в чем суть садко
Главная мысль былины Садко
Былина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.
Главная мысль былины постепенно раскрывается по ходу действий. Садко часто был приглашенным гусляром на пирах бояр, но они, почему-то, перестали звать его больше. Это расстроило музыканта. Он пришел на Ильмень и стал исполнять печальную мелодию. Морской царь услышал его и сказал как может помочь ему.
Садко выигрывает спор с купцами и получает много дорогих товаров. Теперь он становится купцом, богатеет и строит дом. Этот эпизод доносит до читателя, что истинный талант всегда получает что-то хорошее, приятное. Иначе говоря, талант всегда чем-то награждается.
После полученного богатства Садко становится гордым. В нем просыпается сильная гордыня. Он стал скупать все товары, чтобы быть самым видным купцом, но в городе каждый день появлялись новые вещи. Автором эта перемена оценивается негативно. Это видно по действиям, следующим после.
Однажды корабль Садко следовал по морю, но Морской царь не хотел пропускать судно. Тогда Садко был вынужден спуститься к нему. Ему помог святой, в честь которого он воздвиг храм в городе.
Как это влияет на главную мысль? Автор доносит до читателя, что непомерная гордыня Садко наказывается. Морской царь, давший ему богатство, наказывает его за то, что купец хотел доказать свое превосходство, показать, что он лучше города Новгорода. Нельзя так пользоваться своими богатствами, говорит автор.
Важно и то, что Садко прибег к помощи святого. Это характеризует его как верующего человека. Поступок говорит о том, что Бог поможет исправить любую ошибку, победить горе.
Главная мысль былины состоит в том, что нельзя зазнаваться и ставить себя выше других. Это противоречит христианским ценностям, доброте.
2 вариант
Былины существуют на протяжении долгих лет, они передаются из поколения в поколение, вплоть до наших дней. Они часто описывают подвиги и великие дела, которые не под силу каждому человеку. Это истории о необычных людях — богатырях и народных героях, которые сделали невозможное. Одна из таких былин повествует о гусляре по имени Садко. Но в данной истории нет боев и сражений, что является заметным отличием, ведь в большинстве рассказов это является почти что обязательным.
Это история об обычном небогатом мужчине, который играет на музыкальном инструменте, обеспечивая таким образом себе жизнь. Однажды он встречает морского царя, и тот помогает Садко. Гусляр становится богаче, ведь теперь ему сопутствует сама удача. Но кое-что он все-таки не учел, свое везение мужчина обрел с помощью морского царя, а не сам. Ведь именно водяной черт научил его как правильно выловить рыбу, вследствие чего Садко смог выиграть спор с торговцами. Рано или поздно за все придется платить. Так и подошло время для главного героя, ведь морской повелитель не просто так помог. Когда Гусляр перебирался через море, то его перехватили. Может быть морской царь и не потребовал платы за свои действия, если бы не глупое желание Садко. Мужчине понравилось хвастаться и поэтому он решил, что и второй спор окажется для него легкой победой. Но не в этот раз. Излишняя уверенность подвела мужчину, и он проиграл. Он захотел скупить целый город, но не смог. Такое спонтанно-принятое решение почти всегда оборачивается крахом для человека, ведь необдуманные поступки часто приносят убытки. Иногда человек слишком себя переоценивает, что оборачивается против него самого. В итоге мужчина оказался в плену на дне морском. Но он смог убежать, конечно, но не без помощи.
Также читают:
Картинка к сочинению Главная мысль былины Садко
Популярные сегодня темы
Ненавижу октябрь! Холодное зыбкое утро, непрерывно моросящий дождь, облака под цвет асфальта. Грустно и печально. Лето ушло, и всё ближе и неумолимо приближается зима. Душу наполняет меланхолия
Что такое целеустремленность? Какого человека можно назвать целеустремленным? Этими вопросами задаются многие люди.
Одним из основных персонажей произведения является Алексей Нилыч Кириллов, представляющий философа-самоубийцу, разработавшего собственную теорию суицида.
Пушкин – самый любимый писатель, как в России, так и в ближнем зарубежье. Его произведения перечитывают по много раз, стихи легко заучиваются наизусть. С детства нам знаком его портрет: лицо с живыми ясными глазами, курчавые волосы, бакенбарды
Жанровая направленность произведения представляет собой романтическую прозу, в основу которой положены события реальной жизни с использованием писателем документов из архива парижского полицейского ведомства.
Краткое содержание «Садко»
Всего получено оценок: 4048.
О произведении
Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.
Предлагаем читать былину «Садко» в кратком содержании на нашем сайте. Представленный краткий пересказ былины подойдет для читательского дневника в 7 классе.
Место и время действия
События былины происходят ориентировочно в XI–XII веке в Новгороде и на море.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого, кроме яровчатых гуслей, ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч» и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что «в озере вода всколыбалася» и, испугавшись, возвращается в город.
Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь.
Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:
«Чем мне, Садку, пахвалятися?»
«А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!»
Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.
«На бессчетную золоту казну» построил Садко «тридцать черлёныих» кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками, набитыми красным золотом и чистым серебром.
Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:
Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.
Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь, Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.
Заключение
Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.
Рекомендуем не ограничиваться чтением краткого пересказа «Садко», а ознакомиться с полным вариантом былины.
Тест по былине
После прочтения краткого содержания былины попробуйте ответить на вопросы тест:
Тема былины “Садко”
«Садко» – история о бедном талантливом гусляре, игра которого поразила морского царя, за что он послал ему несметные богатства. Но когда Садко перестал платить оброк Царю, тот забрал его на дно морское. Садко сумел обхитрить Царя и вернулся на землю. Важной частью произведения является тема былины «Садко».
Тема былины
Былина Садко поднимает тему о жизни славян, а также о том, как важно сохранять здравый рассудок в любой ситуации. Талант Садко подарил ему расположение Морского Царя, и он обеспечил ему богатую жизнь. Но затем забрал к себе самого Садко. Гусляр, сохраняя остроту ума, смог обхитрить царя и выбрался обратно на землю. Также в произведении поднимается тема природы. Пустившись в пляс, Морской Царь забывает обо всем на свете, а на земле в это время от его танца творится настоящее стихийное бедствие. На помощь Садко и человечеству приходит святой Николай Можайский, который помогает Садко не только решить проблему потопа на земле, но и выбраться из пучины моря.
Замысел
Замысел былины в том, чтобы провести параллели между миром человеческим и миром природы. Природа способна наделить человека талантом, богатством, способна устраивать стихийные бедствия. Но так или иначе, человек сам в ответе за свою жизнь, свой выбор, свои действия. Это доказывает нам герой былины Садко, который смог из бедного гусляра превратиться в богатого купца, а потом выбраться со дна морского на родную землю.
Идея былины заключается в том, что силы природы и божественные силы способны помочь человеку во многом или же наоборот, лишить его всего. Но человек – тот, кто сам отвечает за свой выбор и вершит свою судьбу, даже если в ней принимают участие высшие силы.
«Садко» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
В Нижнем Новгороде живет гусляр Садко, который зарабатывает себе на жизнь выступлениями на пирах. Однажды бояре прогоняют музыканта, и он отправляется на берег Ильмень-озера. Грустный Садко перебирает струны гуслей, и его игра привлекает Морского Царя. Узнав о печалях талантливого гусляра, он дает ему совет – побиться с купцами об заклад, что он выловит из озера редкую рыбу с золотыми перьями.
При помощи морского владыки Садко с легкостью выигрывает спор и получает крупный выигрыш. Он становится именитым новгородским купцом. Однажды на пиру Садко вновь спорит с купцами, но проигрывает, и теряет почти все свои деньги. На оставшиеся сбережения он покупает корабли, грузит на них товар, и начинает торговлю с другими странами.
По пути домой корабли настигает сильная буря. Чтобы задобрить Морского Царя, моряки бросают в волны бочку с серебром, затем – бочку с золотом. Но стихия продолжает свирепствовать. Тогда моряки кидают жребий, кому принести себя в жертву Морскому Царю. Дважды жребий выпадает Садко. Купец оказывается в подводном царстве, где играет на гуслях. Микола Можайский дает совет купцу, как правильно себя вести, чтобы вернуться домой, а также какую жену себе выбрать.
Садко благополучно возвращается в Нижний Новгород, женится, строит церковь и зарекается выходить в море.
Легенда о Садко как отголосок чего-то очень давнего и реального
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.
До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.
Былина о Садко слагается из трех частей.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.
Это очень старая история…и не совсем новгородская
Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.
Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты. Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.
Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.
И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди!
Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».
Где на самом деле записана эта былина?
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение. Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.
Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани.
Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок.
Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка. Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
Это настолько старая история, что она вполне может оказаться правдой, свидетельством тех древних времен, когда люди и их возможности были другими.