в чем суть направления критический реализм в литературе
Что такое реализм?
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Реализм в живописи
12.5. Критический реализм
В 30-е гг. XIX в. в европейском искусстве на смену романтизму приходит совершенно непохожий на него художественный стиль — реализм, парадоксальным образом не только воспринявший многие идеи романтизма, но и развивший и углубивший их.
Примерным образом реализм можно определить как художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.
Реализм за его ярко выраженную критическую направленность почти сразу же стали именовать критическим реализмом. В центре внимания критического реализма — анализ художественного средствами классовой структуры, социальной сущности и социально-политических противоречий достигшего уже расцвета капиталистического общества. Основным в специфике критического реализма как особого творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, и значит, раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.
Если романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяемую идеальными устремлениями, то отличительной особенностью реализма стало обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишенной какой-либо загадочности, таинственности, религиозной или мифологической мотивировки.
О так называемом реализме в широком смысле. Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле. Согласно узкому пониманию реализма подлинно реалистическим может считаться только произведение, отображающее сущность изображаемого социально-исторического явления. Персонажи произведения должны нести в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, должны являться не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи. Под реализмом в широком смысле имеется в виду свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.
Нужно сразу же отметить, что широкое понимание реализма, характерное для традиционной, но не для современной эстетики, делает понятие реализма совершенно неясным. Оказывается вполне возможным говорить о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, о «реализме романтизма» и т.п. Когда реализм определяется как направление в искусстве, изображающее социальные, психологические, экономические и прочие явления как максимально соответствующие действительности («отвечающие правде жизни», как иногда говорят), реализм становится, в сущности, единственным полноценным стилем искусства. Барокко, классицизм, романтизм и т.п. оказываются всего лишь модификациями реализма. К реалистам можно отнести и Данте, и Шекспира, и даже Гомера, хотя, конечно, с известными оговорками, касающимися выдуманных им циклопов, Нептунов и т.п.. Широко понимаемый реализм становится даже не стилем, т.е. манерой изображения, а самой сутью искусства, причем сутью, выраженной абстрактно и неясно.
Характерные черты реализма. Основные черты критического реализма как особого художественного стиля можно вкратце свести к следующим:
— вера в познавательную и преобразующую силу человеческого разума, в особенности разума художника;
— выдвижение на первый план задачи объективного художественного воспроизведения действительности, попытка основать художественные открытия на глубоком, подобном научному, изучении фактов и явлений жизни;
— доминирование социально-политической проблематики, которое провозглашалось еще искусством Просвещения и которое не прерывалось в романтизме, хотя, как правило, играло в нем периферийную роль;
— утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства;
— высокая, можно сказать без преувеличенная — исключительная, оценка возможностей художественного творчества в искоренении социального зла;
— стремление изображать действительность в формах самой действительности;
— точность деталей при художественном воспроизведении действительности;
— углубление возможностей типизации характеров; связь психологизма как одного из средств типизации с рас крытием обобщающего социального содержания того или иного характера; реалисты восприняли и заметно углубили психологизм, характерный для романтиков;
— использование романтической теории контрастов при описании противоречий социальной действительности;
— выдвижение на первый план темы утраченных иллюзий, возникшей в связи с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.;
— показ героя в развитии при создании художественных образов, изображение эволюции изображаемых характеров, определяемой сложным взаимодействием личности и общества;
— стремление соединить социально-критическую направленность, суровое разоблачение современной общественной системы с выдвижением высокого нравственноэтического идеала, образца справедливого социального устройства;
— связанное с позитивными устремлениями создание обширной галереи ярких положительных героев; большинство из этих героев принадлежало к социальным низам общества.
Хотя реализм пришел на смену романтизму, многие характерные особенности реализма были впервые прочувствованы именно романтиками. В частности, они абсолютизировали духовный мир отдельной личности, но это возвеличивание индивида, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее «Я» привели к самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. Романтики сделали тот важный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Обращение к избранной личности, возвышающейся над «толпой», отнюдь не мешало их глубокому демократизму. В творчестве романтиков следует искать истоки образа «лишнего человека», прошедшего через всю литературу XIX столетия.
Типизация. Типизация в искусстве была освоена задолго до реализма. Искусство каждой эпохи — на основе эстетических норм своего времени и в соответствующих художественных формах — отражает характерные, или типичные, черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали. У критических реалистов типизация представляет более высокую степень этого принципа художественного познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств. В числе средств реалистической типизации не последнее место занимает психологизм, т.е. раскрытие сложного духовного мира — мира мыслей и чувств персонажа. Но духовный мир героев критического реализма социально детерминирован. Это определяет более глубокую степень историзма у критических реалистов по сравнению с романтиками. Но характеры, рисуемые критическими реалистами, менее всего походят на социологические схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа — портрет, костюм, сколько его психологический облик воссоздает глубоко индивидуализированный образ.
Рассуждая о типизации, Бальзак утверждал, что наряду с основными чертами, присущими многим людям, представляющим тот или иной класс, ту или иную социальную прослойку, художник воплощает неповторимые индивидуальные черты отдельной конкретной личности как в его внешнем облике, в индивидуализированном речевом портрете, особенностях одежды, походки, в манерах, жестах, так и в облике внутреннем, духовном.
Реалисты XIX в. при создании художественных образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию характера, которая определялась сложным взаимодействием личности и общества. Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Первым и ярким примером был роман Стендаля «Красное и черное», где глубокая динамика характера Жюльена Сореля — главного героя этого произведения — раскрывается по этапам его биографии.
Реализм в литературе. С начала 30-х гг. XIX в. критический реализм все в большей мере начинает вытеснять романтизм не только в живописи, но и в литературе. Появляются произведения Мериме, Стендаля, Бальзака, в которых формируются принципы реалистического постижения жизни. Критический реализм в творчестве Диккенса, Теккерея и ряда других авторов начинает определять лицо литературного процесса в Англии с начала 30-х гг. В Германии основы критического реализма закладывает в своем творчестве Гейне.
Интенсивное развитие в России реалистической литературы дало исключительные плоды. Они стали примером для мировой литературы и не утратили своего художественного значения до сих пор. Это «Евгений Онегин» А. Пушкина, романтически-реалистический «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Мертвые души» Н. Гоголя, романы Л. Толстого «Анна Каренина» и «Война и мир», романы Ф. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», рассказы, повести и пьесы А. Чехова и др.
В русской живописи реализм утвердился к середине XIX в. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни народа сочетались с обличением крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединились в группу «передвижников» (В. Г. Перов, Н. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.).
В формировании реалистической литературы в России большую роль сыграла критика В. Г. Белинским «натуралистической школы» в литературе. Белинский хвалил «Мертвые души» Н. В. Гоголя за отрицательный пафос, «обличение России», юмор. Белинский подчеркивал познавательную силу искусства: искусство «извлекает из действительности ее сущность», будучи не только зеркалом действительности вообще, но и зеркалом общественной жизни. Служение общественным интересам следует из природы искусства и согласуется со свободой художника: он обязан прежде всего быть гражданином; он — исследователь и обвинитель жизни в одном лице. Белинский утверждал идею единства эстетического и этического. Настоящее искусство всегда нравственно, а содержанием искусства является «нравственный вопрос, эстетически решаемый». Народ — исконный трудовой слой нации, в силу этого искусство обязано быть народным. Задача демократической интеллигенции — помочь русским людям «вырасти до самих себя», а народ нужно учить, просвещать и образовывать.
В. Г. Чернышевский высшую красоту видел не в абстрактных идеях, подобных «соборности», а в самой жизни. Прекрасное есть жизнь, говорил он, прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такой, какой она должна быть по нашим понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни. Понятие красоты Чернышевский считал социально-классово и исторически обусловленным. Для трудящихся идеал красоты связан со здоровьем, отсюда народный идеал женской красоты. У образованных людей представления о красоте могут быть извращенными. У каждой исторической эпохи свое представление о красоте. От произведения искусства он требовал воспроизведения жизни (познание жизни в чувственно-конкретной форме через типизацию как обобщение существенных черт подлинника); объяснения жизни; приговора действительности и стремления быть учебником жизни.
Д. И. Писарев провозгласил мысль, что эстетика не может стать наукой, поскольку наука опирается на опытное знание, а в искусстве царит произвол. Объективно-прекрасного не существует, субъективные вкусы способны варьироваться до бесконечности. История ведет от красоты к пользе: чем дольше история человечества, тем умнее оно становится и тем равнодушнее оно относится к чистой красоте. Парадоксальная идея Писарева «сапоги выше Пушкина», а жизнь богаче и выше любого искусства вызвала в свое время бурную полемику.
Л. Н. Толстой начал с оппозиции к утилитарной революционно-демократической эстетике, но позднее, пережив духовный кризис, впал в своеобразный общекультурный нигилизм. Посредством искусства человек «заражается» чувствами художника. Но такое «заражение» чужими чувствами редко оправдано. Трудящиеся живут своими подлинными идеалами. Толстой отверг Шекспира, Данте, Бетховена, Рафаэля, Микеланджело, полагая, что их искусство дико и бессмысленно, ибо непонятно народу. Толстой отверг и свое собственное творчество, гораздо более важными ему казались народные сказки и другие рассказы для народа, главное достоинство которых — доступность, понятность. Эстетическое и этическое связаны, по Толстому, обратно пропорционально: как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствительным к эстетическому.
Распад критического реализма. Реализм как художественный стиль просуществовал сравнительно недолго. Уже в конце XIX в. на арену вышел символизм (от фр. symbolisme, греч. symbolon — знак, символ), открыто противопоставивший себя реализму. Зародившись как литературное направление во Франции 60—70-х гг. (Бодлер, Верлен, А. Рембо, Малларме), позднее символизм перерос в общеевропейское культурное явление, захватив театр, живопись,
музыку (писатели и драматурги М. Метерлинк, Г. Гофмансталь, О. Уайлд, художники Э. Мунк, М. К. Чюрленис, композитор А. Н. Скрябин и др.). В России символизм появляется в 90-е гг. XIX в. (Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.), а в начале XX в. он получил развитие в творчестве А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова и др. Символисты противопоставили свою поэтику и эстетику реализму и натурализму в искусстве. Они признали дуализм реального и идеального, противостояние личностного и социального. Духовно-нравственная жизнь человека трактовалась символистами почти всегда в религиозном духе. Поскольку интуитивное, бессознательное считалось ими главным в художественном творчестве, часто они обращались к идеям романтиков, мистиков, к учениям Платона и Канта. Многие символисты настаивали на самоценности искусства, считая, что оно выше и первичнее жизни.
Волна символизма быстро сошла на нет, но символизм оказал, тем не менее, существенное влияние на развитие искусства XX в., в особенности на сюрреализм и экспрессионизм.
Русский философ Н. А. Бердяев, отстаивавший широкое понимание реализма, писал, что вся русская литература XIX в. находится вне классицизма и романтизма, поскольку она реалистична в глубинном смысле слова. К реализму не относится только классицизм, поскольку он бесчеловечен по своему принципу. Греческая трагедия — самое совершенное из всех человеческих творений, не есть классицизм, и значит, она тоже относится к реализму[296].
Современник Бердяева, философ Г. Г. Шпет высказывался, однако, о реализме резко отрицательно. Сороковые годы XIX в. составляют, пожалуй, последний естественный стиль, писал Шпет. По философской задаче времени это должен был быть стиль осуществлявшегося в действительности духа — стиль прочный, обоснованный, строгий, серьезный, разумный. На деле быт нередко принимался за действительность и вытеснял культ: демократизм и мещанство заслоняли собой духовность. Реализм духовный остался нерешенной задачей, потому что средства символизации такого реального найдены не были. Философия истории запружалась эмпирической историей. Строгая разумность замещалась распущенным благоразумием и расчетливой уютностью. Натурализм, который в свое время принимался как последнее слово, говорит Шпет, был чистым эстетическим нигилизмом. По своей идее натурализм — принципиальное отрицание не только стиля, но и направления. «Направление» в натурализме заменяется поучением, моралью, потому что нигилист, отрицая бесполезное творчество, никакого для себя оправдания, кроме утилитарного, выдумать не может. Исторически реализм в России сломался еще в 40-е гг. XIX в. вместе с Гоголем. Спасение искусства Шпет видит в появлении символизма, противостоящего реализму.
Критический реализм в литературе России 19 века
Критический реализм является направлением в искусстве, основой которого является правдоподобное изображение реальности. В своих произведениях писатели реалисты стремились правдиво описать жизнь общества, пытались показать пороки общества, чтобы положительно воздействовать на него. В результате литература пополняется различными новыми видами жанра: возникает немало разновидностей романа, обогащается структура новеллы, происходит развитие драматургии. Одной из главных целей критического реализма являлось разоблачение буржуазии. Также реалисты боролись за свободу творческой личности художников. Поднималась революционная тема в истории.
Критический реализм https://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/11272-kriticheskiy-realizm-19-veka.html начал зарождаться в конце 20-х годов 19 века. А расцвет этого художественного направления пришелся на 30- 40 годы 19 столетия. Прежде всего такое художественное направление возникло во Франции и Англии.
Русский критичексий реализм возникает во время кризиса системы крепостного права. Критические реалисты пытались изобразить жизнь тогдашнего общества во всех ее проявлениях. Они изображали духовную, частную деятельность людей, а также повседневную жизнь, дела общества.
А.С. Пушкина можно назвать основоположником реализма в России. Он стремится изобразить закономерности состояния цивилизации, уклад русского общества, место и роль человека в обществе. К такого рода его произведениям относятся: “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Евгений Онегин”, “Дубровский” и другие.
К русским писателям реалистам также можно отнести Н.В. Гоголя. Он описывает реальность, далекую от представления о законе, пошлую обыденность в обществе, с искаженными понятиями о чести, морали и совести, горькую российскую реальность. Его произведения в форме критического реализма: “Мертвые души”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”.
Среди русских реалистов также можно выделить М. Ю. Лермонтова, который пытался бороться с общественными законами, с ложью и лицемерием, стремился отстаивать права человека как личности. К его произведения реалистеского характера относятся: “Герой нашего времени”, “Фаталист” и т.д.
И.С. Тургенев, который интересовался нравственным миром простого народа.Особенностью его литературных трудов была тема освобождения крестьянства. Он изображал крестьян как активных в духовном плане людей, которые способны самостоятельно действовать. Его реалистические известные труды: “Отцы и дети”, “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”.
К реалистам относится и Ф.М. Достоевский. Говорили, что у Достоевского “фантастический реализм”. Писатель замечал, что в каких- либо необыкновенных, исключительных случаях выражается все самое типическое. Д. отмечал, что его рассказы не выдумка, а были заимствованы им откуда-нибудь. Основная особенность его рассказов- то, что писатель создает философскую основу с детективом. В его рассказах есть убийство. Известные рассказыДостоевского: “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы” и иные.
Реализм в искусстве повлек за собой революцию во всем искусстве. Происходит возникновение эпохи перемен.Произведения писателей- реалистов не потеряли актуальности и по сей день.
Критический реализм 19 века
Характерные черты критического реализма:
•достоверное воспроизведение действительности,
•особый интерес к социальной тематике
•субъективность в работах данного направления
Критический реализм за рубежом
Берёт своё начало данное течение в Европе. И это понятно: массовые протесты рабочих захлестнули практически все европейские страны 19 века. Свои воззрения демонстранты пытались распространить на обычное население. Так критический реализм нашёл себя в СМИ, и как следствие в литературе.
В духе критического реализма было написано много выдающихся произведений знаменитых писателей 19 века. Оноре де Бальзак обрисовал французское общество 19 века в «Человеческой комедии». Произведения Чарльза Диккенса посвящены трагическим судьбам детей того времени. В эту группу можно отнести знаменитую новеллу «Кармен» Проспера Мериме.
Проявить себя критический реализм успел не только в литературе 19 века, но и в искусстве. Оноре Домье, французский художник, написал целую серию картин: «Убийство на улице Транснонен», «Новый Галилей», «Законодательное чрево» и др. Франсуа Милле, другой, не менее известный французский художник, описал в своей знаменитой работе «Анжелюс» тяжёлое положение крестьянства.
Критический реализм в России
Таким образом, основная заслуга критического реализма заключалась в том, что он показал всему миру трагичность положения простого народа. Именно благодаря данному течению общество по-новому взглянуло на социальные проблемы того времени и это, в свою очередь, дало толчок к новым социальным революциям и движениям.