в чем суть процесса кастомизации
Как создаются вещи с интересными дизайнами?
При выборе вещей мы чаще всего спрашиваем себя, не купит ли её ещё кто-то из компании или во время прогулки в её будет носить каждый второй? Кастомизация, онлайн-дизайн и переработанные винтажные вещи помогли избавиться от этого вопроса.
Что такое кастомизация?
Вообще принято считать, что кастомизация – это преображение той или иной вещи под конкретного человека. Изменить можно всё что угодно: и старые вещи, и одежду из новых коллекций. В первом случае вы даёте новую жизнь уже изношенной вещи, выкинуть которую не позволяет бабушка или чувство ностальгии. Во втором случае вы получаете возможность выделиться из масс, потому что кастомизированные вещи бывают только в одном экземпляре.
Чаще всего любители уникальных вещей покупают белые кроссовки и пытаются их персонализировать: рисуют любимого героя, разрисовывают элементы на обуви в разные цвета, вышивают инициалы или узоры. Благодаря таким рисункам вещь становится более ценной и единственной в своём роде.
Тренд на кастомизацию пришёл из 1970-х. Тогда ребята из хип-хоп среды разрисовывали джинсовые куртки, чтобы выделяться среди людей. Сейчас желание быть уникальным только возрастает. В мире, где вещи производятся огромными тиражами, а ассортимент в одной сети магазинов по миру стал практически идентичным, хочется показать, что в твоём гардеробе есть нечто особенное. Также сейчас сильно популяризируется движение эко-активистов, которые говорят об осознанном потреблении. Мало кто хочет тратиться на дорогие, но редкие по дизайну вещи, поэтому возникла мода на хендмейд, с помощью которого можно развить творческий потенциал и переработать старую вещь.
Кастомизация – отличный способ рассказать миру о своих ценностях. Это больше всего увлекает старшее поколение, поэтому модные бренды стали добавлять функцию кастомизации на сайтах, ведь такая возможность увеличивает количество покупок среди разных групп населения.
Я пришла в профессию кастомайзера в 2018 году. До этого всегда рисовала, а потом увидела у кого-то расписанную вручную куртку — и понеслась. Заказы сразу появились. Все хотели себе уникальную вещь, тем более моих подписчиков удивляло, что это ручная работа. Сейчас всё быстрое и простое (еда, вещи). А в мои куртки я вкладываю время, ручной труд и свою фантазию. Обычная куртка из Зары начинает иметь смысл, свою Историю.
Прежде чем приступать к росписи, я общаюсь с человеком. Узнаю, что его интересует, вдохновляет, с чем он будет носить куртку или сумку, в какой гардероб должна вписаться его новая вещь. После мы подбираем референсы рисунка, я делаю макет куртки. Когда дизайн утверждён заказчиком, приступаю к нанесению рисунка. Работаю в основном акриловыми красками, реже маркерами. Чтобы рисунок был яркий и стойкий, наношу 3-4 слоя краски. В среднем на куртку уходит 8-10 часов.
Как работает онлайн-дизайн?
Сейчас возможность сделать вещь или пару обуви под себя есть практически в любом интернет-магазине. Сделать это можно с помощью онлайн-конструктора, в котором покупатель сам выбирает цвет, силуэт, материал, принты и другие декоративные принадлежности. От сложности выбранного вами дизайна зависит срок изготовления вещи, обычно он не превышает пяти недель. Также кастомизированная вещь стоит несколько дороже, чем та, что выбрана для основы.
Тем, у кого проблемы с выбором одежды по размеру, онлайн-дизайн может сильно помочь. Дизайнеры уверяют, что скоро размеры S, M и L вообще исчезнут, ведь потребитель сможет загрузить параметры своего тела и через несколько дней получить идеально сидящую по фигуре вещь.
На сегодняшний день онлайн-дизайн стал настолько востребованным, что создаются целые компании, от которых к вам домой приезжает консультант и предлагает на выбор несколько типов тканей, воротников и силуэтов, которые идеально вам подойдут.
Кастомизация: что это такое и почему она в моде?
Что такое кастомизация?
В широком смысле кастомизация (от англ. to costomize) — это преображение той или иной вещи под конкретного человека. Объектом «тюнинга» может быть все что угодно: и старые, и только что купленные вещи. Первым вы «дарите новую жизнь» — например, украшаете поднадоевшую белую футболку или рвете классические джинсы, а может, переделываете куртку из 1980-х, которую выкинуть не позволяет чувство ностальгии. Сегодня чаще клиенты делают это не сами, а с помощью специалистов модных марок.
А вот совсем новые кроссовки или сумку кастомизируют тогда, когда их хочется сделать особенными. Например, нанести на них свои инициалы (чаще это называют персонализацией) или нашивки. Цена за такую «услугу» не всегда является доступной, но результат всегда приятен — у вас в руках оказывается уникальная вещь, в вашем любимом цвете или с вашими же инициалами, единственная в своем роде, а оттого более ценная.
Почему кастомизация стала популярной?
Тренд на кастомизацию — возращение моды 1970-х. Тогда в Нью-Йорке ребята из хип-хоп-сферы переделывали джинсовые куртки под себя. С тех пор стремление к уникальности только возросло: в мире, где вещи производятся огромными тиражами, само понятие индивидуальности стирается, и найти то, чего нет у других, очень сложно. Не спасает и шопинг за границей: ассортимент в сетевых магазинах в разных странах стал практически идентичным. Еще добавьте сюда возрастающую популярность осознанного потребления (мы не хотим иметь гардероб с сотней модных, но по сути ненужных нам вещей) и, как следствие, моду на хендмейд и желание почувствовать себя дизайнером, получить положительные эмоции от творчества.
В результате, согласно исследованию Business of Fashion, в 2018-м кастомизация стала трендом номер один. Все больше покупателей хотят через одежду показать не только осведомленность о трендах, но и свои ценности. Так кастомизация стала настоящей находкой для миллениалов, которые всегда через одежду транслируют свой внутренний мир. Но при этом, согласно YouGov, и более консервативные потребители в возрасте от 35 до 49 лет также полюбили кастомизацию. Именно поэтому модные бренды — и люксовые, и масс-маркет — все чаще создают специальные сервисы-ателье или добавляют на сайтах функцию кастомизации. Согласно опросу Infosys, 86% покупателей говорят, что такая возможность оказывает влияние на их решение о покупке.
Бренд либо организует офлайн-кастом-ателье (иногда — передвижное), либо добавляет специальный раздел на сайт. Во втором случае в несложном онлайн-конструкторе каждый пользователь сам может выбрать размер, цвет, силуэт, материал, декор той или иной вещи и заказать ее. Срок изготовления вещи по индивидуальному дизайну составляет от нескольких дней до пяти недель. Чаще всего кастомизация — услуга, которая оплачивается отдельно.
Как утверждают эксперты, кастомизацию ждет большое будущее. «Мы стоим на пороге массовой кастомизации. Такие пережитки прошлого, как размеры одежды S, M и L, тоже скоро исчезнут: вы просто зайдете на сайт любимого бренда, загрузите туда параметры своего тела и через несколько часов получите готовое коктейльное платье, которое будет сидеть идеально», — говорит Дэйв Эванс — главный технолог Cisco Systems.
Где можно кастомизировать вещь?
Услугу кастомизации сегодня предлагают многие бренды — от модных до спортивных. Создать свой дизайн кроссовок можно в сервисе Nike ID: для персонализации сейчас доступна модель React Element 55. Также кастомизация кроссовок есть у Ralph Lauren, Louis Vuitton и Dior.
На сайте сервиса Burberry Bespoke можно зависнуть на несколько часов, выбирая размер, стиль, ткань и цвет тренча. У Levi`s есть собственные Tailor Shop и Print Bar, которые часто работают на фестивалях и других мероприятиях: в них можно на вещи бренда прикрепить нашивки, шипы и нанести принты и аэрографию. У Santoni и Prada можно создать свой дизайн лоферов и лодочек, а у Gucci — «украсить» нашивками сумки. Также онлайн-платформа Farfetch периодически создает кастом-коллаборации вместе с разными брендами. В их числе уже были Opening Ceremony, Toga, Nicholas Kirkwood, и совсем скоро будут и другие участники.
Также есть целые бренды, специализирующиеся на кастомизации и «индивидуальном» гардеробе. Например, Stitch Fix, американский онлайн-сервис персонального стайлинга. Здесь можно заполнить анкету, проанализировав которую сервис пришлет коробочку с пятью вещами, на взгляд специалистов, идеально вам подходящих. Есть и российские марки, специализирующиеся на персонификации: в Afour Custom можно создать свой дизайн кроссовок, а в интернет-ателье «Рубашка на заказ» купить сорочку, выбрав из 150 типов тканей и 10 видов воротников. Так вы получаете удовольствие не только от обладания уникальной вещью, но и от сопричастности к процессу.
Новые требования клиентов. Кастомизация в интернет-маркетинге и IT
Ещё пару десятилетий назад мы радовались любым нововведениям в компьютерной сфере и могли свыкнуться с любыми неудобствами программ. Сейчас каждый пользователь может высказать своё недовольство по поводу работы с сервисом. Одному будет не нравиться одно, второму ― другое. Вместо того чтобы угодить всем, разработчики стараются сделать интерфейс и наполнение программ изменяемыми. И для такого подхода есть свой термин ― кастомизация. Итак, что такое кастомизация?
Что значит кастомизация
Кастомизация ― это внесение конструктивных или дизайнерских изменений в продукт под заказ конкретных потребителей. Это самое общее понятие, которое можно дать. Проще говоря, кастомизированный ― это продукт, созданный по индивидуальным потребностям покупателя. Пользователь сам решает, что ему не хватает в базовом продукте, и дорабатывает его сам или обращается за помощью к специалистам.
Яркий пример кастомизации ― изменение кроссовок. Очень популярно покупать какую-либо модель кроссовок и модернизировать её на своё усмотрение (менять цвет, наносить рисунки).
Создание штучного товара для производства – очень невыгодное дело. Конечно, можно ориентироваться на богачей, но они и так чаще всего заказывают себе эксклюзивные вещи. Куда интереснее использовать технику кастомизации в товарах для среднего сегмента рынка. Для решения такого кейса была придумана массовая кастомизация (mass customization). Это модульный подход к производству товаров и услуг. Чаще всего вы сталкивались с подобным при подборе мебели. Вот вы заходите на сайт мебельного магазина, выбираете понравившуюся вам модель кресла. И тут вам предлагают выбрать цвет и материал обивки, размер и форму ножек, цвет декора. По итогу созданное вами кресло может в корне отличаться от того, что вы увидели на сайте. Разве что форма останется неизменной. Что для клиента, что для производителя ― это конструктор, из которого собирается продукт. Массовая кастомизация лежит между обычной массовой продукцией и эксклюзивом. Далее в наших примерах мы чаще всего будем иметь в виду именно массовую кастомизацию, так как о полном эксклюзиве в товарах средней ценовой категории говорить не приходится.
Появление интернет-магазинов дало сильный толчок к распространению кастомизированных товаров. Да, выбрать цвет обивки мебели и цвет шнурков можно было и раньше в офлайн-магазинах. Однако представьте, что вы потратили время на поездку в магазин, заказали вещь с определёнными параметрами, уехали домой и через некоторое время снова вернулись в магазин за заказом. Ещё длиннее цепочка у производителя. Из-за таких сложностей массовая кастомизация была непопулярной. Всё изменило появление интернет-магазинов.
Интернет-магазины и расширение возможностей кастомизации
Значительно уменьшить цепочку заказа товара с индивидуальными доработками позволили интернет-магазины. Покупатель сидит на диване у себя дома, клацает мышкой по составляющим товара и меняет их внешний вид по своему усмотрению. Производитель получает заказ с комментариями клиента и производит продукт. Клиент и производитель больше не должны тратить время на дорогу, чтобы обсудить детали заказа. Наличие офлайн-магазина теперь тоже не обязательно, что сокращает расходы на бизнес. И эти деньги можно потратить на производство индивидуальных заказов.
Интернет-маркетинг активно использует массовую кастомизацию, так как теперь коммуникация с пользователем происходит намного быстрее. Уже не обязательно создавать продукт до знакомства с потребителем. Куда проще создать отдельные составляющие, как конструктор, и дождаться клиента, который скажет, какие элементы он хочет видеть у вещи.
Есть множество примеров массовой кастомизации среди марок, производящих одежду и обувь, но нам кажется, что дальше всех в этом деле убежали фастфудные заведения, а именно, пиццерии и бургерные. Если вы зайдёте на сайт или в приложение Mcdonalds, KFC или Burger King, вы увидите, что при заказе бургера можно убрать почти все составляющие бутерброда или, наоборот, удвоить каждый ингредиент. То же самое и с пиццей. Что Papa John’s, что Dodo Pizza также предлагают убрать или добавить ингредиенты. Если вы с друзьями или со второй половинкой не можете решить, что заказать, то можно слепить две пиццы в одну и наслаждаться двумя вкусами.
Как видите, интернет-маркетинг развязал руки производителям. Теперь они могут предлагать больше видов кастомизации без ущерба процессу производства.
Задачи кастомизации в компьютерных технологиях
Задачи кастомизации в товарной сфере немного отличаются от целей кастомизации в IT. Когда потребитель покупает кастомизированные кроссовки, он думает не об удобстве, а в первую очередь о том, как он будет выделяться среди других пользователей кроссовок. За эксклюзив человек готов платить больше, поэтому на обычном рынке кастомизацию используют как маркетинговый приём, который позволяет значительно поднять ценник на товар. Также в сфере розничных продаж кастомизация может стать УТП (уникальным торговым предложением). «Конкуренты всех под одну гребёнку гребут, а мы учитываем интересы каждого», ― говорит глава маркетингового отдела.
В случае с IT-продуктами, кастомизация ― способ предоставить максимально удобный интерфейс. Каждый человек мыслит по-разному. Кому-то удобнее, когда меню справа, а кому-то слева. Одни люди предпочитают светлые тона в интерфейсе, другие ― тёмные. Создать идеальный интерфейс, адаптировать его для всех просто невозможно. Создавать внешний вид для людей с определённым мышлением ― неэффективно. Во главе угла всё-таки остаются возможности программы, её функционал. Вот разработчики и решаются кастомизировать, создавать разные интерфейсы для программ, чтобы любой человек смог выбрать, что ему больше по душе.
Удобство может быть не только в интерфейсе, но и в наборе функционала. Программа 1-С предлагает различный набор возможностей в зависимости от размеров и задач компании. По сути, программа остаётся той же, но для разных заказчиков собирается разный набор возможностей.
Разница между кастомизацией и персонализацией
Наверно, исходя из вышеописанного может показаться, что между термином «кастомизация» и «персонализация» можно поставить знак равно, ведь и та и другая технология пытается подстроиться под требования конкретного покупателя. Но разница кроется в инициаторе изменения продукта.
Сначала разберёмся с персонализацией. Организация, которая предоставляет товар или услугу, изучает своего клиента и на основе его предпочтений предлагает ему специальные предложения и скидки. Если мы говорим о розничной торговле, то вам могут предложить персонализированные подарки при покупке товара на определённую сумму. В случае с IT-сферой вы можете предложить промокоды для постоянных клиентов на обслуживание серверов, привилегии при обращении в техническую поддержку. Как видите, сама организация предлагает пользователю плюшки.
При кастомизации клиент сам дорабатывает для себя продукт. Он сам определяет, что ему нужно, и сам делает доработки, опираясь на возможности.
Рассмотрим на примере электронной почты. Во многих почтовых программах вы можете менять фон интерфейса, ставить фильтры на письма, менять порядок элементов в меню. Каждая из таких настроек и есть кастомизация. Ещё один простой, но распространённый вариант кастомизации ― тёмная и светлая тема интерфейса. Такой выбор предлагают YouTube, VK, Яндекс.Браузер. Каждый пользователь сам решает, какую тему выбрать, пусть с выбором сильно не разгуляешься. Для тех, кто знаком с панелями управления хостинга, вариант с темами можно встретить в cPanel. В настройках есть возможность выбрать одну из 5 вариантов тем интерфейса. Вот для примера две из них:
Плюсы и минусы внедрения кастомизации в интернет-маркетинге и IT
Из плюсов можно выделить:
Минусы тут тоже найдутся:
Технологией массовой кастомизации пользуется всё больше и больше компаний, продающих разные виды продуктов. Это тренд в сфере продаж. Из-за этого возрастает конкуренция среди индивидуализированных товаров. Поэтому думать о том, стоит ли внедрять элементы кастомизации не приходится. Ответ определённо положительный. Те, кто не задумываются о потребностях клиентов, в скором времени будут просто съедены более «дружелюбными» брендами. Любите и слушайте своих клиентов, и они полюбят вас.
Что такое кастомизация: определение, примеры
Узнайте о преимуществах кастомизации товара, а также ознакомьтесь с примерами
Кастомизация — это маркетинговый подход, который подразумевает изменение массового товара или услуги под запросы конкретного потенциального клиента. Основная задача — удовлетворить личные потребности каждого покупателя с помощью индивидуального подхода.
Содержание
Преимущества кастомизации
В эпоху массового потребления товаров и услуг крайне сложно удивить целевую аудиторию. Кастомизация продукции позволяет ориентироваться на желания каждого клиента по отдельности. Никаких А/В тестов или опросов в социальных сетях, только индивидуальное взаимодействие с покупателем.
Ниже мы подготовили 5 основных преимуществ кастомизации товаров и услуг для бизнеса.
Разница между кастомизацией и персонализацией
Несмотря на схожесть этих двух понятий, между ними все же есть существенная разница. Персонализация — это маркетинговый подход, который направлен на построение эмоциональной связи с брендом, укрепление взаимоотношений и повышение продаж. Он основан исключительно на информации, полученной компанией от клиента после его покупки, регистрации, подписки на email рассылку и так далее.
Кастомизация преследует те же цели, однако клиент не получает полностью готовое предложение, он самостоятельно формирует его. Далее мы рассмотрим примеры такого подхода у разных компаний.
Примеры кастомизации
Кастомизацию часто используют дизайнеры, интернет-магазины одежды, пиццерии. Ниже мы ознакомимся с примерами нескольких компаний из разных ниш. Возможно они вдохновят вас и подарят свежие идеи.
Эта компания не требует представления. Слоган бренда знают по всему миру, а его товары выбирают именитые спортсмены, звезды Голливуда и просто люди, любящие спорт и стиль.
Чтобы еще больше расширить свое влияние на рынке, компания подарила клиентам возможность подчеркнуть свою индивидуальность с помощью кастомизированной обуви. Покупатели могут выбрать цвет шнурков, передней части, внутреннего слоя, язычка и даже подошвы.
WOWIN
Интернет-магазин мягкой мебели предоставляет своим покупателям возможность создать предмет интерьера на свой вкус. Например, клиент может выбрать цвет, материал, форму ножек кресла и многое другое. Такая кастомизация помогает сделать для клиента практически эксклюзивный товар.
Pizza Di Casa
Чтобы удовлетворить прихоти даже самых требовательных клиентов, пиццерия Pizza Di Casa разработала специальный конструктор для формирования заказа. Покупатели могут выбрать размер заготовки, соус, начинку, зелень и многое другое. Есть даже возможность сделать одну пиццу с двумя видами наполнения 50/50. После формирования заказа клиенту необходимо только подтвердить его и указать адрес доставки.
Как видите, кастомизация — это отличная возможность удовлетворить даже самые непредсказуемые желания покупателей. При этом уровень удовлетворенности клиента от такой покупки в разы выше, ведь он получает именно то, что выбирает сам.
Кастомизация как актуальная тенденция современного рынка ЦОДов
В 2017 году на традиционной встрече производителей СКС, организованной «Журналом сетевых решений/LAN», обсуждались различные тенденции развития бизнеса в данной сфере и ожидания участников рынка. Среди прочего особое внимание было уделено изменению предпочтений заказчиков, которые при построении крупных и средних центров обработки данных все чаще выбирают кастомизированные продукты.
ЧТО ТАКОЕ КАСТОМИЗАЦИЯ
Понятие «кастомизация» имеет множество различных определений. Вот одно из них, на мой взгляд, наиболее точное: «Кастомизация — это индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путем внесения конструктивных или дизайнерских изменений».
Важная задача кастомизации — создать у потребителя уверенность в том, что работа делается именно для него и нацелена на удовлетворение его конкретных потребностей. Ряд экспертов считают кастомизацию едва ли не идеалом взаимодействия поставщика и потребителя. Она привлекает не только своей этической направленностью, но и возможностью получать финансовую выгоду, ведь благодаря более высокой ценности кастомизированного решения клиент получает конкурентное преимущество.
Зачастую кастомизацию воспринимают как весьма дорогостоящую процедуру. К тому же бытует мнение, что индивидуализацию продукции могут позволить себе далеко не все, поскольку ее стоимость оказывается слишком высокой. Кто-то также считает, что сама по себе данная «услуга» призвана лишь создавать видимость придания большей ценности для заказчика, в то время как ее первоочередная функция — получение максимальной прибыли производителем. Но так ли это на самом деле?
В условиях жесткой конкуренции рынок насыщен схожими продуктами, но в то же самое время каждый из них обладает уникальными характеристиками. При выборе того или иного решения заказчик пытается найти оптимальное, максимально соответствующее его потребностям. Среди критериев выбора часто встречаются такие, как технологичность, качество, сроки поставок и, несомненно, стоимость. Помимо этого, учитываются также приверженность определенной торговой марке, ее известность, удачный опыт внедрения и другие факторы. Часто в результате приходится делать выбор между поиском оптимального решения среди, условно, стандартизированных продуктов и созданием уникального, произведенного для решения конкретной, частной задачи и имеющего максимальный КПД.
РЫНОК КАСТОМИЗИРОВАННЫХ РЕШЕНИЙ
Как уже было отмечено, наблюдение о формировании тенденции использования индивидуализированных продуктов было озвучено на встрече производителей СКС, рынка не столь динамичного, если не сказать инертного. Долгое время на нем никаких значимых изменений не происходило, и только в последние два года наблюдается повышенная активность, преимущественно связанная с появлением новых стандартов, технологий передачи данных и выводом на рынок более производительных компонентов (волокно ОМ5, медные линии Категории 8).
Уже после встречи, проанализировав некоторые проекты и случаи, когда требовалась кастомизация (не только в части СКС, но и в других подсистемах), мы пришли к выводу, что данная услуга наиболее востребована именно на рынке ЦОДов, причем в наибольшей степени в корпоративных центрах обработки данных. Объяснение тому довольно простое.
Владельцы коммерческих ЦОДов зачастую не имеют полного представления о том, какое именно вычислительное оборудование захотят установить заказчики и какие будут предъявляться требования по обеспечению резервирования питания, скоростям подключения и пр. В силу этих обстоятельств эксплуатирующие службы коммерческих ЦОДов предпочитают применять универсальные и модульные решения.
Владельцы корпоративных ЦОДов и особенно так называемых мегаЦОДов всегда стараются создать максимально эффективную комплексную систему со средним сроком жизни 10–15 лет. В результате они стремятся добиться максимальной эффективности в условиях ограниченности ресурсов, с учетом особенностей геометрии помещений и иных лимитирующих факторов. Именно поэтому и происходит переход от создания индивидуальных проектных решений на базе штатных универсальных продуктов к подготовке полностью индивидуализированного решения: индивидуальный подход в проектировании, дополненный кастомизированной продукцией.
Как говорилось ранее, крупные игроки ИТ-рынка могут позволить себе создание абсолютно нового, инновационного, а порой даже революционного решения, в то время как у большинства владельцев корпоративных вычислительных центров таких возможностей нет. Однако, поскольку соответствующая потребность имеется, некоторые производственные компании ориентируются в своем бизнесе именно на частные проекты и разработку уникальных продуктов под задачу или проект.
Например, у нашей компании есть определенный опыт создания уникальных монтажных конструктивов. Так, в рамках реализации проекта для одного из коммерческих ЦОДов предполагается поставить 1400 стоек, разработанных под заказ (по состоянию на июль 2017 года поставлено и введено в промышленную эксплуатацию 340 серверных и 20 кроссовых стоек). Данный проект является исключением, которое, как известно, подтверждает общее правило о том, что кастомизированные решения чаще всего используются в корпоративных ЦОДах.
Цель проекта — создание надежного конструктива с высокой степенью универсальности, совместимого с любым устанавливаемым в него оборудованием клиента. Именно здесь находится одна из точек демаркации оборудования владельца и арендатора ЦОДа. В данный момент работы по кастомизации продолжаются, и уже сейчас реализуются два проекта, для одного из которых уже поставляется техника, а другой находится на завершающей стадии окончательного согласования прототипа.
КАКОЙ БЫВАЕТ КАСТОМИЗАЦИЯ И КАК ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
Подходы к созданию индивидуального продукта или решения можно разделить на частный и комплексный. В первом случае предполагается объединение двух подсистем. Ярким примером такого подхода является разработка уникального коннектора MXC компаниями US Conec и Intel. Основной задачей проекта было создание инновационного соединителя для осуществления передачи данных на более высоких скоростях. В соответствии с принятым разделением ролей компания US Conec разрабатывала пассивную часть линии передачи данных (коннектор), в то время как Intel занималась активной составляющей (кремниевой фотоникой). Полученный в результате The Big Data Connector способен обеспечить передачу данных на скоростях до 1,6 Тбит/с.
Комплексный подход существенно отличается от частного. Топологически отношения между продуктом кастомизации и связанными с ним подсистемами напоминают звезду. Причем эти связи зачастую имеют односторонний характер и направлены от подсистем к продукту, то есть задают требования для его создания или изменения. В качестве примера можно рассматривать подходы таких глобальных компаний, как Google и Facebook, которые создают для себя не просто уникальные продукты, а комплексные решения и системы. В частности, компания Марка Цукерберга в настоящее время ведет разработку серверного шкафа для своих ЦОДов совместно с Delta Electronics. В рамках данного проекта речь идет об изменении не столько конструктива, сколько концепции системы электроснабжения ЦОДа, с одной стороны, и о ее согласовании с активным и серверным оборудованием, с другой.
Комплексный подход оптимален в том случае, когда разрабатывается высокотехнологичный продукт, взаимодействующий с большим количеством подсистем. Частный же подход применим там, где необходимо обеспечить сопряжение двух подсистем и создать или изменить для этого определенное решение.
ЭТАПЫ КАСТОМИЗАЦИИ
По своей сути модель жизненного цикла процесса кастомизации является каскадной с возможностью итеративного повторения некоторых этапов.
Жизненный цикл процесса разработки уникального продукта (кастомизации) |
На первом этапе формируется общее представление о продукте, его основных функциях и решаемых с его помощью задачах, составляется техническое задание, которое, по сути, является неким сигналом о завершении одного этапа и переходе к следующему. Очень важно получить максимум информации и зафиксировать ее в исходных документах.
Следует учитывать, что далеко не все пожелания заинтересованных лиц в формировании задания могут быть отображены в финальной версии ТЗ, особенно при комплексном подходе. Некоторые предложения могут противоречить друг другу, а иные и вовсе оказаться несостоятельными. Однако не стоит сразу же отметать идеи, которые, на первый взгляд, могут казаться бесполезными.
На втором этапе осуществляется проектирование продукта. В зависимости от его типа это могут быть чертежи, эскизы, технические карты, алгоритмы работы, программный код и другие данные и документы, необходимые для производства прототипа продукции, его приемки и запуска в опытную эксплуатацию.
Стадия прототипирования является ключевой в жизненном цикле кастомизированного продукта: во время данного этапа изготавливается опытный образец для проведения предварительных и эксплуатационных испытаний. При этом допускается отсутствие в прототипе некоторых узлов, частей и элементов, которые в соответствии с решением ответственных лиц являются второстепенными. В качестве примера можно привести ситуацию, когда на момент испытаний несущей способности рамы шкафа конструктив не подвергается окрашиванию. Как правило, на данном этапе калькулируется окончательная стоимость производства единицы продукции. Полученные данные дают возможность оценить не только технические, но и ценовые характеристики продукта и принять решение о целесообразности его дальнейшей разработки.
Если на основе совокупных данных принимается решение о продолжении процесса кастомизации, разработка продукции переходит на следующий этап — внесение изменений и исправлений. Все конструктивные и технологические моменты, не соответствующие требованиям ТЗ, должны быть исправлены. При обнаружении службой эксплуатации каких-то недоработок тоже приходится вносить изменения в данный продукт.
Этапы проектирования, прототипирования и внесения изменений могут повторяться несколько раз, пока не будет достигнут результат, удовлетворяющий все требования заказчика. Исходя из опыта реализации подобных проектов, можно сказать, что число циклов обычно составляет один или два и практически никогда не превышает трех.
Последняя стадия жизненного цикла кастомизированного продукта — его изготовление. Причем одной из основных задач является отнюдь не составление плана-графика и выстраивание логистики поставок готовой продукции, а обеспечение возможности производства согласованного объема в обозначенные сроки. Зачастую индивидуальным продуктам, сделанным по частным требованиям, могут требоваться специальные аксессуары или даже технологическе узлы, которые необходимо изучить, вписать в конструкцию и обеспечить их наличие на момент сборки конечного продукта.
РЕЗЮМЕ
Рынок кастомизированных решений перестает быть привилегией крупных компаний и постепенно приобретает массовый характер. Несомненно, амбициозные и дерзкие разработки, а также высокотехнологичные решения, как и прежде, будут превалировать в масштабных проектах, однако со временем все они могут в той или иной мере стать общедоступными. Не следует забывать, что многие стандартизированные решения, прежде чем стать таковыми, прошли через стадию кастомизированного продукта.
Виталий Алипов, технический директор «РИТ СНГ»
Поделитесь материалом с коллегами и друзьями