в чем суть фильма прометей

Прометей: В бесконечных поисках Создателя…

Несмотря на кое-какие глуповатые моменты фильм мне очень понравился. Есть в нем что-то такое, что дает повод серьезно задуматься. Потому без долгого предисловия сразу перейду к делу. Для начала несколько слов о сюжете.

Межзвездная экспедиция

Начинается все на берегу огромной реки. Человек громадного роста стоит на обрыве и пьет какую-то жидкость. После чего в его теле происходят необычные изменения, оно полностью разрушается и гигант погибает. Затем действие перемещается в будущее в 2089 год. В горной местности исследователи находят нечто необычное. В пещере на скале они видят наскальный рисунок, который дает толчок для межзвездной экспедиции.

Спустя еще несколько лет в 2093 году корабль «Прометей» летит в космическом пространстве. Его команда спит и только биоробот Дэвид бодрствует. Время свое он проводит с пользой: занимается спортом, изучает иностранные языки и считывает воспоминания главной героини. Именно эти воспоминания и дают ему возможность поближе узнать Элизабет Шоу.

Но вот приходит время всем просыпаться и только теперь члены команды могут узнать, куда они летят, зачем и кто за этим стоит. Экспедицию финансирует большая компания, а летят они в далекую звездную систему на единственную планету, которая пригодна для жизни. Это та самая планета, которая много раз повторяется в рисунках разных народов.

Один из таких рисунков и нашли наши ученые в той самой пещере. По словам докторов Шоу и Холлоуэй, на этой планете живут гиганты, Создатели людей. И наши герои таки найдут своих прародителей, вот только встреча эта будет совсем не радостной.

Кто послал экспедицию?

Питер Вэйланд – такой себе богатый старикан, который мечтает о бессмертной жизни. О Дэвиде он отзывается с теплотой, называет почти своим сыном, и тут же пренебрежительно замечает, что тот не может оценить многих вещей, ибо не имеет души.

Дэвид слушает все это не моргнув глазом. Хотя мне кажется, уже на тот момент, Дэвид понимал, о чем идет речь. И кстати, Вэйланд перед смертью подтверждает, что не у всех есть шанс к бессмертию даже после смерти. не потому, что нет послесмертного существования, а потому что некоторые и вправду растворяются в небытие. А почему это уже другой вопрос.

Они знали, на что идут…

Капитан. Хоть у него и незначительная роль в этой истории, но она одна из самых главных. Он такой себе весельчак, заботится о членах команды. Но когда речь зашла о жизни и смерти, он без колебаний выбрал второй вариант. Мне кажется, он поступил бы так, даже если бы на борту была вся команда в сборе.

Ни малейших сомнений, никакого страха, только четкая уверенность в том, что он не может позволить какой-то заразе уничтожить Землю. Да и его помощники-пилоты оказались настоящими героями. Не особо размышляя, тут же ринулись в бой. Наверное, в такие команды подбирают если не смертников, но что-то около того.

Аналогично поступил и Чарли Холлоуэй. Понимая, что внутри него сидит и развивается какая-то зараза, он предпочел умереть. Хотя доктор Шоу была сильно против. И да, сама Шоу совсем не рада своей беременности. Хотя еще несколько часов назад сожалела, что не способна забеременеть. Но родить неведому зверушку? Одного я не поняла, зачем Дэвид снял с нее крестик?

Слишком умный робот

Дэвид – робот-андроид с высоким интеллектом. Наверное, слишком высоким, ибо он действует сам по себе и следует не только предписаниям людей, но и своим собственным. Понравился эпизод, в котором Чарли спрашивает, зачем Дэвиду скафандр, ведь он даже не дышит. На что тот отвечает, если он будет ходить без скафандра, то люди будут чувствовать себя некомфортно.

Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера, конечно же, красавчик. После новых «Людей Х» я вообще очень трепетно отношусь к этому актеру. Собственно, именно Дэвид притащил заразу на борт корабля и заразил Чарли. Последнего кстати, играет Логан Маршалл-Грин из недавнего фильма «Апгрейд». Зачем ему это было нужно? Скорее всего, чистое любопытство.

Свобода нужна всем…

Вообще, сущность Дэвида раскрывается в его диалоге с Шоу. Она спрашивает, что с ним будет, если некому будет его программировать? На что андроид со свойственным ему бесстрастием отвечает: я стану свободным. И добавляет: с другой стороны, все дети хотят, чтобы их родители умерли.

То есть, Дэвид видимо, давно задумывался над тем, как освободиться от своих хозяев. И самое интересное, что являясь нестареющим и относительно бессмертным, он вполне мог дождаться того момента, когда его некому будет контролировать. И да, ему это удалось даже раньше, но об этом расскажет уже второй фильм «Чужой: Завет».

Гиганты и их роль

А теперь гиганты. Высшая раса с высокими технологиями. Их ДНК и вправду очень похоже на наше. Не исключено, что мы произошли от них. Но что означает эпизод в начале? Видимо, гигант растворился, чтобы создать нашу жизнь.

Что же это была за дрянь, которая заставила их бежать как от огня? Зачем они ее создали? Чем не угодило человечество, что они решили его уничтожить? Если бы не команда «Прометея», если бы они не зашли в тот законсервированный зал, если бы от их присутствия не изменилась атмосфера в той таинственной лаборатории, зараза спала бы себе до скончания веков.

А вот пульт управления кораблем – это нечто. Управление при помощи звуков, вот это технологии, нам такие и не снились. Я, правда, не поняла, что за голограммы, которые сохраняют и отражают события прошлого много лет, видимо, сотен, а может и тысяч спустя.

Пора задуматься…

Собственно, эта фантастическая идея о том, что мы произошли от этих гигантов, вполне может быть правдивой. Ну, вы же в курсе, что обезьяны совсем не наши предки. Более того, по всей вероятности, все с точностью до наоборот. Это обезьяны – потомки людей. Не нас, конечно, но явно человеческой расы, которая умудрилась полностью деградировать.

Мы точно произошли от каких-то пришельцев, остается вопрос – от каких и почему от нас все это так хорошо скрывают. Увы, судя по фильму мы, люди, чем-то сильно провинились перед Создателями. Потому-то они и решили очистить планету. И это хорошее предупреждение для нас. Пора задуматься…

И еще один диалог между Дэвидом и Чарли. Андроид пытается понять, зачем люди хотят узнать, кто и зачем их создал. Потому спрашивает: «а зачем вы, люди, создали меня?». Ответ: «потому, что могли». И шедевральная обратка от Дэвида: «наверное, вы будете разочарованы, если услышите это от своих Создателей».

Чужие наши братья?

В общем, фильм явно содержит больше, чем показывает основная картинка. Ну, или его создатели хотели показать нечто большее, чем можно догадаться с первого просмотра. Но таки да, те самые чужие, о которых сняли целую серию фильмов, судя по кино, являются нашими братьями. Если не по разуму и крови, то по ДНК точно.

Ибо первый чужой родился из тела гиганта, а они являются нашими прародителями. Так что, у нас с этими черными и склизкими существами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Хотя праматерью чужих должна была стать Элизабет Шоу, к счастью, она от такой чести отказалась. А напоследок интересное видео, которое объясняет смысл фильма.

Источник

Большие вопросы

Урок киноанатомии от EMPIRE: публичное вскрытие мифологии «Прометея»

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

«Это самопожертвование», – подтвердил Ридли Скотт, комментируя версию, по которой Инженер выпил черную жидкость, разрушившую его изнутри и «засеявшую» его ДНК, чтобы запустить процесс зарождения жизни. Поступок Инженера, по словам Скотта, «равен, по сути, акту творения».

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Это Земля?
Да. И нет. В книге «»Прометей«: искусство фильма» сценарист Деймон Линделоф задается вопросом: «Что, если к зарождению жизни на Земле причастны инопланетяне?» Сам Скотт не скрывает, что вдохновлялся теориями Эриха фон Деникена. Однако недавно Скотт заметил: «Это могла быть какая угодно планета. Инженер просто выполняет функции садовника в космосе».

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Значит, Инженеры не раз посещали нашу планету на протяжении земной истории?
По словам Скотта, после первоначального сева «эмиссары» бывали на Земле неоднократно. В книге «»Прометей«: искусство фильма» художник-постановщик Артур Макс пишет, что Инженеры, поклоняясь гигантской голове, поклонялись самим себе: «Играя роль Бога во вселенной, они много раз прилетали на Землю и проводили генетическое обновление людей – как нашей физиологии, так и нашего интеллекта».

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Зачем Инженерам оставлять на Земле намеки на то, как долететь до далекого храма, ну или «склада с оружием»?
Это непонятно. Но с последнего визита эмиссаров прошло 2000 лет, и за это время предназначенный для приема гостей развлекательный центр вполне мог превратиться в обширный храм смерти.

Получается, что «приглашение» было аннулировано?
Это если считать, что людей куда-то приглашали; Шоу (Нуми Рапас) не слишком склонна верить своим находкам. Согласно другой теории, оставленные на Земле карты – это своего рода система оповещения Инженеров о том, что человечество достигло стадии межзвездных перелетов. Примерно как в фильме «2001 год: Космическая одиссея».

Что на уме у Дэвида? Он всего лишь слуга Вэйланда или у него есть собственные мотивы?
Линделоф предполагает, что Дэвид – главным образом марионетка Вэйланда, но внутри этой машины может иметься нечто вроде души, на что намекает игра Майкла Фассбендера. Поэтому Дэвид – самый интересный герой фильма.

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Не Дэвид ли выбирает Землю как цель карательной экспедиции, поместив ее голограмму на пульт управления?
Вряд ли, хотя в реплике «иногда для того, чтобы сотворить, нужно уничтожить» кроется мучительная двусмысленность. Скотт ясно дал понять, что уничтожить Землю решили сами Инженеры. Посчитали нужным…

Если Шоу – археолог, откуда она знает столько всего о вскрытии (в сцене с изучением головы Инженера)?
Она не простой археолог, а космический. Из будущего.

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Какое значение имеет фреска, на которой изображены напоминающее Чужого создание и Инженер, который вроде как рожает?
Предполагаем, что появление на фреске Чужого – это всего лишь «дань Гигеру и его изображениям Чужих, без которых фильма не было бы. Герои смотрят на фреску и коротко обсуждают ее. Но что на ней изображено – непонятно». Появившаяся в Интернете теория (за авторством ЖЖ-юзера Cavalorn) гласит, что на фреске изображены созидательная (Инженер «порождает» мир) и разрушительная (Чужой) стороны технологии черной слизи.

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Что это за черви, которых нам показывают, когда люди входят в зал с сосудами?
Возможно, это все, что осталось от созданий, истребивших Инженеров двадцать столетий тому назад? А когда экипаж «Прометея» вновь пробудил слизь, червяки превратились в «хаммерпедов», гадких белых змеенышей.

Почему Дэвид добавил черной слизи в напиток бедного Холлоуэя (Логан Маршалл-Грин)?
По приказу Вэйланда, сообщает Линделоф. «Я мог бы побиться об заклад, – говорит он MTV.com, – что во время разговора с Вэйландом тот отдал некий приказ, заставивший Дэвида подмешать в шампанское Холлоуэя черную слизь. И можно было сказать наверняка, что вскоре после этого Холлоуэй займется сексом с Шоу».

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Почему Холлоуэй видит маленького червяка в своем глазу?
Не исключено, что это первая стадия мутации, как и большие черви в зале с сосудами. Они как раз могут быть глазными червями Инженеров, ведь те были крупнее землян.

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Как «работает» черная слизь? Первый Инженер с ее помощью породил жизнь, Файфилда (Шон Харрис) она превратила в зомби, Холлоуэй от нее заболел, его тело начало деформироваться, через Холлоуэя слизь проникла в Шоу, и внутри нее вырос похожий на кальмара монстр…
Не факт, что вся черная слизь в фильме функционирует одинаково. По уже упомянутой теории Cavalorn’а, слизь воздействует на организм по-разному в зависимости от психического и эмоционального состояния «хозяина». Инженер, будучи бесстрастным «садовником», имел власть над слизью и заставил ее творить. Ну а мы, непросвещенные люди, движимы разрушением. Любопытно, что на ранних набросках слизь превращала Файфилда в нечто, куда больше похожее на Чужого. Иначе говоря, конечная цель черной субстанции в ее разрушительном режиме – это создание Чужих из последующих фильмов. (Может быть, «ирокез» Файфилда тонко намекает на длинную голову Чужого?)

Почему на голограмме, которую включает Дэвид, Инженеры в панике бегут по коридору? Куда делось то, что их испугало?
Можно предположить, что Инженеры бежали от мутировавшей черной слизи, которая перешла в ком-то из них в разрушительный режим (см. выше). А потом… странным образом исчезла.

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Почему автоматическая медкамера предназначена для мужчин, если она установлена в спасательном модуле, принадлежащем Викерс (Шарлиз Терон), женщине?
Потому что на самом деле это медкамера не для нее, а для Питера Вэйланда. Не тупите.

Кадр из фильма

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Правда ли, что Викерс – андроид (способный заниматься сексом)? Уж очень она похожа на Дэвида.
Нет, но их с Дэвидом кое-что связывает. «Между ней и этим героем есть загадочная, трудноуловимая связь, – сказала Терон нам на съемочной площадке. – Все дело в ДНК, в том, что гены Викерс были использованы, чтобы создать Дэвида». Линделоф отмечает, что физическое сходство между Викерс и Дэвидом – вовсе не совпадение. «Разве можно придумать лучший способ унизить дочь, чем создать ее аналог мужского пола?»

Зачем Питер Вэйланд отправился на другую планету? Чтобы найти там источник вечной молодости? Или встретить «Бога»?
Ни то, ни другое. Или и то, и другое. И, поскольку Вэйланд предпочел сохранить свое присутствие на корабле в тайне, ясно, что он любит сюрпризы.

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Зачем снимать Гая Пирса в роли столетнего старика, если в фильме нет сцен, в которых он молодой?
Это для нас загадка. Разве только потому, что куда более молодой Вэйланд появляется в рекламном ролике «Конференция TED 2023»? Очень может быть, что вырезанные сцены с более узнаваемым Гаем Пирсом появятся в грядущей режиссерской версии.

Если тварь в финале – это Чужой, почему он не очень-то похож на Чужих с планеты LV-426 в других фильмах серии?
Потому что это не Чужой. На съемках его называли Священником из-за того, что его голова формой напоминает митру. Есть мнение, что это предшественник Чужого, существо, которое породит Чужих в будущем. ДНК этого создания объединяет гены человека, Инженера и гигантского «трилобита» с щупальцами. На эскизах к фильму мы видим, как оно злонамеренно направляется к потерпевшему крушение кораблю…

Источник

в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей в чем суть фильма прометей. Смотреть фото в чем суть фильма прометей. Смотреть картинку в чем суть фильма прометей. Картинка про в чем суть фильма прометей. Фото в чем суть фильма прометей

Те, кто думает, что «Прометей» станет классикой через несколько лет, как случилось с «Бегущим по лезвию», здорово ошибаются. Скотт через несколько лет после премьеры «Бегущего» смог восстановить режиссерскую версию, которая и стала классикой. А то, что вышло в кинотеатре, было сильно порезано, отличалось от задумки режиссера, имело счастливый конец, который смотрелся как седло на корове. Поэтому было заслуженно забросано гавном.

Покопаемся в сюжете?

Что произошло 2 тыс лет назад на ступнике LV-223?

Но все это, возможно, была не первая попытка истребить инженеров. Вспомните первого «Чужого». Как мог умереть пилот? Может быть, его заразило тоже существо/существа, что расправилось/расправились с инженерами в «Прометеи»?

Маловероятно. Зачем тогда беседовать с людьми и показывать им полигон LV-223? Кроме того, если люди есть, почему их не использовать для своих целей, а рассаживать вокруг себя и рассказывать о далеких звездах?

Почему Дэвид – гавно такое, подмешавшее ученому «черную растишку»?

Вообще местная версия Бендера – это источник веселья. Нам себе на уме, открытым текстом говорит, что стравил члена экипажа. В конце фильма начал проявлять чувства. Видимо, валяться на полу корабля, пока батарейки не сядут, не очень круто. Пришлось примазаться к Шоу.

Персонаж Шарлиз Стерон – андроид.

Планета из «Чужого» – место действие «Прометея».

Почти все сходится. Даже есть Чужой для откладывания яиц в упавшем корабле. Сообщение от опасности оставила Элизабет Шоу. В общем, все классно, но есть два но. Первое: сообщение об опасности, вряд ли Шоу так зашифровала, что его пришлось долго расшифровывать экипажу в «Чужом». Второе: инженер из корабля побежал за доктором; а герои первой части нашли инженера окаменелым в кресле пилота.

Чужой вылезший их мертвого инженера – самый первый Чужой, который будет эволюционировать?

Фрески в зале говорят об противоположном. На одной из картин нарисован классический ксеноморф. Значит, ксеноморфы были и раньше; и инженеры их прекрасно знали. Но инженеры ли создали ксеноморфов?

Остается открытым вопрос: что в вазах? И по цвету и по действию вещество, которое принял археолог, похоже на вещество, которое выпил инженер в начале фильма. Также предназначение зала с головой неясно. Голова, кстати, больше походит на человеческую: у инженеров другие черты лица. И последнее, точного ответа или намека на то, что именно инженеры создали ксеноморфов, в фильме нет.

Инженеры не похожи на слоников. Они существа с лысой головой и довольно развитыми мышцами. Неэмоциональны и не разговорчивы. В общем, инженер – это предок Джейсона Стетхема.

Как появилась жизнь на Земле. Все ясно и красиво, хотя ненаучно.

«Прометей» многое поведал о корпорации из «Чужого».

Инженерам не особо повезло. Либо на них кто-то устроил охоту, либо они заразились своей же продукцией.

Вообще построить полноценную правдоподобную гипотезу, которая объяснит хоть что-нибудь внятно невозможно: всегда какая-нибудь деталь истории будет мешать. От суда третий вариант и самый правдоподобный: у сценариста не было идеи, которую он хотел зашифровать. Он просто сочинял тайны, не особо задумываясь над смыслом.

Ответы, конечно, обесценивают тайну, но отсутствие зацепок или тонких намеков делают ее просто бессмысленной.

А у вас какие мысли про все это? Какие у вас ответы на все эти вопросы? И заранее спасибо, что прочитали мои бред.

Источник

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Смысл фильма «Прометей» (2012)

В ожидании выхода фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» предлагаю освежить в памяти содержание фильма «Прометей» и поискать там скрытые смыслы.

Сформулировать основную идею, которую Ридли Скотт выразил в «Прометее», довольно просто, это будет звучать как-то так:

«Нет никаких богов, которые когда-то создали человека. Нет никакого Рая как места блаженства, куда уходят души умерших. Человечество – результат биологического эксперимента другой цивилизации. Наши создатели совсем не благи с человеческой точки зрения, у них нет схожих моральных принципов, и они не собираются отвечать нам на наши вопросы. Те, кого люди почитали как богов – такие же смертные, как и мы. А Рай – это планета, с которой они пришли.»

В своем фильме Р. Скотт нарисовал довольно пессимистичную и мрачную картину, в которой нет места нашим привычным культурным ценностям — уникальности личности, приоритету творчества над разрушением. Во вселенной «Прометея» всё существует с точностью до наоборот.

«Это цивилизация, но в ее основе лежат совсем нецивилизованные порядки».

Любая культура и цивилизация имеет определенную коллективную установку сознания, которая является доминирующей. Другие, альтернативные установки вытесняются, образуя коллективную Тень. Фильм «Прометей» является ничем иным, как выражением тени нашей культуры. Культуры, вобравшей в себя наследие античности и христианства.

Центральная идея нашего мировоззрения — это уникальность и ценность человеческой личности.

Соответственно, обратной, теневой стороной этой идеи будет представление об индивиде как о чем-то неценном, как о расходном материале. Сцена самопожертвования Инженера говорит именно об этом: в цивилизации Инженеров индивид является биоматериалом для будущих живых организмов.

В фильме присутствует отсылка к значимому для нашей культуры образу распятого Христа. Ему в цивилизации Инженеров противопоставляется образ распятого чужого. Хотя значение этой картины остаётся неясным, но ассоциация возникает вполне определенная: если люди поклоняются Христу как воплощенному благу, то Инженеры, вероятно, поклоняются чужому, который с нашей точки зрения является воплощением зла.

Таких намеков на перевернутые культурные стереотипы в фильме очень много.

По библейской легенде, Ева была создана из ребра Адама. По мысли авторов «Прометея», для создания Дэвида использовалась ДНК Мэридит Виккерс.

Корабль прибывает на планету в Рождество, и капитан наряжает елку – символ Древа жизни. Но в этом теневом мире праздник жизни превращается в торжество смерти.

«я хочу открыть подарки» 26:43

Они хотели открыть Рождественские подарки, а открыли ящик Пандоры (со всеми человеческими несчастьями). 26:43

Творчество во вселенной «Прометея» связывается с необходимостью разрушения.

«Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить» 1:37:45

Это можно расценить как противопоставление библейской идее творения мира из ничто.

Процесс создания фантастического произведения – это не просто активизация творческого воображения, но и погружение в бессознательное. Если перед режиссером стоит задача шокировать или напугать зрителя, то он должен искать такие мотивы, которые являются непривычными для доминирующей установки сознания нашей культуры. Следовательно, он должен погрузиться в наше культурное бессознательное, в тень, и вытащить оттуда содержания, которые мы вытесняем, и которые поэтому пугают нас или, по крайней мере, вызывают дискомфорт.

«я хочу вас напугать»

Мотивы встречи с создателями

Основная направленность действия персонажей выражена в первой части слогана фильма: «Они искали колыбель человечества…»

Давайте выясним мотивы, по которым персонажи отправляются в путешествие для встречи с создателями.

В чем смысл поиска колыбели человечества? Для чего нужно встречаться с создателями?

«Узнать, зачем они нас создали»

— такой ответ слишком поверхностен и указывает на простое любопытство.

На самом деле, у персонажей фильма есть более весомая мотивация. В фильме мы обнаруживаем четыре варианта:

Вейланд. Уверен, что он принес свой плод в этой жизни — у него второй вариант мотивации. Он собрал в своих руках огромные ресурсы и собирается их преумножить. Но его рост сдерживают культурные и биологические ограничения, и он хочет, чтобы создатели освободили его от них. Поэтому третий вариант мотивации – освобождение от ограничений и предписаний – у него тоже присутствует.

В итоге он сам становится жертвой того, чего желал: гибнет от силы, которую не сдерживают рамки морали.

Холлоуэй

«свергнуть все религии».

Это самая настоящая воинствующая установка. Ее можно сформулировать как желание символического убийства создателей. Его как-то угнетает и беспокоит то, что в мире есть люди, верящие в богов, и он хочет освободиться от этого мучительного чувства.

Дэвид. Хотя этот андроид лишь выполняет то, что в него заложил Вейланд, у него есть и собственный тайный мотив встречи с создателями. Он хочет поглядеть на бессмертных, т.к. считает себя похожим на них. Но Инженеры разочаровывают его.

Остальные члены экипажа летят либо из-за чисто научного интереса, либо из корыстных соображений.

Создатели

Создатели, или инженеры, своим внешним видом и функциями напоминают античных греческих богов.

Иерархия «черная жижа – бог инженеров – инженеры – люди» напоминает фрагмент греческой теологии, в которой всё начинается с первобытного хаоса, а затем дифференцируется на различные силы природы.

Инженеры создают новые формы жизни из «черной жижи» и по сути, как и боги, являются оформляющими принципами, которые упорядочивают изначальный хаос. Их отличие от богов состоит только в их смертности.

С психологической точки зрения, они символизируют языческое религиозное мировоззрение, которое было вытеснено христианской культурой.

Основной конфликт

Если мир Инженеров представляет собой нашу культурную тень, то события, показанные в фильме можно истолковать как попытку нашего коллективного сознания выйти за границы культурных стереотипов, за которой следует неизбежная встреча с тенью. Соответственно, мы можем увидеть и возможный результат этой встречи, данный в символической форме.

Важно учитывать то, что в отличие от тех фантастических фильмов, где пришельцы первые вторгаются в наше пространство, т.е. бессознательное прорывается в сознание, в «Прометее» происходит наоборот: культурное сознание намеренно пробуждает «древнее зло» в своих личных интересах и провоцирует заражение сознательных функций содержаниями бессознательного.

Главные действущие лица — Вейланд, Дэвид и Элизабет Шоу — олицетворяют основные коллективные установки сознания.

Вейланд

Питер Вейланд — это доминирующая установка, основанная на мужском принципе. В его руках находятся все ресурсы, которые он направляет туда, куда считает нужным. Корабль создан на средства его корпорации, это значит, что именно этот принцип сознания даёт жизненную энергию для достижения цели.

Отсутствие у Вейланда жены, а также то, что он не любит свою дочь Меридит и не хочет передавать ей свою власть, указывает на то, что женское начало в данной культуре подавлено. Да и сам типаж Меридит Виккерс указывает на подавленную женственность, на ее захваченность мужским принципом.

Стареющий Вейланд хочет получить бессмертие; это означает, что данная культурная установка уже потеряла свою былую мощь, но все еще пытается бороться за свое доминирующее положение.

Дэвид

Олицетворяет чистый интеллект, рассудок, рацио. По идее, рассудок должен служить сохранению жизни человека, а значит, должен вовремя отключаться, давая приоритет жизненному инстинкту, но андроид – это рассудок, оторвавшийся от своего носителя, это отчужденный разум, это техника, которую отпустили на свободу.

Когда человек теряет связь с какой-либо функцией сознания, эта функция погружается в тень, в бессознательное, и начинает вести себя совершенно неожиданным образом. Именно поэтому в фильме Дэвид ведет себя двусмысленно и подвергает опасности жизнь людей.

Кстати говоря, сама идея восстания машин появляется в нашем культурном сознании именно по причине отчуждения рациональной функции и наделении ее чертами тени.

Потеря Дэвидом своего тела после встречи с Инженером означает, что он утрачивает свою самостоятельность и вновь подчиняется доминирующему сознательному принципу, которым теперь стала Элизабет Шоу.

Элизабет Шоу олицетворяет женский принцип. И установку сознания, основанную на иррациональных функциях, на вере и интуиции. Поначалу эта установка является неразвитой и подчиняется мужскому и рациональному принципу, но в итоге становится господствующей.

В финале фильма Шоу с головой Дэвида улетают на корабле Инженеров. То есть, женский принцип одержал верх, стал доминирующим и подчинил себе рацио. А свою жизненную энергию теперь получает из глубинных теневых слоев психики, которые символизирует корабль Инженеров.

Метаморфозы

Таким образом, содержание фильма «Прометей» можно истолковать как возможный сценарий развития нашей культуры, основанной на принципах патриархата и рационализма, и в которой религиозное сознание присутствует в основном в виде неясных интуиций.

Результат интеграции представляет собой уродливых и агрессивных монстров, с которыми сознание худо-бедно справляется при помощи подчиненной функции.

В конечном счете побеждает женское начало, доминирующей функцией сознания становится интуиция, подчиненной – мышление, а жизненная энергия черпается из источников, которые когда-то были подавлены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *