в чем суть политического государства

Государство в политической системе общества

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы:

Факторы, определяющие особое место и роль государства в политической системе общества:

Стремление объединить вокруг себя самые различные слои населения

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Сосредоточение в руках государства огромных материальных и финансовых средств

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

Однако, для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Развитие различных форм собственности должно происходить при следующих обязательных условиях:

Наличие специального аппарата управления и принуждения

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты, однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как полиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Обладание суверенитетом

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений; это верховенство государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Таким свойством обладают только государства, что предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Источник

Государство в политической системе общества

Понятие, структура и функции политической системы общества

Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:

Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.

2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);

3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);

4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;

5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;

1. По видам правовых культур политические системы делятся на:

2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.

3. По видам политических культур, политические системы делятся на:

а) англо-американскую систему;

б) континентально-европейские системы;

в) доиндустриальные и частично индустриальные;

г) тоталитарные системы.

4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:

Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.

Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:

Место и роль государства в политической системе общества

Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социальных органов, влияющих на определенные его места и роли в политической системе общества.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отожествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами:

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство – основной элемент политической системы общества.

Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:

Следует также отметить, что занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Поэтому чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества может привести к беззаконию и произволу. В этой связи важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.

Заметим, что нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организация, которые выражаются в том, что:

Таким образом, политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организованно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Источник

Теория государства и права

в чем суть политического государства. Смотреть фото в чем суть политического государства. Смотреть картинку в чем суть политического государства. Картинка про в чем суть политического государства. Фото в чем суть политического государства

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Источник

Что означает «политическое государство» и его основные особенности

в чем суть политического государства. Смотреть фото в чем суть политического государства. Смотреть картинку в чем суть политического государства. Картинка про в чем суть политического государства. Фото в чем суть политического государства

Как правило, политика в государстве строится не, для того чтобы создавать райские условия на земле, а для того чтобы, обычная жизнь не была похожей на ад. Любая политическая система страны – это власть над интересами всего населения, с целью сохранения и развития нормальных условий существования. Но существует и такое понятие как «захват» власти, когда ее применение сводится к личной выгоде. К таким примерам можно отнести религиозную власть, классовую или этническую власть, появление которых приводит к деформации страны.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Как общество взаимодействует с политическим государством

Между обществом и политическим государством всегда есть взаимодействие, и бывает несколько их вариантов:

Присутствие одного из выше приведенных вариантов зависит от политической ситуации в стране, ее внешних условий, традиций и т.д. Конкретно в нашем государстве предполагалось построить могучую империю, поэтому строили по второму варианту, но на сегодняшний день есть возможность выбрать третий вариант.

Политическое государство выполняет такие основные функции как: организация верховной власти с целью контролировать территорию страны и ее ресурсы; обеспечивать безопасность и независимость государства; реализовать денежный оборот внутри страны; обеспечить деятельность правовой, административной системы. В общем, политическое государство обязано обеспечивать развитие общества, его сотрудничество с разными слоями населения, несмотря на разные интересы каждого. Политическое государство имеет право принимать любые средства для полноценного, успешного и эффективного становления единого государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Политическое государство и его специфика

На сегодняшний день существует достаточно проблем с политическим государством и, чтобы понять, в чем причина, следует не просто высказать свою точку зрения или выдвинуть предположения, а разобраться из-за чего возникли трудности. В период после второй мировой войны были сформулированы отельные национальные государства, которые доказывали свои способности и преимущества перед другими государствами и империями. Национальное государство имело глобальный успех, непосредственно, что касалось политической стороны.

Если рассуждать о политическом государстве, как участнике мировой политики, оценивать слабые и сильные стороны, функциональные особенности, то можно сказать, что взаимодействие с другими аналогичными участниками глобальной политики не определяется только настроем исследователя. Обусловленное право на жизнь предположило обоснование. По сути, мировая политика предполагает не только отношения государств, построенные на гипотетической основе, но и взаимодействие друг с другом.

Источник

Современное политическое государство

Вы будете перенаправлены на Автор24

Политическое государство является политической формой организации общества на конкретной территории. Эта территориально-политическая суверенная организация публичной власти обладает аппаратом принуждения и управления, которому подчинено всё население государства.

Проблематика современных политических государств

Естественно, любое поколение политиков по-своему оценивает интересы государства, но всякая власть, которая раскалывает общество, не удовлетворяя общие интересы различных слоев населения, в итоговом счете обречена на крушение.

Формы политического устройства государства также различны – это может быть республика, абсолютная либо конституционная монархия и т. д.

По структуре государства подразделяются на федеративные, унитарные, конфедеративные. К унитарным относятся государства, которые не обладают какими-то национальными, этническими, или другими образованиями. К ним относятся, к примеру, скандинавские страны, Франция, Финляндия, большая часть государств в Латинской Америки. К федеративным можно отнести Россию, Федеративную Республику Германию, а также США, где каждый штат обладает значительной долей самостоятельности, как и земли в ФРГ. Третий тип государств, конфедеративный, представлен Швейцарией. Швейцарские Кантоны мало зависят по существу от центральной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Политическое государство и общество

Проявление какой-либо вариации взаимодействия политического государства и общества находится в зависимости от соотношения политических сил в государстве, внешних условий, исторических традиций и т. п.

Крушение тоталитарного государства в нашей стране родило иллюзию скорого построения гражданского общества и правового государства. Правовое государство многим виделось действующим на основании законов.

В нашей стране исторические условия изначально требовали сильного государства, поэтому осуществлялся третий вариант пути его построения. В настоящий период существует возможность избрать второй вариант.

Функции политического государства:

В целом политическое государство должно обеспечивать общественное развитие, единство и сотрудничество всех слоев общества, невзирая на существующие противоречия и разные интересы. С этой целью государство может их сдерживать, подавлять или преодолевать, применяя целый арсенал средств, находящийся у него в распоряжении.

Особенности политического государства

Сегодня, сталкиваясь с вызовами, выдвигаемыми перед государством политикой глобализации, необходимо не столь выбрать точку зрения на происходящее, сколь достоверно выяснить, какие конкретно происходят изменения. Это предполагает как плюрализм точек зрения, так и осознание факта: исторический тип государства, который впервые возник с Французской и Американской революциями, распространился по всему мировому пространству. После второй мировой войны благодаря процессам деколонизации образовалось третье поколение национальных государств. Данная тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказывали собственные преимущества как перед городами-государствами, так и перед современными преемниками старейших империй (последняя из которых, Китай, который сейчас переживает процесс глубочайшей трансформации). Такой глобальный успех национального государства, в первую очередь, связывается с достоинствами современного политического государства как такового.

Рассуждения о политическом государстве, его характеристиках как актора мировой политики, слабости или силе, перспективах взаимодействия с иными её акторами определяются не только умонастроениями исследователя. Их право на жизнь детерминировано практическим политическим значением, а истинность предположила верификацию. Для мировой политики это означает необходимость соотношения не только с теоретическими постулатами, но и с деятельностью и государственными судьбами на арене мира. Косвенным признанием справедливости данного тезиса является уход ждущих понижения и ослабления роли государства на мировой арене от подтверждения собственных суждений на данный счёт опытом определенных государств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *