в чем суть модели смешанного обучения ротация лабораторий
Смешанное обучение в России
Модели смешанного обучения
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий:
Перевернутый класс и перевернутое обучение
Ротация станций
Ротация станций (station rotation model) — модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон.
Подробнее о ротации станций.
Как применять ротацию станций на практике
Дополнительные материалы:
Видео с уроков в ротации станций (более 15 видео)
Смена рабочих зон — выступление Любомирской Н.В. (2013 г.)
Опыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ
Примеры сценариев уроков
Ротация лабораторий
Ротация лабораторий (lab rotation model) — модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
Подробнее о ротации лабораторий
Как реализовать ротацию лабораторий в одном классе или по одному предмету
Видео:
Ротация лабораторий — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель
Гибкая модель (flexy model) предполагает вовлечение всей школы и всего педагогического коллектива, наличие у каждого учащегося индивидуального учебного плана, высокий уровень контроля своего обучения со стороны ученика.
Подробнее о гибкой модели
Дополнительные материалы:
Гибкая модель — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель — гимназия 1505 (Москва) (Видео)
Модель индивидуальной ротации
Модель индивидуальная ротация предполагает, что учащиеся могут перемещаться по станциям по индивидуальному расписанию, установленному учителем или программой (алгоритмом или искусственным интеллектом).
Главное отличие от других ротационных моделей в том, что учащиемся не обязательно надо физически переходить со станции на станцию, чаще всего они выполняют действия, запланированные в их маршрутных листах. Зачастую визуально сложно отличить индивидуальную ротацию от ротации станций. Разница в персональном опыте ученика. Программа обучения каждого учащегося каждый день адаптируется к его индивидуальным потребностям на основе учебных результатов в предыдущие дни (на основе данных из онлайн-среды).
Подробнее о модели индивидуальной ротации
Модель а-ля-карт
Модель A La Carte (по запросу) позволяет учащимся пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание учащихся более гибким. Курсы A La Carte — хороший вариант в ситуации отсутствия у школы очного преподавателя, физического пространства для данного предмета, а также для изучения факультативных курсов.
Подробнее о модели А-ля-карт (или «На выбор»)
Расширенная виртуальная модель
Обогащенная виртуальная модель
Обогащенная (расширенная) виртуальная модель является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Подробнее об обогащенной виртуальной модели
Дополнительные материалы
Является ли обогащенная виртуальная модель будущим старшей школы?
Как заставить обогащенную виртуальную модель работать
Смешанное онлайн-обучение
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Подробнее о смешанном онлайн-обучении
Еще больше про модели смешанного обучения читайте в нашей группе!
Смешанное обучение в России
Если вы работаете в школе со сложным социальным контекстом, где большинство учащихся находятся в сложной социальной ситуации, ротация лабораторий позволяет организовать дифференцированное обучение, повысить учебные результаты и снизить нагрузку на учителя. Например, в в сельских школах или школах в неблагополучных районах у учащихся могут отсутствовать дома компьютеры, мобильные устройства или доступ в интернет. Однако, применять ротацию лабораторий стоит если у вас есть понимание для чего Вы планируете применять различные онлайн-активности, как они помогут изменить учебный процесс.
Ниже мы дадим рекомендации по эффективному проведению уроков в ротации лабораторий.
Что делает учитель на уроке в ротации лабораторий?
Учитель в ротации лабораторий не “бросает” учеников, а активно участвует в учебном процессе. Также на основании данных дифференцирует класс на мини-группы, тем самым усиливая понимание учебного содержания изучаемого предмета.
Как эффективно применять ротацию лабораторий в школе
Если есть задача повышения учебных результатов, применение дифференцированного обучения в ротации лабораторий позволяет решить ее. В этом случае возможны следующие варианты организации учебной деятельности:
1. Работа над ошибками
Учащиеся выполняют эти задания в онлайн-среде во время работы в компьютерном классе в своем темпе. Количество предложенных материалов должно быть избыточным и разделено на обязательную/базовую и дополнительную части. Чтобы научить учащихся выбирать и соизмерять свои возможности, внутри базовой части предлагаем избыточное количество упражнений.
Учитель помогает малым группам учеников в ходе урока.
2. Дифференциация с элементами подхода “полное усвоение«
Если в классе неоднородный состав по уровню успеваемости и есть учащиеся с “провалами” в базовых знаниях и навыках в предыдущие годы (например, проблемы с таблицей умножения, или неумением складывать обыкновенные дроби), те, кто не выполняет домашние задания, и даже одаренные ученики, рекомендуем реализовать дифференцированное обучение с элементами подхода “полное усвоение”.
После урока-объяснения новой темы учитель проводит урок в компьютерной лаборатории. На этом уроке ученикам предлагают выполнить компьютерный мини-тест на понимание новой темы (на 10-15 минут), затем учитель делит их на группы по результатам выполненной работы.
— Группа, выполнившая задания без ошибок, может выполнять задания на отработку навыков.
— Группа, допустившая больше всего ошибок, начинает работу рядом с учителем для того, чтобы он объяснил им учебный материал заново (10-15 минут),после этого группа возвращается на свои рабочие места, чтобы пройти еще один мини-тест и начать применять изученное в простых заданиях.
— Группам учащихся, допустивших 1-2 ошибки, предложите посмотреть видео с объяснением материала, в котором они ошиблись, и задания на отработку.
3. Дифференциация для закрытия пробелов
Если в классе много учащихся с пробелами, рекомендуем сфокусироваться на решении накопившихся проблем, наверстать упущенное.
В этом случае не принципиально каким по счету среди уроков в данном тематическом модуле будет урок в компьютерном классе. Постарайтесь на этом уроке дать возможность каждому ученику наверстать упущенное и “закрыть” пробелы, сформировавшиеся раньше.
Как организовать работу:
— В начале года (или в тот момент, когда Вы решитесь помочь ученика “наверстать упущенное”) обсудите с учащимися новый формат работы, который поможет им подготовиться к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ или просто стать успешными учениками. Договоритесь о сотрудничестве и объясните, что делаете это для того, чтобы помочь им повысить успеваемость, лучше учиться и стать более успешными. Расскажите, как будете использовать время в компьютерном классе и на обычных уроках.
— Протестируйте учащихся и выявите ошибки и пробелы каждого ученика (Для этого обычно достаточно одного урока в компьютерном классе). Определите основные пробелы каждого ученика. У кого-то обнаружатся проблемы с функциональным чтением и пониманием текста (поэтому он не может прочесть задачу), у кого-то с умножением (надо выучить таблицу умножения) и т.п. Скорее всего почти у каждого ученика таких проблем будет несколько.
— Составьте таблицу дефицитов класса, в которой будут перечислены все учащиеся и их дефициты. С большой вероятностью для многих проблемных тем окажется, что эта тема является недовыученной для нескольких учащихся.
— Подберите задания, с помощью которых ученики могут повторить и отработать каждую тему.
— Сформируйте индивидуальный маршрутный лист для каждого ученика из этих материалов (видео, тестов, упражнений и тренажеров по каждой теме).
— Если после самостоятельного повторения темы в онлайн среде, у ученика останутся проблемы, ему потребуется помощь учителя. Составьте расписание консультаций, когда во время уроков в компьютерной лаборатории или на обычных уроках, предваряющих уроки в компьютерном классе, Вы можете уделить время объяснению каждой проблемной темы (обычно достаточно 10-15-20 минут).
— Укажите в этом расписании день, время и тему консультации. Как организовать консультации:
а) Например, на уроке, предшествующем уроку в компьютерном классе, организуйте групповую работу так, чтобы поработать с одной из групп из Вашего списка, ответить на их вопросы по проблемной теме, заново объяснить им этот материал и мотивировать к закреплению и отработке на уроке в компьютерном класса.
б) Если не получается включить в обычный урок работу с такой группой, организуйте работу с группами прямо в компьютерном классе. В таком случае Вы сможете на каждом уроке в компьютерном классе поработать лицом к лицу с 2 (по 22 минуты на группу) или 3 группами (по 14 минут). Во время Вашей работы с группами, остальные учащиеся будут работать по индивидуальным маршрутным листам в своем темпе.
Пример для класса с 30 учащимися.
Вы планируете во время работы в компьютерном классе поработать с 2-мя группами (1-я группа — 3 ученика, вторая — 4 ученика).
— В начале урока ученики садятся на свои рабочие места, открывают маршрутный лист и те, кто работает сегодня с Вами видят в нем напоминание о групповой работе и времени начала этой работы.
— Назовите фамилии учащихся 1-й группы и предложите им пересесть к Вашему столу.
— Соблюдайте тайминг! Используйте таймер или будильник на своем телефоне, чтобы напомнить за 3 минуты, что время заканчивается, а потом сообщить об окончании времени работы с данной группой.
— По окончании работы (через 22 минуты) попросите учащихся первой группы вернуться за компьютеры и приступить к выполнению заданий по только что повторенной теме и пригласите учащихся второй группы.
— После урока проанализируйте прогресс и при необходимости скорректируйте процесс.)
— Сделайте для учащихся доступным расписание и маршрутный лист.
— Начните работать с учетом этого расписания, отмечая успехи в “ликвидации пробелов” у учащихся на обычных уроках в классе (перестал допускать ошибки такого типа).
4. Подготовка к олимпиадам
Например, в одной московской школе дети работали в онлайн-среде с олимпиадными заданиями один раз в неделю. Весь класс работал онлайн в Учи.ру, учитель переходил от ученика к ученику, смотрел статистику по выполнению заданий, быстро объединял в мини-группы для детей, застрявших на какой-то задаче, и помогал им разобраться.
Смешанное обучение в России
Ротация лабораторий — одна из моделей смешанного обучения. Разные формы этой модели содержат одну основную идею:
несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа учителя со школьниками), но на один урок ученики переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
В ротации лабораторий многое очень сходно с моделью ротации станций и перевернутым классом. Разница в том, что в ротации станций ученики перемещаются в пределах выделенного для них класса. В то же время в ротации лабораторий ученики перемещаются в учебную лабораторию, где занимаются онлайн обучением. Также эта модель похожа на перевёрнутый класс, реализованный без работы учащихся дома. Вместо этого ученики посещают компьютерный класс, чтобы знакомиться с новым материалом (смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие понимание), тренировать навыки или участвовать в проектной работе, а в классе учатся активно и интерактивно. Ротация лабораторий становится эффективной при регулярной работе учащихся онлайн.
Реализация модели ротации лабораторий возможна в параллели (для одного или нескольких предметов), т.к. требуется согласовывать расписание разных классов и использование компьютерного класса.
Для этого несколько учителей в параллели договариваются о том, что организуют работу с применением модели ротация лабораторий, создают или подбирают учебные онлайн-материалы, формируют единое учебное пространство и договариваются с администрацией о том, чтобы каждый третий-четвертый урок по их предметам проводился в компьютерном классе. В идеале, учащиеся один урок в день проводят в компьютерном классе.
Например, если договариваются два учителя, которые ведут суммарно в одном классе семь уроков в неделю, то два урока из семи они могут провести в компьютерном классе. Эти два урока проводятся в разные дни в соответствии с требованиями СанПин, а также для достижения большего образовательного эффекта. На каждом уроке у учеников есть маршрутный лист по каждому предмету. Сопровождать учеников в классе может один из учителей.
Также возможна модель ротации лабораторий в рамках одного предмета, когда ученики один урок в неделю (для выбранного предмета) работают в кабинете информатики за компьютерами, углубляя или закрепляя знания. Основное отличие от оригинальной модели в том, что ученики работают с компьютером только раз в неделю.
Если Вы единственный учитель в школе, который хотел бы помочь отстающим ученикам и сделать это через смешанное обучение и у вас есть доступ к компьютерному классу на один урок в неделю, вы можете реализовать это в формате ротации лабораторий. А именно: несколько уроков проводить в обычном классе, а один урок в неделю — в компьютерном классе.
Как реализовать ротацию лабораторий по одному предмету
Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация лабораторий:
— повышение учебной мотивации
— повышение учебных результатов
— помощь отстающим (неуспешным) учащимся
— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)
Какие виды деятельности стоит перенести в компьютерный класс?
«Эта модель менее эффективна, чем ротация станций, из-за отсутствия обязательной проектной коллективной работы в структуре, но её легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс, класс ноутбуков или планшетов.
Технические требования для реализации: возможность проводить уроки по своему предмету в компьютерном классе хотя бы раз в неделю. Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.
▶ Плюсы: даёт учителю возможность отслеживать динамику роста предметных знаний с помощью LMS.
▶ Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы по своему предмету в LMS, подобрать тренажёры или составить задания или тесты на тренировку и проверку навыков. Модель не содержит обязательных элементов проектной и групповой работы, поэтому эти аспекты могут потеряться.
▶ Возраст учащихся: с 1 до 11 класса.
▶ Требования к учителю: умение работать с LMS, составлять маршрутные листы.
▶ Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета. Но для повышения эффективности желательно взаимодействие нескольких учителей.»
▶ Рекомендуем: для школ, чьи учащиеся:
— лишены возможности использовать дома онлайн-среду,
— с низкой учебной мотивацией
— низким уровнем учебной самостоятельности.
Модель ротация лабораторий в школе Navigator Schools: Gilroy Prep Campus (США)
Navigator Schools была основана в 2011 году
Для 67% учеников этой школы английский язык – не родной. И в первый же год эта школа получила один из высших баллов в Калифорнии по результатам тестирований.
Смешанное обучение в России
Описание модели
В модели ротации станций класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы — станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.
Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.
Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трёх станциях.
Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация станций:
— повышение учебной мотивации
— повышение учебных результатов
— помощь отстающим (неуспешным) учащимся
— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)
Деление на группы
Делить на группы можно по разным принципам, например:
▶ готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;
▶ успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;
▶ наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
▶ наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).
Что делают учитель и ученик на разных станциях
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.
Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.
У учащихся должен быть доступ к LMS, содержащей учебные материалы по новой теме, онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде. Знакомство с новой темой кто-то предпочитает начинать с нового материала, а кто-то сразу же обращается к дополнительным ресурсам или пробует свои силы в выполнении заданий.
Перечень необходимых для выполнения заданий или принципов их выбора обязателен, чтобы сформировать требуемые навыки. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут для каждого ученика, разработанный с учётом его потребностей и интересов. Оптимально в начале темы сообщить учащимся о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предложить набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик (например: выполнить одно задание уровня сложности ★★★ или три задания уровня сложности ★).
Какие виды деятельности стоит перенести на онлайн-станцию
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. Кроме того, у подростков в средней школе фокус внимания смещается с учителя на сверстников. Поэтому в 5–9 классах проектная работа и обратная связь становятся основными драйверами развития учащихся. Учащимся предлагается разбиться на группы из 2–3–4 человек в зависимости от задания, некоторые задания можно выполнять всей группой (7–10 человек). На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:
▶ групповые практико-ориентированные задания;
▶ небольшие исследования;
▶ квесты;
▶ настольные игры по изучаемой теме;
▶ мини-соревнования и др
Формирование культуры смешанного обучения
Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.
Требования
▶ Технические требования для реализации: наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединённых в сеть) из расчёта одно устройство на троих детей при реализации работы на трёх станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырёх детей при четырёх станциях). Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.
▶ Требования к учителю: умение работать с малыми группами, умение реализовывать дифференцированный подход, готовность применять формирующее оцениванием, умение работать с LMS, готовность быть тьютором и фасилитатором, умение формировать учебную культуру класса.
Особенности модели
▶ Плюсы: даёт учителю возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой,
использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу.
▶ Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы для
урока в LMS.
▶ Возраст учащихся: с 1 до 8–9 классов.
▶ Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.
Дополнительные материалы
Ротация станций в школе KIPP LA School (США) (ссылки видео из российских школ — ниже)
Школа KIPP Comienza Preparation LA создана в 2010 году. Это типичная городская начальная школа в школьном округе Лос-Анджелеса. Более 90% детей — латиноамериканцы и школьники из бедных семей. Благодаря высококачественному смешанному обучению всего за несколько первых лет существования результаты школы стали одними из самых высоких в Калифорнии.