писателя в XVII в. стоит уже на уровне нового времени. Рост самосознания автора был только одним из симптомов осознания в литературе ценности человеческой личности. Человек все больше выступал как сложное в нравственном отношении существо, связанное при этом с другими людьми, с обстоятельствами, приведшими его к тому или иному поступку, с бытовой обстановкой.
Положение героев по большей части снижается, соответствуя отчасти положению нового читателя, пришедшего в XVII в. Герой не поднимается над читателем и в моральном отношении.
Демократическая литература с ее сатирой и пародией в какой-то мере показательна для всей эпохи в целом.
Полностью меняется жанровая система литературы. Ушли некоторые жанры, такие как летопись, житие (из светской литературы). Появляются фантастические и бытовые жанры, например, бытовая повесть (зарождение русского романа). Впервые появляется автобиография.
12. Русская повесть 17 века. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Горе-Злосчастии»
Во второй половине XVII в. жанр повести занял ведущее положение в системе литературных жанров. Если древнерусская традиция обозначала этим словом любое «повествование», то, что в принципе рассказывается, повесть как новый литературный жанр наполняется качественно иным содержанием. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.
«Повесть о Горе-Злосчастии»
Произведение 2-х частное. Автор этой повести неизвестен
1 часть: (легендарное вступление). Экскурс в далёкое прошлое. Апокрифический сюжет: Ева соблазнилась виноградом в раю.
2 часть: (основная) Рассказ о жизни молодца. Имя его не называется. Молодец – фольклорный мотив. История претендует на статус притчи. Носит поучительный, обобщённый характер.
Описывается судьба героя, который готов начать самостоятельную жизнь. Родители дают ему наказы для самостоятельной жизни. Советы бытовые, жизненные. Нет религиозного подтекста. Молодец оказался слишком мал и глуп, советов не послушал и ушёл от родителей. Сначала он попадает в кабак, с него снимают «последние портки». Герою стыдно возвращаться домой и он совершает другие ошибки.
Он уходит в дальние страны, там случайно забредает в какой-то город, находит некий двор, где идёт застолье. Хозяевам нравится, что молодец ведёт себя «по писанному учению»,то есть так, как и учили его родители. Его приглашают за стол, угощают. Но молодец кручинится, а после признаётся при всех в том, что ослушался родителей, и спрашивает совета, как жить на чужой стороне. Люди добрые советуют молодцу жить по традиционным законам, то есть повторяют и дополняют наставления отца и матери.
И действительно, первое время дела у молодца идут хорошо. Он начинает «жити умеючи», наживает состояние, находит хорошую невесту. Дело идёт к свадьбе, но тут-то герой и совершает ошибку: он хвастается тем, чего достиг, перед гостями. «Всегда гнило слово похвально», — отмечает автор. В этот момент молодца подслушивает Горе-Злосчастие и решает его извести. С этих пор Горе-Злосчастие является непременным спутником молодца. Оно уговаривает его пропивать своё имущество в кабаке, ссылаясь на то, что «и из раю нагих, босых не выгонят». Молодец слушается Горе-Злосчастие, пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника — Горя-Злосчастия. Попытка броситься в реку оказалась неудачной. Горе-Злосчастие уже подстерегает молодца на берегу и заставляет его полностью покориться себе.
Герой – типичный представитель литературы 17 века: слабый, заурядный, безвольный, бесхребетный. Нет чёткого внутреннего стержня. Ни положительный, ни отрицательный. Сложный, неоднозначный.
Литература становится более реалистичной. Присутствует имитация фольклорной ситуации. Сопрягаются 2 времени – далёкое прошлое и современность. И раньше, и сейчас люди подвергаются ослушанию. Вступление списывает грехи с героя, т.к. человек изначально рождается грешником. Тонкий философский уровень.
Монастырь, в отличие от фольклора, играет роль укрытия, т.е., меняется образ монастыря.
13. Русская повесть 17 века. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Савве Груцыне»
Бытовая повесть – произведение, основой которого является не исторический сюжет, а жизнь героя, основанная на бытовых событиях.
Сочетание в «Повести» романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа.
В Повести рассказывается, как купеческий сын Савва из реально существовавшего богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых, оказавшись по торговым делам в городе Орле (на реке Каме, близ Соликамской), был соблазнен женой купца Бажена Второго. Отказавшись от греховного занятия в день святого Вознесения, Савва вызвал гнев своей любовницы, и она, опоив юношу любовным приворотным зельем, подговорила мужа отказать ему от дома. Страдающий от неутоленной страсти, Савва помышляет о том, что готов послужить дьяволу ради возвращения прежней любовной связи, и бес в облике юноши тут же является. Савва дает ему свое «рукописание», в котором отрекается от Христа (правда, по причине малограмотности он писал под диктовку беса «не слагая», т. е. не читая написанное как связный текст). В дальнейшем бес выступает в роли, близкой «волшебному помощнику» народной сказки, помогая герою не только добиться любви жены Бажена Второго, но и совершить воинские подвиги во время осады Смоленска русскими войсками. Вернувшись в Москву, Савва тяжело заболел и решился исповедаться. Явившиеся бесы пытаются помешать ему это сделать и показывают Савве его «богоотметное писмо». И после исповеди бесы продолжают мучить героя до тех пор, пока ему не является Богородица вместе с Иоанном Богословом и Петром митрополитом, которые указывают путь спасения: как и герой «Повести о Горе-Злочастии», попавший в зависимость от враждебной силы, Савва завершает свой путь в монастыре.
Изображён простой герой в простом, человеческом окружении. Савва Груцын – явно романный герой. Основная тема – изображение трудной жизни человека в новых исторических условиях. Распространённый мировой сюжет о взаимоотношениях чёрта и человека. Философский вопрос «а как жить?»