в чем суть термина развивающая функция обучения
В чем суть термина развивающая функция обучения
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Образовательная функция обучения
Обучение – это целенаправленное взаимодействие педагога и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащегося.
Необходимость комплексно реализовывать все компоненты содержания образования и направленность педагогической деятельности на разностороннее творческое личностное саморазвитие личности школьника, обусловлены функциями обучения – образовательной, воспитывающей и развивающей.
При этом образовательную функцию связывают с расширением объема, развивающую – с усложнением структуры, а воспитывающую – с формированием отношений.
Основной смысл образовательной функции заключается том, чтобы вооружить учеников системой научных знаний, а также умений и навыков, применения их на практике.
Научные знания состоят из фактов, понятий, законов и закономерностей, теорий, обобщенной картиной мира. В соответствии с образовательной функцией им необходимо превратиться в достояние личности, включиться в структуру ее опыта. Наиболее полной реализацией данной функции должна быть обеспечена полнота, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Конечный результат реализации образовательной функции – действенность знаний, которая выражается сознательным оперированием знаниями, способностью мобилизовать предшествующие знания, чтобы получить новые, а также сформированные важнейшие специальные и общеучебные умения и навыки.
Умение в качестве умелого действия, направляется четко осознаваемой целью, а основой навыка, то есть автоматизированного действия является система упрочившихся связей. Умения формируются как результат упражнений, варьирующих условия учебной деятельности и предусматривающие ее постепенное усложнение. Чтобы выработать навык необходимо многократное упражнение в одних и тех же условиях.
Готовые работы на аналогичную тему
Воспитательная функция
Воспитывающий характер обучения отчетливо проявляется закономерностью, действующей в любых эпохах и условиях. Воспитательная функция вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с этим она осуществляется и через специальную организацию общения учителя с учениками. Объективно обучение не может не воспитывать определенной структуры взглядов, убеждений, отношений и личностных качеств. Формирование личности вообще не представляется возможным без усвоения системы нравственных, этических и других понятий, требований и норм.
Обучение всегда воспитывает, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. В связи с этим реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета и отборе содержания основываться на правильно понятых задачах воспитания в зависимости от этапа общественного развития.
Развивающая функция
Как и воспитывающая функция, развивающая функция обучения объективно следует из самой природы этого социального процесса. Правильно выстроенное обучение всегда развивает, но развивающую функцию осуществляют более эффективно, если имеет место социальная направленность взаимодействия учителей с учениками на всестороннее развитие личности. Такая направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в понятии развивающего обучения.
В рамках традиционных подходов к обучению, осуществление развивающей функции сводят к развитию речи и мышления, так как именно развитие вербальных процессов наиболее наглядно выражает общее развитие учащегося. Однако истинный развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности в качестве целостной психической системы.
Связь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
Обозначенные функции обучения находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности: одна предшествует другой, представляя ее причину, а другая представляет следствие и условие активизации первопричины.
Функции обучения на практике реализуют:
Чтобы понять роль обучения в качестве средства образования, воспитания и развития человека, наибольшее значение имеет то, что это процесс не сводится только к овладению учениками знаниями и выработке у них практических навыков и умений.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения реализуются в единстве, что дает возможность говорить о них как о принципах педагогической деятельности, требующих специальных усилий педагогов для его обеспечения. В таком случае обучающая деятельность педагога должна проектироваться и осуществляться так, что ее содержательная и процессуальная стороны, которые реализуются в преподавании и учении, выполняли функции, которые определены потребностями личности, государства и общества.
В состав содержания образования, помимо традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включают также ряд элементов, отражающих опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к общественным ценностям. Все эти элементы передаются ученикам именно при осуществлении процесса обучения. При передаче опыта эмоционально-ценностного отношения, педагогом реализуется воспитывающая функция обучения. Именно в процессе обучения могут целенаправленно формироваться определенные качества детской личности.
Развивающая функция обучения
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, а также формирование опыта творческой деятельности.
Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.
Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную Направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение».
В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.
Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.; обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.
Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.
Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.
Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В дидактике имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д. Кабалевский, Б. Неменский, И. Волков).
Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Развивающая функция обучения: цель, основные принципы
Один из наиболее острых краеугольных камней раздела современной педагогики, излагающего общие методы обучения (дидактики) и педагогической психологии – взаимосвязь развития и обучения.
Анализируя большое количество информации теоретического плана по этому вопросу, в качестве практического примера можно использовать опыт бурно развивающегося сегодня направления дополнительного образования под названием детская мультипликация.
Пограничники у школьной доски
Всего за двумя буквами аббревиатуры ПО скрываются целые правоохранительные органы, пограничные отряды, производственные объединения, правовое и программное обеспечения и многое другое. Говоря же на педагогические темы, не обойтись без образовательного ПО – процесса обучения.
Именно так называется непрерывающаяся последовательность неких действий по обучению кем-либо кого-либо. Его субъектами являются обучающий и обучаемый. А для понимания механизма данного процесса важно следующее: когда усваивается какой-то элемент учебного материала, изменяются и все прочие элементы процесса обучения. Одно из его состояний переходит в другое. Динамично изменяются как содержание, так и цель образования, мотивы ученика и учителя, используемые средства и намечаемые результаты.
Вам будет интересно: Поводья: что такое, зачем нужны, какое значение имеет выражение «отпустить поводья»?
Педагогика считает: говорить про обучение можно тогда, когда организована и стимулируется учебная и познавательная работа ученика, нацеленная на постижение знаний, осваивание навыков. Параллельно определяются этические (нравственные) взгляды формирующейся личности и раскрываются творческие способности обучаемого.
И если уж вспоминать про ПО, то педагоги – те же пограничники, насмерть стоящие за детские души на рубежах света и тьмы, образованности и невежества, порядка и хаоса.
Детская мультипликация – дело хитрое
Вам будет интересно: Определение цилиндра. Формула для объема. Решение задачи с латунным цилиндром
Детям ПО мультипликации дает масштабные знания о кино (художественном, документальном, научно-популярном и, естественно, анимационном). Юные мультипликаторы осваивают не просто какие-то узкие навыки. За время работы над фильмом они выступают в роли сценариста, режиссера, художника, оператора, осветителя, монтажера, звуковика, кинокритика и т. д.
За счет такого раздольного поля проявлений творческие способности детей раскрываются наиболее глубоко.
Что касается этики, считается: знание визуального языка, приобретаемое в процессе такого ПО, позволяет ребенку, который уже завтра повзрослеет и станет самостоятельным, не потреблять шквал образов безо всякой критичности, подвергаясь не всегда полезным, но часто мощным влияниям. Мультипликационные педагоги обещают научить оценивать и выбирать информацию (как видимую, так и звучащую) и раскрепостить мышление молодого кинематографиста.
Педагогическая троица
Речь пойдет об образовательной, воспитательной и развивающей функциях обучения.
Для того чтобы личность ученика раскрывалась и полноценно социализировалась, процесс обучения должен выполнять три задачи. Это трио функций сложилось исторически:
Качественное выполнение образовательной функции обеспечивает овладение обучаемым навыками и получение опыта творческой деятельности.
Результаты воспитательной деятельности оцениваются по следующим критериям:
При рассмотрении развивающей функции процесса обучения обращается внимание на прогресс по таким направлениям, как:
Юные мультипликаторы образованы, воспитаны, развиты
Формированию вкуса способствует целое направление в ПО детской анимации – эстетическое отношение к миру. А социализация детей, которые постоянно участвуют в фестивалях, конкурсах, кинопоказах, проводят премьеры собственных фильмов и презентации кинопроектов, мастер-классы для сверстников, дает неизменно высокие показатели.
Развивающая функция обучения реализуется при ориентации на такие предметы, как сценическая речь и сценическое движение. Киношник – человек за кадром. Но это высказывание не про детей. Чтобы как следует озвучить фильм нужно говорить правильно, красиво, выразительно и убедительно. Умение вживаться в роль персонажа, осваивая его пластику, не просто поможет показать на экране верное запоминающееся движение, но и научит бывать «в шкуре» другого. Качество куда как полезное.
Птица-тройка мчится слаженно, если все движутся вместе
Готовясь к каждому учебному занятию, учитель, выражаясь образно, запрягает непременно всех трех коней описанных функций в единую упряжку урока, которая доставит подопечных в пункт под названием «Рост. Гармония. Базовая культура».
Три неразрывно связанные образовательная, воспитательная и развивающая, функции обучения реализуются многими компонентами процесса:
Триединая цель достижима при соблюдении требований к выполнению каждой из трех функций.
Предписания для исполнения развивающей функции обучения включают следующий список задач, на которые обращается особое внимание:
Кино – работа командная
В мультипликации развивающая функция обучения реализуется при ориентации процесса не столько на получение дипломов и призов, внимания к юному дарованию публики и СМИ, сколько мотивацию и активность. Этому способствуют разновозрастные группы в детских анимационных студиях, где старшие обучающиеся делятся опытом и предлагают помощь младшим. А те, в свою очередь, стремятся завоевать авторитет, прилагая максимум усердия и мобилизуя всю свою фантазию.
Кино является коллективным видом творчества в случае детей-творцов еще в большей степени, нежели у взрослых. Умение работать в команде, особенно для детей одаренных, ярких в своих проявлениях – это еще одно достижение развивающей функции обучения мультипликации.
Королева XXI века
Любая учеба сама по себе развивает. Однако, говоря о процессе обучения, отмечают, что развивающая функция обучения полноценно реализуется только в том случае, если весь ход образования специально направлен на развитие личности путем подбора соответствующего содержания и нового подхода к организации занятий с точки зрения дидактики.
И если образование в целом признает сегодняшней королевой свою развивающую функцию, то в дополнительном образовании на эту роль вполне может претендовать детская мультипликация.
Именно в ней развивающая функция обучения реализуется как нельзя более полно. Мультипликация синтезирует труд литератора, актера, режиссера, мастера изобразительных искусств, музыканта и знатока технических новинок. Все вышеперечисленное входит в программу занятий мультстудий. Недаром число их выпускников и «новобранцев» растет в современной России год от года.
Функции процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс обучения направлен на осуществление ряда функций:
Данные функции реализуются комплексно, но для того чтобы понять их практическую значимость в обучении, необходимо рассматривать по отдельности друг от друга.
Образовательная функция обучения
Образовательная функция обучения – направлена на формирование знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Знание – это процесс понимания и сохранения в памяти учебной информации в виде фактов, понятий, правил, формул, теорий и т.д., а так же последующее их воспроизведение.
В процессе обучения, все полученные учащимися научные знания должны стать их достоянием, войти в структуры жизненного опыта. Реализация данной функции способствует обеспечению полноты, осознанности, систематичности полученных знаний, их действенности и прочности. Важным является то, что одновременно с получаемыми учащимися знаниями по основам наук и видами деятельности, необходимо овладеть способами из осознанного применения и оперирования, с целью решения разнообразных жизненных ситуаций.
Умение – это способность оперировать полученными знаниями, выполнять с их помощью операции или действия.
По своей природе умения – это владение различными способами применения знаний в практической деятельности.
Умение позволяет использовать полученные ранее знания при выполнении заданий, упражнений, решения различных ситуаций, а также в решении практических жизненных задач.
Навык – это доведенное до автоматизма и совершенства умение, посредством выполнения однотипных задач и упражнений, выполнение которого не требует от исполнителя сознательной деятельности.
Навыки необходимы для того, чтобы полноценно и качественно занимается различными видами деятельности, не задумываясь над выполнением элементарных действий. Пример навыка – это письмо, чтение и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Умения и навыки могут быть общенаучные и специальные. Специальные включают в себя специфические умения и навыки, которые характерны для конкретной отрасли или учебного предмета.
Общенаучные умения и навыки необходимы каждому учащемуся, так как они имеют отношение к процессу изучения всех учебных предметов.
Таким образом, образовательная функция обучения включает в себя три взаимосвязанных между собой компонента – это знания, умения и навыки. Овладение ими является одной из основных целей процесса обучения.
Воспитательная функция обучения
Воспитательная функция обучения – направлена на формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания законов природы, мышления, нравственных и эстетических представлений, а также овладение правилами и нормами поведения в обществе.
Во время обучения формируются такие качества личности учащегося как социальное поведение, ценностные ориентации, мотивы деятельности и т.д.
Основные воспитательные возможности в процессе обучения заложены в учебном материале. В общем же каждый учебный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Это связано в первую очередь с тем, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны между собой. То есть при обучении происходит становление и развитие личности, воспитание в ней определенных качеств, необходимых для полноценного члена общества. Аналогично и в процессе воспитания осуществляется обучение учащегося, воспитание у него различных личностных качеств.
Все учебные дисциплины способствуют формированию и расширению мировоззрения учащегося, его кругозора, представление об общей картине мира, на основании чего вырабатывается личностная основа взглядов на собственную жизнедеятельность.
Воспитательное воздействие на ребенка в процессе обучения, так же оказывает личность педагога, сверстников, ближайшего окружения, психологический климат в коллективе.
Таким образом, обучение всегда воспитывает, но не всегда в нужном направлении и неавтоматически. Именно поэтому функция воспитания должна быть организована и реализована педагогом, исходя из поставленных учебных задач.
Развивающая функция обучения
Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция.
Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося.
Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося.
Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения.
Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся.
Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.
Таким образом, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала.
В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.
Необходимо отметить, что помимо рассмотренных образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимосвязаны и реализуются во всех его дидактических компонентах и на всех этапах обучения.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28 03 2021