в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

Теория народонаселения Мальтуса

Английский экономист Томас Мальтус, который по совместительству был священником, в 1798 г. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения…». В своем научном труде ученый сделал попытку объяснить закономерности рождаемости, брачности, смертности, социально-демографической структуры населения мира с точки зрения биологических факторов. Идеи Мальтуса используются в других науках, в том числе в экономической теории и политической экономии. Теория, которая возникла на основе научных трудов и концепции исследователя, получила название мальтузианство.

Основные тезисы теории

Концепция народонаселения, разработанная Мальтусом, основывается не на социальных законах, а на биологических факторах. Главные положения теории ученого из Англии заключаются в следующем:

Последний тезис Мальтус пытался развиваться дальше, утверждая, что перенаселения все равно не избежать. Голод и эпидемии, по утверждению ученого, не способны полноценно справиться с проблемами роста населения. Поэтому необходимо создавать дополнительные инструменты регуляции увеличения численности жителей на планете. В частности, предлагалось максимально регулировать рождаемость и регламентировать количество браков, игнорировать потребность пар в детях, создании собственных семей. На конец 18 – начало 19 вв. подобные заявления были довольно радикальными и не увязывались с декларируемыми семейными принципами в большинстве стран мира. Первоочередная проблема заключалась в том, чтобы ограничить количество детей, которые рождаются в семьях. Консервативные общества Англии, Франции, США, России не особо ограничивали число детей в создаваемых семьях. Но такой принцип был взят на вооружение правительством Китая в 1970-х гг., когда была провозглашена политика «один ребенок – одна семья». Такое контролированное планирование рождаемости только через 20 лет стало приносить результаты, но проявились диспропорции в половой структуре. Мальчиков рождалось больше, а девочек все меньше. Из-за этого мужчины не могли найти себе пару для создания семьи. С 2016 г. было разрешено иметь двое детей в одной семье, но не больше. Исключением являются случаи многоплодной беременности.

Что не учитывал Мальтус?

При разработке своей теории, ученый не учел много факторов, которые влияют на количественный и качественный показатели процесса народонаселения. К таким факторам относятся:

Дальнейшее развитие взглядов Мальтуса

Эволюция теории

Выделяют классическую концепцию, делающей акцент на том, что все попытки преумножить средства для существования людей, закончатся провалом, поскольку потребители все равно будут появляться снова и снова; и неомальтузианства. Течение возникло в конце 1890-х гг., и было представлено союзами, обществами и различными лигами. Главными положения обновленной концепции Мальтуса были:

Источник

Томас Роберт Мальтус и его теория народонаселения

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье мы поговорим об известном экономисте 18 века — Томасе Мальтусе. В статье вы узнаете кто такой Томас Мальтус и чем он известен в экономике, также рассмотрим его краткую биографию и основную суть его идей и теорий, включая философию роста населения. Обо всем этом и не только в сегодняшней статье.

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

Содержание статьи:

Кто такой Томас Мальтус?

Томас Роберт Мальтус был известным британским экономистом 18 века, известным своей философией роста населения, изложенной в его книге 1798 года «Очерк принципа народонаселения». В нем Мальтус предположил, что популяции будут продолжать расти до тех пор, пока рост не будет остановлен или обращен вспять из-за болезней, голода, войны или бедствий. Он также известен разработкой экспоненциальной формулы, используемой для прогнозирования роста населения, которая в настоящее время известна как мальтузианская модель роста.

Суть идей Томаса Мальтуса

В XVIII и начале XIX веков философы широко полагали, что человечество будет продолжать расти и склоняться к утопизму. Мальтус опроверг это мнение, утверждая, что слои населения в целом всегда были бедными и несчастными, что эффективно замедляло рост населения.

Наблюдая за условиями в Англии в начале 1800-х годов, Мальтус написал «Исследование природы и развития ренты» (1815 г.) и «Принципы политической экономии» (1820 г.), в которых он утверждал, что имеющихся сельскохозяйственных угодий недостаточно, чтобы прокормить население. увеличение мирового населения. Мальтус определенно заявил, что человеческое население увеличивается геометрически, в то время как производство продуктов питания увеличивается арифметически. Согласно этой парадигме, люди в конечном итоге не смогут производить достаточно пищи, чтобы поддерживать себя.

Эта теория подверглась критике со стороны экономистов и в конечном итоге была опровергнута. Несмотря на то, что человеческое население продолжает расти, технический прогресс и миграция привели к тому, что процент людей, живущих за чертой бедности, продолжает снижаться. Кроме того, глобальная взаимосвязанность стимулирует поток помощи из богатых продовольствием стран в развивающиеся регионы.

В Индии, которая может похвастаться вторым по величине населением в мире, Зеленая революция в штате Пенджаб помогла прокормить растущее население. В западных экономиках, таких как Германия, которая пострадала во время Второй мировой войны, рост населения не препятствовал развитию.

Известный натуралист Чарльз Дарвин частично основал свою теорию естественного отбора на анализе роста населения Мальтуса. Более того, взгляды Мальтуса возродились в 20 веке, с появлением кейнсианской экономики.

Когда Мальтус поступил на факультет в качестве профессора истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании в Хейлибери, это было первым случаем, когда термин «политическая экономия» был введен в академических кругах.

Биография Томаса Мальтуса

13 февраля 1766 года Мальтус родился в известной семье недалеко от Гилфорда, графство Суррей, в Англии. Мальтус обучался на дому до того, как в 1784 году был принят в Колледж Иисуса Кембриджского университета. Там он получил степень магистра в 1791 году и стал стипендиатом два года спустя. В 1805 году Мальтус стал профессором истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании в Хейлибери.

Мальтус стал членом Королевского общества в 1819 году. Два года спустя он присоединился к клубу политической экономии вместе с экономистом Дэвидом Рикардо и шотландским философом Джеймсом Миллем. В 1824 году Мальтус был избран среди 10 королевских сподвижников Королевского литературного общества. В 1833 году он был избран в Академию моральных и политических наук во Франции, а также в Берлинскую Королевскую академию. Мальтус также соучредитель Статистического общества Лондона в 1834 году он умер в Святой Екатерине, рядом с ванной, Сомерсет в 1834 году

Резюме

А на этом сегодня все про Томаса Мальтуса. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Теория народонаселения Т. Мальтуса

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтусаТомас Роберт Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической науки благодаря разработке нескольких важных проблем: теории воспроизводства, теории стоимости, а также закона, которому подчиняется динамика заработной платы («железный закон заработной платы»). Однако наиболее широкую известность ему принесла книга – «Очерк о законе народонаселения» (1798), где им был сформулирован и обоснован указанный закон. Книга была выпущена анонимно и вызвала «неисчислимые нападки» научной общественности. Через пять лет он выпустил второе издание своей книги, которое, по словам А. Маршалла, было построено «на таком большом количестве фактов и на столь тщательном их подборе, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».

Мальтус обосновал тезис о том, что бедность является не результатом плохого правления, неправильного распределения богатства и т. д., а следствием объективной причины – действия вечного естественного закона, согласно которому производство продуктов питания растет в арифметической пропорции, а население – в геометрической (удваиваясь каждые двадцать пять лет). Недостаточный рост производства продуктов питания Т. Мальтус связывал с действием «закона убывающего плодородия». В результате этого закона перманентно обнаруживается разрыв между потребностями общества в продуктах питания. Иными словами, все бедствия необеспеченного населения, нищета вытекают из естественных законов природы и не могут быть устранены на основе реализации тех или иных проектов переустройства общества. Т. Мальтус считал, что человечество стоит перед альтернативой: либо оно противопоставит инстинкту продолжения рода, естественному для всех животных, добровольное воздержание (добровольное самоограничение), либо рост численности населения будет сдерживаться губительными последствиями бедности – эпидемиями, болезнями, войнами, недоеданием, увеличением смертности. Выход из создавшегося положения Т. Мальтус видел в одном – сокращении роста численности населения. Идея Мальтуса подсказала Ч. Дарвину идею естественного отбора в животном мире. Однако применительно к человеческому обществу она, естественно, была оценена общественностью как антигуманная.

Разрешение противоречия между слишком быстрым увеличением численности населения и медленным ростом производства продуктов питания Т. Мальтус видел в сокращении рождаемости на основе либо соблюдения людьми нравственных принципов, добровольного самоограничения, либо ограничительных мер со стороны государства.

Оценивая теорию народонаселения Т. Мальтуса, следует обратить внимание на то, что, во-первых, как показывает исторический опыт, с повышением материального и культурного уровня народов рождаемость снижается без введения каких-либо ограничительных мер или нравственных запросов и, во-вторых, технический прогресс в производстве продуктов питания позволяет значительно повысить темпы их роста.

Источник

Контрольная работа: Теория народонаселения Т. Мальтуса

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

Тема: Теория народонаселения Т. Мальтуса

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.81K | Скачано: 187 | Добавлен 18.04.11 в 19:40 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Год и город: Архангельск 2010

Содержание

1. Основные положения теории народонаселения Мальтуса 4

2. Эмпирическое содержание теории 7

3.Теория оптимальной численности населения и прожиточного минимума заработной платы 9

4. Мальтузианство сегодня 11

Список литературы 14

Введение

Цель моей работы «Теория народонаселения Т. Мальтуса и ее значение в развитии экономической науки», заключается в том, чтобы раскрыть сущность и основные положения теории народонаселения Мальтуса, объяснить эмпирическое содержание теории и оптимальной численности населения и прожиточного минимума заработной платы, а также выявить особенности мальтузианства сегодня.

Томас Роберт Мальтус (1766 – 1634) – видный представитель экономической мысли начала XIX века в Англии. В 1798 году Т. Мальтус опубликовал книгу «Опыт в законе народонаселения». Для улучшения своего произведения он в течение 1799 – 1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом). [1, с.148-149]

Наиболее важный вклад Т.Р. Мальтуса в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Указанная взаимосвязь является двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывают воздействие на развитие экономики. [1, с.149]

1. Основные положения теории народонаселения Мальтуса

Теория народонаселения изложена т. Мальтусом в его работе «Опыт о законе населения» в 1798 году, и вторично, изданной автором с существенными изменениями в 1803 году.

Теория состоит из трех положений:

Вторым основанием теории Мальтуса стал закон убывающего плодородия почв. Суть этого закона заключается в том, что производительность сельскохозяйственных земель убывает со временем, и для того, чтобы расширять производство продуктов питания, следует осваивать новые земли, площадь которых хотя и велика, но всё-таки конечна.

Мальтус делает вывод о том, что «средства существования в самых благоприятных условиях для труда ни в коем случае не смогут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии». [2, с.342]

Таким образом, Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться. Однако в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении населения каждые двадцать пять лет в действительности не имеет места. Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными “преградами”, которые можно классифицировать следующим образом:

Нравственное обуздание: “Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния.

Пороки: “Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи”.

Несчастья: “вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод”. [2, с.343-344]

Тем не менее, численность населения всё же растёт довольно быстрыми темпами, так что проблема голода в судьбе человечества рано или поздно станет решающей.

Таким образом, для достижения баланса между темпами роста населения и обеспеченностью его необходимыми ресурсами, по Мальтусу, требуется принятие политических решений, направленных на ограничение рождаемости среди отдельных категорий населения. Впоследствии эти выводы Мальтуса подверглись суровой критике с самых различных точек зрения.

Идеи Мальтуса получили немедленный отклик именно потому, что были чрезвычайно просты и не требовали ни создания новой аналитической концепции, ни фактографических открытий. [2, с. 345]

2. Эмпирическое содержание теории Мальтуса

Мальтус приводил в защиту своей теории и логику, и факты, но и то и другое не слишком тщательно. Он не сомневался: то, что мы назвали первичной аксиомой, действительно верно. Мальтус сделал вывод, что при неконтролируемом размножении численность населения будет удваиваться каждые 20-25 лет; это означает прирост почти на 3% ежегодно.[1, с.151] В цивилизованных обществах уже давно темп прироста населения снижается, можно считать слишком смелым предположение Мальтуса о том, что темп в 3% будет всеобщим. Важнее, другое: он признавал, что в американских колониях не было снижения жизненного уровня населения. Из этого следует, что производство средств существования там тоже должно было расти средним геометрическим темпом в год. Однако этого он не признавал, настаивая, что «не известны случаи», чтобы производство средств существования росло сколько-нибудь устойчивым средним геометрическим темпом.

Отождествляя «средства существования» с пищевыми продуктами, Мальтус хотел показать согласно логике того времени, что быстро увеличивать производство продовольствия просто не представляется возможным, так как ресурсы земли ограниченны, а агрономические усовершенствования в сельском хозяйстве идут слишком медленно. Для подтверждения своей правоты у него была магическая формула: закон убывающего плодородия почвы. Но Мальтус не только утверждал, что приращение земельного фонда обходится все дороже, он еще полагал, что накопление капитала и изменения технологий никогда не смогут компенсировать ограниченность природных ресурсов. Однако для технического прогресса не существует закона убывающей эффективности. [3]

По существу, Мальтус противопоставил гипотетическую способность населения к росту в определенном темпе фактической невозможности увеличивать продовольственные ресурсы тем же темпом. Именно это положение является главным звеном в рассуждении Мальтуса о том, что рост населения не ограничивается ничем иным, кроме страха голода. Следовательно, давление населения на наличные продовольственные ресурсы существует всегда. В первом издании своего «Опыта» Мальтус именно это и утверждал. Но во втором издании он добавил ограничение: «нравственное воздержание от брака, не приводящее к беспорядочным удовольствиям. Под этим он подразумевает просто поздние браки и строгое воздержание в добрачный период, он порицал противозачаточные меры при любых обстоятельствах как «безнравственные». Это новое условие превращало теорию Мальтуса в нечто предельно обобщенное и столь же пустое: улучшение условий жизни доказывает, что нравственное обуздание препятствует росту народонаселения; ухудшение же условий жизни доказывает, что отсутствие благоразумия ведет к нищете и пороку. [1, с.151-152]

3. Теория оптимальной численности населения и прожиточного минимума заработной платы

Теория прожиточного минимума заведомо не годится для определения заработной платы в какой-либо конкретной ситуации из-за своей безнадежной неоднозначности: мы не можем знать, о каком отрезке времени идет речь. Например, если заработная плата равна прожиточному минимуму, это значит, что рабочие воспроизводят свою численность в пределах возмещения естественного выбытия: в каждой семье по двое детей (мы отвлекаемся от детской смертности). Но поскольку прирост народонаселения обычно составляет положительную величину и численность рабочей силы все время увеличивается, постольку «рыночный» уровень заработной платы всегда и в любой момент должен быть выше, чем «естественный» прожиточный минимум». [1, с.153]

4. Мальтузианство сегодня

Концепция оптимальных размеров населения — вещь, полезная для умственного развития, но от нее мало пользы для решения социальных вопросов. На практике проблема перенаселенности состоит не в том, чтобы убрать разрыв между реальной и оптимальной численностью населения страны, но в том, чтобы направить рост по какой-то оптимальной траектории во времени. Даже если бы удалось обнаружить, что данная страна, в какой-то момент оказалась перенаселенной, процесс движения к оптимуму может сместить самое точку оптимума; данная теория ничего не может сказать об оптимальном направлении роста и даже не гарантирует сохранение однажды достигнутого оптимума. Это напоминает проблему динамического равновесия в теории цен, и здесь такое сравнение особенно уместно, так как положительный темп роста народонаселения является, по-видимому, одним из обязательных условий достижения максимального дохода на душу населения, — в указанном смысле оптимальная численность населения есть неизбежно показатель динамический, а не статический.

Достоинство теории оптимальных размеров населения состоит в том, что она обеспечивает аналитическую основу, которая позволяет судить о «пере»- или недонаселенности. Но подобно мальтузианской теории она ничего не может сказать по поводу важнейшей проблемы факторов, определяющих рост народонаселения. Конечно, хорошо известно, что уровень санитарии и развитие медицины влияют на динамику смертности. Менее ясны законы рождаемости. Однако мальтузианская теория не дает возможности изучать уровень рождаемости в какой-либо связи с общепринятой экономической теорией, и на первый взгляд трудно понять, отчего позднейшие экономисты не следовали классическому способу объяснения динамики рождений. Отличительная особенность классической теории народонаселения состоит в том, что она рассматривает «производство детей» не как трату дохода на «потребительские блага» ради текущего удовлетворения души, а как вложения в «капитальные блага», которые принесут отдачу в будущем.

По мальтузианской теории получается, что потомство производится при постоянных издержках — повышение спроса на труд непременно создает дополнительные доходы, превосходящие эти издержки, и таким образом ведет к увеличению рождаемости. Но более реалистично предположить, что издержки «производства детей» возрастают как в смысле текущих затрат на воспитание ребенка, так и в смысле упущенного заработка матери. Рост народонаселения обычно связан с его сосредоточением в городах, где потенциальные заработки матерей растут, школьный возраст удлиняется, и все вместе увеличивает издержки на детей. В то же время ослабление семейных связей, сопровождающее процесс индустриализации, уменьшает ожидаемую отдачу от детей в виде их расходов на обеспечение родителей в старости. Если сопоставить постоянный рост расходов на воспитание детей со снижением ожидаемой отдачи, то не приходится удивляться тому, что в промышленно развитых странах рождаемость есть убывающая функция от национального дохода. Исходя из такого рода простейших соображений, можно было бы построить экономическую теорию роста народонаселения в духе классической экономической науки. [4, с.89-90]

Заключение

Никто из экономистов после Мальтуса, по крайней мере, до самого последнего времени, не пошел по его пути. Снижение рождаемости во второй половине XIX в. было объяснено внешней причиной: изменением «склонности к продолжению рода». На деле же экономисты попросту перестали заниматься исследованием законов народонаселения. В результате они оказались не готовыми к пониманию ставших крайне актуальными после второй мировой войны проблем перенаселенности слаборазвитых стран. Трудности, переживаемые многими слаборазвитыми странами в настоящее время, связаны с тем, что рождаемость у них высока, как в аграрных странах, а смертность низка, как в странах индустриальных.

Со временем, по мере экономического развития, эти трудности будут изживаться, как они были изжиты в промышленно развитых странах Европы, но несколько поколений жителей слаборазвитых стран еще будут стоять перед выбором: либо, по Мальтусу, рост их населения будет контролироваться голодом и болезнями, либо им придется, так или иначе, прибегать к сознательному ограничению рождаемости в конфликте с господствующими религиозными обычаями. Как всегда, у обоих вариантов есть разные приверженцы: неомальтузианцы стоят на том, что в отсталых странах все усилия экономической модернизации следует подчинить задаче контроля над рождаемостью и предпринимать только после успешного решения этой задачи, а некоторые марксисты и большинство католиков отвергают любые попытки контролировать рождаемость, считая этот контроль либо неэффективным без индустриализации, либо аморальным, по сути. [4, с.90]

Список литературы

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Теория» народонаселения Мальтуса

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».

Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии. Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три — как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым.

Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом. Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения.

Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс — это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.

«Главная и непрерывная причина бедности,— писал Мальтус,— мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание;— поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения».

Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения — она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.
Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» — воздержание неимущих от браков. Б болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.

Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.
Классики марксизма дали резкую критику этого «закона», показав, что сторонники его оставляют в стороне самое главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения — для рабочего класса, и она всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.

В связи с теорией народонаселения Мальтуса следует отметить самую характерную черту его «творчества», которая заключается в том, что у Мальтуса нет ни одной своей, оригинальной теории.

в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Смотреть картинку в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Картинка про в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса. Фото в чем суть вечного закона народонаселения т мальтуса

Несмотря на научную несостоятельность мальтузианского «закона» народонаселения и на очевидную нечистоплотность его автора, он имел шумный успех среди буржуазии и ее идеологов, поскольку в высшей степени удовлетворял их классовые запросы. Наиболее зловещую роль этот «закон» играет в настоящее время. Мальтузианство является одной из стержневых теорий современной буржуазной политической экономии, которую империалисты используют для идеологической подготовки войны и наступления на жизненный уровень трудящихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *