в чем суть каббалы
Каббала для начинающих
Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library
Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek
В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлекательность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).
Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library
Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На первый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния определили, в частности, каббалистическое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эманации, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.
В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».
Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.
Гравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek
Эко, Борхес и другие
У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.
Каббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library
Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)
На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.
Каббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library
Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)
После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.
Книга и лекция Эллиота Волфсона
Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.
Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.
Христианская каббала
Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формировании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникновение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возможности для комментирования, а впоследствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.
К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на английский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.
Джованни Пико делла Мирандола © New York Public Library
Чего читать не стоит
Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.
Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.
Каббалистическое учение
протоиерей Анатолий Тригер
(из курса лекций по библеистике)
После падения Иерусалима в 70 г. нашей эры еврейский народ вступил в новый период своего существования, существования в рассеянии. В этот период были заложены основные черты современной иудейской диаспоры. Единственным средством для сохранения своего национального лица и религиозного единства стала общепризнанная власть религиозного закона, которая и объединила всю рассеянную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иерусалима не существовало – штат храмового духовенства упразднился, остался только класс законоучителей, который стал единственным законодательным авторитетом. Дисциплина закона с этого времени стала для евреев основным способом защиты целостности и неприкосновенности, духовной территории нации. Учителя, фарисеи с удвоенным рвением создавали многочисленные «ограждения» устных законов, «бремена неудобоносимые», как назвал их Христос. Эти законы со временем составили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Законоположения и традиция правоверных иудеев строго осуждала и преследовала всякие попытки евреев заниматься философией и умозрительными науками. Есть Закон и его только надлежит исполнять и изучать. Именно в этой догматичной среде и родились различные мировоззренческие течения «сектантского» типа.
Само слово «каббала», буквально с древнееврейского обозначает – предание. Последователи говорят о тайном учении, которое существовало издревле параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму Кадмону, сосредоточившему в себе потенции мирового бытия. Затем совершеннейший человек – Адам, передал его своему сыну – Сифу, а он в свою очередь своему,– и так далее. Непонятным образом тайное учение преподается Аврааму, который решает его письменно зафиксировать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотворения». Эта книга и есть первоисточник каббалы. Некоторые из каббалистов считают, что книга написана самим Богом и дана Адаму. Вторым источником каббалы является книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каббалистическому преданию написана она учеником раввина Аккибы. Древняя рукопись дошедшая до нас написана на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Лионскому (Моше де Леон). Который предпочел её однако выдать за наследие талмудического мудреца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что никакого научного подтверждения о происхождении каббалы и каббалистических книг нет. В книгах Ветхого Завета нет ни одного слова, которое бы намекало на существование у евреев до Вавилонского плена какого – либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах, об этом свидетельствуют. Там говорится, что у иудеев на период создания Мишны, уже существовало некое тайное мистическое учение о сотворении мира, о Природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали. Даже были случаи сумасшествия в результате увлечения данным учением, поэтому его не каждому доверяли. В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием «Merkavah» – «колесница». Имеется в виду колесница пророка Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты очень изощренно истолковывали. В 16–17 веках ученые взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что первая книга «Sefer Yesirah», которая упоминается в Талмуде, написана во времена первых таннаев т.е. после Ездры. Что касается книги «Sefer ha Zohar» то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к первому, а самые позднейшие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.
Sefer Yesirah
Книга написана мишнаидским языком, т.е. смесью халдейского с еврейским. Характерный текст как и в Мишне, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и обрывом логичности контекста. В ней излагается история о том, как праотец Авраам оставил поклонение звездам и стал поклоняться Единому Вечному Богу, далее открывается монолог Авраама с доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства через которые Премудрость раскрывается людям и между ними хранится, это:
Тридцать два элемента мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом Пифагореизме) но и 22 буквы еврейского алфавита. Соединенные вместе они называются «тридцать два таинственных пути Премудрости».
Трактат о десяти «Сефиротах» или отвлеченных понятиях, своего рода идеях, в которых Неопределимый Бог приходит к определенности в стадиях или эманациях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «эонам» гностицизма («Венец, Мудрость, Разумение, Милость, Сила, Сострадание, Вечность, Величие, Основа, Царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «Древа Сефирот». После Сефиротов, или учения о существе вселенной, излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается Божественный Замысел в мире.
Sefer ha Zohar
Книга больше по объему, нежели предыдущая, также написана на мишнаидском языке, состоит из двух отдельных частей: 1. Комментарии на Пятикнижие, в котором беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Бога, Мира и Души человека; 2. Сборник произведений: «Вечный Пастырь», «Великий Собор», «Малый собор» и т.д.
Основой учения, содержащейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и материя и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпечаток или символ Его Разума. Схожую идею, но с христианским содержанием, встречаем мы в богословии св. Максима Исповедника.
Каббалистические методы
Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию, как мир символов. Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита, который состоит из 22 согласных. Произношение и смысл слова фактически зависят от того, какие гласные к этому слову можно подставить; эта особенность, – есть возможность находить в словах иной смысл. Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами. Отсюда основной каббалистический закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.
Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение, в этом случае если одно слово заменить равнозначным по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Классический пример: «число зверя» в Апокалипсисе – 666. Числовое значение имеет несколько вариантов имен – слов, многие понимали под этим числом имя римского императора – Нерон. Одни и те же буквы еврейского алфавита, в начале и в конце слова, имеют разные написания, это тоже использовалось в каббале. Основных каббалистических методов – три.
Гематрия – основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия [руах элогим] – «Дух Божий» разложить на числа:
В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.
Нотарикон – в нём совмещены два метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение. Например, слово [берешит] в 1‑й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы.
Каждая буква слова стала началом другого слова: «В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон».
Таким способом были открыты, например, имена 72‑х ангелов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали начальными в названии имен Ангелов.
Вторая часть этого метода – когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы. Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притчей Соломоновых. Она состоит из нескольких частей. Там есть отдельный раздел «Притчи Соломона». Он содержит 375 притч, по числу имени Соломона.
Тимура – основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).
Если где-то в тексте встречается א, его можно заменить ת.
Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, отсюда – можно найти любой смысл.
Это – основные методы каббалы. Существовали и другие различные, более мелкие методы.
Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.
Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям,- как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни. А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после Средневековья изживаться из обихода иудаизма. Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются.
Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в Средние века, ее методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании и других книгах, взяли на вооружение так называемые герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода – азбукой. В свою очередь услугами каббалы воспользовались масонские общества. Каббала к концу Средневековья потеряла свой изначальный замысел. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала символическим языком тайных обществ. Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к каббале не имеют никакого отношения и наполнены содержанием тех «тайных учений», которые ей воспользовались.