в чем суть ралли
Описание и виды ралли
Одним из самых зрелищных и эффектных видов спортивных состязаний являются раллийные первенства. Гонщики управляют специально созданными уникальными, эксклюзивными и практически совершенными автомобилями, которые способны развивать скорость до нескольких сотен километров в час. Из статьи вы узнаете, какие бывают виды ралли, а также в чём особенности и базовые характеристики каждого из них.
Что такое ралли
Ралли представляет собой один из видов спортивных автомобильных состязаний, которые осуществляются по пересечённой местности и частично на трассах общего пользования. Главная задача всех участников заключается в том, чтобы определённую скоростную трассу пройти первым за минимальное время, строго по требуемому маршруту. Существует большое число различных раллийных первенств, начиная от национальных гонок и заканчивая мировыми чемпионатами.
Однако все их можно разделить на:
Безусловно, первые открывают перед профессиональными автогонщиками массу возможностей и шанс получить титул мирового лидера.
Кроме этого, ралли сегодня разделяют на категории, в зависимости от длины маршрута, по которому следуют участники:
Ныне наиболее популярным и известным считается ралли «Париж — Дакар», в котором принимают участие сотни единиц автомобильной и мототехники, представляющие как мировые автокомпании, так и свои государства. Протяжённость трассы равняется приблизительно 10 000 км, но и это не является пределом. А вот самое длинное ралли — это марафон «Париж — Москва — Пекин», участникам которого необходимо преодолеть расстояние в 17 600 км.
Ралли уникально относительно времени проведения и условий. Гонки проходят на любом покрытии и при любых климатических особенностях: песок, гравий, щебень, асфальт, снег или дождь. На некоторых состязаниях участники могут прочувствовать все факторы вместе.
Какие виды ралли существуют
Сегодня можно выделить несколько основных видов и подвидов раллийных состязаний, обладающих индивидуальными правилами и техтребованиями, выполнение которых является обязательным. Прежде всего, существуют гонки, проходящие на спецтрассах, так называемое «боевое» ралли, и по дорогам общего пользования — ралли 3-й категории (Р3К). Особенности каждого из них — далее.
Важно! «Боевые» гонки являются чрезвычайно захватывающими и непредсказуемыми, они проводятся только среди профессиональных гонщиков, обычно среди заводских команд, и являются частью различных чемпионатов.
«Боевое»
С 1960-х годов гонки, проводимые на специально оборудованных трассах, зачисляются к профессиональным спортивным состязаниям. Так называемое «боевое» ралли проходит на скоростных автотрассах, к которым нет доступа общему дорожному движению.
Особенностью «боевого» автосоревнования считается то, что в них учитывается не скоростная техника транспортного средства, а чёткость передвижения по заданному маршруту и временной отрезок его прохождения. Именно подобные трассы дают возможность проверить прочность, безопасность и надёжность гоночной машины.
К таким спецтрассам относят:
Ралли 3-й категории
Самым доступным видом официальных спортивных автосоревнований, в которых могут принять участие непрофессиональные гонщики, считается ралли третьей категории (Р3К). В нём имеют возможность участвовать автовладельцы любых транспортных средств категории В и, при этом, не иметь каких-либо специальных навыков или подготовки.
Рекомендуем для прочтения:
Данный вид гонок имеет свои особенности:
В данном виде раллийных первенств внимание больше уделяется не скоростному прохождению дороги, а точности расписания, навигации и манёвренности езды.
Допсоревнования проходят по ходу основного и, как правило, являются частью дорожной секции. Исключением считаются только скоростные состязания, наиболее популярными из которых являются слаломы.
Самыми распространёнными на Р3К являются допгонки:
Знаете ли вы? В 1983 году в гонке «Париж — Дакар» участвовал легендарный автомобиль «Жигули-2105». Удивительно, но машина была заявлена не от Советского Союза, а со стороны Франции, от команды бизнесмена Жана Пока. К сожалению, до финиша транспорт так и не доехал.
Техника
Гоночные машины, предназначенные для ралли, имеют серьёзные отличия от традиционных заводских авто. Раллийная техника состоит из высокопрочного цельнометаллического кузова, обладающего повышенной жёсткостью и износостойкостью. В процессе развития данных спортивных состязаний появились автомобили различного класса.
Сегодня все они делятся на две категории:
До 1986 года существовала особая категория автомобилей B. Однако, из-за повышенного процента смертельных аварий, она была запрещена. Основу группы составляли машины, технические параметры которых лимитировались только фантазией и идеями конструкторов. Техника снабжалась высокомощными двигателями, которые могли развивать высочайшие скоростные параметры. В истории ралли известны трагические случаи, когда машины на полной скорости врезались в толпы болельщиков, что приводило к смертям и десяткам тяжелораненых. Подобные события и ряд других негативных последствий обусловили упразднение группы B в 1987 году.
Команды
Команда или экипаж, который принимает участие в раллийном первенстве, состоит из двух человек:
Важно! При заезде водитель проходит трассу не глазами, а ушами, то есть делает то, что диктует ему штурман. Именно поэтому малейшая ошибка последнего может стать причиной возникновения аварий.
Формально оба члена команды имеют право управлять гоночным авто, ведь они двое в одинаковой степени несут ответственность за конечный результат. По умолчанию, машиной управляет пилот. Очень важно, чтобы члены экипажа научились работать в команде, слушаясь и доверяя друг другу. Иногда на это уходит довольно большое количество времени.
Ход гонок и особенности заездов
Как отмечалось выше, раллийные состязания являются уникальными в плане места прохождения и временного отрезка. Езда осуществляется при любых климатических условиях, в любой сезон и на любых дорожных покрытиях, что делает заезды непредвиденными и непредсказуемыми. По причине отсутствия информации о том, что ожидает впереди, пилоты довольно часто совершают грубые ошибки, сходят с указанного маршрута, попадают в аварии. Именно поэтому участники подобных чемпионатов должны быть настоящими профессионалами и асами в своём деле.
Типичное состязание включает специальные участки трассы, длиной до 50 км, на которых и развивается «главная борьба», а также «перегоночных стадий», когда транспортным средствам необходимо доехать до следующего этапа. Некоторые из раллийных гонок могут иметь суперспецучастки, состоящие из двух параллельных дорог, на которых гонщики воочию показывают реальную борьбу. Как правило, подобные суперспецучастки непродолжительные и редко превышают длину стандартного футбольного поля.
Аварии на ралли
Ралли относится к одним из самых опасных видов спортивных состязаний, поэтому без аварий здесь не обходится. Причём опасность угрожает не только экипажу, но и зрителям, поскольку авто довольно часто и на большой скорости врезается в толпу болельщиков и наносит увечья, несовместимые с жизнью. В соответствии с данными статистики, на раллийных первенствах люди получают меньше увечий и травм, нежели в традиционном футболе, хоккее или баскетболе, но степень смертности в данном случае намного выше.
Знаете ли вы? Организатор легендарного ралли «Париж — Дакар» — мотоциклист из Франции Тьерри Сабин. Однажды на своём мотоцикле он заблудился в африканской пустыне и долго блуждал, пока его не нашли аборигены. После этого у него возникла идея организовать межконтинентальный марафон, ставший наиболее известным во всём мире.
Сегодня процент смертности на гонках настолько высок, что многие перестали воспринимать факт гибели участников, как чрезвычайное происшествие. Наибольший уровень смертельных случаев наблюдается на ралли «Дакар», которое ранее проходило в Африке. Это связано с тем, что в гонках принимают участие всевозможные виды транспортных средств: грузовые машины, мотоциклы, гоночные авто.
Ссылка на товар
Видео: аварии на ралли
Раллийное первенство — одно из самых захватывающих, непредсказуемых, зрелищных и, в то же время, опаснейших спортивных состязаний. Для прохождения установленного маршрута используют специальные модифицированные серийные транспортные средства либо специально изготовленные машины. Существует несколько видов ралли, которые дают возможность испробовать свои силы на дороге как профессиональным гонщикам, так и любителям.
Провал, успех и снова провал: как в СССР появилось ралли и чем всё закончилось
Вспоминая не так давно историю создания рекордно-гоночного автомобиля «Звезда», мы затронули лишь один из видов автомобильного спорта СССР, взявшего своё начало еще в довоенный период. Однако после окончания Второй мировой в Советском Союзе развивали не только «скоростную» тему, но и другие направления, среди которых были как минимум кольцо, ипподром и ралли. Сегодня мы предлагаем вспомнить, как и откуда в СССР появились раллисты, на чем они ездили и каким образом им удалось попасть на соревнования мирового уровня, заняв при этом призовые места.
Начало
Спорт как таковой в Советском Союзе был популярен и всячески поддерживался государством, ведь физически здоровый человек – трудоспособный работник и отличный строитель коммунизма. А поскольку автомобилизация на 1/6 части суши в то время набирала обороты, то пути спортсменов и автомобилистов пересеклись. А точнее, автомобильные энтузиасты начали гоняться на практически стандартных Москвичах и (намного реже) Победах тех лет.
Соревнования проходили на кольцевых трассах с асфальтовым и грунтовым покрытием, а особой привлекательности гонкам придавал тот факт, что спортсмены не просто проезжали дистанцию на время и скорость, а непосредственно состязались друг с другом за призовые места, что нередко заканчивалось мятыми крыльями, разбитыми стёклами и фарами и даже вылетами с дороги с последующими переворотами.
Небольшое отступление. Пятидесятые годы в мире принято считать Золотым веком ралли, ведь в этот период Международная автомобильная федерация (FIA) запустила Европейский чемпионат по ралли, в котором теоретически могли принять участие и советские спортсмены. Именно поэтому на полуофициальные соревнования энтузиастов обратило внимание и родное государство, ведь спортивный успех советских автомобилей на мировой арене мог прибавить им немало очков в глазах потенциальных западных покупателей.
А раз так, то представители различных спортивных обществ выясняли в «боевых условиях», кто умеет ездить лучше и быстрее. Правда, многое зависело от материальной базы предприятия, подготовившего автомобиль, ведь на одном энтузиазме далеко не уедешь. Опыт в то время у большинства был минимальным – спортсмены путём проб и ошибок лишь делали первые шаги в автогонках, а занятие это в Союзе тогда не сулило особой материальной прибыли или славы. Тем не менее скоростная езда за рулём почти серийной машины привлекала молодежь, жившую по принципу «быстрее, выше, сильнее». Мы нисколько не иронизируем и не романтизируем то время, но люди жили именно так. Тем более, что уже во второй половине пятидесятых годов (хрущевская оттепель) железный занавес для наших спортсменов немного приподняли, позволив им поездки за рубеж для участия в соревнованиях по ралли. Это позволяло и «себя показать» (то есть продемонстрировать возможности советских автомобилей и потенциал гонщиков), и «других посмотреть», столкнувшись с иностранцами на иномарках, что называется, в бою, пусть зачастую и неравном.
«Точкой отсчета» отечественного ралли как вида спорта принято считать 15 октября 1956 года – день, когда Центральный автоклуб стал членом Международной Автомобильной Федерации (FIA), а первая официальная гонка, на старт которой вышло свыше сотни экипажей, прошла в мае 1957 года в Тушино. Ралли 1000 озёр, Рейд польский, Монте-Карло и Акрополис, Туры Европы и Кубки дружбы – можно долго перечислять все те соревнования, в которых впоследствии принимали участие представители социалистических и капиталистических стран. Кроме противостояния автомобилей и людей, здесь даже наблюдалась негласная битва идеологий и экономических систем, ведь подготовка спортсмена и автомобиля напрямую зависела от материальных возможностей страны, которую он представлял, а сама техника отражала уровень технологий, до которого удалось подтянуть автомобилестроение.
В мире существует множество автоспортивных дисциплин. Все они полны драйва, адреналина и скорости. Однако, среди них есть жемчужина, венец автоспортивной истории, и это — классическое ралли.
…очередной правый поворот.
Чуть по тормозам. Правее, ближе к поребрику. Апекс. Распрямляет траекторию. Полный газ, полный! Подходит вплотную к впередиидущему болиду, чтобы попасть в слипстрим. Ближе…ближе…резко левее и педаль в пол! А теперь на внутреннюю траекторию, впереди крутой левый, надо не упустить позицию, которую отбивал два круга! Внутренняя занята, апекс, выход…чуть дернуть в сторону, закрыть калитку перед пытающимся отыграться соперником. Сделано. Теперь дело за малым – удержать его натиск еще два круга, удержать, во что бы то ни стало. Удержать, несмотря на преимущество его мотора, которому нет равных в этом сезоне – инженеры снова постарались, использовав по максимуму имеющиеся бюджеты, и выдали машину, которая в квалификации отыгрывает у всех по полторы секунды с круга. Полторы секунды! Целая вечность по формульным меркам, во вчерашних заездах разрыв между пилотами во второй тройке составил по одной десятой секунды, а первые три места… да что там говорить, без шансов, просто без шансов… полторы секунды!
Но сейчас не до этого. Сейчас надо выгнать из головы мысли о том, что вчерашнее отставание казалось непреодолимым, ведь он уже впереди! Он уже первый! Полтора круга, и можно будет выжать подшлемник, насквозь мокрый от напряжения, расстегнуть комбинезон и окатить всех вокруг брызгами шампанского. Победными брызгами призового шампанского. Только бы удержать темп… Вот опять шикана, сброс газа, но уже на входе во второй поворот чуть больше… выход, снова в пол! Победными брызгами призового шампанского…
Но нет, вот прямая, прямая, где невозможно ничего противопоставить объективно более сильному болиду… газ до упора, все тело уже ноет от перегрузок, костяшки пальцев белеют, сжимая руль… Но соперник, словно играючи, берет левее, как он сам круг назад, и без видимого усилия обходит его, заходя в поворот по внешнему радиусу… Рвануть вовнутрь, срезать… Нет, где там… инженерия, ее не проведешь… И снова серебристый болид мельтешит перед глазами, дразнит, заставляет стискивать зубы в бессильной спортивной ярости, когда понимаешь, что делать, но сделать ничего не можешь…Финишная прямая. Полторы секунды. Опять полторы секунды…
Формула 1, Гран-при Бахрейна
…сто восемнадцатый круг.
Скоро начнет светать, но сна ни в одном глазу – еще четыре круга, и в боксы на очередную смену пилота – там можно будет подремать, скрючившись на стуле в ангаре. Правда, недолго – надо следить за ходом борьбы, да и трудно спать, когда в нескольких метрах от тебя кипит гонка, проносятся прототипы нескольких категорий, один из которых — твой, а между ними шныряют «Ламборгини», «Феррари» и «Астоны», изредка перемежаемые бессменными «девятьсот одиннадцатыми». Но отдохнуть надо – ведь через несколько часов снова за руль, на самый ответственный отрезок – финишный. Если напарник не подведет, то они останутся лидерами в классе…
Боксы. Несколько секунд на то, чтобы извлечь себя из кокпита, разогнув конечности, словно залитые изнутри свинцом, работавшие на износ, крутя маленький руль… вправо-влево…вправо…еще вправо… влево. Снять, наконец, шлем… доковылять до боксов и плюхнуться, не разбирая, куда, только бы ощутить свободу неподвижности и расслабиться…
Толкают. Тормошат за плечо – пора просыпаться, скоро смена пилота. Руки болят еще сильнее, чем раньше, но это пройдет. Надо только проехать круга два-три. Вправо-влево…вправо…еще вправо…влево…
Но тут сообщают важную новость: последний прототип первой категории, шедший в полукруге за ними, сошел, вслед за предыдущими двумя собратьями. Двигатель. Снова двигатель, который в этом сезоне стал главной причиной неудач команды противника. А ведь если бы не двигатель, то все было бы совсем иначе – команда у них подобралась отменная… Но спорт – это спорт, тут нет сослагательного наклонения. Теперь они досрочные чемпионы. Только доехать. Но с этим у них проблем еще не было…
И вот, спустя сутки безостановочной, нескончаемой, выматывающей, высасывающей все силы гонки, он на финишной прямой. Можно не торопиться – позади никого нет, и можно порадоваться, правда, радость получается слегка смазанной. Ведь он помнит: все это двигатель… только неудачный двигатель…
Подиум. Шампанское, лавры, улыбки. Но мысль, упрямая мысль, словно заноза, сидит в мозгу. Он все помнит. Улыбаясь одними губами, он все понимает… и, едва скрывшись от камер и глаз, он грузно садится в кресло, поддавшись внезапно нахлынувшей усталости.
24 часа Ле-Мана, подборка аварий 2000 — 2013 гг
…спецучасток подходит к концу, осталось всего около двадцати километров.
Навигатор уже не нужен, он лишь мигает цифрами, успокаивая, показывая, что еще немного – и можно будет остановиться, выползти из-за руля и лечь на землю, покрытую тонким матрацем. Скорее бы… все тело уже гудит и стонет, тряска на этом допе нестерпимая, трясет так, что, кажется, еще один ухаб – и что-то оборвется внутри, смешается…или уже смешалось, непонятно…
Но все хорошо. Хорошо, что ничего особенно не болит, что они почти выспались перед сегодняшним четырехсоткилометровым отрезком, что машина не подвела… Пробитое колесо – его ошибка, да и потеряли на нем всего минуты четыре. Пустяки. Все равно отставание от первой шестерки уже больше получаса, а экипаж, идущий позади, отстал и того больше: почти час они плутали вместе с остальными, пытаясь понять, куда же им двигаться, безуспешно и судорожно следуя то по одним, то по другим следам… Ему же повезло больше – штурман быстро сориентировался, и они отклонились всего на пару километров, быстро наверстав упущенные минуты.
Позавчера повезло еще больше – досадно уронив машину набок на элементарной дюне, они со штурманом торопливо копали обжигающий песок, как вдруг проезжавший мимо мотоциклист из тех, что приезжают сюда каждый год только для того, чтобы снова покорить дистанцию, решил им помочь. Втроем они смогли перевернуть машину, благо что половина топлива уже была израсходована, облегчив задачу. Если бы не тот мотоциклист – кто знает, сколько бы еще они выгребали из-под колес этот горячий, сухой, скрипящий на зубах песок. А так – они лишь немного устали и потеряли семь с небольшим минут. Ничтожно, по сравнению с возможным получасовым марафоном по скоростному вычерпыванию кипящей лавы из-под почти двухтонной стальной массы.
К тому же, теперь у них есть большие шансы на лучший результат среди «частников» — заводские экипажи им, конечно, не по зубам, но это и неудивительно. Ведь их не встречает на бивуаке команда механиков, а остаток запчастей занимает два багажника, а не целый грузовик. Но это неважно – они приехали сюда не для того, чтобы попортить кровь лидерам, а чтобы доказать себе и другим, что они могут подчинить себе эти километры, не спасовать перед жарой, бездорожьем, опасностью разбиться и просто не сломаться, отказавшись продолжать этот марафон.
Теперь их отделяет от финиша меньше тысячи километров, и чем ближе – тем больше уверенности в том, что они смогут. Что они выстоят…
Все мы, разумеется, узнали соревнования, о которых идет речь. Некоторые даже вспомнили определенный сезон, того самого, своего, пилота. И все эти соревнования, все эти гонки, рывки сквозь время и расстояние, без сомнения, прекрасны. Но есть еще одна стихия, которая сочетает в себе все, выводя на грань возможности человека и техники, заставляя их становиться единым целым, нагревая их до многих тысяч градусов и сплавляя в неудержимый, неостановимый поток материи, скорости и свободы. И имя ей – классическое ралли.
«При ускорении слёзы восхищения должны стекать по щекам горизонтально в направлении ушей»
Вальтер Рёрль
Из-за пригорка доносится нарастающий рев двигателя. Через мгновение автомобиль, в последнем касании земли поворачивающийся на шестьдесят градусов, взмывает вверх. Кажется, что все потеряно. Но с фантастической легкостью машина мягко, словно дикая кошка, приземляется на все четыре колеса, взрывая ими землю, и в боковом скольжении устремляется вовнутрь поворота, усыпая все вокруг грунтом и мелкими камешками.
Скорость зашкаливает за двести километров в час, а вокруг – деревья, отбойники и скалы. Пилот же, оттормаживаясь, одной рукой включая передачу, а другой выставляя машину поперек трассы на контрсмещении, в очередной раз уходит от кажущегося неизбежным столкновения с огромным камнем и, цепляясь передним колесом за обочину, вкручивает болид в закрытый поворот. Безумие? Нет, это ралли.
Всего лишь стандартный спецучасток, для которого слово «стандарт» означает отсутствие всяких стандартов. Перепады высот, трамплины, огромные лужи, броды, ограды, валуны, обрывы, резкая смена покрытия, внезапная смена погоды – все это только часть огромного списка трудностей, с которыми может столкнуться раллийный пилот. Да о каких «трудностях» мы вообще говорим?! Человек, способный хладнокровно проходить через все это, заботясь лишь о том, чтобы вырвать еще одну неуловимую секунду у бесстрастного итогового протокола, по умолчанию не может испытывать трудностей! Для него существуют лишь временные рамки и отдельные законы физики, которые он каждый раз стремится перебороть, забрасывая машину в очередной полет на запредельной скорости, чтобы узнать, где тот лимит, за которым даже самая цепкая резина и самый мощный двигатель не смогут удержать его на дуге.
Третья категория: что такое любительское ралли и зачем в нем участвовать
Что такое автоспорт? Мощные двигатели, ревущие на предельных оборотах, максимальные нагрузки и бешеные скорости. Это шины, дымящиеся на крутых виражах асфальтовых трасс, и песок, фонтанами летящий из-под колес раллийных болидов. Это отважные люди в гоночных комбинезонах и защитных шлемах, и деньги, деньги, деньги, огромные деньги, которые нужны и на покупку, и на поддержание боевых машин. Так что же получается, обычному человеку вход в этот яростный и прекрасный мир попросту заказан? А вот и нет. Дверь в этот мир, открытая для рядовых граждан, существует, и называется она р3к, ралли третьей категории.
«Московское время шесть часов тридцать минут. » По пустой в такую рань Профсоюзной подъезжаю к парковке небольшого кафе, заставленной машинами, обклеенными стартовыми номерами и спонсорской рекламой. В самом кафе вовсю идет брифинг, носится заспанный официант, подтаскивая подносы с кофе и «завтраком автогонщика». Кто-то спешно заправляет кофе дорожные термосы, довольно многочисленные детишки наслаждаются пирожными, а обступившие руководителя гонки Алексея Меньшенина люди терзают его вопросами.
Одеты — самым обычным образом, в дорожно-дачное. Возраст — по первому впечатлению, от 20 до 60. Гоночных шлемов и комбинезонов не наблюдаю. «Ну что, все поняли? Ничего не поняли? Это нормально, по ходу разберетесь. Ну, удачи всем, вам пора на старт». Кафе пустеет, пора собираться и нам.
Алексей грузит в мой Freelander принтер и ноутбук (все это понадобится вечером для подсчета промежуточных результатов и печати протоколов), занимает штурманское место и мы стартуем в сторону Зубцова по Новорижскому шоссе. Там у нас запланирована первая встреча с «каналом» (так на ралли принято называть выехавших на маршрут и стартовавших поочередно с определенным интервалом участников). Ну а пока можно и побеседовать, у меня тоже вопросы накопились.
Дело в том, что Алексея Меньшенина я знаю давно и очень хорошо, но в основном по делам внедорожным. Он выступал главным организатором «Трофея РАФ», африканских рейдов, российских этапов международной серии Rainforest Challengе, словом, соревнований серьезных и весьма экстремальных. В каких-то мероприятиях я участвовал, на каких-то работал в качестве журналиста.. А тут никаким экстримом явно не пахнет. Или я ошибаюсь и просто еще этот запах не почувствовал? Вот, например, почему я ни у кого шлемов не видел?
Алексей смеется: «А у тебя шлем есть?»
«Естественно, есть, — отвечаю. – Но я его не взял. А надо было?»
«Нет, конечно! Ты вот, когда на дачу едешь, шлем надеваешь?»
Вот и участникам он ни к чему. Это ведь любительские ралли, по-другому их называют «ралли третьей категории». Название получилось в результате перевода с французского, и оно не очень точно отражает суть вопроса. У нас «третья категория» ассоциируется с «третьим сортом», то есть чем-то неполноценным и некачественным. А это не так. На самом деле точней называть такие соревнования любительскими или штурманскими ралли. Это гонка для обычных, неподготовленных автомобилей, соревнование на точность перемещения по заданному маршруту.
Участникам выдается дорожная книга или легенда, она выглядит так же, как и для остальных видов автоспорта. Участники должны найти правильный маршрут и прибыть в каждую контрольную точку в свое заданное время. И его предстоит рассчитать самостоятельно, причем с точностью до секунды.
Соревнование доступно абсолютно для всех, вне зависимости от того, какой у вас автомобиль и физическая форма. У нас есть, например, участники-инвалиды по опорно-двигательному аппарату. В наших соревнованиях допускается участие с семьями, можно ехать с пассажирами, домашними животными на борту. Многие едут с детьми. И это никак не ограничивает экипаж и не мешает занять самые высокие призовые места.
Класс автомобиля и мощность мотора тоже ни на что не влияют. Разделения на зачетные классы нет. Точнее, у нас оно есть, но только по уровню опыта того или иного экипажа. Более того, езда на спортивной подготовленной машине будет для экипажа менее комфортна, чем выступление на обычном гражданском автомобиле. У нас ездят на чем угодно, начиная от классических «Жигулей» и заканчивая BMW и Subaru, от бюджетных Renault Logan до дорогих внедорожников.