в чем суть золотого правила морали 6 класс обществознание
Мораль — это принятые обществом представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также нормы поведения, которые из этих представлений следуют.
Термин был введен древнеримским политиком и оратором Цицероном, происходит от латинского mores — «общепринятые традиции», «нравы».
Нормы морали
Нормы поведения, вытекающие из принятой в обществе морали.
Моральные нормы появились одновременно с развитием человеческого общества. В отличие от традиций и обычаев, моральные нормы опираются на такие понятия, как добро, совесть, справедливость, ответственность, долг и так далее.
Моральные нормы усваиваются человеком в по мере взросления: сначала при наблюдении за окружающими, потом в процессе воспитания, а затем он применяет их в своей жизни.
Основная составляющая морали — оценка своих поступков и контроль за ними.
Главные черты морали:
требования морали едины для всех членов общества;
общество не принуждает людей следовать нормам морали;
мораль охватывает все сферы человеческой жизни: личное общение, работу, науку, творчество, семью, политику и так далее.
Право и мораль
Если мораль регулирует поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, то права закреплены юридически. И если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством и им же контролируется. Мораль, как было сказано выше, является добровольной, а право — обязательным.
При этом и мораль, и право регулируют общественные отношения, поведение людей и защищают свободу личности.
Чаще всего требования морали и права совпадают: то, что осуждается правом, осуждается и моралью, и наоборот.
Так произошло потому, что большая часть правовых норм происходит от нравственных.
Золотое правило нравственности
Общее этическое правило, которое можно сформулировать так:
Золотое правило нравственности лежит в основе многих мировых религий, философских учений Востока и Запада.
Статья: «Золотое правило нравственности».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Золотое правило нравственности.
Чему учит золотое правило нравственности?
Чего себе не желаешь, не делай того другим.
Сам не делай того, что осуждаешь в других.
Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Золотое правило учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь в той части, в какой она зависит от него самого, во-первых, была устроена наилучшим, совершенным образом; и, во-вторых, имела для него решающее значение над той частью жизни, которая от него не зависит, над тем, что обычно именуется превратностями судьбы. Таким образом, золотое правило нравственности, рассматривает человека как имеющего власть над своими желаниями (поступками), обязывает его действовать в качестве самостоятельного субъекта. Оно обязывает человека испытывать свои желания прежде, чем они воплотятся в поступки. Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с желаниями других. Так, как золотое правило запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Оно также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает (порицает) в других. Такой двойной запрет позволяет человеку без затруднений осуществлять нравственную оценку своих поступков. Поставить себя на место другого означает не просто переместить себя на место другого, а войти в роль другого, вообразить себя другим человеком с другими желаниями и интересами. Золотое правило предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на своё место, то есть обменяться позициями.
отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они взаимозаменяемы в качестве ответственного поведения;
культура нравственного выбора заключается в способности ставить себя на место другого;
должно совершать такие поступки, которые могут получить одобрение тех, на кого они направлены.
Золотое правило не ориентирует человека на поиск всеобщих нравственных формул. Оно призвано помочь людям найти правила поведения, которые они могут предъявить самим себе. Оно предлагает человеку принцип взаимности. Словом, это – не формула, по которой человек оценивает поведение других, это – формула, которой он руководствуется для того, чтобы найти для самого себя нравственно правильное решение в затруднительных случаях. Золотое правило не отвечает на вопрос, что делать другим или людям вообще, оно отвечает на вопрос, что делать, как поступать мне самому. И только в этой связи и с этой целью оно обязывает взглянуть на ситуацию глазами других.
Золотое правило нравственности есть правило поведения . Оно говорит о том, как быть моральным конкретному человеку в конкретной ситуации. Разница между ними приблизительно такая же, как между правилами уличного движения, которые так регулируют состояние покоя и движения автомобилей в городе, чтобы они не сталкивались друг с другом. Золотое правило имеет дело с реальными желаниями людей, максимами их поведения. Оно говорит о том, в какой мере реальные мотивы соответствуют мотиву долга. Золотое правило, как правило, поведения рассматривает поступки человека с учетом тех их ближайших последствий, которые остаются в зоне его ответственного поведения. Золотое правило есть схема поведения . Оно опирается на механизм взаимоуподобления. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него. Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчинённому, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Всё это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности. Именно, такая глубокая укорененность и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре. Единственное серьезное и ответственное нравственное требование, которое мы можем и должны предъявлять другим – это наши поступки . И ничего более.
Презентация по обществознанию на тему: «Золотое правило морали «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовил ученик 6 «б» класса МБОУ СОШ с. Тербуны Мальков Максим ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ
Если ложь не связана с нарушением закона, то за нее не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. Зато наступит другая ответственность – моральная. Лживый человек приобретает репутацию лгуна. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.
Из всех страстей ЗАВИСТЬ самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги. Завистники многое теряют в главном – общении, в отношениях с людьми.
За жадность не наказывают по закону, потому что нет таких законов. Жадность один из главных источников преступлений, из-за нее крадут, подделывают документы и деньги и даже убивают.
МОРАЛЬ Система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов
Во всех религиях есть это «золотое правило» В христианстве «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Библия
В исламе «Никто из Вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя» Коран
В буддизме «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: Великодушием Учтивостью Доброжелательностью Отношением к ним, как к себе Верностью своему слову
Качества человека, относящиеся к «золотому правилу» морали: Доброта Сострадание Ответственность Человечность Любовь Великодушие Терпимость Милосердие Щедрость Совесть
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-432507
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ученический проект к уроку обществознания на тему «Золотое правило морали» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект на тему: «Золотое правило морали» Выполнила ученица 6 класса Коробкина Наталья
В одно и тоже время (до нашей эры) независимо друг от друга золотое правило морали появилось в различных учениях и религиях: БУДДИЗМ «Не делай другим того, что сам считаешь злом» ИСЛАМ «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своему того же, что желает себе» ИУДАИЗМ «Что ненавистно тебе, не делай другому»
«Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Конфуций ( 551-479 г. до н.э.), китайский мудрец «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим»
В начале нашей эры золотое правило прозвучало из уст Иисуса Христа:
Выводы: 1. Золотое правило вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. 2. И сегодня оно остается главным правилом доброго человека, так как учит как следует относиться к другим людям: так как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.
ЛИТЕРАТУРА: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2001. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-005510
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Карта урока «Золотые правила морали» 6 класс обществознание
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА дата 26.02.2019
(оценки по 3 – балльной системе, или подчеркивание)
Закирова Венера Саитовна
Определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока
Золотые правила морали
Задачи урока, пост. перед детьми
Сформулировать золотое правило морали
Комбинированный, закрепление, изучение новой темы, обобщение, зачет, другое или нестандартный ___________
Традиционный, исследование, аукцион, игра, путешествие, семинар, зачет, другое _________________________________
Приветствие ____, проверка готовности к уроку___
Опрос ____ мин, актуализация знаний ____ мин, новый материал ___ мин, закрепление____ мин, домашнее задание ____ мин.
Готовность учителя к уроку
Наличие плана ____, продуманность методов, приемов ____, теоретические знания ___, логика изложения, научность
Характер педагогического общения на уроке
1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости. __2. Обращение к ученикам по имени. __3. Поддержка учеников улыбой, прикосновениями и т.д. ___ 4. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе ___ 5. Стиль общения: авторитарный; сотрудничество, при ведущей деятельности учителя; совместная работа.
Урок начинается со стимулирующего введения __, в течении урока меняются формы учебной деятельности___ ; учитель «держит» внимание детей ___
Организация повторения основного материала курса.
А. повторение спланировано ___, Б. в работу на повторение включаются слабые ученики ___, повторение проводится на уровне воспроизведения ___, повторение проводится на уровне систематизации и обобщения знаний ___, повторение проводится в измененной ситуации ___.
Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы контроля знаний, умений, навыков, способов деятельности.
Устные (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, игровые моменты, ___________ )
Письменные (тестирование, ответ на вопрос, решение задач, упражнений, ___________)
Культура устной речи (отвечать на вопросы, ставить вопросы, вести диалог, пересказ, рассуждение, умозаключение, умение слушать и слышать)
Проводится подготовка учащихся к воспроизведению нового материала ___, в материале выделены наиболее трудные места ___, содержание объясняется ясно и дается с помощью подходящих и понятных учащимся слов ___, ключевые моменты отражены на доске ___, приводятся аналогии и примеры___
Объяснительно – иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы) Репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с книгой) Проблемно – сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах. Объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов). Частично – поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор предметов подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое). Исследовательские (работа с текстом по поиску, самоанализ нескольких таблиц по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности). Другие _______________________________
Методы и приемы как инструмент развития личности
Прием актуализации субъектного опыта, проблемные (проблемное изложение, частично – поисковое, исследовательский); диалоговые; игровые; рефлексивные; практические; индуктивные; дедуктивные; создание ситуации выбора и успеха;
Реализация компетентностного подхода
5. Саморазвитие и самообразование –
6. Продуктивной творческой деятельности.
Очень плотный, плотный, средний, не высокий, очень медленный
Система оценивания ____________________________________________________ Оценка не связана с личным отношением учителя к ученику ___, выставляя оценку, учитель объясняет ее__, учащиеся поощряются за конкретную работу __, деятельность учащихся не остается без внимания учителя ___.
Активность – высокая, средняя, низка. Интерес учащихся, увлеченность _____. Уровень знаний – восприятие __, осмысление ___, запоминание ___, применение в сходной ситуации ____, в новой ситуации____.
Использование средств обучения
Наглядные пособия (таблицы, карты, схемы, картины),
Дидактические материалы (карточки, ______________)
Мотивация на уроке
1. постановка цели, планирование, рефлексия. __ 2. Через осознание необходимости изучаемого ____ 3. Использование игр ___, состязательности ____. 4. Через успешность ___. 5. Через отрицательные последствия ___. 6. Через формирование ответственности («должен») ____ 7. Через одобрение деятельности ____. 8. Через интерес к новому ___. 9. Через индивидуальные, творческие задания ____. 10 Через самостоятельную работу школьников ____. 11. Через анализ собственных результатов ____. 12. Другое __________________
Развитие интеллектуальной активности и самостоятельности
Познавательный интерес (задания: дифференцированные, эмоционально – привлекательные, с недостающими и лишними данными, творческие задания); Самостоятельная работа: по заданному образцу, по правилам, конструктивные, требующие творческого подхода). Различные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, общеклассная). Задания на развитие дивергентного мышления, конвергентного мышления.
Воспитательный потенциал урока.
Нравственное воспитание, золотое правило морали
На уроке обществознания связь с историей (в разные времена, у разных народов было сформулировано золотое правило морали)
Логичность в подаче материала _____, наличие выводов и обобщений ____, четкость переходов от одного этапа к другому ___, завершенность, итог урока ______.
Организационный момент, мотивирующее начало, этап проверки д.з., этап актуализации с.опыта, изучение нового материала, первичная проверка знаний учащихся и способов деятельности, закрепление знаний и способов деятельности, применение знаний и способов деятельности, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, этап коррекции, этап информации о домашнем задании, этап рефлексии.
Уровень усвоения информации
Дается инструктаж __, даются задания на повторения __, дается индивидуальное задание __, соответствует содержанию урока __, перегрузка домашним заданием___
Вовремя ___, после звонка ____.
1). Применять разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания.
2). Обозначить список учеников в поурочном плане, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности.
С экспертизой урока ознакомлен(а): ____________________________________________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.