в чем суть метода обобщения независимых характеристик в специальной психологии
Метод обобщения независимых характеристик
Смотреть что такое «Метод обобщения независимых характеристик» в других словарях:
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования военной психологии и педагогики, предполагающих получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллектива) других людей (экспертов) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования психологии, предполагающий получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллективе) других людей (экспертов), отбираемых по определенной процедуре … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… … Педагогический словарь
МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК — группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, по местам проведения досуга и т.п.) человек в той или иной степени проявляет … Социология: Энциклопедия
метод полярных баллов — разновидность метода обобщения независимых характеристик, заключающаяся в использовании количественных критериев оценки того или иного психического явления с помощью экспертов. При этом эксперты ставят оценки по биполярной системе (например, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Метод обобщения независимых характеристик
Смотреть что такое «Метод обобщения независимых характеристик» в других словарях:
метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования военной психологии и педагогики, предполагающих получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллектива) других людей (экспертов) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования психологии, предполагающий получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллективе) других людей (экспертов), отбираемых по определенной процедуре … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личностиили… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… … Педагогический словарь
МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК — группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, по местам проведения досуга и т.п.) человек в той или иной степени проявляет … Социология: Энциклопедия
метод полярных баллов — разновидность метода обобщения независимых характеристик, заключающаяся в использовании количественных критериев оценки того или иного психического явления с помощью экспертов. При этом эксперты ставят оценки по биполярной системе (например, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
метод обобщения независимых характеристик
один из основных методов исследования военной психологии и педагогики, предполагающих получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллектива) других людей (экспертов).
Смотреть что такое «метод обобщения независимых характеристик» в других словарях:
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Метод обобщения независимых характеристик — один из основных методов исследования психологии, предполагающий получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллективе) других людей (экспертов), отбираемых по определенной процедуре … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личностиили… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Метод обобщения независимых характеристик — исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или… … Педагогический словарь
МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК — группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, по местам проведения досуга и т.п.) человек в той или иной степени проявляет … Социология: Энциклопедия
метод полярных баллов — разновидность метода обобщения независимых характеристик, заключающаяся в использовании количественных критериев оценки того или иного психического явления с помощью экспертов. При этом эксперты ставят оценки по биполярной системе (например, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Метод беседы — один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Метод обобщения независимых характеристик
3. Метод обобщения независимых характеристик
Этот метод заключается в собирании сведений о психологии обвиняемого со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства обвиняемого. Те психологические особенности, на которые опрашиваемые указывают чаще, как правило, и являются действительно присущими обвиняемому. Целесообразно для сбора информации использовать единый план опроса, ориентированный на получение сведений о психологических особенностях обвиняемого, представляющих наибольший интерес для следователя.
Метод обобщения независимых характеристик позволяет выявить у обвиняемого черты его характера, в том числе определяющие способы достижения целей (рискованность, осторожность, настырность, изобретательность, настойчивость и т.д.), мотивы и стиль деятельности, место обвиняемого в иерархии групп в семье, на работе, среди друзей, особенности его поведения в условиях групповой деятельности и др.
Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:
а) характеристика с места работы, учебы, жительства;
б) старые уголовные дела, если обвиняемый был ранее судим. Многие следователи отмечают, что большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания (если он записан хорошим секретарем). В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам, чувство товарищества или эгоизм и т. д.);
в) личное дело заключенного (если обвиняемый отбывал наказание за ранее совершенное преступление). Из него можно получить информацию о поведении в колонии, круге приятелей в колонии, отношении к близким (требовал ли свидания с родственниками, интенсивность переписки и т. д.);
г) медицинские карты, истории болезни;
д) акты судебно-психиатрических экспертиз, в особенности разделы, содержащие сведения о психическом развитии и психологических особенностях обвиняемого.
Запрашивая характеристики, следователь может указать, какие сведения о личности обвиняемого должны в них содержаться. Дать исчерпывающий перечень вопросов для включения в характеристики невозможно, поскольку их содержание определяется особенностями дела и видом характеристики (производственная, бытовая и др.). Поэтому мы приводим только примерный перечень сведений, которые должны содержаться в различных характеристиках (приложение 2).
4. Изучение жизненного пути
Один из главных методов психологического изучения личности — анализ жизненного пути, биографии человека. Этот метод заключается в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий; фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств.
Применительно к условиям и требованиям уголовного процесса, в частности расследования уголовных дел, анализ жизненного пути можно оценить как наиболее эффективный из числа доступных следователю методов изучения психологии обвиняемого. Источниками сведений биографического характера могут служить сообщения самого обвиняемого о различных периодах его жизни, поведении в тех или иных ситуациях; свидетельства родственников, знакомых, сослуживцев; документы (переписка обвиняемого — не только его письма, но и корреспонденция, адресованная ему; дневниковые записи; характеристики с места работы, учебы, жительства; материалы уголовных дел, если обвиняемый ранее уже привлекался к уголовной ответственности). Психологическое изучение жизненного пути обвиняемых при расследовании уголовных дел не требует применения специальных познаний в области психологии и использования методов научной психологии. Оно может быть осуществлено в пределах профессиональных знаний (в том числе в области общей и юридической психологии) и умений следователя при производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, истребование документов и др.
5. Использование специальных познаний для изучения психологии обвиняемых
а) Судебно-психологическая экспертиза
В отдельных случаях при расследовании преступлений возникают вопросы, для разрешения которых недостаточно профессиональных знаний следователя, требуются специальные познания в области психологии.
Предметом судебно-психологической экспертизы могут быть:
интеллектуальные особенности обвиняемого (уровень развития, структура и качество познавательной деятельности, специфические черты психических функций — мышления, памяти, восприятия и др);
психические свойства личности обвиняемого (устойчивые мотивы поведения, структура и симптомокомплексы черт), установление
которых невозможно путем допросов, использования личных впечатлений и т. п.;
психические состояния (аффект, нервно-психическое напряжение и др.), диагностика которых требует знания их диагностических признаков и владения методикой ретроспективного анализа психических состояний.
Судебно-психологическая экспертиза в отношении взрослых обвиняемых чаще всего назначается в двух случаях (в связи с предположением, что преступление — убийство, нанесение тяжких телесных повреждений — совершено в состоянии аффекта; по делам о происшествиях и авариях, связанных с управлением техническими устройствами в авиации, на водном и наземном транспорте, с работой операторов автоматизированных систем на производстве и т. п.) для проверки предположения о возникновении у обвиняемого в момент аварии психического состояния, делающего невозможным, затрудняющего выполнение профессиональных функций, или о несоответствии индивидуально-психологических и профессиональных возможностей обвиняемого требованиям ситуации.
Поводами для предположения о совершении преступления в состоянии аффекта и решения вопроса о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы могут служить сведения о накоплении у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, возникновении у него стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей (фрустрации) и т. п., данные о склонности обвиняемого к образованию «застойных» эмоциональных комплексов, о конфликтности ситуации, в которой было совершено преступление.
Решение о целесообразности назначения судебно-психологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой, может быть основано на данных о том, что обвиняемый находился в ситуации повышенной сложности, способной вызвать сильное эмоциональное напряжение, растерянность. Кроме того, следователю необходимо располагать сведениями о степени профессиональной подготовленности обвиняемого, его эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, сообразительности, умении быстро принимать самостоятельные решения, правильно реагировать на неожиданные изменения обстановки, устойчивости к помехам в деятельности.
Помощь специалиста может иметь эпизодический или систематический характер.
Противоречивость и некоторая фантастичность показаний Н., сомнения в том, что обвиняемый мог впасть в состояние, которое существенно затрудняло бы контроль за поведением, побудили следователя назначить комиссионную судебно-психологическую экспертизу.
На разрешение экспертизы были поставлены вопросы:
1. Соответствует ли описание обвиняемым Н. своего состояния непосредственно перед совершением инкриминируемого ему деяния, в момент его совершения и после него данным научной психологии о механизмах возникновения и протекании аффекта?
2. Находился ли обвиняемый Н. в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
3. Возможны ли, по данным научной психологии, явления памяти, о которых сообщает в своих показаниях Н., с учетом психологических особенностей его личности и характера инкриминируемого ему деяния?
В результате многостороннего исследования психологических особенностей обвиняемого, в котором были использованы специальные психологические методы, анализа накопленных следствием материалов эксперты пришли к заключению, что в поведении Н. в момент совершения им преступления признаков аффекта не усматривается, а его заявление о запамятовании обстоятельств, относящихся к убийству, не соответствует данным научной психологии; эти заявления не могли быть обусловлены установленными у Н. психологическими свойствами.
б) Участие специалиста-психолога
Для оказания помощи следователю в изучении психологии обвиняемого к участию в расследовании может быть привлечен специалист-психолог. В соответствии со ст. 133′ УПК РСФСР специалист обязан, в частности, «обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств».
Помощь специалиста может иметь эпизодический или систематический характер.
В первом случае деятельность специалиста ограничивается участием в единичном следственном действии. Например, специалист-психолог в процессе подготовки обсуждает со следователем: изучение каких психологических особенностей обвиняемого имеет значение, учитывая содержание уголовного дела и ситуацию расследования; какими способами при проведении следственного действия они могут быть выявлены; какие вопросы и в какой форме целесообразно поставить перед участниками следственного действия. В ходе самого следственного действия специалист может рекомендовать следователю внести коррективы в ранее намеченный план, обратить внимание на обстоятельства, имеющие значение для изучения психологии обвиняемого, вести наблюдение за поведением участников следственного действия. В дальнейшем специалист может высказать мнение о том, как следует, с психологической точки зрения, интерпретировать факты, сообщить о результатах своих наблюдений.
Для более детального изучения психологии обвиняемых, решения комплекса психологических вопросов, в особенности по делам о групповых преступлениях, иногда возникает необходимость в систематическом участии специалиста-психолога а расследовании преступлений.
В следственной практике имеются примеры и такой формы деятельности специалиста-психолога. Следствием было установлено, что К., житель одного из сел Саратовской области, организовал вооруженную банду из односельчан в возрасте от 15 до 18 лет. Под его руководством в течение нескольких месяцев было совершено большое количество краж, грабежей, разбойных нападений, а также семь убийств и несколько покушений на убийства.
К моменту включения специалиста-психолога в работу в деле имелось много материалов, характеризующих личность обвиняемых. Однако мотивы вступления некоторых несовершеннолетних в банду и участия в преступлениях, взаимоотношения внутри преступной группы и ее структура представлялись недостаточно ясными. Все это указывало на необходимость глубокого и всестороннего изучения психологии каждого участника банды.
Перед специалистом-психологом была поставлена задача оказать помощь в решении следующих вопросов:
1. Какие социально-психологические факторы могли способствовать зарождению и функционированию преступной группы?
2. Какие индивидуально-психологические особенности каждого из участников банды способствовали вступлению в банду и участию в преступлениях, в частности в убийствах?
3. Какое влияние оказывали участники преступной группы друг на друга и на деятельность группы в целом?
На первом этапе работы специалист-психолог рекомендовал некоторые новые направления поиска информации психологического содержания и приемы ее получения. Например, по рекомендации специалиста-психолога для получения сведений о личности участников банды был применен метод независимых характеристик: каждому обвиняемому предложили охарактеризовать своих соучастников. С этой целью специалистом была разработана специальная схема характеристики, которой обвиняемым надлежало придерживаться.
С участием специалиста были также сформулированы вопросы, направленные на выяснение содержания правовых и нравственных представлений участников банды, их морально-этических принципов.
Второй этап деятельности специалиста-психолога был посвящен составлению письменной консультации по указанным выше вопросам, которые были рассмотрены с психологической точки зрения и в понятиях научной психологии.
В консультации указывалось, что в селе сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Среди жителей, в том числе несовершеннолетних, процветало пьянство; родители, как правило, не уделяли достаточного внимания воспитанию детей; клуб практически не работал, превратившись в место сборищ хулиганствующей части молодежи; спортивных секций и кружков в селе не было. Милиция не реагировала на многочисленные случаи драк, мелких краж и других противоправных действий. Участковый инспектор на глазах у односельчан вел аморальный образ жизни.
В этих условиях организатор банды К., превративший свой дом в неофициальный молодежный клуб, куда стекались подростки, которым больше некуда было деться, легко приобрел почти неограниченное влияние на них. Влияние К. на несовершеннолетних выражалось в последовательном формировании у них мотивов, побуждающих к участию в преступлениях.
В психологических характеристиках участников банды отмечалось, что среди них преобладали несовершеннолетние, по разным причинам оторванные от семей, не имевшие ясных целей и перспектив в жизни, с ограниченными интересами и потребностями. К. активно использовал в своих целях такие психологические особенности несовершеннолетних, как тяга к общению, стремление к самоутверждению, желание проявить смелость, прослыть «настоящим мужчиной» и т. п. Он романтизировал традиции и нравы преступного мира и подчеркивал, что участие в преступлениях возвышает человека над окружающими.
На допросах участники банды старались подчеркнуть, что каждый из них находился в полной зависимости от К., слепо выполнял его приказания и собственной инициативы не проявлял.
Подобные утверждения не согласовывались с данными, полученными при анализе психологических особенностей личности отдельных участников банды. Среди них выделялись, например, подростки, отличавшиеся большой активностью, тщеславием, желанием заслужить особое расположение главаря банды. Кроме того, ядро преступной группы составляли семь человек, а при таком количестве членов малая группа редко функционирует по упрощенной схеме «лидер — равные по положению исполнители».
Специалистом-психологом было высказано предположение, что реальная структура группы и распределение ролей между ее участниками были сложнее, чем казалось на первый взгляд. В процессе проверки этого предположения были получены доказательства, позволившие уточнить роль каждого участника банды в формировании преступных планов и их реализации.
Консультация специалиста-психолога способствовала раскрытию психологических механизмов поведения несовершеннолетних, в первую очередь мотивов совершения ими преступлений.
Отдельные положения, высказанные в психологической консультации, были использованы следователем при составлении обвинительного заключения и при подготовке представлений в Министерство просвещения, Министерство культуры, информации для ЦК ВЛКСМ и некоторых других организаций.