в чем суть понятия культурная революция в
В чем суть понятия культурная революция в
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого «ядра» или «кода» культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций. В России понятие культурной революции появляется в «Манифесте анархизма» братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга «Да здравствует Культурная Революция!». В советский политический язык оно вошло из ленинской статьи «О кооперации» (январь 1923), где культурная революция провозглашается как условие, необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную «отсталость», могла бы стать «вполне социалистической страной» (см. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372, 376, 377).
Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура, согласно изначальному своему смыслу означающая «возделывание», сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, – условно говоря, негативную и позитивную. Негативное отношение наиболее последовательно представлено в работах Н.А.Бердяева. По его мнению, революционный дух по существу враждебен культуре, т.к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была эпоха Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели связь с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а социализм многократно усиливает эту тенденцию.
Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А.А.Богданова, В.О.Плетнева и др.) реализовать свою концепцию «пролетаризации культуры» (против теории и практики «пролеткультовцев» категорически возражали В.И.Ленин, А В.Луначарский и др.), и практика в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т.д. (по словам Дэн Сяопина, «практика показала, что «культурная революция» в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть» (цит. по: Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).
В позитивной трактовке культурная революция означает акт и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле идея ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что человечество нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния «общепланетарного кризиса». Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия «духовная реформация», «революция сознания», «новое мышление» можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990;
2. Богданов А.А. Пролетариат и искусство. – В кн.: Русская советская литературная критика (1917–1934). М., 1981;
3. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. М., 1992.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения». По переписи 1926 г. доля грамотного населения достигла 51%. Однако сохранялся разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (76 и 45%) и между мужчинами и женщинами (66 и 37%).
Одновременно с индустриализацией и коллективизацией руководство ВКП(б) взяло курс на успешное завершение К.Р., которая должна была окончательно покончить с неграмотностью населения и расширить доступ трудящихся к благам официальной культуры. Неграмотный человек не мог работать с новой техникой на предприятиях, которые возводились во время Первых пятилеток. Советскому государству нужно было создать новое поколение интеллигенции, хорошо подготовленной, и в то же время преданной новому строю. «Старая» интеллигенция не должна была передать новому поколению вместе со знаниями и некоммунистические взгляды. Резко усилился идеологический контроль партии над сферой культуры, произошел переход к прямому обслуживанию деятелями культуры задач власти. Писатели и художники должны были звать людей к вершинам коммунизма, прославлять существующую власть.
На основании постановлений ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (05.09.1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25.08.1932 г.) школа стала строиться на принятых в других странах Европы принципах, с четкой программой, уроками, предметами, оценками. В 1935 г. при непосредственном участии Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Прежние педагогические эксперименты были объявлены «левацкими». В школе вводилась твердая дисциплина и наказания. В 1927-1940 гг. число школ (с учетом рабфаков) выросло с 120,1 тыс. до 198,8 тыс., а число учащихся – с 11,6 млн. до 35 млн. Число учителей выросло с 351 тыс. до 1238 тыс.
Для партийной учебы в 1938 г. был подготовлен «Краткий курс истории ВКП(б)», излагавший сталинскую версию истории партии и советского государства, обличавшую противников Сталина.
В 1930 г. начался и в 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.
Обучение велось как на русском, так и на языках других народов СССР. Особенно сложной была задача ликвидации безграмотности в мусульманских республиках СССР, где до революции уровень грамотности составлял 2-8%. Здесь велась работа по вытеснению арабской письменности. Были созданы новые алфавиты, сначала на основе латиницы, а затем кириллицы. В 1939 г. уровень грамотности в Средней Азии и Азербайджане возрос до 78-83%.
К 1939 г. грамотными были уже 81% граждан СССР, в том числе 91% мужского населения и 73% женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. – уже 810 тыс., из них более 200 тыс. студентов обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.
С 1929 г. начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 г. в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласуются с потребностями государственного планирования. В 1929 г. в ВСНХ СССР был разработан первый сводный пятилетний план научных исследований. Для осуществления организационных, методологических и координационных функций по планированию в апреле 1930 г. при Президиуме АН была образована Планово-организационная комиссия во главе с вице-президентом академиком Н. Марром.
Эпоха 30-х гг. оставила свой след в архитектуре – зданиями в стиле классицизма, прославлявшими силу и труд. Такие сооружения, как здания Выставки достижений народного хозяйства (открылась в 1939 г. как сельскохозяйственная выставка), отличаются монументальностью и украшены скульптурами, символизирующими союз рабочего класса и крестьянства, народов СССР. Идея этого союза вдохновила и скульптора В. Мухину на создание грандиозной скульптуры «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял решение распустить многочисленные объединения писателей (в том числе коммунистические) и создать вместо них официальные советские творческие союзы. В 1934 г. был создан “Союз писателей СССР”. В первой половине 30-х гг. были созданы также “Союз композиторов СССР”, «Союз архитекторов СССР», «Союз советских художников».
Государство стало хорошо обеспечивать писателей и художников, но только тех, кто принадлежал к официальным союзам. Члены творческих союзов получали высокие гонорары, возможность пользование домами творчества и мастерскими. Но если автор отклонялся от «линии партии», он мог быть исключен из союза и превратиться в безработного, лишенного всех благ жизни элиты. Во времена Сталина было репрессировано несколько сот писателей.
Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей А. Горьким. Социалистический реализм должен был изображать жизнь не столько такой, какая она есть, сколько такой, какой она должна стать, бичевать недостатки прошлого и частные недостатки советской жизни, предлагать пути их решения, прославлять советского человека, его самоотверженность в труде и защите завоеваний социализма. В 30-е годы деятели культуры принялись приукрашивать действительность и восхвалять Сталина. Однако идеологический контроль не останавливал художников в их стремлении к красоте, драматизму и зрелищности. Особенно значительных успехов в этот период достигло театральное искусство и молодой советский кинематограф. Такие фильмы, как «Цирк» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева, «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и другие вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова. С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.
Советских людей вдохновляли песни на музыку таких композиторов, как И. Дунаевский и Т. Хренников. Больших успехов достигло оперное искусство и балет. Коммунистические идеологи следили за тем, чтобы искусство было «понятно народу» и не превращалось в элитарное, понятное только подготовленным людям. В результате таких выдающихся композиторов, как Д. Шостакович, а позднее С. Прокофьев, подвергались официальной критике за «формализм». Вернувшийся из эмиграции А. Толстой закончил роман о гражданской войне «Хождение по мукам», написал роман «Петр I», соответствовавший новому курсу Сталина в культуре – прославлению «прогрессивных» явлений дореволюционной России, в частности – прогрессивных царей и полководцев, укреплявших державу. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 20-е гг. предпочитала обличение дореволюционной России.
В 30-е гг. осуществлялось массовое строительство театров, кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Число клубов выросло в 1928-1940 гг. с 34500 до 118000, профессиональных театров – с 451 тыс. до 908 тыс. В городах это были большие просторные здания, где трудящиеся должны были не просто отдыхать и развлекаться, но и приобщаться к коммунистической идеологии.
В результате культурной революции, которая завершилась в 30-е гг., были сформированы основы советской культуры как синтеза культурных традиций народов СССР, индустриальных стандартов поведения и социалистической идеологии с ее гуманистическими идеалами и стремлением к качественному изменению мира. Опыт культурной революции в СССР использовался при преобразованиях в области культуры в государствах «народной демократии».