в чем суть подушной подати
Подушная подать при Петре I Великом
Подушная подать (подушный налог, подушный оклад) — новый вид налогообложения введённый Петром I в 1724 году в результате налоговых реформ.
Суть нововведения заключалась в налогообложении каждого мужчины (мальчика, старика) принадлежащего к податным сословиям (т.е. все кроме дворян и духовенства). Подушная подать была введена взамен устаревшему «подворному» налогу, от которого крестьяне нашли способ уклоняться — объединяли дома единым забором образуя один большой «двор».
История введения подушной подати в России
Причины и предпосылки
Первая перепись, организованная по приказу Петра I в 1710 году выявила резкое сокращение крестьянских дворов (на 19,5%). Вынужденные платить всё новые и новые косвенные налоги, которые вводил царь, нуждающихся в средствах для ведения войны и развития промышленности, крестьяне старались снизить основной налог — подворную подать. Они объединялись с соседями за одним забором и таким образом снижали взимаемый налог.
указ Петра I от 26 ноября 1718 года о начале второй переписи, вводил новый принцип учета налогооблагаемого населения — под запись попадали все «души» мужского пола (старики, дети, инвалиды и обычные мужики). При этом произошло закрепощение холопов и других категорий, до этого практически свободных крестьян, которые были закреплены на той земле где их застала подушная перепись.
После получения таких списков (сказок) были проведены проверки правильности переписи (ревизии), так как во время переписи неоднократно происходили злоупотребления писцов, подкупы и другие нарушения. Мероприятия были закончена к 1722 году, всего насчитали около 5 млн. душ мужского полу.
Затем произошло приписывание полков к земле и душам, которые должны были их содержать. В результате подушная подать определена в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.
Ещё в древнем Риме для пополнения казны была введена подушная подать. Это не что иное, как взимание примерно равного налога со всех граждан, вне зависимости от их материального положения. Исключение составляли лишь особо привилегированные слои общества. Идея понравилась Петру I, и в 1724 году он ввёл эту форму пополнения бюджета в России. Известно, что в XVIII веке она приносила государству почти половину его годового дохода.
Новая форма налогообложения
До того как была введена подушная подать, Россия пополняла свой бюджет за счёт так называемого подворного обложения, при котором правительство определяло сумму, взимаемую с конкретного города или деревни, а местные общины равномерно распределяли её на каждый двор. Пётр I своим указом повелел устанавливать налог не по числу дворов, а по количеству жителей, причём выплачивать его предстояло только гражданам мужского пола. Исключение составляли представители экономически привилегированных сословий – дворяне и духовенство.
Введение подушной подати было вызвано непомерно высокими затратами на содержание армии, поэтому предполагалось, что общая сумма сборов должна быть равна той части бюджета, которая идёт на военные нужды. Эта сумма известна, следовательно, разделив её на количество налогоплательщиков, можно было без труда определить долю каждого.
Перепись будущих налогоплательщиков
На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.
Подсчёт размера планируемой подати
Так или иначе, но православные души были пересчитаны, и в итоге оказалось, что на каждую из них приходилось по восемьдесят копеек годового сбора. Это касалось только мужчин, женщины по законам того времени налогом не облагались, да и само наличие у них души часто ставилось под сомнение.
Вскоре, однако, возникли обстоятельства, благодаря которым была снижена установленная ранее подушная подать. Это произошло по той причине, что после окончания переписи ещё долго поступали в столицу сведения (и доносы, разумеется) о не вошедших в ревизский отчёт деревнях, жители которых также являлись налогоплательщиками. Был сделан перерасчёт, показавший, что нужную для армии сумму можно собрать, ежегодно взимая с крестьянских душ лишь по семьдесят четыре копейки, а затем эта сумма уменьшилась до семидесяти.
Особенности налога в отношении разных групп населения
Указ о подушной подати предусматривал некоторое разграничение в налогообложении государственных крестьян и тех, что являлись собственностью помещиков. Дело в том, что последние, кроме казённого налога, обязаны были платить еще и оброк своим хозяевам. Таким образом, они попадали под двойное налогообложение, что ставило их в худшее положение по сравнению с крестьянами, принадлежавшими государству. Чтобы никого не обижать и поставить всех в равные условия, было решено на каждую казённую душеньку добавить ещё по сорок копеек оброчной подати.
