в чем суть герменевтики
Что такое историческая герменевтика? Какие представители герменевтики?
Содержание:
Протестантский философ и теолог Шлейермахер первым начал разрабатывать философскую мысль в восемнадцатом веке. Ранее герменевтика встречалась в период Античности и Средневековья. Современный мыслитель написал ряд трудов, рассуждающих о понимании, интерпретации и других суждениях направления.
Главная цель – выявить принципы передачи мыслей автора читателю через текст. Он искал способы определения индивидуальности, своеобразности. Мыслитель сравнивал диалектику и герменевтику, считая их противоположными понятиями.
Что такое герменевтика
Герменевтика – это философия, предмет которой понимание, его теоретическое и практическое восприятие. Культура, окружающий мир, бытие человека, язык влияют на то, как он воспринимает произведение. Герменевтикой называется процесс исследования интерпретации, влияющих на нее факторов. Философское направление названо в честь Бога по имени Гермес. Он известен как посредник между Божеством и обществом. Его задачей было передать Божьи слова человеку, донести Его волю.
Герменевтика – философский метод, ориентированный на решение двух проблем:
Основной идеей направления является убеждение, что существование подразумевает понимание. Философия появилась, когда потребовалось понимать и истолковывать тексты. Средневековая герменевтика, представители которой старались расшифровать Библию, постепенно развивалась. Фома Аквинский один из первых начал заниматься расшифровкой текста Священного Писания. Современные приверженцы направления: Рикер, Гадамер, Хайдеггер, Шлейермахер и другие.
Герменевтика – кратко и понятно
Философское направление подразумевает процесс анализа. Мыслители рассматривают понимание, движение к истинному толкованию текстов. Жизненный опыт оказывает большое влияние на восприятие информации. Значение имеет бытие, окружающее читателя.
Человеческое общение – это главная ценность, единственный доступный мир. Оно позволяет правильно истолковать культуру, традиции, ситуации. Конгениальность – это творческое совпадение между авторскими мыслями и мыслями читателя. Это одно из ключевых понятий философского мышления, раскрывшего универсальную трактовку понимания:
Герменевтика – основные идеи
Герменевтика – это в философии определение понимания текстовой интерпретации информации. Философский взгляд базируется на фундаментальных идеях:
Герменевтика как философствование
Герменевтика (в переводе с древнегреческого – толкование) – философское учение, согласно которому формой существования бытия и формой его познания является понимание.
Специфика герменевтики состоит в том, что объект познается не сам по себе, а через его восприятие субъектом.
За время существования герменевтика определялась по-разному.
В зависимости от области и цели применения можно выделить следующие подходы:
1. искусство интерпретации (толкования) любых текстов, независимо от их жанра;
2. специальная дисциплина в разных сферах познания и деятельности человека:
филологии (филологическая герменевтика), юриспруденции (юридическая герменевтика), богословии (теологическая герменевтика) и т.д.;
3. искусство постижения чужой индивидуальности: психологическая герменевтика;
4. учение о принципах гуманитарных наук;
5. теория понимания, постижения смысла;
6. учение о человеческом бытии: философская герменевтика.
В отличие от других, не менее значимых философских направлений 20 века, становление герменевтики имеет давнюю историю.
Как метод толкования речей и текстов герменевтика восходит к античности.
Как самостоятельное философское направление формируется на протяжении ХХ века преимущественно в Германии и представлен именами Вильгельма Дильтея (1833–1911 гг.), Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.) и Ганса-Георга Гадамера (1900–2002 гг.).
Кроме немецкой школы, аналогичные проблемы решаются также во французской (П. Рикер, М. Фуко, Р. Барт и др.) и англо-американской (Серль, Джеймсон, Рорти и др.) философии.
1. Генезис и взаимодействие герменевтики и философии:
исторический аспект.
Само слово «герменевтика» переводится как «толкование» и восходит к имени древнегреческого бога Гермеса. Будучи покровителем торговли, стад и дорог, он расставлял своеобразные дорожные указатели – гермы, которые не должны были позволить путникам сбиться с правильного пути.
Но, являясь также вестником богов, он должен был сообщать людям волю богов. Чтобы разъяснить слова бессмертных, Гермес переводил их на человеческий язык.
Так в самом слове «герменевтика» соединились три похожих, но не тождественных, значения – толкования, понимания и истины.
Поскольку герменевтика развивалась как толкование божественного слова, то первыми толкователями были оракулы – экзегеты (от греч. ex;g;sis – толкование), хотя само понятие «герменевт» – толкователь («hermeneus») возникло позже.
Гесиод и Эсхил называли так интерпретаторов гомеровского эпоса, которые пытались передать тайный смысл поэм Гомера понятным языком.
Так наряду с толкованием религиозных истин постепенно формируется традиция истолкования художественных сочинений.
Дальнейшее развитие античной герменевтики связано с деятельностью софистов.
Изменения, произошедшие к этому времени как в жизни древнегреческих полисов, так и с языке, потребовали новой интерпретации гомеровского эпоса, а также сочинений более поздних поэтов.
Что же касается древнегреческой философии, возникшей в VII – VIвв. до н.э., использования герменевтики в ней не обнаруживается.
Как сказано выше, внимание античных мыслителей привлекали поиски первоначал, первоэлементов, из которых состоит Космос.
Само греческое слово «космос» означает «строй, порядок, мир, Вселенная».
Философы игнорировали чужие взгляды и тексты, в которых эти взгляды излагались. Примером может служить «Метафизика» Аристотеля. В I главе философ излагает представления о первоначалах своих предшественников.
Но цель его состоит не в разъяснении читателям альтернативных точек зрения. Напротив, мыслитель показывает несостоятельность их рассуждений, чтобы на этом фоне продемонстрировать истинность собственной концепции.
Труд Аристотеля «Об истолковании» посвящен не правилам исследования чужих текстов, а использованию грамматических форм, чтобы лучше выразить собственную мысль.
Проникновение христианства в Римскую империю (куда входила и Греция), способствовало формированию в герменевтике двух тенденций:
I. герменевтика развивается как самостоятельная дисциплина;
II. герменевтика сближается с философией.
I. Развитие герменевтики реализуется
1. в переводческой деятельности;
2. в интерпретации текстов Священного писания;
3. в возникновении юридической герменевтики.
Особо отметим, что на базе формальной логики и теологии возникает схоластика, религиозная философия, главный метод постижения Бога, вплоть до поиска доказательств его существования.
В текстах Священного писания Бог открывает себя людям.
Поэтому именно текст в средневековой герменевтике является носителем истины, выступая по отношению к толкователю в качестве объективной реальности.
Задача интерпретаторов состоит исключительно в анализе существующего текста, используя те же самые схоластические методы, что и философия.
В эпоху Возрождения философию и герменевтику сближает отрицательное отношение к схоластике как форме мышления и методу познания и интерпретации.
В эпоху Реформации, когда возрос интерес к Священному писанию, реконструкция сохраняет свое значение в качестве герменевтического метода.
Библейские тексты пытаются очистить от множества истолкований, восстановить их первоначальный смысл.
Большое значение для герменевтики имела предпринятая Лютером попытка перевести Библию на немецкий язык.
В Новое время предметом философского интереса становится познание и его ключевые методы. Декарт разрабатывает собственную теорию познания и критериев истины. Согласно Декарту рационализм является единственным адекватным методом познания, а разум, т. е. – способность мыслить, – единственным доказательством подлинности существования человека.
В это же время возникают разные социальные концепции, основанные на принципах рационального мироустройства.
Вершиной рационализма Нового времени является эпоха Просвещения с ее культом Разума как основания справедливого социального порядка.
Стремление к рациональному переустройству мира закончилось Французской Революцией, что способствовало дискредитации просветительских идей и самого рационализма.
Представления о разумности мироустройства, сформулированные еще философами античности, оказались поколебленными.
В конце XVIII века в европейской культуре зарождается принципиально новое направление – Романтизм.
Он возникает, прежде всего, как отказ от научного познания действительности, отказ от систематизации как от искусственного, неорганического соединения несвязанных между собою частей.
Рациональной теории познания философы романтизма противопоставили эстетику – теорию чувственного познания, систематизации – духовное единство человека и природы.
В центре внимания романтиков – внутренний мир человека, предмет исследования – художественное творчество.
Литература и искусство теперь воспринимаются как формы полноценного отражения действительности со всеми ее светлыми и темными сторонами.
Это зафиксировано в самом названии направления – слово «Романтизм» происходит от литературного жанра романа, который его представители трактовали как «жизнь в форме книги».
Изменение отношения к тексту изменило отношение к герменевтике – из инструмента интерпретации написанных на бумаге слов она становится методом познания отраженной в тексте действительности.
2. Становление философской герменевтики.
В становлении философской герменевтики можно выделить три этапа:
Принципиальным для каждого из этих подходов к герменевтике является перенос акцента с истолкования на понимание.
Шлейермахер определяет герменевтику как искусство понимания, а не искусство интерпретации.
Дильтей видит в понимании метод непосредственного постижения духовной целостности,
и, наконец, Хайдеггер трактует понимание как свойство человеческого бытия, человеческого жизненного мира.
Для трансформации герменевтики из методологии в философию принципиальное значение имели: отрицание рациональной методологии и связанных с нею субъектно-объектных отношений; онтологизация содержания текста; онтологизация существования человека.
1. Отрицание рациональной методологии, как отмечалось ранее, началось в эпоху Романтизма.
Романтикам не нравилось в рационализме стремление к предельной объективизации, что вело к абстрагированию и объекта исследования, и самого исследователя.
Объект рассматривался изолированно от всех естественных связей и качеств, которые признавались «второстепенными».
Личность исследователя фактически «выносилась за скобки», при этом человек играет роль «мыслящего субъекта».
2. Онтологизация текста означает придание ему статуса самостоятельного существования. Этот процесс начался в Средние века и был обусловлен самим значением Священного писания.
В эпоху Возрождения процесс реконструкция античных текстов включал в себя попытки исследователей воссоздать образ жизни людей того времени. Деятели Романтизма видели в художественном тексте отраженную в книге реальность.
Постепенно понимание «текста» расширяется: исследователи восходят от письменного источника, в котором соединяются личность автора и историческая реальность его существования, к языку, как системе знаков.
С одной стороны, язык есть субъективное творение человека, поскольку является результатом его деятельности.
С другой стороны, язык представляет собой объективную реальность, в рамках которой и осуществляется бытие человека.
3. Основные методы философской герменевтики в сопоставлении с методами традиционной философии.
Большое значение «цепочке вопросов и ответов» придавал Гадамер, рассматривая его в знаменитой работе «Истина и метод».
Принцип предпонимания заключается в том, чтобы сформулировать некое исходное предположение, которое должно положить начало процессу постижения сути вопроса.
Этот принцип означает первоначальный, временный этап на пути к более глубокому пониманию. Впоследствии, по мере углубления понимания, постепенно станет очевидным, какие именно из аспектов нашего предварительного понимания подтверждаются, а какие, напротив, следует изменить.
Герменевтический круг является наиболее известным методом герменевтики. Он основан на взаимозависимости целого и части.
Еще Шлейермахер писал, что полное знание всегда предполагает цикличность, поскольку часть невозможно понять без целого, и наоборот.
Суть этого метода станет очевидной из следующего примера. С одной стороны, чтобы понять человека, необходимо его узнать, но с другой – именно то, что человек говорит, и дает возможность его узнать.
Герменевтический круг можно понимать двояко.
Первая трактовка акцентирует внимание на взаимосвязи частей и целого в тексте. Чтобы разобраться в грамматических составляющих текста, надо понять его в целом, но для этого требуется понять и истолковать каждую его часть.
Именно так составляются комментарии. Каждая фраза требует тщательного изучения, но ее трактовку необходимо корректировать в свете смысла всего предложения, параграфа и даже книги. Но ведь и книгу нельзя понять, не ра¬зобравшись в значении отдельных слов, фраз и разделов.
С другой стороны, интерпретация текста начинается с его условного предвари-тельного понимания. Например, чтобы понять математическое уравнение, человек должен иметь хотя бы какое-то представление о математике. Это и есть предварительное понимание, о котором говорилось выше.
Герменевтика – методология интерпретации
Вопрос о том, как лучше всего определить значение определенного текста, всегда был главной задачей любых исследователей. Попытки понять истинный смысл слов автора, разгадать его мысли и послания предкам занимали умы многих, кто так или иначе связывал свою жизнь с трактованием человеческих сообщений.
Данное направление стало настолько популярным, что было выделено в отдельную область исследований – герменевтику, и приобрело ряд последователей.
Действительно ли авторы произведений вкладывали определенный смысл в свои работы, оставляя подсказки последующим поколениям, или это всего лишь домыслы исследователей? Существует ли единый взгляд на трактовку послания или каждый человек видит то, что близко ему на данный период времени? Об этом и многом другом поговорим в данной статье.
Значение и происхождение герменевтики
Герменевтика – одно из направлений философии, занимающееся анализом условий понимания. Философы-герменевтики исследуют, например, как наши культурные традиции, история, язык и природа влияют на интерпретацию [OUPblog, 2017].
Герменевтика как методология интерпретации занимается проблемами, которые возникают при работе со значимыми человеческими действиями и продуктами таких действий, особенно с текстами [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016]. Если говорить кратко, то герменевтика описывает интерпретацию смыслов – объяснение, анализ, комментарий.
Первоначально применяемая к толкованию Библии, она включала в себя достоверные прочтения плюс экзегезу (комментарий о том, как следует применять полученные знания). В XIX веке герменевтика стала рассматриваться как общая теория интерпретации, относящаяся к текстам любого описания.
История термина «герменевтика» (от греческого глагола hermeneueuein – интерпретировать) восходит к античной философии. Древнегреческий философ Платон использовал данное слово, обращаясь к поэтам как к «герменевтам божественного», а его ученик Аристотель написал первый дошедший до нас трактат по герменевтике, в котором показал, как сказанные и написанные слова могут являться выражением внутренних мыслей [OUPblog, 2017].
Философ Дэвид Хой прослеживал происхождение данного термина от греческого бога Гермеса, который, среди прочего, был изобретателем языка и переводчиком между богами и человечеством [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].
На самом деле, основные проблемы, которые была призвана решить герменевтика, преобладали в жизни человека и неоднократно и последовательно требовали рассмотрения. Первоначально она возникла как ответ на дебаты об интерпретации библейских писаний.
Представители Римско-католической церкви считали, что истинное значение библейских текстов может рассматриваться только через призму традиции. Реформаторы, наоборот, полагали, что некоторая версия истинного значения этих библейских текстов могла быть получена от современных, обычных читателей, многие из которых не были знакомы с основными канонами католической церкви.
Вскоре после этого немецкий философ Фридрих Аст предложил новый взгляд на герменевтику. Он считал, что она представляет собой нечто большее, чем просто интерпретацию библейских текстов. По мнению Аста, герменевтика включала в себя попытку воссоздать в максимально возможной степени первоначальное намерение автора путем анализа текста, не ограничиваясь при этом линзами исторической или религиозной традиции или современной культуры [Literary Theory and Criticism, 2016].
В области качественных исследований термин «герменевтика» по-прежнему имеет значение «интерпретация». Интерпретация – это повсеместная деятельность, разворачивающаяся всякий раз, когда люди стремятся понять информацию, значимую для них. Однако ее глубина и тип и объект менялись на протяжении всей истории [Literary Theory and Criticism, 2016].
Сегодня в сфере качественных методов слово «герменевтика» кажется взаимозаменяемым с термином «феноменология». Они тесно связаны, но на самом деле имеют разные значения. И феноменология, и герменевтика – это способы анализа, используемые исследователями для интерпретации данных. Эти два режима разделяют основополагающее предположение, что к интерпретации текста или артефакта следует подходить при помощи различных точек зрения.
Традиционная герменевтика (включая библейскую) относится к истории интерпретации письменных текстов, особенно в области литературы, религии и права.
Современная герменевтика охватывает не только вопросы, связанные с письменным текстом, но и все, что связано с процессом интерпретации. К ней относятся вербальные и невербальные формы общения, а также аспекты, влияющие на общение, такие как предположения, предварительное понимание, значение и философия языка и семиотика [Literary Theory and Criticism, 2016].
В наше время герменевтика занимается интерпретацией и пониманием человеческих действий сквозь призму политических, культурных, экономических и социальных институтов. Как методологическая дисциплина, она предлагает набор инструментов для эффективного решения проблем трактования человеческих действий, текстов и другого значимого материала [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2016].
Современная герменевтика также должна задаться вопросом, как цифровая революция меняет условия понимания текстов. Например, кодировки текста уже являются интерпретацией, а различные параметры поиска представляют тексты через определенный, предварительно выбранный фокус [OUPblog, 2017].
Герменевтические подходы к значению тематизированы и используются во многих академических дисциплинах: археологии, архитектуре, исследованиях окружающей среды, международных отношениях, политической теории, психологии, религии и социологии. В частности, философская герменевтика уникальна тем, что вместо того, чтобы использовать особый подход к значению, она связана с природой значения, понимания или интерпретации.
Философская герменевтика
Герменевтика в философии ставит перед собой не только задачу – лучше всего интерпретировать конкретный текст, но и более глубокий вопрос о том, что вообще значит интерпретация этого самого текста. Другими словами, данная методология использует в качестве объекта исследования сам процесс интерпретации и ищет практики, призванные объяснить его суть [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].
Философская герменевтика берет свое начало в трудах немецкого филолога XIX века Фридриха Аста, содержащих раннюю формулировку основных компонентов того, что позже стало известно как герменевтический круг. Аст писал, что основным принципом всякого понимания является циклический процесс интерпретации частей через целое и целого через части.
Для Аста понимание текста означало определить его внутренний смысл или дух и понять диалектическую связь между частями данного произведения и целым. То, что философ называл герменевтикой духа, включало, в свою очередь, развитие понимания духа писателя, его эпохи и попытку идентифицировать одну идею. В этом процессе, по его мнению, интерпретатор должен был всегда помнить об историческом периоде, в котором создавался текст [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].
Таким образом, философскую герменевтику можно альтернативно описать как философию понимания или философию значения. Данное направление стремится к прозрачности процесса интерпретации на пути к более точному определению смысла [Internet Encyclopedia of Phylosophy, 2020].
Центральная проблема философской герменевтики состоит в том, как сделать процесс трактования максимально объективным в свете очевидного факта, что все значения устанавливаются через фильтр субъективности по крайней мере одного интерпретатора.
Юридическая герменевтика
Юридическая герменевтика уходит корнями в философскую герменевтику. Именно в правовом поле так необходимо правильное толкование законов для справедливого разрешения любых спорных ситуаций. Чтобы упорядочить данный процесс юридическая герменевтика задает следующие вопросы:
Через исследование этих вспомогательных вопросов данное направление герменевтики играте решающую роль, помогая толкователю законов достичь более высокого уровня саморефлексии в отношении процесса интерпретации. С этой точки зрения, именно благодаря повышенной прозрачности процесса трактования создаются более объективные оценки.
Стоит отметить, что подобные вопросы следует задавать себе не только в рамках юридической герменевтики. Правильная саморефлексия, понимание себя и своих особенностей, а также способность адекватно оценивать происходящее вокруг – ключ к счастливой и успешной жизни. Онлайн-программа «Когнитивистика» способна решить эти и многие другие задачи, которые при правильном подходе позволят раскрыть потенциал абсолютно любого человека.
В рамках господствующей философии права юридическая герменевтика наиболее тесно связана с юридическим толкованием и концептуально позиционируется между двумя основными областями философии права: юридическим позитивизмом и теорией естественного права.
Юридический позитивизм основан на мнении, что нет необходимой связи между законом и моралью и что закон не обязан ни своей легитимностью, ни своим авторитетом моральным соображениям. Действительность закона для правового позитивиста определяется не его моральным содержанием, а определенными социальными фактами [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2020].
Различные взгляды на герменевтику
Немецкий философ Вильгельм Дильтей развивал мысль своего коллеги Фридриха Шлейермахера о «герменевтическом круге» – парадоксе, который возникает из того факта, что читатель не может понять ни одну часть текста, пока он не поймет весь текст целиком. Ученые полагали, что невозможно понять целое, пока не будут поняты отдельные его части [Literary Theory and Criticism, 2016].
Дильтей перенес идеи герменевтики из теологического дискурса в философию. Его прежде всего интересовали смысл, сущность и понимание. Он постулировал разницу между «пониманием» и «объяснением» как основную разницу между гуманитарными и естественными науками.
По мнению американского педагога и литературного критика Эрика Дональда Хирша, действительная интерпретация предполагает толкование желаемого автором смысла. Такая конструкция учитывает кругозор и образ мыслей автора, его ожидания – общие, культурные и общепринятые [Literary Theory and Criticism, 2016].
Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог, профессор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте утверждал, что возможности герменевтического анализа ограничены. Он отмечал, что этот способ анализа рассматривает интерпретацию только с точки зрения повседневного языка, а не с точки зрения форм социальной жизни [Literary Theory and Criticism, 2016].
Немецкий философ Фридрих Август Вольф определил герменевтику как науку о правилах, по которым определяется значение знаков. Эти правила указывали для Вольфа на знание человеческой природы. Согласно Вольфу, как исторические, так и лингвистические факты играют надлежащую роль в процессе интерпретации и помогают нам понять органическое целое, которым является текст. Главной задачей, которую ставил перед собой философ, было достижение высокого уровня диалога между автором текста и его читателем [Literary Theory and Criticism, 2016].
Немецкие философы Мартин Хайдеггер и Ханс-Георг Гадамер были одними из самых ярких представителей идей герменевтики. Они полагали, что интерпретация литературы прошлого возникает из спора между прошлым и настоящим. Наша настоящая перспектива определенно связана с нашим прошлым. В то же время прошлое можно понять только через ограниченную перспективу настоящего. Таким образом, участие читателя в создании смысла также становится значительным, поскольку интерпретация текста зависит от знаний, предположений, культурного фона, опыта, которыми он владеет [[Literary Theory and Criticism, 2016].
Мартин Хайдеггер разработал две ключевые концепции, отражающие его отношение к интерпретации: dasein («быть там» или «быть здесь») и «бытие-в-мире». С помощью данных концепций Хайдеггер пытался подчеркнуть, что быть человеком значит, быть активным и вовлеченным в общение с другими людьми, а не находиться в определенном статичном состоянии.
По мнению философа, не существует изолированных человеческих субъектов, отделенных от мира. Жизнь для людей – это «бытие в мире», термин, призванный подчеркнуть отсутствие четких барьеров между людьми и контекстами или схемами понимания, в которых они находятся. Данный факт открывает людям понимание, что то, кем они являются, влияет на то, как они трактуют те или иные вещи. Другими словами, понимание для Хайдеггера – это процесс оценки для конкретного человека или группы людей в мире [Literary Theory and Criticism, 2016].
Однако Мартин Хайдеггер подчеркивал, что объект и субъект неотделимы. Он считал, что людей «бросают» в этот мир и что контекст этого мира будет определять их взгляды. Герменевтика по Хайдеггеру утверждает, что посредством изучения общих утверждений о бытии, сформулированных через диалог, тексты и части текстов, можно выявить общие верования и практики.
Ханс-Георг Гадамер расширил работу Хайдеггера по герменевтике. Он подчеркнул важность изучения исторического и культурного сознания, заложенного в артефактах. Он утверждал, что наше восприятие мира в первую очередь не теоретическое, а практическое. Мы не оцениваем объекты нейтрально на расстоянии, но они открываются нам, когда мы перемещаемся в уже существующей совокупности значимых отношений [OUPblog, 2017].
Гадамер уделял большое внимание идее раскрытия «предрассудков» как объекта, так и субъектов. Актуальность современных тенденций в качественных исследованиях этого типа герменевтики заключается в том, что он призывает исследователя отслеживать свои предубеждения во время самого процесса исследования.
Вместо того, чтобы вовремя пресекать эти предубеждения, мыслители, изучающие данный вопрос, делают их неотъемлемой частью исследования. Гадамер предлагает критическую форму герменевтики, посредством которой при анализе разговоров, посредством текстов или других артефактов, становятся видимыми молчаливые предположения и предрассудки, присущие определенной расе, полу или культуре [META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 2012].
Другой ключевой элемент философской герменевтики Гадамера – настойчивое утверждение о том, что интерпретация, понимание или значение не могут иметь место вне практического применения. Для Гадамера трактование – это больше, чем просто объяснение или толкование. Помимо этого, изучение конкретного текста всегда и обязательно происходит через призму текущих проблем и интересов.
Идеальным способом понять что-то для Гадамера является беседа или диалог, в ходе которого возникает вопрос. Этот вопрос становится предметом обсуждения, темой разговора. По мере продолжения беседы появляется мнение, которое как раз и станет точкой «слияния горизонтов» между точками зрения или предубеждениями участников разговора. Это слияние и есть понимание истинного смысла [META: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy, 2012].
Гадамер отмечал, что традиционные методы герменевтики ошибочны и противоречат реальности, в которой бытие и интерпретируемое понимание переплетаются. На традиционных путях к истине истина и метод расходятся. Традиция – это мировоззрение, система понимания, структура идей и верований, посредством которых данная культура воспринимает и интерпретирует мир. Методы же, используемые в западной традиции, не приведут к истине.
Таким образом, как сами вещи, так и участники разговора вместе создают как тему разговора (вопрос), так и ответ. Вместе они порождают истину. Более того, все это происходит в рамках традиции, которая придает легитимности и веса генерируемому значению.
Заключение
Герменевтика – это искусство понимания и самопознания. Данный процесс часто выходит за рамки простого логического анализа и общих принципов толкования. Изначально этот термин использовался мыслителями, которые обсуждали, как божественные послания или мыслительные идеи выражаются на человеческом языке.
Герменевтика возможна и в повседневной жизни, когда мы интерпретируем действия наших друзей или пытаемся выяснить, что, например, увольнение с работы означает в контексте нашей истории жизни. Мы действительно понимаем объект, слово или факт только тогда, когда они имеют смысл в нашем собственном жизненном контексте и, таким образом, говорят с нами осмысленно. В таких случаях важно не впадать в крайности: не закрывать глаза на очевидные послания, которые до нас пытаются донести, но и не становиться параноиками, видящими во всем скрытый смысл.