в чем суть повседневной работы школьной библиотеки
Школьная библиотека – участник педагогического процесса
Школьная библиотека – участник педагогического процесса
Библиотека изначально рассматривалась как учебное заведение. Именно ей принадлежит приоритет в организации первоначального этапа постановки обучения детей. Самые ранние исторические свидетельства гласят, что еще в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Отдал в библиотеку, разумеется, ибо книги имелись именно только там. Созданные святой Евфросинией библиотеки в древней Руси были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей, и библиотекарем, и учительницей в одном лице. Умение читать, писать, считать, рассказывать наизусть, петь (молитвы) – в первом цикле обучения; осваивать иностранные языки, природоведение, риторику, медицину, историю (особенно родословие Рогволодовичей, прошлое Полоцкой земли и всего восточного славянства) – во втором цикле – она обучала именно в библиотеке, на книгах ею же собираемого библиотечного фонда. Трудно разделить в ней библиотекаря и учителя, когда она обучала читателей красноречию, а наиболее одаренных – поэтике.
Образованнейший человек своего времени, крупный государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович (1681-1736) в составленном в 1721 г. Для Синода «Духовном регламенте» считал естественным слияние в школе обязанностей библиотекаря и учителя [8, с. 42].
Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях: 1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование работа с книгой. 2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д. 3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей. 4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей.
Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической
деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного
читателя к формированию духовно богатой личности [4, с. 12].
В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если:
четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.
Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.
Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.
Активные формы обучения в библиотеке позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, а следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки [5, с. 58]. В современной школе они стали одной из разновидностей краткосрочных или средней продолжительности проектов, позволяющих интегрировать знания из разных областей для их применения на практике. Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами-предметниками, и равным образом предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного. В зависимости от выбранной для урока темы, библиотекари с педагогами формируют их наполнение. При проведении библиотечного бинарного урока для учащихся старших классов по теме «Публицистика, портретный очерк» библиотека совместно с преподавателями литературы предусматривают следующие аспекты: познавательный аспект, развивающий аспект, воспитательный аспект.
Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.
Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь)
проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование) [2, с. 43].
Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают
такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.
Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.
И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения [6, с. 5].
Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической
грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.
Современная школьная библиотека всегда предлагает свои собственные фонды и внешние, «чужие» ресурсы. И именно, от того как библиотека будет предлагать свои фонды, будет определяться посещаемость, значимость, имидж библиотеки. И на этом этапе школьная библиотека невольно становится участником педагогического процесса [10, с. 5]. В школьную библиотеку поступают учебники, методические материалы, как правило с грифом Министерства образования. Эти издания активно используются в процессе обучения: одни выдаются детям, по этим учебникам преподаватели ведут свои занятия, потом – принимают экзамены. Используются очень хорошо и внешние ресурсы сегодня в школе. Педагоги поощряют учеников использовать мультимедийные издания, как дополнительные источники информации по предмету. Но при этом есть базовые комплекты, на которых в школе строится процесс обучения. И это основа, с которой работают школьные библиотеки. Все информационное богатство (в том числе и электронные ресурсы) библиотекари в сотрудничестве с учителями информатики создают предметные модули, в которые сводится вся найденная информация, и размешают данные модуля на сайте школы. При проведении такого процесса привлекают «продвинутых» школьников. Это педагогически и организованно верный ход: использовать для такой работы факультативы и «продвинутых» старшеклассников, которые занимаются углубленным изучением отдельных предметов и поиском дополнительных материалов, в том числе и цифровых [10, с. 6].
Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. И первоклассник и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса. В.А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения» [7, с. 19]. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня достижений школьников.
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В работе библиотекаря интерактивные методы возможно использовать при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность. Органичной частью единого процесса руководство чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно–библиографической грамотности. Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации. Не остаются без внимания и родители, которые совместно с детьми создают презентации. В этом случае огромную помощь также оказывают и учителя предметники.
Сегодня, также совместно библиотекари, учителя предметники, педагоги дополнительного образования, родители разрабатывают проекты «Познай мир с книгой» по формированию личности ребенка средствами художественных произведений [9, с. 62]. Очень хорошо, когда дети читают вслух и пересказывают содержание прочитанного своим родителям. Хорошо также, когда родители сами читают книгу, которую взяли дети в библиотеке. Так, как после этого неизбежно возникает беседа. Такие проекты объединяют учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, школьного библиотекаря в общем стремлении «заразить» детей чтением и к возрождению традиции семейного чтения. После прочитанной книги у многих детей возникает желание что-то смастерить, нарисовать, совершить добрые поступки, или полностью изменить все. Очень важно контролировать, что именно читают самостоятельно дети, учитывая их возраст. Читающий ребенок – личность, способная увидеть даже не близкого человека. Сотрудники школьной библиотеки многое делают для того, чтобы привить детям любовь к чтению. Важнейший фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением – контакт с семьями читателя [3, с. 33].
Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса.
Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования. Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.
1. Аверьянова, Г. Библиотека. Школа [Текст] / Г. Аверьянова // Школьная библиотека. – 2005. – № 23. – С. 10-11
2.. Вдовиченко, В. П. Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в системе образования [Текст] / В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 40-45
3. Зайцева, Н. Н. Общение втроем: ребенок, родители, книга [Текст] / Н. Н. Зайцева // Новая библиотека. – 2008. – № 3. – С. 31-33
4. Михальченко, Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической
системы [Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002. – № 8. – С. 10-12
5. Невежина, Т. В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки [Текст] / Т. В. Невежина // Школьная библиотека. – 2008. – №1. – С. 58-59
6. Положение о школьной библиотеке общеобразовательного учреждения: [Текст] // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 3-8
7. Попова, Т. Школьная библиотека и ее роль в системе воспитательной работы школы [Текст] / Т. Попова // Школьная библиотека. – 2001. – № 2. – С. 18-21
8. Столряров, Ю. Н. Библиотекарь он же учитель [Текст] / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2008. – № 1. – С. 40-43
9. Ташкинова, Е. Ю. Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей и школьной библиотеки в формировании личности ребенка [Текст] / Е. Ю. Ташкинова // Школьная библиотека. – 2008. – № 5. – С. 61-63
10. Шрайберг, Я. Что такое хорошая библиотека? [Текст] / Я. Шрайберг // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 2-7
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Роль школьной библиотеки в учебном процессе.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Роль школьной библиотеки в учебном процессе..docx
Саая Сырга Станиславовна — учитель истории, МБОУ Бажын-Алаак СОШ.
Роль школьной библиотеки в учебном процессе.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Поэтому очень важно пополнять фонды школьной библиотеки новыми учебниками.
Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
И первоклассник, и выпускник школы, и учитель, и директор школы вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Роль библиотекаря в организации информационного пространства школы
Сегодня библиотекарь является незаменимым специалистом в трех областях.
В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, или ссылками на различные ресурсы.
Библиотека в школе больше, чем просто библиотека. И не только школьная, но и любая учебная библиотека. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся особенно в период в ведения ФГОС ОО.
Доклад «Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Здесь жизнь в ином-духовном измерении.
С которых лишь рукой до озарений…
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
определялись концептуальные основы педагогической деятельности школьных библиотек;
анализировался педагогический потенциал школьной библиотеки на основе опыта практической деятельности.
В основе деятельности школы и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база: «Конвенция о правах ребенка»
«Декларация о школьных библиотеках»;
Законы «Об образовании» РФ и РТ.
Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции. Законы: признают, что: государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственной власти; целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституциями.
констатируют: единство культурного и образовательного пространства; приоритет области образования, общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
трактуют: библиотечную деятельность как социально значимый вид деятельности; библиотеку как образовательное учреждение.
Все правовые документы в сфере библиотечного образования равнозначны и только дополняют, а не противоречат друг другу. И образовательные учреждения, и библиотеки преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности.
В Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей. А именно:
В нашей школе педагогический коллектив видит школьную библиотеку как педагогическое структурное подразделение школы, что предполагает осмысление и активизацию ее педагогической деятельности.
Таким образом, включенность библиотеки в педагогическую систему школы основывается на ее специфических воспитательных функциях.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.
Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря.
И та, и другая предполагают наличие следующих умений:
прогнозировать конечный результат деятельности
умение организовать работу библиотеки в целом,
управлять отдельными ее технологическими циклами,
включать детей в различные виды деятельности
умение устанавливать контакты,
тактичность правильная речь
умение планировать педагогическую деятельность
использовать дидактические материалы
И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.
Школьная библиотека имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта библиотека формирует читателя для всех иных библиотек, даже самого высокого ранга. Мы убедились, что нет больших и маленьких библиотек: существует Библиотека.
Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение имеет непосредственное отношение к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школе создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов.
Книжный фонд представлен энциклопедиями, справочниками, научно-познавательной, методической и художественной литературой. На научно- познавательную литературу приходится – 19%, методическую – 9%, художественную – 72%.
Всего – 1786 учебников, из них федерального перечня – 1341, регионального перечня – 220, чувашского книжного издательства – 245 учебников.
Учебные пособия на электронных носителях – 60 наименований.
Увеличение комплектования восполняется проведением различных акций:
Акция «Подари книгу школьной библиотеке»
Для привлечения читателей в библиотеку проводятся конкурсы :
«Лучший читатель года», «Самый читающий класс». По итогам прошлого учебного года «Лучшими читателями года» были Майоров Н.(ученик 1 класса), Тимряков Павел(ученик 6 класса),Филиппова Н.(ученица 10 класса), лучшим читающим классом стали учащиеся 1 класса.
Широко используются и такие формы: конкурсы рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы, диспуты, викторины. Как веселый запоминающийся праздник проходит Неделя детской книги, Международный месячник школьных библиотек. Читатели могут проявить свою выдумку и фантазию, участвуя в конкурсах, выставках детских рисунков, встречах с любимыми литературными героями. Учащиеся, принимавшие активное участие в конкурсах и мероприятиях, поощряются грамотами и призами. Главное, чтобы детям было интересно, весело и в памяти осталась связь: «Праздник — библиотека — книга» и вновь, и вновь хотелось читать!
Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса
Работа с учащимися
-тематические экскурсии в
Работа с родителями
— возрождение традиций семейного чтения
-выступления на родительских собраниях
Работа с родителями
— возрождение традиций семейного чтения
-выступления на родительских собраниях
Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школы пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.
Таким образом, многие школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, и школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе.