в чем суть координации движений
Нарушения равновесия и координации движений
Нарушение координации движения медицинским термином называется «атаксия». Это состояние является признаком процесса, который был спровоцирован проблемами функционирования и распределения нервных импульсов, направляемых из головного мозга.
Чтобы проводить результативное лечение, необходимо провести комплексную диагностику и устранить факторы, первоначально повлиявшие на процесс деятельности мозга человека. Самолечение в такой ситуации невозможно и недопустимо. Это обусловлено тем, что возможны серьезные последствия, такие как инвалидность или летальный исход.
Опорно-двигательный аппарат подвержен контролю нервной системы. Нейроны, располагающиеся в спинном и головному мозге, взаимосвязаны. Благодаря их слаженной работе, передается сигнал в главный орган человека. Оттуда исходит ответный импульс, провоцирующий действие.
При правильной работе нейронов из разных областей, сигнал получается четким и молниеносным. Если в какой-то части существуют проблемы, то импульс подается замедленно или отсутствует вовсе. Нарушения называются потерей координации движения.
Чаще всего заболевание возникает у пожилых людей, переступивших 60-летний порог, независимо от того, мужчина это или женщина. Причиной возникновения, в первую очередь, выступает старение организма и невозможность четко и в полной мере выполнять поставленные задачи. Болезнь может развиваться не только у взрослых, но и у детей.
Виды и типы
Выделяют статическое и динамическое нарушение. В первом случае проблемы с координацией возникают только при вертикальном расположении человека, когда больной стоит. Во второй ситуации дискоординация появляется при любом движении.
Диагностируются следующие типы атаксии:
Чтобы правильно диагностировать тип заболевания, сначала выявляются факторы его возникновения. На основании этих данных пациенту назначается терапия. Чтобы устранить проблему, нужно точно знать причины нарушения координации движения при ходьбе.
Причины возникновения заболевания
Проблема движения является опасной и серьезной для пациента с отклонениями. Находясь в таком состоянии, человек не имеет возможности скоординировать собственные действия.
На развитие заболевания влияет много факторов. Выделяют следующие причины:
Выявить болезнь не составляет труда, симптомы заметны невооруженным глазом. Но чтобы точно знать, какие они бывают, необходимо ознакомиться с клинической картиной.
Симптомы проявления
Люди с развивающейся болезнью плохо передвигаются, с неуверенностью, у них отсутствует равновесие, просматривается рассеянность, артикуляция нарушена. При попытке начертить в воздухе фигуру, например, круг, у больного получается зигзаг или ломаная линия.
Один из методов проверки на координацию является тест, где больного просят дотронуться до носа. В случае развития заболевания человек не может нормально выполнить поставленную задачу. Пациент попадает то в рот, то в глаз. По почерку также видны негативные изменения: буквы написаны неравномерно, наползают друг на друга, прыгают по строке. Эти признаки свидетельствуют о неврологических проблемах.
При нарушении координации проявляются следующие симптомы:
Независимо от того, какой присутствует симптом, следует срочно обратиться к врачу. Доктор оценивает состояние пациента и точно устанавливает диагноз, на основании которого назначается терапевтическое воздействие. Раннее выявление нарушений в координации движений приводит к уменьшению симптоматики и непродолжительной терапии.
Лечение атаксии
Чтобы точно выявить заболевание, которым страдает пациент, доктор записывает жалобы, проводит внешний осмотр и тестирование. Для точности постановки диагноза необходимо пройти определенное обследование:
В зависимости от жалоб пациента диагностика подвергается корректировке, расширяется спектр необходимых анализов. Доктор на основе полученных результатов рассказывает, как и почему нужно лечиться.
Чтобы лечить нарушение координации движения, применяется комплексный подход, в который входит медикаментозная терапия, а так же при исключении противопоказаний- реабилитация.. Для терапии используют следующие медикаменты:
Все лекарственные средства назначаются доктором для больного в индивидуальном порядке.
Разработан ряд упражнений, призванных восстановить равновесие, а так же с целью профилактики их возникновений:
Благодаря ежедневным занятиям все системы постепенно приводятся в норму. Терапия лекарствами дополнительно воздействует на внутренние органы и приводит в норму кровообращение. Это позволяет быстро лечить приобретенную болезнь.
Таким образом, нарушение координации движения – патологический процесс, происходящий из-за сбоев в работе нервной системы. Симптоматика заболевания очевидна, поэтому не стоит затягивать с лечением. Правильно и ежедневно выполняемые упражнения, а также прием рекомендуемых препаратов позволяют быстро восстановить состояние пациента.
Научная электронная библиотека
3.1. Физиологические механизмы координации движений
Координационные способности – это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма человека, единство которых в границах функциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятельность, то есть умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.
Они зависят от уровня двигательной подготовки и врожденных качеств спортсмена. Н.А. Бернштейн (1966) указывает, что координация – это преодоление избыточных степеней свободы органов движения, превращение их в управляемые системы. На основании информации от органов чувств, интегрирующейся в ЦНС, в движения вносятся непрерывные поправки, то есть происходит их сенсорная коррекция. Таким образом, автор представляет ее как кольцо афферентно-эфферентных импульсов, которые приводят к формированию определенных двигательных актов, исходя из изменяющихся условий. При этом внешняя структура движений не меняется, благодаря использованию различных мышечных волокон, обеспечивающих поддержание позы, равновесия и т.д.
Координационная сложность выполняемых двигательных актов зависит от способности нервной системы и ее высших отделов к согласованной и оперативной переработке информации.
Структуры, обеспечивающие двигательную активность человека, расположены в различных отделах центральной нервной системы – от спинного мозга до коры больших полушарий. Повышение спортивной результативности во многом обусловлено совершенствованием координационной деятельности между нервными центрами.
Координированность работы нервных центров, регулирующих определенные двигательные акты, обусловлена постоянным импульсным воздействием на них проприоцептивных анализаторов. При выработке устойчивых навыков движения формируется функциональная система управления движением и взаимосвязанные центры коры больших полушарий образуют единую структуру. С ростом квалификации спортсмена отдельные функциональные зоны объединяются в плеяду, которые, как правило, локализуются в левом полушарии и функционально изолируются от других корковых зон. На электроэнцефалограмме это выглядит как классический механизм формирования доминантных очагов. Такая синхронизация структур коры по электроактивности происходит по частоте, которая соответствует темпу выполняемого (или воображаемого) движения.
Таким образом, систематические занятия приводят к специфическим приспособительным реакциям на уровне центральной нервной системы, способствующим проявлению высокой координированности движений и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата.
Необходимый для адекватного ответа центральной нервной системы поток информации о длине мышц, степени их растяжения, расположения в пространстве звеньев тела и углах в суставах поступает от рецепторов сухожилий мышц, связок (проприорецепторов); об особенностях взаимодействия организма с внешней средой – от рецепторов кожи, вестибулярного аппарата и сенсорных систем.
Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при условии развития способностей точно оценивать и регулировать динамические, пространственные и временные параметры движения. Поэтому степень развития координационных способностей спортсмена зависит от его способности к переработке информации от различных сенсорных систем и обеспечения адекватного двигательного действия, то есть определяется уровнем его сенсомоторной координации.
Сенсомоторная координация (от лат. sensus – чувство, ощущение, motor – двигатель, со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) – согласование во времени и пространстве двигательных действий. Еще И.П. Павлов, исследуя физиологические механизмы произвольных движений, обратил внимание на ассоциирование нейронов двигательного анализатора с многочисленными нейронами коры больших полушарий, при передаче импульсов от внешних и внутренних рецепторов.
Американские ученые также полагают, что сенсомоторная координация – это развитие, управление и коррекция движений с помощью сенсорных систем (органов чувств): зрительной, двигательной, вестибулярной, слуховой и др. При этом коррекция осуществляется корковыми структурами на двигательные единицы (Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл, 2001).
Физиологическим механизмом сенсомоторной координации является система обратной афферентации и она представляет собой сложный навык. На начальных этапах обучения выполняемые действия в составе сенсомоторной координации, могут состоять из отдельных реакций, затем они объединяются в пластичную систему. Уровень сложности проявлений сенсомоторной координации является отличительным признаком новичка от мастера.
С точки зрения физиологии, Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл (2001) описывают явление сенсомоторной координации следующей последовательностью событий:
– чувствительные рецепторы принимают сенсорные стимулы;
– импульс передается в центральную нервную систему (ЦНС). Участок, где заканчивается передача импульсов называется интеграционный центр;
– интеграционный центр ЦНС перерабатывает поступившую информацию и определяет наиболее подходящую ответную реакцию;
– принятое решение передается двигательным нейронам;
– импульс от двигательных нейронов пересылается мышцам и осуществляется ответная реакция.
Система управления движениями достаточно сложная, она включает в себя структуры спинного мозга (интеграционный центр простого двигательного рефлекса); продолговатого мозга (вызывают подсознательные двигательные реакции, например, постуральный контроль); среднего мозга (проводящие пути); промежуточного мозга (формирование новых навыков), интеграционные центры таламуса начинают различать ощущения и двигательные действия достигают сознания; лимбической системы (обеспечивает эмоциональность двигательных действий), мозжечка (сенсомоторная координация позы и двигательного акта). Основная же координация деятельности различных звеньев тела и мышечных групп в пространстве и времени осуществляется корой больших полушарий (теменная доля, зона постцентральной извилины). Таким образом, координация двигательной деятельности осуществляется всеми структурами центральной нервной системы.
С позиции психофизиологии, деятельность в спорте, заключается, прежде всего, в пространственно-временной организации психомоторных реакций двигательных актов, которые являются специфичными для каждого вида спортивной деятельности. Важнейшими элементами такой организации являются:
– сенсорный процесс обнаружения и восприятия внешнего стимула, целью действий на который является двигательная реакция;
– центральные процессы переработки воспринятого стимула с его различением и оценкой;
– моторный процесс, определяющий начало движения.
По сложности протекания центрального процесса различают реакции простые и сложные. Простая сенсомоторная реакция – это ответ на внезапно появляющийся, но при этом заранее известный сигнал простым одиночным движением, также заранее известным. Скорость реакции оценивается либо по времени реакции с момента подачи сигнала до ответного действия, либо по общему времени реагирования. Продолжительность латентного периода простой реакции зависит, в основном, от скорости передачи нервных импульсов по всей рефлекторной дуге от рецепторов до двигательных единиц. Скорость двигательной реакции определяется интенсивностью предъявляемого стимула, интервала времени между стимулами, способностью к предвидению (антиципацией), видом сигнала (звуковой зрительный, и т.д.), текущим функциональным состоянием спортсмена.
Сложная сенсомоторная реакция зависит от центральных процессов переработки воспринятого стимула и может быть:
– реакцией выбора, если необходимо выбрать двигательный ответ из ряда возможных;
– реакцией различения, если вид выполняемого движения зависит от типа сигнала, при этом на другие сигналы не надо делать никакого движения;
– реакцией переключения, если при изменении смысловой связи подаваемых стимулов необходимо выбирать возможные двигательные акты;
– реакция задержки, которая заключается в том, что двигательное действие должно быть не столько быстрым, сколько своевременным (когда ответная реакция должна быть отделена от стимула определенным интервалом времени.
Сенсомоторная координация является проявлением индивидуальных свойств личности и субъективными условиями успешного осуществления двигательной активности, обнаруживается в быстроте и прочности овладения приемами двигательных действий. То есть, является основным условием проявления координационных способностей.
В ходе анализа научно-исследовательской литературы не было выявлено единого мнения относительно сенситивных периодов развития координационных способностей. Это можно связать с многообразием проявления координационных способностей, каждые из которых имеют свои физиологические механизмы, а так же тем, что в онтогенезе можно выявить несколько сенситивных периодов развития каждого из видов координационных способностей. Так В.К. Бальсевич (1985) и Г.В. Доля (1973) утверждают, что координационные способности интенсивнее всего развиваются в дошкольном возрасте параллельно с освоением основных локомоций. Н.А. Фомин, Ю.А. Вавилов (1991) выделяют возраст от 8 до 12 лет, поскольку для этого возрастного периода характерна
пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование проприоцептивного анализатора, выражающееся в частности, в улучшении пространственно-временных характеристиках движения. Л.В. Волков (1981) и В.А. Ярмалюк (1989) высказывают мнение, что наиболее интенсивное развитие координационных способностей наблюдается в 11–12 лет и последующие годы идет уже их стабилизация. D.-D. Blume (1978) в своих работах указывает, что сенситивными периодами в дифференциации мышечных усилий – 6–10 лет, ритмичность движений 9–11 лет, ориентировка в пространстве 11–15 лет, равновесие 10–12 лет.
Понятие координации движений,способы и средства их развития
Предварительный просмотр:
Коордиация и координационные способности в жизни человека.
(слайд 2) Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.
Каждый человек обладает определёнными координационными способностями. Мы решили разобраться, так ли важны координационные способности в жизни человека и изучить вопросы: как уровень развития координации зависит от степени тренированности, развиваются ли координационные способности и есть ли связь между уровнем координированности и уровнем гемоглобина в крови.
(слайд 3) Актуальность данной темы состоит в том, что координационное совершенствование направлено на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
(слайд 4) Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
— быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
— точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
— дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
— приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
— прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени.
(слайд 5) Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать равновесия в основании программного материала уроков физической культуры за минимально короткий промежуток времени.
(слайд 6) Объектом исследования являются ученики 2 класса и ученики различного школьного возраста, систематически занимающиеся спортом и не занимающиеся в спортивной секции.
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.
2. Выявить причины, влияющие на развитие координационных способностей
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
3. Обосновать результаты эксперимента.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие
двигательной функции и умение управлять своими движениями. (слайд 9) Еще Т.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».
Изучив специальную литературу мы выделили несколько видов координационных способностей : (слайд 10)
2. Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Это так называемые движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К статическим относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
(Слайд 12) К динамическим относятся упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
3.Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуаций или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
4. Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек.
5. Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.
Изучив литературу мы приступили непосредственно к самой исследовательской работе. Сначала мы обратились к родителям учеников 2 класса с просьбой разрешить сдать кровь на анализ для определения уровня гемоглобина в крови. Получив эти данные, мы провели оценку комплексного проявления координационных способностей у этих же детей.
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников мы использовали тест «Три кувырка вперед». ВИДЕО Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упор присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени.
После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку.
В экспетименте приняло участие шесть учеников.
Сопоставив полученные данные, мы сделали вывод, что у тех детей, чей уровень гемоглобина в крови понижен, показатель уровня развития координационных способностей либо ниже среднего, либо низкий.
Подтверждение неслучайности полученных результатов мы нашли в специальной литературе. Оказывается, люди, страдавшие в детстве анемией во взрослом возрасте часто испытывают затруднение при выполнении сложных двигательных действий. В детстве они с трудом осваивают катание на велосипеде, катание на коньках и лыжах, а в более зрелом возрасте испытывают сложности при овладении вождения автотранспортом. Научно доказано, что женщины, страдавшие анемией в детстве, никогда не смогут выехать на автомобиле из гаража на задней передаче.
Мы известили родителей о результатах анализов крови и тем, у чьих детей уровень гемоглобина был понижен, мы обратились с просьбой ввести в рацион питания этих детей продукты, повышающие уровень железа в крови и через некоторое время сделали повторный анализ крови и повторное тестирование. Результаты сказали сами за себя – показатели тестирования уровня развития координационных способностей улучшились у тех, у кого изменился уровень гемоглобина в крови в лучшую сторону. Это доказывает то, что координационные способности зависят от физиологического состояния организма, а именно от уровня гемоглобина в крови.
Итак, наше предположение о том, что уровень развития координации зависит от уровня гемоглобина — подтвердилось, остался вопрос – почему? Почему гемоглобин влияет на такое качество, как координация. Мы обратились к предмету биология. Из курса биологии мы знаем, что гемоглобин транспортирует по организму кислород, соответственно, чем ниже гемоглобин, тем меньше кислорода поступает к органам. Обратимся к Большой медицинской энциклопедии. Из определения мы узнали, что управляют координацией движения все отделы центральной нервной системы. Главной составляющей центральной нервной системы является головной мозг. Если мозг недополучает кислород, он начинает испытывать кислородное голодание, все окислительно-восстановительные процессы в организме проходят замедленно. Отсюда повышенная утомляемость, низкая работоспособность, рассеянное внимание, слабая реакция. При всех этих показателях уровень координации не может быть высоким. Следовательно, мы доказали, что уровень развития координации зависит от уровня гемоглобина в крови.
Ещё одним объектом нашего исследования стали ученики школы разного возраста и пола, занимающиеся и не занимающиеся спортом. В эксперименте приняли участие по пять человек с каждой стороны. Им предложено было выполнить тестирование «три кувырка». Все ученики, регулярно занимающиеся в спортивной секции показали результат выше среднего и высокий, причём результаты у мальчиков и девочек не имеют кардинальных отличий. Результаты же тех, кто не занимается спортом и не очень активен на уроках физической культуры оказались средние, ниже среднего и низкие. Так же без особых отличий между мальчиками и девочками. Надо сказать, что предполагаемый результат подтвердился. Но нам необходимо доказать, что координация качество развиваемое. Всем участникам эксперимента было предложено на уроках физической культуры выполнять специальные упражнения для развития координации и повторять их дома. После повторного тестирования показатели изменились у всех. У тех, кто регулярно занимается спортом показатель стал высокий у всех. У тех кто занимался только на уроках физкультуры – показатели средние, а те кто добросовестно выполняли упражнения дома – выше среднего. Это доказывает, что координация – качество развиваемое. Причём за небольшой промежуток времени и при минимальных усилиях.
Мне эти результаты кажутся вполне объяснимыми. Способность удерживать равновесие, крепко жать руки и координировать свои движения — показатель здоровья нервной системы и залог долголетия. А значит, тренируя эти простые движения, можно реально продлить жизнь.
Я желаю Вам крепкого здоровья и высокого уровня координации. Спасибо за внимание!
Видео
Методы развития координирования
Координация в физкультуре — это возможности, представляющие собой готовность к оптимальному регулированию движения.
Методами развития координирования значатся:
На занятиях по физической культуре для работы над координацией наиболее действенны игровые методики. Соревновательный дух побуждает к приложению больших стараний для достижения цели. Самым эффективным способом являются коллективные спортивные игры. Они способствуют отработке соразмерности и четкости проделываемых движений. При таких занятиях формируются навыки скорых движений при изменяющихся обстоятельствах.
Важно также проведение эстафет, так как они организуются при определенных временных рамках. Особенно эффективны подобные мероприятия с использованием баскетбольных мячей.
Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.
Главные методы исследования способностей координации: тестирование и наблюдение. Достижения в координации, как правило, оцениваются с использованием тестов, привязанных к возрастным показателям и состоянию здоровья.
Кому необходимо развивать координацию движений
Кроме спортсменов, этот навык или способность нужен абсолютно всем, ведь от нее зависит осуществление всех движений человека. Как говорилось в начале статьи, координация движений – важный навык, который должен быть развит в достаточной степени у всех, но некоторые люди нуждаются в превосходном уровне этой двигательной функции. Например, танцорам без развитой координации просто ничего не светит. Атлетам любых видов единоборств, легкой атлетики, всех игровых видов спорта, даже в автоспорте координация играет важную роль. Кстати, работа вестибулярного аппарата тоже является одной из составляющих координации. Парусный спорт – это то ремесло, в котором координация порой возглавляет человеческие способности.
Комплекс упражнений на координацию
Тренировка внутримышечной координации
Если межмышечную координацию можно назвать отработкой техники движения, то внутримышечную соотносят с более обширным понятием общей физ.подготовки спортсмена. Поэтому, целью тренинга, направленного на развитие этого типа координации выступает развитие силового потенциала до максимального. Зачастую, программа тренировки внутримышечной координации составлена таким образом, чтобы повышение силы происходило без набора мышечной массы. Преимущественно, перед спортсменом ставится задача выполнения упражнений на высокой скорости за короткое время, что стимулирует нервно — мышечную систему. Благодаря этому, происходит наиболее быстрая активизация максимального числа моторно — двигательных единиц, то есть движения выполняются с максимальной частотой. Достигнуть подобного эффекта помогут :
— эксцентрические силовые упражнения, от которых мыщца начинает удлиняться под воздействием нагрузки, при условии соблюдения субмаксимального напряжения. Хорошо подойдут спрыгивания, выполнение упражнений сразу двумя руками или ногами в фазе сокращения, или одной из рук/ног в фазе растягивания мышцы. Выполнять их следует в быстром темпе, с интенсивностью от 120 до 150%, в 3-5 подходов с 2-5ю повторениями и трёхминутной паузой.
— концентрические силовые упражнения применяют для прогресса координации движений, при которых мышца сокращается, с соблюдением максимального напряжения. Можно задействовать в тренинге : ациклические вариации прыжков, упражнения при взаимодействии с компаньоном, берущим часть нагрузки на себя в момент эксцентрической фазы движения. Упражнения выполняются со 100% интенсивностью, в максимальном темпе, с 5 подходами по 1-2 повторения и паузой в 3 минуты.
— развитие реактивной силы, при помощи циклических и ациклических прыжков, во взрывном темпе, с интенсивностью от 120 до 150%, в 2-3 или 3-5 подходов, с 6-10 повторениями и перерывом в три минуты.
Разумеется, оптимальным вариантом развития координации будут занятия таким видом спорта, который активизирует сразу два вида координации :внутримышечной и межмышечной, например, кроссфитом. Главное — не давайте мышцам адаптироваться, этого легко добиться придумывая всё новые вариации общеизвестных упражнений.
Не пропусти интересные новости и события в телеграм-канале: