в чем своеобразие патриотической темы в лирике м ю лермонтова
В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
Любовь к Родине пронизывает всё творчество М.Ю.Лермонтова. Однако выражение этого чувства в произведениях поэта имеет свои особенности.
«Люблю отчизну я, но странною любовью», — признаётся лирический герой стихотворения «Родина». Патриотизм Лермонтова – чувство сокровенное, чуждое пафоса и напыщенности. Это скорее «любовь вопреки», чем «за что-то».
Лирический герой остаётся равнодушным к преданьям «тёмной старины», к славе, «купленной кровью». Он всем сердцем, всей душой открыт отчизне простой, народной, деревенской:
В степи ночующий обоз…
Такая любовь неподвластна рассудку, но она подлинная, искренняя, хотя и «странная», многим незнакомая и непонятная.
В стихотворениях Лермонтова проникновенный патриотизм граничит с грустным презрением по отношению к современникам. «Печально я гляжу на наше поколенье…» — так начинается стихотворение «Дума». Лирический герой уверен: удел людей, живущих в эпоху «безвременья», — «в бездействии состариться», не принеся никакой пользы обществу. В каждой строчке произведения ощущается горечь, боль человека-патриота, вынужденного созерцать неприглядное настоящее своей родины. Нет утешения и в будущем: «…грядущее иль пусто, иль темно…»
Не принимая настоящего, не питая иллюзий по поводу будущего, Лермонтов обращается к прошлому России. Там он находит многое: беспримерный героизм, ежеминутную готовность к подвигу, всеобъемлющий патриотизм, который горы способен свернуть. Всё это есть в стихотворении «Бородино». Произведение, посвященное одному из самых кровопролитных в истории России сражений, построено в форме диалога.
Москва, спаленная пожаром,
вопрошает представитель молодого поколения – того самого, что «вянет без борьбы». В ответе старого солдата, пережившего военный ад, выжившего, поражает спокойная простота и искренность: да, было страшно, было нечеловечески трудно – но выстояли, победили и есть чем и кем гордиться:
Итак, лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова – человек, горячо любящий родную землю. Вместе с тем он далёк от идеализации своего отечества, даже испытывает чувство горечи: Россия – великая держава, но пройдёт ещё немало времени, прежде чем это осознают все.
В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?
Патриотические мотивы занимают значительное место в лирике Лермонтова. Родина, ее история всегда интересовала поэта. Героическое прошлое России нашло отражение во многих стихах Лермонтова.
Стихотворение «Бородино» написано в 1837 году, в год 25-летия Отечественной войны 1812 года. Несмотря на торжественность и значимость даты, стихотворение лишено помпезности. О Бородинском сражении рассказывает обыкновенный солдат-артиллерист. Лермонтову удается в стихотворении достоверно рассказать о происходившем на поле боя. Яркая, живая речь рассказика, пересыпанная солдатскими словами и выражениями, рисует живую картину боя. На поле сражения мы не видим полководцев, но чувствуем единение русского войска от генерала до солдата. Нельзя не отметить, что, говоря о славных победах прошлого, рисуя портреты «богатырей», Лермонтов с досадой замечает:
Да, были люди в наше время,
В этих словах слышатся нотки сожаления о былой славе России, нынешнее поколение не вызывает такого восхищения у поэта.
Люблю отчизну я, но странною любовью.
Стихи Лермонтова, несмотря на глубину и серьезность темы, можно скорее назвать лирическими размышлениями, раздумьями. Это больше походит на объяснение в любви.
3. Великая Отечественная война в русской литературе ХХ века (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).
Билет 19
1. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значительное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют доверительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
2. Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет особое значение в развитии русской драмы.
Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смешное и серьезное, комическое и трагическое. В «Горе от ума» сосуществуют несколько литературных жанров: легкая классическая любовная комедия, близкая реализму сатирическая «комедия нравов», лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.
В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных монологов, «говорящие» фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим и тяготеет к драме.
Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно, и многосторонне показывает основной конфликт, волновавший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию героя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведение А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.
3. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).
Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?
После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
• бюрократизм—«Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Бумажные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и робкоре» и др.;
Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
Маркс со стенки смотрел, смотрел.
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Канарейками не был побит!»
Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
относительно искоренения всех заседаний!
Художественными «помощниками» Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:
• использование фантастического и невозможного.
Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.
Патриотизм в произведениях русских поэтов: тема Родины в лирике Лермонтова
Михаил Лермонтов является одним из известнейших поэтов России. Тема Родины в лирике Лермонтова постоянна, его стихи наполнены любовью к ней, поэтому в школах часто задают писать сочинение на тему «Образ России в лирике Лермонтова»….
Патриотическая лирика
Михаил Юрьевич творил во времена, когда литературные интересы отошли на второй план – это время политических волнений, неудавшегося восстания декабристов, и вся страна бурлила недовольством. Сохранить чистоту взглядов было достаточно сложно в такой ситуации, и это не могло не отразиться на лирике поэта. Россия предстает в произведениях молодого военного с двух сторон:
Патриотическая лирика Лермонтова, стихи его зачастую одновременно сочетают ненависть с любовью к России. Это явственно читается во многих произведениях.
Любовь к отчизне отображается автором в стихах «Бородино», Жалоба турка, Два великана – все они пронизаны рассуждениями об истории страны, о храбрости и отваге русских людей, восхищением ее геройским прошлым. Любить отчизну для Михаила Юрьевича означало сражаться за свободу, относиться с ненавистью к тем, кто угнетает народ и держит его в цепях.
Внимание! Гражданская лирика в чистом виде отсутствует у Лермонтова. Его произведения – это смешение философии, гражданского и личного взгляда автора.
Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.
Уже через год выходит из-под пера В избушке позднею порой, где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати.
В 1837 году публикуется Бородино, в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.
В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:
Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:
В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год “Жалобы турка” поэт обращается к рассказам о жизни и судьбе людей своей страны:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек
В стихотворении “Родина” Лермонтов размышляет о своем отношении к отчизне. В первых же строчках поэт говорит о “странностях” этой любви:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Так почему же любовь Лермонтова к России – “странная”? Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и “рассудок” его “не победит”.
В стихотворении создан живой поэтический образ родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. Здесь
Разнообразные детали этого быта: “избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…”, – поэт перебирает в памяти с “отрадой” и любовью.
В стихотворении “Родина” русская деревня – поэтическое воплощение отчизны. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема. Лермонтов сочувственно относится к крестьянству.
Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: “печальных деревень”. Но здесь нет “мировой скорби”, и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.
Стихотворением “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма.
Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о “славе, купленной кровью” и “заветных преданиях” “темной старины”.
Лермонтов всегда находился в поиске сильного национального характера, умеющего по-настоящему любить родную землю. Поэтому стихотворение Бородино занимает особое место в творчестве Лермонтова, в нем присутствует своеобразный диалог прошлого и настоящего. Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: “Богатыри – не вы!” Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену.
Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они “отдадут Москву”. Ведь Москва для них неотделима от Родины.
В современности же поэт видит скорее больше недостатков своей родины. Это рождает временную неприязнь своей страны, желание покинуть ее:
Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Таким образом, отношение Лермонтова к родине весьма неоднозначно. Он не любит Россию официальную, крепостническую. Поэту ближе простота деревенских просторов и “пляска пьяных мужичков”.
Хотя Лермонтов и видит все недостатки своей страны, но любовь его к ней не уменьшается. Ведь у России такое героическое прошлое, что можно надеяться на “просветленное будущее”.
Related posts:
Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова literatura5.narod.ru. — презентация
Век мятежных настроений
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошённости и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы – на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность. Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей прагматизма. Поэтому подобные общественные события не могли не сказаться на мировосприятии и миропонимании поэта. Будучи человеком с глубоко лирическим складом сознания, Лермонтов живо переживал и реагировал на мятежи и последующие за ними казни участников декабристского движения. Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.
Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются её функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку начали появляться сатиры, высмеивающие церковные реалии, грехи отцов церкви, взяточничество и пьянство священников. Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление – литературоцентризм. XIX век был веком национального подъёма, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.
Стихотворение «Родина»
Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» — стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.
Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» — стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.
В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.
Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.
Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.
Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.
Этапы творчества М. Ю. Лермонтова
Ученический период
В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчётливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта. Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников (например, у А. Пушкина или у К. Рылеева).
Лирический герой в произведениях этого времени решителен и бескомпромиссен. Он остро реагирует на несправедливость этого мира, отдаляясь от него и возвышаясь над действительностью. Это – типический романтический герой, характерный для западной литературы. В первом периоде творчества у Лермонтова преобладает романтическое начало. Повествование отражает авторские идеалы, лирический герой зачастую является Альтер-эго самого автора. Это многогранная, бесконечная и неисчерпаемая личность, стремящаяся к абсолютной свободе. Как говорилось ранее, лирический герой не может найти точек соприкосновения с окружающей действительностью, в том числе и со своей Родиной:
«Я пробегал страны России, Как бедный странник меж людей; Везде шипят коварства змии» 1829 г., «К Д…ву (Я пробегал страны России…)»
Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашёл отражение протест против рабства и угнетения:
«Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить?» «Последний потомок отважных бойцов Увядает среди чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой… О! зачем я не ворон степной. » 1831 г., «Желание (Зачем я не ворон степной?)»
В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет. Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это даёт основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.
«Напрасна врагов ядовитая злоба, Рассудят нас бог и преданья людей; Хоть розны судьбою, мы боремся оба За счастье и славу отчизны своей».
И в стихотворении «Три ночи я провёл без сна»:
«Кровь собратий, Кровь стариков, растоптанных детей — Отяготела на душе моей, И приступила к сердцу, и насильно Заставила его расторгнуть узы Свои, и в мщенье обратила все».
Зрелый период
В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» — одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции. Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это – обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжёлыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения. В стихотворении отчётливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:
«И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой».
Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:
«Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!»
Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноимённое стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:
«Люблю отчизну я, но странною любовью!»
Здесь дан цельный, единый, нерасчленённый образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек. Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии. Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет ещё одно стихотворение – «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идёт о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение. Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.
«Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей».
Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.
Природа и общество
Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.
Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.
В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться — и страдания начинаются вновь.
Описание героического прошлого России
Лермонтов, не в силах найти идеалы в окружающей его действительности, вынужден обращаться к прошлому отчизны. Поэт испытывает большой интерес к истории России. Объясняется это тем, что Лермонтов стремился найти героические характеры хотя бы в прошлом, если в настоящем не получилось.
Родина в творчестве Лермонтова тесно связана с концепцией национального характера. Так, в рамках этой концепции поэт в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рисует образ Калашникова. Купец наделяется чертами богатыря, он предстает честным, сильным духом, отважным, способным стоять за правое дело и правду до конца. Создавая подобные образы, Лермонтов романтизирует персонажей прошлого и превозносит их на пьедестал отваги и чести.
Стихотворение «Бородино»
Стихотворение было написано в честь празднования юбилея Бородинской битвы. Построено стихотворение как диалог представителя поколения 1812 года с поколением писателя.
Рассказ ведет солдат, высказывающий взгляд на войну народа. Часты в стихотворении противопоставления предыдущего поколения с нынешним: «Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!» Современная Лермонтову молодежь предстает бездейственной, неспособной на геройства и отвагу. При этом прошлое поколение писатель изображает не просто как народную массу, а как объединенных одним стремлением сильных личностей.
Сила и красота национального духа
В стихотворении отражается противостояние «цивилизации», которую представляют французы, и «природы», которую воплощает русский народ. Так, русские предпочитают открытый бой и силу, умение и ловкость, пренебрегают французской хитростью и изворотливостью.
Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.
Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.
Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины
Связь образа родины с темой поэта и поэзии отражают ранние стихотворения Лермонтова. Тема «Родина» в них проявляется через чувство родства лирического героя с народною душой. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» герой обнаруживает свое родство с отчизной через национальную принадлежность – «с русскою душой».
Родина связана и с недосягаемым идеалом, как, например, в поэме «Мцыри». Образ родины для героя сливает с образами свободы и воли. Но мечта оказывается недостижимой и приводит героя к смерти.
Позднее в произведения Лермонтова проявляются мотивы тоски по родине. Возникает эта тема в связи с тем, что и сам поэт был оторван от родных мест, причиной тому – частые ссылки на Кавказ. Поэт тяжело переживал разлуку с отчизной. В стихотворениях позднего периода начинают возникать образы родной земли как источника живительной силы. В то же время оторванность от нее несет страдания гибель для писателя.
К тем же, у кого нет родины и кто неспособен страдать от разлуки с ней, поэт испытывает лишь презрение. Например, в стихотворении «Тучи» герой отчетливо оговаривает разницу между собой, изгнанным и страдающим, и тучами, которые не испытывают никаких мук и терзаний.