в чем суть современного искусства
Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем
Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?
Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.
Что называют современным искусством в России и на Западе
В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.
Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.
Во всем виноваты импрессионисты
Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.
Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.
Модернизм
Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.
Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.
В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.
Сотворить заново!
Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:
Постмодернизм и contemporary art
В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.
В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.
Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.
Как понять современное искусство простому человеку?
Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.
Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.
Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.
Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.
Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.
Как разобраться в современном искусстве?
Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.
Зачем нам эти знания?
Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.
Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Виды современного искусства
А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.
Граффити и обратное граффити
Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.
Рисование на грязных машинах
То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.
Картины, написанные собственным телом
Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.
Жидкости тела (органические)
Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.
Мани-арт
Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.
Резьба по книгам
Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.
Боди-арт иллюзии
Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.
Тени в искусстве
Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.
Анаморфоз
Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.
Акционизм
Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.
Хеппенинг
Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.
Перфоманс
Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.
Фотореализм
Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.
Реди-мейд
Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.
Инсталляция
Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.
Статья о современном искусстве на Википедии.
Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.
Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.
Ваш комментарий Отменить ответ
Мистический Сергиев Посад. Паломничество в Лавру
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мятущийся гений Фёдор Гладков
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Мистический Петербург. Взгляд на город через призму Вечности
Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти
Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.
Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное
Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.
Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь
Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.
Мятущийся гений Фёдор Гладков
В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.
Ладислав Клима. В бездне свободы
Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.
Современное искусство: как понять и разобраться в тенденциях
Признаюсь, друзья мои, когда я выбрала эту тему для статьи, то даже не представляла себе насколько понятие «современное искусство» размыто и многогранно.
Если вы знакомы со мной и моим творчеством, то наверняка уже знаете, что я живу в городе Канны, на Лазурном берегу Франции, благодаря чему имею возможность посещать выставки современного искусства, которые проходят в Монако, Ницце и Каннах.
Надо сказать, что крошечное государство Монако имеет репутацию самого роскошного и гламурного места Европы, там проходят престижные фестивали, концерты и другие модные мероприятия. В этом году я была в Монако, где проходила международная выставка современного искусства. Несмотря на вирусную пандемию, приехали, прилетели все 200 участников выставки со всего мира!
На выставке современного искусства в Монако 2020
Мне посчастливилось посетить ее прямо в день открытия, более подробно о моих впечатлениях вы можете посмотреть в видео внизу. Хочу только заметить, что в день открытия выставки чувствуется особая праздничная атмосфера. Все художники наполнены надеждами, радостью и это так приятно ощущать.
Существует категория людей, которая считает, что хождения на выставки современного искусства – пустая трата времени и денег. Скорее, эта та категория, которая не проявляет интереса к искусству.
Если вы интересуетесь модой, то с удовольствием посещаете показ мод, следите за тенденцией, не так ли? Или любите кино, но поострее, авторское видение, как у Квинтена Тарантино или Гай Ричи. В мире искусства все тоже самое, просто выбираете те места, где есть интересующее вас искусство!
Если вы любите традиционное искусство, то ходите в музей,а если вас привлекает новое и современное, то заглянете и на выставку. А пока все по порядку, об отличительных чертах и особенностях современного арта.
Современное искусство, что входит в понятие?
Как вы понимаете, единого мнения на тему искусства современности нет, поэтому не существует и универсального определения. Считается, что все современное творчество, картины, скульптуры созданные нашими современниками в последние десятилетия, относится к понятию «актуальное или современное изобразительное искусство». Фраза в последние десятилетия тоже довольно размытая. Условно к искусству нашего времени или современному можно отнести все, что создано с конца 60-х годов прошлого века по наши дни.
Критики классифицируют современное художественное творчество как стиль модернизм, а вообще направлений и течений много, как и форм, в которых искусство подается зрителю. Это графика, скульптура, живопись и все многообразие, в котором проявляется творчество. На выставках можно видеть картины художников, самовыражающихся в разных стилях:
Например, немецкий современный художник Герхард Рихтер экспериментировал в своем творчестве с 1961 года и интерпретировал иначе формы, линии. Цитирую: «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, у меня нет программы, стиля или курса следования». Мыслил свободно, одним словом… Работал в стиле поп акт, абстракция, минимализм.
Современное творчество в картинах Герхарда Рихтера
Где проводятся самые престижные выставки современного искусства?
Пожалуй, самая известная выставка – это Венецианская биеннале. Участие в ней можно назвать вершиной творческой карьеры современного художника. Почему? Да потому что чем выше номинация выставки, тем большее количество ценителей и покупателей живописи она собирает. Высокий уровень у выставки – высокий рейтинг у художника. Проводится Венецианская выставка 2 раза в год. Думаю, об участии в подобной выставке мечтает большинство наших современных творцов.
Кроме этого, можно назвать еще одну выставку «Documenta», которая проводится в немецком городе Каселла только один раз в пять лет и число ее посетителей насчитывает около 900 тысяч человек. Кстати, здесь выставлялись известные художники, такие как Пабло Пикассо и Василий Кандинский.
Картина Пикассо на выставке в 1955 году
Они тоже оказали значительное влияние на современное искусство и изменили лицо арту. Вот еще интересный факт, само название выставки «Documenta» вымышленное слово. Тогда, в 1955 году организаторы хотели этим показать, что выставка своего рода свободная Арт- документация по современному искусству. Это еще и музей, вот фото внизу с лицами людей в военное время.
Также довольно популярные выставки современного искусства проходят в Стамбуле, Сиднее, Москве, Гранд-Рапидсе (США) и других городах мира.
Ну, если на такие мероприятия попасть сложно и затратно, то есть поскромнее вариант, ярмарки современного искусства. Они проводятся чаще, есть традиционные ежегодные, к тому же масштаб ярмарки более демократичен, чем биеннале. На ярмарке есть возможность приобрести картину обычному человеку, а не искушенному коллекционеру.
Вы хотите понять современное изобразительное искусство? А надо ли?
Как говорил великий Пабло Пикассо «Все пытаются понять живопись, почему они не пытаются понять пение птиц…». Поэтому, если вам выпало счастье попасть на выставку современного искусства, расслабьтесь и наслаждайтесь. Ведь среди разнообразных объектов современного творчества, картин и скульптур обязательно найдется то, что вас привлечет и зацепит, не требуя глубокого понимания. Тем более, что современные творцы пускаются на всякие хитрости, чтобы привлечь внимание зрителя.
Например, сочетают различные материалы в своих работах, делая своеобразный микс или придумывают свои, авторские техники живописи. В общем, на любом таком мероприятии есть на что посмотреть, полюбоваться, удивиться, расширить свое сознание и приобрести колоссальный заряд энергии:)
Кто покупает современный арт? И вообще покупают ли?
Конечно, покупают! Несмотря на баснословную стоимость объектов современного искусства их приобретают коллекционеры. Может, вы и не заметили, но в настоящее время своеобразный бум коллекционирования! Есть любители, которые просто инвестируют средства в предметы современного арта, а есть и такие, которые собирают коллекции по велению души, формируя небольшие художественные галереи.
Возможно, и те, и другие думают, что спустя несколько десятков лет эти картины будут восхищать зрителя, а также значительно вырастут в цене. Вспомните, как это часто бывает с живописью известных художников. Эх, тут так легко промахнуться!
Современное изобразительное искусство на международной выставке в Каннах/2017
На фото фрагмент из видео- обзора выставки в Каннах, посмотреть видео можно тут
А еще есть и другие потенциальные покупатели, обычные любители искусства, мечтающие приобрести картину для своей модной гостиной, бизнес-центра, кафе или просто в подарок.
Чем отличается современное искусство от другого?
Арт-бизнес, то есть покупка и продажа современного творчества и картин, построен на самых важных принципах рынка, главный из которых: у кого есть деньги, тот и заказывает тему. Получается, что мнение критиков живописи находится на второстепенном месте. А спрос, потребность покупателя – на первом. Это не хорошо или плохо, это просто современная реальность, которая означает, что тенденции развития определяются теми, кто покупает произведения арта.
Современное искусство- скульптура в картине
На фото фрагмент из видео- обзора выставки современного искусства в Каннах/2017
В этом современное искусство чем-то напоминает моду, очень важно поймать волну, догадаться что сейчас в тренде. Вот захотел покупатель приобрести декоративную картину с золотом, и ходит из одного салона в другой в поисках, как персонаж старой кинокомедии «халата с перламутровыми пуговицами».
Тут художник себе оставляет заметочку, что есть спрос на сусальное золото в живописи. Кстати, позолоту активно используют в картинах, это вы можете сами увидеть из видео- обзора в Монако. Я тоже люблю этот материал и использую его имитацию, то бишь поталь в своих работах. Причем не только в картинах, и в витражной тематике и в декоре мебели. Примеры моих арт наработок вы можете посмотреть в Галерее в соответствующем разделе.
Конечно же, декоративные картины с позолотой обязательно появятся на рынке, чтобы покупатель с радостью унес упакованную картину домой.
ВЫВОД. Сейчас искусства так много, есть из чего выбирать, на любой вкус и кошелек. Причем, замечу, что вышли из тени многие художники-любители и скульпторы, а продают не хуже профессионалов. На выставках многие признаются, что, например, скульптура была сначала простым хобби, потом человек увлекся настолько, что захотел поделиться своим творческим миром со зрителем.
Если посмотреть на историю искусства, то раньше были какие-то направление, например, барокко, и художники времен ренессанса писали в этом стиле. Можно сказать, что у каждой эпохи прослеживается свой стиль, этакое потоковое направления, то сейчас таких выраженных черт нет.
Сегодня каждый художник, пытается выразить себя и сделать то, чего до него не делали. Их можно разделить на два направления:
Мое видео Выставка Современного Искусства в Монако / Август 2020 — об искусстве, Монако и туннелях
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества похожих, сохраните ее себе в закладках. Она всегда будет у вас под рукой в нужный момент
Научитесь видеть прекрасное в двух мазках, или зачем нам современное искусство
Что такое современное искусство, как научиться его понимать, и почему не каждая «странная» картина — это contemporary art: беседуем с молодым искусствоведом.
Открываете очередной номер случайного журнала, сидя где-нибудь в салоне самолета или в кафе, натыкаетесь на новости об очередной сделке на аукционе, где картина «известного современного художника» сошла с лота за несколько миллионов долларов, и впадаете в ступор? Недоумению вашему нет предела, ведь картину привычной картиной и не назовешь: пара мазков, четыре точки, а то и вообще изрезанное полотно. Как это можно объяснить? Помочь разобраться в этой непростой ситуации с радостью вызвался молодой специалист, искусствовед, научный сотрудник Музея Модерна в Самаре, Ирина Свиридова.
Чтобы понять предмет, нужно определиться терминологически. И в связи с этим возникает вопрос: что, по-твоему, есть современное искусство?
Те, кто начинают заниматься искусством, рано или поздно в результате приходят к современности. Я сейчас буду немного занудной, и скажу, что мы будем говорить не о современном искусстве, а о contemporary art, потому что современное искусство – это то, что начинается с 60-х годов 19 века, с импрессионизма. Это уход от классической традиции, классических эталонов. А вот то, что сейчас происходит, — это contemporary art.
Мы живем в определенное время, и следовало бы жить в своем времени. Нам постоянно в университете твердили о том, что нужно слушать свою музыку, т.е музыку нашего времени, нужно читать свою литературу, чтобы не жить в прошлом, а знать, что происходит здесь и сейчас. Так же и с визуальным искусством.
И все же, что такое современное искусство?
Если говорить конкретно об определении, то это очень сложный вопрос. И я над этим думаю уже достаточно долго. Я бы сказала, что не только современное искусство, а в принципе искусство по стандартной формулировке – это отражение действительности в художественных образах. Т.е. это действительность, которую мы переживаем, но поданная через интерпретацию художника.
А как понять современное искусство обычному человеку? Зачастую такой человек приходит на выставку и видит, например, мусор. И не понимает, что это и как воспринимать? Приходит ли это с опытом или этому нужно учиться?
На самом деле, касаясь современного искусства, мы вступаем на достаточно скользкую дорожку, потому что сейчас искусства очень много. Если раньше всегда было одно какое-то направление, например, барокко, и ведущие художники писали именно в этом стиле, то сейчас такого потокового направления нет. И каждый человек, художник, пытается выразить себя по-особенному. Он пытается сделать то, чего до него не делали.
Я думаю, сейчас можно выделить два направления: это художники-исследователи (как раз именно такое после 70-х годов 20-го века и появилось), которые изучают социальные процессы, и результаты своих исследований они показывают в своем творчестве. И чтобы понять это направление искусства, нужно знать теоретическую базу. Автор выражает какую-то мысль, обычно она каким-то образом обоснована, и эту мысль нужно знать, чтобы понять суть происходящего.
И второе направление – это те художники, которые выражают свои эмоции, себя самого, свои чувства, переживания. И здесь уже нет никакой теоретической базы. Здесь все рассчитано на эмоции, т.е. то, как человек не мозгом, а чувствами это воспримет. Искусство ради искусства.
Что заставляет людей замирать перед произведением искусства?
В музее, где я работаю (Музей Модерна, Самара) несколько лет назад была выставка «Мир искусства» (это такая большая группа русских художников начала 20-го века). На эту выставку привезли большую скульптуру Врубеля, и есть даже видео, где показано, как одна пожилая дама минут десять стоит перед этой скульптурой. Она ее обходила, смотрела, как будто находилась в активном диалоге со скульптурой, и это вошло в архив нашего музея. Я считаю, что человек – это такой сгусток из воспоминаний, эмоций, знаний, из всего, что происходит вокруг него. Если человек замирает перед каким-то произведением, то он резонирует вместе с ним. Он находит в этом что-то созвучное его состоянию в данный момент. Если это касается современного искусства, то обычно это нечто невыразимое. Почему-то…почему-то хочется стоять и чувствовать, что это твое. Но есть еще один вариант: у каждого человека есть чувство внутренней гармонии, причем гармонии и формы, и цвета. Поэтому, скорее всего, человеку что-то кажется гармоничным в произведении, и это влияет на него.
Существует категория людей, утверждающих, что ходить на выставки современного искусства – это пустая трата времени и денег. Что специалист может ответить на эти реплики?
Я отвечу просто: изучайте историю искусства! Для обычных людей, которые так говорят, искусство заканчивается на Шишкине и Айвазовском. Того же Малевича они знают, но совершенно не понимают. Им необходимо, во-первых, понять то, что сейчас искусство отличается от творчества художников-реалистов 19-го века. Нужно принять для себя тот факт, что актуальное искусство — странное, пугающее, непонятное, есть и будет, и потом начать его изучать. В любом случае, все заключается в знании, и если у человека есть представления об истории искусства, то он более спокойно будет относиться к современным художественным процессам и будет хотя бы пытаться их понять. И это единственный совет, который я вообще могу дать таким людям.
Чем руководствуются художники, когда называют свои картины?
Я думаю, опять же, представлением, — что он хотел сказать в этом произведении. Вот есть какая-то мысль, и он выражает ее в художественном образе. Иногда мысль не умещается в этом образе, и тогда она распространяется и на название тоже. Реальность достаточно проста и более тривиальна. Иногда название придумывается где-то за несколько часов до открытия выставки.
Почему чьи-то картины, на которых изображена пара пятен или мазков, могут стоить миллионы, а чьи-то нет?
Да, это вопрос, который волнует многих. Обычно говорят — да мой пятилетний сын так же нарисует! Как раз в середине 20-го века встает проблема взаимоотношения творения и творца: это произведение — искусство, поэтому я художник. Или вот я назвал себя художником, и поэтому все, что я делаю – это искусство? И сейчас очень много зависит от личности художника. Это человек, которого критик, по сути, назвал художником, значит все, что он делает, является искусством. Любой человек может намалевать картину, но это не продастся, потому что сам человек не известен в арт-обществе.
Важным является творческий метод художника и то, насколько новаторским он оказывается. Допустим, Джексон Поллок с его абстрактным экспрессионизмом и техникой разбрызгивания краски. Он стал первым, вошел в историю, стал одним из самых знаменитых художников XX века, и как раз его работы продаются за баснословные деньги. Как, впрочем, и творчество Марка Ротко, которого обычно любят вспоминать «жители» социальных сетей. Все эти авангардные художники имели классическое образование, но они на этом не остановились, а пошли дальше, разрабатывали свое видение искусства. Если кто-то захочет повторить творческий метод Ротко или Малевича, то это уже, конечно, котироваться на арт-рынке не будет, потому что «такое уже видели».
Но ведь кто-то в арт-общество попадет, начиная с таких картин? Это что, везение?
Сейчас многое зависит от интерпретаторов и трансляторов, ими обычно становятся частные галереи, которые собирают вокруг себя художников. Они их часто выставляют, и обществу преподносят как настоящих мастеров. Так как галерист — профессионал в своем деле, то у обычных людей не должно возникнуть сомнения в таланте выбранного художника. Для такого искусства — лаконичного, непонятного, с виду простого — необходимо попасть в тренд. Искусство живет и развивается вместе с обществом, оно отвечает на запросы сегодняшнего дня. Если мы видим на картине круг и прямоугольник, то, скорее всего, только так возможно выразить все то, что происходит в современном художнику мире.
Как наткнуться на такого критика, который скажет, что это искусство?
Есть критики, которые сделали себе имя в арт-сообществе. Они уважаемы, к их мнению прислушиваются. Обычно достаточно много говорят и пишут, поэтому главное услышать. И его мнение многое решает. Но достаточно сложный процесс – сделать из человека художника. Например, Ротко все равно связан с абстракционизмом, и он стал одним из таких главных людей своего направления. Его заметил какой-то галерист, который начал выставлять, продвигать и продавать. Я думаю, что по большой части решает человек, который дает теоретическое обоснование. Талант тоже решает многое в современном искусстве. Это должно быть новаторским, новым словом в искусстве, еще одним шажком.
Как сегодня доносить сложный язык искусства до ленивого зрителя? И какие способы существуют?
А зачем? Я не понимаю, зачем всем людям любить искусство? Все знают, что есть литература, но не все любят читать или не любят определенный жанр. Самое важное, как мне кажется, это сделать так, чтобы человек именно принял искусство. Сейчас очень много холивара: зачем все это, это не нужно! Это нужно, потому что является отражением нашей современной жизни. Человек может не любить, и ничего страшного в этом не будет. На самом деле, мой не очень большой опыт показал, что доносить информацию можно лекциями. Читать информацию можно спокойно и в Интернете, но людям интересно послушать такого человека, который будет говорить простым языком, легко. Я постоянно шучу и обычно не говорю то, что мне неинтересно. Современное искусство требует знаний. Оно закодировано, и чтобы понять, нужно знать язык, код. И без этого никуда. Ленивым — только ходить на лекции, вот все, что могу посоветовать.
Любая система со временем претерпевает какие-либо изменения. Какой скачок ждет современное искусство, и как ты представляешь его в будущем?
Занимается ли сам искусствовед творчеством?
Обычно да. У меня подруга, с которой мы все 6 лет обучения прошли вместе, — художник. Ей это интересно и так она выражает свое отношение к миру. Лично мне это не то чтобы неинтересно, я просто не хочу идти в творчество. Я хочу заниматься теорией и критикой!
Будни российского искусствоведа. Какие они?
Искусствоведов сейчас много и они везде. Занимаются самой разной деятельностью. Я — научный сотрудник музея, поэтому в мои обязанности входит организация выставок. Я такой некий культурный менеджер. Пишу тексты, лекции. И лекции — это достаточно удачный проект, который город действительно поддержал. На каждую лекцию приходит около 20 человек и больше, чтобы просто послушать про искусство. Готовлюсь к этим лекциям, нахожу интересную информацию, чтобы простым языком донести до посетителей. Но в голове сейчас бюрократические штуки, потому что вся документация музея — одна сплошная бешеная отчетность. Это то, что сильнее всего мешает работе.
Ты, как молодой специалист, уже столкнулась с какими-либо проблемами. Что ты можешь выделить в категорию проблем на твоем месте работы?
Первое, что мне хотелось бы выделить, — это бюрократический аппарат. Если делать какое-то мероприятие, то обычно, когда ты доходишь до него сквозь экономистов, юристов и так далее, то от этого художественного проекта ничего не остается. Но сможем ли мы победить сейчас эту бюрократию? — вряд ли. Нужно пытаться абстрагироваться от этого. Второе — сейчас музеи, как и кинотеатры, должны зарабатывать. Очень плохая тенденция. Здесь музей направлен не на просвещение, а на рейтинги. И есть не явная, но достаточно сильная конкуренция между музеями. Это я считаю очень неправильным. Нужно создавать в городе такую культурную среду, чтобы человек выбирал не между музеями, а между, допустим, музеем и торговым центром. Очень хочется, чтобы люди больше проводили время, познавая что-то. Я нахожусь в этой среде, и знаю, что и где происходит, но до большинства людей не доходит эта информация. Мне кажется необходимым создание единой платформы, сайта, где будут сконцентрирована вся информация обо всех музеях города.
И, в-третьих, устойчивый стереотип, что музей — мертвое скучное место. Современный музей – это пространство, в котором можно интересно проводить время. Например, у нас большинство проектов направлено на молодую публику. Нужно доносить, что музеи — это нескучно, интересно, и даже «развлекательнее», чем кинотеатры. Наверно, это три главные проблемы.
Обложка: Смитсоновский музей американского искусства/©Wikimedia Commons.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.