в чем суть каббалы

Каббала для начинающих

Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыИллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыГравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлека­тельность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыИллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library

Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На пер­вый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния опреде­лили, в частности, каббалисти­ческое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эмана­ции, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.

В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».

Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыГравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

Эко, Борхес и другие

У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыКаббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library

Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)

На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыКаббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library

Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)

После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.

Книга и лекция Эллиота Волфсона

Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.

Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.

Христианская каббала

Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формиро­вании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникно­вение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возмож­ности для комментирования, а впо­следствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.

К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на англий­ский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалыДжованни Пико делла Мирандола © New York Public Library

Чего читать не стоит

Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.

Источник

Каббалистическое учение

про­то­и­е­рей Ана­то­лий Тригер

(из курса лекций по биб­ле­и­стике)

После паде­ния Иеру­са­лима в 70 г. нашей эры еврей­ский народ всту­пил в новый период своего суще­ство­ва­ния, суще­ство­ва­ния в рас­се­я­нии. В этот период были зало­жены основ­ные черты совре­мен­ной иудей­ской диас­поры. Един­ствен­ным сред­ством для сохра­не­ния своего наци­о­наль­ного лица и рели­ги­оз­ного един­ства стала обще­при­знан­ная власть рели­ги­оз­ного закона, кото­рая и объ­еди­нила всю рас­се­ян­ную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иеру­са­лима не суще­ство­вало – штат хра­мо­вого духо­вен­ства упразд­нился, остался только класс зако­но­учи­те­лей, кото­рый стал един­ствен­ным зако­но­да­тель­ным авто­ри­те­том. Дис­ци­плина закона с этого вре­мени стала для евреев основ­ным спо­со­бом защиты целост­но­сти и непри­кос­но­вен­но­сти, духов­ной тер­ри­то­рии нации. Учи­теля, фари­сеи с удво­ен­ным рве­нием созда­вали мно­го­чис­лен­ные «ограж­де­ния» устных зако­нов, «бре­мена неудо­бо­но­си­мые», как назвал их Хри­стос. Эти законы со вре­ме­нем соста­вили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Зако­но­по­ло­же­ния и тра­ди­ция пра­во­вер­ных иудеев строго осуж­дала и пре­сле­до­вала всякие попытки евреев зани­маться фило­со­фией и умо­зри­тель­ными нау­ками. Есть Закон и его только над­ле­жит испол­нять и изу­чать. Именно в этой дог­ма­тич­ной среде и роди­лись раз­лич­ные миро­воз­зрен­че­ские тече­ния «сек­тант­ского» типа.

Само слово «каб­бала», бук­вально с древ­не­ев­рей­ского обо­зна­чает – пре­да­ние. После­до­ва­тели гово­рят о тайном учении, кото­рое суще­ство­вало издревле парал­лельно учению Торы и про­ро­ков. Оно было сооб­щено пер­вому чело­веку Адаму Кад­мону, сосре­до­то­чив­шему в себе потен­ции миро­вого бытия. Затем совер­шен­ней­ший чело­век – Адам, пере­дал его своему сыну – Сифу, а он в свою оче­редь своему,– и так далее. Непо­нят­ным обра­зом тайное учение пре­по­да­ется Авра­аму, кото­рый решает его пись­менно зафик­си­ро­вать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотво­ре­ния». Эта книга и есть пер­во­ис­точ­ник каб­балы. Неко­то­рые из каб­ба­ли­стов счи­тают, что книга напи­сана самим Богом и дана Адаму. Вторым источ­ни­ком каб­балы явля­ется книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каб­ба­ли­сти­че­скому пре­да­нию напи­сана она уче­ни­ком рав­вина Аккибы. Древ­няя руко­пись дошед­шая до нас напи­сана на ара­мей­ском языке в Касти­лии в конце XIII в. и при­над­ле­жа­щая, по-види­мому, Моисею Лион­скому (Моше де Леон). Кото­рый пред­по­чел её однако выдать за насле­дие тал­му­ди­че­ского муд­реца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что ника­кого науч­ного под­твер­жде­ния о про­ис­хож­де­нии каб­балы и каб­ба­ли­сти­че­ских книг нет. В книгах Вет­хого Завета нет ни одного слова, кото­рое бы наме­кало на суще­ство­ва­ние у евреев до Вави­лон­ского плена какого – либо парал­лель­ного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иеру­са­лим­ском и Вави­лон­ском Тал­му­дах, об этом сви­де­тель­ствуют. Там гово­рится, что у иудеев на период созда­ния Мишны, уже суще­ство­вало некое тайное мисти­че­ское учение о сотво­ре­нии мира, о При­роде Боже­ства; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому пере­да­вали. Даже были случаи сума­сше­ствия в резуль­тате увле­че­ния данным уче­нием, поэтому его не каж­дому дове­ряли. В Тал­муде оно боль­шей частью обо­зна­ча­ется наиме­но­ва­нием «Merkavah» – «колес­ница». Име­ется в виду колес­ница про­рока Иезе­ки­иля, кото­рую он видел. Эту колес­ницу каб­ба­ли­сты очень изощ­ренно истол­ко­вы­вали. В 16–17 веках ученые взя­лись за изу­че­ние этих книг и пришли к заклю­че­нию, что первая книга «Sefer Yesirah», кото­рая упо­ми­на­ется в Тал­муде, напи­сана во вре­мена первых тан­наев т.е. после Ездры. Что каса­ется книги «Sefer ha Zohar» то выяс­нено, что в насто­я­щем виде она пред­став­ляет собой сбор­ник раз­но­вре­мен­ных каб­ба­ли­сти­че­ских пре­да­ний и про­из­ве­де­ний, из кото­рых самые древ­ние отно­сятся к пер­вому, а самые позд­ней­шие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позд­нее про­ис­хож­де­ние, ясно, что тексты имеют более древ­нюю устную тра­ди­цию.

Sefer Yesirah

Книга напи­сана миш­на­ид­ским языком, т.е. смесью хал­дей­ского с еврей­ским. Харак­тер­ный текст как и в Мишне, отли­ча­ется чрез­вы­чай­ной сжа­то­стью, отры­воч­но­стью и обры­вом логич­но­сти кон­тек­ста. В ней изла­га­ется исто­рия о том, как пра­о­тец Авраам оста­вил покло­не­ние звез­дам и стал покло­няться Еди­ному Веч­ному Богу, далее откры­ва­ется моно­лог Авра­ама с дока­за­тель­ствами един­ства и пре­муд­ро­сти Творца, кото­рые выве­дены из созер­ца­ния един­ства и порядка наблю­да­е­мого тво­ре­ния. Опре­де­ля­ется ана­ло­гия, суще­ству­ю­щая между пред­ме­тами, зна­ками и мыс­лями, т.е. рас­смат­ри­ва­ются сред­ства через кото­рые Пре­муд­рость рас­кры­ва­ется людям и между ними хра­нится, это:

Трид­цать два эле­мента миро­зда­ния, к кото­рым отно­сятся не только 10 пер­во­чи­сел (как в гре­че­ском Пифа­го­ре­изме) но и 22 буквы еврей­ского алфа­вита. Соеди­нен­ные вместе они назы­ва­ются «трид­цать два таин­ствен­ных пути Пре­муд­ро­сти».

Трак­тат о десяти «Сефи­ро­тах» или отвле­чен­ных поня­тиях, своего рода идеях, в кото­рых Неопре­де­ли­мый Бог при­хо­дит к опре­де­лен­но­сти в ста­диях или эма­на­циях своего смыс­ло­вого само­раз­вер­ты­ва­ния, ана­ло­гич­ных «эонам» гно­сти­цизма («Венец, Муд­рость, Разу­ме­ние, Милость, Сила, Состра­да­ние, Веч­ность, Вели­чие, Основа, Цар­ство»); соот­но­ше­ние этих гипо­ста­зи­ро­ван­ных атри­бу­тов бога изоб­ра­жа­лось в виде «Древа Сефи­рот». После Сефи­ро­тов, или учения о суще­стве все­лен­ной, изла­га­ется другое учение о том, каким обра­зом посред­ством 22 букв еврей­ской азбуки рас­кры­ва­ется Боже­ствен­ный Замы­сел в мире.

Sefer ha Zohar

Книга больше по объему, нежели преды­ду­щая, также напи­сана на миш­на­ид­ском языке, состоит из двух отдель­ных частей: 1. Ком­мен­та­рии на Пяти­кни­жие, в кото­ром бес­по­ря­дочно изло­жено каб­ба­ли­сти­че­ское учение о при­роде Бога, Мира и Души чело­века; 2. Сбор­ник про­из­ве­де­ний: «Вечный Пас­тырь», «Вели­кий Собор», «Малый собор» и т.д.

Осно­вой учения, содер­жа­щейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и мате­рия и форма все­лен­ной. Его суб­стан­ция нахо­дится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпе­ча­ток или символ Его Разума. Схожую идею, но с хри­сти­ан­ским содер­жа­нием, встре­чаем мы в бого­сло­вии св. Мак­сима Испо­вед­ника.

Каб­ба­ли­сти­че­ские методы

Каб­бала соеди­нила пан­те­и­сти­че­ские постро­е­ния нео­пла­то­низма и мифо­ло­гемы гно­сти­цизма с иудей­ской верой в Библию, как мир сим­во­лов. Осно­вы­ва­ются они пре­иму­ще­ственно на осо­бен­но­стях еврей­ского алфа­вита, кото­рый состоит из 22 соглас­ных. Про­из­но­ше­ние и смысл слова фак­ти­че­ски зави­сят от того, какие глас­ные к этому слову можно под­ста­вить; эта осо­бен­ность, – есть воз­мож­ность нахо­дить в словах иной смысл. Другим важным обсто­я­тель­ством было то, что числа тоже обо­зна­ча­лись бук­вами. Отсюда основ­ной каб­ба­ли­сти­че­ский закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.

Разные слова могли иметь одно и то же чис­ло­вое зна­че­ние, в этом случае если одно слово заме­нить рав­но­знач­ным по чис­ло­вому зна­че­нию другим словом, то появ­ля­ется совер­шенно иной смысл. Клас­си­че­ский пример: «число зверя» в Апо­ка­лип­сисе – 666. Чис­ло­вое зна­че­ние имеет несколько вари­ан­тов имен – слов, многие пони­мали под этим числом имя рим­ского импе­ра­тора – Нерон. Одни и те же буквы еврей­ского алфа­вита, в начале и в конце слова, имеют разные напи­са­ния, это тоже исполь­зо­ва­лось в каб­бале. Основ­ных каб­ба­ли­сти­че­ских мето­дов – три.

Гемат­рия – осно­вы­ва­ется на уже упо­мя­ну­том чис­ло­вом зна­че­нии, кото­рое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заме­нять другим, равным ему по чис­ло­вому зна­че­нию. Этот метод рас­про­стра­ня­ется и на целые пред­ло­же­ния. Напри­мер, если выра­же­ние из первой главы книги Бытия [руах элогим] – «Дух Божий» раз­ло­жить на числа:

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалы

В сумме полу­ча­ется число 300. А число 300 имеет своё зна­че­ние, и его уже заме­няют новым полу­чив­шимся зна­че­нием, как будто этот смысл тут содер­жался.

Нота­ри­кон – в нём сов­ме­щены два метода. Согласно пер­вому под­пункту, каждая буква одного слова при­ни­ма­ется за началь­ную букву целого слова. Слово пре­вра­ща­ется в пред­ло­же­ние. Напри­мер, слово [бере­шит] в 1‑й главе книги Бытия. К каждой букве при­де­лы­вают целое слово, кото­рое начи­на­ется с этой буквы.

Каждая буква слова стала нача­лом дру­гого слова: «В начале видел Бог, что Изра­иль должен при­нять закон».

Таким спо­со­бом были открыты, напри­мер, имена 72‑х анге­лов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали началь­ными в назва­нии имен Анге­лов.

Вторая часть этого метода – когда чис­ло­вые зна­че­ния заме­ня­ются бук­вен­ными. Тот же самый метод, только в чис­ло­вом оформ­ле­нии. Допу­стим, слово имеет число 700. Мы его раз­ло­жим на цифры и под­ста­вим буквы. Полу­чится другое слово. Отра­же­ние этого содер­жится в книге Прит­чей Соло­мо­но­вых. Она состоит из несколь­ких частей. Там есть отдель­ный раздел «Притчи Соло­мона». Он содер­жит 375 притч, по числу имени Соло­мона.

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалы

Тимура – осно­ван на пере­ста­новке букв. Пишется в 2 строчки еврей­ский алфа­вит одна буква под другой. Потом в тексте верх­няя буква вза­и­мо­за­ме­няет нижнюю (или наобо­рот).

в чем суть каббалы. Смотреть фото в чем суть каббалы. Смотреть картинку в чем суть каббалы. Картинка про в чем суть каббалы. Фото в чем суть каббалы

Если где-то в тексте встре­ча­ется א, его можно заме­нить ת.

Созда­ются совер­шенно новые слова путем под­мены одной буквы другой. А поскольку огла­совки нет, то глас­ные можно при­ста­вить любые, отсюда – можно найти любой смысл.

Это – основ­ные методы каб­балы. Суще­ство­вали и другие раз­лич­ные, более мелкие методы.

Набор раз­лич­ных вари­а­ций созда­вал новый смысл, кото­рый, якобы, таин­ственно скры­ва­ется в тексте Свя­щен­ного Писа­ния.

Это каб­ба­ли­сти­че­ское учение, несмотря на то, что оно суще­ство­вало в рамках орто­док­саль­ного иуда­изма, очень повре­дило в деле изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния, потому что вместо истин­ного изу­че­ния и извле­че­ния смысла, кото­рое мы назы­ваем Откро­ве­нием Божиим, заклю­чён­ным в тексте, то есть то, что Бог хотел пере­дать людям, каб­ба­ли­сты полу­чали измыш­ле­ния, кото­рые под раз­ными пред­ло­гами потом навя­зы­ва­лись людям,- как извле­чён­ные из Свя­щен­ного Писа­ния. Поэтому Свя­щен­ное Писа­ние от этого ста­но­ви­лось настолько непо­нят­ным и неиз­вестно для чего суще­ству­ю­щим, что люди не могли про­биться к Откро­ве­нию Божию. Оно покры­ва­лось заве­сой каб­ба­ли­сти­че­ской бол­товни. А поскольку учение тайное, люди не знали про­ис­хож­де­ния этих измыш­ле­ний и счи­тали это за какую-то муд­рость. И сами каб­ба­ли­сты слыли муд­ре­цами. Поэтому каб­ба­ли­сти­че­ское учение посте­пенно стало после Сред­не­ве­ко­вья изжи­ваться из оби­хода иуда­изма. Сейчас хотя это учение суще­ствует, но все выводы и раз­лич­ные тол­ко­ва­ния Писа­ния каб­ба­ли­сти­че­ским спо­со­бом к руко­вод­ству уже не при­ме­ня­ются.

Сама по себе каб­бала ничего осо­бен­ного не пред­став­ляет. В каждой рели­гии есть нестан­дарт­ные спо­собы раз­мыш­ле­ния. Но впо­след­ствии, в Сред­ние века, ее методы, мани­пу­ли­ро­ва­ние бук­вами, чис­лами и попытки с помо­щью этого нахо­дить таин­ствен­ный смысл в Свя­щен­ном Писа­нии и других книгах, взяли на воору­же­ние так назы­ва­е­мые гер­ме­ти­че­ские (оккульт­ные) науки. Каб­бала стала в этих науках своего рода – азбу­кой. В свою оче­редь услу­гами каб­балы вос­поль­зо­ва­лись масон­ские обще­ства. Каб­бала к концу Сред­не­ве­ко­вья поте­ряла свой изна­чаль­ный замы­сел. Неко­то­рые рав­вины про­дол­жали ей зани­маться в тра­ди­ци­он­ном смысле, а так она стала сим­во­ли­че­ским языком тайных обществ. Поэтому иногда в лите­ра­туре можно уви­деть каб­ба­ли­сти­че­ские сим­волы, кото­рые к каб­бале не имеют ника­кого отно­ше­ния и напол­нены содер­жа­нием тех «тайных учений», кото­рые ей вос­поль­зо­ва­лись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *