в чем суть сказки а п платонова неизвестный цветок
Анализ сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
История создания
Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом. Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей. Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере. Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».
Жанр, направление
«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения.
Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.
Композиция
Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает. И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.
Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения. Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых. И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.
Краткое содержание
Маленькое семечко проросло на пустыре с бедной почвой, в таком месте, куда даже случайно никто не заходил. В середине лета маленький страдалец распустил причудливый венчик, и всё это время он отчаянно боролся за жизнь. Так можно кратко изложить первую часть литературной сказки.
Пионерка Даша понесла на почту письмо, которое написала своей маме, и по дороге думала о том, как сильно соскучилась. Почувствовав благоухание, девочка вспомнила, как мама рассказывала ей сказку о сыне розы. Он грустил по своей маме, а плакать не мог, и только ароматом выражал печаль.
Когда Даша вернулась в пионерлагерь, она рассказала ребятам о диковинной находке, и пионеры решили, что нужно удобрить пустырь золой и навозом. Они пожелали, чтобы не только растущие травы, но и семечки чувствовали себя вольготно и могли показать себя во всей красе. На следующее лето девочка вновь приехала в пионерский лагерь, и там она сразу пошла на пустырь, чтобы посмотреть, как чувствует себя всё живое на удобренной почве. Цветка она не нашла и решила, что он умер. Но были другие — почти такие же прекрасные, как тот.
Девочка расстроилась, но потом посмотрела по сторонам и увидела, что между двух камней вырос маленький цветочек, очень похожий на прошлогодний, только ещё лучше. Даша поняла, что семечко, оставленное «отцом», проросло и дало потомство.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.
Цветок | Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни. |
Даша | обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений. |
Главные герои
Главные герои «Неизвестного цветка» — красивое растение, выросшее на пустыре, и девочка Даша. Также есть второстепенные персонажи. Жизнь растения, наполненная борьбой, описывается с того момента, как на землю опустилось семечко, принесённое ветром. Оно долго лежало и готовилось прорасти, впитывая влагу росы. Наконец показались тонкие волоски, которыми семечко уцепилось за глину и камни.
Цветку было трудно выживать на пустыре, днём он питался тем, что приносил ветер, а ночью пил росу. Он трудился каждую минуту, а когда совсем не оставалось сил, засыпал. Бедному растению было грустно, и от недостатка пищи все жилки на листьях были разного цвета.
Как он выглядит, цветок не знал, да и не думал об этом. Он не сдавался и рос изо всех сил, ведь только благодаря большим листьям можно было выжить и набрать силы для цветения.
Второй образ — девочка Даша, которая с другими ребятами отдыхала в пионерском лагере. Как и все дети, она скучала по маме. Однажды, проходя мимо пустыря, девочка почувствовала благоухание. Она могла бы равнодушно пройти мимо, но вместо этого пионерка проявила интерес, нашла страдальца и заговорила с ним. Так Даша поняла, что необычному цветку требуется помощь, и если бы не она, он скоро выбился бы из сил. Сердце девочки отозвалось на страдания, которые испытывал яркий житель пустыря.
Когда лагерный сезон закончился и все уехали домой, пионерка не переставала думать о маленьком герое.
Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.
Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План
Рассказ — сказка Платонова Неизвестный цветок — это одна из последних работ автора, которая заставляет задуматься, которая навевает на мысли и показывает, насколько трудной может быть человеческая жизнь и насколько важна помощь неравнодушных. В произведении описывается стремление к жизни, описывается рост, трудности выживания.
Платонов Неизвестный цветок
Расказ Платонова «Неизвестный цветок» ведает нам об обычном цветке, но при этом цветок был не совсем обычным, ведь ему удалось вырасти среди пустыря, где нет живительной влаги, где нет питательной почвы. Просто случайно семечко упало в ямку между глиной и камнем. Но, растение настолько сильно хотело жить, что сумело не только прорасти, но и подняться к солнцу. Оно сумело, используя лишь утреннюю росу и пыль, которую приносил ветер, вырасти и обдать своим ароматом всю округу. Как раз аромат и привернул внимание одной девочки. Звали ее Даша и жила она в пионерском лагере.Она проходила мимо, а в руках было письмо маме. В тот момент девочке также было одиноко. Она скучала за родными и вот, увидела она прелестный цветок, который не смог ответить, как он назывался, потому что его «никто не зовет, он один живет». Не осталась равнодушной девочка, рассказала она о цветке друзьям-пионерам, которые сделали так, чтобы цветку было комфортно, чтобы почва стала плодородной и те семена, что упадут из цветка, проросли и из них выросли, а не погибли, прекрасные дети.
И семена проросли, в этом убедилась девочка на второй год, когда вновь пришла на бывший пустырь. Но, теперь здесь росли травы и цвели цветы, правда, прежнего цветка Даша не нашла, однако на его месте, рос его сын, еще более прекрасный и сильный, ведь рос он «из камня».
Платонов Неизвестный цветок главные герои
В произведении Платонова «Неизвестный цветок» два главных героя: цветок и Даша. Цветок — маленький, но трудолюбивый, в своем стремлении жить, сумел преодолеть трудности и расцвел.
Даша — трудолюбивая девочка, пионерка. Она неравнодушная и любит природу, поэтому не осталась в стороне и помогла со своими друзьями создать хорошие условия для дальнейшего существования бедного маленького, но такого прекрасного, цветка.
Платонов Неизвестный цветок главная мысль
Главной мыслью произведения Платонова есть то, что с помощью упорства. стремления, трудолюбия, мужества, будут преодолены все сложности, что встречаются человеку на пути.
1. Как появился неизвестный цветок 2. Сложная жизнь и борьба за выживание цветка 3. Девочка Даша 4. Помощь девочки и ее друзей 5. Преобразившийся пустырь и встреча Даши с потомком неизвестного цветка.
Проблемы
Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:
Смысл
Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.
Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими.
Анализ произведения Платонова Неизвестный цветок
С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины на просторах пустыря, напоминает судьбы людей, которые могут по-разному проявлять волю или бессилие в любых ситуациях. Растение любым способом старалось продлить свое существование, кропотливо собирая росу, закрываясь от ветра. Благодаря своему терпению и трудолюбию он расцвел.
За свое упорство цветок был также вознагражден встречей с доброй девочкой, которая с помощью своих друзей из пионерского лагеря, ухаживая за ним, создала условия для продолжения рода.
Неизвестный цветок погиб, так как законы природы всесильны. Но он оставил потомка – такой же цветок необыкновенной красоты посреди преобразившегося пустыря.
Сказочная манера повествования заставляет читателя о многом задуматься. В мире людей существует немало понятий – добро и зло, правда и ложь, труд и лень. Каждый из нас на своем жизненном пути выбирает себе то, что поможет достойно существовать. Так же как и цветок человек в силах проявлять столько упорства и трудолюбия, чтобы смог легко преодолеть любые преграды.
Сюжет показал, что любому человеку труднее справляться с трудностями в одиночестве. Ведь цветку даже ветер был помощником. Позже группа детей не осталась равнодушной к положению, в котором оказался безымянный цветок. Проявив заботу, чуткость они продлили жизнь уголку природы, в котором прекрасный представитель мира цветов оказался на грани вымирания.
Авторское участие в событиях рассказа очевидно. Он с жалостью относится к истощенному растению, будто протягивая руки к нему, желая оградить от бед. Он ласково называет растение «цветок-труженик», наделяя характеристикой «живой и терпеливый».
Таким образом, произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» — это глубокие переживания, размышления автора о том, что при желании можно преодолеть любое препятствие. И даже среди агрессии и тревог можно встретить сострадание, внимательность и доброту. Автор настаивает, что жизнь дана для того, чтобы дарить радость окружающим, не оставаться равнодушным. Отклик на чужую печаль поможет не только страдающему, но и подарит лучшие человеческие качества. В рассказе совершен добрый поступок. Именно поэтому, текст проникнут жизнелюбием («живым мерцающим огнем» радовал цветок автора).
Художественные особенности
Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»).
Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.