в чем суть косвенного наблюдения

В чем суть косвенного наблюдения

Целенаправленность. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдения на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определённой концепции, парадигмы (модели). Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием материала, а средством отбора необходимого.

Аналитический характер. Эта черта даёт возможность исследователю выделять отдельные стороны, элементы, связи изучаемых объектов, их анализировать, оценивать и объяснять уже в ходе наблюдения.

Комплексность, Эта черта вытекает из целостного характера педагогического процесса и требует не упускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

Систематичность. Эта черта требует не ограничиваться разовым «снимком» изучаемого, а на основе систематических наблюдений выявлять существенные связи и отношения, обнаруживать причины изменения и развития наблюдаемого за определённый период.

Наблюдение бывает прямое и косвенное. Прямое наблюдение характеризуется тем, что исследователь изучает процесс непосредственно. Косвенное наблюдение характеризуется тем, что об особенностях изучаемого явления педагог узнаёт через других лиц.

Преимущества прямого наблюдения, состоит в том, что оно позволяет изучать деятельность и поведение людей непосредственно, т.е. изучать те их особенности, о которых, например, в беседах или анкетах они их не упоминают. Однако отметим, что интимные процессы и многие ситуации совсем недоступны прямому наблюдению. Поэтому полученные материалы при помощи этого наблюдения трудно поддаются анализу.

В практике работы с учащейся молодёжью применяется скрытое наблюдение.

Скрытое наблюдение – это наблюдение осуществляется незаметно для учащихся. Именно это наблюдение представляет ценность. Здесь исследователь придерживается правила: стремиться видеть, будучи невидимым. Он просто регистрирует ход происходящих событий. Как показывает практика, процесс скрытого наблюдения, должен включать в себя следующую стадийную процедуру. На первой (предварительной) стадии педагог-исследователь в начале учебного года целенаправленно и систематически собирает материал жизни, деятельности, общения учащихся. Информация фиксируется и накапливается в дневниках педагогических наблюдений. На второй (уточняющей) стадии педагог-исследователь систематизирует, классифицирует полученную информацию, анализирует факторы, способствующие развитию негативных качеств личности учащегося, внешние особенности поведения, устанавливает между ними связь, чтобы проникнуть в сущность явления. Скажем, размышляет над причинами трудновоспитуемости, строит умозаключения. На третьей, заключительной (преобразующей) стадии педагог-исследователь на основе получения информации и её анализа прогнозирует воспитательную работу с учащимися.

Источник

Косвенное наблюдение: характеристики, достоинства, недостатки, пример

Содержание:

В наблюдениенамек Это метод сбора данных о характеристиках и свойствах конкретного человека, явления или ситуации. В этой методологии исследователь не изучает явление сам по себе, а соответствует впечатлениям, полученным из вторичных источников.

Этими вторичными источниками могут быть заявления, записи, составленные другими учеными, опросы, книги, фотографии, видео, аудиозаписи, интервью, статьи, дипломные работы и т. Д.

Косвенное наблюдение не является навязчивым, то есть уважает неприкосновенность частной жизни объекта, чтобы избежать того, что поведение не является естественным, поскольку он может чувствовать себя уязвимым для анализа, проявлять враждебность или полагать, что он находится в опасности.

Например, биологи, изучающие диких ночных животных, используют косвенные наблюдения. Благодаря современным технологическим достижениям, таким как тепловизионные камеры, они могут изучать животных, не находясь в их среде обитания и не ожидая в течение длительного времени.

Несмотря на преимущества, предоставляемые этим инструментом сбора данных, многие исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение (если это позволяют условия), поскольку оно может предложить больше информации, чем косвенное наблюдение.

Характеристики косвенного наблюдения

Используйте вторичные источники

Косвенное наблюдение основано на данных, собранных другими исследователями и записанных, среди прочего, в книгах, документах, записях, видео, газетных статьях.

Интервью также можно проводить для сбора впечатлений других людей. В этом смысле косвенное наблюдение сильно зависит от вторичных источников.

Это не навязчиво

Поскольку объект не изучается напрямую, это неинвазивный метод. По этой причине присутствие наблюдателя не повлияет на поведение явления.

Ваши данные качественные

Данные косвенного наблюдения качественные. Исследуются те свойства, которые исследователь может ощутить своими органами чувств.

Идеально подходит для описательных исследований

Он используется в описательных исследованиях, которые отвечают за изучение характеристик конкретного явления.

Преимущества косвенного наблюдения

1- Одним из основных преимуществ косвенного наблюдения является то, что исследователь может анализировать данные других наблюдателей в свете современной ситуации.

Например, исторические события можно сравнить с текущими событиями, что позволит сделать новые выводы.

2- Вы можете анализировать факты, которые физически или временно находятся далеко от следователя. Например, вы можете косвенно наблюдать за поведением урагана за тысячи километров, так же как вы можете изучать ураган, произошедший более года назад.

3- Легко делать выводы на основе исследований других людей. Следует отметить, что обоснованность этих предположений будет зависеть как от правдивости данных, полученных от первого наблюдателя, так и от аналитических способностей второго исследователя.

4- Также может случиться так, что исследователь и наблюдатель имеют разные точки зрения, что может быть полезно.

В этом смысле исследователь может интерпретировать информацию наблюдателя с другой точки зрения, проливая свет на данные, которые предыдущие наблюдатели могли проигнорировать.

5. С другой стороны, любой желающий может быть косвенным наблюдателем, не выходя из дома. Это благодаря Интернету и средствам массовой информации, которые позволили обмениваться большими объемами информации.

6. Тот факт, что исследователю не нужно путешествовать для изучения явления, является благоприятным.

7- Это не только значительно снижает стоимость расследования, но также защищает физическую неприкосновенность следователя.

Недостатки косвенного наблюдения

1- Одним из недостатков косвенного наблюдения является то, что может случиться так, что информация об изучаемом явлении скудна. Это будет ограничивающим фактором для исследователя.

2- Когда явление наблюдается косвенно, он сильно зависит от работы других исследователей.

Возьмем, к примеру, то, что первый наблюдатель проигнорировал некоторые важные данные. В этом случае вполне возможно, что работа непрямого исследователя будет короткой или некачественной.

Теперь предположим, что наблюдатель №1 допустил ошибку при записи информации. В этом случае расследование косвенным наблюдателем может потерпеть неудачу, если первичные данные не будут тщательно проанализированы и ошибки источника не обнаружены.

По этой причине исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение, поскольку они больше полагаются на данные, собранные ими самими, чем на данные, предоставленные другими.

3- Когда интервью проводятся для получения данных косвенно, вы зависите от памяти респондентов, которые могут упустить важную для исследователя информацию или солгать.

4- Если источники не обрабатываются должным образом, может возникнуть плагиат (кража интеллектуальной собственности). Это привело бы к юридическим проблемам для следователя.

Когда используется косвенное наблюдение?

Существует ряд причин, по которым исследователь предпочитает косвенное наблюдение другим методам исследования. К ним относятся следующие:

1- Исследуемый объект очень восприимчив и может интерпретировать прямое наблюдение как вторжение в частную жизнь.

2- Наблюдаемый объект опасен или может нанести вред здоровью наблюдателя. Желательно держаться на расстоянии.

3- Объект враждебен и не желает сотрудничать, поэтому вторичные источники (семья, друзья и другие) используются для получения информации о нем.

5- Наблюдатель не имеет необходимых средств для непосредственного изучения объекта. Поэтому вам придется прибегать к вторичным источникам, чтобы получить необходимые данные для расследования.

Пример исследования косвенного наблюдения

Это косвенный метод наблюдения, поскольку исследователь находится не в том месте, где происходит явление. Кроме того, камеры используются в качестве вторичного источника для визуализации поведения.

Действия, выполняемые детьми, собираются, чтобы исследователи позже обращались к знаниям или источникам других ученых и, таким образом, оценивали, есть ли что-то новое для обзора.

Источник

Характеристики косвенных наблюдений, преимущества и недостатки

наблюдение намек это качественный инструмент сбора данных. Это означает, что полученные данные являются характеристиками и свойствами наблюдаемого явления.

Когда используется косвенное наблюдение, исследователь должен прибегнуть к заявлениям и записям, собранным другими учеными в этой области..

в чем суть косвенного наблюдения. Смотреть фото в чем суть косвенного наблюдения. Смотреть картинку в чем суть косвенного наблюдения. Картинка про в чем суть косвенного наблюдения. Фото в чем суть косвенного наблюдения

Фото восстановлено с pixabay.com

Вот почему он называется косвенным, поскольку исследователь не изучает явление сам по себе, а скорее соответствует впечатлениям, полученным из вторичных источников..

То есть книги, фотографии, видео, аудиозаписи, интервью, статьи, дипломные работы, среди прочего.

Косвенное наблюдение не затрагивает конфиденциальность объекта, поэтому его использование приветствуется, когда явление робкое, восприимчивое, враждебное или опасное.

С текущими техническими достижениями косвенное наблюдение выиграло. Примером этого является наличие тепловизионных камер, которые позволили записывать ночные жизни диких животных..

До создания этих камер было невозможно непосредственно наблюдать это явление, не нарушая естественного поведения объекта исследования..

Несмотря на преимущества, предоставляемые этим инструментом сбора данных, многие исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение (если позволяют условия), поскольку оно может предложить больше информации, чем косвенное.

Характеристики косвенного наблюдения

1- Косвенное наблюдение основано на данных, собранных другими исследователями и записанных в книгах, документах, записях, видео, газетных статьях и других..

Вы также можете проводить интервью, чтобы собрать впечатления других людей. В этом смысле косвенное наблюдение в значительной степени зависит от вторичных источников.

2- Поскольку объект не изучается напрямую, это неинвазивный метод. По этой причине на поведение явления не будет влиять присутствие наблюдателя..

3- Данные, полученные в результате косвенного наблюдения, являются качественными. Что ищут, так это свойства, которые могут быть восприняты исследователем через их чувства.

4. Он используется в описательных исследованиях, которые отвечают за изучение характеристик конкретного явления..

Преимущества косвенного наблюдения

1- Одним из основных преимуществ косвенного наблюдения является то, что исследователь может анализировать данные других наблюдателей в свете современной ситуации.

Например, исторические факты можно сравнить с текущими событиями, что позволяет сделать новые выводы.

2- Вы можете анализировать факты, которые физически или временно далеки от исследователя. Например, вы можете косвенно наблюдать за поведением урагана, который находится за тысячи километров, также вы можете изучать ураган, который произошел более года назад..

3- Легко сделать выводы, основанные на исследованиях других людей. Следует отметить, что обоснованность этих предположений будет зависеть как от достоверности данных первого наблюдателя, так и от аналитических способностей второго исследователя..

4. Может также быть, что исследователь и наблюдатель имеют разные точки зрения, что может быть полезным.

В этом смысле исследователь может интерпретировать информацию наблюдателя с другой точки зрения, проливая свет на данные, которые предыдущие наблюдатели могли игнорировать.

5. С другой стороны, любой желающий может быть косвенным наблюдателем, не выходя из своего дома. Это благодаря Интернету и средствам массовой информации, которые позволили обмениваться большими объемами информации..

6- Благоприятен тот факт, что исследователю не нужно путешествовать, чтобы изучить это явление..

Мало того, что стоимость исследования значительно снижается, но и защищает физическую целостность исследователя.

Недостатки косвенного наблюдения

1- Одним из недостатков косвенного наблюдения является то, что может случиться так, что информация об изучаемом явлении недостаточна. Это будет представлять собой ограничивающий фактор для исследователя.

2- Когда явление наблюдается косвенно, оно очень зависит от работ других исследователей.

Давайте возьмем в качестве примера, что первый наблюдатель проигнорировал некоторые соответствующие данные. В этом случае очень возможно, что работа косвенного исследователя является краткой или низкого качества.

Теперь предположим, что наблюдатель № 1 допустил ошибки при записи информации. В этом случае исследование косвенного наблюдателя может провалиться, если первичные данные не были тщательно проанализированы и ошибки источника не обнаружены..

По этой причине исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение, поскольку они больше полагаются на собранные данные, чем на данные, предоставленные другими..

3- Когда интервью проводятся для косвенного получения данных, это зависит от памяти респондентов, которые могут опустить информацию, важную для исследователя, или лгать.

4- Если источники не обрабатываются должным образом, может возникнуть плагиат (кража интеллектуальной собственности). Это вызвало бы правовые проблемы для исследователя.

Когда используется косвенное наблюдение?

Есть несколько причин, почему исследователь предпочитает косвенное наблюдение перед другими методами исследования. Среди них выделяются следующие:

1- Исследуемый объект очень восприимчив и может интерпретировать прямое наблюдение как вторжение в вашу личную жизнь.

2. Наблюдаемый объект опасен или может нанести вред здоровью наблюдателя. Желательно держать дистанцию.

3- Объект является враждебным и не хочет сотрудничать, поэтому он использует вторичные источники (семью, друзей и т. Д.) Для получения информации о нем.

5- У наблюдателя нет необходимых средств для непосредственного изучения объекта. Таким образом, вы должны прибегнуть к вторичным источникам, чтобы получить данные, необходимые для расследования.

Источник

Глава 5 обработка наблюдений 5 1 прямые и косвенные наблюдения

5.1. Прямые и косвенные наблюдения

Наблюдения называют прямыми в случае, когда результатом этих наблюдений или измерений является сама искомая величина. В случае, когда наблюдаемые величины являются исходными данными для вычисления других параметров, зависящих от этих величин, то к таким наблюдениям применяют термин косвенные (посредственные) наблюдения.

Однако, между прямыми и косвенными наблюдениями нет четкой границы. Приведем простой пример. Допустим, что нам нужно знать площадь прямоугольника. В нашем распоряжении есть линейка с нанесенной на ней линейной шкалой. Мы можем с помощью этой линейки измерить стороны и вычислить искомую площадь. Результатом измерений является численное значение площади. Будут ли измерения прямыми, если для вычисления площади приходится перемножать данные измерения? Хочется сказать, что нет, так как в данном случае непосредственно площадь не измеряется, а вычисляется. Если бы измерения были вычислены с помощью планиметра, то такие измерения были бы прямыми.

С другой стороны, длина отрезка прямой определяется как разность двух отсчетов по линейке. Можно ли такую математическую операцию как вычитание не принимать во внимание и считать измерения сторон прямыми, а перемножение дает результат косвенных наблюдений? Условность границы между понятиями прямые и косвенные наблюдения очевидны. Автор известного учебника по математической обработке астрономических наблюдений Б.М.Щиголев замечает: “прямое измерение нужных величин заменяется измерением других величин. Поэтому говорят иногда, что производятся косвенные или посредственные измерения; эту терминологию, однако, нельзя считать удачной.” [Б.М.Щиголев “Математическая обработка наблюдений”, М.,1969]

Некоторая условность в разделении этих двух типов наблюдений (измерений) никак не мешает применению статистических методов оценивания искомых величин, т.к. наблюдения, которые называют косвенными или посредственными, объединяют оба вида измерений, а прямые измерения можно считать частным случаем косвенных.

5.2. Статистические методы оценивания

Как правило, несмещенная оценка не единственная, их может быть бесконечное множество. Возникает задача выбора наилучшей из этих оценок. Кажется естественным отобрать ту из них, которая имеет минимальную дисперсию погрешности

Вычисление этого условия с учетом условия несмещенности часто приводит к однозначности решения.

5.2.1. Линейная оценка параметра

Примем гипотезу о случайности погрешностей измерений. Если содержат лишь случайную ошибку, то средние их значения равны точному, т.е.

Теперь условие несмещенности принимает вид

1) Наблюдения независимы и равноточны. В этом случае дисперсии ошибок всех наблюдений равны

Для независимых наблюдений дисперсия суммы равна сумме дисперсий. Поэтому

Вывод: арифметическое среднее есть несмещенная и наилучшая в средне-квадратическом смысле оценка величины, полученная по равноточным и независимым наблюдениям.

5.2.2. Дисперсия ошибок линейных оценок

Получим теперь формулы для дисперсии ошибок линейных оценок. Снова возьмем два варианта: будем считать, что все наблюдения независимы, но они либо равноточны (1), либо неравноточны (2).

а дисперсия ошибки среднего арифметического равна

Стандартное отклонение ошибки арифметического среднего убывает как квадратный корень из n :

Отсюда вывод: для того, чтобы увеличить точность оценки на один порядок (в 10 раз), нужно увеличить объем данных на два порядка (в 100 раз) и т.д. Возникает естественно вопрос, можно ли таким способом увеличивать точность беспредельно? Математика на этот вопрос дает утвердительный ответ. Да, можно измерять отрезки прямой с точностью до одного микрометра линейкой с миллиметровыми делениями. Для этого нужно выполнить 1 000 000 измерений, при этом измерение должно содержать только строго случайные погрешности. Последнее условие, конечно, не выполняется, так как полное отсутствие систематических погрешностей на практике обеспечить нельзя.

2. Для оценки параметра Х при неравноточных измерениях мы имеем формулу

Все ошибки по условию независимы, поэтому

Итак, дисперсия ошибки среднего весового равна “дисперсии единицы веса”, поделенная на сумму весов наблюдений.

5.2.3. Оценка дисперсии единицы веса по данным наблюдений. Средняя квадратическая ошибка.

В разделе 5.2.1 мы показали, что произвольно взятая константа есть не что иное, как дисперсия ошибки наблюдения, которому мы приписываем вес единица. Произвольность этой константы определяется тем, что мы произвольно приписываем вес единица какому-либо реальному или воображаемому наблюдению. В случае равноточных наблюдений обычно вес, равный единице, дают каждому наблюдению. В этом случае не может быть произвольной величиной. Эта величина не может быть произвольной величиной и в том случае, когда вес наблюдения известен и выбран обратно пропорционально дисперсии ошибки.

для равноточных наблюдений,

для неравноточных наблюдений.

5.2.4. О выборе весов

Правильный выбор весов наблюдений гарантирует корректность алгоритма определения “наилучшего” значения параметра и его СКО. Однако, величины дисперсий погрешностей каждого отдельного наблюдения, как правило, неизвестны. Тем не менее, в отдельных случаях веса наблюдениям можно назначить совершенно строго.

Недостаток этого метода заключается в том, что квадраты СКО могут значительно отличаться от дисперсий, так как СКО вычисляют, как правило, на основании внутренней сходимости данных при их сравнительно небольшом количестве. Тем не менее, когда ничего другого не остается, полагают

Приведем пример комплексного подхода при выборе весов. Задача состояла в том, чтобы определить собственное движение звезд относительно внегалактических туманностей. Собственное движение определяется как изменение координат звезды за промежуток времени между двумя эпохами наблюдений. В одной из работ, посвященных этой задаче, веса были выбраны следующим образом:

5.2.5. Обработка рядов равноточных и неравноточных наблюдений

Проиллюстрируем применение полученных формул на примерах обработки рядов наблюдений.

Пусть наша задача состоит в получении наиболее точного значения постоянной аберрации  по 10 наблюдениям.

Источник

В чем суть косвенного наблюдения

1.1. Исследователь может наблюдать со стороны, не принимая личного участия в занятиях. Он лишь свидетель происходящего. Однако, следует помнить, что достоверность полученных данных может быть искажена, т.к. подавляющее большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, к фактам наблюдения за их занятиями. Причем, если исследователь часто наблюдает за занятиями учащиеся забывают о его присутствии, то педагоги помнят об этом всегда (в результате ошибки или, наоборот, «показуха»). Поэтому немаловажную роль играют психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать доброжелательное отношение к присутствию на его занятиях.

1.2. Исследователь может быть непосредственным участником учебно-тренировочного процесса с одинаковыми для всех занимающихся правами, испытывая на себе все то, что происходит с ними. Это требует от исследователя определенной физической и технической подготовленности, соответствия его возраста возрасту испытуемых.

1.3. Исследователь сам выступает в роли преподавателя, тренера в группах, где проводится наблюдение. Такая позиция создает наиболее благоприятные возможности для наблюдений. Положение руководителя, организатора позволяет управлять учебно-тренировочным процессом, направлять его ход по намеченному плану, преднамеренно создавать необходимые ситуации.

Дискретные наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь отдельные его этапы (например, разминка сильнейших прыгунов). Дискретное наблюдение проводится в том случае, когда начало и завершение наблюдаемого явления значительно удалены во времени. Несмотря на то, что в данном случае не удается проследить за динамикой, рисунком непрерывного процесса, увидеть многие его детали, общий ход развития явления, его характер, знание начального и конечного признаков позволяют понять общую закономерность.

Монографическое (проблемное) наблюдение ведется по многим показателям, обычно бывает широким, так как охватывает большой круг вопросов и, как правило, осуществляется коллективно. В этом случае предоставляется возможность проследить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый процесс.

Узкоспециальное (тематическое) наблюдение исследует одно из явлений в его собственных границах. В результате познается сущность явления, его качественная структурная характеристика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *