в чем суть классического подхода к логопедическому обследованию
Методика логопедического обследования методом экспресс-диагностики
Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.
Задачи логопедического обследования
Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:
В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.
Технология логопедического обследования
В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):
Принципы логопедического обследования
В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.
Этапы логопедического обследования
Экспресс-диагностика в работе логопеда
Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.
Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.
Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.
Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.
По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.
Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.
Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.
Цель и задачи логопедического обследования
Дарья Колесник
Цель и задачи логопедического обследования
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т. к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Цель логопедического обследования
Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок, страдающий нарушением речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.
Так что же такое логопедическое обследование?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Логопедическое обследованиевключает 2 самостоятельных раздела:
— «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
— «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Основной целью обследования является оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развития, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам, определение путей и средств коррекционно-развивающей работы.
Задачи логопедического обследования
Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи (Филичева Т. Е., Чиркина Г. В., 1985; Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990; Усанова О. Н., 1990; Волкова Л. С., 1995 и др.). Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
При логопедическом обследованииребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.
При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.
При проведении логопедического обследованияиспользуются следующие методы:
• Логопедическое тестирование;
Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.
Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).
До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха.
Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка.
После проведения обследования, делается заключение о состоянии речи ребенка, рекомендуется необходимая программа развития, которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств.
Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет к какой группе следует отнести выявленные у ребенка расстройства.
Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и дает возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребенку, увидеть общую речевую ситуацию и тенденции ее развития, провести качественную функциональную диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения,поставить речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Цель художественного воспитания дошкольников «Цель художественного воспитания дошкольников» Цель художественного воспитания дошкольников это создание условий для целостного эмоционального.
Алгоритм обследования фонематических процессов АЛГОРИТМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Обследование фонематического восприятия Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного.
Подвижная игра «Попади в цель» В ДОУ проводился конкурс «Чем занять детей на прогулке?» Наша группа выиграла конкурс. Мы совместно с родителями изготовили игру » Попади.
Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет 1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня.
Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни. 1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено.
Познавательное занятие с детьми средней группы. Цель: закрепление математических знаний. воспитатель вносит куклу (у нас математическая Фильда) и от её имени говорит Здравствуйте, ребята! Я обещала к вам вернуться, вот и пришла.
Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике Протокол обследования Методика «Тип мышления» (автор модификации диагностической методики Г. В. Резапкина) Цель: определения индивидуального.
Самовоспитание как цель и результат воспитания Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность.
Логопедическое обследование дошкольника
Разделы: Логопедия
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Литература:
Конспекты по логопедии «Системный подход к комплексному логопедическому обследованию.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Системный подход к комплексному логопедическому обследованию.
Комплексный подход означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия.
Логопедическое обследование начинают с изучения жалоб родителей (учителя). Затем логопед интересуется общим и речевым развитием ребенка, состоянием его слуха и зрения, реакциями на свои затруднения, проводит краткое исследование интеллекта ребенка. Далее изучает артикуляционный аппарат больного, состояние его импрессивной, экспрессивной и письменной речи (письмо, чтение). При осмотре артикуляционного аппарата логопед обращает внимание на подвижность каждого из органов (язык, губы, мягкое небо), отмечает свободу и быстроту движений, плавность и равномерность движения его левой и правой сторон, а также легкость перехода от одного движения к другому. При осмотре необходимо учитывать состояние мимической мускулатуры и дыхания.
Обследование детей с речевой патологией следует проводить по заданиям, не требующим развернутых речевых ответов. Учитывая недостаточное понимание такими детьми вербальных заданий, можно повторить инструкцию, сопровождая ее показом подобного задания или соответствующими жестами.
Исследуя импрессивную речь (понимание речи), логопед выясняет, как понимает ребенок: а) названия обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель и т. д.); в) фразовую речь; г) небольшой текст. При исследовании экспрессивной речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, темп, плавность.
Исследуя словарь и грамматический строй, логопед выявляет степень овладения слоговой структурой слова, обращая особое внимание на строение фразы, согласование в глагольных и падежных окончаниях, употребление предлогов. Логопед фиксирует внимание на темпе речи (быстрый, замедленный), выразительности, плавности или ее нарушении запинками, заиканием.
Технология организации логопедического обследования
Разделы: Логопедия
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи:
Грибова О.Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.
1 этап. Ориентировочный.
2 этап. Диагностический.
3 этап. Аналитический.
4 этап. Прогностический.
5 этап. Информирование родителей.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап. Ориентировочный этап;
2 этап. Дифференцировочный этап;
4 этап. Заключительный (уточняющий этап).
Рассмотрим этапы логопедического обследования, которые предлагает Грибова О.Е.
I этап. Ориентировочный.
Задачи первого этапа:
Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.
Виды деятельности:
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
К педагогической документации относятся:
Изучение работ ребёнка.
К данному виду документации относятся:
Беседа с родителями.
II этап. Диагностический.
Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:
Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.
Кроме этого, мы должны рассмотреть:
Методы логопедического обследования:
Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.
5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.
Направления обследования:
III этап. Аналитический.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
IV этап. Прогностический.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.
V этап. Информационный.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.
Требования к информированию родителей:
Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой.
I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком).
II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.
III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:
— строения артикуляционного аппарата,
— просодической стороны речи,
— понимания грамматических форм,
— грамматического строя языка,
— навыков построения предложения,
— грамматических изменений слов в предложении,
— грамматического оформления на морфологическом уровне,
IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Используемые источники