в чем суть закона о просветительской деятельности
Каким будет новый закон о просветительской деятельности?
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения просветительской деятельности. Он был инициирован депутатами от всех четырех фракций, входящих в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, а также сенаторами РФ.
Что такое просветительская деятельность?
Закон вводит такое понятие. В соответствии с ним, это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Кто сможет ей заниматься?
Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели или юрлица при соблюдении требований закона.
Что ограничивает закон?
Предложено запретить использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ.
Порядок и условия ведения просветительской деятельности, формы контроля за ней определит Правительство.
Кроме того, для подписания международного договора в сфере образования потребуется специальное заключение Министерства просвещения или Министерства образования и науки, или ведомства, в ведении которого находится вуз.
Когда закон заработает?
Он вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности.
«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — сказано в пояснительной записке.
Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы
slalomop / Depositphotos.com |
На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 85-ФЗ). Документ ввел в законодательство понятие «просветительская деятельность» и определил общие требования к осуществлению такой деятельности. Несмотря на то что против инициативы была создана общественная петиция, которая набрала более 248 тыс. голосов в поддержку, закон уже подписан и с 1 июня вступит в силу.
Однако в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о целесообразности принятия указанного закона, его эффективности и потенциальных последствиях реализации. Вчера состоялось очередное обсуждение в формате пресс-конференции на тему: «Закон о просветительской деятельности: цензура для всех – от академиков до ведьм». Его участниками выступили Первый зампредседателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Алёна Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Юрий Оболонский.
На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся более подробно.
Необходимость разработки поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.
Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.
Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является закрепление в Законе об образовании понятия «просветительская деятельность». Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.
Кроме того, поправками установлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:
Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Помимо этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России на заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Исключение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут выдавать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.
Допускается ли использование иностранных документов об образовании на территории России? Ответ на этот вопрос можно узнать из «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Закон предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. Это требование не касается договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, речь идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности по направлениям:
Третьей новеллой является требование о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Порядок отбора таких организаций и их перечень должно утвердить Минпросвещения России.
Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 года. До этого момента в целях его реализации должна быть сформирована подзаконная нормативная правовая база.
Среди экспертов пока нет единого мнения по поводу принятых поправок о просветительской деятельности, как нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое непонимание сами они связывают с тем, что закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного на формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя по данному вопросу.
Артём Кирьянов в целом поддерживает принятый закон. Он считает, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера общественник привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые знания и применившие их на практике, столкнулись не только с проблемами со стороны налоговых органов, но и с уголовным законом, так как уклонение от налогов является преступлением. Подобные курсы, по мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), но и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары «околомедицинской» тематики могут нести и прямые угрозы здоровью людей. В связи с этим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения той отрасли, в рамках которой они проводятся.
Эксперт считает закон полезным в сегодняшних условиях. «Я вижу здесь попытку оградить людей различных возрастов от недостоверной информации в Интернете, от недостоверных сведений, которые могут навредить не только их финансовому благосостоянию, но и жизни, попытку оградить граждан и юрлиц от мошенничества», – заключил он, добавив, что закон точно не про цензуру. При этом Артём Кирьянов убежден, что для нормальной реализации поправок требуются максимально простые и понятные для граждан разъяснения новых норм. Поскольку общественные обсуждения принятых поправок организованы не были, общественник считает необходимым провести общественные обсуждения разрабатываемой в целях реализации закона подзаконной нормативной правовой базы. Он готов направить соответствующие запросы в Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзор, а также инициировать проведение дискуссий на базе ОП РФ. По итогам этих мероприятий общественники планируют выработать рекомендации законодателю для подготовки подзаконной нормативной базы.
В свою очередь, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции относительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния на молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. «Мы категорически против того, чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской или подобной деятельностью», – подчеркнул эксперт. Однако он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую деятельность, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и можно было не вводить новые правила, а усовершенствовать действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, то их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. «Нужно проще объяснять народу весь замысел законотворцев, потому что последние и работают для народа», – заключил Юрий Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок для того, чтобы закон был прозрачен и понятен как в формальном плане, так и в части механизма его реализации.
Что касается Алёны Полынь, то она категорически против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. «Этот закон станет лишним капканом для тех, кто не угоден кому-то у власти», – уверена эксперт. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую под новые нормы, в Интернете, либо придется переходить на замкнутый российский Интернет, «а это – утопия». Алёна Полынь считает, что принятый закон – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. По ее мнению, приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. «Важно, чтобы все наши ресурсы были задействованы на то, чтобы страна поднималась с колен, а не вставала на колени», – подытожила она.
В ходе мероприятия участники обсуждения озвучили и ряд вопросов, которые в контексте рассматриваемых поправок требуют четких ответов:
Не исключено, что на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Правительство РФ до даты вступления поправок в силу должно разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Эти документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже более значимыми, чем сам принятый закон.
Пока по поводу поправок о просветительской деятельности у экспертного сообщества больше вопросов, чем ответов. Но поскольку новые нормы начнут действовать только с 1 июня текущего года, у законодателя еще есть время для разъяснения механизма реализации изменений и подготовки понятной подзаконной базы.
Отметим, на состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали внимание на необходимости подготовки качественной нормативно-правовой базы для реализации принятого закона, а Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат разрешение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют держать на контроле и вопросы правоприменения документа.
Кроме того, в ходе мероприятия была высказана инициатива о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Так что есть предпосылки полагать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится только поправками в Закон об образовании, работа над ней будет продолжена.
Кого коснётся закон о просветительской деятельности, если его примут?
Мы разбирались с помощью юристов и поняли, что проще сказать, кого он не коснётся.
Законопроект о просветительской деятельности одобрен Советом Федерации, осталось подписать его президенту. Кому стоит волноваться, а кому — нет?
Кто помог нам разобраться:
Андрей Кузьмин, кандидат юридических наук, адвокат и старший партнёр адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнёры».
Александра Шульц, адвокат.
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Из-за чего весь сыр-бор? Ну, признают какую-то деятельность просветительской — и что с того?
В том-то и дело, что не вполне ясно, чего ждать. Цель законопроекта — исключить антироссийскую пропаганду, об этом написано в пояснительной записке. В законопроекте, в частности, запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания всякой розни (социальной, расовой, национальной, религиозной) и для побуждения к антиконституционным действиям. Правда, такой запрет и раньше следовал из других законов.
Но кроме того в законопроекте есть вот такая туманная фраза:
«Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ».
Что конкретно будет в этом порядке, пока неизвестно. Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе.
Что вообще такое просветительская деятельность с точки зрения этого законопроекта?
Законопроект содержит широкую и размытую формулировку. Из неё следует четыре ключевых признака:
1. Это деятельность, которая ведётся с определённой целью (имеет направленность).
2. Такой целью (направленностью) может быть распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции.
3. В свою очередь, всё, что перечислено в пункте 2, распространяется тоже не «просто так», а с конкретными целями. Вот они:
4. Но при этом вся эта деятельность ведётся вне рамок образовательных программ.
Чтобы деятельность считалась просветительской, все четыре признака должны присутствовать одновременно.
Сложновато. Получается, всё, что делается в рамках образовательных программ, просветительством не считается. Но при этом одна из целей просветительства — удовлетворение образовательных потребностей человека. Как понимать это противоречие?
Дело в том, что человек может удовлетворять свои образовательные потребности разными способами: через получение образования или через самообразование.
В первом случае он учится в специальной образовательной организации по утверждённой программе. Образовательные программы — это признак образовательной деятельности.
А во втором случае человек самостоятельно, вне образовательных программ пользуется какими угодно источниками знаний — например, читает книги, слушает лекции и подкасты, смотрит вебинары, ходит на тренинги, мастер-классы и тематические конференции. Вот в этом случае получается, что он удовлетворяет свои образовательные потребности благодаря чьей-то просветительской деятельности.
Просветительство и образовательная деятельность очень похожи. Если закон примут с такой туманной формулировкой, то как отличить одно от другого?
По наличию образовательной программы. Это главный признак образовательной деятельности. Фактически получается, что и образование, и просветительство распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Но если всё это оформлено как образовательная программа, то деятельность считается образованием. А если программы нет, это с точки зрения законопроекта просветительство.
Окей, тогда что такое образовательная программа? Например, тематический план курса онлайн-лекций, вебинаров, мастер-классов и тому подобных мероприятий — это и есть образовательная программа?
Тематический план курса лекций сам по себе ещё не образовательная программа.
Образовательная программа — это содержание конкретного образования. Подробное определение можно прочитать в пункте 9 статьи 2 закона «Об образовании в РФ». А говоря простым языком, у образовательного курса обычно есть:
Всё вместе это и есть образовательная программа.
Образовательные программы бывают основными и дополнительными. И если в случае с основным образованием обычно не возникает вопросов, есть в конкретном случае образовательная программа или её нет (потому что там требования к программам очень формализованы), то с дополнительным образованием всё сложнее.
Не всегда можно уверенно сказать: вот этот курс лекций, этот вебинар, мастер-класс или тренинг точно считается программой дополнительного образования, а вот этот — точно нет. Эта грань всегда была нечёткой.
То есть не всегда можно уверенно отличить образовательную деятельность от чего-то похожего. Раньше это было важно, только чтобы разобраться, нужна ли образовательная лицензия. А в случае принятия законопроекта о просветительской деятельности добавится ещё и вопрос, распространяется ли на конкретную деятельность специальное регулирование, предусмотренное для просветительства.
Как всё запутанно! На что всё-таки можно ориентироваться, чтобы понять, есть в конкретном случае признаки образовательной деятельности (образовательной программы) или нет?
Говоря упрощённо, если образовательный процесс не спонтанный, а организованный, то программа есть.
На практике сложился подход, согласно которому образованием не считают мероприятия:
Например, результатом образовательной программы профессионального дополнительного образования должно стать получение определённой квалификации (ст. 12 закона «Об образовании в РФ»).
Давайте на простом примере: мастер-класс по приготовлению суши — это образовательная деятельность или просветительская?
Если по итогам мастер-классов по приготовлению суши слушатели сдают экзамен и получают диплом о присвоении квалификации «повар-сушист», то здесь, скорее всего, есть образовательная программа, и тогда это образовательная деятельность.
Если экзамен по итогам участия в подобном мастер-классе не предусмотрен и участникам выдаётся некий «сертификат», где лишь написано, что они участвовали в таком мероприятии, или ничего не выдаётся, то тут нет образовательной программы. Но такая деятельность может быть признана просветительской, потому что она распространяет знания, умения, опыт и компетенции для профессионального развития или для удовлетворения интересов человека.
Пока нельзя уверенно сказать, будет ли касаться регулирование тех случаев, когда просветительство не является главной целью деятельности, а идёт как бы в помощь к ней. Вот как в этом примере: основная цель организации мастер-классов — коммерческая, они могут быть вообще чисто развлекательными мероприятиями. Но поскольку на них распространяются знания, умения, опыт для удовлетворения интересов человека, есть формальный признак просветительства.
То же самое касается курсов копирайтинга, SMM, ораторского искусства, техники ведения переговоров, навыков владения Excel и так далее. Словом, любые мероприятия для развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов, если нет образовательной программы, могут быть признаны просветительством.
Кошмар. А может, так: если у организации или ИП есть лицензия на образовательную деятельность, значит, то, чем они занимаются, автоматически не считается просветительством?
Нет, всё не так просто. Организация, имеющая образовательную лицензию, вполне может одновременно заниматься ещё и просветительской деятельностью. Например, вуз помимо программ высшего профессионального образования может записывать тематические видеолекции для популяризации науки и выкладывать их на онлайн-платформе для просмотра всеми желающими. И это будет уже не образовательная, а просветительская деятельность вуза.
Так что нужно смотреть на содержание конкретной деятельности, на наличие образовательной программы у конкретного курса или мероприятия.
Допустим, на онлайн-платформе размещаются онлайн-уроки по школьным предметам. Темы уроков имеют отношение к основной школьной программе, но записывает и выкладывает их не школа, а коммерческая организация. Любой желающий может смотреть эти уроки, если хочет разобраться в теме. Это просветительская деятельность?
Да, это просветительская деятельность. Потому что она направлена на распространение знаний, умений, навыков для интеллектуального развития ребёнка, удовлетворения его образовательных потребностей. Когда у ребёнка возникает потребность в таких знаниях, он либо его родители обращаются к возможностям такой онлайн-платформы.
Это что же получается — в любом сомнительном случае, когда раньше можно было работать без образовательной лицензии, теперь либо получай лицензию и делай образовательную программу, либо попадаешь под регулирование просветительской деятельности?
Если будет принят закон о просветительской деятельности в том виде, в котором сейчас существует законопроект, то да, получается именно так.
Познавательные лекции по искусству или популяризации науки (очные либо онлайн), которые могут посетить и посмотреть любые желающие, — это просветительская деятельность?
Да, здесь нет никаких сомнений. Это распространение знаний для интеллектуального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то есть просветительская деятельность.
Вебинары, круглые столы и конференции, где профессионалы делятся опытом, практикой, рассказывают про тренды в своей профессии, подпадают под понятие просветительской деятельности?
Смотря какая цель у подобных мероприятий. Если цель в распространении знаний, умений, навыков, опыта и компетенций для профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то да — это просветительская деятельность.
Ого, получается, весь инфобизнес — начиная с бизнес-тренингов, если они не подпадают под понятие образовательной деятельности, и заканчивая вебинарами лайф-коучей — может считаться просветительской деятельностью?
Если эта деятельность соответствует четырём ключевым признакам, которые перечислены в ответе на второй вопрос, то да — она будет считаться просветительской.
Подождите, это что же: развлекательные мастер-классы, кулинарные и творческие, такие как «Рисуем картину за два часа», с точки зрения законопроекта — тоже просветительская деятельность?
Да, каким бы абсурдом это ни казалось с точки зрения здравого смысла, но такие мероприятия тоже подпадают под признаки просветительской деятельности из законопроекта. Потому что на таких мероприятиях распространяются знания, умения, навыки, опыт — для удовлетворения интересов человека. Это последствие слишком размытой формулировки.
А если кто-то проводит лекции, вебинары, мастер-классы в маркетинговых целях, это тоже просветительская деятельность? Например, фитнес-клуб выкладывает на YouTube видеоуроки с советами по тренировкам, чтобы получить новых клиентов.
Если цель мероприятия или размещения видеоуроков — маркетинг, реклама (продвижение товаров, работ, услуг), то просветительской деятельностью это считаться, по идее, не должно. Потому что знания, умения, навыки, опыт и компетенции в таком случае распространяются не для развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а в своих коммерческих целях. То есть удовлетворение образовательных потребностей и интересов людей выступает тут не целью, а инструментом для достижения другой цели.
Но будут ли контролирующие органы в случае принятия законопроекта придерживаться такой же точки зрения, пока неизвестно.
К тому же сложность в том, что доказывать цель деятельности в случае сомнений придётся тому, кто эту деятельность ведёт. Когда маркетинговые цели прописаны в документах об организации деятельности, сама деятельность сопровождается рекламой продвигаемых товаров, работ или услуг, всё понятно. В менее очевидных случаях могут быть сложности.
Компания организует тренинг для развития профессиональных навыков сотрудников, но без присвоения квалификации. Это может считаться просветительской деятельностью? Например, для менеджеров по продажам проводят тренинг по методам продаж.
Вот здесь тоже неоднозначно. В чём цель корпоративного обучения, которое организует работодатель? Профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов? Или профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения потребностей самого работодателя? Видимо, смотря от кого исходит запрос на обучение.
Если запрос идёт от работодателя (он считает, что сотрудники недостаточно компетентны), то цель в том, чтобы наладить рабочие процессы. То есть работодатель удовлетворяет собственные утилитарные потребности и интересы, а не потребности и интересы сотрудников. Тогда это не просветительская деятельность.
Если же запрос исходит от сотрудников, то деятельность может быть признана просветительской.
Но всё, конечно, зависит от того, какие требования к просветительской деятельности разработает Правительство, если закон о просветительской деятельности будет принят, и как сложится практика применения закона.
А что там в этом законопроекте про приглашение иностранных лекторов и сотрудничество с иностранными организациями? Это станет сложнее?
А вот эта предлагаемая в законопроекте норма касается лишь тех, кто занимается именно образовательной деятельностью. То есть прежде всего школ, колледжей и вузов.
Если вкратце, то, согласно законопроекту, таким организациям для международного сотрудничества в сфере образования нужно будет получать специальное заключение от Минобрнауки или Минпросвещения. Сейчас такого требования нет.
Таким международным сотрудничеством в законопроекте считаются, в частности:
Это неполный перечень.
Если у вас нет статуса образовательной организации, вы по-прежнему свободно сможете пригласить иностранного специалиста провести, например, лекцию, вебинар или выступить на вашей профессиональной конференции.