в чем суть комедии мещанин во дворянстве
Анализ «Мещанин во дворянстве» Мольер
Всего получено оценок: 965.
Всего получено оценок: 965.
Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ «Мещанина во дворянстве» включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.
Краткий анализ
Год написания – 1670 год.
История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приёмом посланников-самозванцев турецкого султана.
Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.
Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.
Жанр – Социально-бытовая комедия-балет.
Направление – Классицизм.
История создания
Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Османской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приёмом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турок.
Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал своё детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием чванства, снобизма, глупости. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать аристократом.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своём стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из его кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.
Композиция
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мещанина во дворянстве».
Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.
Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.
Примечательно, что балетные номера еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА “МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ”
Более трехсот лет назад появилась на свет комедия Мольера “Мещанин во дворянстве”. Времена изменились, кардинально изменились условия человеческой жизни, но интерес к комедии Мольера не ослабевает. Как и три сотни лет назад, читатели и зрители восхищаются мастерством драматурга, смеются вместе с ним над пошлостью и невежеством, лицемерием и чудачествами его героев. В чем же секрет долголетия и успеха произведения великого французского драматурга?
По мнению классицистов, человек одарен “силою, рассудительно размышляющей”. Эта сила проявляется в разуме и воле. Назначение разума – познавать истину, воля же помогает следовать добру, предпочитать полезное, отличая его от вредного.
Истина во все времена считалась целью познания, а добро – смыслом всех человеческих деяний. Человек – существо свободное, наделенное умом
Господин Журден также стремился к прекрасному, высокому и величественному, которое в его воображении было связано с титулом дворянина. Мечта стать дворянином целиком овладела этим человеком и определила все в его поведении.
Утро господина Журдена начинается с уроков музыки, танцев, фехтования и философии, которые призваны преодолевать его невежество. Однако учителя, нанятые Журденом, по-разному относятся к своим обязанностям: если учитель танцев искренне желает успехов своему ученику, то учитель музыки ставит на первое место его платежеспособность. Он считает, что Журден глуп, “судит… обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке”. В конце концов, учителя затевают бессмысленный спор на предмет, чье ремесло лучше.
Учитель философии, подоспевший как раз в разгар спора, пытается помирить драчунов: ни суетная слава, ни положение в обществе не являются, по его мнению, причиной раздора между людьми. “Чем мы резко отличаемся друг от друга, так это мудростью и добродетельностью”, – твердит философ, пока дерзость трех “изрядных нахалов” не задевает его честь. В конце концов философ оставляет свои глубокомысленные размышления о добродетели, и просветители, светочи искусства и науки как свора бездомных псов набрасываются друг на друга: “Жулики, прощелыги, продувные бестии, проходимцы!” – вопит философ.
Казалось бы, только Журден смешон в этой ситуации: его нещадно используют все окружающие. Но, с другой стороны, в отношениях с Журденом эти окружающие отражаются, словно в зеркале: все их дурные черты характера оказываются на всеобщем обозрении. Прежде всего, учителя демонстрируют свое корыстолюбие и жажду славы.
Они, выражаясь словами известной поговорки, мечут бисер перед Журденом в надежде немного подзаработать себе на жизнь. Подмастерья портного проявляют по отношению к Журдену лакейство, верноподданничество. Почувствовав слабую струну в его характере, они называют его “вашей милостью”, “вашим сиятельством”, “вашей светлостью”.
В то же время в комедии присутствуют персонажи, которые пытаются образумить Журдена. Молодой мещанин Клеонт, влюбленный в Люсиль, дочь главного героя, честный, открытый и искренний молодой человек. Он считает, что ложь – один из самых непростительных грехов, а добродетельным и благородным человек может стать независимо от своего происхождения. Клеонт приходит к Журдену и просит руки его дочери: он любит Люсиль, а Люсиль любит его.
Однако Журден не перестает жить надеждой. С одной стороны, это желание продиктовано отеческой заботой выдать дочку замуж за молодого человека из высшего общества, а с другой – Журденом руководит порядочный эгоизм: в угоду собственным представлениям о порядочности и благонравии он готов принести в жертву даже личное счастье своей дочери. То, что Журден отказывается воспринимать правду, питая несбыточные иллюзии, – своего рода душевная болезнь, от которой еще не придумано лекарств: Журден не способен на компромисс, он слышит только себя, понимает только себя.
Именно поэтому Клеонт вынужден пойти на обман, который, на мой взгляд, в данном случае вполне оправдан, ведь справедливость в конце концов восторжествовала – влюбленные смогли соединить свои судьбы.
Одна из особенностей творческой манеры Мольера – народность. Драматург любил народ, прислушивался к его мнению, активно использовал фольклорный материал – пословицы, поговорки, поверья, народные песни, которые привлекали Мольера непосредственностью, простотой, искренностью.
Теоретик классицизма Буало, высоко ценивший творчество Мольера, обвинял его в том, что он “слишком народен”. Народность комедий Мольера, в том числе и “Мещанина во дворянстве”, которая проявлялась и в содержании, и в форме, была основана на народных традициях. Мольер следовал этим традициям в своем литературном и актерском творчестве, всю жизнь сохраняя пристрастие к демократическому театру. О народности творчества Мольера свидетельствуют и его народные персонажи.
В “Мещанине во дворянстве” это слуга Ковьель и служанка Николь, в которых драматург выразил характерные национальные черты французского характера: веселость, общительность, приветливость, остроумие, ловкость, удаль, здравый смысл. Николь не боится открыто смеяться над господином, увидев его смешное цветастое одеяние. По словам госпожи Журден, у Николь побольше ума, чем у ее господина. Ковьелю принадлежит гениальная идея разыграть господина Журдена, уловку слуги оценивает даже граф Дорант, дворянин, на которого так стремился быть похожим Журден: “Я не догадываюсь, какая именно это ловушка, но зато догадываюсь, что успех ей обеспечен, коль скоро за дело берешься ты”.
Таким образом, похвала народной смекалке звучит из уст изысканного дворянина! Думается, не просто было драматургу решиться на такой ход.
В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер достиг высокого уровня художественного мастерства, это определило жизнь его произведения за пределами эпохи. Сила эмоционально-психологического воздействия комедии на современников, так же как и на зрителей в последующие эпохи, определялась глубиной разработки драматургом общечеловеческих нравственных проблем и их художественной правдой.
Related posts:
«Мещанин во дворянстве» анализ произведения Мольера – план, история создания, конфликт, тема комедии
История создания: осенью 1669 года должны были во Францию приехать гости послы султана Оттоманской империи. Король Людовик хотел необычно встретить гостей, но у него это не вышло. Этих Турков ничего не удивило.
Они даже гордо сообщили что прием у короля мягко говоря «не очень». Вскоре выяснилось, что это не посланники султана а простые проходимцы. Но короля это все равно очень задело. Что б отомстить туркам Король приказал Мольеру написать комедию, в которой самым беспощадным образом высмеялись турецкие традиции.
Мольеру нужно было совсем немного времени что б написать эту комедию, и поставит ее в королевском театре под названием «турецкая традиция». Увидев пьесу король полностью ее переделал и дополнил высмеиванием дворянства. Так и появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Жанр: пьеса
«Мещанин во дворянстве» – сатира на мещанство, пытавшееся подражать дворянству, а также напоминание о том, что нарядное и богатое платье не делает человека хорошим и достойным.
Краткий анализ
Год написания – 1670 год.
История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.
Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.
Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.
Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.
Направление – Классицизм.
История создания
Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.
Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал свое детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием дворянства. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Мещанин во дворянстве
Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.
Продолжение после рекламы:
Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать — и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.
Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку — в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.
К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек — ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.
Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.
Брифли существует благодаря рекламе:
Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук — умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово — и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.
Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался — кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук… Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.
Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой — слова там уж больно заковыристые, — так и этикой — к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, — учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.
Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!
Продолжение после рекламы:
Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.
В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?
Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.
Брифли существует благодаря рекламе:
Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные — как их там — пре-ро-га-тивы.
Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести — для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения — маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.
Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.
Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал — он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.
Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя — это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.
Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.
Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре — чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, — что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.
Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.
Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему — паладины. Журден был в восторге.
Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.
Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.
Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара — Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.
Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.
Действие третье
Явление первое
Господин Журден решил пройтись по городу в новом костюме в сопровождении лакеев (чтобы все видели, что у него есть лакеи).
Явление второе
Вошедшая служанка Николь не сдерживается и смеётся при виде хозяина в новом костюме. Она говорит, что Журден так смешно выглядит, что нет сил сдержаться от смеха. Господин Журден пригрозил, что даст ей оплеуху, если она не перестанет смеяться. Журден приказывает Николь убрать дом перед приходом гостей.
Явление третье
Госпожа Журден говорит мужу, что его одежда и поведение давно смешат всех. Николь поддерживает хозяйку, говоря, что дом невозможно будет содержать в чистоте, если каждый день сюда будет ходить такое количество людей. Госпожа Журден и Николь спрашивают господина Журдена, зачем ему в его годы понадобились учителя фехтования и танцев. Журден называет женщин невеждами, а жена говорит, что лучше бы он дочку пристроил замуж.
Господин Журден хвастается перед женой своими знаниями (он теперь знает, что люди разговаривают прозой, а также знает, как произносится звук “у”). Николь особенно не нравится учитель фехтования, от которого пыль столбом.
Господин Журден тут же требует подать рапиры, протягивает одну Николь и собирается защищаться. Николь легко несколько раз уколола господина Журдена рапирой. Жена говорит, что вся эта дурь у Журдена началась с того времени, как он водится с дворянами, хотя сам он мещанин. Госпожа Журден объясняет мужу, что все эти знатные господа с ним ласковы только потому, что они занимают, как граф, например, у Журдена деньги.
Явление четвёртое
Граф Дорант приветствует Журдена, называя его “милый друг”. Граф хвалит новый костюм Журдена, говорит ему массу комплиментов. Дорант рассказывает, что говорил о Журдене в королевской опочивальне. Граф просит подсчитать, сколько он должен господину Журдену. Тот отвечает, что долг составляет пятнадцать тысяч восемьсот ливров. Граф просит для ровной суммы дать ему в долг ещё двести пистолей, чтобы получилось ровно восемнадцать тысяч франков. Жена тихо называет Журдена “дойной коровой” и требует, чтобы он не давал в долг. Графу Журден отвечает, что это для него честь — дать в долг графу, и отправляется за деньгами.
Явление пятое
Граф спрашивает у госпожи Журден о её дочери и предлагает посетить придворный балет, посмотреть комедию.
Явление шестое
Господин Журден даёт Доранту двести луидоров. Граф сообщает Журдену, что маркиза скоро пожалует на обед и побывает на представлении, которое для неё устраивает Журден. Маркиза, по словам Доранта, долго отказывалась от подаренного Журденом бриллианта, но в конце концов приняла подарок. Журден благодарен графу за искреннее участие в его сердечных делах. Господин Журден заметил, что Николь подслушивает их, даёт ей пощёчину и уходит вместе с графом.
Явление седьмое
Николь обо всём, что услышала, рассказала хозяйке. Госпожа Журден говорит, что давно подозревает, что её муженёк за кем-то приударяет. Но потом госпожа Журден меняет тему разговора. Она рассказывает, что Клеонт влюблён в её дочь без памяти, и было бы хорошо, если бы за него удалось выдать Люсиль. Николь в восторге, потому что она влюблена в слугу Клеонта. Госпожа Журден посылает Николь к Клеонту, чтобы вместе с ним попросить у господина Журдена руки Люсиль.
Явление восьмое
Николь собирается сообщить Клеонту радостную новость, но Клеонт и его слуга Ковьель прогоняют Николь, не став её слушать.
Явление девятое
Клеонт был возмущён тем, что при встрече с Люсиль та прошла, словно не заметила его. Ковьель за это же обижен на Николь: та тоже прошла мимо, его не заметив. Клеонт подозревает, что Люсиль вскружил голову граф Дорант, который бывает часто в их доме. Ковьель критикует Люсиль: глаза у неё маленькие, рот большой, ростом невелика, “в речах и в движениях умышленно небрежна”. Клеонт на всё это отвечает, что Люсиль очаровательна, но сам себе обещает разлюбить и покинуть её.
Явление десятое
Николь рассказала Люсиль о том, как её прогнали. Девушки встречают Клеонта и Ковьеля. Люсиль спрашивает, отчего так суров с ней Клеонт. То же самое интересует и Николь. Люсиль сама объясняет, по какой причине она сегодня утром уклонилась от встречи с Клеонтом. Оба отказываются слушать девушек, но потом, когда те собираются уйти, сами просят рассказать, что же произошло на самом деле во время утренней встречи. Люсиль объяснила, что во всём повинна её старая тётка, которая шла вместе с ними. Тётка уверена, что если мужчина подошёл к женщине, то он таким образом её уже обесчестил. Клеонт и Ковьель тут же простили своих возлюбленных.
Явление одиннадцатое
Госпожа Журден приветствует Клеонта и говорит, что сейчас удобный случай попросить руки Люсиль у её мужа. Клеонт счастлив, что ему представляется такая возможность.
Явление двенадцатое
Клеонт обращается к господину Журдену с просьбой отдать за него замуж Люсиль. Господин Журден: “Прежде чем дать вам ответ, сударь, я попрошу вас сказать, дворянин вы или нет.” Клеонт отвечает, что слова сейчас дешевы, люди часто выдают себя за дворян, но он не станет этого делать. И хотя он обеспечен и имеет хорошее положение в обществе, а его предки были уважаемыми людьми, все же он не вправе считать себя дворянином. Господин Журден говорит, что в этом случае он не выдаст за него свою дочь. Жена Журдена возмущена таким ответом, Клеонт поражён. Оказывается, Журден хочет, чтобы его дочь была маркизой.
Явление тринадцатое
Госпожа Журден успокаивает Клеонта и говорит дочери, что отцу нужно поставить условие: ни за кого, кроме Клеонта Люсиль замуж не выйдет.
Явление четырнадцатое
Слуга Клеонта Ковьель объясняет хозяину, что к отцу Люсиль нельзя относиться так серьёзно, ведь он же помешался на дворянстве. Ковьель тут же придумывает какую-то затею, объявив хозяину, что они сыграют с господином Журденом одну шутку, после чего тот выдаст Люсиль за Клеонта.
Явление пятнадцатое
Господин Журден говорит сам себе, что он позволил бы отрубить два пальца на своей руке, лишь бы ему родиться графом или маркизом.
Явление шестнадцатое
Лакей докладывает господину Журдену, что пришёл граф с какой-то дамой.
Явление семнадцатое
Лакей говорит графу Доранту и Доримене, что господин Журден сейчас выйдет к ним.
Явление восемнадцатое
Доримена сомневается, что стоило приходить в этот дом. Дорант рассказывает маркизе Доримене о своей любви к ней, о том, что раз они не могут во избежание огласки встречаться ни у него, ни у неё, то этот дом — лучшее пристанище.
Доримена признаётся, что подарки графа слишком дороги (Дорант делал подарки от своего имени, получая их от господина Журдена). Маркиза даже говорит, что вот-вот Дорант может уговорить её выйти за него замуж. Граф предлагает маркизе сейчас же решиться на этот шаг. Доримену смущает то, что граф слишком много на неё тратится. Входит хозяин дома.
Явление девятнадцатое
Господин Журден делает поклоны, как ему объяснял учитель танцев, но он подошёл слишком близко к маркизе и просит её отойти немного назад, чтобы он мог сделать третий поклон. Потом Журден высказал восхищение тем, что такая прекрасная маркиза посетила его дом. В конце речи он окончательно запутался и был прерван графом Дорантом. Граф тихо напоминает Журдену, чтоб тот не вздумал проговориться о бриллианте, подаренном Доримене.
Явление двадцатое
Все отправляются к столу.
Композиция
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:
Действие четвертое: ужин и посвящение в мамамуши
В разгар богатого ужина домой возвращается жена Журдена. Она возмущена поведением своего мужа и обвиняет Доранта и Доримену в пагубном влиянии. Обескураженная маркиза быстро покидает застолье, Дорант отправляется за ней. Журден тоже выбежал бы за маркизой, если бы не прелюбопытные гости.
В дом входит переодетый Ковьель, который убеждает Журдена в том, что его отец был чистокровным аристократом. Гость убеждает хозяина дома, что в городе в это самое время гостит сын турецкого султана, который к тому же без ума от его дочери. Не желает ли Журден познакомиться с перспективным зятем? Совсем кстати незваный гость отлично знает турецкий язык и смог бы занять место переводчика при переговорах.
Журден сам не свой от восторга. Он ласково принимает «турецкого вельможу» и сразу же соглашается отдать ему в жены Люсиль. Переодетый в сына султана Клеонт говорит на тарабарщине, а Ковьель переводит, предлагая Журдену немедленное посвящение в ряды турецкой знати – несуществующего дворянского сана мамамуши.
Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.
Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.
Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.