Не забыли отметить и раскольников – они за строптивость облагались двойной суммой. Посадские же люди, то есть жители городов, обязаны были вносить в казну сто двадцать рублей в год. В эту сумму входила и оброчная подать, которую они выплачивали наравне с государственными крестьянами. Известно, что введение подушной подати в таком размере приносило казне в год около четырёх миллионов рублей, что в основном покрывало расходы на армию.
Контроль численности населения страны
Стоит отметить, что роль статистики, отражавшей общую численность населения в стране, резко возросла с тех пор, как была установлена подушная подать. Это произошло потому, что каждая ревизская душа приобрела теперь значение раскладочной единицы.
Регулярно проводились проверки, и на основе их результатов корректировались налоговые суммы, причём если крестьянин умирал, то подать за его мёртвую душу помещик обязан был выплачивать до следующей ревизии. Ну как тут не вспомнить Павла Ивановича Чичикова, ловко воспользовавшегося этой прорехой в законе?
Увеличение размера подати
Со временем аппетиты казны росли. Вошло в практику использовать средства, поступавшие в неё от подушной подати, не только на военные нужды, но и затыкать ими все дыры бюджета. Кроме того, изменился курс рубля. Это привело к увеличению взимаемых с населения сумм. В 1794 году налоги, измерявшиеся прежде семьюдесятью копейками в год, выросли до рубля.
Снижение налогов в России – явление редкое, чаще всего они меняются в сторону роста. Не стала исключением и подушная подать, год от года увеличивавшаяся в размерах. В 1796 году она достигла одного рубля двадцати шести копеек, а в 1867-м в отдельных районах страны её размер превысил два с половиной рубля.
Первые шаги к экономической реформе
Реформирование национальной финансовой системы, результатом которой стала отмена подушной подати, началось в эпоху правления императрицы Екатерины II. В период её царствования в стране складывался совершенно новый тип экономики, требовавший определённых преобразований. Первым таким шагом явилось изменение налоговой политики в отношении умножавшейся в то время буржуазии.
Для них в 1775 году была введена новая форма налога, предусматривавшая ежегодное отчисление в пользу казны определённого процента от объявленного капитала. Почти через девяносто лет её правнук Александр II прибавил к этому отмену подушной подати с мещан и ремесленников.
Конец эпохи подушной подати
К концу XIX века стало вполне очевидно, что подушная подать – это отжившая свой век форма налогообложения. Главным её недостатком являлся принцип уравниловки, по которому со всех взимались равные суммы, без учёта экономического положения граждан. Такой подход был никому не выгоден. Государство теряло значительные средства ввиду того, что могло бы взимать большие суммы с представителей бурно развивавшегося в те годы капиталистического сектора, а для части малоимущих крестьян и такая подать была непосильной.
В результате произошло то, что всегда бывает, когда закон вступает в противоречие с жизнью – его стараются не исполнять. Если в прежние времена уклонение от налогов носило характер хоть и нежелательного, но редкого явления, то теперь оно приняло всероссийский масштаб. Ежегодные недоимки доходили до 15 % и постоянно росли. Кроме того, были массовые случаи демонстративного отказа от платежей, грозившие закончиться социальным взрывом. Итогом этого стала отмена подушной подати, произведённая Александром III в 1887 году на территории европейской России, а в 1899 году его сыном Николаем II в Сибири.
Подушная подать
Подушная подать – это налог, который ввел Петр 1, заменив им налог на тяглые дворы. Подать значительно расширяла число людей, которые должны были ее платить, в результате чего достигалась главная цель царя – увеличить поступление денег в казну. Подушную подать платило порядка 5,8 миллионов человек, а ее величина составляла 74 и120 копеек (в зависимости от сословия, к которому принадлежал человек).
Предпосылки реформы
Петр 1 известен тем, что создавал налоги буквально на все. Часто можно услышать шутку, что в петровскую эпоху не платили, разве что только за воздух. Это действительно так. Любимое детище царя (армия и флот) съедали гигантские деньги, возместить которые в начале царствования было нечем. Например, в 1710 году было собрано налогов на 3,1 миллиона рублей, но общий расход казны составлял 3,8 миллиона, из которых 2,7-2,8 миллиона (в разных источниках цифры немного отличаются) шли на армию и флот.
Денег не хватало и Петр ввел даже специальную должность – Прибыльщик. Прибыльщики это люди, которые выполняли всего 1 функцию – искали средства обогащения казны. Если говорить более простыми словами – они придумывали новые налоги, как самое простое средство получения денег.
Суть подати
До 1724 года в России по тяглым дворам. Они по наличию земли и крестьян, в результате чего рассчитывалась величина налога. Петр 1, который искал всевозможные пути пополнения казны, заменил этот налог подушной податью. То есть теперь налог платили с каждого человека. Для этих целей в 1718 году была проведена перепись населения, которая зафиксировала в стране порядка 5,8 миллиона жителей. Реально это цифра была больше, поскольку многих прятали от переписчиков, чтобы в последствии платить меньше денег. При переписи впервые записывали не только жителей, на которых было тягло, но и классы, которые раньше были свободными (вольные люди, гулящие люди, холопы).
Начиная с 1724 года были установлены следующие размеры подушной подати:
Фактически была установлена (неофициально, конечно) цена свободы – 40 копеек.
Подушная подать существенно увеличила поступления в бюджет. В 1725 году было собрано всего порядка 9 миллионов рублей налогов, в то время, как в середине царствования Петра в основном собирали порядка 3 миллионов рублей.
Введение подушной подати Петром I: эффективная реформа налогообложения
Подушная подать или подушный оклад – нововведение Петра I, заменившее неэффективный налог на тягловые дворы. Он взимался с мужского населения страны от младенца до глубокого старика и составлял в зависимости от сословия от 70 копеек до 1,2 рублей.
Причины преобразований в налогообложении
В начале правления Петру требовались огромные деньги, чтобы строить флот и содержать армию. В 1710 году растраты казны составили 3,8 миллиона рублей при собранных налогах в 3,1 миллиона. Царь даже ввел специальную должность – прибыльщика, который занимался поиском средств для пополнения казны. Фактически прибыльщики придумывали новые налоги, порой абсурдные, как, например, налог на баню или на бороды. Катастрофическая нехватка денег в казне и стала причиной реформаций в системы налогообложения.
Перепись тяглового населения
Тягловым во времена Петра назывался двор черного посадского человека, мастерового или торговца, учтенный в системе кадастра (сошного письма) для уплаты податей или отбывания повинностей. Доля в общем налоге со двора высчитывалась исходя из состава семьи и принадлежности к торговому промыслу.
Количество дворов, подлежащих налогообложению, считалось по количеству ворот. Чтобы платить меньше, крестьяне соединяли несколько хозяйств, а лишние ворота заколачивали. В результате такой находчивости отчисления в казну с каждым годом уменьшались, а количество населения при этом оставалось неизменным или росло.
В 1698 и 1710 годах в России проводились подворные переписи. По их данным численность населения убывала, особенно заметно в северных и центральных областях страны. Спад объяснялся несколькими причинами:
Занижение данных переписи было выгодно не только плательщикам податей (крестьянам и посадским людям), но и помещикам, которые эти подати собирали. Меньше дворов – меньше работы, больше возможностей для создания незаконных поборов со стороны местной администрации.
В 1716-1718 годах осуществили Ландратскую перепись силами местных чиновников (ландратов). В ней учитывали точное количество населения обоего пола, включая вольных, гулящих людей и холопов. Перепись завершилась лишь в 1722 году, и на основе ее данных был рассчитан новый подушный налог.
Суть и величина подушной подати
С 1724 года подушная подать взималась с мужской половины населения вне зависимости от возраста. В первый год она составила 80 копеек с человека, но в последующие годы снизилась до 70 копеек. Плательщики, не состоящие в крепостной зависимости, платили по 1,2 рубля. Повышенная ставка полагалась раскольникам, они отчисляли в казну вдвое большую сумму, за что их прозвали «двоедане». Реформа оказалась успешной – уже в 1725 году было собрано около 9 миллионов рублей, то есть в 3 раза больше обычного.
В XVIII столетии отчисления подушной подати составляли половину государственных доходов. По мере внедрения косвенных налогов ее доля снижалась. Мещан и цеховых освободили от подушного налога в 1866 году, исключая Сибирь и Бессарабию. Окончательно подушная подать была отменена 1 января 1887 года, но, несмотря на это, продолжала взиматься в Сибири еще десять лет.
Для каких целей была введена подушная подать и кто занимался ее сбором?
Подушная подать, являющаяся разновидностью прямых личных налогов, взималась на территории Древнего Рима во времена республики и принципала. Плательщиками этого налога были все жители, проживающие в римских провинциях. Во времена домината, когда завершилось проведение всеобщей переписи населения 289-290 гг., обязанность оплачивать подушную подать возлагалась на всех представителей городского населения. Для Средних веков и Нового времени сохранялась практика оплаты личного налога на территориях Западной Европы. Ее периодически вводили в Англии в XIV и XVI в. Для Франции 1695-1699 гг. характерно наличие капитации.
Кто был обязан платить подушную подать?
С подушной податью имеет много общего джизия — налог, который должно было оплачивать немусульманское население, проживающее на землях Халифата и Османской империи. Была она присуща и Российскому государству, придя на смену системы подворного обложения. Ввел подать царь Петр I для жителей, населяющих Европейскую Россию и Сибирь. Эта обязанность была зафиксирована в Плакате о сборе подушных денег, принятом 26.06.1724 г. для обеспечения нужд армии, формируемой на регулярной основе. Постепенно практика взимания была распространена на земли Слободской (1765 г.), Левобережной (1783 г.) и Правобережной (1795 г.) Украины, а также Прибалтики (1783 г.).
Подушная подать распространялась на крестьян разных категорий — помещичьих, государственных, дворцовых, монастырских, а затем и удельных. Обязанность ее платить возлагалась на посадских людей, разночинцев, однодворцев, дворовых людей. Эти группы до принятия подати не были обязаны платить какие-либо налоги в интересах державы.
В 1775 г. личный налог начали уплачивать мещане. А вот представители дворянства, казачества и духовенства освобождались от данной обязанности. В 1775 г. для купеческих слоев был введен сбор на объявленный капитал, который и заменил подушную подать. С 1863 г. с мещан также сняли обязанность оплаты. Исключением стало сибирское мещанство, для которого на смену подати пришел налог, уплачиваемый с городской недвижимости. Все сословия, которые должны были платить подать, получили название податных. Их численность достигала 90% от всего населения, числящегося за территориями Европейской России в середине XIX в.
Процесс введения подати
Введению подати предшествовала продолжительная работа. В соответствии с указом от 26.11.1718 г. в течение 1719-1721 гг. проводились работы по переписи мужчин, которые обязаны выплачивать налог. В результате было зафиксировано 4,8 млн. человек. В 1722-1724 гг. результаты переписи были проверены. По данным ревизии учли 5,4 млн. людей. Ответственными за взимание личного налога с государственных крестьян становились общины на основании действия принципа круговой поруки. При уплате налогов с помещичьих крестьян ответственными были помещики, а в городских поселениях — органы, представляющие посадское (мещанское) самоуправление и горадминистрация.
Как определялся размер подати?
Сумма подушной подати определялась в соответствии с положениями закона. Ее фиксировали в одинаковом размере для каждой ревизской души, вне зависимости от возрастных характеристик. Однако у общины и мещанского общества оставалось право произвести раскладку налога с учетом тягловых ресурсов того или иного хозяйства. В рамках помещичьих угодий раскладка проводилась на основании достатка в каждом дворе крестьян.
Суммы ежегодно уплачиваемой подати с крестьянской общины или мещанского общества определялись на основе численности ревизских душ, указываемой в фискальных документах. Эти бумаги именовались ревизскими сказками. Размер такой подати обычно не менялся до момента осуществления каждой последующей ревизии. Из-за такой практики естественное движение населения в межревизионный период не учитывалось. Поэтому для податного обложения была характерна значительная неравномерность. Это, например, означало, что земли с превалирующим естественным сокращением численности населения сталкивались с возрастанием податной тяготы. А вот при увеличении численности мужчин в регионе происходило ее снижение.
Начальная величина подати фиксировалась в результате деления всей суммы, планирующейся для оплаты содержания войска, на общее число облагаемых налогом душ. Если в 1724 г. размер подати был равен 74 коп., то с 1725 г. он снизился для крестьянского населения до 70 коп., а для податных городских категорий он составил 80 коп.
Однако эта обязанность не исключала необходимости платить другие суммы. Крестьяне в помещичьих угодьях облагались оброком или несли барщину. Государственным крестьянам и горожанам приходилось платить оброчный сбор в сумме 40 коп. с человека. Не меньше обязанностей было у старообрядцев, которые до 1782 г. платили двойную сумму подушного оклада — в пользу державы и РПЦ. При этом в общинах старообрядцев платили налоги и женщины — с них взималась 1/2 оклада. Исключением были старообрядцы, проживающие в зоне у границ, что было необходимо для недопущения их ухода из страны.
Увеличение размера подушной подати
На протяжении 1740-1750 гг. происходило периодическое снижение оклада. Величина такого сокращения колебалась в пределах 3-17 коп. Однако одновременно росли суммы косвенных налогов. Когда же увеличивать сборы косвенных налогов уже было фактически невозможно, государство увеличивало размер подушной подати. В результате в 1798 г. помещичьи крестьяне оплачивали 1,26 руб., государственные крестьяне — 4,26 руб, а мещане — 2 руб.
Падение ассигнационного курса и необходимость увеличивать военные расходы привели к повышению податного оклада в 1810 г. Крестьяне платили 2 руб., мещане — 5 руб. До 1818 г. происходил дальнейший рост обязательства — 3,3 руб. для крестьян и 8,3 руб. для мещан. Денежная реформа, начатая министерством финансов Е. Канкрина, привела к переводу оклада в серебро в 1839 г. Крестьянам установили обязательство в 95 коп., а мещанам — 2,38 руб. В течение 1863-1867 гг. произошло очередное увеличение подушного оклада с его дифференцированием по территориальному принципу. Его размер колебался от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Благодаря взиманию подати государственные доходы существенно возросли. Ее сборы обеспечивали 54,1% госдоходов. Затем значение подати для бюджета уменьшалось в условиях увеличения сборов косвенных налогов и появления налога на городскую недвижимость (1863 г.), а также поземельного налога (1875 г.). В итоге доля подати в 1881 г. была равна примерно 50% от суммы собираемых прямых налогов, которые сами обеспечивали около 18% доходных поступлений бюджета.
Кто занимался сбором подати?
Чтобы гарантировать регулярную выплату подати, в России была введена паспортная система. В целом проблема полноты сбора налогов была достаточно серьезной. По состоянию на 1740 г. размер недоимки вырос до 5 млн. руб. Для борьбы с этим власти жестко требовали взимания, но одновременно шли на прощение недоимки, поскольку слабость бюрократического аппарата на фоне разоряющегося крестьянства не могла обеспечить решение данной задачи.
В 1724 г. устанавливалась обязанность земского комиссара контролировать сборы подати. На эту должность назначались дворяне военно-административных округов. Совместно с комиссарами данный вопрос управлялся представителями штаб-офицерства. Наблюдателем был командир полка. При этом характерно, что в 1727-1730 гг. провинциальные воеводы имели в подчинении земских комиссаров и штаб-офицеров.
Изменения произошли в 1736 г., когда сбор подати проводился уездными администрациями. В этой деятельности им помогали офицеры у подушного сбора. С проведением губернской реформы в 1775 г. подать взималась казенными палатами, а в XVIII в. — наблюдалось определенное двоевластие. Функция возлагалась на военные и гражданские центральные учреждения. Первые были представлены Военной коллегией и Генеральным кригс-комиссариатом, а вторые — Камер-коллегией. Контролировал их деятельность Сенат. В XIX в. сборы осуществлялись Министерством финансов совместно с МВД. Последнее учреждение контролировало работу губернской власти относительно изъятия недоимок.
Отмена подушной подати
Отношение к подушной системе налогообложения было неоднозначным. Это проявлялось в периодическом признании ее недостатков в 1727 г., 1810 г. и 1832 г. По результатам работы комиссии, занимающейся пересмотром системы податей и сборов при Минфине, в 1859 г. было озвучено решение. По нему достижение значимого повышения эффективности устройства прямых податей невозможно без полной отмены подушного механизма. Отменил подать император Александр III. В указе от 18.05.1882 г. предполагался отказ от подати в начале 1883 г. для таких категорий, как:
В законе от 14.05.1883 г было зафиксировано снижение величины подушной подати, а бывшие фабричные и заводские крестьяне получили полное освобождение от нее. По закону от 28.05.1885 г. с начала 1886 г. подать перестали собирать с большей части крестьянства, а с 1887 г. — освобождение получили все бывшие податные сословия.
Исключение составило население Сибири. Здесь пришли к отмене подати в 1899 г., что было определено в законе от 18.01.1898 г. Однако не следует воспринимать такие решения как исключительно позитивные изменения. Дело в том, что они сопровождались одновременным увеличением сумм поземельного налога и налога с городской недвижимости, за право торговли и промыслов. Вырос акциз со спирта, оброчная подать с бывшего госкрестьянства с введением затем выкупных платежей.