в чем суть статьи раскольникова

Теория Раскольникова. Цитаты из романа

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:

Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:

Достоевский о теории Раскольникова

Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Источник

В чем суть теории Раскольникова из «Преступления и наказания»

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя.

Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения.

в чем суть статьи раскольникова. Смотреть фото в чем суть статьи раскольникова. Смотреть картинку в чем суть статьи раскольникова. Картинка про в чем суть статьи раскольникова. Фото в чем суть статьи раскольникова

Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Теория Раскольникова в романе Достоевского

“Тварь ли я дрожащая или право имею” — именно этой цитатой можно описать теорию главного героя романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова. Как видно из его слов смысл теории заключается в разделении людей на две части. На основе философии Раскольникова развивается сюжет романа.

Основой произведения Федора Михайловича Достоевского является преступление, совершенное из-за жестоких соображений главного героя. Почвой для них послужила окружающая нищета, бедность народа.

К первой группе, тварям дрожащим, Раскольников отнес самых обыкновенных людей. Они не отличались значительным состоянием, напротив, их жизнь была скупа и однообразна. Такие люди составляли основу населения. Они не ставят целей на жизнь, основная их задача — выживание, зачастую за счет горя других. У этого слоя нет моральных принципов: богохульство, разврат и алкоголь — их верные спутники.

Второй группе повезло больше. Родион считает, что представители этой части живут в абсолютно другом мире, где нет нужды и грязи. Их число невелико, однако их возможности в несколько раз больше, чем у других. Их руками вершится правосудие. По мнению героя беззаконие для тех, кто “право имеет” — обычное дело, которое необходимо осуществлять для блага людей.

По началу их действия вызывают бурную реакцию и искреннее непонимание у массы, но оставляют заметный след в истории, как Наполеон. Именно к таким деятелям правосудия относит себя главный герой романа. Чтобы удостовериться в работоспособности своей теории он совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу.

Теория рушится сразу после свершения убийства. Идея помочь множеству нищих путем убийства состоятельной старухи оказалась неудачной. Кроме того, после встречи с Лужиным и Свидригайловым Родион осознает, что взгляды собеседников на жизнь схожи. Он стал похож на людей, которых не хотел видеть в своем мире.

По мнению Раскольникова, те, у кого есть “право”, могут избавиться от них. Но, размышляя о содеянном, он приходит к выводу, что они наиболее близки к его философии. А те, кто дорог сердцу — семья, Мармеладовы — по его собственному учению относятся к “тварям”.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс.

Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов.

Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа.

Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов.

Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Сочинение про теорию Раскольникова

Произведение Федора Достоевского “Преступление и наказание” рассматривает тяжелый личностный конфликт главного героя – бывшего петербуржского студента Родиона Раскольникова. Нищета на протяжении уже долгого времени рушит жизнь его и всей его семьи.

Много раздумывая о том, как же изменить такое положение вещей, Раскольников написал статью, выдвинув идею о том, что всех людей можно условно поделить на высших, героев, которые влияют на ход истории, совершают великие дела и всех остальных людей, являющихся для них лишь средством, материалом, “тварями дрожащими”.

Все, что имеют право делать последние, являясь жалкими и недостойными членами общества, это послушно жить и закона не нарушать. Эти самые законы для них как раз и создает первая категория, “собственно людей”, имея таким образом неограниченное влияние над основной массой.

Теории Родиона Раскольникова не зря уделяется так много внимания при изучении романа “Преступление и наказание”. Она, фактически, стала элементом, порождающим тему произведения. Раскольников, несмотря на то, что как он, так и его семья, были нищими и несчастными, совершает убийство, а затем и двойное убийство, вовсе не по этим причинам.

Во всем он руководствуется своей собственной теорией. Основным мотивом совершения Раскольниковым преступления как раз было выяснить, принадлежит он к разряду дрожащих тварей или все-таки право имеет.

Деля всех людей на разряды (первый и второй, низший и собственно людей), Родион мучается вопросом, к какому же из них принадлежит он сам. Собственно, чтобы узнать это, он и решается на убийство.

Интересней всего перед читателем предстает исход данной проверки. Раскольников, веруя в истинность собственной теории, убивает богатую старушонку. Но значит ли это, что он априори принадлежит к той высшей категории людей, которые правят миром и творят историю?

Настоящему Наполеону не нужна была бы подобная теория или какие-либо оправдания своих же действий. Он не сидел бы часами, раздумывая и частично даже сожалея о содеянном. Так и выяснил Раскольников, что никакой он на самом деле не Наполеон, а лишь очередная дрожащая тварь, низший человек, совсем обычный и заурядный. Так и рухнула его теория.

Наказание

В теории, выстроенной Раскольниковым, юридическое наказание, суд не воспринимается карой за проступок. Конечно, Родион не хочет быть арестованным и судимым. Но избежав наказания буквой Закона, герой не сумел избежать наказания совестью.

Совесть – судья и палач в одном лице, совесть – страшнее каторги, ведь от нее не скрыться, не сбежать.

Убийство словно сводит на нет положительные качества Раскольникова. Родион из нигилиста становится раскаивающимся преступником, обращающимся к Богу. Это – основное доказательство неправильности убеждений главного героя, неправильности теории Раскольникова.

Уроки, вынесенные после прочтения «Преступления и наказания»

Причины и последствия проступка

Читательские мнение разделяется, когда речь заходит о причинах, толкнувших Раскольникова на совершение преступления: первая версия говорит, что исток проступка – нищета, вторая же – теория главного героя.

Вы сюда попали не зря! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием поучительного рассказа “Мальчик у Христа на елке” Федора Достоевского

У Раскольникова есть собственная классификация людей: герой делит представителей человеческого рода на «низших людей» и «собственно людей». Себя герой, безусловно, относит к «собственно людям», то есть тем, кто ведет и задает тон, «право имеет».

в чем суть статьи раскольникова. Смотреть фото в чем суть статьи раскольникова. Смотреть картинку в чем суть статьи раскольникова. Картинка про в чем суть статьи раскольникова. Фото в чем суть статьи раскольникова

Впрочем, Раскольников отвечает не на все вопросы, касательно его теории. Например, Порфирий Петрович, следователь, спрашивает главного героя, есть ли критерии, чтобы отличить «собственно людей» от «людей низших», но Родион не дает на этот вопрос ответа.

Страшные последствия теории Раскольникова

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления.

Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии.

Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Размышление о теории Раскольникова

Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников живет в бедности без всякой надежды на светлое будущее. По своей сути он человек совсем неплохой – добрый, умный, отзывчивый. Но сжатый тисками суровой реальности Раскольников доходит до изнеможения и отчаяния.

Эти обстоятельства порождают в герои бесчеловечную теорию, согласно которой все люди на Земле делятся на две группы – «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Последние вправе совершать преступления, если они оправдываются великой целью.

На такое могут пойти только люди особые, необыкновенные, в руках которых сосредоточена власть, которые достигли больших успехов в науке, религии. Они не только вправе, но даже обязаны идти на радикальные меры, чтобы достигнуть цели, имеющей значение для всего человечества.

Теория строится на утверждении, что всеобщее благо можно достичь только путем истребления меньшинства. Герой ставит над собой эксперимент, пытаясь выяснить, к какой из двух категорий он относится сам. Он склонен причислять себя к «право имеющим», но чтобы убедиться в этом, Раскольников идет на преступление.

Его цель – сделать мир лучше, избавить его от людей, подобных старухе-процентщице. Однако после совершенного убийства не последовал желаемый результат. Злодеяние не принесло никому абсолютно никакой пользы. С этого момента начинается развенчивание оказавшейся несостоятельной теории Раскольникова.

Убийства положило начало душевным терзаниям главного героя. Каждый свой шаг он вынужден делать с опаской, рискуя выдать себя в любой момент. Эксперимент Родиона с треском провалился. Ему не удалось совершить злодеяние и сохранить при этом внутреннее спокойствие.

Он мучается от угрызений совести и, в конце концов, приходит к выводу, что является обычным человеком, той самой «тварью дрожащей». Тяжелым грузом взваливается на него осознание бессмысленности столь и бесчеловечного жестокого поступка.

И все-таки окончательное понимание ситуации приходит к Родиону далеко не сразу. Он все еще продолжает считать свою теорию верной, а в том состоянии отстраненности и отгороженности от всего окружающего мира Раскольников не способен критически посмотреть на вещи, вырваться из цепкого плена собственных идей.

Единственное, что может его спасти, это добрый друг, который выслушает и поймет главного героя, тем самым облегчив его страдания. Таким человеком оказывается Соня Мармеладова, перед которой главный герой раскрывает свою душу. Он прислушивается к ней и в результате признается в содеянном.

За совершенное преступление ему воздается должное наказание. Оказавшись на каторге, Раскольников не сразу приходит к осознанию вины и раскаянию. Но доброта и духовная сила Сони Мармеладовой вразумляют героя и помогают отказаться от своих идей. Полное разрушение бесчеловечной теории происходит в последнем сне Родиона, где люди убивают друг друга ради достижения всеобщего счастья.

Итог всего этого – опустевшая мертвая земля. С этого момента начинается возвращение Раскольникова к жизни. Он приходит к пониманию, что все люди одинаковы, и все они заслуживают счастья, которого можно добиться, помогая своим ближним.

Роман Достоевского «Преступление и наказание». Идейная структура.

Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — главная часть — состояние души преступника. Это отразилось на структуре построения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, страхи.

Роман философский, «идеологический». Его герой – мыслитель, идеолог, он формулирует идею своего главного поступка, на его судьбе испытывается идея.

Писатель подчеркивал, что преступление Раскольникова не просто уголовное, а теоретическое. В эпилоге герой не признает свою идею неправильной, но и за топор уже не возьмется. Значит герой и его идея – не одно и то же, между ними есть дистанция.

Роман замешан на психологии поведения незаурядной личности в особенных, экстремальных обстоятельствах, здесь подробно и дотошно исследуются психология личностного выбора, философия и психология преступления. Через горький опыт героя утверждаются великая ценность жизни, незыблемость общечеловеческой морали.

На протяжении всего романа раскольников продолжает обосновывать свое преступление. Изощренное и упрямое обоснования «человек или тварь дрожащая, вошь или право имею».

Спор между головой и сердцем, теорией и человеческой природой, мыслью и психологией развертывается в герое.

Раздвоенность его характера – то жалость, то отвращение к людям. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в это же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильнее логически неуязвимой теории, что стало трагедией для Раскольникова. Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, кто нарушает закон, будет наказан самим собой.

Родион Раскольников как герой-идеолог.

Идеология Раскольникова «или тварь дрожащая, вошь, или человек – право имею». Он изложил ее в своей статье. То, что люди делятся на два лагеря – вошь и человек. И преступления Человека он оправдывает. Оказавшись на каторге, Раскольников переживает из-за своей «наполеоновской несостоятельности».

В романе Раскольников сам надумал свою идею, написал статью с ее обоснованием. См. вопрос 7.

Преступление и наказание». Система персонажей.

· Родион Романович Раскольников

, бывший студент, главный герой повествования.

· Пульхерия Александровна Раскольникова

, мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Санкт-Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, несчастье дочери, боязнь за жизнь и душевное беспокойство Родиона приводят её к болезни и смерти.

· Авдотья Романовна Раскольникова

Предана брату до самопожертвования. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Свидригайловым ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

· Пётр Петрович Лужин

– жених Авдотьи Романовны. «Лучше жениться на девушке, пережившей беду – чтобы она чувствовала себя обязанной мужу».

· Дмитрий Прокофьевич Разумихин

, бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют его заботу о нём. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.

· Семён Захарович Мармеладов

– бывший титулярный советник. Алкаш.

· Катерина Ивановна Мармеладова

· Аркадий Иванович Свидригайлов

, дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека, не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающегося об методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться её расположения посредством помощи Родиону не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на боязнь смерти, совершает самоубийство.

– покойная жена Свидригайлова.

· Андрей Семёнович Лебезятников

, молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.

, пристав следственных дел. Мастер своего дела, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова. Предложил ему самому признаться в убийстве, не имея возможности доказать виновность Родиона из-за отсутствия улик.

, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти».

, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания.

, доктор, приятель Разумихина. Самоуверен, знает себе цену.

· Заметов Александр Григорьевич

, письмоводитель в полицейской конторе, друг Разумихина.

Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

«…Раскольников единственный герой книги. Все остальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности » (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).

В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию.

В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.

Мармеладов – спившийся чиновник, основной идеей которого является не борьба

со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным.

Самоуничижение — вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница

приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может

противостоять своей слабости.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Сны Раскольникова и их значение в романе

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.

Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой.

Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.

Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.

Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.

Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.

Эссе про сны Раскольникова

Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях.

Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.

Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.

Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой.

Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *