в чем суть политического участия
Политическое участие: определение, типы, уровни
Содержание:
Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.
Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия.
Теории политического участия
Теория рационального выбора | – согласно данной концепции, главным актором в политическом участии представлен человек, который старается с большей эффективностью достигать поставленных целей, ради реализации собственных интересов. Интерес появляется в том случае, если индивид от политической деятельности приобретает больше дохода, чем издержек; также интересы направлены на удовлетворение благополучия. Второе название концепции – «максимизация выгоды». |
Мотивационные теории политического участия | – за любой политической деятельностью стоят мотивы, самыми распространёнными представлены: идеологический (человек участвует в политических процессах активно поддерживая господствующую идеологию в обществе); нормативный (в ходе политического приспособление индивид строит своё поведение на основании признания силы); ролевой (определяется достигнутым статусом и социальной ролью; если индивид имеет низкий социальный статус, то вырабатывается радикальное настроение, направленное на оппозицию власти). |
Теории социальных факторов политического участия | – совокупность факторов представлена взаимосвязью в политическом участии, сюда относится социальное равенство, уровень подвижности индивида и т.д. |
«Мичиганская модель» электорального участия | – формируется в ходе социализации в кругу семьи, которая позволяет идентифицировать избирателя в политическом участии. |
Психологическая школа | – основное значение имеют социальные установки и мотивы человека. |
Уровни и типы политического участия
Типология политического поведения
Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности.
В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).
По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности).
Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).
К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти.
Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).
Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д.
Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.
Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.
Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны.
Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов.
Политическое участие граждан и его формы. Что такое политический абсентеизм
Основные типы политической деятельности
Виды политического участия
Под политическим участием обычно понимают добровольные действия обычных граждан, а не профессиональных политиков. Однако политическое участие в широком смысле можно делить на три категории:
Разовое, случайное участие в политической жизни
Участие «по совместительству», непрофессиональное
Профессиональное политическое участие
Прямое и опосредованное политическое участие
Виды прямого политического участия:
Реакция на политические события.
Участие в политических партиях, организациях и движениях.
Участие в собраниях, демонстрациях, митингах и пикетах.
Обращения к власти, встречи с политическими деятелями.
Участие в выборах и референдумах.
Деятельность политических лидеров.
Непосредственное политическое участие может быть индивидуальным, групповым и массовым.
Что такое политический абсентеизм
Причины абсентеизма могут быть разными:
Падение уровня жизни, коррупция и злоупотребления власти ведут к утрате доверия граждан к выборам, партиям и кандидатам.
Неспособность граждан реально влиять на власть.
Удовлетворенность своим стабильным положением может вести к отказу от участия в политике по принципу «мне и так хорошо».
Неумение граждан сделать компетентный выбор ведет к недовольству результатами выборов и отказу от участия в них.
4.12 Политическое участие
Основные понятия: политическое участие, формы политического участия, виды политического участия, абсентеизм, функции политического участия
Для обобщённой характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.
Политическое участие
Осуществляется через избранных представителей
Воздействие гражданина на власть без посредников
Формы политического участия
Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Особенности политического участия индивида:
Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия
Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом
Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности
Человек делает политическую деятельность своей профессией
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.
Критерии политического развития личности
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическое безразличие и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
Причины абсентеизма
Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности.
Основные типы политической деятельности
Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит своё отражение в следующих функциях.
Функции политического участия
Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.
Политическое участие
Политическое участие—действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:
— автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;
— мобилизованное участие — вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).
Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности, все взрослые граждане государственно организованного общества (как, например, во время выборов в Европарламент).
Оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики.
Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, активным и пассивным, традиционным и новаторским, конвенциональным и нековенциональным, мирным и насильственным, добровольным и принудительным, легитимным и нелегитимным, законным и незаконным (противоправным).
В конечном итоге существует два варианта политического участия граждан.
Опосредованное (представительное) политическое участие — осуществляется через избранных представителей.
Непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Случайное (разовое) участие — человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.
Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.
Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией.
Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т. п. В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом. Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:
— основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);
— основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;
— основанное на свободном, осознанном выборе человека.
Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод.
Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества.
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ПОЛИТИКЕ
Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим илипостоянным, использующим законные или незаконные методы. Л. Милбрайт выделяет четыре основных форы законного («конвенционального») политического участия:
2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях;
3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы);
4) контакты с официальными лицами на различных уровнях.
Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:
1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях);
2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения);
3) отказ повиноваться несправедливым законам.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии). С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни.
Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению.
Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения.
Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов — совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия.
Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Политическое отчуждение—сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.
Проявлением политического отчуждения служит абсентеизм —форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
• Политическая пассивность—субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
• Политическая активность—стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Политический процесс и политическое участие
Урок 23. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Политический процесс и политическое участие»
Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики (науке об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество), где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.
Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.
Политические процессы могут быть классифицированы по различным основаниям:
· по своему масштабу политические процессы могут быть: локальные, региональные и глобальные;
· по компетенции государства выделяют: внутриполитические и внешнеполитические процессы;
· по продолжительности политические процессы бывают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
· по степени организованности выделяют: организованные и стихийные политические процессы;
· по видам политических режимов политические процессы могут быть: демократические и недемократические;
· по степени устойчивости системы выделяют: стабильные и нестабильные (или кризисные) политические процессы;
· по значимости для общества бывают: базовые и частные (или периферийные) политические процессы;
· и по ступени публичности политические процессы могут быть: открытые и теневые (скрытые).
Политический процесс обеспечивается функционированием политических институтов, а также деятельностью политических субъектов.
Субъект в политическом процессе – это активно действующие индивиды, социальные группы, общности и политические организации, чьи действия направлены на достижение позитивных перемен в обществе, общественного благосостояния и устойчивого развития.
Объектом политического процесса является любая политическая проблема. Стоит помнить о том, что в каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.
Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Оно даёт людям возможность быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных проблем и определять условия своего существования.
То есть мы можем говорить о том, что политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор своих представителей в институты власти.
Политическое участие выражается в двух основных формах: непосредственной (прямой) и опосредованной (осуществляется через выборных представителей).
К непосредственному (прямому) политическому участию можно отнести:
· обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
· лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на её решения в пользу группы лиц;
Лоббизм – это вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений.
Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (не принять) нужное решение.
· направление различных проектов и предложений по принятию нормативных правовых актов и законов в органы власти;
· политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на неё;
· выборы, референдумы – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
Принято выделять следующие виды политического участия:
· профессиональное (человек профессионально занимается политикой, например, является лидером политической партии);
· участие «по совместительству»: человек достаточно активно участвует в политической жизни, но это не является его основным родом деятельности, например, кроме членства в партии, у него есть постоянная работа в сфере, которая не связана с политикой;
· случайное (разовое) участие, например простое участие в выборах в качестве избирателя.
Выделяют следующие типы политического участия:
Политическая активность – это стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы.
Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
Политическое отчуждение – это сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической.
Среди различных видов политического отчуждения можно ещё назвать такую разновидность, как абсентеизм – это форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
Причинами абсентеизма могут быть: неверие человека в возможность воздействия на принятие государственных решений; стабильная жизнь, которая подталкивает граждан к аполитичности и нежелании вмешиваться в политику, чтобы не разрушить данную стабильность; религиозные взгляды отдельных групп населения и так далее.
Политическая активность непосредственно связана с политическим лидерством.
Политический лидер – это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.
Роль политического лидера очень велика. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.
Политический лидер обладает следующими характерными чертами:
· наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп;
· политическая воля, готовность брать на себя ответственность;
· популярность, умение нравиться людям, завоёвывать их симпатии;
· острый ум и политическая интуиция;
· организаторский талант и ораторские способности.
В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам).
· По способу утверждения на лидерском месте бывают: формальные и неформальные политические лидеры.
Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путём официальный статус руководителя.
Неформальный лидер – это член группы, наиболее полно в своём поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Он ведёт группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности.
· По стилю руководства выделяют: авторитарный, демократический, либеральный, невмешивающийся и анархический типы политического лидерства.
При демократическом стиле руководства для лидера характерны учёт интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирования инициативы. Главный метод руководства – поощрения и похвалы окружающих.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывёт по течению», ждёт или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. При либеральном стиле политический лидер предоставляет людям и событиям идти своим чередом, уповая на то, что природа человека или природа процесса сами по себе дадут нужный результат.
Лидеры, придерживающиеся невмешивающегося стиля руководства, редко проявляют стремление к какой-либо деятельности. Их позиция – положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. «Невмешивающиеся» лидеры стараются всячески избегать роли арбитра, судьи, некого посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению конфликтов своим заместителям.
Анархический стиль руководства складывается тогда, когда коллектив не имеет чётких планов своей деятельности. Все дела пущены на самотёк. Политический лидер опирается только на сознательность и профессионализм своих подчинённых, а свою функции видит в предотвращении серьёзных срывов в работе и осуществляет формальное управление.
· Немецкий социолог Макс Вебер проводит типологию политического лидерства в зависимости от способа легитимации власти: традиционные рационально-легальные и харизматические.
Традиционное лидерство опирается на веру в правомочность власти и в основном присуще традиционному обществу. Традиционные политические лидеры, осуществляющие власть в данной системе, являются правителями на основе унаследованного социального положения (вожди, монархи, цари и так далее).
Их авторитет основан на обычаях и традициях, и ими же ограничивается абсолютный произвол власти – в этом и состоит, по мнению Вебера, главная особенность традиционного лидерства.
Рационально-легальное лидерство, согласно Веберу, присуще «индустриальному обществу», оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-либо личных качеств, а с помощью «законных» бюрократических процедур. Рационально-легальное лидерство характеризуется равенством в правах между правителями и управляемыми, подчинением раздельно одного лица или принятому порядку вещей, а закону и правопорядку.
Третьим чистым типом лидерства является, по Веберу, так называемое харизматическое лидерство. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи, народ. При этом действительные индивидуальные качества иногда играют незначительную роль по сравнению со сформировавшимся обликом (имиджем) или просто эмоциями толпы. Например, это могут быть вожди революций или религиозные лидеры.
· Американский социолог Маргарет Херманн предлагает классификацию политических лидеров по имиджу или ролевому назначению: лидер-знаменосец; лидер-служитель; лидер-торговец и лидер-пожарный.
Лидер-знаменосец: имеет собственную оригинальную политическую цель и способность увлекать за собой.
Лидер-служитель: точно выражает и реализует интересы своих приверженцев и действует от их имени.
Лидер-торговец: добивается признания путём убеждения людей с помощью знания их потребностей и желания их удовлетворить.
Лидер-пожарный: быстро реагирует на насущные требования времени и масс и способен эффективно действовать в экстремальных ситуациях.
· Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров по тактике достижения поставленных целей: лидер-реформатор; лидер-революционер и лидер-консерватор.
Лидеры-реформаторы: стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.
Лидеры-революционеры: ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооружённое насилие) к принципиально иной общественной системе.
Позиция лидеров-консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.
Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.
Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:
· Определяет цели развития и стратегию их достижения.
· Руководит процессом выработки и принятия политических решений.
· Сплачивает своих сторонников и привлекает (рекрутирует) новых.
· Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.
· Выполняет роль арбитра при разрешении противоречий.
· Осуществляет коммуникацию (связь) между властью и массами.
· Информирует своих сторонников, население страны о предполагаемых действиях и ожидаемых последствиях.
Любой политический лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. В то же время если лидер не оправдывает возложенных на него надежд, то он может не только потерять своё лидерство, но и понести более суровое наказание.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Что такое политический процесс?
2. Что такое политическое участие?
3. Назовите основные типы политического участия.
4. Кого можно назвать политическим лидером?
5. Назовите основные типы политического лидерства.
6. В чём заключаются функции политического лидера?