в чем суть квадрата малевича
Чёрный квадрат Малевича: история шедевра и смысл
Гид по статье:
Рекомендуем к прочтению:
Корни знаменитого «Черного квадрата» восходят к 1913 году — периоду работы Малевича над декорациями футуристической оперы «Победа над Солнцем» русского музыканта и теоретика искусства Михаила Матюшина. Картина, а точнее ее первая версия, была создана в 1915 году. Малевич нарисовал ее для последней футуристической выставки «0, 10», которая проходила в том году в Санкт-Петербурге. Впервые, мастер показал 34 полотна, в том числе «Черный крест».
Этот новаторский перформанс стал не только одним из величайших достижений русского авангарда xx века, но и причиной того, что Малевич интенсивно работал над своей оригинальной и совершенно революционной концепцией искусства, которая через несколько лет стала известна как супрематизм.
Дата создания: | 1915 |
Автор: | Казимир Малевич, польск. Kazimierz Malewicz |
Вид: | живопись |
Стиль: | супрематизм |
Техника, материалы: | масло, холст |
Размер: | 79.5 × 79.5 см |
Местонахождение: | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Выставка в Петербурге
Остановимся также на загадочном названии выставки. Как его понимать? Ноль, вероятно, относится к отправной точке, началу нового искусства. Десять — это количество художников, участвующих в петербургской выставке.
Но вернемся к первой версии Чёрного квадрата, показанной в 1915 году в Санкт-Петербурге. Здесь следует отметить, что к выставке прилагалась брошюра «От кубизма и футуризма к супрематизму», в которой содержалась лекция о теоретической мысли Малевича, его художественной и социальной утопии.
Казимир Малевич и супрематизм
Выходец из польской семьи с белорусскими корнями, проживавшей в России, он был полностью предан социалистической системе Советского Союза, в которую твердо верил. В 1920-х годах Малевич участвовал в пропаганде коммунизма и марксистской философии, в результате чего мастер возглавил Государственный институт художественной культуры. Однако любимая Россия жестоко предала его. В 1930 году Малевич был арестован почти на три месяца по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Хотя благодаря защите влиятельных друзей он был оправдан, прежнее положение в СССР он не восстановил до конца жизни.
Малевич увлекался французским импрессионизмом, русским народным и религиозным искусством, а также мировым авангардом (особенно фовизмом и кубизмом), вплоть до абстрактного искусства, крайнюю версию которого он предлагал в своей работе — Манифест Супрематистов.
Супрематизм — это направление, которое порвало со всей фигуративностью в искусстве. Он провозглашает конец любого повествования об искусстве, одновременно освобождая его от его древней обязанности рассказывать о мире и людях. Он отвергает творчество, которое служит религии, государству или обществу, в пользу совершенно бесполезного творчества, которое должно пробудить в человеке мир духовных переживаний, а не рациональных интерпретаций. Он предполагает максимальное упрощение форм и, таким образом, верховенство (превосходство) основных форм и цветов, которые больше не предназначены для представления более крупных и сложных элементов, а представляют собой ценность сами по себе.
Казимир Северинович объявил о конце живописи. Живописец был очарован «философией нуля», когда ноль — это числовой символ, обозначающий точку, которая является одновременно концом и началом. Вот чем был для него супрематизм — нулевая точка в истории искусства, его гибель и одновременно новое рождение в чистом виде, которое веками было покрыто различными изображениями и наконец стало невидимым.
Смысл картины
Чёрный супрематический квадрат на белом фоне был первым и величайшим достижением супрематизма. Хотя за ним последовали красный и белый квадраты, но ни один из них не оказал такого сильного воздействия на публику. На выставке, произведение спровоцировало волну негодования.
Некоторые из критиков, понимавшие идею и намерения автора, чувствовали себя свидетелями великой революции в искусстве. Остальное большинство восприняло картину как провокацию и кощунство — в том числе из-за неслучайного расположения работы в пространстве выставки. Сам автор повесил их по диагонали в углу двух стен высоко над другими работами (преимущественно чёрными многоугольниками). Это место известно в православных домах как красный угол), то есть место, где помещается икона, так что это первый объект, на который нужно смотреть при входе в квартиру. Таким образом Малевич обнародовал и возвел черный квадрат в ранг священного и сделал его объектом поклонения.
Следует подчеркнуть, что изображение не было идеальным квадратом — одна из сторон была немного короче — на один миллиметр. Изначальное название шедевра «Четырёхугольник».
В последующие годы, мастер создал множество копий работы в различных форматах и макетах и даже в трехмерном варианте. Первая реплика была сделана примерно в 1923 году, вторая была написана для выставки в Третьяковской галерее в 1929 году. И, наконец, в 1932 году была создана четвертая версия. Он сказал, что «Черный квадрат» — это обнаженная икона, лишенная контекста, влияющая на зрителя посредством эмоционального, а не эстетического впечатления. Квадрат — основная фигура супрематизма. Вот откуда берутся следующие: крест и круг.
Чёрный квадрат — это работа, которая не впечатляет ни замысловатыми деталями, живописными пейзажами, ни движущейся композицией, в нем нет ничего, что могло бы радовать глаз и привлекать зрителя. Однако, если вы присмотритесь, вы заметите, что квадрат не идеально ровный, текстура черного поля намного более гладкая, чем белый фон, покрытый более толстым слоем краски с видимыми мазками кисти. Это немного, но этого должно быть достаточно, потому что вместо того, чтобы очаровывать Black Square своей техникой и эстетикой интриги с тщательно продуманной философской концепцией. Это кристаллизация стремления Малевича к полному обновлению языка искусства. Картина 1929 года, находящаяся в Третьяковской галерее в Москве, является точной копией оригинала, сделанной самим художником.
После технологических исследований стало известно, что под квадратом есть еще два цветных изображения. Одно относится к кубофутуристическому периоду творчества художника, а поверх него размещается другое — которое нельзя отнести к супрематизму, поэтому считается, что оно относиться к протосупрематическому периоду. Также, исследователи сумели прочитать надпись, которая когда-то была нанесена автором. Она была сделана черным карандашом на белом фоне. Автор написал фразу: «Битва негров ночью». Как предполагают знатоки творчества Малевича, это, скорее всего, отсылка к деятельности французского художника Альфонса Алле. В 1882 году Алле нарисовал черный прямоугольник, заключенный в богатую рамку в стиле барокко, которую назвал «Битва негров в пещере поздней ночи».
Из-за плохого технического состояния картина находится под охраной консервации и не может покинуть здание, поэтому не так много возможностей любоваться ею вживую.
Квадрат Казимира Малевича называют «Джокондой ХХ века». Оно не только имеет высокий музейный статус, но и большое значение в поп-культуре и дизайне. Его супрематический манифест непростым для восприятия стилем. Он содержит множество ссылок на философские учения Ницше, Шопенгауэра и Бергсона, но также и на психоаналитические взгляды, теории Эйнштейна и Оствальда. Малевич придал своей теории почти мистический характер, окутал ее загадками и секретами.
Полностью поглощенный идеями супрематизма, живописец сжег все свои работы, написанные до 1909 года, которые, по его мнению, не соответствовали стандартам нового искусства. Поздние работы, вместо своего имени, он пометил его маленьким черным квадратом. Этот мотив часто присутствовал даже на весьма своеобразных похоронах художника в 1935 году. Скорбящие несли флаги с черным квадратом, катафалк, плащаницу и крышку геометрического гроба украшал чёрный квадрат, а первая надгробная плита имела форму куба с изображением черного квадрата на белом фоне. Таким образом, даже последнее прощание Казимира Малевича стало проявлением супрематизма — выражением свободы и отходом от окаменелой традиции.
«Черный квадрат» Малевича. В чем смысл?
Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Впервые «Черный квадрат» Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась «черный прямоугольник на белом фоне». Позже название было изменено на «квадрат», несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы.
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам».
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы»
Хуан Грис «Человек в кафе»
Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века.
Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году
За ним в 1843 году последовали
Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов —
«Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник.
Альтернативные мнения, достойные внимания (из разных источников):
— Некоторые товарищи утверждают, что это пиксель (в шутку, конечно). Пи́ксель (англ. pixel— сокращение от pix element, в нек. ист. piсture cell) — наименьший элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике. То есть любые рисунки и любые надписи, которые мы видим на экране при увеличении состоят из пикселей а Малевич был в чем-то провидцем.
— Личностное «прозрение» художника.
Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга. При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только и другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела. Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства. (С)
— Эта картина, несомненно, есть и будет таинственным, притягательным, всегда живым и пульсирующим объектом человеческого внимания. Она ценна тем, что имеет огромное количество степеней свободы, где теория самого Малевича является частным случаем объяснения этой картины. Она обладает такими качествами, наполнена такой энергией, что дает возможность объяснять и интерпретировать ее бесконечное количество раз на любом интеллектуальном уровне. И главное, провоцировать людей к творчеству. По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество книг, статей, прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество.
__________________________________________________
п.с. Если присмотреться, то сквозь кракелюры краски виднеются другие тона и цвета. Вполне возможно, что под этой темной массой и была картина, но все попытки просветить чем-то эту картину не завершились успехом. Безусловно только то, что там есть какие-то фигуры или узоры, длинная полоса, что-то очень нечеткое. Что вполне может быть не картиной под картиной, а просто нижним слоем самого квадрата и узоры могли образоваться в процессе рисования 🙂
А какая идея наиболее близка вам?
История черного квадрата и красной конницы: Малевич как зеркало русского авангарда
Малевич — самый дорогой художник из России. Критики считают его гением, а люди, далекие от искусства, уверены, что так может нарисовать любой ребенок при помощи цветных карандашей и линейки. Автор телеграм-канала «Просто о сложном» разбирался, в чем смысл картин Малевича.
Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в семье сахаровара и домохозяйки в Киеве. У него были польские корни, в семье говорили по-польски, но Малевич считал себя украинцем. Детство художник провел в украинской глубинке, и, как писал он сам, народная культура повлияла на всё его творчество. Он наблюдал, как селянки раскрашивали печи, посуду, вышивали геометрические узоры на рубахах.
В будущем художник много раз в своих работах описывал детские воспоминания, которые в дальнейшем повлияли на выбор профессии. Отец взял маленького Казимира с собой в Киев. Разглядывая витрины магазинов, он увидел холст, на котором девушка чистила картошку. Малевич был шокирован, как реалистично была изображена кожура. Или, увидев маляра, красящего крышу в зеленый цвет, был поражен, как она постепенно становится такого же цвета, как и деревья.
В 15 лет мама подарила ему краски, а уже в 16 он нарисовал свою первую картину: пейзаж с лодкой, рекой и луной. Друг художника отнес полотно в магазин, где его купили за 5 рублей — средняя зарплата рабочего за 2 дня. Дальнейшая судьба картины неизвестна.
Затем в жизни Малевича происходило много интересных событий: работа чертежником, провал вступительных экзаменов в художественную академию, выставки, преподавание в университете, немилость советской власти — но речь сейчас пойдет о его главных работах.
«Корова и скрипка», 1913 год
Наверное, именно с этой картины Малевич объявил войну традиционному искусству. Была она написана в 1913 году в Москве, когда у художника катастрофически не хватало денег. Поэтому он разобрал шкаф и написал 3 картины на полках. На них даже остались отверстия под крепления сбоку. Отсюда и такой необычный размер холста.
Малевич придумал «алогизм» — новый стиль живописи, противопоставляющий себя логике. Суть его была в совмещении несочетаемого. Художник бросил вызов академическому искусству, всей обывательской логике. Искусство всегда создавалось по определенным правилам: в музыке есть четкая структура, поэзия была заточена под традиционные ритмы типа ямба и хорея, в живописи картины писали так, как завещали мэтры.
В картине «Корова и скрипка» Казимир Малевич поставил вместе вещи с двух противоположных берегов. Скрипка как предмет классического искусства, к тому же один из любимых предметов изображения Пикассо, и корова, которую художник срисовал с вывески мясной лавки. На обороте он написал «Алогическое сопоставление двух форм — „корова и скрипка“ — как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками». Там же он поставил дату «1911 г.», чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу того, кто первый придумал алогизм.
Впоследствии художник развивал это направление, например в своей работе «Композиция с Джокондой». Здесь он изобразил знаменитую работу Леонардо да Винчи, перечеркнул ее и наклеил сверху объявление о продаже квартиры. Знаменит его перформанс на Кузнецком мосту, месте сбора нынешней золотой молодежи: он прошел по нему с деревянной ложкой в петлице пиджака, что стало обязательным атрибутом в одежде многих авангардистов того времени.
Казимир Малевич стал основоположником алогизма, но развивал его недолго. Уже в 1915 году он пришел к своему знаменитому черному квадрату и супрематизму.
В этой картине загадочно всё — от происхождения до интерпретации. Черный квадрат Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины, это просто прямоугольник, который невооруженным глазом напоминает квадрат. Для своей работы художник использовал особый раствор из красок, в котором не было ни одной черной, так что название картины не совсем соответствует реальности.
Написана она в 1915 году для выставки, но сам Малевич на обороте поставил дату «1913». Возможно, это связано с тем, что в 1913-м была поставлена опера «Победа над солнцем» в которой художник рисовал декорации. Это была не принятая обывателем постановка, состоящая из нечленораздельной речи, авангардных костюмов и странных декораций. Там впервые фигурировал черный квадрат в качестве фона, закрывающего собой солнце.
Так в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам художник? Сложность однозначной интерпретации была изначально заложена автором в работу. Изначально многие художники стремились изобразить как можно точнее и похоже объект рисования. Древний человек старался показать охоту в своей наскальной живописи. Позже появился символизм, когда помимо изображения действительности живописцы вкладывали некий смысл в свои работы. Помещая в свои картины различные объекты, художники стремились показать свои чувства или мысли. К примеру, изображение белой лилии подразумевало непорочность, а черная собака в христианской культуре обозначала неверие и язычество.
В годы жизни Малевича был очень популярен кубизм, где художник не старается реалистично изобразить форму объекта, а показывает его содержание с помощью геометрических фигур, линий. Казимир пошел еще дальше: он уничтожил саму форму, изобразив нуль всех форм — квадрат.
Он создал новое направление — супрематизм. Это, как он считал, высшее проявление живописи. Черный квадрат стал первой буквой алфавита, с помощью которого создавались его шедевры. Художник называл супрематизм новой религией, а квадрат — его иконой. Не зря на выставке картина висела вверху в углу, где у православных висели иконы, так называемый красный угол.
Кроме черного квадрата на выставке были представлены «Черный круг» и «Черный крест». И если «Черный квадрат» был первой буквой алфавита нового искусства, то круг и крест — второй и третьей. Все три картины составляли триптих, одно целое, кирпичики, с помощью которых будут построены картины супрематизма.
Известно как минимум 4 версии черного квадрата, которые Малевич рисовал позже для различных выставок. Первая и третья версия находятся в Третьяковской галерее, вторая — в Русском музее в Петербурге. Про четвертый черный квадрат стало известно лишь в 1993 году, когда кредитор принес картину в качестве залога в банк. Картину он так и не забрал, а после разорения банка ее выкупил за символический миллион долларов российский миллиардер Владимир Потанин и передал в Эрмитаж.
В 2015 году сотрудники Третьяковской галереи под первым черным квадратом обнаружили сложные геометрические линии и узоры. Эксперты утверждают, что под квадратом находятся картины, причем не одна, а две. Кроме этого, нашли еще и надпись: «Битва негров в темной пещере». Это является отсылкой к художникам XIX века Полу Билходу и Альфонсу Алле, которые уже рисовали черные прямоугольники и давали им похожие названия. Так что картины Малевича хранят еще множество тайн.
«Супрематическая композиция», 1916 год.
Главным здесь является синий прямоугольник, расположенный поверх красного луча. Наклон супрематических фигур создает эффект движения. Это самое дорогое произведение русского искусства
Самое удивительное в этой картине — ее история. Малевич выставлял ее на выставке в Берлине в 1927 году, но ему срочно пришлось уехать. Он оставил свои работы на хранение архитектору Гуго Герингу, но судьба сложилась так, что картины Малевич больше не увидел. Когда к власти пришли нацисты, все его работы должны были быть уничтожены как «дегенеративное искусство», но друг художника вывез из страны более 100 его картин. Позже наследники архитектора продали их голландскому музею, который затем много лет устраивал крупнейшие выставки картин Малевича в Европе. Намного позже родственники художника судились с музеем за свое наследство и спустя 17 лет часть картин возвратили их законным владельцам.
В 2008 году данная картина была продана за 65 миллионов долларов и стала на тот момент самым дорогим полотном среди картин русских художников. В 2018-м «Супрематическая композиция» обновила свой рекорд и была продана на аукционе за 85 миллионов анонимному покупателю.
«Белое на белом», 1918 год
Развивая тему беспредметности, Малевич создал белый квадрат, или «Белое на белом». Если супрематизм стоит выше всякого другого искусства, то белый квадрат стоит во главе самого супрематизма. Что может быть беспредметнее, чем белое «ничего», да еще и на белом фоне? Правильно, ничего.
Есть легенда, что художник, нарисовав картину, потерял квадрат из вида и решил очертить его границы и более оттенить фон. В таком виде работа и дошла до зрителя.
Белый цвет у супрематистов был символом пространства. Малевич же считал белизну вершиной созерцания. По его мнению, человек как бы погружается в транс, растворяется в цвете. Художник сам был в восторге от своей работы. Он писал, что разрушил цветовой барьер. После окончания работы над картиной Малевич находился в состоянии депрессии, ведь ничего лучше он создать уже не мог.
Впервые работа была показана на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в 1919 году в Москве. В 1927-м она оказалась на выставке в Берлине и уже никогда не появлялась у себя на родине. Сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Полотно является одной из немногочисленных картин, доступных для западного зрителя. В советской России же белый квадрат прочно ассоциировался с белым движением. Возможно, именно поэтому картина у нас не так знаменита, как на Западе. В США белый квадрат по популярности сравним разве что с черным квадратом в России.
«Скачет красная конница», 1928–1932 годы
Советская власть не сильно любила супрематизм, да и всё творчество русского авангарда в целом. Единственной признанной картиной Малевича Советами считается «Красная конница». Думаю, не надо много говорить, почему. Даже на обороте была сделана надпись «Скачет красная конница из Октябрьской столицы на защиту советской границы». Художник поставил дату в углу — «1918 г.», хотя картина была написана явно позже.
Здесь явно выражены 3 элемента — небо, всадники и земля. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, мало кто из критиков трактует полотно как дань Красной армии.
Линия горизонта проходит ровно по золотому сечению — эталону пропорций: земля относится к небу так же, как и небо к целому. Такое разделение картины в те времена было очень редким, возможно, сказывалась работа Малевича чертежником еще в молодые годы. Кстати, золотое сечение присутствует и в пятиконечной звезде, была ли это отсылка к советской власти, можно только догадываться.
В картине часто фигурируют числа три, четыре и двенадцать. На полотне присутствуют три группы всадников по четыре человека в каждой, что в сумме дает 12. Каждый всадник как бы разделяется еще на 4 человека. Земля поделена на 12 частей. Версии трактовки разные, но, вероятнее всего, Малевич зашифровал здесь отсылку к христианству: 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса, Святая Троица… Хотя может быть что угодно: 12 знаков зодиака, 12 месяцев, 3 богатыря. Возможно, эти числа вышли у художника случайно, но, знакомясь с творчеством Малевича всё ближе и ближе, не веришь в такие совпадения.