в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Что такое франшиза простыми словами

Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.

Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).

Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).

Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.

Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.

Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.

Из чего состоит франшиза

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.

Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.

Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.

Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.

Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.

Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы

Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.

Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.

Какие каналы используются для контроля франчайзи:

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:

Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.

По характеру сотрудничества:

По типу работы на территории:

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Есть и другие понятия:

Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:

Медиафраншиза (франшиза в кино)

Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.

Франшиза в страховании

Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:

При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:

При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:

Также выделяют франшизы:

Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).

Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.

О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.

Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:

При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.

Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.

Плюсы и минусы франшизы

Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.

В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.

В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?

Как выбрать франшизу

После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.

Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.

Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:

Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.

Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.

Общение с продавцом

Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.

Полнота данных в интернете

Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.

В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.

Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.

Как купить франшизу

Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.

Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.

Часто задаваемые вопросы

1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)

Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.

В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.

По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.

В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.

Источник

Франчайзинг – что это такое? Объясняем простыми словами

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Понятие франчайзинга. Терминология

Франчайзинг – это тип отношений между двумя или более субъектами рынка, при котором один субъект передает другому права на ведение бизнеса под собственным брендом за определенную плату.

Субъект, передающий право, называется франчайзором.

А тот, кто это право получает – франчайзи.

Платеж за передачу прав называется паушальным взносом.

Передаваемый комплекс прав и обязательств как раз и есть франшиза.

Предприятие, открытое франчайзи, называется франчайзинговым предприятием.

Не-франчайзинговые филиалы компании называются собственными предприятиями.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Есть две компании, первая – успешная и опытная, вторая – начинающая. Первая (франчайзор) передает второй (франчайзи) право использовать свой бренд, свой накопленный опыт в ведении бизнеса, а вторая ей за это платит. На что получает права вторая компания:

Это основные компоненты франшизы, в каждом конкретном предложении какого-то из пунктов может не быть, либо добавлены еще какие-то права.

Модель, при которой франчайзи только начинает свой путь в бизнесе, наиболее распространена. Однако некоторые приходят во франчайзинг уже действующими и опытными бизнесменами. Причина – невозможность вывести свой бизнес на более высокий уровень своими силами, либо потребность в диверсификации доходов.

Плюсы и минусы франчайзинга

Говоря о «плюсах и минусах» франчайзинга, важно понимать, что это двусторонние отношения и то, что является преимуществом для одной стороны, может для другой быть недостатком. Поэтому стоит потенциальные выгоды и риски от такого соглашения для каждой из сторон.

Что франчайзор получает от продажи франшизы:

Что франчайзи получает от покупки франшизы:

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Кроме выгод у этой деятельности, как и у любой другой, есть свои риски и подводные камни:

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия

Как франчайзинговые отношения регулируются российским законодательством? Какой договор следует заключать при оформлении партнерства – договор франчайзинга, лицензионный или договор коммерческой концессии? Обо всем по порядку.

Итак, в российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и, соответственно, «франчайзингового договора» тоже нет. Вместо него используется термин «коммерческая концессия», а характер отношений регулируется главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».

Но эта статья не обязывает любую компанию, назвавшуюся «франшизой», заключать именно такой договор. Поэтому франчайзинговые отношения в России оформляются разными договорами. Среди них:

Подробнее о каждом из договоров вы можете прочесть в нашем материале.

При этом российские власти часто анонсируют различные программы по развитию или субсидированию франчайзи (реже – франчайзоров). В большинстве случаев для участия в программах необходимо подписание именно договора коммерческой концессии.

На данный момент наиболее распространенный вид франчайзинга (он же «франчайзинг бизнес-формата»). Это тип отношений, при котором управляющая компания регламентирует и превращает в стандарты все процессы своей работы, после чего обучает и контролирует их соблюдение партнерами. Он, в свою очередь, делится на три подвида:

Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора

Получает долю с продаж продукции.
Меньшие затраты на оборудование и логистику

Получает долю с продаж продукции

Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине

Продает франчайзи товар по цене выше себестоимости
Увеличивает узнаваемость бренда

Зарабатывает на разнице закупочной и розничной цены

Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда, если последний готовится прямо на предприятии)

Получает паушальный взнос и роялти
Увеличивает узнаваемость бренда

Всю прибыль от оказания услуг (после вычета роялти, налогов и т.д.) забирает себе.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Деловой франчайзинг отличает то, что франчайзи в нем – автономный предприниматель, открывающий предприятие на собственные средства. Франчайзору он платит только за его интеллектуальную собственность и за оказываемые услуги, например, обучение или контроль. Этим он отличается от обратного франчайзинга.

Система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи – в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях.

«Компромиссный» вариант – мягкий франчайзинг. При нем франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.

«Компромиссный» вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.

Форма франчайзинга – характер полномочий франчайзи в рамках определенной территории. Большинство договоров включают в себя конкретную территорию, в рамках которой франчайзи может открыть свое предприятие – форма регламентирует «свободу франчайзи» в рамках этой территории.

Один договор – одно предприятие. В тексте прописывается право открыть предприятие только по конкретному адресу. Для открытия новой точки франчайзи нужно будет подписывать новый договор. Конкуренция между франчайзи обычно минимальная.

Множественный франчайзинг (multi-unit)

Франчайзи получает право на открытие нескольких точек на территории, но и франчайзор может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма может практиковаться в компаниях с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.

Развитие территории (эксклюзив)

Франчайзи получает право на открытие нескольких предприятий на территории, при этом никому другому на нее права не продается.

Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзор на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти и т.д. Этот способ еще называют субфранчайзингом.

Прямой франчайзинг – наиболее распространенная форма. При этом формы не являются взаимоисключающими: если франчайзи один в регионе, он может получить эксклюзив, а далее, если в этом регионе есть потенциал для быстрого роста, стать мастер-франчайзи по региону.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

В силу неопределенной ситуации с термином «франчайзинг» в российском законодательстве, посчитать точное количество франшиз в России невозможно. По примерным подсчетам их около 5000. Так что примеры компаний, развивающихся по этой системе, можно найти в любой сфере и с любыми инвестициями.

Франшиза Додо Пицца

Сеть пиццерий, которую почти 10 лет назад основал Сергей Овчинников, сегодня разрослась до уровня международной. Это один из примеров успешного развития франшизы. Компания выстроила мощную бизнес-систему с собственным программным обеспечением (Dodo IS) и стандартами работы. Открыть по франчайзингу Додо Пиццу можно, внеся за нее паушальный взнос – 413 тысяч рублей. В целом, стартовый капитал понадобится размером не меньше 5 миллионов рублей.

Обычно люди, далекие от бизнеса, в качестве образца франчайзинга приводят McDonalds. Действительно, это одна из самых известных франшиз, сформировавших этот рынок в его современном виде. Однако такая франшиза доступна очень небольшому (нескольким сотням) человек в России – для ее открытия требуются десятки миллионов рублей, собственное помещение и большой бизнес-опыт.

Если же рассматривать предложения, доступные (как по деньгам, так и по требованиям) обычным людям, то их можно найти в нашем каталоге франшиз. В нем представлено 1500 компаний (на момент написания статьи) и есть подробная информация по каждому предложению.

Франчайзинг и франшиза. В чем разница?

Итак, как мы писали выше, франчайзинг — это прежде всего отношения двух субъектов бизнеса, и их цель — взаимовыгода. У одной стороны есть коммерческий опыт, деловая репутация и комплекс исключительный прав, а другая сторона хочет всё это приобрести и пользоваться. Так, франчайзи получает возможность открыть реально работающий и прибыльный бизнес без лишних рисков, а франчайзор в зависимости от условий соглашения получает прибыль либо от самой купли-продажи франшизы, либо от периодических отчислений франчайзи, либо за счёт продажи ему товара для реализации. Не стоит также забывать о дополнительных отчислениях, например, о рекламной плате.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Основой, на которой строятся взаимоотношения сторон является договор франчайзинга, о котором мы также писали в соответствующем разделе. В свою очередь франшиза — это объект договора франчайзинга. Это те блага, которые приобретает франчайзи, то есть это и модель ведения бизнеса, и бренд, и технологии, и обучение от франчайзора, и инструменты маркетинговой политики, и многое другое.

А вот как пользоваться предоставленными правами, технологиями и различными материалами определяет франчайзинговый пакет. По сути, франчайзинговый пакет — это набор документов, включающий комплект правовых документов (договор коммерческой концессии, сопутствующие ему дополнительные соглашения и другое), а также бренд-бук и бизнес-бук.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Брендбук — это руководство по правильному использованию бренда, который приобрел франчайзи. Это описание фирменного стиля, правила оформления мест продаж и дизайн офиса, это логотипированная продукция, например, униформа, автотранспорт и упаковка. Иногда выделяют ещё и мерчендайзингбук (требования к ассортиментному ряду и *POSm) и логобук (применение графического знака).

Бренбук является для франчайзи инструкцией по идеологии и легенде бренда, он рассказывает, как позиционировать бренд, включает правила использования элементов идентификации (Stylebook) их размещения в рекламе (Adbook).

Благодаря бизнес-буку франчайзи знает, какую вести стратегию развития, ценовую политику, какие в компании стандарты и методы продвижения, какие требования к месторасположению торговых точек. В общем, это все те нормы, которые должен соблюдать франчайзи для правильного ведения бизнес-процессов. По сути, это руководство к действию, проработанное до мелочей, программа поведения в часто встречаемых ситуациях. Линия поведения, которой должен придерживаться франчайзи.

* POSm — Point of Sales materials, материалы, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товара непосредственно на местах продаж. Например, логотипированные стойки, ценники, брелоки, кружки, плакаты.

Слово franchise пришло из французского языка, где обозначало льготу или особое право. Впервые термин начал использоваться в XVI веке в Англии для обозначения прав епископатов, в том числе на организацию и сбор доходов с торговли. Однако этим словом могли обозначаться и другие права: так до сегодняшних дней дошли права на использование антуража и персонажей вымышленного мира (медиафраншиза), право на невыплату части суммы ущерба при страховании (франшиза в страховании) и право на именование спортивной команды (спортивная франшиза). Но их было еще больше, например, Оксфордский словарь английского языка включает и такое значение как «избирательное право».

Схожа с франчайзингом была английская система «связанных домов». Пивовары договаривались с владельцами постоялых домов о том, что они будут продавать свое пиво на их территории, за долю от дохода. Впоследствии в Германии компания SPATEN развила эту идею, требуя продажи в тавернах только брендированного пива – это был один из первых случаев передачи прав на товарный знак.

В колониальный период английская система раздачи прав была применена и в Америке. Но здесь было важное отличие: в отличие от епископств, привязанных к конкретному месту, права в Америке раздавались людям, которые на этой территории ранее не жили. Они могли брать другие территории, а право не было неотъемлемым. Такая система была уже гораздо ближе к современному франчайзингу.

В середине 1850-х годов компания-производитель швейных машин Singer была близка к краху из-за низких продаж. Машины были лучше, чем у конкурентов, но и стоили они дороже. На организацию сети магазинов у компании денег не было. Было принято решение отдать независимым предпринимателям – лицензиатам – право на продажу машин на определенной территории, в обмен на лицензионные отчисления. Это был первый пример товарного франчайзинга – т.е. такой модели отношений, при которой франчайзи продает от имени франчайзора товар и зарабатывает на разнице оптовой и розничной цены. Однако Singer пошли еще дальше – их представители учили клиентов шить на машинке и ремонтировали машинки в случае поломки. Что можно считать одним из первых примеров сервисного франчайзинга.

Опыт Singer был не очень удачным. Отсутствие единого стандарта по ведению продаж приводил к тому, что представители давали клиентам большие скидки, как следствие, выгода для франчайзора была минимальной. Но этот эксперимент стал примером для других американских компаний.

Аптекарь Джон С.Пембертон запатентовал в 1886 году состав напитка, известного сегодня как Coca-Cola. Чтобы быстро захватить американский рынок, он дал нескольким другим производителям право производить этот напиток под брендом Coca-Cola. Это – один из первых примеров производственного франчайзинга, при котором франчайзи не просто продает, но сам производит продукт.

Еще один аптекарь, Джастин Дарт, объединил 40 других аптекарей в «кооператив продавцов», работавших под одним брендом Rexall. Скорее всего, это был первый случай, когда компания начала развиваться по франчайзингу с первого дня ее основания.

Толчок развитию франчайзинга в США дала зарождающаяся автомобильная индустрия. Автомобиль был товаром новым и необычным, никто не знал точно, как его продавать. General Motors первыми внедрили систему, при которой они продавали свой товар через независимые автосалоны. Позже к ним присоединись две другие компании «большой детроитской тройки»: Ford и Chrysler. В 30-е годы массовое производство автомобилей привело к повышенному спросу на бензоколонки – они тоже стали открываться по франшизе, причем, в отличие от автосалонов, они открывались уже под конкретным брендом.

В довоенный период франчайзинг ассоциировался, в основном, с перепродажей или оказанием простых услуг под вывеской бренда. Франчайзи работали без стандартов, франчайзоры их особо не контролировали. Ситуация изменилась только в конце 50-х годов.

В 1955 году Рэй Крок купил право на развитие сети McDonalds. Крок ввел систему стандартов, которые должны были неукоснительно соблюдаться на каждой точке по всей Америке. Он стал брать с франчайзи долю от дохода, а не фиксированную сумму и не продавал им втридорога ингредиенты. Франшиза продавалась на каждый отдельный ресторан, а не штат или город. Эта модель развития, названная деловым франчайзингом, сегодня стала стандартом и синонимом слова «франчайзинг». Справедливости ради, стоит сказать, что такие системы работали уже с конца XIX века (например, сеть железнодорожных ресторанов Harvey House или салоны красоты Марты Матильды Харпер), но обычно локализовались в одном или нескольких штатах.

В то же время была построена федеральная сеть автодорог, и Америка пережила бум франшиз фаст-фуда, многие из которых всемирно известны сегодня: KFC (возникшая еще до войны), Burger King, Subway. Но мода на франчайзинг привела в эту сферу мошенников, из-за чего популярность франчайзинга в 60-х упала. Итогом стало государственное регулирование франчайзинга – сегодня в США каждый франчайзор должен раскрывать информацию о своей компании. Этот документ называется FDD и включает 23 пункта, в т.ч. список всех аффилированных лиц, финансовую отчетность компании и т.д. С появлением этого документа ситуация оздоровилась и сейчас франчайзинг на Западе вновь переживает свои лучшие годы.

в чем суть франшизы. Смотреть фото в чем суть франшизы. Смотреть картинку в чем суть франшизы. Картинка про в чем суть франшизы. Фото в чем суть франшизы

Франчайзинг в России

Первые западные франшизы начали «проникать» еще в СССР. Самое известное событие – открытие первого ресторана McDonalds в Москве в 1990 году. В 1990-92 годах все крупные западные франчайзинговые компании зарегистрировали товарные знаки в российском Роспатенте, после чего начали продавать мастер-франшизы местным компаниям. Франчайзинг в 90-х был, в основном, западной экспансией на российский рынок. Исключением были компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб», которыми руководил Владимир Довгань, один из первых российских бизнесменов, использовавший термин «франшиза». К концу 90-х действовало уже несколько десятков российских франшиз.

В «нулевые» франчайзинг перестал быть экзотикой, хотя российских франшиз все еще было мало. Появились компании, занимавшиеся франчайзинговым консалтингом и разработкой франшиз. Одной из первых была компания FRANSH Стратегия роста, запустившая в 2006 году каталог франшиз БИБОСС. Большинство франшиз в этот период были из Москвы и Санкт-Петербурга.

Подробнее о франчайзинге в России и роли портала БИБОСС в его становлении можно почитать в соответствующей статье Википедии.

Международного франчайзингового права не существует, в каждой стране есть своя, в той или иной степени проработанная, законодательная база.

Соответственно, каждый раз, когда франчайзор из одной страны подписывает договор с франчайзи из другой, он должен прописывать, нормам какой из стран должен соответствовать договор и чей суд будет решать конфликты. Чаще всего это законы страны, в которой действует франчайзор. Однако международные франшизы имеют дело с тысячами франчайзи по всему миру, и подписание договоров и решение конфликтов может занимать у них все время.

Поэтому практически все международные компании работают либо создают в стране собственное юридическое лицо, подчиненное «центру», либо продают на территорию страны мастер-франшизу.

Чтобы передавать по договору товарный знак, даже если он уже зарегистрирован как международный, франчайзор должен подтвердить его в местном органе управления, занимающемся регистрацией интеллектуальной собственности. В России это – Роспатент. Если продается мастер-франшиза, то товарный знак регистрируется на зарубежную управляющую компанию и передается по договору коммерческой концессии. Мастер-франчайзи же подписывает со своими партнерами в стране договор субконцессии. Чаще всего эти договоры – калька с оригинального, который франчайзор подписывает с партнерами в своей стране.

Когда заходит речь о «международном франчайзинге», чаще всего упоминаются франшизы из США, реже – Европы. Однако большой сегмент рынка в России представлен франшизами из стран-соседей – Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ. Эти компании часто работают не по договору коммерческой концессии, а по другим, например, договору поставки или оказания услуг. В этом случае договор может подписываться с компанией из другой страны напрямую.

Франчайзинг в туризме

Туристическая отрасль в нашей стране сейчас переживает не лучшие времена. После резкого падения количества выездных туристов в 2015 году (что было связано с ограничениями на выезд госслужащих и перепадами курса доллара), объемы туристических поездок постепенно восстанавливались и к 2019 году достигли «докризисных» значений. Однако «корона-кризис» 2020 года ударил по этой отрасли сильнее остальных, потому что такой бизнес невозможно перевести в онлайн или как-то быстро перестроить формат. Границы постепенно открываются, однако страх людей перед заражением еще долго будет сдерживать рост числа поездок. Поэтому в данной нише останутся только крупные игроки, которые могут диверсифицировать бизнес или просто переждать кризис. Справедливо это и для франчайзинга: игроков на этом рынке, развивающихся по франшизе, осталось менее десятка.

Видео с нашего канала: «Франчайзинг простыми словами»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *