в чем своеобразие рассказов шукшина

Рассказы В. Шукшина: проблематика, своеобразие героя, жанрово-стилевое многообразие.

в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина

в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина

в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина

В ранних рассказах преобладает образ простого человека, трансформированный в образ сельского жителя, идеалы, связанные с нравственностью. В рассказах 60-х годов усложняется взаимоотношение героя с миром. Противопоставление деревенской и городской цивилизации у него отчасти снижается. Принадлежность героя к миру деревенскому не избавляет героя от противоречий, попытки осмыслить мир.

Большое художественное открытие Шукшина – ему удается создать новый тип героя художественной литературы. Шукшинские чудики – тип героя, густо населяющий его прозу, кинематографию. Чудик по созвучию соотносится с понятием «чудак». Чудик – особый инвариант, отличающийся от исходного прототипа «чудака». Шукшинские чудики – интересная версия героев-чудаков. Форма слова чудак-чудик показывает направление трансформации, которая происходит. Чудик – это чудак, лишенный мудрости, но не потому что он гениально открывает, предвидит новые ценности, идеалы. Они не философы, не гении. Для Шукшина важно другое – интуитивное стремление что-то в жизни изменить, что-то в жизни отыскать, но так как образования не так уж и много, то благие намерения оказываются конфузом. Чудики не мыслят границами культуры, нации, но стремятся сделать окружающую жизнь лучше. Для Шукшина важна их неудовлетворенность и поиск новых горизонтов.

Рассказы Шукшина обладают эвристичной структурой. Принцип новеллистичности связан с динамичным изображением яркого события. У Шукшина новеллистичность соединяется с кинематографичностью. Его рассказы строятся как цепочка новелл. Иногда две – три страницы – объем рассказа, он лаконичен. Это одна особенность сюжетостроения: динамичность сюжета и построение цепочки новелл (как фильме цепь эпизодов склеивается и монтируется). Так строится роман, монтажное сцепление хорошо заметно, даже одно центральное событие разбито на эпизоды, насыщенность очень высокая на достаточно малом пространстве.

Другая стилевая черта – диалогизм, очень много прямого слова персонажа. Авторское присутствие тоже есть, но все равно возникает ощущение, что произведения Шукшина состоят из диалогов (как в кино). У Шукшина диалоги занимают большое место. Есть и внутреннее слово героя: диалог героя с самим собой, и диалог автора с читателем. Диалогичность не только на уровне повествовательной структуры организации. Диалогичность как внутренняя черта поэтики, на уровень семантики, содержания. Герои вступают в диалог друг с другом, с самим собой. Путь шукшинского героя – это путь к познанию самого себя (путь даже и интуитивного). Сами поступки полемичны и диалогичны и по отношению к миру, и к самому себе. Шукшинская проза – это в полной мере стихия диалога с точки зрения и семантики, и художественного поиска.

Рассказ «Чудик». Это прозвище главного героя одноименного рассказа. Весь рассказ построен как цепочка микроновелл, герой собирается съездить к брату на Урал, в отпуск. Для него это целое большое чудо-впечатление-приключение. Собираются все друзья, чтобы проводить его. Перед нам – история путешествия. Особенность характера героя – умение влипать в истории. Встреча с братом – кульминация. Эпизод с коляской. Коляска –д ля героини знак новой, иной, недеревенской жизни. И чудик утром расписывает эту коляску красками (атрибут новой жизни). Финал – еще один эпизод. Герой возвращается домой, не успев хорошенько повидаться с братом. В финальном абзаце мы понимаем, что детское начало в душе его доминирует: хотя он взрослый, состоявшийся человек (киномеханик), но обожал сыщиков и собак (ребячество). Важен момент самого возвращение – в мир родной, близкий, любимый, он встречает его по-доброму (грибным дождиком, выглядывает солнце), герой откликается на это состояние мира он эмоционален, состояние душевное подстраивается под состояние окружающего мира (идет босиком по лужам).

Своеобразие художественного метода, проблематика и поэтика произведений В. Распутина (на материале любых произведений).

Сладко жить, страшно жить, стыдно жить…

Повесть«Живи и помни»состоит из 22 глав, композиционно связанных между собой общими событиями, героями, выявлением мотивов их поведения.

в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть фото в чем своеобразие рассказов шукшина. Смотреть картинку в чем своеобразие рассказов шукшина. Картинка про в чем своеобразие рассказов шукшина. Фото в чем своеобразие рассказов шукшина

Психологически разработан в повести характер человека, вступившего на черту предательства. Художественная достоверность образа Гуськова в том, что писатель не изображает его одними черными красками: воевал, лишь в конце войны «невмоготу стало» – стал дезертиром. Но как, оказывается, тернист путь человека, ставшего врагом, вставшего на путь предательства. Гуськов возлагает свою вину на судьбу и от этого духовно разрушается. Он осознает все, что с с ним произошло, дает трезвую оценку своему поведению в разговоре с Настеной, убеждает ее, что скоро исчезнет. В. Распутин исподволь, но планомерно готовит трагический для «светлой души» Настены финал повести, показывая ее внутренние терзания, испытываемое чувство вины, ее честность и неспособность жить по лжи, и предельный индивидуализм, жестокость Гуськова, антигероя, не трагического героя.

Логика развития художественного образа Гуськова, предавшего Родину в трудное для нее время, когда (как это убедительно прослеживается в повести на примере жителей Атамановки, – ключевой момент – возвращение фронтовика Максима Вологжина, судьба Петра Луковникова, «десять похоронок на руках у баб, остальные воюют») весь советский народ готов был на все, чтоб добить фашистов, освободить родную землю, он валил все на судьбу и окончательно «озверел».

Решая традиционные для русской литературы нравственно-философскиевопросы о судьбе, о воле, о социальной детерминированности поступка, поведения, В. Распутин прежде всего считает человека ответственным за свою жизнь.

Смысл названия повести «Живи и помни»– это напоминание человеку помнить о своей обязанности «быть на земле Человеком».

Основная идея всей повести – в неотделимости судьбы человека от общенародной судьбы, в ответственности человека за свои поступки, за свой выбор.

Источник

Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина

Без сомнения, В. М. Шукшин является мастером в жанре короткого рассказа. Этого писателя можно считать продолжателем традиций классической русской литературы. Основной целью человеческой жизни Шукшин считал желание помочь окружающим.
Особенностью творчества писателя по праву можно считать стремление раскрыть сущность своих персонажей в самые сложные моменты их жизни. В образах, создаваемых Шукшиным, воплощены, на мой взгляд, идеалы простого русского человека. Любое произведение, по мнению писателя, должно “рождать в душе его радостное

Но ребята защищались и никак не хотели признаваться, что не были “на точке”.
Интересно отношение старика к Ваське и Гришке: “Обормоты, – говорил он на ходу. – Не были же, не были – и в глаза врут стоят. Чтобы вам околеть, не доживая веку!…” Получается, что Дядя Ермолай может многое понять и простить, но только не обман.
Этот рассказ интересен также и в композиционном плане. Начинается произведение со слов: “Вспоминаю из детства один случай”. Таким образом, без особого вступления автор вводит читателей в мир своего детства.

Основную часть составляет сам сюжет повествования. В конце же автор подводит итоги, делает выводы уже с высоты своих лет: “Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю.

И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек”.
Но не всегда Шукшин сам подводит итоги. Чаще всего читатель сам должен понять и осознать, о чем говорит автор и что он считает самым главным в той или иной ситуации.
Для раскрытия характеров своих героев Василий Шукшин, кроме всего прочего, прибегает к юмору и к комическим моментам. Так, в рассказе “Билетик на второй сеанс” повествуется о кладовщике перевалочной товарной базы Тимофее Худякове. Этот герой считает, что судьба его не сложилась: “Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал и злился”.

Сторож Ермолай по-своему понимал, “отчего душа болит” у Тимофея: “Совесть тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит!”
Также комичным является тот момент, когда пьяный Худяков принимает своего тестя за Николая Угодника и начинает жаловаться на свою жизнь, жену, которая “вся в папашу своего: “Хайло разинет и давай – только и знает”.
Такие высказывания в свой адрес тесть не смог долго выносить. Интересно, как сам Тимофей выбрался из этой “сложной ситуации”: “Все секреты свои рассказал тебе. Тьфу!

Ну, ничего – знай. Вот ведь как обознался! Это ж надо так вклепаться?”
Таким образом, отношение читателей к героям Шукшина формируется во многом благодаря комическим ситуациям, которые и раскрывают образы в полной мере. Кроме того, они показывают персонажей такими, какими они являются в реальности.
Очень часто в произведениях В. Шукшина веселые нотки переплетаются с грустью и какой-то всепоглощающей тоской. Так, в рассказе “Думы” главный герой, слушая чуть ли не каждую ночь звуки гармони на улице, вспоминает свои молодые годы, где было много памятного. Самые разные мысли одолевают героя: вспоминает он о смерти брата, о своей жене, думает о будущем.

Надо сказать, что Шукшину свойственно обращение к форме раздумий в своих произведениях, ибо именно размышления раскрывают внутренний мир человека.
В языковом плане рассказы писателя очень ярки и многогранны. Автор легко воссоздает речь героев, которая является очень живой и образной.

Related posts:

Источник

Тема: В.М. Шукшин. Художественная особенность прозы Шукшина

Цель:обобщить имеющиеся знания о творчестве В.М. Шукшина; выявить особенности творчества В.М. Шукшина.

Рассказы Шукшина в большинстве своём – концепция характера, судьбы. В повествовательной системе акцент сделан не на событии, а на характере. Шукшину интересны истории, «случаи» не сами по себе, а тем, как личность раскрывается в этой ситуации, какие размышления в человеке вызывает происшедшее.

Творчество Василия Шукшина, по самой своей сути тяготеющее к постановке актуальных социально-нравственных проблем, углубляет и расширяет представление о человеке, о действительности. Разные характеры предстают перед нами со страниц рассказов писателя, многообразны их проявления, но любимых его героев освещает напряжённость духовных поисков смысла жизни. Его рассказы о людях думающих и «остановившихся», страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас ЧЕЛОВЕКА, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И в этом смысл живого реалистического искусства….

Этого писателя можно считать продолжателем традиций классической русской литературы. Основной целью человеческой жизни Шукшин считал желание помочь окружающим.

Особенностью творчества писателя по праву можно считать стремление раскрыть сущность своих персонажей в самые сложные моменты их жизни. В образах, создаваемых Шукшиным, воплощены, на мой взгляд, идеалы простого русского человека. Любое произведение, по мнению писателя, должно “рождать в душе его радостное чувство устремления вослед жизни или с жизнью вместе”.

Яркой особенностью творчества Шукшина является, динамичность, быстрая смена картин, которая способствуют большему пониманию сложившейся ситуации. Героями его рассказов являются обычные люди, живущие так, как велит им внутренний мир.

Вспомним одно из лучших произведений Шукшина – “Дядя Ермолай”. В нем рассказчик вспоминает свое детство, когда он и его друг Мишка должны были стеречь зерно во время страды. Но поскольку “гроза разыгралась вовсю”, то ребята заблудились и решили заночевать в первой же скирде. На следующий день дядя Ермолай начал укорять мальчишек за то, что их не было ночью на месте.

Но ребята защищались и никак не хотели признаваться, что не были “на точке”.

Интересно отношение старика к Ваське и Гришке: “Обормоты, – говорил он на ходу. – Не были же, не были – и в глаза врут стоят. Чтобы вам околеть, не доживая веку!…” Получается, что Дядя Ермолай может многое понять и простить, но только не обман.

Этот рассказ интересен также и в композиционном плане. Начинается произведение со слов: “Вспоминаю из детства один случай”. Таким образом, без особого вступления автор вводит читателей в мир своего детства.

Основную часть составляет сам сюжет повествования. В конце же автор подводит итоги, делает выводы уже с высоты своих лет: “Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю.

И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек”.

Но не всегда Шукшин сам подводит итоги. Чаще всего читатель сам должен понять и осознать, о чем говорит автор и что он считает самым главным в той или иной ситуации.

Для раскрытия характеров своих героев Василий Шукшин, кроме всего прочего, прибегает к юмору и к комическим моментам. Так, в рассказе “Билетик на второй сеанс” повествуется о кладовщике перевалочной товарной базы Тимофее Худякове. Этот герой считает, что судьба его не сложилась: “Было время, гордился, что жить умеет, теперь тосковал и злился”.

Сторож Ермолай по-своему понимал, “отчего душа болит” у Тимофея: “Совесть тебя, дьявола, заела: хапал всю жизнь, воровал… И не попался ни разу, паразит!”

Также комичным является тот момент, когда пьяный Худяков принимает своего тестя за Николая Угодника и начинает жаловаться на свою жизнь, жену, которая “вся в папашу своего: “Хайло разинет и давай – только и знает”.

Такие высказывания в свой адрес тесть не смог долго выносить. Интересно, как сам Тимофей выбрался из этой “сложной ситуации”: “Все секреты свои рассказал тебе. Тьфу!

Ну, ничего – знай. Вот ведь как обознался! Это ж надо так вклепаться?”

Таким образом, отношение читателей к героям Шукшина формируется во многом благодаря комическим ситуациям, которые и раскрывают образы в полной мере. Кроме того, они показывают персонажей такими, какими они являются в реальности.

Очень часто в произведениях В. Шукшина веселые нотки переплетаются с грустью и какой-то всепоглощающей тоской. Так, в рассказе “Думы” главный герой, слушая чуть ли не каждую ночь звуки гармони на улице, вспоминает свои молодые годы, где было много памятного. Самые разные мысли одолевают героя: вспоминает он о смерти брата, о своей жене, думает о будущем.

Надо сказать, что Шукшину свойственно обращение к форме раздумий в своих произведениях, ибо именно размышления раскрывают внутренний мир человека.

В языковом плане рассказы писателя очень ярки и многогранны. Автор легко воссоздает речь героев, которая является очень живой и образной

Источник

Жанровое своеобразие Шукшина?

Своеобразное творчество Василия Макаровича Шукшина привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера слова.

Шукшин выступает как большой знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании той части деревенских тружеников, которая по роду своих занятий обращена к городу.

Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т. д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры.

«Чудики», простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Им чужды рассудочность, практицизм. Они часто говорят о правде, душе, о смысле жизни. Чувство неуспокоенности, неудовлетворенности обыденностью повседневной жизни заставляет совершать их странные, не всегда понятные поступки.

Один такой «чудик» покупает микроскоп, и жизнь его наполняется высоким смыслом – мечтой освободить человечество от смертоносных микробов («Микроскоп»), другой – изобретает «вечный двигатель» («Упорный»).

Героям Шукшина чужд прагматизм. Труженики и жизнелюбы, они живут «не хлебом единым». В меру своей доброты, ума, образованности они поглощены решением интеллектуальных проблем, вовлечены в различного рода нравственные конфликты.

И хотя сам Шукшин не считает своих героев смешными, изображение их, безусловно, имеет мягкую комедийную окраску, характер которой органически связан с природой народного юмора.

Чудики, как и сказочные простаки – Иванушки-дурачки, попадают в ситуации, комедийный эффект которых – в несхожести поступков героев с привычными стандартами человеческого поведения.

Герои Шукшина не остряки, писатель это постоянно подчеркивает. Поступки и слова их неизменно вызывают добрую улыбку писателя, может быть, своей бесхитростностью, незнанием «правил ехидного тона».

Юмор, которым окрашены рассказы Шукшина, выражен непосредственно в языке его героев, представляющем сложное переплетение народных говоров с механически воспринятыми штампами книжной речи, городским жаргоном и молодежным сленгом – типичное явление полукультуры.

Юмористическая окрашенность диалогов достигается комическим изображением полукультурной речи героев, которые употребляют непонятные для себя слова, словосочетания.

Шукшин же правдиво воспроизводит стихию народной речи, на которой говорят миллионы колхозных тружеников, наиболее активно вовлеченных в процесс сближения города и деревни.

С наибольшей силой мастерство Шукшина-прозаика проявляется в диалогах, поражающих необычайной достоверностью всего строя народной речи, которую Шукшин не просто знал как тонкий талантливый наблюдатель, а которой он с детства свободно органически владел. Именно это помогло писателю проникнуть в суть изображаемого им характера, воспроизвести «слово» героя, неразрывно связанное с особенностями его миропонимания.

Шукшин пишет многопланово, стремясь достичь полного соответствия с воспроизводимой им реальной действительностью. Его герои предстают перед нами во всей сложности характеров, противоречивости, непоследовательности поступков, как живые, реально существующие люди.

Об отношении Шукшина к своим героям существуют самые различные суждения. Одни считают, что он их любит, другие – жалеет, третьи говорят о юмористической объективности писателя.

А вот изображение подлинно «отрицательных» персонажей в творчестве писателя не допускает разноречия. Его гражданская позиция выражается в прямом категорическом осуждении всякого рода самодовольных стяжателей, клеветников, бездушных деляг.

Источник

Идейно-художественные особенности произведений Шукшина

Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянникам, и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: честность, скромность, застенчивость. Чудик глянул, “. а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка”. Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить бумажку или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, “этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит”. Употребляя по отношению к неодушевленному предмету слово “дурочка”, Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит бумажку. При этом главный вопрос — как поступит Чудик — остается пока открытым.

Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали. ему самому. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой. Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажкой, подчеркивая пренебрежительное к ней отношение.

В этом, казалось бы, незначительном эпизоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека — мещанское накопительство. Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует. Чудик — человек рассеянный, может показаться невоспитанным, он достиг не самых больших высот грамотности. Но все перечисленные недостатки героя представляются незначительными по сравнению с его “светлой душой” (один из своих рассказов В. М. Шукшин так и назвал: “Светлые души”).

Несмотря на свою простоту, Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, “чудиком”.

Рассказ «Забуксовал» Был написан Василием Шукшиным в 1971 году во время правления Леонида Брежнева.

В рассказе «Забуксовал» механик Роман Звягин, слушая зубрежку своего сына Валерки «Руси-тройки» из «Мертвых душ» Гоголя, делает для себя открытие, что Русь-тройка несет вперед Чичикова, то есть подлеца и мошенника. В душе у механика стал назревать протест, и Звягин, не найдя понимания у сына, идет к учителю Николаю Степановичу. Но и учитель не может понять Звягина: «Как-то вы … не с того конца зашли». И в результате Звягин пришел к выводу, что его открытие является несерьезным, что оно – ребячество.

В этом рассказе четко представлены два конфликта. Оба они одинаково важны.

Один заложен уже в «Мертвых душах». Это великая Русь-тройка, несущая мошенника Чичикова. Этот конфликт был замечен Шукшиным, так как развитие экономики к 70-ым годам привело к экономическим махинациям, в том числе и в органах высшей государственной власти. И таких больших и малых мошенников, взяточников, да и просто воров питал весь могучий Советский Союз, миллионы советских тружеников.

Второй, не менее важный конфликт – это конфликт Звягина, как человека допустившего взгляд на явление не с традиционной точки зрения, и всего общества, монотонно повторяющего из года в год одни и те же фразы и подходы.

На мой взгляд, этот рассказ чрезвычайно актуален сегодня. Также актуален и вопрос о возможности наличия у каждого человека его собственной точки зрения при оценке каких-либо явлений. Мы не должны тупо повторять слова средств массовой информации, как тупо зубрил Валерка «Русь-тройку».

С конца 60-х годов Шукшин все настойчивее обращается к сатире, всё сильнее в его творчестве усиливается критическая, сатирическая струя. Он понимал, что общество строит свою жизнь, будущее в сложных условиях, где конечно же есть свои трудности, противоречия, преодоление которых является сутью развития. Шукшин «был убеждён, что прямая и беспощадная критика некоторых явлений нужна, необходима».

Особенно широкие возможности для достижения в художественном тексте комического эффекта предоставляет использование «народной речи». Шукшин, сам владеющий такой речью в совершенстве, наделяет ею и героев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *