в чем суть казахстанской модели межконфессионального согласия
Казахстанская модель межконфессионального согласия: как она работает
В Управлении по делам религий города Алматы рассказали о том, как в стране была сформирована уникальная модель сотрудничества разных конфессий.
Ни для кого не секрет, что в Казахстане на протяжении становления независимости республики была сформирована модель межнационального и межконфессионального согласия, основанная в первую очередь на светскости нашего государства и толерантном отношении к любой религии, не запрещённой на территории страны. Вне зависимости от национальности и вероисповедания люди поздравляют друг друга с Курбан Айтом и Рождеством Христовым, с Наурызом и Пасхой, давно не исключение межнациональные браки и дружба, для которой неважно, что написано в графе «национальность».
В законах страны прописаны совершенно одинаковые правила для всех религиозных организаций, нет приоритета для той или иной религии, все находятся в равных условиях и могут практиковать свои религиозные ритуалы в соответствии с законодательными нормами.
Основной принцип прописан в Конституции. В ст.1, п.2, говорится: «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами».
Также в модели межконфессионального согласия, становление которой проходило в несколько этапов, начиная с 1989 года и по настоящее время, говорится, что один из пяти базовых принципов – «Единство – через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур, а также представителей различных, не запрещённых в Казахстане религиозных объединений.
Как отмечает в статье, опубликованной на сайте kazislam.kz, заведующая кафедрой культурологии и религиоведения КазНУ им. аль-Фараби, доктор философских наук, профессор Айнур Курманалиева, после обретения независимости многие казахстанцы отправились на обучение в ближневосточные университеты и медресе и вернулись оттуда со взглядами и менталитетом чуждой Казахстану нетерпимости. Испокон веков казахи славятся своим гостеприимством, любовью к ближнему, достаточно вспомнить историю репрессий, когда целые народы были насильственно переселены в нашу страну, и именно местное население дало им возможность обрести здесь вторую родину, где уже несколько поколений счастливо живут.
Но тогда стали возникать конфликты, из-за того что приверженцы «зарубежного» ислама стали пропагандировать отказ от традиций и обычаев, хотя ханафитский мазхаб, распространённый на территории Казахстана, позволяет соблюдать национальные традиции, если нет противоречий нормам шариата.
Как рассказывает PhD докторант КазНУ им. аль-Фараби Елнар Берикбаев, многие ближневосточные традиции являются чуждыми для Казахстана, например, казашки никогда не носили черную паранджу. Всегда в приоритете была безопасность и стабильность, которые являются важнейшими условиями дальнейшего развития страны. Именно в это непростое время, во многом благодаря Первому Президенту страны Нурсултану Абишевичу Назарбаеву была создана уникальная модель межконфессионального согласия, которая пользуется уважением в мировом сообществе, поскольку она является действенной и эффективной. Это доказывает и то, что Казахстан шесть раз становился площадкой для глобального диалога культур и цивилизаций на Съездах лидеров мировых и традиционных религий, которые проводятся раз в три года. Мы готовы делиться своим опытом по укреплению межконфессионального согласия.
Мы вместе. Пять принципов модели межэтнического согласия в Казахстане
Управление общественного развития города Алматы рассказывает, какие принципы помогли объединить разные этносы в единый сплочённый народ Казахстана.
Казахстан – одно из государств, которое после распада СССР смогло урегулировать бесконфликтно межэтнические отношения. На территории нынешнего Казахстана волею судьбы оказались многие этносы. Как государству удалось сплотить народ Казахстана и воспитать в каждом гражданине чувство толерантности и единства? Во многом этому способствует эффективная государственная политика.
Именно для этого разработана и создана Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Н.А. Назарбаева. Она включает пять основных принципов:
Рассмотрим, что означают эти принципы и как они реализуются в жизни казахстанцев.
Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.
Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.
Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определён высокий статус Ассамблеи. Решения её высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами.
Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство ассамблеи, в результате которого избираемые от ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют её интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.
В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.
К тому же межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы.
Если говорить о межэтнической толерантности, что она прошла определённые этапы становления, которые можно условно разделить таким образом:
Первый этап (с 1989 по 1995 год). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.
Второй этап (с 1995 по 2002 год). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.
Третий этап (с 2002 по 2007 год). Включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов – Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 года, Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.
Четвёртый этап. Начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.
Сегодня в Казахстане гармонично сосуществует и развивается огромное разнообразие культур. Наше государство не просто полиэтническое, оно смогло объединить всех граждан и сделать патриотами своей страны.
Казахстанская модель межконфессионального согласия: гармония традиций и религий
Тридцатилетний опыт межконфессионального согласия в Казахстане показывает каких результатов можно достичь, благодаря правильной государственной политике в религиозной сфере, свободе вероисповедания, своевременному выявлению и жесткому пресечению провокаций. Подробности, читайте в материале Strategy2050.kz.
После провозглашения независимости началось активное взаимодействие Казахстана с внешним миром. Многие соотечественники уехали в арабские страны для получения религиозного образования. Зарубежные теологические университеты предоставляли иностранным студентам гранты и стипендии, в то время как в Казахстане не было собственных религиозных образовательных учреждений. При этом нельзя забывать, что долгое время наша страна была в составе атеистического Советского Союза. В советское время верующие испытывали притеснения: под запретом были религиозные обряды, проходили жёсткие задержания и репрессии в отношении духовенства, в бывших культовых сооружениях устраивали склады, проводили дискотеки.
Завершив обучение в ближневосточных университетах и медресе, молодые люди вернулись на родину. Появилась новая проблема: вместе с полученными знаниями они прониклись чуждой для казахстанского менталитета идеологией нетерпимости. Выпускники ближневосточных исламских университетов начали обвинять представителей, традиционного для Казахстана ислама ханафитского мазхаба, в вероотступничестве и нововведениях в исламе. Возникла конфликтная среда внутри мечетей по всей стране. Последователи зарубежных проповедников призывают отказаться от национальных традиций в угоду религиозным положениям. Их главный аргумент: обычаи и традиции мешают исповедовать «чистый» ислам. Но ошибка людей, утверждающих что в Казахстане ислам «неправильный», в том, что они никогда не изучали ханафитский мазхаб. Данная богословско-правовая школа выбрана специально, чтобы гармонично распространить ислам на территориях Казахстана. Ханафитский мазхаб позволяет соблюдать национальные традиции, если нет противоречий нормам шариата. Ошибочно считать ислам, распространенный на территории Казахстана, «нечистым». На протяжении десяти веков казахский народ использовал арабскую вязь, наши предки с давних времен совершали паломничество в Мекку.
Радикальные исламисты объявили запретными наши национальные обычаи, обряды, мудрость народа, которая складывалась веками, практические советы, все что связано с нашим бытом. К примеру, вербовщики деструктивных религиозных течений говорят, что один из свадебных обрядов «Беташар» (обряд знакомства невесты с родней мужа), якобы противоречит нормам шариата. Во время данного обряда невеста совершает небольшой поклон, выражая почтение родственникам мужа. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции обряда выступает проявление уважения. В уважении к старшим нет ничего противоречащего шариату.
К традиции помогать людям, оказавшимся в тяжелом материальном положении, относятся древние обычаи казахского народа «Жылу» и «Асар». Помогали все, но первым делом, конечно, подключались родственники и соседи. Строили новый дом вместо сгоревшего, собирали новое стадо после массового падежа скота от джута. Во всех религиях сказано: надо помогать ближнему. В христианстве милосердие – самая высшая благодетель. В исламе Пророк оказывал всяческую помощь родным людям. То же самое можно сказать и о нашем национальном гостеприимстве, оно продиктовано условиями, в которых жил казахский народ. В первую очередь это большие расстояния между аулами и пастбищами. Если путнику никто не поможет, не накормит, не даст воды, то он никогда не доберется до конечного пункта. В христианском Новом Завете говорится, что гостеприимные люди, сами того не зная, помогли ангелам. В исламе Пророк сказал, что проявивший гостеприимство оказал почтение 70 пророкам.
Для Казахстана крайне важна геополитическая стабильность и безопасность в регионе. Сегодня можно наблюдать как информационные кампании меняют общественные настроения, дискредитируют целые страны и развязывают войну. Информационная война, направленна на подрыв государства изнутри, использует накопившееся напряжение и противоречия в обществе. Социальная стабильность является важнейшим условием дальнейшего развития страны. За годы независимости в Казахстане создана уникальная модель светскости, ставшая основой межнационального и межконфессионального согласия. Люди в нашей стране равны и свободны независимо от их религии или других убеждений.
Казахстан готов делиться своим опытом и оказывать консультативную поддержку по вопросам формирования и укрепления межрелигиозного и межнационального согласия. Наша страна вносит вклад в развитие глобального диалога культур и цивилизаций на площадках Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В шести Съездах лидеров мировых и традиционных религий, состоявшихся в 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018 годах, приняли участие руководители и выдающиеся представители духовенства ислама, христианства, иудаизма, буддизма, синтоизма, даосизма и остальных традиционных религий. Один раз в три года столица Казахстана становится центром притяжения для представителей мировых и традиционных религий.
Айнур Курманалиева, заведующая кафедрой культурологии и религиоведения КазНУ им. аль-Фараби, доктор философских наук, профессор
Елнар Берикбаев, PhD докторант КазНУ им. аль-Фараби
Межэтническое согласие: казахстанская модель
С обретением независимости Казахстана на повестку дня для политических элит, значительной части полиэтнического населения, да и просто едва ли не каждого жителя страны, остро встал вопрос самоидентификации. Кто мы, казахстанцы? Что является определяющим в понятии «нация» в новой постсоветской реальности – происхождение (этническая принадлежность – казах, русский,…
Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: «Кто же мы такие – казахстанцы?» Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации. Безусловно, нынешнее положение дел в национальной сфере, нынешнее самочувствие этнических групп не идет ни в какое сравнение с ситуацией первых лет независимости. Однако говорить о том, что национальный вопрос снят с повестки дня, нельзя. Поскольку стратегической задачей страны определено достижение единства многочисленных национальных групп населения, необходимо на каждом этапе подвергать анализу эффективность реализации этой политики государством и обществом. Национально-государственное строительство усложнило проблему адаптации к новым условиям, так как значительной части людей, оказавшихся вдали от исторической родины, пришлось не только приспосабливаться к рынку, но и решать кардинальный вопрос о гражданской принадлежности в новом качестве.
Республика Казахстан уже прошла ответственный этап государствообразования. Но сегодня этнические меньшинства столкнулись с проблемой самоидентификации. Решать ее можно по-разному. Часть населения думает о возвращении на историческую родину. Другая, не менее значительная часть представителей этнических меньшинств, уже окончательно осознала себя гражданами нового независимого государства и намерена решать свои проблемы только в его рамках.
В то же время на первый план вышла необходимость разрешения другой задачи, которая во многом определяет политическую и социальную стабильность Казахстана, его сегодняшний и завтрашний день – адекватное требованию времени развитие государствообразующей нации – казахов. Проблема заключается в том, что фактически казахи до обретения независимости в 1991 году не являлись реальным государствообразующим этносом, выступая в роли так называемой «титульной нации». На современном этапе назрела потребность в формировании новой национальной идентичности казахов, которая будет базироваться на главной характеристике психологии государствообразующего этноса – моральной ответственности за всех казахстанцев, соотечественников. Именно казахи должны стать остовом консолидированной казахстанской нации. В связи с этим президент Казахстана предупреждал: «Способность этноса к образованию государства проявляется прежде всего в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику».
Очевидно, что критическая фаза постсоветского кризиса пройдена, но сфера межнациональных отношений настолько тонка, что требуется постоянное внимание со стороны государства и общества, особенно в многонациональных странах. Мировой опыт доказывает, что всплески напряженности на этнической почве одинаково присущи как слаборазвитым, так и достаточно стабильным в экономическом отношении государствам. Сегодня эта проблема в значительной части детерминирована переходным периодом и национально-государственным строительством, завтра – возможно, новыми, неожиданными факторами. Но степень ее остроты для нетоталитарных мультиэтнических государств всегда достаточно высока.
Представители авторитетных во всем мире международных организаций, изучая опыт гармонизации межнациональных отношений в Казахстане, отмечают, что он достоин изучения. Вызывает интерес опыт создания правовых гарантий свободного развития всех наций и народностей. Согласно ст. 19 Конституции РК граждане Казахстана «имеют право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Но русский язык, длительное время объединявший многие народы СССР, получил особый статус. Еще в Законе «О языках в Казахской ССР», принятом в 1989 г., казахский язык провозглашался государственным, а русский имел статус языка межнационального общения. Как известно, русскому языку придан статус официального, за это высказалось население Казахстана, принявшее Основной Закон на референдуме в августе 1995 г. Русскому языку в Казахстане ничего не угрожает, большинство казахстанцев свободно им владеет, на русском языке ведутся переговоры, служебная документация, издаются газеты и журналы, читаются лекции, он преподается в различных учебных заведениях. Сегодня 42% школ в Казахстане – с русским языком обучения, почти 49% школьников учатся на русском языке. 24% студентов высших учебных заведений – русские. Около 80% средств массовой информации Казахстана вещают и пишут на русском языке.
Важно подчеркнуть, что гармонизация межнациональных отношений с первых дней независимости объявлена стержнем всей внутренней политики Республики Казахстан. Мы не стремимся к ассимиляции всех в некий унифицированный единый народ и отвергаем любые формы искусственного выдавливания некоренного населения. Мы за то, чтобы каждая нация жила полнокровной жизнью, возрождала свои традиции, культуру, язык, чтобы все казахстанцы имели равные права и возможности независимо от нации и языка, ощущали себя гражданами суверенного Казахстана и гордились этим. Сегодня опыт нашей республики в этом отношении поддерживается и изучается в целом ряде стран.
Можно по-разному оценивать сформировавшуюся в Казахстане взвешенную модель межэтнического согласия, основанную на неуклонном проведении демократических реформ, но практика постсоветского пространства убедительно показывает: там, где переоценили возможности быстрой либеральной демократизации, чаще всего возникали конфликты на национальной почве. Достаточно взглянуть на проблему казахского языка. Прежняя регламентация пресловутого русско-казахского двуязычия уже не могла эффективно работать в посттоталитарных условиях. Императивы нового времени ставили задачу придания казахскому языку большего наполнения, который за годы советского правления был функционально ограничен лишь в сферах бытового общения и классического искусства. Своеобразие же государственного строительства в республике выразилось в том, что национальный суверенитет казахов получил свое развитие в едином контексте государственной самоидентификации всего народа Казахстана как гражданской общности. Определяющим фактором становления национального самосознания, формирования политической нации граждан является развитие государственного казахского языка. Данный процесс должен быть осуществлен от сформировавшегося уже этнического единения достигнуть культурного и языкового единства всех казахстанцев, и уже далее перейти к ценностям нации как сограждан. Следовательно, главнейшей задачей современного этапа развития нашего государства должна стать эффективная политика развития государственного казахского языка.
Совершенно очевидно, что значимость казахского языка в обществе постоянно растет. Как известно, полноценной может быть только та нация, которая имеет живой развивающийся язык, выступающий объединяющим началом. В противном случае, отсутствие языкового единства в обществе влечет за собой социокультурный конфликт, который в свою очередь осложняет формирование единой политической нации.
Выдвинутая Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым идея о развитии триединой языковой политики является логичным продолжением общей стратегии языковой политики в стране.
На сегодняшний день уже подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством культуры и информации и Русской общиной Казахстана по вопросам реализации культурного проекта «Триединство языков». Создание в нашем государстве трехъязычного общества является закономерным и актуальным требованием современности. Главной составляющей программы является казахский язык. На первом из трех этапов реализации данного культурного проекта планируется разработать и внедрить новые программы и методики обучения языкам, открыть воскресные школы, а также привлечь молодежь к научным проектам по развитию государственного языка. Также Министерство культуры и информации совместно с Русской общиной Казахстана планирует в течение этого года провести конкурс знатоков казахского языка среди русской молодежи.
На сегодняшний день вместе с казахами проживают представители множества национальных диаспор (общин). В связи с этим оптимальная модель межэтнического согласия и развития, на наш взгляд, формулируется следующим образом: Казахстан – это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны. Формирование принципиально новой модели этносоциальной структуры общества востребовало к жизни и создание каких-то новых социальных институтов, способных адекватно реагировать на запросы всего спектра полиэтнического социума республики. Объясняется это тем, что возрождение этничности и поиск своей идентичности сами по себе являются частью модернизации и взятые вместе ведут к процессам демократизации как в политической, так и в социальной структурах.
Казахстанская модель межнационального и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества. Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии. Политическая структура Казахстана, дружба народов дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни. Опыт всех полиэтничных стран мира свидетельствует, что межэтнические отношения и межэтническое согласие могут базироваться только лишь на основе равностатусности всех этнических групп.
Мировой опыт полиэтничных стран, собственный опыт Республики Казахстан за годы независимости, позволяющий говорить о формировании эффективной казахстанской модели межэтнического согласия, свидетельствует о том, что реальная межэтническая интеграция, превентивная этнополитика с целью предотвращения значимых межэтнических конфликтов возможна лишь при законодательном закреплении прав всех граждан вне зависимости от расовой, этнической или религиозной принадлежности, жестком контроле со стороны властей за соблюдением этого равноправия на практике, учете и согласовании интересов всех этнических групп в рамках имеющей определенные полномочия и механизмы решения проблем этнического характера. Иного не дано.
Терминологический словарь: Казахстанская модель межэтнического межконфессионального согласия
Сложившаяся система государственной политики и общественных отношений, при которых обеспечивается мирное взаимодействие между различными этносами, а также толерантность и диалог между различными религиями.
На заре независимости эксперты относили Казахстан с его природной полиэтничностью и поликонфессиональностью к числу зон с повышенными конфликтными рисками.
В стране необходимо было восстановить историческое право казахов, как государствообразующего этноса. Помимо этого, нужно было овладеть инструментарием управления религиозными процессами – одной из самых тонких общественных материй. Все эти задачи пришлось решать Президенту РК, во многом применившему нестандартные, креативные подходы и смелые решения.
В результате сформировалась казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Нурсултана Абишеви-ча Назарбаева, главные черты которой заключаются в следующем:
Во-первых, наличие политической воли руководства страны, в результате которой созданы и на системной основе совершенствуются действенные механизмы реализации гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности.
Во-вторых, казахстанская модель сформирована «снизу», на основе гражданской инициативы, конструктивного диалога институтов гражданского общества и государства и органично включена в общественно-политическую систему страны.
В-третьих, уникальной особенностью Казахстана стал статус этнических групп, который является чрезвычайно высоким в гражданско-правовом и общественном отношении. В нашем обществе принадлежность гражданина к любому этносу, к его традициям, языку и культуре пользуется неизменным уважением и доверием.
В-четвертых, представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи является Президент страны – гарант Конституции, и этим подчеркивается ее чрезвычайно высокий статус.
Решения высшего органа Ассамблеи – ежегодной сессии – обязательны к рассмотрению всеми государственными органами.
В-пятых, непосредственное гарантированное представительство этнических групп в Парламенте страны обеспечивается избранием Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса.
В-шестых, в казахстанской модели заложен консолидирующий принцип – «Единство – через многообразие». Стремлению этносов к развитию языка, традиций и культуры оказывается целевая поддержка государства по созданию всех необходимых условий.
В-седьмых, принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что использование этнических вопросов в политических целях недопустимо.
Для политики в сфере межэтнических отношений Казахстана характерны все общепризнанные нормы в рамках основных международных стандартов по защите прав этнических меньшинств.
Очередным шагом в усилении этнополити-ки государства стала Доктрина национального единства Казахстана 2008 года, в которой определены очередные основные цели дальнейшей консолидации казахстанского общества и поставлена задача достижения новой степени интеграции полиэтничного общества – национального единства. Ее положения учтены в Стратегии развития Казахстана до 2020 г., в стратегических планах на 2011–2015 гг. центральных и местных исполнительных органов.
В Доктрине отражены принципы Конституции. Одновременно она содержит ряд творческих инноваций в сфере межэтнических отношений. Обозначен и ряд экономических и социальных предпосылок обеспечения национального единения. Доктрина полностью отвечает цели и задачам форсированного индустриально-инновационного развития страны.
Принципиальным вкладом Доктрины в международный опыт обеспечения прав этнических меньшинств и интеграции полиэтничных обществ является то, что она основана на интегрированных стандартах ОБСЕ в сфере обеспечения и защиты прав этнических меньшинств, а международные рекомендации и стандарты реализованы не на уровне отдельных законов, а определены в качестве стратегических приоритетов развития страны.
В целом, в результате осуществления государственной политики в сфере межэтнических отношений и общественного согласия, сформировалась эффективная политико-правовая, институционально-управленческая модель обеспечения межэтнических отношений и общественного согласия.
В данной модели казахи выступают как культурно-историческое и цивилизационное ядро, в основе которого лежит казахский ментально-исторический и культурно-традиционный фундамент объединительных начал.
Об этом было четко сказано Президентом РК на сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле 2013 г. «Истина проста: без активного участия самих казахов никакое долгосрочное общественное согласие в Казахстане невозможно. Это земля, которая всегда принадлежала нашим предкам. Которая будет принадлежать нашим потомкам. И мы несем прямую ответственность за мир на нашей земле. Толерантность является национальной ценностью и достоянием народа Казахстана. Она сложилась на основе многовековых традиций и культурных норм казахского народа. «Ел-Жұрт», «Жетіата», «қонақжайлық», «асар», «сыйластық», «сабырлылық» – эти понятия лежат в основе миропонимания и жизненного уклада казахов».
За период независимости казахский этнос превратился в высокоурбанизированную нацию и сегодня составляет большинство населения – порядка 65%. Всего же в стране проживают более 100 этносов и этнических групп, которые объединены в рамках Ассамблеи народа Казахстана, созданной в 1995 г. и приобретшей в 2007 г. статус конституционного органа.
Возросла значимость и признание роли государственного казахского языка. В стране реализуется идеология триединства языков, в котором центральное положение занимает казахский язык, а также подчеркнут статус русского и английского языков. В 2010 г. принята Государственная программа развития языков.
Таким образом, консенсус по казахскому языку – есть ключевой пункт казахстанского общественного договора.
На лекции в Назарбаев Университете 5 сентября 2012 г. и затем на II съезде Жас Отана в ноябре 2012 г. Президент РК высказал важную мысль. За более чем 20-летнюю историю независимости, двигаясь вместе, мы создали общность судьбы. Даже если казахстанцы имеют разную национальность, теперь у них гораздо более значительное скрепление единой гражданской общностью. Как говорится в казахской пословице: «Жақсы дос – жаман туыстарынан артық».
За прошедший период Казахстан пережил религиозный ренессанс. Фактически из атеистической страны он превратился в общество, в котором абсолютное большинство считают себя верующими.
На II Съезде лидеров мировых и традиционных религий в 2006 г. Президент РК Н.А. Назарбаев назвал 5 основных принципов межконфессионального мира.
Во-первых, это – законодательное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания.
На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Страна присоединилась к 40 международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе, к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
Во-вторых, мы исходим из обязанности государства создавать равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций.
В 2011 г. в нашей стране было создано Агентство по делам религий. В том же году принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в соответствии с требованиями которого проведена перерегистрация религиозных объединений. На момент принятия указанного закона в стране имелась 4551 религиозная община, представленная 46 конфессиями и деноминациями. По результатам перерегистрации в настоящее время в религиозном поле страны функционируют свыше 3100 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 17 конфессий.
В силу этно-демографических особенностей Казахстан относят к странам исламского мира, поскольку примерно 70% населения страны тяготеет к мусульманской религии. Однако доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.
Примечателен рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий. За годы независимости количество православных приходов возросло в 4 раза, в 2 раза – католических. Действуют более 500 протестантских и нетрадиционных религиозных объединений, в стране также функционируют 5 иудейских и 2 буддистские общины.
В-третьих, важным направлением является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане.
Мы постоянно стремимся добиваться полноценного диалога между конфессиями, поощряя религиозные организации к совместному участию в общественной и культурной жизни страны, помогая в реализации многообразных общественных инициатив. Это дает свои плоды.
С 2006 г. в стране важнейшие религиозные праздники ислама и христианства объявлены выходными днями.
Не случайно Казахстан стал местом проведения четырех Съездов лидеров мировых и традиционных религий. В октябре 2008 г. в Астане прошел форум Министров иностранных дел исламских стран «Общий мир: прогресс через разнообразие», в 2010 г. – Саммит ОБСЕ, в 2011 г. – Совещания Министров иностранных дел (СМИД) стран Организации Исламского сотрудничества.
В качестве мер превентивного характера был введен запрет на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а также на создание политических партий на религиозной, этнической и на любой другой основе, способной подчеркивать естественные различия между людьми и выводить их на уровень политического противостояния.
Пятый принцип. Казахстан считает важным обеспечение условий для свободного общения конфессий со своими религиозными центрами и в целом выступает за активное сотрудничество мировых конфессий.
В 2001 г. страну посетил Папа Римский Иоанн Павел II, в 1995, 2010 и 2012 гг. – Патриарх Московский и всея Руси.
Казахстан признан в качестве образца межконфессионального мира и согласия.
Мы бережно сохраняем наши традиционные ценности, видя в поликонфессиональном многообразии неистощимое богатство и источник силы, один из залогов нашей конкурентоспособности в быстроменяющемся современном мире.
Мониторинг религиозной ситуации показывает, что сохраняется устойчивый тренд самоидентификации большей части казахстан-цев с религиями. По данным социологических исследований, удельная доля респондентов, отнесших себя к верующим, в конце 2012 г. составила 77,6%. Вместе с тем, дифференцированный подход показывает, что преобладают непрактикующие верующие – 56,5%.
Население поддерживает сложившуюся практику межконфессионального диалога и консенсуса, предполагающую доминанту светского формата и мягкую протекцию традиционным конфессиям – в соответствии с долей их последователей в демографической структуре общества.
Казахстан продолжает конструктивно воплощать свои модельные принципы организации религиозной жизни и за пределами страны. В 2010 г. Казахстан прошел этап председательства в ОБСЕ, в 2011 году принял председательство в Организации Исламская Конференция, которую инициировал переименовать в Организацию Исламского сотрудничества – ОИС.
Напомним, терминологический словарь по Стратегии-2050 размещен на информационном портале Strategy2050.kz. Справочник разработан казахстанскими учеными, он должен стать хорошим пособием для изучения и полного понимания стратегического документа. С полной версией словаря можно ознакомиться здесь.