в чем суть произведения дубровский

«Дубровский» Пушкина: Робин Гуд Покровского уезда

Александр Сергеевич Пушкин — наиболее известный писатель в истории России. Его произведения изучают не только на родине, но и в зарубежных школах. «Дубровский» — ключевой роман в карьере Пушкина и всей русской литературы в целом. Произведение было написано в 1833 году, но не утратило актуальность и сейчас. В данной статье вы узнаете не только краткое содержание, но и смысл «Дубровского».

Краткое содержание романа Пушкина «Дубровский»

Троекуров — жестокий русский барин, проживающий в роскошном имении. Его безмерно уважают соседи, для которых Троекуров организует роскошные приемы. Нередко барин устраивает над гостями дома мрачные шутки, позволяя себе резкие высказывания. Единственным настоящим другом Троекурова остается независимый дворянин Андрей Дубровский — бывший сослуживец богача.

Но дружбе приходит конец, когда между Троекуровым и Дубровским случается ссора. Пользуясь положением в обществе, Троекуров лишает Дубровского его земельного участка. Лишившись единственных владений, дворянин сходит с ума. Об этом узнает сын Дубровского Владимир, который, узнав о причинах болезни отца, превращается в благородного разбойника. Тем самым он пытается отомстить Троекурову. Однако возникшая любовь Владимира Дубровского к Маше — дочери Троекурова, — переворачивает ситуацию с ног на голову.

На заметку! В 2013 году была снята адаптация романа Пушкина «Дубровский». Действий экранизации были перенесены в современную Россию, а главную роль Владимира Дубровского исполнил артист Данила Козловский.

Объяснение сюжета

Чтобы понять краткий смысл «Дубровского», следует обратиться к теме противопоставления двух миров — помещиков и крестьян. Социальное неравенство приводит к трагедии и превращает Владимира Дубровского в мстителя. Месть — смысл существования протагониста. Но, несмотря на образ разбойника, который традиционно считается отрицательным, Пушкин не демонизирует персонажа, наделяя его благородными чертами. Как и герой легенд Робин Гуд, Дубровский грабит тех, кто живет не по средствам и никогда не трогает бедняков. Но им, как уже сказано, движет не столько жажда помощи нуждающимся, сколько личная месть.

Через историю Дубровского-старшего Пушкин детально воспроизводит актуальную для первой половины XIX века проблему угнетения помещиков крестьянами. В раскрытии данной темы и кроется смысл романа Пушкина «Дубровский». Вокруг данного конфликта выстраивается весь сюжет картины, включая любовную линию с Машей.

Интересно! В школьной программе учеников нередко просят составить сочинение на тему «Смысл названия романа «Дубровский». Здесь все просто: в литературе начала XIX века авторы часто называли произведения в честь фамилии главного героя. Так что смысл имени и фамилии героя Дубровского прост и не несет в себе никакого символического значения.

В чем суть концовки

Тем не менее, концовка повести выбивается из общего контекста произведения. Отец планировал выдать дочь Машу за пятидесятилетнего князя, к которому она испытывала лишь неприязнь. Дубровский предлагал Маше сбежать с ним. Но в решающий момент девушка отказалась. Тем самым она обрекла себя на жизнь с ненавистным ей стариком. Разбойник Дубровский распускает свою свиту и скрывается от правосудия за пределами России.

Так в чем же, исходя из концовки, смысл произведения Пушкина «Дубровский»? Тут все просто: Пушкин стремился сделать финал драматичным. Поэтому он выстраивает концовку таким образом, чтобы Дубровский не успел спасти Машу от замужества с князем. Та, дав клятву, собственноручно обрекает себя на жизнь с тем, кого не любит, в то время как Дубровскому не остается ничего иного, кроме как навсегда покинуть родину.

Трагичный финал романа (не повести и не рассказа) «Дубровский» напрямую перекликается с его смыслом: любовь далеко не всегда побеждает зло, а разбой — не путь к справедливости. Выбрав путь мстителя, он лишился и любви, и родины. Путь к прежней жизни для Владимира Дубровского закрыт раз и навсегда.

Обратите внимание на другие произведения Пушкина, с которыми должен ознакомиться каждый:

В конце остается отметить, что «Дубровский» — знаковое произведение в русской классической литературе. В нем затрагиваются вечные темы, знакомые современным читателям. И, как минимум, это увлекательное произведение, написанное легким и доступным современному человеку языком.

Источник

Анализ «Дубровский» Пушкин

в чем суть произведения дубровский. Смотреть фото в чем суть произведения дубровский. Смотреть картинку в чем суть произведения дубровский. Картинка про в чем суть произведения дубровский. Фото в чем суть произведения дубровский

Всего получено оценок: 5391.

Всего получено оценок: 5391.

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы. Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. Анализ произведения «Дубровский» включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания. Он будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором романа «Дубровский»по плану.

в чем суть произведения дубровский. Смотреть фото в чем суть произведения дубровский. Смотреть картинку в чем суть произведения дубровский. Картинка про в чем суть произведения дубровский. Фото в чем суть произведения дубровский

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.

Год написания – 1833 год.

История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.

Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистенёвки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского за границу.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что её можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершён в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 года после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский».

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал её замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. И в любых условиях оставаться честным, благородным человеком. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция

Композиция романа отличается чёткой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей – помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязка произведения – ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистенёвку. Узнав вердикт судьи, Дубровский внезапно тронулся умом и спустя время умер.

Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистенёвку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем. Этим поступком Маша даёт урок благородства Владимиру Дубровскому.

Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского за границу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дубровского», а для основных подготовили отдельные страницы:

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру романа, в котором раскрыто множество проблем своего времени – социальных, философских, любовных.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» – реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Источник

Краткое содержание «Дубровский»

Всего получено оценок: 33693.

О произведении

1833 год стал годом выхода в свет небольшого романа Пушкина «Дубровский», созданного на основе реальной истории, рассказанной автору В.П. Нащокиным. Произведение многие считают незаконченным романом, который отразил характерные черты помещичьей России.

В романе поднимаются социальные проблемы, такие как защита собственной чести, конфликт отцов и детей, отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя.

Ниже вы можете ознакомиться с описанием главных героев произведения и прочитать краткое содержание «Дубровский» по главам.

в чем суть произведения дубровский. Смотреть фото в чем суть произведения дубровский. Смотреть картинку в чем суть произведения дубровский. Картинка про в чем суть произведения дубровский. Фото в чем суть произведения дубровский

Место и время действия

События романа происходят в 1820-х годах в Кистенёвке (поместье Дубровских), Покровском (поместье Троекуровых), Арбатово (поместье князя Верейского).

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1.

Роман «Дубровский» Пушкина начинается с описания помещика Троекурова, подмявшего под себя всю местную знать. Живет, не признавая законов, никого не слушает, поступает, как ему нравится. Его соседом по имению был Дубровский Андрей Гаврилович, с которым они дружили с молодости, вместе проходили военную службу и не потеряли связи друг с другом. Как-то одновременно они стали вдовцами. У Дубровского остался сын Владимир, а Троекуров воспитывал дочь Машу.

Однажды перед охотой между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович заметил, что собакам у Троекурова живется намного лучше, чем простым людям. В ответ на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского. Оскорблённый, он уезжает., а позже в письме Троекурову сообщает, что не желает ничего иметь общего с Троекуровым, пока оскорбивший его слуга не будет наказан.

В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Объяснить происходящее внятно отец сыну не может по причине болезни. Проходит установленный судом аппеляционный срок, и имение перестает быть собственностью Дубровских. Но Троекуров уже не рад содеянному. Его мучает совесть, и он едет к другу с намерением все исправить.
Увидев приехавшего Кирила Петровича, Дубровский отец начинает сильно нервничать и его парализует. Сын взбешен и выгоняет бывшего друга отца. Врач ничем не помог, и барин умер.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

Сюжет рассказа «Дубровский» продолжает появление Маши. Автор рассказывает читателю о ее одиноком детстве среди книг и мечтаний. Она выросла вместе со сводным братом Сашей, который был сыном Троекурова и гувернантки. Нельзя сказать, что они дружили, но мальчик относился к сестре с любовью и нежностью.

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят практически каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, при которой рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилой Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей для себя партией.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову, и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Глава 19.

Власти начинают войну с разбойниками, объявляют всех в розыск и вызывают на подмогу войска. Идет бой. Владимир понимает, что они проиграют. Он распускает своих товарищей, а сам исчезает в лесу. Больше его никто никогда не видел, хотя ходили слухи, что он остался жив и уехал за границу.

На этом роман заканчивается.

в чем суть произведения дубровский. Смотреть фото в чем суть произведения дубровский. Смотреть картинку в чем суть произведения дубровский. Картинка про в чем суть произведения дубровский. Фото в чем суть произведения дубровский

Заключение

В романе о благородном разбойнике автор поднял важные социальные проблемы: неравенство бедных и богатых людей перед продажным правосудием, защита человеческого достоинства, конфликт отцов и детей, семейное бесправие. В произведении звучит главный призыв: всегда оставаться честным, справедливым и милосердным человеком. Краткий пересказ «Дубровского» включил в себя только основные события повести, для более полного понимания и знания всех деталей произведения прочтите полный вариант.

Тест по роману

После чтения краткого содержания романа Пушкина попробуйте пройти этот небольшой тест:

Источник

Анализ романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Дубровский» по плану, где кратко и понятно будут обозначены основные содержательные особенности произведения. Отзыв и пересказ для читательского дневника Вы можете найти здесь.

История создания

История написания романа «Дубровский» содержит в себе весьма интересные факты, необходимые для полного понимания сюжета:

Направление и жанр

Это произведение Пушкина стало одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму. Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость.

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

Суть: о чём роман?

Роман «Дубровский» начинается с рассказа о дружбе двух помещиков: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Троекуров имеет славу своевольного, богатого и властного человека, самодура. Но его друг — единственный, кто осмеливается возражать и отстаивать правду перед богачом.

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Дубровский» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
Владимир Андреевич Дубровскийдвадцатитрёхлетний офицер и дворянин. Образованный красавец, наделённый смелостью, умом, благородством и стремлением к справедливости. Становится на путь благородного мстителя, однако под воздействием любви отрекается от мести ради счастья. В конце романа предстаёт перед нами опустошённым и усталым человеком, не усомнившимся, однако, в правильности своих поступков.
Андрей Гаврилович Дубровскийотставной офицер, дворянин, небогатый помещик. Гордый, сильный, смелый и вспыльчивый человек, который, несмотря на всю свою силу воли, становится несчастной жертвой несправедливой системы.
Кирилла Петрович Троекуровсамый богатый помещик в округе. Самодур и невежда, гордец и циник. Вспыльчивый человек, считающий себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.
Мария Кирилловна Троекуровадочь Троекурова. Красивая, искренняя и утончённая молодая девушка. Любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек. В конце романа отказывается нарушить клятву, данную в церкви, и отвергает Дубровского, ради жизни с нелюбимым мужем.
Князь Верейскийстарый богач. Избалованный дворянин, большую часть жизни проживший в Европе. Решает жениться на Маше против её воли, несмотря на все свои изысканные манеры.

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

Проблемы

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени.

Основная идея

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Чему учит?

Роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного. Мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.)

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *