в чем суть повести детство

«Детство» М. Горького: что не убивает — делает сильнее

Одним из самых известных творений М. Горького является повесть «Детство», смысл которой не оставляет сомнений в автобиографичности произведения. Писатель возвращается к своему прошлому, пытаясь переосмыслить события, касающиеся этого отрезка его жизни. Проанализировав произведение, можно будет понять, что хотел донести автор читателям и в чем смысл Детство Горького.

Краткое содержание

События в произведении развиваются в хронологическом порядке с использованием большого количества деталей, помогающих читателю глубже вникнуть в смысл «Детства» Горького.

Герои повести

Главным героем является сам рассказчик – Алексей Пешков.

Кроме него в повести еще несколько центральных персонажей, характеристика которых позволит лучше понять, в чем смысл Детство Горького:

Повествование ведется от первого лица и описывает детские воспоминания.

Несчастья Алеши

Семья Алеши Пешкова дружно и счастливо жила в Астрахани. Но внезапно нагрянувшее несчастье – смерь главы семьи Максима Пешкова все изменило. Семья, оставшись без кормильца, вынуждена была переехать в Нижний Новгород к родне Варвары.

Новая семья не понравилась мальчику. Родные постоянно ссорились, ругались. Дед Василий жестоко наказывал провинившихся. Однажды досталось и Алеше, для которого порка розгами стала настоящим шоком.

С каждым днем жизнь в семье Кашириных для Алексея становилась все невыносимее, он мечтал о побеге. К тому же мама мальчика периодически куда-то уезжала, Алеша чувствовал себя совсем одиноко. Единственный, кто по-доброму относился к Алеше, поддерживая и заботясь – это бабушка.

Через некоторое время дед купил новый дом, отделив сыновей, а свободные комнаты сдал квартирантам. Но дядька Михайло не унимался и, периодически появляясь в доме, устраивал погромы и драки с дедом. Алешу такой образ жизни тяготил.

Утешение мальчик находил в дружбе с одним из квартирантов. Но дед, заметив это, выгнал жильца, а внука жестоко наказал. Вернулась домой мама. Дед решил ее вновь выдать замуж.

Интересно! Произведение Горького «Детство» является как бы противопоставлением повести Толстого с таким же названием. Только, в отличие от Толстого, Горький описал жизнь простых людей, а не дворянства.

Начался учебный год, Алексей пошел учиться. В школе герою не нравилось, так как над ним все смеялись за бедность. В результате мальчик заболел оспой. За Алексеем ухаживала бабушка, делясь с ним воспоминаниями об отце.

Вскоре Варвара вторично вышла замуж за обнищавшего дворянина Максимова. Чтобы дать дочери приданое, дед Василий продал дом, купив несколько комнат в подвале. Но отчим, оказавшись карточным игроком, промотал приданое жены.

Отчим начал изменять матери и бить. Однажды Алеша не выдержал и кинулся на отчима с ножом. Только заступничество матери удержало мальчика от убийства.

Разорившийся Василий отказался содержать жену и внука. Бабушка и мальчик пытались сами заработать на жизнь, сдавая ветошь, воруя лес. Мальчик вынужден был бросить учебу.

Через время умерла Варвара, и дед выгнал внука из дома, отправив самому добывать себе пропитание.

Объяснение сюжета

Чтобы разобраться, в чем смысл Детство Горького, нужно, в первую очередь, рассмотреть темы, затронутые писателем.

Проблематика повести довольно обширна и затрагивает важные аспекты жизни:

Но главной темой произведения остается тема детства. Автор показывает, как тяжело ребенку расти среди нищеты и озлобленности.

Озаглавив повесть «Детство», Горький не просто хотел показать, что речь пойдет о детских годах героя, а вложил более глубокий смысл в название произведения.

Детство – важная пора в жизни каждого ребенка. Именно в этот период формируется характер, образ жизни, мировоззрение любого человека. Поэтому очень важно, чтобы ребенок чувствовал любовь, заботу со стороны близких людей.

Рассказывая о своем детстве, писатель хотел показать, что в те времена так жили и воспитывались многие дети. У большинства из них не было детства, они сразу рождались взрослыми и терпели ужасное обращение, сами постепенно ожесточаясь.

Герою повезло. Благодаря тому, что на его пути встречались не только жестокие, озлобленные, но и добрые, открытые люди, он смог противостоять «мерзостям жизни» и вырасти светлым человеком.

На заметку! Повесть Детство содержит в себе нравственный смысл, касающийся настоящего и будущего России. Нормальное развитие ребенка невозможно там, где царствует пьянство, жадность, воровство. А дети – это будущее страны. Если они будут воспитываться в таких условиях, то народ не сможет выбраться из темноты и грязи.

В чем суть концовки

К концу повести скупость Василия Каширина все больше растет. Алеша вынужден сам зарабатывать на жизнь, отдавая полученные деньги бабушке.

Перенесенные страдания заставили мальчика рано повзрослеть. Если с 1 по 11 главу читатель следил за жизнью маленького мальчика, то дальше он видит перед собой взрослого мужчину, заботящегося о матери и младшем братишке.

Не смог Алеша равнодушно наблюдать и за грубым отношением отчима к матери, кинувшись на того с ножом. Смысл этого сюжета, описанного Горьким в 12 главе, заключается в показе противостояния героя с реальным миром, в результате которого он рано лишился детства.

В финале произведения дед выдворяет внука из дома, отправив «в люди». И Алеша действительно выбился в люди, став великим писателем.

Вложив глубокий идейный смысл в повесть «Детство», автор хотел показать, во что пагубные пороки превращают людей. Но даже среди жестоких, озлобленных личностей встречаются светлые, добрые люди, рядом с которыми нужно держаться, чтобы не терять свою совесть.

Источник

Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

Автор: Guru · 06.08.2018

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Источник

Анализ повести «Детство»

в чем суть повести детство. Смотреть фото в чем суть повести детство. Смотреть картинку в чем суть повести детство. Картинка про в чем суть повести детство. Фото в чем суть повести детство

«Детство» написана от первого лица в жанре автобиографической повести. За основу взяты воспоминания детства, Толстой наделил героев свойствами характера и чертами, близкими членам его семьи. Направление произведения – реализм. «Детство» описывает жизнь дворянской семьи, ее нравы, даже бытовые зарисовки передают действительную обстановку, характерную для сословия в начале XIX века.

«Детство» написано Толстым в самом начале его творческого пути. Несмотря на то, что в дальнейшем из-под пера писателя-реалиста выходили намного более масштабные произведения, они не заслонили собой первую повесть из знаменитой трилогии.

Юный герой, от лица которого ведется повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребенка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем. Автор также затрагивает важность семейных отношений, а внутренние монологи героя раскрывают «диалектику его души».

п.1. Основные темы

Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.

Взаимоотношения в кругу семьи играют ключевую роль в развитии системы ценностей ребенка. Если дитя наблюдает взаимоуважение по отношению друг к другу, заботу, любовь, он будет стараться последовать родительскому примеру, когда станет взрослым.

Поведение героя – это результат его воспитания. Ребенок чувствует себя нужным, любимым, поэтому он наделен положительными качествами, которые не позволяют ему поступать плохо. Воспитание для Толстого – это не наказание или порицание, а пример, который родители подают детям, и атмосфера добра и доверия.

Одна из ключевых тем произведения. Любовь, ласка и нежность матери повлияла на поведение, а в дальнейшем и характер главного героя: он доверчив, ласков, сентиментален, все тонко чувствует своей ранимой душой. Ребенок, знающий материнскую любовь, не может быть враждебно настроен к миру и окружающим.

Карл Иванович, гувернер Николеньки, привязан к детям и особенно к главному герою. Он любит своих учеников, но на занятиях становится бескомпромиссным строгим ментором. Это воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе.

п.2. Проблемы, поднимаемые в повести

Потеря близкого человека

Данная проблема, затронутая в «Детстве», не имеет решения, ведь дети безвозвратно теряют маму. Маленькие герои тоскуют по ней. Боль, терзающую детские ранимые сердца, сложно даже представить. Задача родных – не дать детям почувствовать себя одинокими и ненужными, что и описывается Львом Николаевичем в произведении.

Родители часто допускают ошибки в отношениях с детьми, не придавая этому значения. Считая впечатлительность ребенка слабостью они способны его ранить. Примером из повести служит эпизод на приеме у бабушки, когда Николенька был смущен публичным «разоблачением» его симпатии.

п.3. Идея и пафос произведения

Именно короткая беззаботная пора детства важна в формировании взрослой личности. Потери, радости, разочарования, восторг, пережитые в нежном возрасте, оставят отпечаток в душе ребенка, который он пронесет с собой во взрослую жизнь.

Чтобы определить эмоциональный настрой повести, нужно обратиться к мастерски описанным автором внутренним переживаниям героя. Николенька испытывает весь спектр детских эмоций: досада, огорчение, восторг, любовь, радость, разочарование, нежность… Но постоянно присутствует меланхоличное настроение, связанное с утратой, муками совести. После смерти матери эмоциональная тональность повести становится пронизана горечью потери самого близкого человека.

п.4. Главные герои

Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, чувствительный к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит совесть. Он любит всех и сам любим членами семьи, но несколько замкнут и не уверен в себе. Николенька эмоционален, мягок, не слишком усерден в учебе, но очень внимателен к своим поступкам.

Мать Николеньки — мягкая добрая женщина, всецело отдающая себя семье. Она набожна, но в то же время образована. Очень привязана к Николеньке, щедро одаривает его материнской лаской и нежностью.

Карл Иваныч — немецкий гувернер очень привязан к детям. Он добр, честен и исполнителен. Оказывает влияние на Николеньку: мальчик старается взять от него самое лучшее.

Наталья Савишна — преданная семье женщина, которая любила всем сердце детей и их мать, которых вырастила. Кроткая, набожная Наталья Савишна была няней maman, всю свою жизнь она посвятила заботам о ней, Любочке, Володе, Николеньке. После смерти матери главный герой тянется к ней, потому что считает, что ее скорбь самая искренняя.

Отец — глава семейства не близок с детьми. Напротив, он устраивает свою жизнь так, чтоб не отказывать себе в своих предпочтениях: слабости к азартным играм и женщинам. Пользуется добротой и кротким нравом своей супруги. Умен, тверд, рационален.

п.5. Сюжет и композиция

п.6. Художественное своеобразие

Примечательно, что только в XVII главе присутствует немногословное портретное описание главного героя: «…широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазками…». Толстой намеренно уходит от описания внешних деталей образа главного героя, поскольку главным в человеке считает его душевную красоту.

В главах, описывающих охоту, изображена природа, на лоне которой Иртеньевы устраивают пикник. Залитые солнцем летние пейзажи выступают фоном в эпизоде, когда главный герой по-настоящему счастлив. Радостью наполняет его детское сердце ощущение единения с природой и семьей.

Несмотря на то, что повесть написана от лица десятилетнего ребенка, в тексте присутствует множество средств художественной выразительности: эпитеты, сравнения, гиперболы, олицетворения, метафоры, фразеологизмы и другие тропы и фигуры речи.

п.7. Значение произведения

Темы и проблемы, затронутые в «Детстве», актуальны по сей день. Именно поэтому повесть вошла в историю русской классической литературы. Меняются столетия и эпохи, но вечные вопросы остаются. Чтоб разрешить их, нужно обратиться к литературным творениям классиков.

Нередко трилогию «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого сравнивают с трилогией «Детство. В людях. Мои университеты» Максима Горького.

Одноименные повести противопоставляются друг другу. Горький в своем произведении демонстрирует отчужденность членов семьи, суровые нравы, жестокость, испытания, через которые проходит главный герой, но описывает их не через призму его впечатлений, а как взгляд со стороны. Критики высказывались, что таким образом Горький пытается завуалировать искренние переживания и душевные перемены Алеши. Толстой же наоборот представляет в произведении счастливое детство ребенка, который получает вдоволь любовь и ласку близких. Он немного замкнут, но перемены в его душе и внутренние монологи детально описывают внутреннее состояние Николеньки, его стремление моральному идеалу, развитие индивидуальности.

Источник

Анализ повести «Детство» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.02.2020 · Обновлено 20.02.2020

Вклад Максима Горького в русскую литературу трудно переоценить, эта фигура абсолютно заслужено стоит наравне с такими мастодонтами, как Гоголь, Толстой и Чехов. Горького из всех прочих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков выделяет не только писательский талант, но и история жизни. О ней и рассказывает повесть «Детство». Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.

История создания

Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Композиция и конфликт

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Детство» Многомудрый Литрекон выставил в виде таблицы. Если он кого-то забыл, напишите в комментариях.

Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.

Проблемы

Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Критика

Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.

Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной.

Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.

Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *