в чем суть разногласий отцов и детей
Основной конфликт романа «Отцы и дети»: анализ романа Тургенева
Содержание:
Иван Сергеевич создал знаменитый роман в девятнадцатом веке. Работу над книгой автор начал в 1860, а уже в 1861 произведение вышло в свет. Тургенев поднимает важные темы, которые актуальны в наше время. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями возникает в каждой семье.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является социальное неравенство и социальные разногласия. Это одновременно конфликт сословий и поколений внутри каждого сословия. Писатель рассказывает о взглядах на жизнь четырех кардинально противоположных персонажей:
Основной конфликт романа «Отцы и дети» является скрытым. Он базируется на непонимании между молодыми и взрослыми героями, но в глубине присутствует спор между социальными слоями, семейными ценностями и воспитанием.
Основной конфликт романа «Отцы и дети»
Представители демократических взглядов – молодые люди, столкнувшиеся с проблемами крепостного права, бедности, социального неравенства. Дворяне – старшее поколение, привыкшие жить в достатке. Их устраивает нынешняя жизнь, поэтому они не видят смысла в отторжении устоявшихся принципов.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является противостояние между Евгением и Павлом. Они принадлежат разным сословиям, имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это объясняется не только разницей в возрасте. Базаров вырос в бедности, Кирсанов – участник ведущих светских мероприятий, модный франт, дворянин.
Аркадий – ребенок Петра, хоть и вырос в достатке, прислушивается к Евгению. Его восторгает прямота, сила, радикальность героя. Однако он не обладает теми качествами, которые есть у друга. Для него в приоритете остаются семейные узы. Перечислим основные причины споров в романе:
Евгений полностью отрицает моральные ценности, нравственные устои, государственные правила. Существующий уклад не принес ему счастья, поэтому он рьяно его отрицает. У Аркадия жизнь складывалась иначе, в нем нет столь жестокого отношения к власти, дворянству и традициям. Поэтому он продолжает семейное дело, отказываясь от радикализма Базарова.
Социальный конфликт в романе «Отцы и дети» – дворянство и разночинцы
Ключевыми участниками социального конфликта становятся два персонажа – Павел и Базаров. Отец Аркадия не участвует в постоянных спорах, он читает Пушкина, любит музыку. Младший Кирсанов в большинстве случаев тоже не принимает ничью сторону. В его глазах Евгений изменился, когда влюбился в Анну. Ключевые аспекты, которыми автор подчеркивает разницу между нигилистом и светским львом:
Разногласия между героями возникают на любые темы. Через описание спора Тургенев поднимает актуальные проблемы для русского общества:
Итоговое сочинение: Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
(513 слов) Конфликт отцов и детей — это вечная проблема, которая неизменно настигает каждое поколение людей. Всегда взрослые недовольны тем, что происходит в молодежной среде, хотя каких-то двадцать лет назад переживали то же самое, но в другой форме. Почему же так происходит? Суть противостояния заключается в том, что прошлое всегда отстает от будущего и не понимает его. А новые веяния не могут пойти на компромисс с тем, что уже есть, ведь иначе развитие замедлится. Эти закономерности более подробно описали знаменитые авторы в своих произведениях.
Рассмотрим один такой пример. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» проблема взаимоотношений представителей разных поколений выходит на первый план. Николай и Павел Кирсановы не могут понять Аркадия и Евгения, потому что новые взгляды слишком уж далеки от старых — привычных и признанных. Вот поэтому отцы пользуются нажитым авторитетом и пытаются диктовать молодежи, как жить и что делать. В ответ на это новые люди огрызаются и говорят о нежизнеспособности ценностей прошлого. Базаров проповедует нигилизм и отвергает все то, что принято уважать и возводить на пьедестал. Люди вроде него хотят построить свой мир по-иному, ведь видят все недостатки существующего порядка. Их взгляд на проблемы еще свеж, они не могут продолжать жить по-старому. Но и их предки не хотят капитулировать. Тот же Кирсанов не принимает новые правила игры, потому что умеет жить только по старым. Представители его поколения уже привыкли к тому, что есть, поэтому перемены им невыгодны, так как придется приспосабливаться с нуля, а для этого у них нет ни сил, ни желания, ни времени. В то же время в мире, где уже все разложено по полочкам, нет места новым обитателям. Молодежь с боем рушит прежние устои, чтобы создать условия для развития. Этим и объясняется то, что конфликт отцов и детей неизбежен. Противостояние поколений — это естественный процесс.
Не менее убедительный пример описал А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Чацкий, представитель нового времени, конфликтовал с фамусовским обществом, потому что люди прошлого не хотели развиваться и привели страну в упадок. Претензии Александра вполне обоснованы: и крепостное право, и взяточничество, и кумовство, и слепое подражание европейской моде плохо сказываются на состоянии России. Но каждый зрелый человек мог бы понять и даже, быть может, простить Фамусова и его компанию. Если в одночасье применить все то, что предлагает Чацкий, люди вроде Павла Афанасьевича останутся не у дел. Их некуда девать, им некуда деваться в новых реалиях, когда все их связи и незаконно нажитые капиталы останутся в далеком прошлом. Когда Фамусов отказывается слышать реформаторов и противодействует им во всем, он борется за выживание и преуспеяние. Но и Чацкий не может реализовать свой потенциал в фамусовском мире, поэтому он идет против него. Его дело правое, он чувствует, что служит справедливости, поэтому у него нет желания идти на компромисс с продажными, глупыми и алчными людьми. Их противостояние — это тоже борьба за место под солнцем. И молодому поколению суждено выиграть, правда, ненадолго.
Таким образом, конфликт отцов и детей неизбежен, потому что это часть естественной эволюции общества. Новые направления и тенденции вытесняют старые, чтобы сделать свой вклад и уступить место следующим шагам к развитию. Молодежь всегда будет вызывать гнев и неодобрение у старшего поколения, потому что она несет прогрессивные веяния, чуждые консерватизму «отцов».
Отцы и дети: почему считается вечной тема конфликта поколений
Вечные проблемы в литературе
Литература от начала своего развития до современного дня имеет ряд проблем, которые можно назвать «вечными» благодаря тому, что они волнуют сознание людей на протяжении многих веков. Проблемы добра и зла, поиска истины и смысла жизни были актуальны во все времена. Одной из таких проблем становится проблема взаимоотношений разных поколений. Многие авторы в основу своих произведении ставили конфликт «отцов и детей». А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» противопоставил Чацкого, представителя «века нынешнего», фамусовскому обществу, то есть представителям «века минувшего». Поднимали проблему взаимоотношений «отцов и детей» и Д. И. Фонвизин («Недоросль»), и А. Н. Островский («Гроза»). Однако всегда конфликты поколений оставались неразрешенными, поэтому они так волновали душу и писателей, и читателей.
Сочинение Вечен ли конфликт «отцов» и «детей»?
Конфликт «отцов» и «детей» — это проблема, которая стоит между людьми разных поколений. Мы можем наблюдать её на протяжении веков. Причиной этого конфликта являются разные взгляды на жизнь старшего и младшего поколения.
Я убеждена, что полностью избежать разногласий между «отцами» и «детьми» невозможно. Ведь мир не стоит на месте, а с ним и общество, наука, искусство. Следовательно, каждое поколение имеет свои ценности, интересы, которые зачастую противоположны интересам и привычкам старшего поколения. Многие русские писатели неоднократно поднимают проблему «отцов» и «детей» в своих произведениях.
Так, столкновение разных поколений мы наблюдаем в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» на примере Кирсанова и Базарова. Это люди разных поколений и абсолютно разных мировоззрений: Базаров – нигилист, он отрицает все ценности былого поколения: любовь, культуру, быт.
Кирсанов же «консерватор», для него точка зрения молодого Базарова совершенно неправильна, поэтому он всеми силами защищает свои жизненные устои. В итоге конфликт между ними так и остается неразрешенным, они не поняли друг друга. На данном примере хорошо видно, что конфликт между поколениями вечен, и исчерпать его врятли возможно.
Обратимся к другому произведению. Особо ярким примером конфликта «отцом и детей» являются отношения между Чацким и Фамусовым – главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий представитель «века нынешнего», очень умный и просвещённый молодой человек, который открыт для всего нового. Он выступает за отмену крепостного права, за развитие науки, считает, что богатство и авторитет не должны влиять на положение человека в обществе. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Фамусов же представитель «века минувшего» противник всего прогрессивного. Для него и всего фамусовского общества главную роль в жизни играют чины и деньги. Они строго придерживаются консервативных взглядов на жизнь. Фамусов отстаивает свои, а его взгляд единственно верные, устои и отрицает идеи Чацкого. Обратившись к этому произведению, мы еще раз убедились, что столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» неизбежно.
Рассмотрев примеры из литературы, можно сделать вывод, что конфликт «отцов и детей» вечен. Разница во взглядах и убеждениях есть, была и будет, ведь время идет – дети вырастают и приносят в мир что-то новое.
Полезный материал по теме:
Конфликт мировоззрений
Первым основанием того, что «отцы и дети» – вечная тема, служит то, что в основе конфликта поколений лежит конфликт мировоззрений. Общественная жизнь меняется, происходит смена потребностей и взглядов людей на свое существование. Поэтому происходит смена эпох, смена веков, когда сталкиваются мнения представителей и старого, и нового общества. «Новое» поколение утверждает необходимость социальных преобразований, а «старое» поколение с этим совершенно не согласно. Из этого выливаются противоречия в обществе и в политике.
Конфликт, лежащий в основе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», выходит за рамки семейного. Это спор взглядов дворянства и мировоззрений революционно-демократической молодежи.
Тема «отцов и детей» не выражает противоречия частных лиц, она не описывает конфликт отдельной семьи, а олицетворяет общественные отношения определенного периода жизни России. Конфликт поколений становится общим для всего общества, поэтому он так и ценен.
Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»? Итоговое сочинение
Проблема отцов и детей издавна считается одной из ведущих тем мировой литературы. Обращение к ней писателей разных эпох обуславливается ее актуальностью во все времена. Это не частный конфликт между родителем и ребенком, а проблема взаимоотношений разных поколений людей.
В отечественной литературе немало примеров произведений, посвященных данной тематике. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведение Н. Чернышевского «Что делать?» и многие другие.
Герой произведения И.С.Тургенева, Евгений Базаров, представитель молодежи, живущей по принципам нигилизма, отрицает «ветхозаветные» законы Кирсанова-старшего. Герои не могут примириться с столь разными взглядами друг друга на жизнь.
Почему же на протяжении столетий никак не может разрешиться конфликт отцов и детей? Одной из главных причин таких отношений является разница в интересах.
Мир меняется, развивается, появляются новые технологии, и взрослому человеку порой сложно перестроиться в современной действительности. Молодое же поколение, растущее вместе с этими изменениями, легко их осваивает и использует.
Отсюда вытекает и барьер в общении. Люди просто перестают словесно понимать друг друга.
Разница во вкусах тоже может увеличить пропасть между поколениями. В 90-е годы двадцатого столетия на пике популярности была рок и поп-музыка. Сейчас же на первое место выходит рэп, хип-хоп, и современные родители не понимают и не хотят принять предпочтения своих чад. Хотя в свое время они тоже могли быть не поняты старшими.
Разногласия между родителями и детьми порой несут за собой очень тяжелые последствия. Вовремя не завершившийся конфликт, отсутствие компромисса в решении проблем часто приводят к тому, что ребенок замыкается, у него появляется недоверие к взрослым. Ведь дети более уязвимы, ввиду своей неопытности, нежели родители.
Как бы люди ни старались избавиться от этой проблемы, ни придумывали новых методик, тренингов, конфликты с течением временем вновь появятся.
И для того, чтобы это не перерастало в глобальные проблемы, стороны отцов и детей должны научиться прислушиваться друг к другу.
Нужно понимать, что каждый человек на этой земле индивидуальность, и он имеет право на жизнь по своим правилам, которые, конечно, не должны противоречить общечеловеческим законам.
2 вариант
Жизнь на земле только начала зарождаться, а уже проблема отцов и детей стала давать о себе знать. Кто бы мог подумать, что непонимание поколений настолько острая проблема и будет сопровождать человечество постоянно.
Начинается, наверное, все с неумения терпеть друг друга, жить в ритме нового времени. Хотя есть вещи, которые не меняются на протяжении столетий. Авторитет родителей и людей старшего поколения, непонимание, отсутствие элементарного уважения друг к другу.
Эту проблему поднимали древние философы. Значит, уже в то время она была животрепещущей.
Рассматривая этот вопрос, мы не будем обращаться ко всем известному произведению Тургенева. Так как есть много произведений, в основе которых тоже есть эта проблема. Хотя анализируя их эту тему можно обойти стороной, она не так явно выражена, как у Тургенева, но эта проблема есть. От этого никуда не деться.
Всем известное произведение «Горе от ума». Чацкий молодой представитель нового поколения, отстаивает свою точку зрения. Фамусов приверженец старых привычек и устоев категорически против всего нового.
В обществе, где ничего не менялось много лет, не могут и не хотят перестраиваться, чтобы вести новую жизнь. Молодые и прогрессивные люди не хотят продолжать жить по-старому.
Это и вызвало волну возмущения в обществе.
«Капитанская дочка» много можно спорить, о чем произведение. О любви, предательстве, но в нем так же проскальзывают отношения между родителями и детьми. И только мудрость отца, и матери главного героя помогают сохранить хорошие отношения.
В произведении «Гроза» старшее поколение показано не просто авторитарным, а требующим полного и беспрекословного послушания. Это и является причиной раздора. С определенного момента послушные дети начинают бунтовать, в силу характера каждый по-своему.
«Война и мир» бессмертное произведение, в котором автор описал не только войну с французами и всеобщий мир, но и войну, и мир поколений. Это можно проследить на примере семей Болконских и Ростовых.
Князь Болконский своей авторитарностью и эгоизмом мучает и сына, и дочь. У Ростовых наоборот стараются сделать все, чтобы дети были счастливы даже в ущерб себе.
Хотя конфликты в семье все равно существует, но не такие ярко выраженные, как у Болконских. Все зависит от внутри семейных отношений.
Там где в семьях есть взаимопонимание, конфликты протекают мягче. Тут уже нужна мудрость родителей, чтобы в семье сохранить мир.
С аргументами из литературы. 11 класс
← Уместна ли жестокость на войне?← Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?↑ 11 класс ЕГЭМечта всегда крылата – она обгоняет время (Конёнков) →Что называют «ошибкой воспитания»? →
Проблема «отцов и детей» в романе
Назревавший в современном И. С. Тургеневу обществе конфликт писатель показал на примере семьи Кирсановых и Базарова. Конфликт поколений демонстрируется в виде спора Евгений Базарова и Павла Петровича Кирсанова. На смену умирающему дворянству пришел новый тип людей. Подчеркивая неодинаковость взглядов героев, писатель противопоставляет их внешности, манеры, речи, взгляды на мир. Жизненные позиции Базарова и Кирсанова полностью противоположны друг другу. Герои не только замечают свою несхожесть, но и вступают друг с другом в конфликт, который уже говорит о необходимости смены общественных начал.
С помощью всего лишь одного примера автору удалось показать деление на 2 лагеря, свойственное всему обществу. Общность и демонстрация современных тому времени отношений сделали роман «Отцы и дети» по-настоящему вечным.
И. С. Тургенев, открыто не выражая свою позицию относительно победы какого-то конкретного поколения, показал и достоинства, и недостатки «отцов» и «детей».
Для писателя важно было указать на наличие конфликта поколений, царствовавшего в обществе, а не выразить свое отношение к нему. Способность правдиво оценивать ситуацию сделала роман «Отцы и дети» знаменитым на века.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Почему «Отцы и дети» вечная тема?», объяснит, почему некоторые проблемы в литературе называют «вечными» и почему тема «отцов и детей» актуальна во все времена, а также статья рассмотрит, каким образом выражается конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Конфликт отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Нигилизм — это философия, которая ставит под сомнение либо отвергает общепринятые идеалы, ценности, нормы культуры и нравственности.
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает и раскрывает вечную тему взаимонепонимания родителей и детей. В романе конфликт поколений – это различие взглядов на культурную, политическую, социальную ситуацию в стране во второй половине 19 столетия. Середина 19 века – это время сложных и бурных событий. Правительство было не способно решить проблемы, поставленные перед ним.
1860-ые годы стали переломными в истории Российской империи. Частые восстания недовольных крестьян вынудили власть отменить крепостное право, что разделило общество на два лагеря.
Первый лагерь представляли люди старого мира, богачи и дворяне. Второй лагерь – сторонники новой эпохи свободы, в которой уважают и ценят человека.
Представители поколения «отцов»:
Представители поколения «детей»:
Главный герой романа Евгений Базаров принадлежал ко второму лагерю, к тем, кто жаждал перемен, хотел революции. Базаров – нигилист, он не признает авторитетов, смеется над общепринятыми нормами и ценностями. Идеи Базарова разделяют Аркадий и Анна. Однако Базаров становится врагом для своего близкого друга и для своих же родителей.
Базаров появляется на первых страницах романа и сразу привлекает внимание читателя своей раскованностью, независимостью, прямотой и резкостью. Когда Евгений вместе а Аркадием приезжает к Кирсановым, он вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих. деревенские дети с большим интересом расспрашивают молодого доктора про лягушек, дворовые сразу в нем признают «своего», а Павел Петрович Кирсанов испытывает к герою интуитивную антипатию.
Готовые работы на аналогичную тему
Он видит в нем врага, идейного противника. И когда-нибудь эти два человека должны неминуемо столкнуться. Происходит это очень скоро. Павел Петрович Кирсанов и Базаров спорят буквально обо всем – и о реформах, и о нигилизме, и об отношении к народу, и о земле. Базаров вначале отвечает»сквозь зубы», неохотно. Но постепенно он увлекается, и споры между героями перерастают в идейную битву.
Однако эти споры нельзя назвать спорами, в которых рождается истина. Базаров в конце романа упрекает друга в пристрастии к использованию «противоположных общих мест». Однако и сам Евгений в споре с Павлом Петровичем Кирсановым постоянно их использует. Например, Кирсанов говорит о том, что необходимо верить авторитетам и следовать им – это общее место. А Базаров отрицает разумность этого, но это является только «противоположным общим местом». Ни в суждении Кирсанова, ни в суждении Базарова нет истины. По мнению Павла Петровича, жить без принципов могут только пустые, безнравственные люди. В ответ Базаров называет принцип нерусским, пустым словом и совершенно бесполезным понятием. Кирсанов упрекает Евгения в презрении к народу. Базаров в ответ заявляет, что Павел Петрович достоин презрения. Когда Кирсанов говорит о Гете и Шиллере, Базаров утверждает, что химик полезнее поэта. Однако герои совершенно не стремятся докопаться до истины. Для них важнее установление противоположности позиций, так как это позиции разных поколений. Именно поэтому дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым носит символический характер – ни один из противников не желает убивать. Базаров, ранив Павла Петровича, приходит его лечить.
Однако только отношениями Базарова и Павла Петровича не исчерпывается конфликт поколений. Базаров неприветлив и со своими родителями, добрыми, радушными людьми. Он все время старается от них уехать. Это объясняется тем, что Евгений не может согласиться с их мнением и их взглядами, а спорить с ними, как с Кирсановым, он считает бесполезным.
Не всегда конфликт поколений определяется возрастом. Например, Аркадий по своим взглядам ближе к «старому» поколению, поколению «отцов». Он дворянский сын, и воспитан в традициях дворянства. И вполне закономерно, что пути Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова расходятся.
Столкновение взглядов в романе
Конфликт приобретает наибольшее развитие из-за недоразумения и упрямства двух представителей разных эпох и поколений. Такая встреча либерала-дворянина и революционера-демократа не может пройти спокойно. Базаров хочет работать на благо общества. А Павел Петрович Кирсанов больше заботится о личной выгоде. Однако оба героя энергичны и очень уверенно отстаивают свои взгляды и убеждения. Темы для их споров неисчерпаемы. Касаются они и философии, и религии, и поэзии. Разговоры Кирсанова и Базарова – это беседы людей тех переломных для страны лет.
Рассматривая конфликт поколений в романе И. С. Тургенева, необходимо проанализировать и отношения Аркадия и Николая Петровича. Они тоже являются представителями разных поколений. Аркадий Кирсанов – лучший друг Евгения Базарова и его ученик. Аркадий хочет познать нигилизм, понять теорию демократии.
Отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов, является заядлым либералом. Он стесняется своей связи с народом. Ему стыдно за свою любовь к Фанечке. В романе первый конфликт поколений возникает у Николая Петровича с Аркадией. Однако любовь, которая связывает отца и сына, гораздо сильнее недоразумения взглядов на общество. Их родство сильнее убеждения. И со временем Аркадий отказывается от своей теории. Николай Петрович тоже меняет свои взгляды, и в конце произведения он женится на Фанечке. Аркадий же выбирает в жены тихую и скромную Екатерину. Конфликт отца и сына разрешается.
Сущность романа Тургенева – анализ общества того времени.
Писатель показывает, что мысли Евгения не прижились, а конфликт, возникший в семье, угас, не дойдя до логического решения. Однако в конце романа, во время двойной свадьбы сына и отца, Тургенев делает небольшой акцент и отмечает, что ни один из них не выглядит счастливым.
Отношение автора к родителям Базарова
Тургенев не скрывает своего отношения к поколению отцов, и старается привить любовь к этому и у своих читателей. Его чувства уважения и благодарности поколению отцов можно увидеть в писании родителей Евгения. Очаровательные, милые супруги с самых первых строк вызывают симпатию у читателя. От них веет дружелюбием и теплотой.
Именно раскрытие образов стариков позволили показать конфликт поколений так ярко. Тургенев знакомит читателя с Василием Ивановичем и Ариной Васильевной. Матушка верит в Бога и в народные суеверия. Арина Васильевна – воплощение мира, добра, гостеприимства. Василий Иванович – почтенный человек, заслуживший уважение знакомых. Он сердечный, искренний и даже пытается понять новые идеи поколения.
Проблема отцов и детей
1. Проблема отцов и детей в литературе
Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом:
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).
У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.
В романе Тургенева Базаров — представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.
Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».
Не лучше он относится и к любви. «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».
Такой делает вывод Базаров, когда его чувство не вызывает ответного чувства.
Проблема “отцов и детей” — это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.
Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.
Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.
2. В чем корень проблемы отцов и детей?
А вот и варианты ответов на него:
• в элементарном неуважении друг к другу;
• в страхе потери влияния;
• в эгоизме обеих сторон;
• в отсутствии любви;
• в нежелании понять друг друга;
• в непонимании родителей смысла жизни и ее продолжения.
А решения всех этих вопросов мы найдём в семье. В том, какой уклад существует в семье, каковы взаимоотношения её членов?
В настоящее время в семьях существует два явления, две крайности взаимоотношений. И касаются они отнюдь не отцов и детей, а скорее взаимоотношений мужчины и женщины. Отца и матери. То есть получается, что проблема отцов и детей сводиться к родителям.
3. Амазонщина как явление
Посмотрим на современную женщину.
Так описывает синдром амазонщины. Россош Г. Г., в своей статье «Амазонщина: дети без отцов, отцы без детей»
4. Призвание отца
А что же мужчины?
Почему вдруг начал развиваться этот злополучный синдром? Одна ли женщина виновата? Конечно, нет. С нашими мужчинами тоже порой не всё в порядке. Общество изменилось. Появились богатые и бедные. И часто выбор быть ли богатым или бедным мы делаем сами. Можно сидеть и ждать, когда упадёт с неба. Вот именно с такими мужчинами рядом и развивается синдром амазонщины. А у женщины просто не остается выбора. Коли муж сидит и ждёт, крутиться приходится ей. А дальше … теряется уважение к мужчине. И пошло и поехало.
А рядом дети, которые оказываются между этими папами и мамами. Которые не понимают своих родителей, которые не хотят быть на них похожими. И возникает проблема Отцов и детей.
Можно сколь угодно много ругать богатых за то, что они богаты, но…. Я не говорю о миллионерах. Я о них ничего не знаю. Не знаю, как они зарабатывает деньги.
Я говорю о простых, в общем-то, людях, которые своим большим трудом зарабатывают деньги. А заработав их, они считают, что вся власть в семье должна быть в их руках. И… пошёл перекос в другую сторону. Так же старуха с корытом, только то мужского рода, то женского.
5. Любовь к другим, любовь к себе.
Любовь к другим, любовь к себе. В чем она выражается и как научиться любить?
Как часто мы слышим о важности проявления любви и уважения к другим людям и при этом игнорируем любовь к себе, приравнивая это чувство к эгоизму. Но возможна ли истинная любовь к другим, если человек не любит и не принимает себя? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобраться, какая она, настоящая любовь к себе? В чем ее отличие от эгоизма, и как она связана с любовью к окружающим нас людям?
Прежде всего, любовь к себе выражается в нашем принятии себя такими, какие мы есть. Человек, любящий себя, берет на себя ответственность за свои поступки, дает себе право на ошибку и право на ее исправление. Он перестает требовать от других исполнения своих желаний и сам делает шаги к их осуществлению. Он дарит свою любовь с радостью, ничего не ожидая в ответ.
Любить себя – значит, жить полной жизнью. Дать себе право быть человеком, то есть переживать опыт, иметь страхи, убеждения, заблуждения, недостатки, желания и надежды. Очень важно жить осознанно в настоящий момент времени, без оценок и сравнений. И если что-то не устраивает, то не ругать себя и весь мир за это, а найти в себе смелость изменить ситуацию. Ведь в осуждении себя нет никакого смысла, обливая себя грязью сложно стать чистым. Любая ситуация – лишь повод задуматься над тем, что было сделано не так и как можно это исправить.
Какая же связь между любовью к себе и другим? Мы редко задумываемся, что наши чувства к людям проходят сквозь призму отношения к себе. Если мы с уважением относимся к своим желаниям и потребностям, то значимыми для нас становятся и желания других. Чем больше мы уделяем внимания себе, своим устремлениям, тем более полной жизнью начинаем жить, открывая в себе все новые и новые грани, которыми хочется поделиться с другими. Стоит только помнить, что и другие люди имеют право на любовь к себе. Это и есть избавление от собственного эгоизма. Так из настоящей любви к себе рождается любовь к другим.
Мы живем в мире, где всё взаимосвязано, и все же другие люди никогда не будут частью нас полностью. У каждого человека есть свой собственный мир и своя собственная жизнь. Каждый человек уникален, и всё, что есть у нас в этом мире – это мы сами. Любить себя – значит, давать себе жить полной жизнью, а любить других людей – значит, дать им свободу самостоятельно распоряжаться их собственной жизнью.
Чтобы любить других, необходимо найти любовь в себе, вырастить ее. Ведь мы можем дать людям только то, что имеем сами. И если в нас много страхов, недоверия, ревности, то совсем не остается места для любви. Приняв себя целиком и полностью, вы начинаете излучать любовь на все окружающее вас.
Хочу предложить несколько принципов любви к себе. Надеюсь, что они пригодятся вам.
Учитесь принимать себя полностью, вашу внешность и ваш характер.
Меняйте своё поведение, если это необходимо, но позвольте себе быть индивидуальностью.
Возьмите на себя ответственность за вашу жизнь и проявление себя.
Оказывайте сами себе поддержку. Научитесь баловать себя, хвалите и делайте себе подарки. Учитесь генерировать только положительные мысли о себе и о тех, кто рядом с вами.
Не оценивайте себя и окружающих. Помните, любой недостаток – это недостаток только в сравнении.
Будьте независимы от мнения окружающих вас людей. Слушая их, слушайте и себя. Вам совсем не обязательно соглашаться с их мнением, достаточно принять к сведению.
Зачастую критика по отношению к вам – это желание что-то получить от вас, а не оценка вас как человека. Подумайте, готовы ли вы дать то, что от вас хотят, или нет, и действуйте соответственно.
Будьте честны, открыты и откровенны с собой и с теми, кто рядом с вами. Давайте понять, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами и как вы готовы действовать по отношению к другим.
Не принижайте, но и не превозносите себя.
Будьте внутренне свободны и самостоятельны.
Пусть ваша любовь к себе станет мерой ответственности перед другими людьми.
Поймите и примите то, что никто в этом мире никому ничего не должен. Ваша любовь должна быть свободна в своем проявлении.
Прислушивайтесь к себе. Осознайте и выражайте то, что вы думаете и чувствуете.
Примите ситуации в вашей жизни как уроки на пути к совершенствованию.
Живите здесь и сейчас.
Учитесь смотреть на мир вокруг вас, принимайте и познавайте его и себя. Следуйте велению своего сердца, и ваш выбор всегда будет правильным. Позвольте любви войти в ваше сердце, не делите ее на себя и на других, просто любите – и увидите, как мир вокруг заиграет новыми красками.
6. Пожелания всем родителям, особенно папам
Поощряйте детей серьезно заниматься музыкой, техническим и художественным творчеством, кулинарией. Учите разумному отношению к труду, получению образования, физической культуре. Узнайте друзей ваших детей, пригласите их к себе домой, познакомьтесь с их родителями. Освободите жену от ряда домашних забот. Старайтесь быть рядом с вашими детьми. Станьте болельщиками дворовой команды, в которой играют ваши дети. Устраивайте походы в лес, на рыбалку. Посещайте выставки, концерты. И обязательно обсуждайте увиденное. Пусть у вас будут особые семейные праздники, игры, конкурсы, соревнования. Вы не можете полностью исключить улицу, но вы должны предотвратить ее негативное влияние на ваших детей. Вы будете уверенно знать, где, с кем и что делают ваши дети, если они на улице.
Вместо, чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться
Вся безумная больница
У экрана собралась.
И вот результат бесконтрольного просмотра:
Все совсем с ума свихнулись,
Даже кто безумен был,
И тогда главврач, подумав,
Телевизор запретил.
К каким последствиям привел этот запрет? Взбунтовавшиеся больные пишут:
Мы про взрывы и пожары
Сочиняли ноту ТАСС,
Но примчались санитары
И зафиксировали нас.
И только отсутствие вождя, связанное с недостатком «настоящих буйных», помешало больным сделать переворот.
Говорить о запрете телевидения или компьютера просто несерьезно. Мы должны быть реалистами. Улица, дискотека, телевидение, интернет будут и дальше окружать наших детей. И их негативное влияние на личность будет только возрастать. Но разве позволительно допускать, чтобы души детей были искалечены? Дети должны ясно представлять, что окружающий мир предложит им не только доброе, но и злое. Они должны понимать, за кого держат зрителей создатели передач «Поле чудес», «Большая стирка», «Окна», «За стеклом» и других «дебил-шоу».
И это ваш долг, отцы, объяснить детям, что телевизор может быть только средством информации, но не воспитания. На мой взгляд, не более 10% передач (учебные, познавательные, научно-популярные и некоторые другие) могут быть полезны для детей
Какими отцами и матерями мы хотим быть? Какими мы желаем видеть ваших детей?
Давайте любить и уважать друг друга, и проблема отцов и детей никогда не возникнет.
Станем благословенными отцами и матерями, и дети наши будут благословенны!
Литература.
1. Г.А.Лихих г. Курск, Россия О трудных отцах и кислом винограде
2. Марина Алексеева.
В РОССИИ НЕУКЛОННО РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО ОТЦОВ-ОДИНОЧЕК. Мир новостей.
5. Классный час на тему «Проблема отцов и детей в современном мире»Петрунина Ольга Геннадьевна, преподаватель русского языка
Стрельникова Татьяна МИхайловна, преподаватель истории
6. «Отцы и дети», Журнал «Сельская новь» № 1, январь 2007
7. Олег Астапович, Что стоит за проблемой отцов и детей?, познавательный журнал «Школа жизни»
8. Доклад: Этапы проблемы «отцов и детей», банк рефератов
9. Елена ЛЕБЕДЕНКО, Проблема отцов и детей, сайт LimeJuice!
10. Отцы и дети. Это не проблема! Журнал «Няня»
11. Сочинение: Проблема «Отцов и детей»-2
12. Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева