в чем суть рефлексологии как научного направления
РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
нсологии, м.—Л., 1929; Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества, Сб., под ред. В. Бехтерева, М.—Л., 1929; Дернов а-Е рмоленно А., Рефлексологические основы педологии и педагогики, М., 1929; Корнилов, Рефлексология и марксизм, М.—Л.» 1927; ЛобачЯ. ишапиро Д., Высшая нервная деятельность ребенка школьн, возраста, Минск. 1930; Новое* в рефлексологии и физиологии, сб. 1—3, под ред. В. Бех- терева, М.—Л., 1925—.29; Опыт систематического исследования условно-рефлекторной деятельности ребенка,сб. 1, под ред. А. Иванова-Смоленского, М., 1930; Основные механизмы условно-рефлекторной деятельности ребенка, сб. 2, под ред. А. Иванова-Смоленского, М., 1930; Рефлексология и смешные направления, изд. Ин-та мозга, Л., 1930; Сеченов И., Физиологические очерки, физиология нервной системы и органов чувств, М. — П., 1923; он же, Рефлексы головного мозга, Л., 1926; Труды физиологического отделения Тимирязевского ин-та Ком. акад., М., 1930; Труды физиологической лаборатории акад. И.Павлова, т. I— IV, Л., 1926 — 32; Франкфурт Ю., Рефлексология и марксизм, М.—Л., 1926; Фролов Ю., Физиологическая природа инстинкта, Л., 1925; о н ж е, Педагогические процессы и условные рефлексы, М., 1928; Ц у р-Ш т р а с с е н, Поведение человека и животных в новом освещении, Л., 1925; Рефлексология или психология, Материалы дискуссии, проведенной методол. секцией Об-ва рефлексологии и неврологии •с 4 мая по 10 июня, Л., 1929; Ю щ е н к о А., Условные рефлексы ребенка, М. — Л., 1928. См. также лит. к ст. Невропатология, Поведение и Психиатрия. Н. Проппер.
Рефлексология (психология)
Рефлексология (объективная психология) получила развитие в 1900—1930 годы, главным образом, — в России, и связана с деятельностью В. М. Бехтерева, изложившего свои основные взгляды в книгах «Объективная психология» (1907 год), «Коллективная рефлексология» (1921 год), «Основы общей рефлексологии» (1923 год). Первоистоками рефлексологии считаются работы по рефлекторной концепции психики И. М. Сеченова и работы И. П. Павлова. Тем не менее, сам термин «рефлексология» закрепился за учением и научным наследием В. М. Бехтерева, который предлагал это наименование в качестве универсального названия интегральной био-социальной науки о человеке на основе учения о физиологических рефлексах. В своих наиболее экстремальных заявлениях в лице основных представителей рефлексологии в СССР эта научная дисциплина должна была заменить собой целый комплекс наук о человеке, включая в первую очередь психологию. Бехтеревской теории рефлексологии в 1920-е годы противостоял Лев Выготский, активно развивавший, впрочем, рефлексологические представления в рамках самозаявленной редукционистской и механистической «инструментальной психологии» периода 1920х. В число учёных-рефлексологов входили В. Н. Осипов, Г. Н. Сорохтин, И. Ф. Куразов, А. В. Дубровский, Б. Г. Ананьев и другие.
В 1929 году в Ленинграде при Государственном рефлексологическом институте мозга им. В. М. Бехтерева состоялась «рефлексологическая дискуссия» — дискуссия по темам «Рефлексология или психология» и «Рефлексология и смежные направления», ставившая цель преодоления механистической ограниченности концепции с позиций диалектического материализма. Однако вскоре в журнале «Психология» были опубликованы тезисы М. Р. Могендовича, который утверждал, что в рефлексологии «„империализм“ в отношении психологии покрывается марксистскими одеяниями». Ликвидация рефлексологии как предположительно самостоятельной научной дисциплины прошла в директивном порядке.
Возникнув в области физиологии и психиатрии, рефлексология распространилась и на другие научные дисциплины и связанные с ними общественные практики, такие как психологию, педагогика, социология и искусствоведение.
Несмотря на некоторые достижения по сравнению с бихевиоризмом (включение сознания в предмет психологии, признание в числе прочих и субъективных методов исследования, включая самонаблюдение, описание отношений между рефлексологией и психологией как отношений между механикой и физикой), в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.
Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.
Рефлексология (психология)
Рефлексоло́гия (от лат. reflexus — отражённый + греч. λογος — наука) — естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека. Рефлексология (объективная психология) ограничивалась изучением объективно наблюдаемых реакций организма животных и человека на внешние и внутренние стимулы, игнорируя «субъективные» аспекты индивидуального и коллективного сознания.
Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение.
Несмотря на некоторые достижения по сравнению с бихевиоризмом (включение сознания в предмет психологии, признание в числе прочих и субъективных методов исследования, включая самонаблюдение, описание отношений между рефлексологией и психологией как отношений между механикой и физикой [3] ), в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Рефлексология (психология)» в других словарях:
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
Рефлексология — (терапия) вид альтернативной медицины Рефлексология (психология) направление психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов … Википедия
рефлексология — (от лат. reflexus отраженный и греч. logos учение) естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 1900–1930 гг., главным образом в нашей стране, и связанное с деятельностью В. М. Бехтерева. Следуя за И. М. Сеченовым, Р … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
РЕФЛЕКСОЛОГИЯ — (от лат. reflexus отраженный и греч. logos – учение) наука, основанная на психологии и наблюдениях над поведением, объективное биосоциальное исследование человеческой личности в ее физически космической и социальной среде, по определению В.М.… … Философская энциклопедия
Психология поведения — Бихевиоризм (от англ. behaviour «поведение», ещё один вариант произношения: «би хэй вио ризм» с двумя ударениями) направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский… … Википедия
Рефлексология — направление в психологии начала ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
психология — ▲ общественная наука ↑ относительно, психика психология наука о психике человека и животных. психологизм. сердцевед. психолог (он хороший #. тонкий #). разбираться в людях. физиономист. читать по лицу. читать в глазах. видеть по глазам.… … Идеографический словарь русского языка
Психорефлексология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность рефлексологии и ее место в научном знании
Рефлексология известна как достаточно интересный подход к анализу и рассмотрению поведения человека с позиции его действий и психологического состояния в коллективе (коллективная рефлексология). Одним из первых данное понятие начал употреблять известный исследователь в области психологии, физиологии и психиатрии В.М. Бехтерев.
Согласно разработкам В.М. Бехтерева, которые он проводил в 20-е годы 20 века, коллективная рефлексология позволяет выявить, как и каким путем взаимоотношения отдельных людей в более широких общественных группах приводят к появлению социальных продуктов, которые выражаются в их совместной деятельности. Так, коллективная рефлексология – это соединение двух научных направлений:
Предметом коллективной рефлексологии является изучение и анализ деятельности коллективов и социальных групп, где индивиды внутри них объединены одной конкретной целью и идеей. При этом они не зависят от характера цели, поэтому их действия могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и зачастую эти действия производятся не под руководством разума, а под влиянием инстинктов и интересов личности.
Говоря конкретно о коллективе, В.М. Бехтерев характеризует его как собирательную личность. Таким образом, каждого индивида он представляет в виде среднестатистической единицы, которая и стала частью конкретной выбранной группы. При этом он различает два понятия: коллектив и толпа. И хотя внешние формы поведения, как в коллективе, так и в толпе могут быть сходными, но коллектив при этом не подавляет роли каждого участника, что и делает его собирательным механизмом («собирательный социальный портрет группы на основе личностных характеристик каждого элемента»).
Поведение коллектива зависит от нескольких условий. В.М. Бехтерев в своем фундаментальном труде как раз проанализировал несколько аспектов, которые регулируют отношения между индивидами внутри коллектива, массы или общей толпы. Так, он касается воздействия на массы лидеров, великих людей, которые считались таковыми в силу своих особенностей: власти, которая находилась в их руках, харизмы, умения убеждать идти именно за ними, а, в некоторых случаях, даже навязывать свою точку зрения.
Готовые работы на аналогичную тему
Рефлексология в системе психологической науки
Рефлексология сыграла очень важную роль в развитии психологии личности, а также психологии межличностных отношений. В.М. Бехтерев еще в своем труде под названием «Коллективная рефлексология» акцентировал внимание на том, что социальная психика оказывает особое влияние на поведение человека, а также на его отношения в условиях общения в коллективе.
В.М. Бехтерев мыслил о психическом исключительно как о субъективном, и по этой причине рефлексология в течение долгого времени отвергалась практически с порога как мнимый предмет психологической науки, который не имеет права на существование. Тем не менее, рефлексология именно благодаря В.М. Бехтереву стала признаваться в качестве науки о человеческой личности, которая исследуется и анализируется исключительно с точки зрения биосоциального направления.
Психология 20 века – это психология, которая акцентирует свое внимание на личности, а также на личностных формах поведения. В.М. Бехтерев принял решение продолжать данную традицию, но при этом он практически игнорирует тот факт, что, вместе с исчезновением психического у человека в целом исчезает любой смысл существовать как личность. Это связано с достаточно серьезной проблемой методологии, когда психолог предпринимает попытки на основе одного единого принципа вывести все многообразие психологического опыта и создать совершенно новое теоретическое направление.
Рефлексологическая теория – это, безусловно, научное направление, которое акцентирует свое внимание на четырех ключевых аспектах, которые и выражают ее психологическую направленность и проблематику:
Рефлексологическая теория полностью исходила из положения о том, что не существует таких процессов, как сознательных, так и бессознательных, которые бы не выражались в объективных проявлениях. Таким образом, любой замысел человека, пусть даже на инстинктивном уровне, рано или поздно будет выражаться в его действиях и поведении.
Таким образом, рефлексивная теория в качестве предмета своего изучения выделила все возможные рефлексы, которые протекают с участием головного мозга, что и является объединяющим фактором биологического и психологического направлений рефлексологии. При этом особую роль играет психика человека: его социализация, наклонности, целесообразность его действий в отношении других людей. Поэтому, в некоторой степени, рефлексология перетекает в другое направление – психорефлексологию.
По сути, замысел В.М. Бехтерева состоял в том, что на пике своего развития рефлексология практически полностью заменит психологию. Причем, смена произойдет с приходом науки о личности и о ее поведении, которое проявляется во всех ее действиях, развитии и жизнедеятельности. Также исследователи в области рефлексологии считали, что необходимо полностью отказаться от исследования человеческого сознания: достаточным будет анализ внешних проявлений личности, которые сводятся к условным или так называемым «сочетательным» рефлексам. Именно эти рефлексы в сочетании с влиянием внешней среды и образуют всю нервную систему человека.
Рефлексология
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность рефлексологической теории
Рефлексологическая теория выступает в качестве научного направления, которое возникло в начале 20 века благодаря разработкам В.М. Бехтерева. Впервые он изложил план построения данной теории в своей статье «Объективная психология и ее предмет», которая была представлена и опубликовала в 1904 году. Именно тогда рефлексологическая теория начала определяться в качестве нескольких направлений:
Изначально рефлексология возникла исключительно в рамках психологического знания, но затем вышла за его пределы. Она стала проникать в такие области, как педагогика, психиатрия, социологическая наука и, что немного удивительно, в искусствоведение. Сам Бехтерев объяснил это тем, что рефлексология имеет место быть в таких направлениях, как:
Стоит отметить, что пик популярности рефлексологической теории пришелся на период 20-х годов 20 века. Например, в 1927 году в некоторых университетах преподавание дисциплин психологического направления было, пусть и временно, но заменено преподаванием направлений и дисциплин по рефлексологии.
Рефлексологическая теория полностью исходила из положения о том, что не существует таких процессов, как сознательных, так и бессознательных, которые бы не выражались в объективных проявлениях. Таким образом, любой замысел человека, пусть даже на инстинктивном уровне, рано или поздно будет выражаться в его действиях и поведении. Таким образом, рефлексивная теория в качестве предмета своего изучения выделила все возможные рефлексы, которые протекают с участием головного мозга, что и является объединяющим фактором биологического и психологического направлений рефлексологии.
Готовые работы на аналогичную тему
По сути, замысел В.М. Бехтерева состоял в том, что на пике своего развития рефлексология практически полностью заменит психологию. Причем, смена произойдет с приходом науки о личности и о ее поведении, которое проявляется во всех ее действиях, развитии и жизнедеятельности. Также исследователи в области рефлексологии считали, что необходимо полностью отказаться от исследования человеческого сознания: достаточным будет анализ внешних проявлений личности, которые сводятся к условным или так называемым «сочетательным» рефлексам. Именно эти рефлексы в сочетании с влиянием внешней среды и образуют всю нервную систему человека.
Ключевые принципы рефлексологии
Рефлексология выдвинула сразу несколько принципов, которые в дальнейшем начали использоваться вне ее рамок. Например, первый принцип – это принцип личностного подхода к анализу и исследованиям человека и общества.
Суть данного принципа свелась к тому, что все, что может дать объективное и комплексное наблюдение за человеком, должно быть принято во внимание и зафиксировано. К таким элементам относится его мимика, жесты, уровень владения языком, а также особенности поведения человека, если он имеет какие-либо психические или физические недостатки (инвалидность).
Второй принцип – принцип патопсихологического исследования личности и общества. Данный принцип предполагал использование целого комплекса, который состоит из методик качественного анализа расстройств психики личности, личностный подход к исследовании человеческого общества. Также очень важным является соотнесение полученных результатов анализа с теми нормами, которые предполагаются для конкретного представителя гендера, возрастной категории, уровня образования и профессионального статуса.
Представители рефлексивной теории разработали множество методик, по:
Стоит отметить, что практически все эти методики вошли в число наиболее используемых уже в современном научном знании, например, в области психологии, патопсихологиии и психологии личности. Также разработаны особые требования к ведению эксперимента, методикам, которые сохранили свое значение для современной науки. Таким образом, они должны обладать такими характеристиками, как простота и портативность. Простота заключается в возможности решать поставленные задачи без необходимого опыта и знаний. Смысл портативности заключается в возможности ведения исследований непосредственно с объектом исследования, то есть вне лабораторной обстановки.
В работах, которые разрабатывались представителями рефлексологии, отражен достаточно богатый материал, конкретизирована информация о расстройствах восприятия и памяти, а также о мыслительной деятельности, воображении и внимании. Анализируется умственная работоспособность человека, возможность воспроизводить информацию и генерировать новые идеи. Результаты экспериментов, проводимых в рамках рефлексологии, сопоставляются с особенностями поведения больного вне ситуации эксперимента или ситуации, которая моделируется специально для получения наиболее конкретизированной и полной информации.
Патопсихологические методы, которые также разработаны в рамках рефлексологии, использовались и в детской сфере, в рамках судебной экспертизы. Результаты патопсихологических исследований позволили практически безошибочно установить психические отклонения в детской группе. Ключевая цель – выделить для них специализированные учреждения для коррекции проблем развития, а также контроля за такими детьми в целом. В.М. Бехтерев акцентировал внимание на изучении психически больных и считал это ключом к познанию внутреннего мира здорового человека.