в чем суть стратегии разрешения конфликтов сотрудничество
Стратегия сотрудничества в конфликте – в чём её суть и чему она приводит
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Конфликты – это не редкость в современном мире, где преобладают стрессы, нехватка времени и личные, а не коллективные соображения. Конфликты не обязательно должны восприниматься негативно, потому что, прежде всего, представляют собой фундаментальные различия во взглядах между различными сторонами.
Это хороший показатель, ведь не зря говорят, что в споре рождается истина. Только когда конфликт выходит за пределы объективного уровня и становится эмоционально детерминированным, конфликтующие стороны вступают на опасный путь.
Использование стратегии сотрудничество в первую очередь учит, как распознать конфликт на ранней стадии и как его можно целенаправленно разрешить. Хочешь узнать, как получить эффективный метод разрешения конфликтов и применить его на практике? Тогда читай дальше!
Сотрудничество при конфликте
Этот метод отличается тем, что участники конфликта не рассматриваются в качестве противников. Они – союзники, которые хотят найти решение, но при этом достичь своих целей. Часто результатом сотрудничества является компромисс, что говорит о том, что одна сторона попросту сдалась.
Однако, если использовать эту стратегию правильно, можно добиться результатов, которые будут выгодны для всех. Главное правило: при конфликте никто никому не враг. Сотрудничество позволяет разрешать конфликты на ранней стадии. Поскольку оно предусматривает открытое общение и общую цель, то сложная ситуация не успевает перерасти в спор.
Как определить, что ситуация является конфликтной
Первый шаг в разрешении конфликта методом сотрудничества – всегда идентифицировать его как конфликт. Если проблема остается незамеченной слишком долго, она покидает объективный уровень и может быть разрешена только с помощью извне. Это не всегда возможно, особенности в личных вопросах. Но как вообще человек может распознать конфликт и заявить о нем?
Конфликты очень разнообразны и могут иметь место на рациональном фактическом уровне, эмоциональном уровне или уровне социальных отношений. Хотя фактические конфликты с различными интересами обычно можно быстро выявить, социальные и эмоциональные споры часто имеют более глубокие причины на межличностном уровне.
Типичные сигналы конфликта включают, например:
Это может проявляться через жесты и мимику, поэтому важно быть внимательной к окружающим. Подобные сигналы помогают определить, что назревает конфликт, и даже предотвратить его.
Использование стратегии сотрудничество: конкретные шаги
Оптимальный совместный подход к целенаправленному разрешению конфликта зависит от текущего состояния конфликта. Исследователи определили три уровня эскалации и обнаружили, что возможности для совместного решения конфликта уменьшаются по мере увеличения уровня.
В то время как первый уровень конфликта по-прежнему характеризуется преимущественно объективным и фактическим обсуждением, партнеры переходят к эмоциональному, личному управлению конфликтом на втором уровне. С этого момента конфликтующим сторонам становится все труднее разрабатывать совместную стратегию разрешения конфликта. По этой причине также важно, чтобы не вовлеченные третьи стороны конструктивно участвовали в разрешении конфликтов и предлагали помощь.
Для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, нужно создать определенные условия для общения:
Стратегии поведения в конфликте
Противоборствующие стороны садятся «за один стол»
Первым шагом в разрешении конфликта всегда является установление диалога между вовлеченными сторонами. Если стороны уже покинули объективный уровень и уже не видят в другой стороне союзника, общение оказывается непростым.
Поэтому порой рекомендуется привлекать не вовлеченную в конфликт третью сторону в качестве посредника в случае конфликта определенной степени. Посторонний должен уметь самостоятельно выяснять интересы и налаживать диалог.
Определяется причина конфликта
Второй шаг – проработка различных интересов конфликтующих сторон. При этом они должны пролить свет не только на фактический уровень разногласий, но и на эмоциональные триггеры. В случае серьезных социально-эмоциональных причин конфликта снова рекомендуется использовать посредника.
Изменяются точки зрения
Испытанная и надежная, но требовательная методика – это изменение точки зрения. Обе стороны конфликта пытаются поставить себя на место другого и понять его аргументы.
Если оба собеседника готовы и хотят пойти на этот шаг, будет укреплено взаимопонимание и быстро найден выход из конфликтной ситуации.
Формулируются способы разрешения конфликта
На четвертом этапе на основе полученных знаний разрабатываются подходы к разрешению конфликтов. Решения должны быть сформулированы на фактическом уровне. Никто не должен быть явно ущемлен.
Выражается готовность к возможному компромиссу
Важнейшей предпосылкой разрешения конфликта является взаимная готовность к компромиссу. Решение, устраивающее всех, возможно только в том случае, если обе стороны готовы немного отклониться от своей точки зрения ради своего союзника.
Оцениваются стратегии решения и совместно выбирается лучший вариант
При использовании стратегии сотрудничество цель состоит в том, чтобы найти решение, с которым согласны все стороны конфликта.
Чтобы избежать дисбаланса между сторонами при оценке решения с самого начала, здесь также имеет смысл использование посредника. Или стоит хотя бы записывать то, к чему стороны пришли при обсуждении.
Наиболее многообещающее решение должно быть сформулировано участниками-союзниками в результате открытого диалога и обеспечено конкретными задачами и временными планами. Это обязательно нужно зафиксировать.
Стратегия решения применяется на практике
Последний этап этой стратегии разрешения конфликта обычно самый трудный. Здесь важно реализовать найденное решение и постоянно следить за прогрессом.
На этой фазе необходимо, чтобы общение так же дружески продолжалось и разговор возобновился, как только план по каким-то причинам перестанет исполняться.
Целевое разрешение конфликтов как основа для устойчивого сотрудничества: разработка стратегий разрешения конфликтов очень сложна, особенно в случае тупиковых споров между сторонами с отличительными чертами характера. Основным требованием для решения проблемы является готовность обеих сторон разрешить конфликт и начать беседу.
Во многих случаях использование третьей стороны доказало свою эффективность. Целенаправленный подход к выявлению конфликта и разработке стратегии является обязательным.
С другой стороны, конфликты всегда открывают перспективу беспроигрышного решения для обеих сторон. Если его проведение постоянно характеризуется определенной степенью самоконтроля, есть хорошие шансы на конструктивное разрешение. В лучшем случае, благодаря этому обе стороны станут сильнее и даже смогут качественнее контактировать в будущем.
7 эффективных стратегий поведения в конфликте
Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.
И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.
А о том, как находить подходы к разным людям, налаживать связи, вы можете узнать на нашей онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации».
Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:
Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:
Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.
Основные стратегии поведения в конфликте
И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.
Соперничество
Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.
Основные действия человека при стратегии «Соперничество»
Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»
Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.
Приспособление
Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.
Основные действия человека при стратегии «Приспособление»
Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»
В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.
Избегание
Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.
Основные действия человека при стратегии «Избегание»
Плюсы и минусы стратегии «Избегание»
Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.
Компромисс
Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.
Основные действия человека при стратегии «Компромисс»
Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»
Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.
Сотрудничество
Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.
Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»
Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»
Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всех его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.
Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.
Дополнительные стратегии поведения в конфликте
Рассмотрим каждую из них отдельно.
Подавление
Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.
Основные действия человека при стратегии «Подавление»
Плюсы и минусы стратегии «Подавление»
Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.
Переговоры
Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.
Основные действия человека при стратегии «Переговоры»
Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»
Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.
Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».
В чем суть стратегии разрешения конфликтов сотрудничество
Доброго времени суток, уважаемые подписчики!
Сегодня я расскажу о стратегии сотрудничества при решении конфликтных ситуаций. Традиционно именно эта стратегия разрешения конфликтов считается самой оптимальной, т.к. предполагает поиск такого решения, которое целиком и полностью удовлетворяло бы обоих оппонентов. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Итак, стратегия сотрудничества , или поиск интегративного решения .
Предполагается, что обе стороны будут вовлечены в поиск такого решения. Оппонент, придерживающийся именно такой стратегии, определяет потребности участников, признает ценности других, равно как и свои собственные, отделяет проблемы от личности оппонента, ищет неординарные решения, способные удовлетворить все потребности, и не противоречащие ценностям оппонентов.
Если Вам не безразличны чувства оппонента, Вы рассчитываете на его добрую волю и вовлеченность в процесс решения конфликта, если у Вас тесные и длительные отношения с оппонентом, и обсуждаемый вопрос важен, то стратегия сотрудничества – для Вас. Если Вам необходимо найти общее и единое решение, а каждый из подходов очень важен и не допускает компромиссов, при этом Вы располагаете временем для решения конфликта – стратегия сотрудничества оптимальна.
Пример, ставший хрестоматийным. Два оппонента претендуют на один апельсин. При выяснении потребностей обнаружилось, что одному нужен сок апельсина, а другому – апельсиновая цедра. Так каждая сторона получила то, что требовалось именно ей.
Еще раз замечу, что стратегия сотрудничества возможна только при условии доброй воли и вовлеченности в процесс решения конфликта обеих сторон. Если один из оппонентов не заинтересован в сотрудничестве, то стоит подумать о том, чтобы применить иную стратегию решения конфликта.
В деловом контексте вариант интегративного решения может выглядеть следующим образом. Одна сторона предлагает другой совместный проект, имеющий общую конечную цель. Для реализации конечной цели надо совершить несколько действий или пройти ряд этапов. В действительности один из предварительных этапов и является настоящей целью первой стороны. И далее от ее доброй воли зависит, будет ли доведен проект до конца, и выиграют ли обе стороны, либо кто-то один останется в проигрыше. Поэтому от того, насколько четко сделана диагностика потребностей оппонента, зависит выбираемая стратегия.
Пример сотрудничества, когда одну из сторон назвать выигравшей ну ни как нельзя, описан в книге А. Воеводина «Стратагемы: стратегии войны, манипуляции, обмана».
«В начале двадцатого века одна японская фирма сделала в Европе заказ на изготовление корабля. После того, как была разработана и передана заказчику техническая документация, японская фирма, сославшись на какие-то детали, попросила размеры судна увеличить, а конструкцию изменить. Изменили. После повторного рассмотрения документации, вновь возникли дополнения. Появился очередной, уже третий проект. Всю проектную документацию европейцы делали за свой счет, рассчитывая получить прибыль от постройки судов. После принятия третьего заказа один из инженеров-проектировщиков был в Японии и случайно увидел судно точь-в-точь соответствующее первому варианту документации. Стало ясно, что японцев интересует не заказ, а проектная документация. Тем не менее, третий вариант был сделан и передан заказчику. Это было очень большое судно. Больше заказов не поступало. Через некоторое время в Японии состоялся торжественный спуск на воду большого океанского корабля. О нос корабля разбили бутылку шампанского, он плавно сошел в море. И перевернулся. Так закончилась эта история».
Вывод, который напрашивается из вышесказанного (для делового контекста).
Если Вы выбираете стратегию сотрудничества, то для Вас важно оценить реальные интересы и потребности – свои и своего оппонента – и только после этого предпринимать какие-либо действия по их стыковке.
Полагаю, что, прочитав все это, многие подписчики задались вопросом, а как определить, что именно нужно оппоненту.
Любая ситуация не существует сама по себе (см. рисунок ниже), а происходит в каком-либо контексте.
К контексту мы можем отнести: реальность, в которой происходит ситуация, и время – т.е. что-то происходит где-то и когда-то. Также любую ситуацию мы наделяем определенным смыслом. При этом разные стороны могут иметь разное понимание одной ситуации. Поэтому вывод может быть следующим: прежде, чем принимать решения, убедитесь, что Вы и Ваш оппонент говорите об одном и том же предмете относительно к одному времени и пространству.
Различные люди могут совершенно по-разному оценивать одни и те же действия, факты, явления. На одинаковые события возможны различные эмоциональные и поведенческие реакции. Одни и те же слова и термины в различных контекстах, у различных людей могут иметь совершенно не совпадающие значения. Но громадное число людей принимает свою внутреннюю систему терминов, оценок, установок, эмоциональных реакций как универсальную и идентичную для всех остальных представителей человеческого рода. В личных отношениях это приводит к массовым недоразумениям и конфликтам. В области государственных, военных отношений ошибки в этой сфере могут иметь значительно более разрушительный эффект. Очень показательный пример – неожиданное нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года.
На что стоит обратить особое внимание при анализе интересов сторон.
Что именно хочет каждая из сторон, и в какой форме. Вспомните «Приключения Тома Сойера » Марка Твена. Главный герой Том Сойер наказан. Наказание – побелить забор – совсем не нравится Тому. Соседские дети пришли посмеяться. Том делает вид, что красить забор – его любимое занятие. Он никому не может это право уступить. Ну, разве что близким друзьям и за небольшую плату. В результате право красить забор покупается в условиях жесткой конкуренции. Соседские дети уже не смеются над Томом, а платят ему за право поработать кистью. Содержание – наказание в виде покраски забора. Форма – делегирование наказания другим за определенную плату. В результате все довольны J
В бизнесе распространена ситуация, когда слишком занятый генеральный директор передает свои функции заместителю и позволяет ему принимать самостоятельные решения. Очень скоро, получив фактический контроль над организацией и почувствовав себя ее реальной главой, заместитель предпринимает действия по замене директора. Или начинает активно извлекать очень большую выгоду из сложившейся ситуации.
Однако очень многие годами следуют практике воспитания молодых свиней, надеясь, что из них, в конце концов, вырастут прекрасные благородные львы. Этого никогда не происходит. Зачастую через несколько лет рядом обнаруживается толстая зажравшаяся свинья, уверовавшая в свою гениальность и исключительность.
Другой аспект идеологии – р елигиозные учения, политические программы, социальные проекты, коммерческая и политическая реклама… Список можно продолжить. Но идеология – это такая штука, которая очень сильно влияет на поведение людей. Вспомните сказку про Нильса, который путешествовал с дикими гусями, играя на волшебной дудочке, собрал всех городских крыс и увлек их за собой. Крысы ничего не слышали кроме дудочки и слепо двигались за музыкантом. Нильс сел в лодку и, не переставая играть, поплыл от берега в море. Все крысы устремились вслед за ним и утонули. Приведенный пример, конечно, крайность, но если человек во что-то очень сильно верит, то ради этой веры он готов на многое. Почему так происходит?
Для кого-то репутация важна, для кого-то нет. Чаще всего репутацией и добрым именем дорожит тот, кто рассчитывает на долгосрочные отношения, для кого важно, чтобы его оценивали как хорошего человека, которому можно доверять. Однако еще раз хочется предостеречь тех, кто дорожит своей репутацией. Примеров злоупотребления теми, кто желает сохранить, в первую очередь, свое доброе имя, уже было приведено достаточно.
Риск – дело благородное, но неоправданный риск – дело опасное. Конечно, кто не рискует, тот не пьет … Д а и стоит ли рисковать, если на кону твоя жизнь?
Подумайте, что выиграете Вы, а что Ваш оппонент. Насколько соизмеримы Ваши выигрыши. Если Ваш выигрыш значительно превышает выигрыш оппонента, стоит задуматься о том, а что же еще может получить Ваш оппонент (возможно, не сейчас, а в недалеком будущем), т.к. если выигрыш не велик, зачем Вашему оппоненту вообще ввязываться в сотрудничество. Наконец, вспомните принцип финансовых пирамид: чем больше обещанный куш, тем меньше шансов его получить.
Часто преподаватели и тренеры о стратегии сотрудничества говорят как о наиболее оптимальной, а иногда – как о единственно верной для решения конфликтов. Для решения конфликта в личных и семейных отношениях это справедливо. Но это не всегда справедливо для деловой среды, где существует жесткая конкуренция. Однако я не хочу утверждать, что в деловом контексте не возможно применять стратегию сотрудничества вообще. Сотрудничество возможно, но при условии, что обе стороны действительно заинтересованы сотрудничать. Поэтому будьте бдительны.
В следующем выпуске я расскажу о способах поиска решений, которые устраивали бы обе стороны.
С уважением, Симакова Анастасия, психолог-консультант, бизнес-тренер.