в чем своеобразие конфликта чацкого с фамусовским обществом

В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” основным конфликтом является общественный. В произведении происходит столкновение взглядов “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий пытается противостоять консервативным устоям фамусовского общества. Рассмотрим, в чем заключается своеобразие конфликта пьесы.

Прежде всего, Чацкий, как представитель прогрессивного дворянского общества, выступает против чинопочитания.

В диалоге с Фамусовым герой признается: “Служить бы рад — прислуживаться тошно”. Александр Андреевич убежден, что служить нужно “делу, а не лицам”. Эти мысли не нравятся Фамусову и глупому полковнику Скалозубу, которые привыкли к тому, что чины можно получить только в том случае, если постоянно заискивать перед начальниками. Уже только этот факт моментально настраивает фамусовское общество против Чацкого.

Кроме того, вольнолюбивые взгляды главного героя приводят к отрицательному отношению к Александру Андреевичу. Павел Афанасьевич — это образ, в котором автор воплотил четкую приверженность старым и уже изжившим себя порядкам правления. Поэтому когда Чацкий в монологе “А судьи кто? За древностию лет..” осуждает государственную политику, Фамусов пугается персонажа и не хочет слушать дальше его реплику, называя “карбонари” — революционером. Решив, что Чацкий “властей не признаёт”, фамусовское общество вступает с ним в конфликт.

В дополнение Александр Андреевич настраивает против себя московское дворянство еще и потому, что с сарказмом и иронией относится к следованию французской моде. Так, внучку Хрюмину, что “в девках целый век”, он критикует за подражание француженкам-”модисткам”. Персонаж также корит фамусовское общество за то, что “французик из Бордо” в России “чувствует себя маленьким царьком”, настолько мода на всё французское “поглотила” все исконно русское. Чацкий — патриот, поэтому не может смириться с тем, что самобытность его страны исчезает. Но глупое московское дворянство этого не понимает и только еще больше злится на Александра Андреевича, считая его сумасшедшим.

Таким образом, конфликт пьесы своеобразен потому, что он основан на противостоянии общественных взглядов. Неспроста комедия называется “Горе от ума”. Этим названием Грибоедов хотел донести мысль о том, что умные и прогрессивные люди, такие как Чацкий, не нравились безнравственному фамусовскому обществу и не принимались им.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинение Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.

Круг знакомых Фамусова широк и демократичен. При выборе круга общения Павел Афанасьевич руководствуется сугубо личными принципами, потому среди его знакомых находятся вельможи и бедняки, люди без чина и не относящиеся к знати. К обществу Фамусова также относятся его секретарь Молчалин и полковник Скалозуб. Все эти люди представляют собой «век минувший»

Это общество поддерживает традиции и нравы Москвы. Люди, относящиеся к «фамусовской Москве» крайне недовольны модой на все иностранное, однако недовольство выражают лишь в состоянии раздражения. Для большей части общества Фамусова главное в жизни – завоевание хорошей репутации, ради которой они способны пойти на любые жертвы. Служба для людей Фамусова это способ удовлетворить собственные интересы.

Мнение Александра Андреевича Чацкого в корне расходится с мнением Фамусова. По возвращению в Москву Чацкий опечален тем, что город остался таким же, как и три года назад. Александр Андреевич любит службу и считает ее важной, однако лишь в том случае, когда служба касается дел, а не лиц. Чацкий считает унизительным и неприемлемым прислуживание другим. Это подтверждается знаменитой фразой героя: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В данной комедии герой представляет нам «век нынешний».

Конфликт берет начало с того момента, когда Чацкий возвращается домой после трех лет, проведенных за границей. В доме Фамусова берет начало любовный конфликт комедии, который перерастает в социальный, заставляя Чацкого выступить против «фамусовского» общества. Чацкий негативно относится к обществу Фамусова и его принципам. В таком обществе высот достигают те, кто прислуживают другим. Чацкий же дорожит своей свободой.

Общество дворян, изображенное в произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», боится перемен и всего нового. Общество Фамусова ужасается словам Чацкого, ведь он указывает на их пороки без страха, считает перемены необходимыми для Москвы, что равноценно потере комфорта и благополучия дворянского общества. В этом и заключается конфликт Чацкого с «фамусовским» обществом. Общество Москвы, в итоге, одерживает победу над идеалами Александра Андреевича, но лишь по тому, что в данной комедии у Чацкого нет последователей, которые могли бы поддержать его.

Вариант 2

Автор в комедии «Горе от ума» разделяет всех действующих лиц на положительных и отрицательных. Чацкий выступает персонажем полностью положительным, а вот Фамусов и общество, которое его окружает – персонажами полностью отрицательными, у которых нет даже качеств положительных, заложенных природой.

Да и сам Грибоедов считал Чацкого человеком передовым, таким которого постоянно будут помнить, а его образ будет в сердцах людей вечно. При этом фамусовсое общество станет прототипом всего дворянства в то время. Именно поэтому Чацкий всегда противостоит существующему в то время обществу.

При этом Фамусов, как самый яркий представитель того обществе, является человеком неразвитым, поэтому в его доме всегда царит неуважение и невежество, которое пропитывает буквально все.

Чацкий же полная противоположность данному герою, он привык мыслить и чувствовать, анализировать, с широко открытыми глазами смотреть на происходящее вокруг. Когда он возвращается на территорию Москвы, то сразу бросается в объятия своей возлюбленной, которая за это время совершенно изменилась. У нее уже не было той прежней любви, на нее воздействовало воспитание Фамусова. В этом проявляется его эгоистичность.

При этом Фамусов впускает его в собственный круг, стараясь показать, что он до сих пор остается с ним друзьями. А сам Чацкий до последнего надеется, что любовь Софии вернется, он сразу говорит о том, насколько она красива, но вот девушка никак не реагирует на его высказывания в ее адрес.

Чацкому тяжело в фамусовском обществе, которое не может его принять полностью. Оно понимает, что он достаточно умный человек, с которым нужно находить общий язык, но само общество не хочет меняться, оно намерено поменять Чацкого под себя, но вот молодой человек не согласен на такие изменения. Он привык мыслить и размышлять, его ум находится в постоянном поиске информации, он анализирует ее, старается применить на практике, но вот общество, в котором он живет, совершенно не в восторге от подобных движений, поэтому всячески старается заглушить имеющиеся в нем мотивы и порывы.

Противостояние человека и общества, которое его окружает – вот ключевая идея повествования и произведения в целом.

Сочинение Конфликт Чацкого и фамусовского общества

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой общественную сатиру на московское дворянское сословие начала XIX века. В произведении описывается раскол в упомянутой среде, который заключается в разных точках зрения на многие проблемы, происходящие в обществе. Автор сталкивает молодого и амбициозного Чацкого с представителями фамусовского общества, то есть взгляды «века нынешнего» с взглядами «века минувшего».

Лагерь консерваторов представляет Фамусов, занимающий должность управляющего в казенном доме, его помощник Молчалин, военный Скалозуб и ряд второстепенных героев. Всему многочисленному московскому сообществу аристократов противостоит только Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии.

Разногласия молодого человека и представителей фамусовского общества зарождаются после возвращения Александра Андреевича в столицу, где его не было примерно три года. До отъезда Чацкий и дочь Фамусова – Софья росли вместе. Между молодыми людьми зародились нежные чувства, до сих пор пылающие в сердце главного героя. Но он, несмотря на это, отправился за пределы страны «ума искать». Влюбленность Софьи и Чацкому угасла, и девушка теперь симпатизирует отцовскому секретарю – Молчалину.

Любовное столкновение постепенно перерастает в социальное. Александр выступает против Фамусова и его круга по самым актуальным и злободневным вопросам: отношения в семье, крепостное право, служение в государстве, взяточничество, казнокрадство, чинопоклонничество.

Дворянское общество не приемлет перемен и всего, что с ними связано. Консерваторы все же одерживают победу над Александром Андреевичем только благодаря численному преимуществу. Но они неподдельно боятся пламенных и непривычных речей героя, ведь именно ими обличаются пороки общества и выражается перспективность перемен, что, несомненно, угрожает, их привычному и комфортному укладу жизни.

Свет пытается найти выход из неприятной ситуации. Во время бала Софья, разговаривая с одним из приглашенных, утверждает, что молодой человек «не в своем уме». Девушку нельзя отнести к сторонникам «века минувшего», но бывший возлюбленный косвенно угрожает ее личному счастью. Эти слова с мгновенной скоростью расходятся среди фамусовских гостей. Что неудивительно, ведь сошедший с ума Чацкий для них совершенно не опасен.

В конце дня, в котором разворачиваются все события в комедии, развеялись все ожидания юноши – он «отрезвился сполна». После того как Чацкий испытал на себе все бессердечие Фамусова и его союзников, герой осознает что их пути окончательно и бесповоротно расходятся.

Молодой человек отступает перед «веком минувшим», потому что одиночество во взглядах не оставляет Александру шансов на победу. Но со временем все станет на свои места, и сторонники Чацкого внедрят в дворянскую среду непривычный дух свободы.

Также читают:

Картинка к сочинению Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

Популярные сегодня темы

Одиночество – это социальное положение человека, при котором у него нет семьи или близких. Одиночество это ужасно. Трудно представить себе одиноких людей, однако они есть и, без сомнения, очень несчастны

С юных лет Гулливер мечтал о море. Но отец настоял на том, чтобы он учился медицине. В итоге Гулливер стал корабельным врачом и отправился в путешествие на бриге «Антилопа». Корабль попал в страшную бурю, многие матросы погибли

Благодаря образу Лизы Муромской в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин обратил внимание читателя на то, что люди, которые принадлежат разным сословиям, имеют множество препятствий на пути к браку

Грин написал просто превосходную повесть, которая называется «Алые паруса». Ее на сегодняшний день изучают в школе. В ней он рассказывает о том, что любой человек должен верить в чудеса, и они обязательно исполнятся.

Источник

В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

В «Горе от ума» А.С.Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – «нынешнего» и «минувшего». Действующие лица вышедшей в 1861 году комедии, за исключением Чацкого, представляют собой «прошлое».

Ярым защитником «века минувшего» выступает Фамусов, который воплотил в себе типичные черты косного столичного общества. Он чувствует себя зависимым от мнения аристократии, от статуса и финансов.

Ему присущи чинопочитание, лесть и угождение, позволяющие расположить собеседника. Такими же характерными особенностями обладает все «фамусовское общество», отвергающее образованность и ученость. Праздному дворянству проще поверить в сумасшествие Чацкого, нежели прислушиваться к прогрессивным речам. Они не желают менять взгляды и традиционный уклад жизни.

«Век нынешний» Грибоедов представил в образе Чацкого. Взгляды отсутствовавшего три года в Москве молодого человека соответствуют вызовам времени. Новый представитель дворянской молодежи прямолинеен, обладает критическим умом, высмеивает преклонение перед всем иностранным. Чацкий патриотичен: «служить бы рад», но «делу, а не лицам», ему претит «прислуживаться» перед напыщенными чинами. Страстными речами он обличает существующие устои. Ни в имении Фамусова, ни в обществе не находит герой понимания. Такая ситуация вызывает горькую усмешку, ведь здравомыслящему человеку сложно сохранить рассудок в подобном окружении. В итоге Чацкий покидает столицу, не видя смысла в противостоянии с московским обществом: «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

Автор раскрыл в комедии не только конфликт поколений, но и красочно изобразил суть непонимания между живущими по разным принципам современников. Минувшее время прочно держится за жизнь, порождая себе подобных. Однако в образе Чацкого мы видим, что наступает эпоха перемен.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

17.1. В чем своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (ЕГЭ по литературе)

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представлено столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Этот конфликт действительно существовал в феодально-крепостнической России, и автор показал борьбу консервативных и прогрессивных взглядов. Используя образы Чацкого и фамусовского общества, он указал на причины противоречий дворян XIX века.

Прежде всего, у поколений разное понятие о гражданском долге.

Чацкий убеждён, что служить нужно «делу, а не лицам», он презирает чинопочитание. Однако фамусовское общество вступает в конфликт с героем-резонером, так как оно придерживается другого мнения. Идеалом для Павла Афанасьевича является внесценический персонаж Максим Петрович. На приеме у императрицы «упал он больно, встал здорово», потому что рассмешил людей высоких чинов. Фамусов верит, что ради повышения в должности и денег можно раболепствовать: «Когда же надо подслужиться, / И он сгибался вперегиб».

В пьесе автор также противопоставляет образы консервативного и прогрессивного поколений по отношению к просвещению. Чацкий верит в необходимость науки и едет за границу «ума искать». Тем не менее, фамусовское общество настроено против образования. Отец Софьи убеждён в бесполезности знаний: «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь». Более того, герой «ученье» называет «чумой» и показывает этим свое нежелание узнавать новое и развиваться, в отличие от Чацкого.

Представители «века нынешнего» и «века минувшего» также по-разному относятся к своей стране. Чацкий выступает истинным патриотом. Несмотря на долгое путешествие за границей, персонаж признается: «И дым Отечества нам сладок и приятен! » Фамусовское общество, напротив, склонно к подражанию всему иностранному. Эту черту обличает герой-резонер в монологе о французике из Бордо, который приехал в Россию и почувствовал себя «маленьким царьком»: «Ни звука русского, ни русского лица / Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями». Автор высмеивает присущие фамусовскому обществу слепое подражание Европе и нежелание сохранять национальные традиции и язык.

Таким образом, в конфликте комедии раскрывается основная идея произведения и подчеркиваются недостатки дворян XIX века: чинопочитание, невежество и любовь ко всему иностранному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? По комедии Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — уникальное для литературы начала XIX века произведение. » Горе от ума» было создано автором в период времени, когда писатели отдавали предпочтение классицизму. Однако Гончаров хотел показать жизнь дворянского общества такой, какой она являлась, поэтому задуманное им произведение не могло быть написано в исключительно одном направлении. В комедии, несомненно, есть элементы классицизма: говорящие фамилии, единство места и времени, но так же в ней есть и элементы других направлений, романтизма и реализма. Так, Чацкий — исключительная личность, характерная для такого метода, как романтизм. Реализм прослеживается в изображении персонажей комедии, которые, обладают индивидуальными характерами.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Своеобразие комедии проявляется и в конфликте главного героя, Чацкого, с фамусовским обществом. Конфликт в «Горе от ума» отличается от конфликта характерного для классической комедии. В чем же заключается его необычность?

Во-вторых, своеобразно разрешается конфликт века нынешнего и века минувшего.Одинокий, отвергаемый обществом Чацкий с иронией говорит, что окружающие его люди живут по старым правилам: они лицемерят (Молчалин притворяется влюбленным в Софью, чтобы добиться успеха в карьере), ведут праздный образ жизни (Фамусов говорит слуге о своих обыденных и глупых делах на ближайшую неделю), унижаются ради богатства и уважения в обществе (Максим Петрович специально несколько раз падает, чтобы получить расположение власти). Главный герой пытается доказать Фамусову, Молчалину, что нужно начать жить по-новому: ценить искусство, учиться не для того, чтобы казаться умным в обществе, а для того, чтобы развиваться, становиться лучше для самого себя, служить, а не прислуживать, уважать культуру своей Родины, а не преклоняться перед иностранцами. Но Чацкому не удалось достучаться до окружающих, он никого не переубедил. «Зло» (то есть фамусовское общество) не наказано, как это должно быть в классической комедии. Чацкий уезжает из Москвы, словно бежит от осуждающей его толпы. Нельзя сказать уверенно, что Чацкий победил или проиграл в столкновении с фамусовским обществом. С одной стороны, он не изменил своего мнения и уехал из Москвы к своим друзьям-единомышленникам, с другой стороны, он никого не переубедил (Фамусов в конце комедии все так же волнуется о том, что про него скажут посторонние люди). Таким образом, конфликт остается неразрешенным, каждый остается при своем мнении.

В-третьих, традиционный для комедии любовный конфликт, сопровождающий основной конфликт Чацкого с фамусовским обществом, так же разрешается нестандартно. В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Однако Грибоедов заменяет счастливый конец более реалистичным: Софья прогоняет лживого Молчалина, а Чацкий, разочарованный в бывшей возлюбленный, уезжает от нее. Любовный конфликт разрешен, надежда не любовь между персонажами разрушена, ведь в обществе, где «блаженствуют молчалины» нет места светлым чувствам.

Итак, «Горе от ума» — нетипичное, новаторское для XIX века произведение. Конфликт, разрешение которого было бы очевидным, если бы комедия была исключительно классической, уникален: впервые персонажи не делятся на добронравных и злонравных, представляя собой только положительные или только отрицательные черты общества, впервые «добро» не победило «зло», впервые герои-любовники не воссоединились в конце произведения.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id91011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *