в чем суть цикла hadi
HADI-циклы
HADI-Циклы – важный инструмент для предпринимателей и маркетологов, помогающий развивать продукт и лучше его продавать. Они помогают в относительно короткие сроки увеличить необходимые метрики: посещаемость сайта, количество кликов по рекламному баннеру, конверсию и т.д.
Но HADI-циклы – это ещё и достаточно универсальный инструмент, который можно применять в том числе и в самообразовании. В статье мы не будем ограничиваться бизнес-сферой и рассмотрим способы использования HADI-циклов также и в области самосовершенствования.
Что такое HADI-циклы?
HADI – это аббревиатура, состоящая из слов hypothesis, actions, data, insights, которые переводятся как «гипотезы», «действия», «данные» и «выводы».
Суть HADI-циклов в том, что мы формулируем гипотезу, совершаем действие, направленное на проверку гипотезы, получаем какие-то данные, обратную связь, после чего делаем определённые выводы.
Схему цикла вы можете увидеть на картинке:
Со структурой цикла разобрались, теперь давайте рассмотрим каждый из шагов в отдельности.
Постановка цели
Да, этого пункта нет в цикле, но это очень важный момент, и на нём стоит остановиться.
Прежде чем формулировать гипотезу, нужно найти проблему, сформулировать цель и определить желаемый конечный результат. Цель лучше всего ставить по методике SMART.
Например, «больше продавать» или «стать умнее» – это очень размытые цели, тут сложно выдвигать конкретные гипотезы. И даже если вы это сделаете, вы всегда рискуете упустить что-то важное.
Поэтому лучше разбить такие глобальные цели на несколько частных и более конкретных. Например, «увеличить конверсию лендинга» и «повысить кликабельность рекламы в соцсетях» или «научиться быстрее читать» и «начать развивать творческое мышление».
Гипотезы (hypothesis)
После постановки цели цикла начинается выдвижение гипотез.
Гипотеза – это предположение о том, что нужно сделать, чтобы достичь желаемой цели. Например, для цели «научиться располагать собеседника» гипотезой может быть «если называть собеседника по имени, это будет увеличивать симпатию».
«Если …, то …» – это основная конструкция гипотезы. Отметим, что она может быть многоуровневой. Пример:
Если на сайте будет легче ориентироваться, количество заказов увеличится. Если упростить дизайн сайта, на нём будет легче ориентироваться. И далее гипотезы и с предложениями по упрощению дизайна.
Конечно же, гипотезы не стоит выдвигать наобум. На их проверку нужны время и силы, а если речь идёт о бизнесе, то вы ещё и рискуете деньгами. Поэтому каждая гипотеза должна быть на чём-то основана. На данных исследований, успешном опыте других людей, собственных аргументированных рассуждениях и т.д.
Также нет смысла тестировать какие-то очевидные положения. Излишне самоуверенным быть тоже не стоит, но и тратить время на проверку очевидно полезных нововведений с помощью HADI-цикла не лучшая идея. Иногда нужно сразу действовать.
Ещё на стадии формулирования гипотезы стоит задуматься о том, как вы будете её проверять. Если, например, вы хотите увеличить количество кликов на рекламный баннер, тут всё понятно: у вас будет доступ к детальной статистике. Но как вы будете оценивать свой прогресс в интеллектуальном развитии?
Старайтесь формулировать гипотезу так, чтобы её можно было хоть как-нибудь проверить, иначе весь HADI-цикл теряет смысл.
Действия (actions)
После того как вы выдвинули гипотезу, наступает время её проверить. Сделайте то, о чем вы говорили в гипотезе.
Но не проверяйте одновременно несколько гипотез, направленных на один и тот же результат. То есть если у вас есть две гипотезы, как увеличить уровень самомотивации, проверяйте их поочередно. Иначе как вы сможете отделить эффект одной гипотезы от другой? Откуда вы будете знать, какое именно действие принесло имеющийся результат?
Естественно, нужно следить и за всеми остальными внешними факторами. Например, если у вас возросла скорость чтения, это могло быть обусловлено не использованием какой-то техники, а лёгкостью текста.
Поэтому нужно следить за тем, чтобы кроме изменений, вызванных гипотезой, никаких перемен не было. Если таких условий добиться не удалось и есть вероятность влияния на результат внешних факторов, лучше перепроверить гипотезу.
Данные (data)
Итак, гипотеза сформулирована, действие совершено, что дальше?
Теперь необходимо получить результаты. Чтобы это сделать, нужно определиться с метриками. В сфере маркетинга тут всё просто: количество переходов по рекламе, количество продаж и т.д. – можно открыть статистику и узнать, есть ли положительные сдвиги.
В сфере самообразования тоже нужно стремиться выделять чёткие критерии успешности. Замеры скорости чтения, различные интеллектуальные тесты и т.д. Подумайте, как вы можете определить справедливость или ошибочность гипотезы.
В некоторых случаях имеет смысл получить данные несколько раз, т.е. несколько раз провести тестирование. Это требует больше времени и сил, зато полученные данные будет максимально точными. К таким многоразовым тестированиям целесообразно прибегать в случае проверки каких-то глобальных гипотез, введение которых меняет очень многое, а потому сделать ошибочный шаг недопустимо.
Выводы (insights)
Данные получены, каков следующий шаг?
Необходимо проанализировать результаты. Подтвердилась ли гипотеза? Или сейчас положительного результата нет, но вы поняли, что если немного модернизировать гипотезу, эффект будет?
Если да, нужно вводить соответствующие изменения. Если нет – оставьте всё как есть. И тестируйте другую гипотезу!
Если же вы заметили некий рабочий принцип, протестируйте несколько способов его реализации. Например, несколько техник структурирования информации для конспектирования, чтобы было удобнее повторять выученное. Если вы выявили, что структурирование, в принципе, полезно, тестируйте лучшие способы делать это.
Каждый раз задумывайтесь, действительно ли гипотеза оказалось ошибочной или она не работает в конкретных условиях, но, если изменить их, эта гипотеза даст положительный результат.
Не бойтесь возвращаться к старым гипотезам, если у вас появились идеи, как их можно доработать. Возможно, раньше у вас ничего не вышло, но если есть основания полагать, что в новом виде гипотеза сработает – нужно пробовать!
И ещё один совет напоследок: не зацикливайтесь на подтверждении гипотез. Да, выявить способ увеличить прибыльность своего бизнеса или сделать себя лучше, увеличить темпы своего развития – это всегда хорошо. Но самое главное – это внедрение рабочих гипотез.
Мало просто выявить, что гипотеза справедлива. Нужно выжать максимум из этой гипотезы, сделать так, чтобы она приносила максимальный результат. Каждая рабочая гипотеза должна работать на вас, а простое знание о ней ничего вам не принесёт.
Пример применения HADI-цикла
Итак, мы разобрались с тем, что такое HADI-цикл в теории. Теперь разберём пример использования цикла для саморазвития.
Некий мужчина хочет самостоятельно улучшить своё знание английского языка. Он разделяет эту глобальную цель на несколько составляющих: улучшить понимание на слух, увеличить активный словарный запас и научиться быстрее запоминать новую лексику.
Рассмотрим последнюю цель. Мужчина выдвигает две гипотезы.
Первая: если использовать метод фонетических ассоциаций, скорость запоминания слов увеличится. Гипотеза опирается на статьи, которые нахваливают метод, и отзывы людей, которые практикуют его.
Вторая: если повторять новые слова 5 и более раз в день в течение недели, они отложатся в памяти лучше. Эта гипотеза также опирается на статьи для изучающих английский язык.
Сначала он решает проверить первую статью. Он подготовил два списка слов. Они равного размера и равной сложности.
В первый день он попробовал выучить первый список обычным способом и замерил понадобившееся время. На следующий день он проверил, насколько хорошо их запомнил. После этого он повторил аналогичную процедуру с другим списком, уже используя метод фонетических ассоциаций.
Позже мужчина выявил, что скорость запоминания во время использования метода фонетических ассоциаций выше, то есть первая гипотеза верна. Он сделал вывод, что стоит запоминать новые слова в дальнейшем именно таким способом.
Чтобы проверить вторую гипотезу, мужчина опять подготовил два списка слов, оба он запоминал одинаковым словом, но один повторял регулярно в течение недели, а второй через час после запоминания, сутки, три дня и семь дней. Потом он неделю не повторял ни один из списков, после чего проверил, насколько хорошо он запомнил слова из них.
Оказалось, что регулярное повторение не дало значительного положительного результата, слова из обоих списков он помнил одинаково хорошо. Тогда он принял решение не повторять слова регулярно – это лишняя трата времени. Гипотеза оказалась ложной.
Резюме
HADI-циклы – это универсальный инструмент маркетинга и самосовершенствования, который включает в себя четыре этапа:
После прохождения всех этапов цикла вы, возможно, улучшите свой продукт (или сами станете лучше – смотря в какой области применяете это инструмент). Чем чаще вы прибегаете к использованию HADI-циклов, тем стремительнее вы развиваетесь.
Как вы убедились, HADI-циклы очень полезный инструмент, который имеет множество сфер применения. Подумайте, что в своей жизни вы хотели бы улучшить? Может быть, настало время выдвинуть и проверить первую гипотезу?
Кейс: как ускорить развитие проекта
В мае 2015 представители ФРИИ совместно с Ильей Красинским и Carrot Quest провели необычный воркшоп, главной задачей которого было улучшение юнит-экономики 5 стартапов. Что делали и как улучшали, читайте далее.
Ведущим спикером мероприятия был Илья Красинский (эксперт и тренер Акселератора ФРИИ, основатель AppCraft, ментор, коуч и предприниматель в Magic Ink).
Экономику стартапов поднимали за счет использования комплексного подхода, отработанного в Акселераторе ФРИИ на более чем 150 стартапов. Важную роль в этой методологии играют HADI–циклы. О них мы и хотим рассказать в этой статье, написанной на основе материала воркшопа.
Эту методику можно применить в любой сфере, но в первую очередь, она будет полезна, если вы интернет-маркетолог или основатель стартапа.
HADI-циклы
HADI циклы — это один из инструментов методологии, с помощью которой в Акселераторе ФРИИ успешно прокачивают стартапы. Суть HADI очень проста. Почти любое действие оказывает влияние на какую-то определенную метрику. Если изменения «прикрутить» к показателям заранее (сформулировать гипотезы), то весь процесс изменений будет контролируемым. Словом, вы будете понимать, как ваши действия повлияли на результат, и сможете быстро тестировать идеи, отбрасывая нерабочие.
Вот как выглядит HADI-цикл:
Записываем гипотезы, то есть изменения (ваши действия), которые могут улучшить показатели вашей экономики.
Например: “изменение заголовка увеличит конверсию в регистрацию на лендинге на 5%”.
В первую очередь, нужно генерировать гипотезы по тем показателям, изменение которых важно в ближайшее время. Это значит, что если есть проблема с конверсией в регистрацию, то необходимо генерировать те идеи, которые напрямую повлияют на этот показатель.
В начале каждого цикла (у нас это каждая неделя) берем несколько гипотез и начинаем их воплощать в жизнь. Например, мы переписываем заголовки, и добавляем туда выгоду для клиента.
Главная формула — делать быстро. Если изменение принесет пользу, улучшить его и масштабировать будет несложно. Главное в HADI — это оперативная проверка.
Начинаем сбор данных о показателях, на которые повлияет изменение. В нашем примере это конверсия в регистрацию.
Чтобы показатели отражали реальные изменения, выборка (количество посетителей за время тестирования) должна быть репрезентативной. Об этом подробнее поговорим дальше.
Анализируем, сработала ли гипотеза. Если да, то планируем ее улучшение, масштабируем.
Не все гипотезы будут подтверждаться. Чтобы не терять время на слабые гипотезы, можно использовать специальный алгоритм ранжирования, который мы разберем ниже.
Не проверяйте одновременно несколько гипотез, которые влияют на одну метрику, так как вы не поймете, какая именно гипотеза сработала, что изменило показатель. Например, изменили описание продукта на сайте и сделали другую систему оплаты. Количество покупок упало, почему? На этот вопрос ответ найти будет сложно.
О мероприятии и практике HADI
Команды с помощью мозгового штурма записали ряд гипотез, которые позже занесли в специальную таблицу.
Вера в эффект показывает, насколько команда верит в данную гипотезу. Сложность реализации отражает, как много ресурсов потребуется для проверки гипотезы (1 — просто, 5 — сложно).
Вот пример нескольких гипотез от разных команд:
Каждая команда сформулировала по 10 разных гипотез.
Чтобы продолжить работу, нужно выстроить гипотезы по приоритетности. Список должны возглавлять самые значимые гипотезы, а слабые должны отбрасываться (чтобы не тратить дорогое время на их проверку). Если вера в эффект низкая, а сложность реализации высокая, то стоит отложить такую задачу.
Далее стартапы в течение недели тестировали свои гипотезы (примерно по 2-3 гипотезы на каждую команду). Для объективности тестов всем проектам была поставлена задача: привлечь 3000 посетителей за неделю. При такой посещаемости доверительный интервал (погрешность) около 1%, а это значит, что если конверсия увеличится или уменьшится больше чем на 1%, то причина тому — наше изменение. Если менее 1%, то это просто погрешность: изменения повлияли незначительно.
Для большинства команд это было первым опытом работы с HADI-циклами. Кто-то проверил 2-3 гипотезы, кто-то успел только 1. Ряд гипотез подтвердились, а некоторые, наоборот, привели к обратному результату (показатели ухудшились).
Неделя — оптимальный срок для коротких итераций, в Акселераторе команды анализируют свои HADI-циклы раз в неделю на субботнем трекшн-митинге, и на нем же ставят план по тестированию гипотез на следующую неделю, это помогает им фокусироваться. Основная ценность для стартапа в том, чтокаждая команда быстро проверяет несколько идей и видит, какие из них работают. Также команда получает обратную связь, если при этом показывает свои результаты экспертам и другим командам в Акселераторе или на подобном воркшопе.
Пример работы с гипотезами от Carrot Quest
Небольшая вставка о нас, чтобы вы понимали нашу специфику.
Carrot Quest — это сервис для общения и управления пользователями на основе их поведения. Сервис, в котором вы знаете о действиях каждого вашего посетителя и используете эти знания для удержания и вовлечения его в покупку. Мы объединили самые-самые инструменты интернет-маркетинга: eCRM, онлайн-чат, всплывающие окна, email-рассылки и веб-аналитику. Наша целевая аудитория — это SaaS-сервисы, интернет-магазины и интернет-проекты.
Главной задачей для нас было увеличение конверсии в регистрацию, поэтому мы выстраивали свои гипотезы именно под этот показатель.
Вот работа над одной из гипотез:
Мы решили показать, что лидеры различных сегментов рынка уже используют автоматизацию маркетинга и персональные коммуникации в своих проектах. Нашли те компании, которые точно автоматизируют маркетинг, и использовали их названия в заголовке.
В этом заголовке названия компаний менялись (Ikea, Kaspersky, Intel и т.д.). Остальные заголовки и кнопки на странице мы тоже изменили.
В итоге роста конверсии в связи с этим мы не увидели. Поэтому уже тестируем следующие гипотезы. Если интересно, какие результаты получились в следующих тестах — пишите в комментариях, расскажем.
Читайте статью на ЦП, как мы управляем HADI-циклом в своей команде: Как организовать работу над SaaS-проектов в Trello. Методика отличная, с ее помощью мы сэкономили уже много времени и сделали ряд замечательных изменений.
Успешной вам работы с HADI–циклами и больших конверсий. Если у вас уже есть опыт — делитесь им в комментариях, обсудим вместе. Если есть какие-то вопросы, задавайте.
Что такое HADI-циклы и как их использовать с максимальной выгодой для бизнеса?
HADI-циклы используют в бизнесе, чтобы выстроить и проверить гипотезу. Это позволяет лучше адаптировать продукт под требования рынка и таким образом быстро раскрутить стартап или новый товар.
Разберем, как использовать HADI-циклы в работе, чтобы собрать максимум полезной информации и увеличить продажи.
Что такое HADI-циклы
HADI-цикл — это инструмент Agile, который позволяет проверить какую-либо гипотезу, отслеживая ее влияние на тот или иной показатель. HADI — аббревиатура, которая описывает все этапы работы и включает в себя цикл :
Если проверка гипотезы прошла успешно, руководитель может задуматься о том, как масштабировать изменения (распространить улучшения на другие рабочие процессы). Удобство тестирования с помощью HADI-цикла заключается в том, что вы можете легко оценить, как та или иная гипотеза влияет на конкретную метрику.
Юнит-экономика. Перспективность бизнеса на этапе идеи
Как заранее рассчитать прибыльность нового продукта, масштабировать бизнес и оценить эффективность его работы
Вывод продукта на рынок. Стратегия и интересные кейсы
Поиск идей для новых продуктов, способы анализа рынка, продаж, конкурентов и советы при выборе стратегии маркетинга
Кому и для чего стоит использовать HADI-цикл
Использовать HADI-цикл выгоднее всего стартапам. Этот метод исследования позволяет быстро протестировать гипотезу и своевременно внести изменения в работу, а для стартапов фактор скорости имеет решающее значение на рынке. Крупные компании же с помощью HADI-циклов могут протестировать новый продукт перед тем, как выводить его в массы.
Таким образом, HADI-цикл позволяет ответить на любой вопрос о потребителях: насколько актуален для них тот или иной товар, как наиболее эффективно организовать маркетинговую кампанию, какие показатели стоит подкорректировать и т.д. Главное — сформулировать гипотезу так, чтобы ответить на нее можно было только «да» или «нет».
Чаще всего с помощью HADI-цикла проверяют гипотезу в интернет-маркетинге. Обычно тестируют эффективность email-маркетинга, настройки SEO-оптимизации страниц, контекстной рекламы и прочее. В этих случаях в качестве показателей эффективности используют данные аналитики или те же показатели, что в интернет-маркетинге. Например, конверсию (процент пользователей, совершивших целевое действие, от общего числа посетителей ресурса).
Как проверить гипотезу с помощью HADI-цикла
Пример HADI-цикла. Формулировка гипотезы. Компания тестирует новый сегмент целевой аудитории. Цель теста: узнать, насколько клиентам будет интересен продукт компании. Для этого сотрудники компании проводят 25 встреч и делают 25 звонков клиентам из новой ЦА. Успехом будет считаться не менее чем пять покупок на определенную сумму.
Пример HADI-цикла. Оптимальный размер выборки. Создателю сайта нужно проверить, влияет ли новый заголовок на количество посетителей сайта. Цель эксперимента — привлечь три тысячи новых посетителей. Цифра выбрана так, чтобы погрешность измерений составила 1%.
Как увеличить доход своего бизнеса. Лучшие подходы к ценообразованию
HADI-циклы
HADI-цикл — простой алгоритм для проверки гипотез через действие, к получению данных и выводам. Это практика системного подхода, которой не хватает многим современным стартапам для быстрого и успешного развития.
Как с помощью HADI-циклов ускорить развитие проекта?
Суть Хади проста и гениальна одновременно. Каждое ваше действие влияет на тот или иной показатель. Правильно сформулировав и протестировав гипотезы, вы поймете, как ваши действия влияют на результаты и сможете оперативно проверять свои идеи.
HADI-цикл состоит из четырех этапов:
Давайте по порядку разберем каждый из них.
Что такое гипотеза и как ее поставить?
Простыми словами для тех, кто планирует использовать hadi-циклы, гипотезы — это предположения, которые еще не подтвердились.
Например, вы предполагаете, что изменив цвет кнопки с зеленого на красный, подтолкнете людей кликать на нее чаще. Или, что изменив заголовок лендинга, повысите конверсию на 5%.
Есть шесть золотых принципов, которые заставят гипотезу работать:
Какие действия совершать?
Итак, у нас есть гипотеза и на втором этапе мы начинаем воплощать ее в жизнь. Например, в начале цикла меняем цвет нашей кнопки или переписываем скрипт продаж. Главное, делать все быстро и четко, без лишних движений. Даже небольшие и, казалось бы, незначительные изменения могут повлиять на аналитику на этом этапе.
После того, как изменения внесены, а гипотеза запущена в работу — больше ничего не трогаем и наблюдаем. Начинается третий этап.
Как анализировать?
Третий этап в Хади — это сбор, проверка и анализ данных. Мы собираем все данные о показателях, на которые рассчитана наша гипотеза. Например, сколько клиентов перешло на сайт, сколько было продаж, насколько выросла или упала конверсия, сколько было регистраций и так далее.
На каждом этапе, где человек взаимодействует с продуктом, должен присутствовать триггер или определенное событие, которое можно зафиксировать, подсчитать и проанализировать.
Например, сколько людей нажало на красную кнопку или заполнило форму для регистрации.
Как делать выводы?
На четвертом этапе HADI-цикла мы проверяем, сработала ли наша гипотеза. Теперь мы точно можем сказать, повлияет ли она на ускорение развития проекта или от нее лучше отказаться.
Если гипотеза подтвердилась, можно запускать ее улучшение и масштабировать. Если нет, отказаться от нее, чтобы не тратить время на инструмент, который не влияет на развитие бизнеса.
Примеры HADI-циклов
Гипотеза | Действие | Аналитика | Выводы |
Если добавить в заголовок призыв к действию, это повысит интерес к странице | Написать заголовок с призывом к действию | Отследить количество переходов | Время просмотра увеличилось на 30%, но количество нажатий не изменилось |
Если запустить рекламу в Facebook, это повысит конверсию сайта | Запустить рекламу в Facebook | Отследить количество переходов | Конверсия увеличилась на 10% |
Если упростить контактную форму, это увеличит количество зарегистрированных пользователей | Упростить контактную форму для регистрации на сайте | Отследить количество регистраций | Количество регистраций увеличилось на 7% |
Область применения и использования циклов Хади в маркетинге
На практике HADI-цикл применяют в любой области маркетинга, где нужно найти лучшее решение среди множества вариантов.
Методология используется в онлайн и офлайн бизнесе, на любом этапе развития: от выявления потребителя до работы с мобильными приложениями, сервисами и посадочными страницами.
Hadi-цикл не просто влияет на ускорение развития проекта. Его задача — помогать любому предпринимателю, у которого есть перспективная идея и который хочет быстро развить ее в прибыльный бизнес. Ведь чем быстрее будут тестироваться гипотезы, тем больше шансов найти и внедрить нужные решения.